Какие имеют свойства воздух и вода

Какие имеют свойства воздух и вода thumbnail

Анонимный вопрос

6 сентября 2018  · 3,6 K

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂  · vk.com/mendo_him

????Свойства воздуха????

✅Он прозрачен
✅Бесцветный
✅Не имеет запаха
✅При нагревании расширяется
✅При охлаждении сжимается
✅Сохраняет тепло
✅Сжимаем и упруг
✅Легче воды
✅Не имеет вкуса
✅Состоит из смеси газов

????Свойства воды ????

✅Прозрачная
✅Не имеет запаха

✅Обладает текучестью
✅Бесцветна
✅Является растворителем
✅Расширяется при нагревании
✅Сжимается при охлаждении
✅Из жидкого состояния может перейти в газообразное
✅Из жидкого состояния может перейти в твёрдое
✅Принимает форму сосуда

Ещё он плохой проводник тепла и холода

Может ли жидкость быть легче воздуха?

Сусанна Казарян, США, Физик

“Легче” — это сравнительная  степень для веса тела. Если речь идет о весе, то на МКС все жидкости по весу в точности равны весу воздуха, а вес всех их вместе взятых, равен нулю. Таким образом, хотя жидкость на Земле не может быть легче воздуха, вместе они (жидкость и воздух) могут иметь одинаковый нулевой вес в невесомости.

Могут ли быть чем-либо опасны увлажнители воздуха?

работаю программистом, по образованию информатик с матмеха и переводчик с…

Увлажнители воздуха разделяются на несколько типов по принципу насыщения воздуха водой. Наиболее распространены в продаже ультразвуковые увлажнители воздуха. Считается, что они опасны, и вот почему. Вода из бачка поступает в камеру с мембраной, которая вибрирует с высокой частотой, вследствие чего с поверхности воды в камере отрываются маленькие капельки, которые и поступают в воздух комнаты через выходное отверстие увлажнителя. При этом, капли достаточно крупные, чтобы в них могли сохраниться бактерии, а камера и бачок периодически обновляют в себе воду, но не проходят обработку, убивающую бактерии. Всё это приводит к тому, что в каплях воды, выходящих из увлажнителя, могут присутствовать бактерии. Опаснее всего вдыхать непосредственно туман, который выходит из увлажнителя. Человеческий организм не рассчитан на подобное, т.к. естественный туман конденсируется из молекулярной воды и не должен содержать бактерий. Т.о. бактерии из увлажнителя в живом виде могут попасть на поверхность лёгких. Более здоровым аналогом ультразвукового увлажнителя считается банка с кипячёной водой, которую периодически моют, с опущенным в неё насосом для аквариума, который прогоняет через воду воздух, таким образом насыщая воздух водой.

Прочитать ещё 1 ответ

Каким может быть предельное значение относительной влажности воздуха?

Если мы не можем познать мир таким, каков он в действительности, то давайте…

Относительная влажность воздуха измеряется в процентах, следовательно, она не может быть выше 100%.

Теоретически минимально возможное значение – 0%, однако в реальности такая низкая относительная влажность воздуха никогда не регистрировалась ни в одном регионе Земли.

В чём отличие живого от неживого? Почему атом считается неживым, а тело, которое из атомов состоит – живое?

Преподаватель биологических дисциплин, физиолог

Это же в учебнике по биологии написано – раньше это была программа за 6 класс. Сейчас не знаю.

Живое обладает несколькими характеристиками, главная из которых – способность к размножению (именно самовоспроизведению). Есть ещё такие, как, например, гомеостаз, наследственность и т.п.

Ну и единица живого – это клетка либо её аналог, как у вируса и фага. 

Всё живое неизменно содержит РНК и/или ДНК, как носитель той самой наследственности.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

Учащийся ……………………………………………………………………………

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода ………………………. при нагревании и ……………………… при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший ……………………… Воду можно очистить с помощью ……………………… .

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. Не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух ………………………………………………………………………………

Вода ………………………………………………………………………………

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • водород, медь, цинк;

  • кислород, азот, углекислый газ;

  • хлор, фтор, йод.

