Какие из указанных свойств характеризуют человека как индивида
Термин “индивид” переводится с латинского языка как “неделимый”. Ему дается следующее определение. Индивид – это конкретная особь, сочетающая в себе комплекс качеств, данных с рождения, и свойств, приобретенных при жизни. В социологии он является отдельным представителем человеческого вида.
Индивид представляет собой человеческое существо, которое несет в себе набор генетически заложенных качеств, а также индивидуальные характеристики, приобретенные в обществе. В нем проявляется принадлежность человека к определенному виду.
Каждый рождается индивидом. Со временем люди приобретают опыт и переходят на новый уровень, становятся личностью.
Понятие “индивид” в психологии
При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.
Понятие “индивид” в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид – это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.
Свойства, характеризующие индивида
Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.
Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.
Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Психологическая характеристика индивида
Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.
По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.
Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.
Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, – как пластичность поведения.
Человек как индивид
Каждое поколение людей задается вопросом о генетически заложенной в нем информации. Ведь человек является феноменом, которому присущи разнообразные свойства, данные ему с самого его рождения. Он – дитя природы, существо, имеющее организм и взаимодействующее с окружающим миром, хотя и отличающееся от других живых существ. Человек подчиняется с рождения не только законам вселенной, но и правилам общества.
Функционирование индивида является продолжением эволюции. С каждым новым поколением усложняются человеческие качества и свойства. Характеристика индивида включает в себя все эти изменения. Человек рассматривается со всеми его природными основами и свойственной ему психологией, темпераментом и задатками.
Человек как личность
Называя себя людьми, мы лишь отделяем себя от других живых существ. Не каждый человек может назвать себя личностью. Так как, чтобы ею стать, нужно дойти до определенного этапа развития.
В первую очередь человек как личность должен быть значимым и активным в обществе, то есть должен успешно с ним взаимодействовать. Ведь он является частью социальной среды и не может существовать без нее.
Каждый человек проходит определенные этапы развития. Его учат всему, что могут передать окружающие его люди. Посредством такого взаимодействия и формируется личность. Все его мысли и действия порождены влияниями общества, хотя и носят индивидуальный характер. Это означает, что личность не отделяется от общества, его поведение зависит от условий социальной среды, в которой он развивается.
Определение личности
Человек – член общества. Личность – результат взаимодействия с социальной средой. Но она состоит не только из качеств общества, но и из определенных биологических свойств, данных ему от рождения. В психологии социальное и генетическое всегда взаимосвязаны. Но, тем не менее, понятия “человек” и “личность” не являются синонимами. Последнее всегда связано с развитием в социальной среде. Понятие “человек” более упрощено в психологии. Индивид – это более синонимичное определение для него.
Личность взаимодействует с другими людьми, развивается психологически, имеет свои индивидуальные проявления, которые зависят от того, на кого они ориентированы. Например, на семью, друзей или коллег.
Личность всегда организованна, высокоразвита и ответственна. Именно эти черты отделяют ее от понятия “индивид” и поднимают ее на ступень выше.
Чем отличается индивид от личности?
Как говорилось выше, понятие “человек” всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он – носитель генетической информации. Личность же – более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.
Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.
Изучение личности
В психологии существуют различные методы для изучения человека. Личность исследуют, используя следующие подходы.
Первый из них называется биогенетическим. Основой этого направления является изучение биологического созревания личности.
Следующий подход – социогенетический. Он рассматривает появление человека на свет с определенными вложенными в него свойствами и приобретение им других качеств благодаря взаимодействию с социальной средой, в которой он находится.
Третий подход к изучению личности – это психогенетический. Он рассматривает и биологические данные, вложенные с рождения, и социальные условия. Однако на первом месте при изучении находится развитие психических процессов, интеллекта.
При исследовании человека можно увидеть процессы становления индивида личностью и даже наоборот.
Понятие “индивидуальность”
Каждая личность самобытна и отличается от других. Для определения уникальности человека используют термин “индивидуальность”.
