Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом биологическим фактором
3. Основными признаками личности являются:
а) активность, индивидуальность, субъективность, речь;
б) включенность в общественные отношения, активность, участие в совместной деятельности, развитое самосознание;
в) наличие психики, сознание, самосознание, общение.
4. Согласно теории З.Фрейда, структура личности человека состоит из трех компонентов: «Оно», «Я», «сверх-Я»
5. В каком из следующих отношений находятся понятия:
“человек” (А) – “личность” (Б)
6. В каком из следующих отношений находятся понятия: “индивидуальность” (А) – “личность” (Б)
7. В каком из следующих отношений находятся понятия:
“индивид” (А) и “индивидуальность” (Б)
8. Биогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так: в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма
9. Социогенетическое направление проблему соотношения биологического и социального в личности решает так:объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми
10. В каком из следующих отношений находятся понятия:
“личность” (А) – “индивид” (Б)
11. Какие из перечисленных свойств человека обусловлены главным образом биологическими, а какие социальными факторами?
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность.
ВЫВОД: Биологическими: темперамент, инстинкты, задатки, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, зрительные свойства, механическая память, ум, эмоции, музыкальный слух, меланхолия, агрессивность.
Социальными: авторитет, речь, мировоззрение, воля, убеждения, знания, идеалы, способности, характер, логическая память, мышление, внимание, язык, творческое отношение к делу, равнодушие, гуманность.
12. По мнению А.Н.Леонтьева, структуру личности определяют следующие компоненты: внитрииндивидная, межиндивидная, надиндивидная (метаиндивидная)
13. Среди основных положений развития личности можно выделить следующие:
1) личностью не рождаются, а становятся;
2) …; 3) …; 4) …; 5) ….
ОТВЕТ: Развитие личности возможно только в социальной среде.
· Активность личности – условие ее развития.
· Развивающаяся личность проходит одни и те же стадии, но с индивидуальными особенностями
· В развитии личности существуют периоды, чувствительные к усвоению определенных знаний, норм, отношений (сенситивные периоды).
14. Сущность системного подхода (А.Н.Леонтьев) по вопросу развития и формирования личности такова:________________________________
15. Основными факторами развития личности являются:
а) окружающая среда (общество), физиологические и психогенетические особенности личности;
б) потребности и мотивы;
в) установки, интересы, жизненные цели.
16. Условиями формирования личности выступают:
а) среда и деятельность;
б) деятельность и общение;
в) речь и среда.
17. Сущность внутриличностного конфликта состоит в…Противоречие между разными мотивами, установками, ценностями, желаниями
18. Установите соответствие между механизмами психологической защиты и их содержанием:
1) вытеснение | а) человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям; |
2) проекция | б) трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами; |
3) рационализация | в) вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание; |
4) отрицание | г) ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих; |
5) сублимация | д) бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. |
ОТВЕТ 1-в; 2- а; 3-г; 4-д; 5-б.
Источник
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Источник
1. Объясните, чем отличается психика человека от психики животного?
2. Соотнесите основные подходы к пониманию психики и основные мысли данных подходов:
3. Заполнить пробелы:
а) Предысторию человеческого ………………. составляет длительный и сложный процесс развития психики ……………….. .
б) У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы проведения, известные под названием …………….. .
в) Присущие данному виду сложные ……………….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ………………. поведением.
г) Врожденный ………………. механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
д) Только представители видов, обладающие способностью к ………………… и приобретению ……………….., могут справляться с новыми ситуациями и выбирать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
е) Способность к ………………… – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение одной проблемы.
ж) Развитие ………………… создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
з) Развитие психики животного подчиняется законам ………………… …………………, а развитие психики человека – законам …………………….. ………………….. развития.
и) Сознание как …………………. форма психического отражения, характеризуется ……………………, ……………………, имеет …………………. ………………….. характер.
к) Практически …………………… выступает как непрерывно меняющаяся картина ………………….. и ………………. образов.
л) Индивидуальный акт сознания характеризуется ………………. ………………… – целосным, ……………………, …………………. и ………………… образованием.
IV. Личность
1. По каким основаниям различают в психологии понятия организма, социального индивида, личности?
2. Какие сходства и различия в структуре личности, предложенной Платоновым и Парыгином и в структуре Рубинштейна?
3. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Почему?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, стабильность, старательность, цельность, приятный голос, познавательная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, черные глаза, хороший слух, внимательность, подвижность, артистичность.
4. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими? Приведите обоснование своих ответов.
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, тип нервной системы, способности, характер, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность, красноречивость, зрительные свойства, механическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух.
5. Соотнесите понятия и их определения:
6. Заполните пробелы:
а) Понятие ………………….. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
б) ……………… рождаются, а ………………… становятся в процессе взаимодействия со средой.
в) Особенности индивида образуют ………………. обусловленную подструктуру …………………. .
г) Личность есть продукт интеграции ……………….. …………………., в которые вступает человек в своей ………………. ………………. .
д) ………………… активно и целеустремленно действующий индивид.
е) Вступая в ………………. систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ………………….. характеристику ……………….. .
ж) ………………… ……………………. личности – система обеспечения деятельности, общения и самоуправления.
з) важным критерием выделения ………………… …………………… является то, что каждая из них имеет свой особый вид формирования:
– формирование путем …………………
– ……………………
-…………………….
– …………………… .
V. Деятельность
1. Заполните схему структуры и сущности деятельности:
2. Заполните пробелы:
а) Всякая предметная деятельность отвечает ………………….., опредмеченной в …………………, ее главными образующими являются ………………….. и соответственно отвечающие им действия.
б) Естественной предпосылкой деятельности являются ………………… ………….……… .
в) ……………………. есть процесс, в котором порождается психическое отражение мира, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение.
г) Опредмечивание деятельности – воплощение способностей человека в продукте …………………., отвечающем …………………… .
д) ……………………. – превращение свойств предметов в ……………………. и ……………………. человека.
е) Деятельность соотносится с …………………., действия соотносительны ………………, способы осуществления действий – ………………. -………………….. .
ж) Трудовая деятельность переходит в форму постоянных свойств, регулирующих деятельность ………………….. воплощается в ………………… деятельности благодаря процессу ………………….. .
з) Во внешней …………………. форме исходный психический образ становится предметом …………………. …………………. в процессе языкового общения людей.
и) В процессе индивидуального развития происходит включение индивида в исторически сложившиеся формы деятельности ………………….., …………………., ………………… .
к) Со структурной стороны, деятельность имеет ………………….., ……………………, …………………… компоненты.
3. Соотнесите вид действия и определение:
4. Опишите виды деятельности:
Общение:
Игра:
Учебная деятельность:
Труд:
5. Опишите виды навыков:
Двигательные:
Мыслительные:
Сенсорные:
Навыки поведения:
Источник
Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.
Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).
Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.
Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.
Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.
Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.
Из чего же складывается индивидуальность?
- внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
- привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
- общая культура воспитания и поведения человека;
- способность человека к творчеству и самовыражению.
Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека
1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)
2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)
3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)
Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.
Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.
Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.
Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.
Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.
Качества личности
- автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
- самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
- самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
- жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).
Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.
Маркерами зрелой личности являются:
- способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
- степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
- умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
- самостоятельность в поступках.
В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности
- стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
- обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
- обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
- осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
- обладает высокими нравственными качествами;
- обладает творческим началом.
Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.
Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.
Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.
Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.
Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).
Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.
Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).
Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.
Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).
Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).
Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.
Источник