Какие есть свойства у воды 3 класс

Какие есть свойства у воды 3 класс thumbnail

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Какие есть свойства у воды 3 класс

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Лед

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Прозрачность воды

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Вода в сосуде

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Галина Синяева

    10/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Елена Белоусова

    10/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Алексей Беляев

    10/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Антон Тетюков

    10/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Наира Абдурахманова

    9/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Саша Билей

    8/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Владислав Сунегин

    9/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Светлана Решетникова

    9/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Надежда Бойко

    10/10

  • Какие есть свойства у воды 3 класс

    Максим Богидаев

    7/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 648.

Источник

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Предыдущая

Окружающий мирРазнообразие растений (3 класс окружающий мир) – таблица

Следующая

Окружающий мирСолнце, растения и мы с вами (3 класс) по окружающему миру

Источник

Подробный конспект урока.

Тема урока

«Вода. Свойства воды при нагревании и охлаждении.»

Предмет

Окружающий мир по УМК «Гармония»

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Черкашина Ольга Владимировна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ им.А. Антошечкина

Республика/край, город

Россия, Калининградская область, Багратионовский район, поселок Долгоруково

Методическая информация

Тип урока

урок практикум

Цели урока

Ознакомить учащихся со значением воды для жизни всего живого на Земле.

В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.

Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, прививать бережное отношение к воде.

Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам проведенных опытов, фиксации выводов в письменном виде.

Задачи урока

Образовательные задачи:

– в ходе эксперимента, продолжить формирование у учащихся представлений о свойствах воды, значении воды для жизни всего живого на Земле

Развивающие задачи:

– развивать внимание, через упражнения практической и самостоятельной работы;

– развивать и совершенствовать умения находить решения в различных проблемных ситуациях;

– развивать грамотную речь учащихся;

Воспитательные задачи:

– воспитывать у учащихся самостоятельность, умение слушать;

-содействовать доброжелательному отношению друг к другу, через организацию групповой работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Во время урока идет проверка знаний учащихся по теме «Вода. Свойство воды» В ходе знакомства с новым материалом у учащихся закрепляются представления об окружающем их мире.

Основной метод обучения

Практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды в жидком состоянии.

Основной структурный элемент

Опыт и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы

Постановка цели.

Обсуждение плана работы и алгоритм действий.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Лаборатория с демонстрационным набором для практической деятельности учащихся.

Колба с подкрашенной водой, в которую вставлена стеклянная трубка.

Сосуд с холодной водой.

Подробный конспект урока

Слайд 1.

Тема урока.

Ход и содержание урока

Мотивация учащихся

1.Организационный этап.

Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.

– Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

2. Этап актуализации знаний

Слайд 2.

Целеполагание

Слайд 3:

План нашего урока.

Поставьте для себя учебные цели.

(Узнать побольше о воде.

Узнать свойства воды.

Узнать для чего нужна вода.

Узнать, как беречь воду.)

Слайд 4: Актуальность вопроса

Вода и жизнь.

– Как вы считаете, почему эти два слова «Вода и жизнь» стоят рядом.

Для чего нужна вода?

(Воду мы пьём, купаемся в воде, готовим и т.д.)

– Попробуем полнее ответить на этот вопрос.

– Посмотрите на глобус. Много ли воды на земле? Почему?

(Много. Вода изображена голубым цветом. Этого цвета много на глобусе.)

Учитель: ¾ поверхности Земли занимает вода. Вода входит в состав любого организма.

Она содержится во всех частях растений.

Если разрезать апельсин. Что вы увидите?

(Сок)

Учитель: Сок – это вода с растворёнными веществами.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в в её пополнении. В сутки человеку требуется 2 л воды.

(Часть её он выпивает, а часть содержится в пище.)

Учитель: Посмотрите презентацию «Вода в жизни человека, растений и животных.»

(Просмотр презентации)

Слайды с 5 по 12: Опора для формулировки вывода.

– Что нового узнали о воде?

(Ответы детей)

Вывод обучающихся.

Физкультурная минутка (Дети выполняют танцевальные движения под музыку »)

Проверка и оценивание познавательных УУД

4. Этап усвоения знаний:

Листы наблюдений перед каждым учеником.

Слайд 13: Проблемные вопросы:

Свойства воды.

– Какие свойства имеет вода?

Опыт 1.

Опустите в стакан с водой трубочку или ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Значит, какая вода?

(Ответы.)

Вывод: (слайд) Вода прозрачная.

