Какие есть свойства сложения
Базовые свойства
Главными элементами сложения являются аргументы (слагаемые). Сумма — результат увеличения значений первого и второго аргументов. На письме эта математическая операция обозначается символом +. Основными свойствами сложения в математике являются:
- Коммутативность: от изменения мест слагаемых сумма не меняется. Это правило также называется переместительным свойством сложения. В буквенном виде коммутативный закон записывается следующим образом: a + b = b + a. Чаще всего он применяется при решении простых уравнений и неравенств.
- Ассоциативность: порядок действия не влияет на результат сложения трех и более слагаемых. Называется это правило сочетательным свойством сложения. Ассоциативный закон применяется при группировке или перестановке слагаемых. Буквенная запись сочетательного закона выглядит следующим образом: a + b + c = a + (b + c).
- Дистрибутивность: 2 бинарные операции, определенные на одинаковом множестве, всегда находятся в согласованности. В математике это правило именуется распределительным свойством сложения.
- Нейтральный элемент: если к первому компоненту сложения прибавить нуль, то сумма будет равна исходному числу. В буквенном виде этот закон записывается так: a + 0 = a. Свойство нейтрального элемента является одним из старейших правил сложения в математике. Оно было сформировано во второй половине VII века в «Исправленном трактате Брахмы».
- Обратный элемент: при сложении чисел с одинаковым значением, но разными знаками сумма равна нулю. В буквенном выражении этот математический закон выглядит следующим образом: a + (- a) = 0.
Базовые свойства сложения изучаются в начальной школе со 2 класса. Процесс обучения начинается с простых заданий с двумя компонентами, представленными натуральными числами. По мере обучения увеличивается сложность задач и количество слагаемых. В школе большинство вычислений производится в десятичной системе счисления, поэтому в качестве памятки рекомендуется предоставить ученикам таблицу сложения, где представлены суммы пар чисел от 1 до 10.
Нахождение суммы многозначных чисел
Многозначными называются числа, состоящие из двух и более цифр. Для нахождения их суммы необходимо знание численных разрядов. Цифра, стоящая последней, показывает количество единиц. Далее идут десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч и миллионы. Многозначные числа складываются столбиком. Сложить можно только одинаковые разряды.
Пример: найти сумму многозначных чисел 125 и 234. Отдельно складываются единицы, десятки и сотни: 5 + 4 = 9, 2 + 3 = 5, 1 + 2 = 3. Суммой является число 359.
Для проверки правильности вычислений нужно вычесть из суммы одно из слагаемых. Если разность равна второму слагаемому, то пример решен правильно. Проверку можно осуществить также при помощи калькулятора или иных вычислительных устройств.
Прибавление дробей и смешанных значений
Дробь — часть от целого числа, записываемая в виде x / y. Значение x называется числителем, y — знаменателем. Дробное число представляет собой операцию деления, где делимым является числитель, а делителем — знаменатель. Дробь считается правильной, если числитель не больше знаменателя.
При складывании дробей с одинаковыми знаменателями необходимо прибавлять только их числители (например, 1/5 + 3/5 = 4/5). Если значения, стоящие под знаком дроби, разные, то необходимо привести выражение к единому знаменателю:
- Найти наименьшее общее кратное для исходных знаменателей дробей.
- Определить дополнительные множители для числителей (наименьшее общее кратное поделить на знаменатели).
- Найти произведение числителей на дополнительные множители.
- Сложить получившиеся дроби с одинаковым знаменателем.
Для упрощения этой процедуры рекомендуется приобрести таблицу умножения. С ее помощью можно легко найти общий знаменатель и дополнительные множители.
Десятичной называется дробь, знаменатель которой равен 10. Она состоит из целой и дробной частей, отделенных запятой. При нахождении суммы десятичные дроби записываются столбиком. Важно, чтобы запятые находились на одном уровне. При неравном количестве разрядов с правой стороны дописываются нули. Если в результате после запятой стоит 0, то он опускается.
Смешанное число — сумма обыкновенной дроби (дробная часть) и целого числа (целая часть).
