Какие есть свойства личности

Какие есть свойства личности thumbnail

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер – критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда – на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер – понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии – склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса – первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) – характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные – выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые – характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий – смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные – выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие – с другой.
  • Психомоторные – определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера – это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера – это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик – безудержный, сангвиник – живой, флегматик – спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Читайте также:  Если опустить в стакан с водой ложку о каком свойстве это говорит

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность – стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие – сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость – болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость – отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня – убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер – на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник

В психологии основной задачей является изучение индивидуальных особенностей человека. Для этого существует множество классификаций свойств личности и способов их определения.

Интерес к различиям между людьми проявлялся с древних времен. Первое известное деление на типы совершил Гиппократ в середине III века до н. э. Он заметил, что уровень эмоциональности, устойчивости, чувствительности и силы у всех отличается. В то время ученые полагали, что в человеке циркулируют 4 вида жидкости, которые и управляют состоянием здоровья и темпераментом.

По мнению Гиппократа, именно они по преобладанию и определяют 4 типа темперамента (в переводе «устойчивое слияние»). После Гиппократа интерес к классификации проявляли множество ученых — Гален, И.П. Павлов, Э. Кречмер, К. Юнг и др.

Определение

Сам термин «личность» возник в античные времена. Тогда повсеместно были распространены театры, в которых каждый актер для своей роли имел собственную маску, отражающую его суть. Она называлась латинским словом persono, «говорить через отверстие». Тем самым, персона — определенный тип человека, персонаж, обладающий собственными характеристиками и действиями.

Позднее в Древнем Риме термин персона использовался уже более широко и означал лицо, отвечающее перед законом. Кстати, рабы не были «персонами» и не считались личностью.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

С точки зрения различных подходов и исследований даются совершенно разные определения личности и её свойств. Например, биологический или медицинский подход подразумевает, что личность это генетические предпосылки, филогенетические и онтогенетические особенности в сочетании с приобретенным в течение жизни опытом и поведенческими особенностями.

Социальный подход рассматривает личность, как продукт влияния культуры, социальной среды, определенной социальной роли и их влияния на развитие. И психометрические и экспериментальные исследования говорят о личности только после изучения различных её свойств, отражающих её структуру, измерения различных показателей и наблюдений.

Виды

Свойства личности в психологии имеют множество классификаций. Все они отражают личность с разных сторон и важны для её единого понимания.

Эмоциональные свойства

Если какие-либо особенности эмоционального реагирования и ответа наблюдаются у человека постоянно, они являются его эмоциональными свойствами.

Эти свойства имеют несколько разновидностей (по Е.П. Ильину):

  1. Эмоциональная возбудимость, простым языком называемая вспыльчивостью. Это эмоциональный ответ человека на действие значимых именно для него раздражителей и факторов. Каждый человек склонен к возникновению определенного набора эмоциональных реакций, наиболее характерных для него. Для кого-то это будет гнев, для другого обида и слезы, для третьего восторг и удивление. Реже бывают случаи, когда человек способен выдавать полный спектр эмоционального ответа даже при легком воздействии. Наибольшая эмоциональная возбудимость наблюдается у подростков 11-13 лет, и более сильна она у девочек. Также во взрослой жизни повышенная эмоциональная возбудимость часто бывает у артистических и творческих натур.
  2. Глубина переживания эмоций. Чем длительнее время действия очага возбуждения в головном мозге, тем переживание глубже, как и его воздействие на психику человека. Это может проявляться в физиологических функциях человека, работе его органов и систем, а также в поведении и отношениях с окружающими. Если очаги возбуждения быстро затухают, то эмоции скоротечны и неглубоки.
  3. Эмоциональная отзывчивость, она же впечатлительность. Это способность остро, быстро и сильно реагировать на самые различные воздействия внешнего мира. Например, на слова людей, красоту природы, творчество, бытовые происшествия, чужие эмоции. Впечатлительность наиболее сильно развита у людей со слабой или лабильной нервной системой. Нередко у них эмоциональная составляющая превалирует над познанием, что может его ограничивать.
  4. Эмоциональные лабильность и ригидность. Ригидность — застревание на какой-либо эмоции, несмотря даже на то, что факторы, её вызвавшие, уже не действуют. Подобная эмоциональная «вязкость» часто возникает в отношение наиболее травмирующих и значимых событий, неудач. Лабильность — это переключаемость с одной эмоции на другую, в том числе полярно противоположную.

    Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификацияЭмоциональная лабильность в психологии

  5. Эмоциональная устойчивость. Это свойство психики даже в ответ на сильные воздействия не выдавать сильных эмоций, таких людей называют эмоционально стабильными. Их сложно «вывести из себя» и добиться сильного эффекта практически нереально. Это нередко случается у людей со сниженной чувствительностью.
  6. Экспрессивность. Это умение проявлять внешне свои эмоции, с помощью мимики, жестов, движений, голоса, смысла слов и поведения в целом. Повышенную экспрессию называют гипермимия и ценят в области актерского мастерства. Также она бывает признаком аутизма. Обеднение мимики и жестов — гипомимия, часто сопровождает такие патологии, как шизофрения, депрессия и др.
  7. Оптимизм и пессимизм. Это устойчивая склонность, мировоззрение, направление мыслей либо в позитивное русло, либо в негативное. При этом любые события человек может рассматривать в удобном ему направлении.
Читайте также:  Какие свойства у белков

Волевые свойства

Свойства личности в психологии нельзя рассматривать без влияния такой важной психической характеристики как воля. Воля направляет мысли и действия человека в направлении, необходимым для достижения целей. Она может как активизировать человека, так и тормозить его, если это необходимо. Поэтому волевые свойства обусловлены либо побуждением к действию, либо торможением.

  1. Самостоятельность. Это способность ставить перед собой цели, выбирать средства для этого и преодолевать препятствия на своем пути независимо от чужого мнения. Самостоятельный человек уверен в своих силах, но может и прислушиваться к мнениям окружающих, если они служат на благо его целям. Противоположными качествами являются внушаемость (подверженность идейным влияниям извне, недостаточно ясное видение собственных целей, безволие) и негативизм (свойство отвергать все разумные мысли, советы и доводы только с целью непослушания и самостоятельного выбора).
  2. Решительность/нерешительность — волевое свойство, проявляющееся при выборе человеком цели и средств. Решительный человек изучает вопрос всесторонне, обдуманно выбирает цель и обдуманно идет к её достижению, отвергая сомнения и страхи. Нерешительный может столкнуться с тревогами и страхом и отступить от большой цели, сменив её чем-то более простым и доступным.
  3. Настойчивость — важнейшее проявление воли. Именно она позволяет преодолевать преграды на пути к цели, переживать падения и разочарования, но при этом не отступать от цели, а планомерно её добиваться. Иногда на достижение цели уходит много времени, но настойчивый человек не отступает. Также, своей решимостью он может влиять и на окружающих, которых тоже мотивирует к цели.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация
  4. Упорство — способность преодолевать любые препятствия на своем пути, решать проблемы или обходить их. При этом, если достижение цели перестает быть целесообразным, упорный человек может отказаться от него, в отличие от упрямого человека.
  5. Выдержка — тормозящая функция психики. Она позволяет выдерживать серьезные нагрузки без перегруза, при этом вызывая напряжение воли. Особенно важна бывает в экстремальных ситуациях, катаклизмах, спорте. Сдержанный человек способен трезво оценить обстановку и принять взвешенное решение о дальнейших действиях.
  6. Самообладание — помогает держать контроль над собственными физическими и психическими проявлениями в любых условиях. Оно помогает сдержать страх, панику и другие опасные эмоции и при этом мобилизовать все свои ресурсы для выхода из рискованной ситуации.

Индивидуальные свойства

Индивидуальными свойствами психики называют темперамент, характер и способности.

В психологии темперамент — динамическая характеристика психических процессов человека и часть его личностных свойств. Она проявляется при формировании целей и средств для их достижения, а также непосредственно при деятельности.

Видимым проявлением темперамента можно считать поведение и внешний облик человека. Темперамент чаще всего закладывается в раннем детском возрасте, а окончательно формируется и шлифуется в подростковом, при установке ценностей, целей и задач.

При определении темперамента пользуются такими характеристиками:

  • сензитивность — повышенная чувствительность, определяется невысоким пороговым уровнем воздействия внешних факторов до получения психической реакции,
  • реактивность — это степень эмоционального ответа человека на раздражители извне либо внутри себя,Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация
  • пластичность — гибкость при взаимодействии с окружающим миром, либо её противоположность — ригидность,
  • резистентность — способность поддерживать устойчивость своего внутреннего мира в ответ на негативные влияния,
  • экстра- или интраверсия — отражают приоритетность влияния на человека внешних или внутренних факторов.

В настоящее время описанная Гиппократом типология 4 темпераментов не потеряла своей актуальности. Но при этом И.П. Павлов провел параллели типологии Гиппократа с различными типами высшей нервной деятельности. Он доказал, что в разных зонах коры головного мозга постоянно возникают очаги возбуждения, после чего оно затухает под влиянием обратного процесса — торможения.

Степень соотношения возбуждения и торможения, их сила, а также способность личности переносить длительное возбуждение без глубокого торможения, быстрота переключения очагов — именно эти характеристики и формируют типы темперамента. Сильный тип, по И.П. Павлову, соответствует сангвиникам, безудержный — холерикам, инертный — флегматикам, а слабый — меланхоликам.

Характером называют совокупность таких индивидуальных черт, как привычки, мировоззрение, поведение, интересы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые характеристики и восприятие окружающего мира.

