Какие характеристики лучше всего определяют свойства гаптенов
ОТВЕТЫ Тема 2 Иммунитет: виды иммунитета, неспецифические факторы защиты.
1. а, б, в, г 2. а, б, в, г 3. а, в, г 4. а, б, г, д 5. а, б 6. б, в, г, д 7. а, в, г, д 8. а, б, в 9. а, б, в, г 10. а, б, в 11. а, б, в, г 12. а, б, в, г, е 13. а, б, в | 14. б 15. а, в, г 16. а, б, в 17. а, б, г 18. б, в, г 19. а 20. а, б, г, д, е 21. а 22. а, в 23. б, в, г 24. б, в 25. а 26. б | 27. а, г 28. в 29. г 30. б, в 31. б, в 32. а, б, в, д 33. б, в, д 34. а 35. а, б, г 36. а 37. а 38. а, б, в, г, д 39. а | 40. а 41. б 42. а 43. б 44. а, б, в, г 45. а, б 46. а, б, в, г 47. а, б 48. а, в, г 49. а, б, в 50. а |
1. Для антигенов главного комплекса системы гистосовместимости характерны следующие признаки:
а) антигены МНС уникальны для каждого организма и определяют его биологическую индивидуальность;
б) по химической структуре и функциональному назначению МНС подразделяют на два класса;
в) МНС одинаковы у всех теплокровных организмов;
г) антигены I класса МНС находятся на поверхности всех ядросодержащих клеток;
д) по химической структуре и функциональному назначению МНС подразделяют на четыре класса;
е) антигены II класса МНС находятся на мембране иммунокомпетентных клеток.
2. Для иммуноглобулина класса G справедливы следующие положения:
а) является мономером, имеет 2 антигенсвязывающих центра;
б) легко проходит через плацентарный барьер;
в) обеспечивает нейтрализацию, опсонизацию и маркирование антигена;
г) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;
д) существует в сывороточной и секреторной формах;
е) это самая крупная молекула из всех Ig.
3. Для иммуноглобулина класса М справедливы следующие положения:
а) это самая крупная молекула из всех Ig;
б) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;
в) на его долю приходится около 5–10 % всех сывороточных Ig;
г) филогенетически – наиболее древний иммуноглобулин;
д) не проходит через плаценту.
4. Для иммуноглобулина класса А характерны следующие признаки:
а) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;
б) существует в сывороточной и секреторной формах;
в) не проходит через плацентарный барьер;
г) существует в форме мономера, с 2 антигенсвязываюшими центрами и в полимерной форме в виде ди- или тримера;
д) препятствует адгезии микробов на эпителиальных клетках и генерализации инфекции в пределах слизистых;
е) филогенетически – наиболее древний иммуноглобулин.
5. Для иммуноглобулина класса Е справедливы следующие положения:
а) это мономер, который имеет 2 антигенсвязывающих центра;
б) содержание в сыворотке крови – примерно 0,00025 г/л;
в) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;
г) обладает выраженной цитофильностью – тропностью к тучным клеткам и базофилам;
д) участвует в развитии гиперчувствительности немедленного типа – реакция I типа;
е) обнаружение требует применения высокочувствительных методов диагностики.
6. Для иммуноглобулин класса D характерны следующие признаки:
а) не проходит через плацентарный барьер;
б) имеет молекулярную массу 160 кДа;
в) является мономером;
г) называют также реагином;
д) является рецептором предшественников В-лимфоиитов;
е) обладает выраженной цитофильностью – тропностью к тучным клеткам и базофилам.
7. При первичном иммунном ответе первыми появляются:
а) Ig A;
б) Ig M;
в) Ig E;
г) Ig G;
д) Ig D.
8. При первичном иммунном ответе:
а) вырабатываютсятолько Ig М;
б) вырабатываются только Ig G;
в) вырабатываются сначала Ig М, а затем Ig G.
9. Согласно клонально-селек-ционной теории Ф. Бернета к ингибированию соответствующего клона лимфоцитов ведет:
а) контакт с экстремально высокой дозой соответствующего антигена;
б) контакт с аномально низким количеством соответствующего антигена;
в) генетическая предрасположенность.
10. В лаборатории искусственно получены полипептиды с молекулярными массами:А – 50, В – 500000, С – 5000000. Из указанных веществ:
а) все являются антигенами;
б) ни одно не является антигеном;
в) антигеном является только вещество С;
г) антигеном не является только вещество А.
11. Укажите, какие из следующих характеристик лучше всего определяют свойства гаптенов:
а) иммуногенны и реагируют с Ат;
б) иммуногенны и не реагируют с Aт;
в) реагируют с Ат, но неиммуногенны;
г) не реагируют с Aт и неиммуногенны;
д) химически сложные макромолекулярные структуры.
12. Гуморальную регуляцию иммунного ответа осуществляют:
а) гуморальные факторы вилочковой железы;
б) факторы, усиливающие и подавляющие функциональную активность клеток;
в) гуморальные факторы макрофагов;
г) гуморальные факторы костного мозга.
13. В трехклеточной системе кооперации иммунного ответа принимают участие:
а) Т-лимфоциты;
б) В-лимфоциты;
в) макрофаги;
г) недифференцированные клетки и нейтрофилы.
14. Основными признаками, характеризующими антигены, являются:
а) чужеродность;
б) антигенность;
в) иммуногенность;
г) специфичность.
15. Первичный иммунный ответ после введения антигена развивается:
а) через 1–2 дня;
б) через 3–4 дня;
в) через 5–6 дней;
г) через 7–10 дней;
д) через 10–12 дней.
16. Феноменами специфического взаимодействия сывороточных антител с антигенами являются:
а) агглютинация;
б) преципитация;
в) лизис;
г) цитотоксичность.
