Какие явления относятся к психическим свойствам

Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Содержание

  • Психические процессы
  • Психические свойства
  • Психические состояния

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

1) Познавательные психические процессы:

— ощущение;

— восприятие;

— память;

— внимание;

— мышление;

— воображение;

— речь.

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

— воля.

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Классификация психических состояний

1) Мотивационные состояния:

— желания;

— интересы;

— влечения и др.

2) Эмоциональные состояния:

— настроение;

— депрессия;

— эйфория;

— стресс и др.

3) Волевые состояния:

— решительность;

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

— сон;

— дремота;

— гипноз и др.

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Источник

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Система психических явлений.

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой.

Познавательные – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.

Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов), его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. – индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным Мотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти.

Эмоциональные – иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация.

Волевые – обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др.

Уровни организованности – психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторон.

Источник

Психические явления – Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин “явление” пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин “психические явления” необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю – речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно “читаются” сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы — это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция – обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть “вход” и “выход”, то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений – не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью “напрягать” память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример – эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция – психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека – врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью – всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу – столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие – его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле “цементируется”, – с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается “конфетка” – “цементирование” нашего поведения мы воспринимаем как “конфетку”.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и “отключением” ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния – общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

– мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

– эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

– волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

– состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как “раздражительная усталость” или “веселая настойчивость”. Однако нельзя сказать “целеустремленная усталость” или “веселый стресс”. Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности – это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу – предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как “обладающий памятью” или “похожий на ручеек”.

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения – тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Источник

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления1.

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Источник