Он означает неповторимость, отличие. При этом индивидуальность может выражаться с биологической точки зрения, психологическим развитием, а также во взаимодействии с обществом.
Стоит отметить, что не каждый индивид может быть уникальным. Это связано опять-таки с развитием. В психологии индивид – это, прежде всего, просто человек, наделенный теми качествами и характеристиками, которые даны ему генетически. Индивидуальность же подразумевает собой не только биологические данные, но и приобретенные свойства, отличающие от всех других представителей человечества.
Свойства индивида в психологии не рассматриваются как широкий спектр качеств. Индивидуальность же подразумевает разнообразные уникальные характеристики человека.
Индивидуальность и личность
Человек, как правило, развивается при жизни, приобретает различные качества, которые отличают его от других, то есть он уходит от определения “индивид”. Индивидуальность, личность в психологии – эти понятия и отображают этот переход. Они означают, что человек наделен теми свойствами, которые отличают его от других людей.
Индивид не обладает индивидуальностью, а личность характеризуется ею. Как говорилось ранее, все это связано с развитием человека. Тот, кто не развивается, обладает лишь переданной ему генетической информацией, обозначается термином “индивид”. Это в психологии определение роста человека. Таким образом, мы видим, как из индивида выходит личность. Но стоит помнить, что не каждый человек – личность. Индивид, индивидуальность – не тождественные понятия. Чтобы человек стал индивидуальным, он должен стать личностью. Это понятие синонимично определению “индивидуальность”. То есть эти оба термина обозначают высокоразвитого человека, способного успешно взаимодействовать с социальной средой.
Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”
От всех живых существ заметно отличается человек. Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия могут делить людей на несколько категорий, что делает их более сложными по отношению к другим представителям животного мира.
Любое существо, которое относится к роду человеческому, можно назвать одним термином – индивид. Но не каждое существо можно назвать личностью. Как говорилось ранее, чтобы стать личностью, необходимо обладать высокоразвитостью. Также вести активную и успешную жизнедеятельность в обществе. То есть понятия “индивид” и “личность” не родственны. Они в некотором смысле противоположны. То же самое можно сказать о соотношении терминов “индивид” и “индивидуальность”. Последнее понятие характеризует личность. Индивидуальность – показатель высокоразвитости человека.
Соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность” стоит рассматривать как некую эволюцию человека. При рождении он находится на первой ступени развития. Спустя время, он получает новые свойства, которые смешиваются с его генетической информацией. Он становится уникальным, то есть приобретает индивидуальность. Позже он развивается психологически, становится осознанным, деятельным, ответственным, способным на успешное взаимодействие с социальной средой. Его уже можно назвать личностью.
Таким образом, можно разделить людей на две большие категории. Не развивающийся, пользующийся лишь базовыми свойствами, данными от природы, необразованный человек, не играющий особой роли в обществе, относится к первой группе. Это индивид. Индивидуальность, личность – в психологии эти понятия характеризуют социально активных людей, образуют вторую категорию.
Вместо заключения
Каждый человек пытается найти свое место в обществе. Старается стать личностью. Для этого ему необходимо играть определенную роль, выполнять значимые функции. Тот, кто постоянно развивается, выходит на новый уровень. Такой человек – личность. “Индивид”, “индивидуальность” – эти понятия остаются уже позади. Ведь высшая степень развития каждого человека – это становление личностью.
Источник
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Задание 1.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания
Индивид: хорошая моторная координация, мечтательность, лень, адаптационные возможности, темперамент, возбудимость, близорукость, сила нервной системы.
Индивидуальность: медлительность, сообразительность, яркость проявления черт, решительность, математические способности, литературная одаренность.
Личность: Аккуратность, общительная, сила воли, самолюбие, упрямство, выразительная мимика, реактивность, направленность.
Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?
Нет, сложности возникали, ведь Личность вырастает из индивидуальности и индивида, в связи с этим сложно разграничить некоторые понятия.
2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?