Для определения суммы чисел в смешанной записи необходимо отделить целую часть от дроби и сложить их по отдельности, применяя базовые свойства сложения. Если в результате вычислений получилась неправильная дробь, то нужно следовать следующему алгоритму действий:
- Найти произведение знаменателя и целой части смешанного числа.
- Прибавить к получившемуся числу числитель дробной части.
- Результат измерений записать в качестве числителя, а число, стоящее под знаком дроби, оставить без изменений.
В математике процесс преобразования неправильной дроби в смешанное число называется выделением целой части. Если числитель полностью делится на знаменатель, то неправильную дробь можно записать в виде целого числа.
Складывание векторов, пределов и матриц
Вектор — отрезок, имеющий длину и направление. Он является одним из основополагающих понятий линейной алгебры. В буквенном виде он записывается двумя заглавными символами латинского алфавита или одной маленькой латинской буквой. Существует два основных способа сложения векторов:
- Метод треугольников: на плоскости необходимо отметить произвольную точку и отложить от нее первый вектор. От конца первого отрезка откладывается второй. Начало первого вектора и конец второго нужно соединить. Полученный отрезок является их суммой. Этот способ используется только для нахождения суммы коллинеарных векторов, не лежащих на параллельных прямых.
- Правило параллелограмма: нужно отметить на плоскости произвольную точку и отложить от нее оба вектора. Фигура достраивается до параллелограмма. Диагональ этого многоугольника является суммой векторов.
Для нахождения суммы трех и более векторов необходимо отметить на плоскости произвольную точку и последовательно отложить от нее исходные векторы. Отрезок, соединяющий начало первого вектора и конец последнего, является суммой. При сложении важно учитывать, что результат сложения противоположно направленных векторов равен 0. Наглядно способы нахождения суммы векторов проиллюстрированы ниже.
Пределом функции является число, к которой стремится значение функции f (x) при стремлении ее аргумента к заданной точке на графике. Является одним из разделов математического анализа. Предел функции вычисляется по следующей формуле: limx →∞ f (x)= C, где C — число, к которому стремится аргумент функции. Для нахождения предела суммы необходимо сложить функции, стремящиеся к идентичным точкам на заданном графике.
Матрица — элемент высшей математики, представленный в виде таблицы прямоугольной формы. Она состоит из неограниченного количества строк и столбцов, где записываются целые, действительные, иррациональные и комплексные числа. В квадратных матрицах количество столбцов и строк совпадает. Нулевой называется таблица, где все компоненты равны 0. Матрицы нашли применение в записи алгебраических и дифференциальных уравнений.
Складывать можно только одноразмерные матрицы (число строк и столбцов совпадает). В противном случае может измениться их исходный размер. При нахождении суммы матриц каждые элементы складываются по отдельности. Нельзя сложить компоненты, находящиеся в разных строках или столбцах. В результате получится матрица с исходным размером. При сложении применяются свойства коммутативности и ассоциативности. Для складывания нулевых матриц важно знать правило нейтрального элемента.
Сложение в двоичной системе счисления
В двоичной системе счисления математические операции выполняются на электронно-вычислительных машинах. В ней применяются только две цифры: 0 и 1. Сложение в этой системе счисления выполняется в столбик. Для вычислений требуется следующая таблица:
Условие математической операции |
0 + 0 = 0 |
0 + 1 = 1 |
1 + 0 = 1 |
1 + 1 = 10 |
Числа, записываемые в столбик, выравниваются по разделителю целой и дробной частей. Если количество разрядов не совпадает, то с правой стороны необходимо добавить нули. При складывании нескольких чисел возможен перенос через 2 и более разряда.
Для упрощения математической операции можно перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную. Для этого над каждой цифрой исходного числа слева направо ставится степень, начиная от 0. Каждый элемент умножается на цифру 2, возведенную в соответствующую степень. Результаты вычислений суммируются. С помощью этого способа можно также переводить в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Источник
Сложение натуральных чисел.
Прибавить одно число к другому довольно просто. Рассмотрим пример, 4+3=7. Это выражение означает, что к четырем единицам добавили три единицы и в итоге получили семь единиц.
Числа 3 и 4, которые мы сложили называется слагаемыми. А результат сложение число 7 называется суммой.
