Какие из приведенных ниже свойств трапеции являются существенными
Беседа 5. Математические понятия и их определения
Всякий математический объект обладает какими-то свойствами. Так, например, треугольник обладает такими свойствами: имеет три стороны; 2) три внутренних угла; 3) шесть попарно равных внешних углов и т. д. Подобные утверждения о наличии или отсутствии у данного объекта какого-либо свойства называются суждениями. Вот еще примеры суждений: 1) четырехугольник имеет две диагонали; 2) за каждым натуральным числом непосредственно следует в натуральном ряду другое натуральное число; 3) четное число делится на два и т. д.
Суждениями являются также предложения, указывающие на отношения или связи объектов, например: “5 больше 3”, “АВ является стороной треугольника ABC“, “Угол А не является смежным с углом В” и т. д. А вот вопросы или требования не являются суждениями.?
Среди свойств какого-либо объекта имеются существенные и несущественные для его определения. Свойство является существенным, если оно присуще этому объекту и без него оно не может существовать. Несущественные свойства – это обычно случайные, их отсутствие, как правило, не влияет на существование объекта. Заметим, что при решении конкретных задач несущественные вообще свойства объектов могут иметь и существенное значение для решения данной задачи.
Рис. 3
Рассмотрим, например, равнобедренный треугольник, изображенный на рис. 3. Его свойства: 1) стороны треугольника АВ и ВС равны; 2) медиана BD перпендикулярна основанию АС и делит угол В пополам – это существенные свойства этого треугольника. А вот свойства: 3) основание АС равнобедренного треугольника ABC горизонтально или 4) вершина равнобедренного треугольника обозначена буквой В – являются несущественными. Если мы как-то повернем этот треугольник и его основание при этом окажется расположено не горизонтально или обозначим вершину какой-то другой буквой, то ведь треугольник не перестанет быть равнобедренным.
Поэтому, чтобы понимать, что это за объект, достаточно знать его существенные свойства. В этом случае говорят, что имеется понятие об этом объекте. Следовательно, понятие – это целостная совокупность суждений о существенных свойствах соответствующего объекта. Эта совокупность взаимосвязанных свойств объекта (поэтому она называется целостной) называется содержанием понятия об этом объекте.
Заметим, что когда говорят о математическом объекте, то обычно имеют в виду все множество объектов, обозначаемых одним термином (названием). Так, когда говорят о математическом объекте – треугольнике, то имеют в виду все геометрические фигуры, являющиеся треугольниками. Множество всех треугольников составляет объем понятия о треугольнике. Точно так же множество всех натуральных чисел составляет объем понятий о натуральном числе. Следовательно, объем понятия – это множество всех объектов, обозначаемых одним и тем же термином.
Итак, всякое понятие имеет определенный объем и содержание. Они взаимосвязаны: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот: чем меньше объем, тем больше содержание понятия. Так, например, объем понятия “равнобедренный треугольник” меньше объема понятия “треугольник”, ибо в объем первого понятия входят не все треугольники, а лишь равнобедренные. А вот содержание первого понятия, очевидно, больше содержания второго, ибо равнобедренный треугольник обладает не только всеми свойствами треугольника, но и особыми свойствами, присущими только равнобедренным треугольникам.
В содержание понятия о каком-либо математическом объекте входят много различных существенных свойств этого объекта. Однако, для того чтобы распознать объект, установить, принадлежит ли он к данному понятию или нет, достаточно проверить наличие у него лишь некоторых существенных свойств. Указание этих существенных свойств объекта понятия, которые достаточны для распознавания этого объекта, называется определением понятия.
Всякое определение математического понятия строится обычно так: сначала указывается название объекта этого понятия, затем перечисляются такие его существенные свойства, которые позволяют установить, является ли тот или иной предмет объектом данного понятия или нет.
Например, определение параллелограмма: “Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны”. Как видим, это определение построено так: сначала указано название объекта определяемого понятия – параллелограмм, затем указаны такие его свойства: 1) параллелограмм – это четырехугольник; 2) противоположные его стороны параллельны. Первое свойство – это указание того более общего понятия, к которому принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым по отношению к определяемому понятию. В данном случае родовым понятием для параллелограмма является четырехугольник. Второе свойство – это указание видового свойства, которое отличает параллелограмм от других видов четырехугольника. Вот еще пример определения: “Четными числами называются такие натуральные числа, которые кратны числу 2”. Это определение, так же как и предыдущее, построено по такой схеме:
В данном случае мы имеем: название определяемого понятия – четные числа, родовое понятие – натуральные числа, видовые отличия – кратны числу 2.
Определение понятий по этой схеме называется определением через род и видовые отличия.
