Какие есть свойства информации 8 класс

Какие есть свойства информации 8 класс thumbnail

Информатика и ИКТ
8 класс

   
   

Ключевые слова:

  • информация
  • сигнал
  • непрерывный сигнал
  • дискретный сигнал
  • виды информации
  • свойства информации

1.1.1. Информация и сигнал

Информация (от лат. «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок. Рассмотрим его с точки зрения субъективного (бытового, человеческого) подхода.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов — изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.

В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое. Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т. е. принимать всего три значения.

1.1.2. Виды информации

Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления. По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

  • визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
  • аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
  • обонятельная (с помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира);
  • вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, солёный);
  • тактильная (органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета — горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т. д.).

Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% — при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% — при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация — звуковая. На сайте https://scool-collection.edu.ru/ размещён электронный образовательный ресурс «Кто как видит», который наглядно продемонстрирует вам особенности визуального восприятия информации из окружающего мира разными живыми существами. Узнать о некоторых особенностях зрительного восприятия информации человеком вам поможет виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии».

1.1.3. Свойства информации

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе — это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.

Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает ему в этом? Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).

Читайте также:  Какие полезные свойства в тыквенных семечках

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при преуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и рыбацкие истории, реклама и др.).

Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т. е. вам непонятна.

В качестве примера попробуем охарактеризовать информацию, находящуюся в ваших школьных учебниках:

  • Эта информация соответствует современным научным представлениям. Поэтому она достоверна.
  • Эта информация не может быть полной, так как раскрывает перед вами основы наук, даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информации по интересующему вас вопросу мало прочитать школьный учебник — необходимо заниматься самообразованием, используя различные источники информации.
  • Эта информация для вас полезна, так как с её помощью вы можете решать как учебные, так и жизненные задачи. Вместе с тем, эта же информация, скорее всего, бесполезна для ученика 11 класса, перед которым стоят более сложные задачи.
  • Эта информация доступна вам по уровню восприятия (понятна); она же недоступна ученикам начальной школы.

Самое главное

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными. Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Дискретный сигнал принимает конечное число значений, которые можно пронумеровать.

По способу восприятия человеком выделяют такие виды информации, как: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

Вопросы и задания

  1. Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.
  2. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
  3. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.
  4. С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чём особенность учёбы в школе с точки зрения получения информации?
  5. Перечислите известные вам свойства информации.
  6. Выберите правильный ответ.

      а) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет:

        1) сведения о погоде в такой же день прошлого года;

        2) прогноз погоды на выходной день.

      б) Волга впадает в Каспийское море — это:

        1) достоверная информация;

        2) недостоверная информация.

      в) Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы — это:

        1) достоверная информация;

        2) недостоверная информация.

      г) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:

        1) если вы попадёте на необитаемый остров;

        2) в нашей повседневной жизни.

      д) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:

        1) должен обладать полной информацией;

        2) может иметь неполную информацию.

      е) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:

        1) должен обладать полной информацией;

        2) может иметь неполную информацию.

  1. Первоклассник, восьмиклассник и ученик 11 класса получат разную информацию из вашего учебника информатики. Как вы можете это объяснить?
  2. Каждый из вас, работая с одним и тем же учебником, получает разное количество информации. Как вы можете это объяснить?
Читайте также:  Какие 4 свойства конституции

Источник

Этап урока

Цель

Содержание

Примечание

    Орг. момент

    Организовать учащихся к работе на уроке.

    Приветствие учащихся. Дыхательная гимнастика. Отметить отсутствующих.

      Инструктаж по ТБ

      Рассказать учащимся о правилах поведения в кабинете информатики, с целью охраны здоровья учащихся и сохранения техники.

      Презентация к уроку: Техника безопасности.

      Слайды с 1 по 13.

        Изучение новой темы

        Дать возможность учащимся самим определить тему и цель урока

        – Посмотрите на оформление кабинета и постарайтесь определить тему нашего урока.