Сумма — это сложение чисел. Знак плюс “+”.
В буквенном виде этот пример будет выглядеть так:
a+b=c
Компоненты сложения:
a — слагаемое, b — слагаемые, c – сумма.
Если мы к 3 единицам добавим 4 единицы, то в результате сложения получим тот же результат он будет равен 7.
Из этого примера делаем вывод, что как бы мы не меняли местами слагаемые ответ остается неизменным:
4+3=3+4
Называется такое свойство слагаемых переместительным законом сложения.
Переместительный закон сложения.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
В буквенной записи переместительный закон выглядит так:
a+b=b+a
Если мы рассмотрим три слагаемых, например, возьмем числа 1, 2 и 4. И выполним сложение в таком порядке, сначала прибавим 1+2, а потом выполним сложение к получившейся сумме 4, то получим выражение:
(1+2)+4=7
Можем сделать наоборот, сначала сложить 2+4, а потом к полученной сумме прибавить 1. У нас пример будет выглядеть так:
1+(2+4)=7
Ответ остался прежним. У обоих видов сложения одного и того же примера ответ одинаковый. Делаем вывод:
(1+2)+4=1+(2+4)
Это свойство сложения называется сочетательным законом сложения.
Переместительный и сочетательный закон сложения работает для всех неотрицательных чисел.
Сочетательный закон сложения.
Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа.
(a+b)+c=a+(b+c)
Сочетательный закон работает для любого количества слагаемых. Этот закон мы используем, когда нам нужно сложить числа в удобном нам порядке. Например, сложим три числа 12, 6, 8 и 4. Удобнее будет сначала сложить 12 и 8, а потом прибавить к полученной сумме сумму двух чисел 6 и 4.
(12+8)+(6+4)=30
Свойство сложения с нулем.
При сложении числа с нулем, в результате сумма будет тем же самым числом.
3+0=3
0+3=3
3+0=0+3
В буквенном выражение сложение с нулем будет выглядеть так:
a+0=a
0+a=a
Вопросы по теме сложение натуральных чисел:
Таблица сложения, составьте и посмотрите как работает свойство переместительного закона?
Таблица сложения от 1 до 10 может выглядеть так:
Второй вариант таблицы сложения.
Если посмотрим на таблицы сложения, видно как работает переместительный закон.
В выражении a+b=c суммой, что будет являться?
Ответ: сумма — это результат сложения слагаемых. a+b и с.
В выражении a+b=c слагаемыми, что будет являться?
Ответ: a и b. Слагаемые – это числа, которые мы складываем.
Что произойдет с числом если к нему прибавить 0?
Ответ: ничего, число не поменяется. При сложении с нулем, число остается прежнем, потому что нуль это отсутствие единиц.
Сколько слагаемых должно быть в примере, чтобы было можно применить сочетательный закон сложения?
Ответ: от трех слагаемых и больше.
Запишите переместительный закон в буквенном выражении?
Ответ: a+b=b+a
Примеры на задачи.
Пример №1:
Запишите ответ у представленных выражений: а) 15+7 б) 7+15
Ответ: а) 22 б) 22
Пример №2:
Примените сочетательный закон к слагаемым: 1+3+5+2+9
1+3+5+2+9=(1+9)+(5+2)+3=10+7+3=10+(7+3)=10+10=20
Ответ: 20.
Пример №3:
Решите выражение:
а) 5921+0 б) 0+5921
Решение:
а) 5921+0 =5921
б) 0+5921=5921
Источник
План урока:
Устные вычисления в пределах 100
Переместительное и сочетательное свойства сложения
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого
Математика вокруг нас
Задачи повышенной сложности
Здравствуйте! Начнем урок с загадок.
Это медвежонок-праздник.
Очень любит сладкий мед.
Озорник он и проказник,
Не всегда ему везет.
Ребята, вы догадались, о ком идет речь? Конечно, о Винни – Пухе!
Источник
Медвежонку лучший друг –
Это знают все вокруг!
Не бычок, и не волчок,
А веселый …?
Источник
Да, веселый Пятачок!
Сегодня Винни – Пух и Пятачок будут учиться вместе с нами. Они приготовили для урока тетради в клеточку, вооружились цветными ручками, фломастерами и карандашами. Ну что ж, за дело!