17. Антигенную специфичность бактериальной клетки определяют:
1) полные антитела;
2) гаптены;
3) полугаптены;
4) гетерогенные антитела;
5) видовые антигены;
6) типовые антигены.
а) верно 2, 5, 6;
б) верно 1, 3, 4;
в) верно 1, 2, 3.
18. Лимфокинами являются:
а) факторы, обусловливающие подвижность лимфоцитов;
б) медиаторы иммунного ответа, продуцируемые лимфоцитами;
в) вещества, продуцируемые бактериями и убивающие лимфоциты.
19. Антигенами являются:
а) вещества или тела, несущие признаки чужеродной генетической информации;
б) все вещества организма;
в) высокомолекулярные соединения.
20. К основным свойствам антигенов относятся:
а) способность индуцировать развитие иммунного ответа;
б) способность проникать в межтканевую жидкость;
в) способность вступать во взаимодействие с продуктами иммунного ответа, индуцированного аналогичным антигеном.
21. Гаптеном называется:
а) антиген, не обладающий способностью индуцировать развитие иммунного ответа, но способный взаимодействовать с продуктами иммунного ответа;
б) антигены, вызывающие полноценный иммунный ответ;
в) неорганические соединения.
22. Молекула антигена состоит из следующих функциональных частей:
а) детерминантная группа;
б) домен;
в) носитель.
23. По химической природе антиген может быть:
а) белками;
б) неорганическими веществами;
в) полисахаридами;
г) нуклеиновыми кислотами.
24. С точки зрения иммунолога микробная клетка является:
а) антителом;
б) комплексом антигенов;
в) макроорганизмом.
25. По особенностям локализации в клетке антигены бывают:
а) группоспецифические;
б) соматические;
в) поверхностные;
г) перекрестно-реагирующие;
д) жгутиковые.
26. По признаку специфичности антигены выделяют:
а) видоспецифические;
б) вариант-специфические;
в) фимбриальные;
г) группоспецифические.
27. Перекрестнореагирующими антигенами называют:
а) антигены, общие для бактерий, тканей и органов человека;
б) различные антигены внутри одного вида;
в) любые антигены.
28. Антителами называют:
а) сывороточные белки, образующиеся в ответ на введение антигена;
б) все сывороточные белки;
в) белки системы комплемента.
29. Основными свойствами антител являются:
а) специфичность;
б) гетерогенность;
в) чужеродность.
30. Перечислите основные классы иммуноглобулинов:
a) Ig A;
б) Ig G;
в) Ig C;
г) Ig M;
д) Ig В.
31. Роль иммуноглобулинов заключается в:
а) реализации клеточного типа иммунного ответа;
б) реализации гуморального типа иммунного ответа;
в) реализации неспецифических факторов резистентности.
32. Молекула иммуноглобулина состоит из:
а) легких цепей;
б) полисахаридов;
в) тяжелых цепей.
33. Тяжелые цепи иммуноглобулинов могут относиться к следующим классам:
а) гамма;
б) мю;
в) омега;
г) альфа;
д) эпсилон;
е) дельта.
34. Перечислите признаки, по которым отличаются иммуноглобулины разных классов, но одинаковой специфичности:
а) строением тяжелых цепей;
б) структурой активного центра;
в) вариабельными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина.
35. Перечислите признаки, по которым отличаются иммуноглобулины одного класса, но разной специфичности:
а) строением тяжелых цепей;
б) структурой активного центра;
в) константными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина.
36. Активный центр антител представлен:
а) константными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина;
б) вариабельными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина;
в) Fab-фрагментами.
37. С детерминантной группой антигена способны взаимодействовать следующие фрагменты иммуноглобулина G:
а) тяжелые цепи;
б) легкие цепи;
в) Fc-фрагмент;
г) Fab-фрагмент.
38. По специфичности иммуноглобулины делятся на следующие группы:
а) группоспецифические;
б) видоспецифические;
в) перекрестно-реагирующие;
г) нормальные;
д) вариантоспецифические.
39. По происхождению иммуноглобулины делятся на следующие группы:
а) перекрестно-реагирующие;
б) нормальные;
в) постинфекционные;
г) поствакцинальные;
д) инфекционные.
40. Полными антителами считаются:
а) антитела, имеющие не менее двух активных центров;
б) антитела, имеющие один активным центр;
в) антитела, продуцируемые одним клоном плазматических клеток.
41. Моноклональными антителами называются:
а) антитела, имеющие не менее двух активных центров;
б) антитела, имеющие один активный центр;
в) антитела, продуцируемые одним клоном плазматических клеток.
42. Моноклональньные антитела применяют:
а) для идентификации клеток;
б) для осуществления современных методов выявления антител и антигенов;
в) для определения локализации антигенов в организме и доставки к ним лекарственных веществ;
г) для приготовления иммуносорбентов, позволяющих выделить или удалить из организма антигены или клетки данной специфичности.
43. Иммунный ответ может быть следующих типов:
а) антибактериальный;
б) антитоксический;
в) антиаллергический;
г) противовирусный;
д) противопротозойный;
е) противогрибковый.
44. Реакцией агглютинации называется:
а) реакция с использованием эритроцитарных диагностикумов;
б) специфическое склеивание и осаждение корпускулярных антигенов под действием антител в присутствии электролита;
в) растворение клеточного антигена под действием антител в присутствии комплемента.
45. К реакциям агглютинации относятся:
а) непрямая реакция Кумбса;
б) реакция флоккуляции;
в) иммуноферментный анализ;
г) реакция Видаля;
д) реакция по Асколи.
46. Реакцией непрямой (пассивной) гемагглютинации называется:
а) реакция с использованием эритроцитарных диагностикумов;
б) специфическое склеивание и осаждение корпускулярных антигенов под действием антител в присутствии электролита;
в) осаждение антигена из раствора под действием антител в присутствии электролита.