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • азот;

  • кислород;

  • углекислый газ.

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • при нагревании воздух расширяется;

  • при охлаждении воздух сжимается;

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;

  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

  • вода впиталась в поверхность пола;

  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

Ответы

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух – 1, 2, 3, 4, 6, 7

Вода – 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • кислород, азот, углекислый газ;

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • кислород;

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

Источник

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.
Читайте также:  Какие углы называются вертикальными каким свойством они обладают

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Юлия Тазитдинова
Конспект занятия «Свойства воздуха и воды»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская,

опытно- экспериментальная.

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

– Формировать представления детей о свойствах воздуха ;

– Повторить свойства воды;

– Воспитывать интерес в экспериментальной и опытнической деятельности;

– Закреплять умение исследовать объект с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

– Продолжать развивать речь, как средство общения;

– Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

– Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: работа со мнемокарточками.

Материалы и оборудование: воздушные шары; слайды со свойствами воздуха; таблица со свойствами воды; прозрачные стаканы; трубочки; прозрачная емкость; стеклянная банка; бумажная фигурка водолаза; стакан; веер на каждого ребенка; целлофановые пакеты; мыльные пузыри; гуашевая краска; кисточки; альбомные листы.

Содержание организованной деятельности:

1. Организационный момент ” Солнышко”

– Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

– А что нас ещё согревает и дарит своё тепло? (Солнышко)

– Представьте, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

(дети становятся в круг, вытягивая руки вперед, соприкасаясь друг с другом.)

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

2. Вводное слово.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в научное путешествие.

– И полетим мы с вами на воздушном шаре.

– А что- бы нам взлететь,нужно произнести волшебные слова:

На большом воздушном шаре

Над водой мы пролетаем,

Шар воздушный как Земля,

Где живем и ты и я!

– Вот мы и прибыли на место.

– Сегодня мы будем изучать загадочное вещество – невидимку. А какое вещество вы сами догадаетесь.

3. Беседа “Свойства воздуха“.

Невидимка озорной,

Живет рядышком с тобой,

Он не видим и не слышим,

И куда мы не пойдем-

Невидимку мы найдем! (Воздух)

-Скажите, а зачем нам нужен воздух (Чтобы мы могли дышать)

-А еще кто дышит воздухом? (Все живые существа)

– Посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Мы можем увидеть воздух? (Нет)

-Значит какой мы можем сделать вывод? Воздух какой? (Невидимый)

Слайд № 1

-А можем мы определить какого цвета воздух? Посмотрите вокруг нас. (Он бесцветный)

– Значит какой вывод мы можем сделать? (Воздух не имеет цвета)

Слайд № 2

– А теперь попробуем определить запах.

– Вдохните в себя воздух. Пахнет воздух? (Нет)

– Значит свойство воздуха мы можем назвать (Не имеет запаха)

Слайд № 3

– А давайте попробуем определить вкус воздуха.

– Попробуйте поймать воздух ртом. Есть вкус (Нет)

-Значит он какой (Безвкусный)

Слайд № 4

4. Опытно-исследовательская деятельность.

Опыт №1

– Я Вас приглашаю в первую лабораторию.

– Перед вами стакан с водой. Возьмите трубочки и опустите в стакан. И аккуратно подуйте. Что вы видите? (Пузырьки)

-А откуда они появились в воде (Мы выдохнули воздух из себя)

– А как воздух попадает к нам в организм? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Мы им дышим)

– Какой вывод мы можем сделать? (Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри человека)

Опыт № 2

– Приглашаю вас во вторую лабораторию.

– Как вы считаете, кто это такой? (Водолаз)

– А кто это такой?

– Правильно. Слово водолаз – состоит из двух слов “вода” и ” лаз”. Это человек, который выполняет работу под водой. У него специальный гидрокостюм и акваланг.

Раз уж мы говорим о воде, давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем.

А поможет нам в этом наши мнемокарточки.

(Бесцветна, без запаха, без вкуса, прозрачна, не имеет формы)

-Молодцы, продолжим.