        Дать возможность учащимся самим определить тему и цель урока

          Изучение материала, опираясь на знания учащихся.

          Составить представление об информации. Научиться различать виды и свойства информации

          – Что такое информация? (сведения знания сообщения)

          – Откуда мы получаем информацию? (речь людей, приборы, книги звуки природы).

          – Объект, передающий информацию, называется источником информации. Источник передаёт сигналы. Какие сигналы бывают? (световые, звуковые, тепловые, механические)

          – Различают непрерывные и дискретные сигналы.

          – С помощью чего человек воспринимает информацию? (органов чувств)

          – Какие виды информации по способу восприятия? (аудиальная, визуальная, обонятельная, вкусовая и тактильная)

          – А какой бывает информация по форме представления? (текстовая, графическая, звуковая, числовая)

          Раздать карточки с примерами свойств.

          – Прочитайте текст на карточках.

          – Удалось ли вам получить информацию из предложенных источников, если нет то почему?

          Что вы можете сказать о данной информации? (она не понятная, не нужная) 

          – Для того чтобы воспринимать, передавать и обрабатывать информацию она должная обладать следующими свойствами:

          • актуальность
          • полнота
          • понятность
          • достоверность
          • объективность
          • полезность

          – А теперь давайте разберёмся, что означают эти свойства. Откройте учебник с. 9 (Читаем описание свойств).

          – Какие примеры в карточке не обладают свойством:

          • полнота (4);
          • понятность (3, 5, 6);
          • полезность (все)
          • достоверность (1, 7)
          • актуальность (все)

          – Все ли ключевые слова нашего урока, мы разобрали? (да)

          Рассказать весь материал по получившейся схеме.

          Слайд 2 (Чертим схему)

          Слайд 3

          Слайд 4

          Слайд 5, 6 (Чертим схему)

          Слайд 7 (Чертим схему)

          Слайд 8 (Чертим схему)

          Карточка с примерами.

          Слайд 9 (Чертим схему)

          Работа с учебником

            Закрепление изученного материала

            Контроль понимания материала.

            – Каким сигналом является: (непрерывным или дискретным)

            • Сигнал противопожарной серены (непрерывный);
            • Флажковая азбука (дискретный);

            – Аудиальная, визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная –  это виды информации по … (способу восприятия)

            – Текстовая, графическая, звуковая, числовая – это виды информации по … (форме представления)

            – Каким свойством не обладает следующая информация:

            • Прогноз погоды на 7 июля (актуальность)
            • Рок-фестиваль пройдет в октябре (полнота)
            • На улице сегодня жарко (объективность)
            • Berlin ist eine der ältesten Städte Deutschlands (понятность)
            • Завтра в магазине «Ретро» будут раздавать морожено (достоверность)
            • Прогноз погоды в Лондоне на завтра (полезность)

            Упражнение выполняется стоя

              Подведение итогов урока.

              – Какая была цель урока? (получить представление об информации и её свойствах)

              – Мы достигли этой цели? (да)

              – Получили ли вы информацию сегодня на уроке?

              – Какими свойствами обладает эта информация?

                Домашнее задание.

                § 1.1 (стр. 7-11)

                Вопросы 1-8 с. 11

                Источник

                Инфоурок

                Информатика
                ›Презентации›Презентация на тему “Информация и её свойства” 8 класс

                ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Информатика и ИКТ

                Описание презентации по отдельным слайдам:

                1 слайд

                ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Информатика и ИКТ

                Описание слайда:

                ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Информатика и ИКТ

                2 слайд

                Ключевые слова информация сигнал непрерывный сигнал дискретный сигнал виды ин

                Описание слайда:

                Ключевые слова информация сигнал непрерывный сигнал дискретный сигнал виды информации свойства информации

                3 слайд

                Информация и сигнал Информация для человека - это содержание сигналов (сообще

                Описание слайда:

                Информация и сигнал Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах. В обыденной жизни под информацией понимают сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.

