Какие есть свойства текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Определение
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Определение
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
Определение
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые;
- параграфы
- главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2020; проверки требуют 2 правки.
У этого термина существуют и другие значения, см. Текст (значения).
Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
Признаки текста[править | править код]
Членимость[править | править код]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста[править | править код]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Стили и типы текста[править | править код]
Минимальный текст, имеющий смысл, называется записью. Также такой текст может называться заметкой.
Функциональные стили[править | править код]
- Научный стиль
- Разговорный стиль
- Художественный стиль
- Публицистический стиль
- Официально-деловой стиль
По типу[править | править код]
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
См. также[править | править код]
- Текстовый файл
- Фрирайтинг – техника и методика быстрого формирования текста, помогающая найти неординарные решения и идеи.
Примечания[править | править код]
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
Литература[править | править код]
- Текст // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1063—1064 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Баратынский А. В. Баратынский — как гений и светоч XXI века. — М.: Самиздат, 2007.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
- Каменская О. Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990.
- Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983. — С. 227—284.
- Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. — М.: Наука, 1985.
- Лукин В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. — М.: Ось-89, 1999.
Источник
Уровни текста
В выделении структурных уровней текста обнаруживается разноречивость, что обусловлено объективно, а именно сложностью текста как объекта изучения и субъективно – исходной научной позицией исследователя. Самое популярное по уровневое представление текста ориентировано на языковую стратификацию с соответствующим выделением в тексте фонетического, морфологического, лексического и синтаксического уровней. При этом обычно особо подчеркивается текстовая значимость лексического уровня как наиболее тесно связанного с идейно-тематическим содержанием текста. Данный подход достаточно традиционен для лингвистики. Выделяются также следующие уровни:
- идейно-эстетический, жанрово-композиционный, собственно языковой;
- эстетический;
- метрический;
- суперсегментные уровни: ритмический, ритмомелодический;
- метроритмический;
- композиционно-синтаксический;
- уровень фабулы, идей и т.д.
В практике лингвистического анализа художественного текста основной собственно языковой единицей следует считать сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство), а в качестве несобственно-текстовых единиц – фонему, морф, слово, словосочетание и высказывание с учетом выполняемых ими текстовых функций.
Основу универсальных категорий текста составляют цельность (план содержания) и связность (план выражения).
Цельность текста ориентирована на план содержания, на смысл, она в большей степени психолингвистична и обусловлена законами восприятия текста, стремлением читателя, декодирующего текст, соединить все компоненты текста в единое целое.
Целостность текста обусловлена концептуальностью текстового смысла, в связи с чем она в большей степени парадигматична.
Связность в противовес цельности в большей степени лингвистична, она обусловлена линейностью компонентов текста, т.е. синтагматична. Эта категория внешне выражается в тексте на уровне синтагматики слов, предложений, текстовых фрагментов. Автор текста в процессе его порождения стремится расчленить континуальный смысл на компоненты.
Если попытаться изобразить графически эти две текстоформирующие категории, то цельность (содержание), несомненно, – вертикаль схемы, а связность (структура) – горизонталь. Но хочется подчеркнуть, что эти оси координат взаимодействуют. Цельность внешне материализуется в связности, связность обусловлена цельностью и, в свою очередь, обусловливает ее.
Цельность текста обеспечивается категориями информативности, интегративности, завершенности, хронотопа (текстового времени и текстового пространства), категориями образа автора и персонажа, модальности, эмотивности и экспрессивности.
Перечислим некоторые свойства текста.
Завершенность текста на первый взгляд связана с отдельностью его материального тела, материальной оболочки. Но для текстового целого важнее всего его контекстуально-смысловая завершенность.
Абсолютная антропоцентричность. Иными словами, текст создается человеком, предметом его изображения чаще всего является человек, и создается он чаще всего для человека.
Социологичность художественного текста означает, что он, с одной стороны, связан с определенным временем, эпохой, устройством общества, а с другой – сам выполняет социальные функции.