– Посмотрите, из чего сделан наш водолаз? (Из бумаги)

-А сейчас мы будем его погружать в воду.

– Нам понадобится стеклянная банка. Как вы думаете в ней что- нибудь находится?

Читайте также:  Какое из перечисленных свойств присуще самоорганизующейся системе

(Она пуста)

-Давайте проверим. Что происходит? (Водолаз тоже опустился на дно)

– А под банкой есть вода? (Нет)

-А как вы думаете, почему ее там нет? Я же опустила банку в воду (В банке воздух)

-Правильно, банка не пустая, там воздух и он заполняет всю пустоту банки и не пускает воду. –

А теперь водолаза спасем. Посмотрите, сухой ли он остался (Да)

– Может кто-то сам хочет попробовать? Берем стакан, он пустой (Нет, там воздух)

(Дети пробуют выполнить опыт самостоятельно)

-А как же нам с вами выпустить воздух?

– Расскажу вам секрет.

– Опускаем стакан в воду и немножко его наклоняем. Что мы видим? (Пузырьки воздуха)

-Это воздух выходит из стакана, а что заполняет его (Вода)

Опыт №3

-А как вы думаете в группе есть воздух (Да)

– Давайте попробуем его поймать. Кто больше поймает воздуха?

– Какой вывод мы можем сделать (Воздух нельзя увидеть, но можно поймать)

– Имеет ли он какую – нибудь форму (Нет)

– Какой вывод мы сделаем?

Слайд № 5

5. Динамическая пауза.

-А теперь немножко отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Опыт № 4

-А сейчас мы отправляемся в следующую лабораторию.

-И попробуем почувствовать воздух.

– Возьмите веер и помашите на себя?

– Что вы чувствуете? (Воздух, ветерок)

-Что мы сделали (Заставили воздух двигаться)

– Какой вывод мы можем сделать? Что такое ветер? (Ветер – это движение воздуха)

Слайд № 6

Опыт № 5

-Отправляемся в следующую лабораторию.

– Я вам предлагаю взять мыльные пузыри. И запустить их.

-А почему у нас летают мыльные пузыри (Их надули воздухом)

– Если пузыри поднялись в воздух, значит воздух какой, легкий или тяжелый (Легкий)

Слайд № 7

6. Рефлексия.

– Какие вы молодцы! Как много открытий мы с вами сделали!

– Давайте вспомним свойства воздуха. Посмотрите на экран.

(Воздух: невидим, без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы, ветер – это движение воздуха, легкий)

7. Кляксография ” Весеннее дерево”

-А теперь я познакомлю вас с необычным способом рисования – кляксография.

– А помогут нам в этом вода и воздух. Садитесь за столы.

– Перед вами баночки с разведенной краской, ложечки и трубочки.

– Аккуратно капнем краску на лист бумаги и аккуратно подуем на каплю через трубочку снизу вверх. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

У нас получаются веточки. Теперь с помощью кисти способом”примакивания” мы дорисуем листочки.

-А теперь нам пора отправляться домой. Садимся в корзину воздушного шара.

Ребята, скажите, а почему воздушный шар взлетает в воздух?

(Потому- что воздушные шары наполнены воздухом)

На большом воздушном шаре

Над водой мы пролетаем,

Шар воздушный как Земля,

Где живем и ты и я! _

Источник

Физические свойства воздуха включают температуру, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние, солнечную радиацию. Каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, однако на организм они оказывают комплексное влияние.

При характеристике гигиенических показателей воздуха особое значение придают комплексу физических факторов, определяемых как климат. К ним относят температуру, относительную влажность и подвижность воздуха. Они играют решающую роль в регуляции теплообмена человека

При гигиенической оценке воздуха закрытых помещений физические факторы, характеризующие климат, объединяют понятием микроклимат помещений.

Температура воздуха является постоянно действующим фактором, определяющим тепловое состояние внешней среды и организма человека, т. е. теплообмен.

Теплообмен человека состоит из двух процессов: теплопродукции и теплоотдачи.