Опыт 2.

Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

(Ответы.)

Вывод: (слайд) Вода бесцветная.

Опыт 3.

Понюхайте воду. Имеет ли чистая вода запах?

(Ответы.)

Вывод: (слайд)Чистая вода не имеет запаха.

Опыт 4.

– У каждой пары на столах есть коробки:

  • с солью,

  • с содой.

– Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?

(Ответы – они растворились.)

– Насыпьте:

  • крахмал.

– Помешайте. Что произошло?

(Ответы– не растворились.)

– Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.

Вывод: (слайд) Вода – растворитель.

– Где в быту используем это свойство?

(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)

Люди, зная это свойство воды. Научились делать растворы, лекарства.)

Опыт 5.

Перелейте воду из одного сосуда в другой.

– Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали? (Вода что делала?)

(Ответы – текла.)

Вывод. (слайд) Основное свойство воды – текучесть.

Опыт 6.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)

– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Что мы видим?

(Ответы групп – вода в трубке поднимается.)

– Почему? Оказывается, вода при нагревании расширяется. (Частицы из которых вода состоит движутся быстрее. Расстояние между молекулами увеличивается, и они занимают больший объем.).

Вывод: (слайд) Вода при нагревании расширяется

Опыт 7.(демонстрирует учитель, ученики повторяют)

– Ту же колбу поставим на тарелку с холодной водой. Что видим?

(Ответы – вода в трубке опускается.)

– Почему? (Вода охлаждается. Частицы начинают двигаться медленнее. Промежутки между ними уменьшаются. Вода сжимается.)

Вывод: (слайд) Вода при охлаждении сжимается.

5. Этап закрепления полученных знаний:

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Рефлексия деятельности на уроке

6. Этап подведения итогов урока

Что мы делали на уроке?

Домашнее задание

7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подготовить сообщение по теме «Охрана водоемов.»

Дополнительная необходимая информация

Оценка детьми своей работы.

Оценка учителем работы детей.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Руководство для учителя с описанием экспериментов. Интернет ресурсы https://nsportal.ru/

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование презентации обеспечивает высокий темп работы при проведении фронтального устного опроса, его наглядность. При изучении материала требуется наглядное представление при проведении опытов. Увеличивает объем выполняемых заданий, позволяет быстро провести проверку самостоятельно выполняемых работ, усиливает образовательные эффекты, повышает качество усвоения материала. Использование презентации активизирует познавательный процесс, повышает интерес к предмету.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке учащиеся будут выяснять, как работает термометр? Некоторые слайды презентации можно использовать на этапе актуализации знаний

Другое

Выходя, ребята прикрепляют на доску нарисованную на своих сигнальных карточках лицо с улыбкой, если урок понравился даже при небольших затруднениях и лицо без улыбки ,если было трудно .

Приложение

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Тест.

  1. Соедини стрелкой.

тело.

Вода – это вещество.

частица.

  1. Дополни и впиши.

При нагревании вода ……………………

При охлаждении вода ……………………

(сжимается

расширяется)

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода – природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

Источник

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Орлецы

Нагорского района Кировской области

Конкурс

методических разработок «Методы успеха»

Номинация: «Мой лучший урок».

Учебный предмет: окружающий мир.

Тема: «Вода и её свойства»

hello_html_m5069eb2b.jpg

Урок разработала: Сысолятина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов 1 категории.

п. Орлецы Нагорского района Кировской области

2016г.

Пояснительная записка.

Актуальность

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (ФГОС)

Дети готовы проводить опыты, эксперименты при этом они умеют наблюдать и сравнивать. Учителю нельзя давать готовые знания. Надо создать детям все условия для активной заинтересованной деятельности на уроке, учить детей находить сходства и различия, делать выводы. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю? чего я не знаю? Формируются знания о способах постановки цели, рефлексии : что я делаю?, для чего?.

Новизна.

Урок – исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока–исследования перед учащимися ставится проблема, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. 

Применение средств ИКТ: подготовка и использование презентации, видеозаписи.

На уроке предусмотрено применение синквейна, как одного из методических приёмов технологии критического мышления.

В отборе методов и средств обучения лежит деятельностный подход, соответствующий требованиям ФГОС. Цель деятельности педагога: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новых знаний по теме урока.  

Целевая группа. Возраст детей 9 – 10 лет. Учащиеся 3 класса.

Учебный предмет. Окружающий мир. 3 класс.

Автор учебника. А.А.Плешаков.