Я считаю, что черты индивида, могут становиться чертами индивидуальности и личности. Это три ступени, которые идут друг над другом и полностью взаимосвязаны. Например, мы рождаемся с темпераментом и приобретаем характер. Характер и темперамент неотъемлемые составляющие Личности, Индивида и Индивидуальность. В ходе социализации человек может сознательно развивать какие-либо черты своего характера, в связи со своим темпераментом он может становиться учёным или циркачом. И учёный и циркач определенно будут считаться личностью, которые будут иметь своё мировоззрение и понятие о жизни и т.д. Но когда-то в прошлом и учёный и циркач был индивидом, и в труде и процессе социализации они доросли до Индивида а затем до личности.
Задание 2.
Упражнения. Вставьте пропущенные слова в предложениях:
1. В личности выделяется, прежде всего, ее сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать ЛИЧНОСТЬЮ.
2. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его МИРОВОЗЗРЕНИЮ окончательно оформиться и эффективно проявляться.
3. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, определяющихся особенностями организма человека.
4. Внутренними предпосылками развития личности выступают АКТИВНОСТЬ и желание, а также МОТИВЫ и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Задание 1.
Прочитайте отрывок из работы Д.А. Леонтьева «Очерк психологии личности». В чем автор видит ограниченность типологий личности? Какие проблемы возникают при использовании понятия черты личности?
В своём очерке, Д.А. Леонтьев, говорит о типологизациях личности, о том, что они различны, но все – ограничены: ярлыками, стереотипами, категориями. Подводя какого-либо человека под определённый тип, мы на него навешиваем ярлык и не можем дать ему возможности показать себя с другой стороны, не даём себе возможности узнать больше человека и опровергнуть или подтвердить присвоенный нами тип для человека. Кроме этого, описывая какой-то тип, мы используем определенные черты, и чаще всего они оценочны. Что не даёт нам возможность быть рассудительным и объективным человеком. Ведь нас самих, можно отнести к разным типам так же легко, как мы относим других. Люди всегда разные, во всех ситуациях, сегодня вечером он герой для соседки, а завтра утром он изгой для школы. ..
Задание 2.
Познакомьтесь с тем, как С.Л.Рубинштейн определяет, что такое характер (излагается по работе В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева). Каково место характера в структуре личности? Как происходит становление характера?
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, устойчивые черты характера, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера это черты личности, но не все черты личности черты характера. Характер складывается прижизненно, а его черты берут свои истоки, начиная с ситуационных мотивов и деятельности человека. Наше побуждение к тому или иному действию и будет являться индивидуальной чертой характера в генезисе, а для того чтобы это стало свойством человека данная черта должна генерализоваться, т.е распространиться на все ситуации сходные с первой. Таким образом, наш характер – это закономерное проявляющиеся свойства к определённым поступкам, действиям.
ЭМОЦИИ И ВОЛЯ.
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
Задание 1.
Какие особенности эмоций и воли Вы вычленяете из следующих высказываний:
1.1. «Kaк значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер). Побуждающие эмоции и чувства
1.2. «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Соломон Мудрый). Настроение
1.3. «Страсти пагубны потому что они ослепляют человека» (Эзоп). Непроизвольная активность человека.
l.4. «Тверже тот, кто побеждает желание. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает» (Аристотель). Волевое усилие
1.5.«Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад). Функции воли: регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
Задание 2.
Рассмотрите коммуникативную функцию эмоций и ответьте на частные вопросы текстов.
2.1. Вчувствование во внутренний мир другого протекает достаточно сложно и определяется эмпатийными тенденциями, которые имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, установлено, что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа содержательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей. А как проявляются следствия эмпатийного взаимодействия у преподавателей?
Многие учителя могут дать эмоциональный отклик на переживания ученика или его родителя, коллеги, а некоторые в процессе эмпатии могут запутываться в своих чувствах и уже не сопереживать а переживать как будто свою проблему, но опытные педагоги способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам и разграничивать себя. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и удачно выстраивать коммуникацию с коллегами, детьми и их родителями.