Теплопродукция происходит за счет окисления пищевых веществ и освобождения тепла при мышечных сокращениях, а также от лучистого тепла солнца и нагретых предметов, теплого воздуха и горячей пищи.

Теплоотдача осуществляется проведением, или конвекцией(за счет разницы температур тела и воздуха), излучением, или радиацией (за счет разницы температур тела и предметов), ииспарением (с поверхности кожи, через легкие и дыхательные пути). В состоянии покоя и теплового комфорта теплопотери конвекцией составляют 15,3 %, излучением – 55,6 %, испарением – 29,1 %.

Человек обладает способностью регулировать интенсивность теплопродукции и теплоотдачи, благодаря чему температура его тела остается, как правило, постоянной. Однако при значительных изменениях метеорологических факторов среды состояние теплового равновесия может нарушаться и вызвать в организме патологические сдвиги.

Наиболее выражено влияние неблагоприятной температуры в производственных условиях, где возможны очень высокие и очень низкие температуры воздуха (горячие и холодные цеха). В этих условиях микроклимат является профессиональной вредностью.

Влияние высокой температуры. При действии на организм температуры выше 35 oС нарушается отдача тепла конвекцией и компенсаторные реакции организма приводят к снижению теплопродукции и освобождению от излишнего тепла преимущественно потоиспарением. На величину потери тепла с потом существенно влияют влажность и подвижность воздуха. При температуре выше 35 oС и умеренной влажности потери пота достигают 5-8 л/сут, а в исключительных случаях – до 10 л/сут. Вместе с потом из организма выделяются соли (особенно хлориды) и водорастворимые витамины. Потеря солей приводит к повышению вязкости крови, затруднению работы сердца, угнетению желудочной секреции и снижению бактерицидных свойств желудочного сока. Со стороны центральной нервной системы отмечается ослабление внимания, нарушение точности и координации движений, замедление реакций, что способствует снижению качества работы и повышению травматизма. Снижается иммунобиологическая реактивность и повышается общая заболеваемость.

Резкое перегревание организма, особенно при тяжелой физической работе и высокой влажности, приводит к тепловому удару, проявляющемуся в виде слабости, головокружения, шума в ушах, сердцебиения, мышечных болей, сухости во рту, а в тяжелых случаях – к повышению температуры, нервно-психическому возбуждению и потери сознания. Следует отметить, что присутствие нагретых поверхностей усиливает состояние перегрева организма за счет особенностей биологического действия радиационного тепла. В соответствии с законами теплоизлучения (Кирхгофа, Стефана-Больцмана, Вина) тепловое излучение нагретого предмета происходит более интенсивно, чем повышение его температуры, а спектральный состав излучения по мере нагревания предмета сдвигается в сторону более коротких волн и, следовательно, обусловливает более глубокое проникающее действие тепла на организм.

В производственных цехах пищевых предприятий важнейшей гигиенической задачей является профилактика перегрева организма. С этой целью предусматриваются удаление избыточного тепла с помощью общей и местной вентиляции, применение совершенных конструкций теплового оборудования, использование рациональной спецодежды.

Влияние низкой температуры. При очень низких температурах воздуха значительно возрастают теплопотери путем радиации и конвекции, снижаются теплопотери путем испарения. В этом случае общие теплопотери превышают теплопродукцию, что приводит к дефициту тепла и охлаждению организма.

Общее охлаждение. Низкие температуры воздуха, особенно в сочетании с высокой влажностью и подвижностью, могут привести к переохлаждению организма, характеризующемуся понижением температуры кожи, потерей болевой чувствительности, ведущей к ослаблению мышечной деятельности, резкому снижению реакции на болевые раздражения, адинамии (мышечной слабости) и сонливости.

Местное охлаждение, особенно ног, способствует развитию простудных заболеваний, что связано с рефлекторным снижением температуры слизистой оболочки носоглотки. Это явление учитывается при гигиеническом регламентировании перепадов температур воздуха в закрытых помещениях по вертикали, которые не должны превышать 2 оС на 1 м высоты.

