Какие финансово правовые акты обладают свойствами нормативности
Финансово-правовые акты – это акты, образующие правовую основу финансовой деятельности государства, которые по своим юридическим свойствам и характеристикам подразделяются на следующие виды:
1. Нормативные акты
· Финансовое законодательство. Под этим термином понимаются исключительно кодексы, федеральные, региональные и местные законы.
· Подзаконные нормативные акты, которые издаются исполнительными органами власти. В финансово-правовой сфере эти акты имеют особую окраску: эти акты принимаются только по основаниям и в случаях, предусмотренных финансовыми законами, они не могут изменять или дополнять финансовые законы.
2. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, т.е. являются планами по формированию денежных фондов и их использованию на предусмотренные законом цели. Финансово-плановые акты имеют сложную юридическую природу, совмещая в себе черты нормативно-правовых актов и индивидуальных актов, т.к. содержат не только конкретные задания, но и нередко указания на конкретных исполнителей этих заданий. К таким актам относятся законы о бюджетах всех уровней, сметы казённых учреждений, кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и др.
3. Финансовые договоры. Договоры в финансовом праве можно разделить на 2 большие группы: финансовые договоры как разновидность публичных договоров и гражданско-правовые договоры, которые применяются в финансовом праве в силу прямого на то указания финансового закона.
· Нормативные финансовые договоры. Сюда относятся международные налоговые соглашения об устранении двойного налогового обложения, договоры между публичными образованиями (РФ и SS РФ) по поводу финансовой помощи (из федерального бюджета в региональный).
· Индивидуальные финансовые договоры. Сюда относятся договоры межбюджетной ссуды, договоры государственного займа, договоры государственного кредита и т.п.
4. Ведомственные ненормативные акты – это письменные разъяснения, инструкции по применению финансово-правовых нормативных актов, данные финансовыми, налоговыми и иными уполномоченными органами в пределах их компетенции (письма и инструкции Минфин, ЦБ, налоговой службы и т.п.). Основные характеристики:
· Это письменные акты, при этом они могут быть как в обычной письменной форме, так и в электронной форме, и появляться могут, в том числе, в справочных правовых системах и средствах массовой информации.
· Эти акты не должны регистрироваться в Минюсте, так как не являются нормативными.
· Эти акты обязательны для исполнения публичными органами.
· Эти акты порождают для физических и юридических лиц правовые последствия.
· В случае неразрешимых противоречий между такими актами все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
5. Индивидуальные правовые акты – это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые отвечают следующим признакам:
· обязательная письменная форма
· рассчитан этот акт на определенный, строго индивидуальный случай и обращен поименно к конкретным лицам
· этот акт порождает правовые последствия в отношении указанных лиц
Таким образом, индивидуальный финансово-правовой акт – это акт, содержащий государственно-властное решение по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованный.
Только финансово-правовые акты могут быть обжалованы лицом в административном или судебном порядке.
Источник
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
нормативные;
индивидуальные;
финансово -плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.
К таким актам относятся БК РФ, НК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781, нормативные приказы и инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по другим вопросам банковской деятельности. Например, НК РФ определяет общие и типические признаки плательщика налога, объект обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от уплаты налога или за неуплату налога в срок.
По органам, издающим нормативные финансовые акты, они подразделяются:
на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;
подзаконные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами: Минфином России, ЦБ РФ, финансовыми департаментами и управлениями, входящими в состав администрации субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти нормативные акты — приказы, инструкции, письма — издаются в пределах их компетенции и на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е.
являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели1.
К этим актам относятся:
федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
законы о бюджетах субъектов РФ;
законы о бюджетах внебюджетных фондов;
сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
сводные планы финансово-хозяйственной деятельности го-сударственных унитарных и казенных предприятий;
кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.
По своему содержанию названные финансово-плановые акты характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении национального дохода страны в денежном выражении, образовании денежных фондов и использовании денежных средств из фондов в интересах общества и государства.
Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет раскрыть их юридическую природу.
С одной стороны, они могут рассматриваться как разновидность индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему в определенный бюджет), касаются административно- территориальной единицы (области, города), отрасли управления, бюджетного учреждения, предприятия. Это своеобразные индивидуальные акты, сила которых исчерпывается их исполнением в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные акты, которые содержат общую установку и предполагают совершение комплекса действий.
С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты нормативных правовых актов. Например, Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЭ «О федеральном бюджете на 2007 год»1 содержал не только конкретные задания и называл конкретных исполнителей, но и нормы права. Таким образом, финансово-плановые акты обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени; поименно не перечисляют всех исполнителей; предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц2.
Финансово-плановые акты — это, если говорить образно, финансовые рельсы, по которым в течение определенного периода (квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики, административно-территориальной единицы (города, района), учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые финансовые потребности указанных субъектов.
Еще по теме § 4. Финансово-правовые акты:
- § 4. Финансово-правовые акты
- Муниципальные правовые акты
- Глава 2. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- 2.2.7. Нормативные правовые акты субъектов РФ
- 5.1.4. Нормативные правовые акты о налогах и сборах
- 2.2.6. Ведомственные нормативные правовые акты
- 2.2.5. Нормативные правовые акты Правительства РФ
- 2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Нормативные правовые акты
- § 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ОБЫЧАИ
- 5. Нормативные правовые акты как источники налогового права
- Глава 13. Муниципальные правовые акты
- 2. Правовые акты управления: понятие и виды
- 8. Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти
- Иные муниципальные правовые акты
- Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел
- 2.2.4. Нормативные правовые акты Президента РФ
- ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Источник
Финансовая деятельность государства – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов для осуществления своих функций, методами которой являются в области образования денежных средств обязательный и добровольный; в части распределения денежных фондов (финансирование и кредитование); в области использования средств (безналичные средства и наличные).
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:
1. В соответствии с федеральным бюджетом – финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.
2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и другим основаниям. Апель А. Основы финансового права. 2-е изд. – СПб: Питер, 2002.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов – нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.
Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.
Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово правовые акты – это акты применения норм права. Принятие их – необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.
По юридической природе финансово-правовые акты делятся на Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 1999.:
а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой Российской Федерации, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
б) подзаконные, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.
Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим.
По органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:
а) акты органов представительной власти;
б) акты органов исполнительной власти.
Названные акты в области финансов подразделяются на:
1) Указы Президента Российской Федерации;
2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Прави-тельство РФ). Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”. В частности, правительство обеспечивает проведение единой финансово-кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение и т. д.;
3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);
4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведом-ствами, отделами и управлениями местных органов. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Центральный банк РФ (см. рис).
Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера.
Рис. Классификация финансово-правовых актов
Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).
В зависимости от характера предписания, содержащегося в финансовом акте, они делятся на финансово-плановые и разовые.
Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства – федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено.
Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт. Паукова Н.И. Проблемы принятия нормативных финансово-правовых актов органами государственной власти субъектов и органами местной власти // Народовластие и право в условиях формирования гражданского общества. Материалы международной научной конференции, Курск 30-31 марта 2006 г.. – Курск: Изд-во РОСИ, 2006. – С. 173-177
Источник