Устные вычисления в пределах 100
Чтобы научиться быстро и правильно вычислять устно, нужно хорошо уметь раскладывать двузначные числа на разрядные слагаемые. Например, в числе 29 – 2 десятка и 9 единиц . 29 = 20 + 9. Удобно это записывать так:
Разложите числа: 69, 56, 66, 31, 77 на разрядные слагаемые.
69 = 60 + 9
56 = 50 + 6
66 = 60 + 6
31 = 30 + 1
77 = 70 + 7
Запомни правило!
Решим вместе такие примеры:
Переместительное и сочетательное свойства сложения
Ребята, запомним свойства сложения! С их помощью вычислять получается гораздо быстрее и легче.
Источник
Источник
Эти свойства показывают, что мы можем переставлять слагаемые, как удобно, а значит, позволяют упрощать вычисления.
7 + 9 + 3 + 1 + 8 + 6 + 2 + 4 + 3
16 + 12 + 4 + 8
Будем использовать оба свойства. Можно складывать в любом порядке.
Посмотрите внимательно на примеры! Какие два числа в сумме дают круглое число? Соединим их дугой. Внизу под дугой подпишем результат.
Решите самостоятельно примеры. Соединяйте дугой слагаемые (так удобнее и быстрее):
21 + 3 + 9 + 37
13 + 4 + 34 + 6 + 7
Есть другой способ записи: с использованием скобок.
Решим еще несколько примеров. Вычислим устно удобным способом следующие суммы:
20 + 8 + 40 + 2 = (20 + 40) + (8 + 2) = 60 + 10 = 70
30 + 1 + 9 + 60 = (30 + 60) + (1 + 9) = 90 + 10 = 100
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
Ребята, помогите Пятачку и Винни – Пуху найти вторую половинку правила:
Это правило пригодится нам, чтобы верно решить задачу.
Посмотрите, Пятачок и Винни – Пух идут друг к другу в гости. Дорожка длиной 80 м. Пятачок прошел до встречи 30 м. Сколько метров прошел до встречи Винни – Пух?
Схема нам поможет понять задачу.
Сколько прошел Пятачок? 30 м.
А сколько прошел Винни – Пух? Не знаем.
Из чего состоит длина дорожки? Из расстояния, которое прошли Пятачок и Винни – Пух вместе.
Это можно записать так: 30 + ? = 80 (м)
С1 + С2 = С
Что неизвестно? Второе слагаемое.
Как его найти? С2 = С – С1
Решение: 80 – 30 = 50 (м) – прошел до встречи Винни – Пух.
Ответ: 50 метров.
Математика вокруг нас
Мы с вами даже не подозреваем о том, что математика – всюду! Давайте вместе с Пятачком и Винни – Пухом отправимся в гости к Кролику и попробуем отыскать математику в самых простых привычных вещах. Понаблюдаем за формой, цветом, размером предметов.
Источник
Вот мы с вами у дома Кролика.
Ребята, скажите, какой формы клумбы в цветнике?
Источник
Верно, мы с вами видим четырехугольники и круг. Посмотрите, как здорово Кролик подобрал цветы для своей клумбы: здесь и белые ромашки, и желтые бархатцы, и красные гвоздики. Ярко и празднично.
Источник
А это маленький огород Кролика. Какие геометрические фигуры вы увидели? Какого они размера?
Кролик пригласил своих гостей на чаепитие. Какие геометрические фигуры вы видите в орнаменте и узорах на тарелках и чашках?
Тарелка
Винни Пух
Верно, мы видим круги, многоугольники, волнистые и ломаные линии, овалы и точки.
Винни – Пух и Пятачок испекли пирог для чаепития. Он получился вкусным, потому что все было сделано по рецепту.
Вот видите, ребята, и здесь пригодилась математика!
Ну что ж, пора нашим героям отправляться в лесную школу. Их там уже давно ждут.
Источник
Посмотрите на часы, которые висят на стене. Определить, который час, нам поможет математика. Маленькая часовая стрелка показывает на число 10, а большая минутная стрелка – на 12 (здесь она начинает свой отсчет). Значит, сейчас ровно 10 часов 00 минут.