2.2. Внутренний, духовный, эмоциональный мир человека бесконечно богаче содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений, чем передаваемые другому человеку с помощью мимики, жестов, слов и движений всплески этих состояний.
Сказываются ли здесь и трудность передачи своего внутреннего состояния другому? Как может быть решена задача самовыражения, адекватного внешнего проявления внутреннего состояния?
Трудность передачи своего внутреннего состояния очень важна. Мы желаем, чтобы нас понимали и принимали. Все наши переживания в первую очередь отражаются в глазах. Я думаю, что наши глаза – говорят за нас. Когда мы спокойны и они безмятежны, когда мы счастливы и переполнены позитивными эмоциями глаза становятся маленькими свечечками, когда нам плохо, эти свечки тухнут и в глазах явно прослеживается грусть… Нам, безусловно, сложно выражать все свои чувства, когда мы находимся в их пике, когда нас охватывает истерика или восхищение, то никак не выразить словами, но на помощь к нам приходят жесты и мимика. Они о многом говорят и помогают нам, мы очень часто совершаем бессознательные движения, которые могут нам например помочь «достать мысль», которая ну никак не может прийти на язык. Каждый человек самовыражается так, как может, как привык, как хочет. Он может в порывах грусти или страсти рисовать, писать, как бы переносить свои чувства на что-то, что потом может ему напомнить о них, когда они сбавят свои обороты и не будут уже такими сильными. Некоторые предпочитают выговариваться, рассказывать какую-то часть переживаемого состояния, а некоторые оставлять в себе. Иногда от переполняемой радости человек буквально разрывается позитивными эмоциями, он желает прыгать от счастья, совершать безумства, но он может находиться, например, в автобусе, что не позволит ему это совершить, так окружающие его люди не поймут и скорее всего, позвонят в 03. Поэтому, какими бы ни были наши переживания, в первую очередь мы должны сохранять самообладание и суметь направить их в нужное русло.
2.3. Между людьми отмечаются существенные ра3личия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например, необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение. Чем Вы можете объяснить подобное различие между людьми?
Такое различие между людьми, возможно, определяется темпераментом, характером и воспитанием. Мы все – разные, и воспринимаем каждое событие по-разному, то, что важно для нас, может быть неважно для других. Наши родители и друзья многому учат нас, подают пример, и мы перенимаем этот опыт. Наш темперамент – фундамент нашей психики, который будет определять наши реакции на события. Так как темперамент у всех разный то и переживания будут различны. Аналогично происходит с характером. У каждого человека есть свои определённые свойства характера, которые показывают отношению к чему или кому либо, и в связи с этим будет различное восприятие и переживание каких-либо эмоции и поступков.
Задание 3.
Действием какого психологического механизма могут быть объяснены воспоминания героини романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Катюши Масловой?
Механизм защиты – вытеснение.
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. «Я – КОНЦЕПЦИЯ»
Задание 1.
Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «…Мое собственное „Я” должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируйте его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» личности.
«Я-Концепция» — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. В данном выражения Э. Фромма прослеживаются все три составляющие «Я-Концепции»: когнитивная, оценочная, поведенческая. Я согласна с этим философом, если не любить себя, то ты не сможешь полюбить других. Мы всё пропускаем через себя. Человек должен любить себя и уметь давать себя любить, любя себя он способен дарить счастье другим и соответственно себе. Человек формирует своё представление о себе на протяжении всей жизни, затем он оценивает их и показывает их в деле. В этом выражении философ сохраняет цепочку «Я-концепции», он представляет любовь к себе и другим, и говорит, как эта любовь должна проявляться.
Задание 2.
Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деникина с точки зрения формирования отношения к себе.
«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалльной системе).
То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я посвятил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу „математическое” сознание прояснилось, я начинал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь трудной задачи доставляло мне истинную радость… Учитель Епифанов был влюблен в свою математику… В классе он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо… Класс дал им название „пифагоров”… Во время заданной классной задачи «Пифагоры» усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее…
Источник