Диалогичность художественного текста связана с бесконечностью, открытостью, многослойностью его содержания, которое не допускает однозначной интерпретации текста, вследствие чего высокохудожественные литературные произведения не утрачивают актуальности многие десятилетия и столетия. Кроме того, диалогичная природа текста проявляется и в том, что любой текст является ответной реакцией на другие тексты, так как всякое понимание текста есть соотнесение его с другим текстом (теория интерт-екстуальности) .
Развернутость и последовательность текста. Развернутость на содержательном уровне находит выражение в количестве непосредственных отношений главного предмета с другими предметами, выстраивающимися в раме аспектов его описания. Последовательность связана с продолжением содержания, с тем, что при порождении текста должна существовать некоторая схема, отражающая порядок следования элементов содержания. Такая схема составляет композицию текста. Важно иметь в виду, что, обнаруживаясь на поверхностном уровне текста, представляющего собой линейную последовательность слов, предложений, сверхфразовых единств, эти свойства текста связаны в первую очередь с семантическим развертыванием и последовательностью смыслов, обнаруживаемых на глубинном содержательном уровне.
Статичность и динамичность текста обусловлены аспектом его рассмотрения, ибо текст одновременно находится и в статическом состоянии и динамическом. Статическое состояние соответствует тексту, рассматриваемому как некоторый результат, продукт рече-мыслительной деятельности. Динамическое состояние – это текст в процессе его порождения, восприятия и понимания.
Напряженность текста. Художественный текст должен заинтересовать, как бы «взять за душу» читателя, придать напряжение всему восприятию текста..
Эстетичность текста – эстетическая функция художественного текста, которая порождает его специфические качества.
Образность – способность вызывать систему представлений.
Интерпретируемость. Художественный текст допускает множественность его интерпретаций. Это обусловлено уникальностью художественного текста как психолого-эстетического феномена, ибо он создается автором для выражения своих индивидуальных представлений о мире, знаний о мире при помощи выбора языковых средств и направлен читателю.
Системно-структурная организация художественного текста, семантика используемых в нем языковых единиц являются основой объективности его интерпретации, а коммуникативная, прагматическая природа текста и социальная, культурная компетенция читателя допускают субъективность, неоднозначность его интерпретации.
ЛЕКЦИЯ №2
Источник
Выступление на ШМО на тему:
«Текст. Его основные свойства и характеристики»
Полозова Татьяна Алексеевна
Учитель английского языка
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Основные признаки текста:
тематическое и композиционное единство всех его частей;
наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
смысловая цельность, относительная законченность.
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное».
Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации (текст – это прежде всего информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст – это продукт речемыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с позиций прагматических (текст – это материал для восприятия, интерпретации); наконец, текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его стилистики (сейчас появляется все больше работ такого плана, например, стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста, шире – лингвистика текста).
В лингвистике текста исследователями выделены такие его характеристики, как связанность, целостность, коммуникативная направленность, завершённость, информативность, членимость.
Каждая из характеристик субъекно-объектна. В совокупности они образуют шкалу, на которой место каждой характеристики определяется её близость либо к субъекту, либо к объектному полюсу.
Характеристики текста, расположенные ближе к субъектному полюсу, менее чётко определены исследователями текста. Возникает проблема при определении такой характеристики текста как его коммуникативная направленность. В работах исследователей текста указывается необходимость учёта коммуникативной направленности текста, но не расшифровывается, что под эти понимается.
Неотъемлемой характеристикой текста является его информативность, наличие в нём некоторого сообщения, смысла. Каждый текст должен нести некую новую информацию. Но при этом возникает проблема, что будет новым. И.Р. Гальперин, проведя анализ разных видов информации на различных текстах, подчёркивает, что информация, относящаяся к тексту, различается по своему прагматическому назначению.