Местное охлаждение рук при длительной разгрузке мороженого мяса, рыбы, при мытье овощей холодной водой и пр. приводит к нарушению кровообращения, что также является простудным фактором. При охлаждении понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Читайте также:  Какое общее свойство имеют земля мяч солнце глобус луна бусина

В связи с этим на пищевых предприятиях необходимо соблюдать гигиенические мероприятия, предупреждающиепереохлаждение организма: проектирование утепленных тамбуров, устройство тепловых завес, устройство эффективной вентиляции, исключающей холодные потоки воздуха (сквозняки), соблюдение температурного режима при мытье посуды, оборудования и др.

Влажность воздуха – содержание в воздухе водяных паров. В комплексе с температурой и подвижностью воздуха определяет теплообмен организма.

Абсолютная влажность воздуха – содержание водяного пара (г) в 1 м3 воздуха. При одинаковой абсолютной влажности насыщение воздуха будет различным при разной температуре. Чем ниже температура, тем меньше водяных паров необходимо для максимального насыщения и, наоборот.

В гигиенической практике, как правило, учитывают относительную влажность воздуха и дефицит насыщения.

Относительная влажность воздуха – степень насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения (%). Определяется отношением абсолютной влажности к влажности, насыщающей воздух при данной температуре.

Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью.

Чем больше дефицит влажности, тем суше воздух, тем больше он может воспринимать водяных паров и тем больше отдача тепла путем потоотделения. Высокие температуры легче переносятся при сухом воздухе, а при большой относительной влажности (более 90 %) испарение пота прекращается, и может наступить перегревание организма, в то время, как при умеренной относительной влажности (до 70 %) потоиспарение усиливается и перегревание не наступает. При низких температурах сухой воздух снижает теплопотери ввиду плохой теплопроводности. Чрезмерно сухой воздух (с относительной влажностью менее 20 %) высушивает слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вызывает трещины, инфицирование и воспаление.

Подвижность воздуха характеризуется скоростью движения. Скорость движения воздуха – число метров, проходимых воздухом в секунду. Подвижность воздуха оказывает влияние на теплопотери путем конвекции и потоиспарения. Умеренная подвижность воздуха при высокой температуре способствует охлаждению кожи, высокая подвижность воздуха при низкой температуре – вызывает переохлаждение. Мороз в тихую погоду переносится легче, чем при сильном ветре. Умеренный ветер оказывает бодрящее действие (5-7 м/сек).

Подвижность воздуха способствует вентиляции зданий, помещений, приводит к самоочищению воздуха от загрязнений. Наиболее благоприятная скорость движения атмосферного воздуха – 1-5 м/сек, в помещениях – 0,1-0,3 м/сек.

Атмосферное (барометрическое) давление – давление воздуха на поверхность земли. С увеличением высоты плотность и давление воздуха уменьшаются. Если на уровне моря 1 м3 воздуха весит 1293 г, то на высоте 20 км – 64 г, т. е. при одинаковом процентном содержании кислорода его весовая концентрация на высоте 20 км примерно в 20 раз меньше, чем на уровне моря.

Колебания атмосферного давления у поверхности земли связаны с погодными условиями и не превышают 4-10 мм рт. ст. Существенные понижения и повышения атмосферного давления вызывают неблагоприятные сдвиги в организме человека.

Пониженное атмосферное давление вызывает снижение парциального давления во вдыхаемом воздухе, что приводит кгипоксии (кислородному голоданию). К гипоксии наиболее чувствительны клетки коры головного мозга, т. к. они потребляют в 30 раз больше кислорода, чем другие клетки. При этом у человека отмечается тяжесть в голове, головная боль, нарушение координации движений, сонливость, психическое возбуждение (эйфория), сменяющееся апатией, депрессией и др.

Повышенное атмосферное давление характеризуется насыщением крови и тканей газами воздуха, что приводит к учащению пульса и частоты дыхания, уменьшению максимального и увеличению минимального артериального давления, понижению кожной чувствительности и слуха, сухости слизистых оболочек, усилению перистальтики кишечника и пр. В медицинской практике используются специальные барокамеры с повышенным барометрическим давлением, способствующее быстрому насыщению тканей больного кислородом, что дает лечебный эффект при некоторых заболеваниях.