Иногда в математике встречаются и другие способы определения понятий. Рассмотрим, например, определение треугольника: “Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков”. В этом определении указано родовое понятие для треугольника – фигура, а в качестве видового отличия указан способ построения такой фигуры, которая является треугольником: нужно взять три точки, не лежащие на одной прямой, и соединить каждую их пару отрезком. Такое определение называется генетическим (от слова генезис – происхождение). Вот еще пример генетического определения: “Симметрией относительно точки называется такое преобразование фигуры F в фигуру F’ при котором каждая точка X фигуры F переходит в точку X’ фигуры F’, построенной следующим образом: на продолжении отрезка ОХ за точку О откладывается отрезок ОХ’, равный ОХ“. Здесь в качестве видовых отличий преобразования симметрии относительно точки от других видов преобразований указан способ построения точек фигуры F’, симметричной фигуре F относительно точки О.
Встречаются в математике и такие определения, в которых указывается, как можно получить объекты определяемого понятия один за другим по порядку. Например, определение арифметической прогрессии дается таким образом: “Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией”. Здесь определяемое понятие – арифметическая прогрессия, родовое понятие – числовая последовательность, в качестве видового отличия указан способ получения всех членов прогрессии, начиная со второго, состоящий в том, что для получения какого-либо члена надо к предшествующему члену прибавить одно и то же число. Это определение можно записать в виде следующей формулы:
Такое определение называется индуктивным (от слова индукция – наведение на умозаключение от частного к общему) или рекуррентным (от слова рекурсия – возвращение).
Однако не все математические понятия могут быть логически определены указанными выше способами. Действительно, каждое определение математического понятия сводит определяемое понятие к более широкому (более общему, т. е. имеющему больший объем) родовому понятию, определение родового понятия сводит его к еще более широкому понятию и т. д. Очевидно, что этот процесс сведения одних понятий к более широким, более общим понятиям должен иметь конец, он не может быть бесконечным. Иными словами, в конечном итоге определения понятий мы должны прийти к таким понятиям, которые уже не сводимы к другим, т. е. они логически не определяемы. Такие понятия в математике называются первичными или основными.
Например, определяя параллелограмм, мы сводим его к понятию четырехугольника, определяя четырехугольник, мы сводим его к понятию многоугольника, затем к понятию геометрической фигуры, которая сводится при определении к понятию точки. Понятие точки уже является не определяемым, т. е. первичным. Первичными понятиями в математике, кроме точки, являются понятия прямой, плоскости, принадлежать, числа, множества (совокупность) и некоторые другие.
Итак, второе, чему нужно научиться в математике, – это умению строить определения математических понятий каким-либо способом. Это умение довольно сложное, и мы о нем поговорим еще в следующей беседе. А пока выполните следующее задание, чтобы закрепить те сведения, которые вы получили в данной беседе.
Задание 3
3.1. Какие из приведенных ниже свойств трапеции являются существенными, а какие несущественными:
а) Две стороны трапеции параллельны.
б) Оба угла при большем основании острые.
в) Сумма углов трапеции, принадлежащих к одной боковой стороне, равна 180°.
г) Основания трапеции горизонтальны.
д) Оба угла при меньшем основании трапеции тупые.
3.2. Как связаны между собой математические объекты и математические понятия?
3.3.Укажите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями, а какие ими не являются:
а) В треугольнике проведены три медианы.
б) Медианы треугольника пересекаются в одной точке.
в) Чему равно произведение степеней с одинаковыми основаниями?
г) Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов множителей.
3.4. В приведенных ниже определениях выделите название объектов определяемых понятий, родовое понятие и видовые отличия:
а) Числа, которые можно записать в виде обыкновенных дробей, называются рациональными.
б) Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
в) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
г) Если точка О является серединой отрезка АВ, то точки A и В называются симметричными точками относительно точки О.
3.5. Сформулируйте генетическое определение окружности, зная, что она образуется в результате вращения отрезка на плоскости вокруг одного из его концов, второй конец этого отрезка в этом случае описывает окружность.
3.6. Члены последовательности Фибоначчи (ок. 1170-1250) задаются с помощью следующей формулы: аn+2=аn+1+an. Сформулируйте определение этой последовательности. Какое это определение?
3.7. Приводим следующее описание построения перпендикулярных прямых: “Пусть а и b – две пересекающиеся прямые. При их пересечении образуются четыре угла. Пусть α – один из этих углов. Тогда любой из остальных трех углов будет либо смежным с углом α, либо вертикальным с углом α. Отсюда следует, что если один из углов прямой, то остальные углы тоже прямые. В этом случае мы говорим, что прямые пересекаются под прямым углом, и называем их перпендикулярными“.
