Какие юридические свойства имеет конституцию
Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.
Юридические свойства Конституции– это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.
1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, – учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
4. Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.
6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.
О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.
7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.
8. Программность. Проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1.
10. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Федеральный закон « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации.
2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.
3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами “Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации” с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.
5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.
Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой
1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.
2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.
Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 3238 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Юридические свойства Конституции –ее признаки как Основного закона государства.
Основные юридические свойства Конституции:
– Основной закон государства
– Юридическое верховенство
– База текущего законодательства
– Особый порядок принятия и изменения
– Высшая юр.сила (ч.1ст.15)
– Особая охрана, защита (гражданским обществом, президентом, констит.судом, самой констит-й – порядок пересмотра)
Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.
Конституция- база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу Конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, Конституция принимается парламентом- высшим законодательным органом государства –квалифицированным большинством(не менее 23 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например в США и России).
Юридическое верховенство состоит в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции.
Функции Конституции – различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Основными функциями Конституции являются следующие:
– учредительная
– организаторская
– внешнеполитическая
– идеологическая
– юридическая
1. Учредительная функция состоит:
– в подтверждении существующего общественного порядка
– или создании условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции
Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления- республики вместо монархии) или для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т.д.).
2. Организаторская функция –закрепление определенных «правил игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенном русле развития.
3. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция:
– закладывает основные направления внешней политики
– служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.
4. Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения.
5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция:
– становится основой правопорядка в обществе
– непосредственно порождает права и обязанности
– служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.
9. Развитие отечественной Конституции.
В начале 1990-х гг возникла необходимость смены Конституции. Это было обусловлено следующими причинами:
– Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991г.СССР распался
– Конституция РСФСР 1978г. принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-начале90 гг произошел отход от социалистического строя.
– В 1991г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978г.
– В 1992г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла социалистический уклад экономики.
– Реальностью в России стала многопартийность
– Введен пост Президента РФ, что повлияло на соотношение политических сил в стране
– Старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что обострило борьбу между различными ветвями власти
Эти и другие причины в начале 90-х гг привели к необходимости коренных конституционных реформ и принятия Основного закона.
2. Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР-РФ) и исполнительной (президент, правительство) ветвями власти стала главной причиной торможения конституционного процесса.
Комиссия по подготовке новой Конституции, созданная 22 июня 1990 г. на 1 Съезде народных депутатов РСФСР, разработала проект Конституции РФ. Попытки принять его (весна- осень 1992г., весна 1993г.) окончились безрезультатно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом, что не устраивало сторонников президента (около 45% парламента). В России наступил конституционный кризис.
3. 5 июня 1993г. в Москве сторонники президента открыли Конституционное совещание и выработали свой («президентский») проект конституции.
«Президентский» проект предусматривал:
– чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.)
– слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции
– слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти
– иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.
24 июня 1993г. парламент отказался сотрудничать с Конституционным совещанием, а президент – с парламентом.
21 сентября 1993г. Президент РФ своим Указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, что не было предусмотрено Конституцией.
Противостояние между сторонниками и противниками президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 г. (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).
4. На 12 декабря 1993г. были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.
12 декабря 1993г. Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.
!!!Вопрос раскрыт плохо!!! – искать ответ в интернете!!! Конспект – со стр. 12
10. Конституции (уставы) субъектов РФ как источники российского конституционного права РФ.
Конституции республик в составе РФ
Конституции республик – акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.
Есть только в таких субъектах как республики. Ст.66 КРФ закрепляет, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики.
Наличие конституции у республики напрямую вытекает из ее статуса как гос-ва в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.
Конституция закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:
1) основы взаимоотношений с Федерацией
2) полномочия субъекта
3) систему его органов гос.власти
4) организацию МСУ
5) другое
Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.
В некоторых республиках имеются конституционные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их конституциям.
Установлен особый порядок принятия конституций, их пересмотра, изменения, внесения поправок:
1. принятие конституции отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая конституция принимается на основе всенародного референдума.