47. К наиболее широко применяемым в бактериологии методам серологических исследований относятся:
1) реакция преципитации;
2) реакции диффузной преципитации в геле;
3) реакция агглютинации;
4) реакция пассивной гемагглютинации;
5) иммуноферментный метод;
6) реакция связывания комплемента.
а) верно 1, 2;
б) верно 4, 6;
в) верно 3, 5.
48. Укажите аналитический прием, наиболее широко используемый для выявления микробных антигенов в исследуемом материале:
а) иммуноэлектрофорез;
б) реакция непрямой гемагглютинации;
в) иммуноферментный анализ;
г) иммунофлюоресценция;
д) полимеразная цепная реакция (ПЦР);
е) реакция связывания комплемента;
ж) иммуноблоттинг.
49. Основой иммуносерологической диагностики инфекционных заболеваний является следующий принцип:
а) выявление бактериемии (вирусемии);
б) выявление антигенемии;
в) выявление циркулирующих фрагментов микробного генома;
г) выявление специфических (иммунных) сдвигов, связанных с инфекцией;
д) выявление неспецифических реакций, связанных с инфекцией.
50. Укажите индикаторы, используемые в иммуносеродиагностике инфекционных заболеваний:
а) фрагментыгеномных молекул;
б) антигены;
в) антитела;
г) цитокины;
д) культуральные свойства бактерий.
51. Перечислите положения, справедливые для иммуносерологической диагностики инфекционных заболеваний:
а) ретроспективность;
б) абсолютная чувствительность и специфичность;
в) анализ сыворотки крови;
г) необходимость выделения микробных культур;
д) обязательное использование методов иммунохимического анализа.
52. Укажите иммунологические параметры, используемые в иммуносеродиагностике инфекционных заболеваний:
а) определение титра антител;
б) выявление качественной сероконверсии;
в) выявление количественной сероконверсии;
г) выявление микробных антигенов;
д) констатация аллергии к микробным антигенам.
53. Изучение качественной иммуноконверсии базируется на следующих параметрах иммунного ответа к микробным антигенам:
а) однократное определение титра антител;
б) динамическое изучение титров антител;
в) изотопическая характеристика антител (в динамике заболевания);
г) идиотипическая характеристика антител (в динамике заболевания);
д) динамическое изучение спектра антител.
54. Серодиагностикой называется:
а) метод распознавания заболеваний человека, животных и растений, основанный на способности антител сыворотки крови специфически реагировать с соответствующими антигенами;
б) метод распознавания заболеваний человека, основанный на принципе комплементарности ДНК;
в) метод распознавания заболеваний человека, основанный на способности организма к реакциям ГЗТ;
г) метод распознавания заболеваний человека, основанный на способности антител и антигенов диффундировать в агар.
55. К реакциям агглютинации относятся:
а) реакции коагглютинации;
б) РТГА;
в) иммуноэлектрофорез;
г) реакции Кумбса.
56. Фазами образования иммуноглобулинов являются:
а) продуктивная;
б) рецессивная;
в) индуктивная.
.
Источник
Ñòðóêòóðà ãàïòåíîâ – íèçêîìîëåêóëÿðíûõ âåùåñòâ, íå îáëàäàþùèõ èììóíîãåííîñòüþ. Èõ èñïîëüçîâàíèå äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Ñïîñîá ïîëó÷åíèÿ è èññëåäîâàíèÿ àíòèãàïòåíîâûõ àíòèòåë. Ðàáîòû Êàðëà Ëàíäøòàéíåðà â äàííîé îáëàñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ââåäåíèå
Àíòèãåí – ìàêðîìîëåêóëÿðíûå êîìïîíåíòû âñåõ æèâûõ îðãàíèçìîâ, íåñóùåå ïðèçíàêè ãåíåòè÷åñêè ÷óæåðîäíîé èíôîðìàöèè, êîòîðûå ïðè ââåäåíèè â îðãàíèçì æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà âûçûâàþò îáðàçîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ ðåàãèðóþùèõ ñ íèìè àíòèòåë.
 èììóíîëîãèè òåðìèí “àíòèãåí” íåñåò äâîéíóþ ñìûñëîâóþ íàãðóçêó: êàê èíäóêòîð èììóííîãî îòâåòà è êàê áèîëîãè÷åñêèé ìàðêåð.
 îïðåäåëåíèè àíòèãåíà êàê èíäóêòîðà èììóííîãî îòâåòà ñêðûòû äâå åãî îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè: àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü (àíòèãåííîñòü), îïðåäåëÿåìàÿ åãî ñòðóêòóðíûìè îñîáåííîñòÿìè, è èììóíîãåííîñòü – ñïîñîáíîñòü èíèöèèðîâàòü èììóííóþ ñèñòåìó ê ôîðìèðîâàíèþ ýôôåêòîðîâ, íåéòðàëèçóþùèõ àíòèãåííóþ ÷óæåðîäíîñòü.
Íåêîòîðûå âåùåñòâà (ïðîñòûå õèìè÷åñêèå ãðóïïèðîâêè) – ãàïòåíû – íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü ðàçâèòèå èììóííîãî îòâåòà, äåìîíñòðèðóÿ òåì ñàìûì îòñóòñòâèå ñâîéñòâà èììóíîãåííîñòè. Îäíàêî îíè îáëàäàþò âïîëíå êîíêðåòíîé ñïåöèôè÷íîñòüþ – ñïîñîáíîñòüþ âñòóïàòü â ðåàêöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäñóùåñòâóþùèìè ê íèì àíòèòåëàìè.
 òî æå âðåìÿ âûñîêîìîëåêóëÿðíûå ñîåäèíåíèÿ (áåëêè, ïîëèñàõàðèäû) îáëàäàþò êàê àíòèãåííîé ñïåöèôè÷íîñòüþ, òàê è èììóíîãåííîñòüþ.