На основе этого описания сформулируйте определение перпендикулярных прямых.
3.8. Модуль числа определяется следующей формулой:
Сформулируйте словесное определение модуля числа.
3.9. Последовательность называется возрастающей, если каждый ее член больше предыдущего члена. Запишите это определение с помощью формулы.
3.10.Как вы знаете, равнобедренный треугольник – это такой треугольник, у которого две стороны равны, а правильный треугольник – это такой, у которого все стороны равны. Является ли правильный треугольник равнобедренным?
3.11. Укажите ближайшие родовые понятия для следующих понятий: а) квадрат; б) степень с натуральным показателем; в) вертикальные углы; г) простое число; д)хорда.
3.12. Укажите несколько родовых понятий для понятия ромб.
3.13. Нужно ли (и можно ли) доказывать определения?
hydra market
Источник
Упражнения по математике как средство создания проблемных ситуаций.
Под проблемным обучением мы понимаем систему проблемных ситуаций, которая специально создается учителем на уроке с помощью упражнений.
Возникает вопрос: «Каким образом создать проблемную ситуацию с помощью упражнений?» Отвечая на поставленный вопрос, приведем примеры различных видов упражнений, а именно: 1) упражнения в процессе формирования понятий: 2) упражнения при организации усвоения теорем: 3) упражнения в процессе формирования умений.
Рассмотрим упражнения в процессе формирования понятий.
Первым этапом при формирования понятий является мотивация введения понятия. Уже на этом этапе учитель может создать проблемную ситуацию.
1.Введению медианы треугольника можно предпослать упражнение: «Треугольник АВС-равнобедренный (АС=СВ). СК-высота, опущенная из вершины С. Доказать, что АСК=ВСК? После доказательства, обращаем внимание на то, что отрезок СК соединяет вершину треугольника с серединной противолежащей стороны, что делает возможность ввести понятие медианы треугольника.
Важнейшим этапом формирования понятий является усвоение логической структуры определения. Приведем примеры упражнений, способствующих этому:
Понятие трапеции.
1)Является ли четырехугольник трапеций, если известно, что две его стороны параллельны. Если нет, измените условия так, чтобы из него последовало, что четырехугольник был бы трапеций. 2)Какие из приведенных ниже свойств трапеции являются существенными, а какие несущественные: а)Две стороны трапеции параллельны. б) Оба угла при меньшем основании трапеции тупые. В) Сумма углов трапеции, принадлежащих к одной боковой стороне, равна 180°.
Понятие квадрата.
Какие из нижеперечисленных определений являются правильными? К каждому неправильному определению приведите пример, иллюстрирующий его ошибочность: 1)Квадратом называется ромб, у которого диагонали равны; 2) Квадратом называется многоугольник, все стороны и все углы которого равны между собой; 3) Квадратом называется такой многоугольник, у которого четыре стороны и четыре угла равны между собой; 4) Квадратом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.
Понятие равных треугольников.
1)Что нужно знать, чтобы утверждать равенство треугольников АВС и ДМN?
2) А= Р, В= N, C=O. Равны ли треугольники АВС и PNO? Дополните условие так чтобы из него следовало равенство треугольников АВС и PNO.
Понятие арифметической прогрессии.
1)Даны последовательности: 2, 4, 6, ….,+2,…;
-8, -3, 2, 7,…. ,+3,…;
, , 1, 3….;
, +10, +10,….,,+10,….;
,+d, +d,…., +d,…. .
Назовите последовательности, члены которых обладают общим свойством.
2)Даны последовательности: а)1,5,9,…,+4; б)3,2,1,0 ; в)1,-1,1,-1,…,г) 0,-6,…,,-6….; д)1,2,4,8,,…Какие из указанных последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
3) Чему равен первый член и разность арифметической прогрессии: а) 11,13,15,….; б) -2,-2,-2,…; в) 3,3+, 3+2,…; г) -2,5, -1,8; -1,1;…?
4)Найдите разность арифметической прогрессии, если =8, =72.
5) Число -59 является членом арифметической прогрессии 1,-5,….Найдите его номер. Является ли число -46 членом этой прогрессии?
Понятие равнобедренного и равностороннего треугольника.
1) Истинны ли высказывания: а) всякий равносторонний треугольник является равнобедренным; б) всякий равнобедренный треугольник является равносторонним; в) всякий треугольник является или равнобедренным или равносторонним
2)Может ли равнобедренный треугольник быть остроугольным, тупоугольным, прямоугольным? Тот же вопрос относительно равностороннего треугольника.
Источник
Совокупность учебных заданий по теме «Трапеция» (8 класс)
Задание 1. Назовите признак, по которому данные геометрические фигуры разделены на группы.