Тема урока. Вода и её свойства.

Тип урока. Открытие нового знания. Урок – исследование вещества.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы организации: исследование, наблюдение.

Цель:

– создать условия для изучения свойств воды;

– создать условия для формирования представления о том, что каждое свойство воды помогает человеку и направлено на поддержание жизни на Земле.

Задачи урока:

– формировать знания на тему «свойства воды»;

– формировать первичные представления о связи свойств воды и жизни на Земле;

– воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

– развивать способности к эмоциональному восприятию;

– развивать познавательный интерес к предмету;

– совершенствовать умения в области чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-формируют важность бережного отношения к природе;

-осознание связи человека с природой, умение наблюдать красоту природы,

– чувство успеха, умение прислушиваться к мнениям окружающих.

Метапредметные УУД:

РегулятивныеУУД:

формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

-формулируют проблему и поиск решения.

Коммуникативные УУД:

строятвысказывания, формулируют собственное мнение, формируют умение донести своё мнение до других;

– договариваются о распределении функций и ролей в совместной (парной) деятельности.

Предметные:

– научатся с помощью опытов, иллюстраций учебника и текстов определять свойства воды и на основе анализа и наблюдения делать выводы

– формируют первичные знания о значении воды для окружающего мира; применяют их в новой ситуации.

– умеют анализировать, сравнивать, обобщать.

Предварительная подготовка:

  • Подготовка сообщения «Вода и жизнь»,

  • Веточка традесканции в стакане с водой и без воды, веточки вербы.

  • Фотография детей с глобусом.

Оборудование и средства наглядности: ноутбук, экран, презентация, видеослайды.

На столике цветные полоски, 3 стакана (с водой и без воды), ложка, соль, сахар, глина, колба с подкрашенной водой, тарелка с горячей водой, тарелка со льдом, традесканция, поднос, стакан и вазочка.

Литература:

1.Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.

2. А. А. Плешакова «Окружающий мир»: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Москва: Издательство «Просвещение», 2012

План урока.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Видеоряд «Слава воде»

Работа с таблицей.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Что мы знаем?

  • Что хотим узнать?

3.Постановка проблемы.

Предполагаемый результат.

  • Что мы узнаем?

  • Чему научимся?

4.Открытие новых знаний.

  • Практическая работа. Инструкция.

  • Дополнительная информация «За страницами учебника»

  • Учебная ситуация. Где человек использует это свойство?

  • Физкультминутка.

  • Несколько дополнительных свойств.

5.Первичное закрепление.

Синквейн о воде.

6.Рефлексия.

  • Настрой на дальнейшее изучение интересного вещества – вода. Три состояния воды.

  • Круговорот воды в природе.

7.Домашнее задание (обязательное и на выбор)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Видеослайды.

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани, В реке, ручейке, океане. И в ванне и в бане – всегда и везде Вечная слава – воде! 

У. Ребята, вы узнали сказку?

Д. К.И. Чуковский. «Мойдодыр»

У. Какое вещество воспевают в этих строчках?

Что говорят о воде?

Д. Вечная слава воде.

  1. У. А сейчас обратите внимание вот на такую таблицу. ( Слайд 1)

Как она называется?

Д. Международные экологические дни.

У. Найдите в таблице праздник 22 марта?

Д. 22 марта – Всемирный день воды.

У. Ребята, что на уроке мы сегодня будем изучать?

Д. Мы сегодня будем говорить о воде.

У. Правильно. Тема урока: Вода и её свойства. ( Слайд 2)

Это что же за такое важное вещество – вода? Почему ей уделяют такое большое внимание?

У. Беседа по слайду.

Если покрутить глобус быстро, покажется будто он весь голубого цвета. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты. ( Слайд 3)

На математике мы с вами изучаем части. Мысленно разделите земной шар на 4 части. Давайте порассуждаем какую часть занимает вода?

Д. Вода занимает три четвёртых части поверхности нашей планеты.

У. Рассказывает подготовленный ученик. «Вода и жизнь» (Слайд 4)

стр .51.

3. Что о воде вы уже знаете? ( Фронтальная беседа) Предполагаемые ответы.

Какую роль играет вода в жизни организмов? Какого значение воды в жизни человека?

Знаю

Хочу узнать (на парту)

Вода – жидкость.

Жизнь человека невозможна без воды.