 êà÷åñòâå áèîëîãè÷åñêèõ ìàðêåðîâ àíòèãåíû øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ â ñðàâíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ ïðè ðåøåíèè âîïðîñîâ ôèëîãåíèè, ñèñòåìàòèêè, ïîïóëÿöèîííîé ãåíåòèêè, ìîðôî- è òêàíåãåíåçà, êëåòî÷íîé äèôôåðåíöèðîâêè.
Ãëàâà 1. Ãàïòåíû
Ãàïòåíû – íèçêîìîëåêóëÿðíûå âåùåñòâà, íå îáëàäàþùèå èììóíîãåííîñòüþ è ïðèîáðåòàþùèå èõ ïðè óâåëè÷åíèè ìîëåêóëÿðíîãî âåñà (íàïðèìåð çà ñ÷åò ïðèêðåïëåíèÿ ê ñïåöèàëüíîìó áåëêó-íîñèòåëþ – «øëåïïåðó»).  èììóíîëîãèþ ïîíÿòèå «ãàïòåíû» ââåë Ëàíäøòàéíåð â 1923 ã. Îíè îòëè÷àþòñÿ î÷åíü âûñîêèì óðîâíåì ñïåöèôè÷íîñòè (î÷åíü ÷àñòî â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè ó÷àñòâóåò âñåãî îäèí ðàäèêàë).
Ñîåäèíåíèÿ ñ ìîëåêóëÿðíîé ìàññîé ìåíåå 10000, íàïðèìåð ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ñàìè ïî ñåáå íå èììóíîãåííû. Òàêèå ñîåäèíåíèÿ ïðèíÿòî íàçûâàòü ãàïòåíàìè. Îíè ïðèîáðåòàþò èììóíîãåííîñòü ëèøü ïîñëå ñîåäèíåíèÿ ñ âûñîêîìîëåêóëÿðíûì áåëêîì-íîñèòåëåì. Ãàïòåíû íå ìîãóò ñòèìóëèðîâàòü âûðàáîòêó àíòèòåë, íî ìîãóò ñâÿçûâàòüñÿ ñ íèìè. Ýòî ïðîñòûå õèìè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, â îñíîâíîì àðîìàòè÷åñêîãî ðÿäà, íå â ñîñòîÿíèè çàïóñêàòü èììóííûé ïðîöåññ, äåìîíñòðèðóÿ òåì ñàìûì îòñóòñòâèå èììóíîãåííûõ ñâîéñòâ.  òî æå âðåìÿ îíè îáëàäàþò âïîëíå êîíêðåòíîé ñïåöèôè÷íîñòüþ, òî åñòü ñïîñîáíîñòüþ âñòóïàòü â ðåàêöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäñóùåñòâóþùèìè ê íèì àíòèòåëàìè.
Îáû÷íî ãàïòåíû – íåáîëüøàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé îäíó äåòåðìèíàíòó. Ýòî ìîãóò áûòü îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, ôåíèëàðñîíàò, ìîíî- è îëèãîñàõàðèäû, à òàêæå îëèãîïåïòèäû. Íàèáîëåå ÷àñòî èñïîëüçóåìûé ãàïòåí – äèíèòðîôåíèë (ÄÍÔ).
Îíè ìîãóò ñâÿçûâàòüñÿ ñ óæå èìåþùèìñÿ àíòèòåëîì èëè ïîâåðõíîñòíûì ðåöåïòîðîì íà ñïåöèôè÷åñêîé B-êëåòêå, íî íå ñïîñîáíû âûçâàòü îáðàçîâàíèå àíòèòåë, ïîñêîëüêó ãàïòåíû íå èììóíîãåííû. Îäíàêî ïðèîáðåòàþò èììóíîãåííîñòü ïðè ñîåäèíåíèè ñ ïîäõîäÿùèì áåëêîì-íîñèòåëåì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ óñòàíîâëåíî, ÷òî ôóíêöèÿ íîñèòåëÿ çàêëþ÷àåòñÿ â ñòèìóëÿöèè T-õåëïåðîâ, ïîìîãàþùèõ B-êëåòêàì ðåàãèðîâàòü íà ãàïòåí.
Ñóùåñòâóåò ðÿä ìåòîäîâ ïîëó÷åíèÿ àíòèòåë in vitro ê íåáîëüøèì ãàïòåíàì.
1.1 Ñòðóêòóðà è ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ
Ãàïòåíû – ýòî âåùåñòâà, êîòîðûå ñàìè íå âûçûâàþò èììóííîãî îòâåòà, íî, áóäó÷è êîíúþãèðîâàíû ñ íîñèòåëÿìè, îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ñòèìóëèðîâàòü ñèíòåç ïðîòèâ íèõ àíòèòåëà. Îáû÷íî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ãàïòåíû – ýòî íèçêîìîëåêóëÿðíûå ñîåäèíåíèÿ, îäíàêî ýòî íå ñîâñåì âåðíî. Íàïðèìåð, íóêëåèíîâûå êèñëîòû, ïîëèïåïòèäû D-àìèíîêèñëîò èìåþò âûñîêóþ ìîëåêóëÿðíóþ ìàññó, íî àíòèòåëà ïðîòèâ íèõ âîçíèêàþò òîëüêî ïîñëå êîíúþãèðîâàíèÿ èõ ñ áåëêàìè.  ýòîì ñëó÷àå ãàïòåíû â êîíúþãàòàõ ñ áåëêîì âûñòóïàþò â ðîëè èììóíîäîìèíàíòíîé ãðóïïû è ïîýòîìó â äàëüíåéøåì ìîãóò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ àíòèòåëàìè íåçàâèñèìî îò áåëêà íîñèòåëÿ.