Задачи повышенной сложности
Ребята, поможем нашим героям справиться с задачами повышенной сложности. Научим их и научимся сами рассуждать, логически мыслить.
Источник
В лесной школе прошла математическая олимпиада. В финал олимпиады вышли две белки и два зайца. Все вместе они решили 11 задач: каждый – разное количество. Кто решил больше задач: зайцы или белки, если один заяц решил задач больше всех, а другой заяц – меньше всех.
Для решения этой задачи надо подбирать разные числа и проверять, подходят ли они.
Для удобства начертим таблицу.
Нужно в сумме набрать 11 так, чтобы все слагаемые были разные. Пусть первый заяц решит всего 1 задачу (меньше всех). Белки решат разное количество, например, 2 и 3. Ну а второй заяц решит больше всех – это 5.
1 + 2 + 3 + 5 = 11. В сумме получилось 11 задач.
Значит, зайцы решили: 1 + 5 = 6, белки решили: 2 + 3 = 5.
6 > 5
Ответ: зайцы решили задач больше, чем белки.
Сегодня в лесной школе все с увлечением мастерили фигурки в технике оригами.
Источник
У Пятачка, Винни – Пуха и Кролика есть 3 бумажные фигурки – оригами: лиса, птичка и кораблик. По одной – у каждого. Известно, что у Пятачка – не кораблик, у Кролика и Пятачка – не лиса. У кого какая фигурка?
Давайте рассуждать вместе! Чертим таблицу.
Поставим знак « – »в ячейке напротив героев сказки. Мы знаем, что у Пятачка – не кораблик и не лиса. У него – птичка, значит, у Кролика птички нет, и ему остается кораблик. А у Винни – Пуха – фигурка лисы.
Молодцы, ребята! Приходите еще, порешаем вместе! А теперь проверьте свои знания. Всем пока!
Источник
Тип урока. Урок изучения нового материала
Технология урока. Урок смешанного типа
Цель урока:
- Деятельностная цель: формирование у учащихся
умений реализации новых способов действия
(формулировка свойств сложения натуральных
чисел). - Образовательная цель: сформировать систему
новых понятий, расширить знания учеников за счет
включения новых определений (примеры с
использованием свойств сложения)
Задачи:
Образовательные (формирование
познавательных УУД):
- научить использовать понятия слагаемое, сумма;
научить применять свойства сложения; применять
свойства сложения при вычислениях
Воспитательные (формирование
коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие, воспитывать
ответственность и аккуратность.
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы, развивать внимание,
формировать коммуникативную компетенцию
учащихся; выбирать способы решения задач в
зависимости от конкретных условий; рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Планируемые образовательные результаты. Учащийся
научится применять свойства сложения
натуральных чисел
Основные термины, понятия. Переместительное
свойство сложения, сочетательное свойство
сложения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, рабочая тетрадь
№1 на печатной основе, учебник.