Характер зависит от темперамента и типа нервной деятельности, воспитания, социально-бытовой и семейной среды. Он может иметь множество описаний — сильный/слабый, легкий/тяжелый, приятный или не очень.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

Если отдельные черты характера проявляются намного ярче и сильнее, можно говорить о наличии акцентуации (К. Леонгард, А. Личко, П. Ганушкин и др.).

Способности — это генетически заложенные особенности человека, позволяющие ему быстро приобретать и усваивать новые практические или теоретические знания и умения.

Читайте также:  Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими

Способности могут быть общими — хорошие речь, память, координация, гибкость, коммуникабельность в общении; либо специальными — в узконаправленных областях. Например, в математике, музыке, изобразительном искусстве, лингвистике и др.

Функции и роль

Свойства личности в психологии определяют основную функциональную составляющую, а именно направленность психики. Она играет важнейшую роль в жизни человека.

Направленность — это динамическая характеристика, проявляющаяся в действиях, поступках и поведении человека.

Направленность личности- это жизненные цели человека, мировоззрение, смысл его деятельности, мотивы, потребности и способы их достижения/удовлетворения.

  • Потребности обычно формируются средой существования, уровнем развития и жизненной ситуацией. Они могут быть биологическими (обычно более приоритетны) и социальными. Потребности физиологического характера часто появляются и быстро исчезают после их удовлетворения. Например, это жилье, еда, одежда, сон и др. Социальные потребности более разнообразны. Сюда включается не только потребность во внимании, признании, самореализации, но и различные материальные блага. При переходе потребности в мотивацию в организме активизируются необходимые для неё зоны коры головного мозга и подкорковые структуры.
  • Мотивация — побуждение к действию различными стимулами, это первый шаг к цели. Это побуждение проявляется широким спектром позитивных и негативных эмоций, напряжением, переживаниями. Мотивы также бывают биологическими и социальными. Они видоизменяются в течение всей жизни человека, в каждом возрасте имеются свои особенности и свойства. При существовании различных потребностей, согласно А.А. Ухтомскому, запускается принцип доминанты. То есть запускается обычно та мотивация, потребность в которой наиболее актуальная и создавшая наибольшее количество возбужденных нейронных сетей. Мотивации и потребности человека зависят от его интересов.

    Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификацияСтруктура направленности (свойства личности) в психологии

  • Интерес — устойчивая склонность к какому-либо виду деятельности, стремление к познанию определенных областей знаний или умений. При длительной деятельности в области своих интересов, особенно переживая что-то новое, человек испытывает моральное удовлетворение и положительные эмоции. Очень часто направленность интересов человека совпадает с его склонностями и способностями. Интересы можно подразделять по их области, слабости/силе, активном/неактивном интересе, глубине и актуальности. При широких интересах, а также способности постоянно изучать новые области очень меняется мировоззрение человека.
  • Мировоззрение — это устойчивая система взглядов человека на внешний мир, социальные связи, науку и религию, собственные отношение. На мировоззрение очень влияет время и место жительства человека, его место в обществе, окружение и взаимоотношения с людьми.
  • Жизненные цели — это направленная во внешний мир психическая и физическая энергии человека, смысл его существования. Они напрямую зависят от мировоззрения и интересов. При отсутствии в жизни человека жизненной цели, его вектор развития постоянно меняет направление, возникают и быстро сменяются приоритеты. Это может приводить к перегоранию и истощению личности, а также депрессии.

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

Школа, подходЧто именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. БехтеревСоздали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. ФрейдаСчитал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. КеллиСвойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. УотсонПредполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
ГештальтпсихологияГештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Диагностика

Методами исследования свойств психики и личности занимается психодиагностика.

Основных направления два — тестовое и проективное.

Тестовое заключается в формировании шкалы, образующейся при ответе на вопросы. Эта шкала отражает определенные черты характера, направленность личности, ее волевые, эмоциональные или поведенческие особенности.Свойства личности в психологии. Что это такое, примеры: психические, волевые, эмоциональные, индивидуальные, динамические, классификация

Сюда относятся тест на уровень интеллекта Бине-Стэнфорда, цветовой тест Люшера (эмоции), шкала экстра — и интраверсии, тест типов темперамента и множество других. Часть из них для получения результатов обрабатывается на компьютере.

Проективные методики — рисунки, ролевые игры или рассказы. Их смысл в проекции своих психических черт и отношений на задание. Родоначальником их был К. Юнг, предложивший психодиагностические беседы, затем свой тест «чернильных пятен» создал Роршах и фрустрационный тест — Розенцвейг.

Позднее возникло множество вариаций с заданием описать расплывчатые картинки, нарисовать человека, дерево, семью и т.п.

В психологии классифицировано множество различных свойств личности. Благодаря разным подходам и методикам, само понятие личности тоже значительно обогатилось. Практическое применение этого знания актуально для самопознания, в работе психологов, а также в психотерапии и психиатрии с целью уточнения диагноза и лечения.

Автор: Наталья Калегова

Видео о типах личности

Классификация личностей по Юнгу:

Источник