Ñòðóêòóðà è àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì ôàêòîðîâ.  êà÷åñòâå ãàïòåíîâ ìîãóò âûñòóïàòü ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà ñ Ìã>100. Ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûìè ÿâëÿþòñÿ ñòåðîèäíûå è ïåïòèäíûå ãîðìîíû, øèðîêèé êðóã ëåêàðñòâåííûõ ñîåäèíåíèé, ïåñòèöèäû, ðàçëè÷íûå ïðîäóêòû ïðîìûøëåííîãî îðãàíè÷åñêîãî ñèíòåçà, îáëàäàþùèå àëëåðãåííûì äåéñòâèåì.
Àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ ñèëüíî çàâèñèò îò èõ õèìè÷åñêîé ñòðóêòóðû. Òàê, ââåäåíèå äîïîëíèòåëüíûõ ãðóïï ìîæåò ñèëüíî èñêàçèòü «àíòèãåííûé ïîðòðåò» òîãî èëè èíîãî ñîåäèíåíèÿ. Íàïðèìåð, òèðîêñèí è òðèéîäòèðîíèí îòëè÷àþòñÿ òîëüêî îäíèì îñòàòêîì I, ÷åãî âïîëíå äîñòàòî÷íî, ÷òîáû àíòèòåëà ïðîòèâ ýòèõ ãîðìîíîâ ñèëüíî ðàçëè÷àëèñü ïåðåêðåñòíîé ðåàêòèâíîñòüþ. Êëàññè÷åñêèìè ïðèìåðàìè ñòàëè èññëåäîâàíèÿ ñ ïàðà-, îðòî- è ìåòà-àìèíîáåíçîéíîé êèñëîòàìè, êîòîðûå ïðàêòè÷åñêè íå äàþò ïåðåêðåñòíûõ ðåàêöèé ïðè ñîïîñòàâèìûõ êîíöåíòðàöèÿõ.
Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ ñòåðåîñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ; àíòèòåëà ïðîòèâ îëèãîïåïòèäîâ èç D-àìèíîêèñëîò íå ðåàãèðóþò ñ îëèãîïåïòèäàìè èç L-àìèíîêèñëîò.
Íà àíòèãåííóþ ñïåöèôè÷íîñòü ñèëüíîå âëèÿíèå îêàçûâàþò àìèíîêèñëîòíûé îñòàòîê áåëêà íîñèòåëÿ, ê êîòîðîìó ïðèøèò ãàïòåí, à òàêæå ìîëåêóëÿðíûå ðàçìåðû ãàïòåíà. Òàê, â äëèííûõ îëèãîïåïòèäíûõ ãàïòåíàõ çàìåíà àìèíîêèñëîòíûõ îñòàòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëîæåíû áëèçêî ê áåëêó-íîñèòåëþ, îêàçûâàåò ìåíüøåå âëèÿíèå, ÷åì â êîðîòêèõ. Íàïðîòèâ, çàìåíû â óäàëåííûõ îò íîñèòåëÿ àìèíîêèñëîòíûõ îñòàòêàõ îêàçûâàþòñÿ äðàìàòè÷åñêèìè äëÿ àíòèãåííîé ñòðóêòóðû íåçàâèñèìî îò ðàçìåðîâ ãàïòåíà. Àíàëîãè÷íû çàêîíîìåðíîñòè äëÿ îëèãîñàõàðèäîâ.
Àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ çàâèñèò íå òîëüêî îò èõ õèìè÷åñêîé ñòðóêòóðû, íî è îò ñïîñîáà ïðèøèâêè ê áåëêó-íîñèòåëþ, â ÷àñòíîñòè îò òîãî, êàêàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà ãàïòåíà áûëà èñïîëüçîâàíà äëÿ êîíúþãèðîâàíèÿ. ×àñòî, ïðè ïîëó÷åíèè êîíúþãàòîâ äëÿ èììóíèçàöèè ãàïòåíû ïðèøèâàþò íå íåïîñðåäñòâåííî ê ìîëåêóëå áåëêà-íîñèòåëÿ, à ÷åðåç ïðîñòðàíñòâåííóþ «íîæêó», ñîäåðæàùóþ îáû÷íî 4 – 6 óãëåðîäíûõ àòîìîâ.  ýòîì ñëó÷àå ñàìà «íîæêà» â êîìïëåêñå ñ ãàïòåíîì âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ñîñòàâíîé àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû è îáðàçóþùèåñÿ àíòèòåëà ìîãóò îáëàäàòü ìåíüøåé ýôôåêòèâíîñòüþ ñâÿçûâàíèÿ ñ íàòèâíûì ãàïòåíîì, ÷åì ñ òàêèì ñâÿçàííûì ÷åðåç «íîæêó» ãàïòåíîì.
 íåêîòîðûõ âèäàõ èììóíîôåðìåíòíîãî àíàëèçà â êà÷åñòâå îäíîãî èç ðåàãåíòîâ èñïîëüçóþò ãàïòåí, ìå÷åííûé ôåðìåíòîì. Åñëè ñâÿçûâàíèå â òàêîì êîíúþãàòå àíàëîãè÷íî ñïîñîáó ïðèøèâêè â êîíúþãàòå ãàïòåíà ñ áåëêîì-íîñèòåëåì äëÿ ïîëó÷åíèÿ àíòèòåë, òî ãîâîðÿò, ÷òî â àíàëèçå èñïîëüçóþò ãîìîëîãè÷íûå àíòèòåëà. Åñëè æå ñòðóêòóðà «íîæêè» è ñïîñîá ïðèøèâêè ãàïòåíà â îáîèõ ñëó÷àÿõ ðàçëè÷íû, òî ãîâîðÿò î ãåòåðîëîãè÷íûõ àíòèòåëàõ. Ïðèìåíåíèå òîãî èëè èíîãî âèäà àíòèòåë èëè êîíúþãàòîâ â èììóíîôåðìåíòíîì àíàëèçå ìîæåò âåñüìà ñèëüíî ñêàçûâàòüñÿ íà åãî ÷óâñòâèòåëüíîñòè è íåêîòîðûõ äðóãèõ õàðàêòåðèñòèêàõ.