                4 слайд

                Информация содержится в показаниях часов и других приборов в звуках и видах п

                Описание слайда:

                Информация содержится в показаниях часов и других приборов в звуках и видах природы в текстах книг в речи людей

                5 слайд

                Читайте также:  Какие свойства лекарственной ромашки

                Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источн

                Описание слайда:

                Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации. Эту информацию мы получаем в виде сигналов. Различают сигналы световые звуковые тепловые механические электрические

                6 слайд

                Какие есть свойства информации 8 класс

                7 слайд

                Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диа

                Описание слайда:

                Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов. Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами. Речь человека

                8 слайд

                По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие

                Описание слайда:

                По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды: тактильная аудиальная обонятельная вкусовая визуальная Виды информации

                9 слайд

                Свойства информации Актуальность Полнота Полезность Понятность Достоверность

                Описание слайда:

                Свойства информации Актуальность Полнота Полезность Понятность Достоверность Объективность

                10 слайд

                Самое главное Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения),

                Описание слайда:

                Самое главное Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников. Сигналы могут быть: непрерывными – они принимают бесконечное множество значений из некоторого диапазона; дискретными – они принимают конечное число значений, которые можно пронумеровать. По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию. Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

                11 слайд

                Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он пол

                Описание слайда:

                Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), которые он получает из различных источников Сигналы Свойства информации Дискретные Непрерывные Визуальная Вкусовая Тактильная Аудиальная Обонятельная Объективность Полнота Понятность Актуальность Достоверность Полезность Опорный конспект Виды информации

                12 слайд

                Укажите тип сигнала (дискретный или непрерывный), соответствующий графическим

                Описание слайда:

                Укажите тип сигнала (дискретный или непрерывный), соответствующий графическим изображениям РТ №3 (стр. 5) Задания

                13 слайд

                Объективность Достоверность Актуальность Полезность Понятность Полнота Информ

                Описание слайда:

                Объективность Достоверность Актуальность Полезность Понятность Полнота Информация выражена на языке, доступном для получателя Информация позволяет получателю решать стоящие перед ним задачи Информация важна, существенна в настоящий момент времени Информация достаточна для понимания ситуации и принятия решения Информация отражает истинное положение дел Информация не зависит от чьего либо мнения Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями Задание РТ №5 (стр. 6)

                14 слайд

                Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получ

                Описание слайда:

                Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком. Выберите правильный ответ. a) Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет: 1) сведения о погоде в такой же день прошлого года; 2) прогноз погоды на выходной день Выберите правильный ответ. б) Волга впадает в Каспийское море — это: 1) достоверная информация; 2) недостоверная информация. Выберите правильный ответ. в) Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы — это: 1) достоверная информация; 2) недостоверная информация. Выберите правильный ответ. г) Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной: 1) если вы попадёте на необитаемый остров; 2) в нашей повседневной жизни. Выберите правильный ответ. д) О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля: 1) должен обладать полной информацией; 2) может иметь неполную информацию. Выберите правильный ответ. е) Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля: 1) должен обладать полной информацией; 2) может иметь неполную информацию. Вопросы и задания

                15 слайд

                §1.1 (стр. 7-11) РТ № 2, 4, 6 (стр. 3) Домашнее задание

                Описание слайда:

                §1.1 (стр. 7-11) РТ № 2, 4, 6 (стр. 3) Домашнее задание

                Выберите книгу со скидкой:

                Какие есть свойства информации 8 класс

                БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

                Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

                Какие есть свойства информации 8 класс

                Курс повышения квалификации

                Какие есть свойства информации 8 класс

                Курс профессиональной переподготовки

                Учитель математики и информатики

                Какие есть свойства информации 8 класс

                Курс профессиональной переподготовки

                Учитель информатики

                Найдите материал к любому уроку,
                указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

                также Вы можете выбрать тип материала:

                Общая информация

                Номер материала:

                ДA-040874

                Вам будут интересны эти курсы:

                Оставьте свой комментарий

                Источник