Ионизация воздуха – распад газовых молекул и атомов под действием ионизаторов (радиоактивное излучение, ультрафиолетовое и световое излучение солнца, космические лучи, нагревательные поверхности, распыление воды и др.). Источником образования ионов могут служить растения (фотоэффект Столетова-Гальвакса).

При ионизации от нейтрального атома отделяется электрон, который присоединяется к другому нейтральному атому, образуя отрицательный ион. Оставшаяся часть становиться положительно заряженным ионом. К вновь образованным ионам присоединяются газовые молекулы, создавая более стойкие ионы с положительным или отрицательным зарядом, называемые легкими ионами (они существуют 1-2 мин и быстро рекомбинируются).
Вода в нормальных условиях сохраняет жидкое агрегатное состояние, тогда как аналогичные водородные соединения являются газами (H2S, CH4, HF). Атомы водорода присоединены к атому кислорода, образуя угол 104,45° (104°27′). Из-за большой разности электроотрицательностей атомов водорода и кислорода электронные облакасильно смещены в сторону кислорода. По этой причине молекула воды обладает большим дипольным моментом (p = 1,84 Д, уступает только синильной кислоте). Каждая молекула воды образует до четырёх водородных связей — две из них образует атом кислорода и две атомы водорода[10]. Количество водородных связей и их разветвлённая структура определяют высокую температуру кипения воды и её удельную теплоту парообразования[10]. Если бы не было водородных связей, вода, на основании места кислорода в таблице Менделеева и температур кипения гидридов аналогичных кислороду элементов (серы, селена, теллура), кипела бы при −80 °С, а замерзала — при −100 °С[11].

При температуре перехода в твёрдое состояние молекулы воды упорядочиваются, в процессе этого объёмы пустот между молекулами увеличиваются, и общая плотность воды падает, что и объясняет причину меньшей плотности (большего объёма) воды в фазе льда. При испарении, напротив, рвутся все связи. Разрыв связей требует много энергии, отчего у воды самая большая удельная теплоёмкость среди прочих жидкостей и твёрдых веществ. Для того чтобы нагреть один литр воды на один градус, требуется затратить 4,1868 кДж энергии. Благодаря этому свойству вода нередко используется как теплоноситель. Помимо большой удельной теплоёмкости, вода также имеет большие значения удельной теплоты плавления (при 0 °C — 333,55 кДж/кг) и парообразования (2250 кДж/кг).

Вода обладает также высоким поверхностным натяжением среди жидкостей, уступая в этом только ртути[12][13][14][15]. Относительно высокая вязкость воды обусловлена тем, что водородные связи мешают молекулам воды двигаться с разными скоростями.

Вода является хорошим растворителем полярных веществ. Каждая молекула растворяемого вещества окружается молекулами воды, причём положительно заряженные участки молекулы растворяемого вещества притягивают атомы кислорода, а отрицательно заряженные — атомы водорода. Поскольку молекула воды мала по размерам, много молекул воды могут окружить каждую молекулу растворяемого вещества.

Это свойство воды используется живыми существами. В живой клетке и в межклеточном пространстве вступают во взаимодействие растворы различных веществ в воде[16]. Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ на Земле.

Вода обладает отрицательным электрическим потенциалом поверхности.

Капля, ударяющаяся о поверхность воды

Чистая вода — хороший изолятор. При нормальных условиях вода слабо диссоциирована и концентрация протонов (точнее, ионовгидроксония H3O+) и гидроксильных ионов HO− составляет 10-7 моль/л. Но поскольку вода — хороший растворитель, в ней практически всегда растворены те или иные соли, то есть в воде присутствуют положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому вода проводит электричество. По электропроводности воды можно определить её чистоту.

Вода имеет показатель преломления n=1,33 в оптическом диапазоне. Однако она сильно поглощает инфракрасное излучение, и поэтому водяной пар является основным естественным парни?