Âåñüìà ñóùåñòâåííûì ôàêòîðîì äëÿ ñïåöèôè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ õèìè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà «íîæêè», â ÷àñòíîñòè åå äëèíà è áëèæàéøåå îêðóæåíèå ãàïòåíà. Âñå ýòè ìîìåíòû êðàéíå âàæíî ó÷èòûâàòü ïðè ðàçðàáîòêå ìåòîäîâ èììóíîõèìè÷åñêîãî àíàëèçà ãàïòåíîâ.
Ñèëüíîå âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ íà àíòèãåííóþ ñòðóêòóðó è ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ, ïî-âèäèìîìó, îáúÿñíÿåòñÿ èõ îãðàíè÷åííûìè ðàçìåðàìè è îñîáåííîñòÿìè ñòðóêòóðû àêòèâíûõ öåíòðîâ àíòèòåë.
Çíàíèå àíòèãåííîé ñòðóêòóðû è ñïåöèôè÷íîñòè ãàïòåíîâ èìååò âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ ìåòîäîâ èììóíîõèìè÷åñêîãî îïðåäåëåíèÿ ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ ñîåäèíåíèé, òàê êàê ìíîãèå èç íèõ ïðåòåðïåâàþò ðàçëè÷íûå áèîõèìè÷åñêèå ïðåâðàùåíèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóåòñÿ ãðóïïà áëèçêîðîäñòâåííûõ ìåòàáîëèòîâ.
1.2 Ãàïòåííàÿ äåòåðìèíàíòà
Ãàïòåííàÿ äåòåðìèíàíòà – ó÷àñòîê íà ïîâåðõíîñòè ìàêðîìîëåêóëû, ñ êîòîðûì ñïåöèôè÷íî ñâÿçûâàþòñÿ ìîëåêóëû ìàëîãî ðàçìåðà (ãàïòåíû). Îáðàçîâàâøèéñÿ êîìïëåêñ ñïîñîáåí âûçâàòü ñèíòåç ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë (èììóíîãëîáóëèíîâ).  îòñóòñòâèå àêöåïòèðóþùåé ìàêðîìîëåêóëû ãàïòåí íå ñïîñîáåí ñàì àêòèâèçèðîâàòü èììóííûå ðåàêöèè.
Îíè îáëàäàþò àíòèãåííîñòüþ, ÷òî îáóñëîâëèâàåò èõ ñïåöèôè÷íîñòü, ñïîñîáíîñòü èçáèðàòåëüíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ àíòèòåëàìè èëè ðåöåïòîðàìè ëèìôîöèòîâ, îïðåäåëÿòüñÿ èììóíîëîãè÷åñêèìè ðåàêöèÿìè. Ãàïòåíû ìîãóò ñòàòü èììóíîãåííûìè ïðè ñâÿçûâàíèè ñ èììóíîãåííûì íîñèòåëåì (íàïðèìåð, áåëêîì), òî åñòü ñòàíîâÿòñÿ ïîëíûìè.
Çà ñïåöèôè÷íîñòü àíòèãåíà îòâå÷àåò ãàïòåííàÿ ÷àñòü, çà èììóíîãåííîñòü — íîñèòåëü (÷àùå áåëîê).
×åì ìåíüøå ìîëåêóëà ãàïòåíà, òåì áîëüøóþ ðîëü â ïîñòðîåíèè àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû èãðàåò áåëîê-íîñèòåëü.  ñâÿçè ñ ýòèì â äàííîé ñèòóàöèè ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ïåðåêðåñòíûå àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè ñî ñõîäíûìè ãàïòåíàìè — àíòèãåííûìè äåòåðìèíàíòàìè.
Ãëàâà 2. Èñïîëüçîâàíèå ãàïòåí äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò
Ïðè ðåàêöèè ñ àíòèãåíîì íå âñåãäà ñâÿçûâàþùèå öåíòðû àíòèòåëà îõâàòûâàþò âåñü àíòèãåí. ×àñòü ïîñëåäíåãî, íåïîñðåäñòâåííî âçàèìîäåéñòâóþùàÿ ñ àíòèòåëîì, íàçûâàåòñÿ àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòîé. Îäíà ìîëåêóëà ìîæåò ñîäåðæàòü îäíó è áîëåå àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèòåë íåîáõîäèìî èìåòü àíòèòåëà, íàïðàâëåííûå ïðîòèâ èíäèâèäóàëüíûõ àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Íåáîëüøàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé îäíó àíòèãåííóþ äåòåðìèíàíòó, íàçûâàåòñÿ ãàïòåíîì. Ãàïòåíàìè ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûå îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, íàïðèìåð ÒÍÔ (òðèíèòðîôåíèëüíàÿ ãðóïïà), ôåíèëàðñîíàò, ìîíî- è îëèãîñàõàðèäû, òàêèå êàê ãëþêîçà è ëàêòîçà, à òàêæå îëèãîïåïòèäû, íàïðèìåð ïåíòàëèçèí. Õîòÿ ýòè ãàïòåíû ñïîñîáíû ñâÿçûâàòüñÿ ñ àíòèòåëàìè, òåì íå ìåíåå îíè îáû÷íî íå ÿâëÿþòñÿ èììóíîãåíàìè, ò. å. èììóíèçàöèÿ èìè íå ïðèâîäèò ê îáðàçîâàíèþ àíòèòåë.