1 группа
2 группа
3 группа
Задание 2. Исключить лишнее понятие среди данных. Указать причину.
а) параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция, квадрат.
б) четырехугольник, пятиугольник, ломаная, треугольник, восьмиугольник, шестиугольник.
Задание 3. Сформулировать определение трапеции через указание ближайшего рода и видовых отличий.
Задание 4. Записать данное определение символически, прочитать запись.
Задание 5. Заполнить пропуски в предложениях так, чтобы они были верны.
Каждый четырехугольник имеет …… вершины, …… стороны и …. диагонали. Четырехугольники бывают выпуклыми и ……………. Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны называется …………………………………………………….
Четырехугольник, у которого …………………………………………… называется трапецией. Параллельные стороны трапеции называются………………….., а две другие ……………………………………
Трапеция является ………………………….., если ее боковые стороны равны. Трапеция, в которой один из углов прямой, называется ……………………. Трапеция является …………………….. многоугольником.
Сумма углов выпуклого четырехугольника равна …………………… Площадь трапеции равна (записать формулировку) ………………………………
……………………………………………………………………………….
Задание 6. Среди предложенных формулировок выбрать правильную. Ответ обосновать.
а) трапеция – это невыпуклый многоугольник.
б) трапеция – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
в) трапеция – это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
Задание 7. Составить трапецию, используя следующие модели геометрических фигур:
а) квадрат и прямоугольный треугольник;
б) две трапеции;
в) два прямоугольных треугольника;
г) равносторонний треугольник и прямоугольный треугольник;
д) два равнобедренных треугольника;
е) три равносторонних треугольника;
ж) четыре прямоугольных треугольника;
з) прямоугольник и два прямоугольных треугольника.
Задание 8. Разрежьте квадрат на части, как показано на рисунке 1, перемешайте их и затем сложите трапецию.
рис.1.
Задание 9. Какие из приведенных ниже свойств трапеции являются существенными, а какие несущественными:
а) две стороны трапеции параллельны
б) оба угла при большем основании острые.
в) сумма углов трапеции, принадлежащих к одной боковой стороне, равна 1800
г) основания трапеции параллельны
д) оба угла при меньшем основании трапеции тупые
Задание 10. Укажите свойство, вытекающее из следующего условия в силу определения трапеции: известно, что четырехугольник MNPQ – трапеция (NP и MQ – ее основания).
Задание 11. Исследовать углы равнобедренной трапеции.
Задание 12. Исследовать диагонали равнобедренной трапеции.
Задание 13. Сформулировать утверждения, обратные свойствам равнобедренной трапеции и выясните их справедливость.
Задание 14. Верно ли утверждение: Диагонали равнобедренной трапеции точкой пересечения делятся пополам. Ответ обосновать.
Задание 15. Постройте равнобедренную трапецию ABCD:
а) по основанию AD, углу А и боковой стороне АВ;
б) по основанию ВС, боковой стороне АВ и диагонали BD.
Задание 16. Выполнить обобщение темы «Трапеция» с помощью структурирования материала учебника по предложенной схеме, используя следующие понятия:
Параллелограмм, трапеция, многоугольники, выпуклые многоугольники, четырехугольники, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция, невыпуклые многоугольники.
Задание 17. Составить вопросы по теме «Трапеция», задать вопросы товарищу.
Задание 18. Ответьте на вопросы:
а) можно ли считать формулу площади треугольника частным случаем формулы площади трапеции?
б) можно ли считать формулу площади трапеции обобщением формулы площади прямоугольника?
Задание 19. Запишите формулу площади трапеции. Выразите из нее высоту.
Задание 20. Сформулировать теорему о площади трапеции.
Задание 21. Сформулировать основную идею (прием) доказательства теоремы о вычислении площади трапеции.
Задание 22. Составить план и чертеж доказательства теоремы о вычислении площади трапеции.
Задание 23. Самостоятельно записать доказательство теоремы с использованием соответствующей символики.
Задание 24. Составить вопросы по доказательству теоремы о площади трапеции, задать их товарищу, ответить на его вопросы.
Задание 25. Дать рецензию на ответ товарища.
Задание 26. Найдите ошибку в решении задачи.
B C Дано:
АВСD – равнобокая трапеция.
ВН – высота.
A Н С1 D ВС=8 см, AD = 10 см.
Найти: АН
Решение:
Пусть см.
, значит см.
Ответ. см.
Задание 27. Решите задачу: Основания равнобокой трапеции равны и , боковая сторона образует с основанием угол 450. Чему равна ее площадь? Сколькими способами можно решить задачу?
Источник