Вода нам нужна для приготовления обеда. Водой мы моем посуду, пол, стираем бельё…Вода есть повсюду. Вода природный дом для многих животных и растений. По воде перевозят грузы. Вода поит, кормит, согревает. Вода входит в состав любого организма. Без воды не сделаешь бумагу…

Какие свойства имеет вода?

При каких условиях вода превращается в лёд?

При каких условиях вода испаряется? Есть ли живая вода?

Благодаря каким свойствам вода помогает человеку?

Почему вода самое важное вещество на Земле?

У. Вот какая вода! Сформулируйте цели нашего урока.

У. Что мы узнаем?

Д. Мы узнаем: какие свойства имеет вода? (Слайд 5)

– Какими способами мы будем добиваться знаний о свойствах воды?

Д. Будем работать с текстом, с иллюстрациями, слушать ребят и учителя, проводить опыты и делать выводы. стр 52.

У. Чему мы научимся?

Мы научимся: проводить опыты, наблюдать и делать выводы.

У. Мы узнаем свойства воды и пронаблюдаем: как свойства воды помогают человеку и поддерживают жизнь на Земле.

Сегодня мы с вами будем учёными исследователями, А наш класс превратится в научную лабораторию.

Лаборатория – это помещение, где проводят специальные опыты и исследования. Исследователь – человек, который изучает предметы и вещества.

4. Практическая работа «Исследуем свойства воды»

У. Работа по странице 52. Результат опыта записываем в рабочую тетрадь, в таблицу.

(небольшая инструкция перед опытом – как стоять, показывать..? и т. д. осторожность, аккуратность …)

Опыт № 1. Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Проводит ученик.

Рассмотрим ложечку в стакане с молоком и в стакане с водой.

Д. В стакане с молоком ложка не видна, а в стакане с водой ложку прекрасно видно.

Через стакан с водой прекрасно можно разглядеть картинку.

Делаем вывод: вода прозрачная. (Слайд 6)

У. Что мы видим?

Дополнительная информация.

У. Когда человек использует это свойство? (Слайд 7)

Прозрачность воды очень важна для подводных животных и растений, нуждающихся в солнечном свете. Сквозь прозрачную бесцветную воду солнечные лучи проникают намного глубже.

Мы пьём чистую прозрачную воду.

Опыт № 2. Цель. Какого цвета вода?

Сравнивает ученик. Учитель инструктирует.

Берём цветные полоски, с помощью которых мы будем определять цвет воды.

Приложили к колбе с водой каждую полоску и посмотрели, совпадает ли цвет?

У. Можно ли сказать, что вода жёлтая, красная, серая, зелёная?

Д. Нет. Мы увидели, что не с одной из этих полосок цвет воды не совпадает.

Наш вывод: Вода без цвета. ( Слайд 8)

Опыт № 3.Цель. Каков запах воды?

У. Ваша мама печёт пирожки – ароматный запах раздаётся по всей кухне.

В жаркий день, когда пьёшь воду из родника можно сказать:- «Какая вкусная вода!»

Д. Мы нюхаем воду и никакого запаха не ощущаем.

Пробуем на вкус.

Вода не сладкая и не солёная, мы можем сделать

Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.

У. А чем важно нам это свойство в жизни? Когда мы его используем?

Так как вода не сладкая и не солёная, мы можем утолить жажду.(Слайд 9 )

Опыт № 4.Пронаблюдаем, как вода растворяет некоторые вещества. ( Слайды 10 – 15)

Предположим, что вода хороший растворитель для некоторых веществ.

У: Кладём в воду ложечку поваренной соли, размешиваем и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли?
Д. Прозрачность не изменилась. Цвет не изменился. На вкус вода стала солёной.
Соль исчезла, её стало не видно.
Д. Делаем вывод: Соль растворилась.

У. Проделаем такой же опыт.

Только вместо соли положим ложечку сахарного песка.

Д. Цвет не изменился, на вкус вода стала сладкой.

Д. Вывод: Сахар растворился в воде.

У. Проводим опыт с глиной.

Д. Размешиваем в стакане с водой кусочек глины. Даём смеси отстояться. Наблюдаем, что происходит с глиной и водой.
Цвет воды изменился.
Более тяжелые частицы глины опустились на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной.
Д. Наш вывод: Глина не растворилась в воде.

У. Все вещества растворились?

Д. Нет. Следовательно – вода – хороший растворитель для некоторых веществ.

Растворение – это проникновение молекул воды между молекулами другого вещества.

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?
Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.
Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.

В воде также растворяется кислород.

Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие живые организмы.

Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, оби