 òî æå âðåìÿ èììóííûé îòâåò ÷àñòî ìîæíî âûçâàòü ñ ïîìîùüþ ãàïòåíà, êîâàëåíòíî ïðèñîåäèíåííîãî ê áîëüøîé ìîëåêóëå, íàçûâàåìîé íîñèòåëåì. Ýòîò íîñèòåëü èììóíîãåíåí ñàì ïî ñåáå, è èììóíèçàöèÿ êîíúþãàòàìè ãàïòåí-íîñèòåëü âûçûâàåò ïîÿâëåíèå àíòèòåë êàê ïðîòèâ íîñèòåëÿ, òàê è ïðîòèâ ãàïòåíà. Ïîëó÷åííûå òàêèì îáðàçîì ñïåöèôè÷íûå ê ãàïòåíó àíòèòåëà ìîæíî èçó÷àòü ìåòîäîì ðàâíîâåñíîãî äèàëèçà â ïðèñóòñòâèè ñâîáîäíîãî (íå ñâÿçàííîãî ñ íîñèòåëåì) ãàïòåíà ñ ïîìîùüþ èììóíîïðåöèïèòàöèè, èñïîëüçóÿ äëÿ ýòîãî ãàïòåí, ïðèøèòûé ê äðóãîìó íîñèòåëþ, èëè æå ïðèìåíÿÿ ìåòîä òîðìîæåíèÿ ïðåöèïèòàöèè ñâîáîäíûì ãàïòåíîì.
Îïèñàííûé ñïîñîá ïîëó÷åíèÿ è èññëåäîâàíèÿ àíòèãàïòåíîâûõ àíòèòåë, âïåðâûå ïðèìåíåííûé Ëàíäøòåéíåðîì, ïîìîã âûÿñíèòü, êàêèå ýëåìåíòû òîíêîé ñòðóêòóðû àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû îïðåäåëÿþò åå ñïåöèôè÷íîñòü.
Ñðàâíèòåëüíîå èçó÷åíèå ñâÿçûâàíèÿ àíòèòåë ñ ðàçëè÷íûìè ãàïòåíàìè ïîêàçàëî, ÷òî óçíàâàíèå àíòèòåëàìè «ñâîåãî» ãàïòåíà îêàçûâàåòñÿ ñïåöèôè÷íûì, äàæå íåñìîòðÿ íà ãåòåðîãåííîñòü ïîëó÷åííîé ïîïóëÿöèè àíòèòåë.  îòëè÷èå îò àíòèòåë, íàïðàâëåííûõ ïðîòèâ ïîëèäåòåðìèíàíòíûõ àíòèãåíîâ, ïîïóëÿöèÿ àíòèòåë, ñïåöèôè÷íûõ ê îäíîé äåòåðìèíàíòå (ãàïòåíó), îòíîñèòåëüíî îãðàíè÷åíà. Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî ñâÿçûâàíèå ãàïòåíà ñ àíòèãåíñâÿçûâàþùèì öåíòðîì àíòèòåëà òðåáóåò îïðåäåëåííûõ ñòðóêòóðíûõ îãðàíè÷åíèé äëÿ òî÷íîãî ñîîòâåòñòâèÿ èõ äðóã äðóãó.  òî æå âðåìÿ ñïåöèôè÷íîñòü àíòèñûâîðîòêè çàâèñèò îò ñïåöèôè÷íîñòåé âñåõ âõîäÿùèõ â íåå àíòèòåë, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü îïðåäåëÿåòñÿ ñòðóêòóðàìè èõ àíòèãåíñâÿçûâàþùèõ öåíòðîâ.
Ïðè èçó÷åíèè ïåðåêðåñòíûõ ðåàêöèé ñ àíàëîãàìè ãàïòåíà îêàçàëîñü, ÷òî íåêîòîðûå àíàëîãè îáðàçóþò êîìïëåêñû ñî âñåìè èìåþùèìèñÿ â ñûâîðîòêå àíòèòåëàìè, òîãäà êàê ñâÿçûâàíèå äðóãèõ àíàëîãîâ áûñòðî äîñòèãàåò íàñûùåíèÿ, ïîñêîëüêó èõ ñòðóêòóðà õîðîøî ñîîòâåòñòâóåò ñòðóêòóðå àíòèãåíñâÿçûâàþùåãî öåíòðà ëèøü íåêîòîðûõ àíòèòåë. Àíòèòåëà, ïîëó÷åííûå îò ðàçíûõ æèâîòíûõ, ìîãóò ïðîÿâëÿòü ðàçíóþ ñïîñîáíîñòü ê èììóíîëîãè÷åñêîìó ïåðåêðåñòó ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òåì æå ñàìûì íàáîðîì ðîäñòâåííûõ ãàïòåíîâ. Äàæå ó îäíîãî è òîãî æå æèâîòíîãî, êàê èçâåñòíî, â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ àôôèííîñòü è ñïåöèôè÷íîñòü àíòèòåë ñ óâåëè÷åíèåì âðåìåíè, ïðîøåäøåãî ñ íà÷àëà èììóíèçàöèè, ìîãóò âîçðàñòàòü.
Òàêèì îáðàçîì, íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå èììóíîëîãè÷åñêîãî ïåðåêðåñòà ëþáûõ äâóõ ãàïòåíîâ îòðàæàåò êàê ñòðóêòóðíûå ðàçëè÷èÿ ìåæäó íèìè, îïðåäåëÿþùèå âîçìîæíîñòü èëè íåâîçìîæíîñòü àíòèãåíà è àíòèòåëà ñâÿçàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì, òàê è ðàçíîîáðàçèå àíòèãåíñâÿçûâàþùèõ öåíòðîâ, èìåþùèõñÿ â äàííîé àíòèñûâîðîòêå.