Организационная структура урока
Этапы проведения урока | Форма организации УД | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Продолжительность | |
Учебник | Рабочая тетрадь №1 | |||
1.Организационный этап | 1 мин | |||
2. Проверка домашнего задания | 3 мин | |||
3. Актуализация знаний | Ф | №1,2 | 3 мин | |
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 2 мин | |||
5. Изучение нового материала | Ф | Теоретический материал параграф 7 (свойства сложения) | 7 мин | |
6. Физкультминутка | 1 мин | |||
7. Первичное закрепление знаний | Ф | № 171, 175, 177(1-4),179 | № 69, 70, 71 | 21 мин |
8. Итоги урока | П | Вопросы 4-9 | 2 мин | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Продолжите высказывания об уроке: Теперь я умею… На уроке для меня было важно… На уроке мне было сложно… | 3 мин | ||
10. Информация о домашнем задании | параграф 7, вопросы 4-6, № 172, 176, 178(1-2) | 2 мин |
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: создать благоприятный настрой
на работу.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Приветствие учащихся. Сообщение | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку | Слайд2 |
II. Проверка домашнего задания
Цель: проверить правильность решения
заданий.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Учитель предлагает сравнить решение домашних задач с решением, записанным на доске. | Ученики сравнивают и делают выводы о правильности выполнения заданий. | Слайд 3 |
III. Актуализация знаний
Цель: актуализация опорных знаний и
способов действий.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Вступительное слово учителя. Новые | ||
Устный счет. Повторение материала, пройденного на прошлом уроке. | Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | Слайд 4 |
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся
Цель: обеспечение мотивации учения
детьми, принятие ими целей урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? | Слушают рассказ учителя | Слайд 5 Слайд 6 |
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? | Предлагают свои способы решения данного задания | |
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? | Дети дают ответы: – будем искать более | |
Предлагает сформулировать тему и цель сегодняшнего урока. | Формулируют тему и цель урока. После уточнения учителем формулировки темы, записывают ее в тетради |
V. Изучение нового материала
Цель: обеспечение восприятия,
осмысления и первичного закрепления детьми
изученной темы: сложение натуральных чисел и его
свойства.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Предлагает ответить на вопрос: “Какие | Ученики отвечают. – Мы знаем из курса | Слайд 7 |
Просит сформулировать свойства, а также привести примеры на использование свойств. | Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не меняется. Например, Свойство нуля: Если нуль прибавить к Например, 0+768=768. | |
Сегодня мы с вами выучим новое свойство, которое называется сочетательным. Учитель Ребята, как вы думаете, а почему оно так | Отвечают на вопросы учителя. Слово | |
Как удобнее вычислить сумму (64+23)+77? | Предлагают ответы: например, по действиям или, поменяв местами слагаемые так, чтобы удобнее было вычислить. | Слайд 8 |
Скорее всего, вы поступите так: (64+23)+77=64+(23+77)=64+100=164. Здесь мы воспользовались сочетательным свойством сложения. Формулирует сочетательное свойство сложения и записывает на доске его в буквенном виде. Задает вопрос: Какой | Отвечают на вопрос: при сложении нескольких чисел слагаемые можно менять местами и заключать в скобки, тем самым определяя удобный порядок вычислений. | |
Предлагает рассмотреть пример: Упростите | Ученики высказывают свои предположения о решении | Слайд 9 |
VI. Физкультминутка
Цель: Сменить деятельность,
обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Предлагает учащимся выполнить упражнения физкультминутки. Меняет вид Вы, наверное, устали? | Выполняют упражнения Учащиеся меняют | Слайд 10 |
VII. Первичное закрепление знаний
Цель: установление правильности и
осознанности изучения темы. Выявление
первичного осмысления изученного материала,
коррекция выявленных пробелов, обеспечение
закрепления в памяти детей знаний и способов
действий, которые им необходимы для
самостоятельной работы по новому материалу.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Работа с учебником: №171, 175. 177 (1-4), 179 Рабочая № 69, 70, 71 | Работа у доски и в тетрадях. Выполняют |
VIII. Итоги урока
Цель: самооценка результатов своей
деятельности и всего класса.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Задает вопросы: 1. Сформулируйте 2. Как записывают в буквенном виде 3. Каким свойством обладает число 0 при сложении? Учитель объявляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы: 1. Чтобы к сумме 2. (a+b)+c=a+(b+c) 3. Если одно из двух слагаемых равно нулю, то | Слайд 11 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: инициировать рефлексию детей по
поводу психоэмоционального состояния, мотивации
их собственной деятельности и взаимодействия с
учителем и другими детьми в классе.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Продолжите высказывания об уроке: Теперь На уроке для меня было важно… На уроке мне было сложно… | Ученики высказывают по очереди свое мнение | Слайд 12 |
Информация о домашнем задании
Цель: обеспечение понимания детьми цели,
содержания и способов выполнения домашнего
задания.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Учитель комментирует домашнее задание | Обучающиеся записывают д/з в дневники | Слайд 13 |
Список использованной литературы
Математика: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б.
Полонский, М.С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2013.-304 с.: ил.
Математика: 5 класс: Рабочая тетрадь №1/А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.:
Вентана-рГраф, 2016
Математика: 5 класс: методическое пособие/Е.В.
Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др.- М.:
Вентана-Граф, 2016.-288 с.: ил.
Источник