Информативность может проявляться в разных формах – от нулевой, когда содержание текста не даёт ничего нового, а лишь повторяет уже известное, до концептуальной, когда для её выявления необходимо подвергнуть текст анализу. По мнению Т.М. Дридзе, «информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, … но лишь ту смысловую информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов».
Такая характеристика, как завершённость может быть рассмотрена с позиции автора и реципиента. Автор текста ставит перед собой задачу представить, объяснить со своих позиций явление объективной реальности. Познание какого-либо явления протекает сложно, прерывисто, автор может, уходит от основной цели, но вновь позднее возвращаться к ней. Текст будет завершён, когда, по мнению автора, его замысел получил исчерпывающее выражения, «когда желаемый результат достигнут самым поступательным движением темы, её развертыванием». Л.Н. Мазурин и А.С. Штерн считают, что в каждом конкретном случае описание объекта может быть «исчерпывающим с точки зрения тех целей и задач, которые ставят перед собой данные коммуниканты, их уровня познания данного объекта. Актуально текст может быть завершён». А.А. Леонтьев подчёркивает отличие целостности текста от его завершённости. Она не определяется через интенцию говорящего, а только через её функциональное использование реципиентом. «Законченность является предпосылкой ценности, но её не исчерпывает».
Субъектно-объектной характеристикой текста является членимость. С одной стороны, это формальная характеристика текста, т.к. трудно воспринимать текст, в котором отсутствует разбиение на главы, части. С другой стороны, членимость текста обычно имплицитно выполняет установку автора на восприятие текста читателем и одновременно показывает его взгляды, делает акцент на определённых эпизодах, фактах, событиях.
Итак, характеристики текста завершённость и членимость могут быть рассмотрены как позиции с позиции объективного, так и субъективного полюса. В случае, когда текст не разделён на смысловые части или не завершён авторам, могут возникнуть трудности при его восприятии, однако это не приведёт к потере текста.
Большинство авторов отмечают важность таких характеристик текста, как связанность и целостность при восприятии текста. Данные характеристики текста обеспечиваются «законом инкорпорирования». Суть этого закона заключается в том, что каждое последующее предложение в тексте некоторым образом включает в себя предыдущее. Связанность есть результат инкорпорирования предыдущего предложения в последующее. Целостность связана с развёртыванием текста.
Наличие других характеристик текста является более или менее обязательным. Связанность текста обеспечиваются целым комплексом взаимодействующих и гармонически сочетающихся факторов – логикой изложения, особой организацией языковых средств (фонетических, лексико-семантических, грамматических), коммуникативной направленностью, композиционной структурой. А.А. Леонтьев отмечает, что связанность может быть не только одномерной, т.е. определяться на соседних предложениях, но и многомерной, когда она определяется на нескольких, необязательно непосредственно примыкающих друг к другу предложениях.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что в большинстве исследований текст рассматривается как лингвистический и психолингвистический феномен, в котором объединяются и взаимодействуют внешние (формальные) и внутренние (содержательные, смысловые) признаки, проявляющиеся в основных характеристиках текста.
Подводя итоги рассмотрению текста как предмета исследования, следует остановиться на основных положениях. Понятие текст определяется исследователями в широком и узком смыслах. В широком смысле текст – любая форма передачи информации, в узком смысле – письменная фиксация звуковой речи. В определениях текста подчёркивается принадлежность его к человеческой деятельности. Но при этом существует мнение о тексте как самостоятельной системе, подчиняющейся специфическим правилам существования. Среди характеристик теста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность. В характеристиках отражаются как особенности самого текста, так и особенности реципиента. Характеристики текста такие, как коммуникативная направленность, информативность, менее чётко определены исследователями текста. Лучше всего изучены характеристики, идущие от самого текста как объекта восприятия: членимость, завершённость, целостность, связность. По мнению большинства исследователей, для восприятия текста важными характеристиками являются связность и целостность, в которых проявляются формальные (внешние) и содержательные (внутренние) признаки текста.
Источник