Ãëàâà 3. Ðàáîòû Êàðëà Ëàíäøòàéíåðà
Àíòèãåí êàê ïåðâîïðè÷èíà ðàçâèòèÿ èììóííîãî ïðîöåññà èíòåðåñîâàë èììóíîëîãîâ ñ òåõ äàâíèõ ïîð, êîãäà çàðîäèëàñü èììóíîëîãèÿ. Îäíàêî òîëüêî áëàãîäàðÿ èññëåäîâàíèÿì Ê.Ëàíäøòåéíåðà â 20 – 30-õ ãîäàõ XX â. ñëîæèëèñü óñëîâèÿ äëÿ èçó÷åíèÿ òîíêîé ïðèðîäû ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåíà.  êà÷åñòâå îáúåêòà èññëåäîâàíèÿ ó÷åíûé âçÿë ïðîñòûå îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ – ãàïòåíû. Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ñàìè ïî ñåáå ýòè ñîåäèíåíèÿ íå ñïîñîáíû âûçâàòü èììóíîëîãè÷åñêîé ðåàêöèè. Íàëè÷èå ÷óæåðîäíîñòè ïðè íèçêîé ìîëåêóëÿðíîé ìàññå ëèøàåò èõ èììóíîãåííîñòè. Ïðè ýòîì êîìïëåêñ ãàïòåíà ñ áåëêîì-íîñèòåëåì èììóíîãåíåí. Èññëåäîâàíèÿ Ëàíäøòåéíåðà âûÿâèëè ïî êðàéíåé ìåðå äâà ñóùåñòâåííûõ ìîìåíòà: êðàéíå âûñîêèé óðîâåíü ñïåöèôè÷íîñòè (ïîä÷àñ â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè ïðèíèìàåò ó÷àñòèå âñåãî îäèí ðàäèêàë – êàðáîêñèëüíàÿ èëè àìèíîãðóïïà); ñïåöèôè÷íîñòü âûñîêîìîëåêóëÿðíîãî àíòèãåíà ïðåäñòàâëåíà îòäåëüíûìè ó÷àñòêàìè (ýïèòîïàìè) – ìåñòàìè ñâÿçûâàíèÿ àíòèòåë èëè àíòèãåíðàñïîçíàþùèõ ðåöåïòîðîâ, ïðè ýòîì ÷åì áîëüøå ìîëåêóëÿðíàÿ ìàññà àíòèãåíà, òåì áîëüøå ìåñò ñâÿçûâàíèÿ.
Ñõåìà ïîñòàíîâêè îïûòîâ, ðàçðàáîòàííàÿ Ëàíäøòåéíåðîì, âêëþ÷àëà èììóíèçàöèþ êðîëèêîâ ãàïòåí-áåëêîâûì êîìïëåêñîì è ïîñëåäóþùèé àíàëèç àíòèñûâîðîòîê îò èììóíèçèðîâàííûõ æèâîòíûõ ñ òåì æå ñàìûì èëè èíûì ãàïòåíîì, íî êîíúþãèðîâàííûì ñ äðóãèì íåðîäñòâåííûì áåëêîì. Ïîäîáíûé ïðèåì ïîçâîëÿë ðàáîòàòü òîëüêî ñ àíòèòåëàìè ê ãàïòåíó, âçÿòîìó äëÿ èììóíèçàöèè, è èñêëþ÷àë òå àíòèòåëà, êîòîðûå îáðàçîâûâàëèñü êýïèòîïàì áåëêà.  ðåçóëüòàòå óäàëîñü ïîêàçàòü ðåøàþùóþ ðîëü òîíêîé êîíôèãóðàöèè ãàïòåíà â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè.
Çàêëþ÷åíèå
Èçó÷åíèå ãàïòåíîâ èìååò íå òîëüêî òåîðåòè÷åñêîå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ ÿâëåíèÿ àíòèãåííîé ñïåöèôè÷íîñòè, íî è ïðàêòè÷åñêîå ïðèëîæåíèå. Ìíîãèå áèîëîãè÷åñêè âàæíûå ñîåäèíåíèÿ, âêëþ÷àÿ ïåïòèäíûå è ñòåðîèäíûå ãîðìîíû, öèêëè÷åñêèå ÀÌÔ è ÃÌÔ, ëåêàðñòâà è ò.ä., ÿâëÿþòñÿ íèçêîìîëåêóëÿðíûìè, íåèììóíîãåííûìè ñîåäèíåíèÿìè. Èõ êîíúþãàöèÿ ñ èììóíîãåííûì áåëêîì ïîçâîëÿåò ïîëó÷àòü àíòèãàïòåíîâûå àíòèòåëà. Òàêèå àíòèòåëà çàòåì èñïîëüçóþòñÿ â òåñò-ñèñòåìàõ äëÿ îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ àíàëèçèðóåìûõ ñîåäèíåíèé â áèîëîãè÷åñêèõ æèäêîñòÿõ îðãàíèçìà. Îäèí èç ïðèìåðîâ â ýòîì îòíîøåíèè – îïðåäåëåíèå áåðåìåííîñòè ó æåíùèí ïî âûÿâëåíèþ ñ ïîìîùüþ ñîîòâåòñòâóþùèõ àíòèòåë õîðèîíè÷åñêîãî ãîíàäîòðîïèíà â ìî÷å.
ãàïòåíû èììóíîãåííîñòü àíòèãåííûé
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
1. Òåîðèÿ è ïðàêòèêà èììóíîôåðìåíòíîãî àíàëèçà: ó÷åá. ïîñîáèå / Åãîðîâ À.Ì. [è äð.]; ïîä îáù. ðåä. Åãîðîâà À.Ì. – Ìîñêâà: Âûñøàÿ øêîëà, 1991. – 288 ñ.
2. Ìèêðîáèîëîãèÿ: ó÷åá. ïîñîáèå / Âîðîáüåâ À.Â. [è äð.]; ïîä îáù. ðåä. Âîðáü¸âà À.Â. – 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ìîñêâà: Ìåäèöèíà, 2003. – 336 ñ.
3. Ëåíõîôô Ã. Èììóíîôåðìåíòíûé àíàëèç / Ã. Ëåíõîôô. – Ìîñêâà: Ìèð, 1998. – 446 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник