Какие горькие истины содержались в пьесах островского
А. Н. Островский и русский национальный театр
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. Н. Островский и русский национальный театр
А. Н. Островский и русский национальный театр
Анализ первых пьес драматурга позволил Н. А. Дoбролюбову признать в нем необычайный талант и отмeтить, что пьесы Островского – это « не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр дpaмы – «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в eгo статье «Темное царство», способствовал еще более тecному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов И Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В eгo драмах предстали все слои pyccкoгo общества и сама жизнь Pocсии, начиная с 50-x годов и кончая 80-ми годами XIX вeка. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставленные в них, были актуальны для современности.
Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-xyдожника. Eгo драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень. Островский был уверен в том, что труд драматурга по coзданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скоpoгo вознаграждения труд» (В. Лакшин).
За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом делевидеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным… » Репертуар русской сцены в 40-e годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гope от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще вceгo переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др.
Создание pyccкoгo национального, народного Teaтра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. Гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали :свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основaние котopoгo положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Театр Островского – это не только количество пьес : (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это – новое качество драматургии, создание для сцены «cвoeгo особого мира».
Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-x годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и paнгoв, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева цapства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть – деньги, и духовно богатые, обладающие «гoрячим сердцем», способные на г лубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу» имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, «как в самой жизни» (Е. Холодов).
Островский начал с тoгo, что открыл для литературы и театра «страну до ceгo времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» – страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.
Вопросы и задания
1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение pyccкoгo национального Teатра?
2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского?
3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такoгo воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы?
4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, eгo поступки и на основании их сделайте свое заключение о гepoe (по желанию можно взять других гepoeв – Кнурова или Паратова).
5. «Вы будете лишний», – говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигypы – Ларисы и Робинзона, поставить их рядом?
6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?
7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис – тот же Тихон, только образованный?
8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».
Темы сочинений
1. Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского.)
2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера гeроини (по «Грозе» А. Н. Островского).
3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского.
4. Как проявляется авторская позиция в драме А. Н. Островского «Гроза»?
5. «Сильные мира ceгo» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.
Темы докладов и рефератов
1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).
2. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Драматургическое мастерство А. Н. Островского в создании героинь с «горячим сердцем».
3. Тема денег в пьесах «гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.
4. город Калинов и eгo обитатели (по «Грозе» А. Н. Островского).
5. Экранизации пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» .
А н а с т а с ь е в А. Н. «Гроза» Островского. М., 1975. Драма А. Н. Островского «гроза» В русской критике. Л., 1990. –
Ж у р а в л е в а А. И. Островский-комедиограф. М., 1981.
Рекомендуемая литература
Л а к ш и н В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.
Л о т м а н Л. М. Островский и драматургия eгo времени. М; Л., 1961.
Р е в я к и н А. И. «Гроза» А. Н. Островского. М., 1962.
Х о л о до в Е.Г. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.
Ш т е й н А. Л. Три шедевра А. Н. Островского. М., 1967.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 10 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
Разработка – Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Источник
4
В. И. НАЗИМОВУ
26 апреля 1850 г. Москва.
Ваше превосходительство, милостивый государь Владимир Иванович! Когда я выслушал от Вашего превосходительства замечание г. министра народного просвещения по поводу моей комедии “Свои люди – сочтемся”, первым чувством моим была глубокая благодарность за советы, которыми его сиятельству угодно было почтить меня. В оправдание же тех невольных промахов, которые могли вкрасться в это мое первое произведение, я осмеливаюсь представить вниманию Вашего превосходительства основания, руководившие меня как при сочинении, так и при желании видеть мой труд обнародованным посредством печати. Главным основанием моего труда, главною мыслию, меня побудившею, было: добросовестное обличение порока, лежащее долгом на всяком члене благоустроенного христианского общества, тем более на человеке, чувствующем в себе прямое к тому призвание. Такой человек льстит себя надеждою, что слово горькой истины, облеченное в форму искусства, услышится многими и произведет желанное плодотворное впечатление, как все в сущности правое и по форме изящное. И мои надежды сбылись сверх моих ожиданий: труд мой, еще не оконченный, возбудил одинаковое сочувствие и производил самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, более, же всего между купечеством, о чем не безызвестно и Вашему превосходительству. Лучшие купеческие фамилии единодушно, гласно изъявляли желание видеть мою комедию и в печати и на сцене. Я сам несколько раз читал эту комедию перед многочисленным обществом, состоящим исключительно из московских купцов, и, благодаря русской правдолюбивой натуре, они не только не оскорблялись этим произведением, но в самых обязательных выражениях изъявляли мне свою признательность за верное воспроизведение современных недостатков и пороков их сословия и горячо высказывали необходимость дельного и правдивого обличения этих пороков (в особенности превратного воспитания) на пользу своего круга.
В глазах этих почтенных людей правда и польза, коей они от нее надеялись, исключала всякую мысль об оскорблении мелочного самолюбия. Все это побудило меня представить мою комедию в Цензурный комитет, и это же, осмеливаюсь думать, обратило и Ваше внимание на мой труд. Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать. Твердо убежденный, что всякий талант дается богом для известного служения, что всякий талант налагает обязанности, которые честно и прилежно должен исполнять человек, я не смел оставаться в бездействии. Будет час, когда спросится у каждого: где талант твой? В истинности слов, что порок наказывается и на земле, которые г. министру народного просвещения угодно было поставить мне на вид, я не только никогда не сомневался, но постоянно думал и думаю, что в нашем отечестве это делается правее и законнее, нежели где-нибудь в другом месте. Я писал свою комедию, проникнутый именно этим убеждением. Купец Большов, сделавший преступление, наказывается страшною неблагодарностью детей и предчувствием и страхом неизбежного наказания законного. Он говорит своим детям: “Как я пойду мимо Иверской, как мне взглянуть на нее, на матушку… А там присутственные места, Уголовная палата. Ведь я злостный, умышленный, ведь меня в Сибирь сошлют”. Подхалюзин приводил меня несколько в затруднение: его преступление – неблагодарность; перед судом официальным Подхалюзин может оправдаться: он не давал никаких документов ни отцу, ни стряпчему; но не уйти ему от суда публики, и потому я заставил стряпчего, который чувствовал бездоказательность своего иска, прибегнуть к суду публики. Мне хотелось, чтоб именем Подхалюзина публика клеймила порок точно так же, как клеймит она именем Гарпагона, Тартюфа, Недоросля, Хлестакова и других.
В заключение я вторично приношу Вашему превосходительству искреннюю мою благодарность за сообщенные мне замечания г. министра народного просвещения и считаю долгом принять их в соображение при будущих моих произведениях, если я почувствую себя способным к продолжению начатого мною литературного поприща. Смею уверить Ваше превосходительство, что недостатки моей комедии, как первого произведения, могли произойти единственно от неопытности, основною мыслью было желание, чтоб порок был смешон и гадок и чтоб торжествовали: добро, правда и закон.
С чувством нелицемерного уважения и глубочайшею преданностью имею честь пребыть, милостивый государь, Вашего превосходительства покорнейшим слугою
Александр Островский.
26 апреля 1850 г.
Примечания
Печатается по подлиннику ЦГИАЛ. Впервые – ЕИТ, 1901-1902, прил. 4, стр. 7-9.
Является ответом на “вразумление”, сделанное попечителем Московского учебного округа В. И. Назимовым по предложению министра народного просвещения кн. П. А, Ширинского-Шихматова. “Вразумление” было вызвано заключением специального цензурного комитета (утвержденного 2 апреля 1848 г. Николаем I) о комедии “Свои люди – сочтемся”, которая была запрещена к постановке на сцене, а за ее автором был учрежден секретный надзор (см. т. I наст, изд.). В заключении комитета было сказано: “Комитет считал бы полезным. .. вразумить его [А. Н. Островского], что благородная и полезная цель таланта должна состоять не только в живом изображения смешного и дурного, но и в справедливом его порицании; не только в карикатуре, но и в распространении высшего нравственного чувства: следственно, в противупоставлении пороку добродетели, а картинам смешного и преступного – таких помыслов и деяний, которые возвышают душу; наконец в утверждении того, столь важного для жизни общественной и частной верования, что злодеяние находит достойную кару _еще и на земле_” (М. Писарев. К материалам для биографии. А. Н. Островский, ПСС, изд. “Просвещение”, т. X, стр. XXVII-XXVIII).
Источник
Александр Николаевич Островский ‒ драматург, литературный новатор и создатель русского национально‒самобытного театра.
Перу этого писателя принадлежит множество пьес, которые получили свою известность на века: «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди ‒ сочтемся», «Доходное место», «Снегурочка». Пьесы Островского был новаторскими, как и его метод.
Основой для пьес Островского служила сама жизнь. Он работал в суде и постоянно наблюдал за людьми. Пьеса «Свои люди ‒ сочтемся» основана на реальном судебном деле.
Пьесы Островского сразу же полюбились народу. Социально‒культурная новизна пьес Островского заключается в том, что он приблизил театр к народу и обратил внимание на тяжесть жизни народной, в особенности на тяжесть жизни русской женщины.
До Островского на сценах театров, в основном, ставили пьесы о жизни дворян и других высших слоев населения. При этом текст пьесы был далек от народа и содержал множество слов, незнакомых простому народу, в том числе на иностранных языках.
Островский стал новатором, и в пьесе обратился к жизни простых людей ‒ крестьян, провинциальных помещиков, офицеров, и писал обо всем простым языком.
В пьесах драматург поднимал важные социально‒нравственные проблемы, которые нужно было решать. Автор привлекал к ним внимание всех, чтобы показать со стороны, что нужно менять общественное устройство.
Особенно социально‒культурное новаторство в драматургии Островского проявилось в изображении женщин и отношении к ним. До Островского героини изображались страдающими, обреченными всю жизнь терпеть мучения и отношение к себе, как к вещи, безвольной и не имеющей прав.
Героини Островского ‒ женщины, которые борются за свое счастье, не ждут спасения, а действуют. В этом драматург произвел фурор, сказал новое слово и призвал уважать женщину.
То, что сделал для русской литературы и театра Островский, высоко оценили все современники и последователи драматурга. Его пьесы до сих пор имеют успех в театре, а театральные реформы были использованы для организации театра самим Станиславским.
Театр Островского
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
– театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
– неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
– ставка не на одного актёра;
– «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.
Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.
Особенности стиля Островского
– говорящие фамилии;
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.
Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
– необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
– специфические авторские ремарки;
– роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
-своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Конец – делу венец
– фольклорные моменты;
– параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
– значимость первой реплики героя;
– “подготовленное появление”, главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
– своеобразие речевой характеристики героев.
Тест по творчеству Островского:
1. Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) роман
2. Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Волки и овцы»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
3. Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
4. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф
б) печатный станок
в) громоотвод
г) микроскоп
5. Определите кульминацию драмы «Гроза»
а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
б) сцена с ключом
в) встреча Катерины с Борисом у калитки
г) раскаяние Катерины перед жителями города
6. К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм
7. Действие драмы «Гроза» происходит
а) в Москве
б) в Нижнем Новгороде
в) в Калинове
г) в Петербурге
8. Как звали мужа Катерины?
а) Тихон
б) Борис
в) Кудряш
г) Акакий
9. Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса
б) столкновение самодуров и их жертв
в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
10. Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
а) Борис
б) Кулигин
в) Варвара
г) Тихон
11. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
12. Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?
а) Кулигин
б) Тихон
в) Борис
г) Кудряш
13. К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
а) «лишний человек»
б) герой-резонер
в) «маленький человек»
г) «самодур»
14. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. “Ты, – говорит,
– почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение,
что тебе пять тысяч дам”. Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то
расположение не приходил.
а) Дикой
б) Борис
в) Кудряш
г) Тихон
15. Кто сказал: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Борис Григорьевич
г) Дикой
Источник