2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:
· Президент
· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)
· Правительство
· КС, Арбитражный Суд
3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС республики, правах и свободах граждан.
4. обязательное соответствие КРФ
Уставы субъектов РФ
Уставы субъектов – акты учредительного характера, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.
Есть во всех субъектах (края, области, города фед.значения, авт.область, авт.округа), кроме республик. Статус этих ↑ субъектов, которые являются не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, определяется федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.
Устав закрепляет статус данного субъекта в составе РФ:
6) основы взаимоотношений с Федерацией
7) полномочия субъекта
8) систему его органов гос.власти
9) организацию МСУ
10) другое
Все иные н.а. субъекта не могут противоречить основному закону.
В некоторых областях имеются уставные суды, которые разрешают дела о соответствии всех н.п.а. субъектов Федерации их уставам.
Установлен особый порядок принятия уставов, их пересмотра, изменения, внесения поправок:
1. принятие устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов – квалифицированным большинством.
В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на терр-ии данного субъекта.
В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект м/б внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).
2. вносить предложения о пересмотре, поправках, изменениях могут:
· Депутаты законодат-го органа (1/3, 1/5 и др.)
· Глава исполнительной власти, губернатор
· Граждане (иногда, 2% – в Приморье, 25 тыс. в Саратовской обл.)
· Постоянные комиссии законодат-го органа (Курская обл.)
· Судебные органы, прокурор области (Воронежская обл.)
· Органы МСУ
3. существуют нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных статей или глав. Это главы об основах КС субъекта, правах и свободах граждан.
4. обязательное соответствие КРФ
Республика – гос-во в составе РФ (поэтому есть Конституция) – ч.2 ст.5 КРФ.
Др. субъекты – гос-территориальные образования или нац-террит-е образования.
Источник
Юридические свойства Конституции
Юридическая природа Конституции просматривается в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания.
Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания, являющегося сложным многоплановым правовым феноменом. И только все вместе взятые эти черты и свойства дают полное всеобъемлющее представление о Конституции.
Определение 1
Итак, юридические свойства Конституции – это качественные характеристики, отличающие ее от других законодательных актов (рис. 1). Эти характеристики следующие:
Конституция является основным законом государства;
она имеет юридическое верховенство;
является базой текущего законодательства;
имеет прямое действие;
охраняется правом;
имеет особый порядок изменения.
Рисунок 1. Юридические свойства Конституции
Все основные черты Конституции и ее юридические свойства являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, они не существуют изолированно друг от друга, а оказывают влияние друг на друга и проявляются в системе. Они являются органическим единством, целостной системой, выражающей содержание Конституции.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Юридические особенности Конституции РФ
Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, является писаной и изменяется в жестком порядке.
Конституция РФ имеет прямое действие. Она действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы перестают ей соответствовать. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав.
Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.
Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроля – Конституционный суд РФ. Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров.
Содержательными особенностями Конституции являются:
комплексное, но в то же время сжатое закрепление основ устройства государства и негосударственных институтов;
приоритет в регулировании прав и свобод граждан по сравнению с их обязанностями;
учрежденные федерализм, республиканская форма правления и демократический правовой режим.
Замечание 1
Структура Конституции состоит из преамбулы и двух разделов, В первый раздел включено девять глав и 137 статей. Во второй раздел входит 9 пунктов и он называется «Заключительные и переходные положения».
Юридическая сущность Конституции
Каждой Конституции помимо социально-политической присуща еще и юридическая сущность. Юридическая сущность Конституции – это:
ее особое содержание;
обладание высшей юридической силой;
роль ее в качестве основы текущего законодательства;
принципы действия;
повышенная стабильность.
Замечание 2
Помимо юридической и социально-политической сущности, Конституция характеризуется наличием своей конкретной цели, которая заключается в защите и укреплении существующего общественного и государственного строя.
Из всего сказанного вытекают три основные функции Конституции:
юридическая;
политическая;
идеологическая.
Конституция РФ является основой правопорядка в стране.
Источник