Какие есть свойства и закономерности ощущений
Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов – вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., – а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание – это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.
Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторынаходятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.
Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции.
С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений– например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы – можно считать внешне-внутренними.
К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества – это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные – по насыщенности и цветовому тону вкусовые – по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким). Длительность ощущения – это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Пространственнаялокализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.
Закономерности ощущений:
1. Пороги ощущений.Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины, определенной силы. Наименьшая величина раздражителя, вызывающая мало заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше (min) величина порога, тем выше (max) чувствительность. Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет). Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между 2-мя раздражителями, которое вызывает еле заметное различие ощущений. Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе надо к первоначальной величине отнять или добавить – 0,33 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 0,1; для зрительных – 0,01 первоначальной величины; что касается обонятельных анализаторов – человек может почувствовать мускус, если его содержится 1/100000000 часть. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: тренированности; интересов; характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); мотивов, отношения к задаче.
2. Компенсация.В области ощущений и восприятий психико-целостная система. Это единство при полной, либо частичной потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: в сложившейся ситуации сохранившиеся органы как бы частично принимают на себя функции утраченных. У слепых обостряется осязание, слух, обоняние.
3.Адаптация.Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от слабых к сильным раздражителям чувствительность снижается; при переходе от сильных к слабым – повышается. Сильная адаптация наблюдается в температурных (термических), тактильных, обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в болевых ощущениях, слуховых.
4.Взаимодействие ощущений.Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – ослаблять или, наоборот, усиливать ее. Это явление называется сенсибилизация. Так, например, чувствительность зрительного анализатора можно стимулировать: слабыми музыкальными звуками (резкие сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.
5. Синестезия.Синестезия (от греческого synáisthesis) – это одновременное ощущение, совместное чувство, состоящее в том, что под влиянием раздражения одного анализатора, характерного для другого анализатора ощущения, создается впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, при этом оно сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Наиболее распространены зрительно-слуховые синестезии, когда у субъекта при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Известно, что такой способностью, как способность цветного слуха обладали такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков.
Источник
Человек имеет удивительную способность не только видеть этот мир, но и ощущать его. Воспринимая окружающее пространство сенсорными системами, он изучает и познает его в то время, как ученые изучают человеческие чувства, безграничные и неосязаемые. Однако служители науки нашли объяснение ощущениям, все разложили по полочкам, выделили свойства и виды, а также выяснили некоторые закономерности.
Что такое ощущения
Сначала рассмотрим, что значит ощущение для человека. Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого действия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Именно с их помощью человек познает окружающий мир. Вот такое можно дать понятие ощущениям, закономерности которых раскрывают нам, как при помощи анализаторов человек познает и устанавливает связь с окружающей средой.
Анализатор – это анатомо-физиологический аппарат, который принимает воздействие каких-либо раздражителей из внешнего мира и преобразовывает их в ощущения. Он состоит он из следующих частей:
- Периферический отдел – рецепторы.
- Чувствительные нервные пути.
- Центральный отдел нервной системы.
Далее рассмотрим виды и свойства ощущений.
Виды ощущений
В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие виды ощущений:
- Интероцептивные. Располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на изменения, происходящие в них.
- Экстероцептивные. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешнее воздействие.
- Проприоцептивные. Рецепторы находятся в мышцах и связках.
С объектами внешнего мира соотносятся органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, рождают желания и делятся на типы:
- Обонятельные. Рецепторы обоняния возбуждаются газообразными веществами.
- Зрительные. Задействованы зрительные рецепторы.
- Вкусовые. Вкусовые рецепторы возбуждаются химическими веществами пищи.
- Слуховые. Задействованы рецепторы слухового анализатора.
- Осязательные. Осязательные рецепторы возбуждаются тактильным раздражением.
Свойства ощущений
Свойства, которые присущи ощущениям:
- Качество. Определяется качествами того объекта, который вызывает ощущения. Это является одной из характеристик восприятия.
- Интенсивность. Зависит от силы раздражителя и чувствительности рецепторов. Качество и интенсивность ощущений имеют тесную связь.
- Длительность. Зависит от силы и интенсивности воздействия, состояния рецепторов и продолжительности.
- Локализация. Любые ощущения имеют частички пространственного расположения стимулятора.
Рассмотрев виды и свойства ощущений, перейдем к закономерности. В чем состоит взаимосвязь анализаторов, определяющая развитие процессов при познавании и ощущении мира?
Закономерности ощущений
Ощущения возникают лишь в момент изменений, которые происходят в рецепторах под воздействием движений окружающего мира, либо самих органов чувств.
Можно выделить несколько закономерностей ощущений:
- Пороги чувствительности.
- Приспособление.
- Взаимодействие.
- Сенсибилизация.
- Контраст.
- Синестезия.
А теперь остановимся на каждом из них.
Чувствительность
Порог чувствительности – это зависимость между интенсивностью ощущений и силой раздражающего фактора. Не каждый раздражитель может вызывать ощущения, поэтому их разделяют на несколько видов.
Пороги ощущений:
- Нижний абсолютный. Характеризует, насколько чувствителен анализатор. Это едва заметные ощущения, которые вызваны наименьшей силой раздражителя.
- Верхний абсолютный. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность. Верхний абсолютный порог – это сила раздражителя, при которой ощущения еще сохраняются.
- Порог чувствительности различения. Это минимальное увеличение силы раздражителя, при которых становятся видны едва заметные различия. Например, увеличение или уменьшения звука.
В зависимости от того, какая задача стоит перед человеком, он использует те или иные пороги ощущений. Физический раздражитель может быть выше или ниже порога ощущений.
Приспособление
Приспособление представляет изменение чувствительности в процессе воздействия одного раздражителя. При этом пороги чувствительности будут меняться. Закономерности ощущений не могут существовать без этого свойства.
Так, например, мы приспосабливаемся, входя постепенно в холодную воду. Или парим ноги, привыкая к повышению температуры воды.
Высокая степень адаптации у рецепторов органов обоняния и тактильных. Более низкая у рецепторов слухового анализатора.
Приспособление к разным ароматам наступает у каждого с разной скоростью. Может оказаться губительной для организма адаптация к болевым ощущениям, но в незначительной степени она свойственна организму.
За адаптацию к свету и темноте отвечают рецепторы зрительного анализатора. Световая адаптация не требует высокой чувствительности, чего не скажешь о приспособлении.
Для приспособления важны соотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, где и расположены главные центры всех анализаторов. Наблюдается такое явление, как последовательная взаимная индукция. Стоит отметить, что приспособление происходит условно-рефлекторным путем.
Контраст ощущений и синестезия
Если ощущения, их интенсивность и качество меняются под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя, то это можно назвать контрастом ощущений.
После холодного напитка теплый нам покажется горячим. А после кислого еле сладкий очень сладким. Так же и на черном фоне светлое кажется светлее, а на белом темнее.
Это объясняется тем, что резкое прекращение влияния раздражающего фактора не вызывает сиюминутного прекращения процессов раздражения в рецепторах. Если вспомнить закон индукции, то процесс торможения в возбужденных нейронах возникает со временем, постепенно. Для того чтобы восстановить первоначальный порог чувствительности, должно пройти несколько фаз возбуждения и торможения индукционной смены.
Синестезия – это, когда в результате влияния одного раздражителя, возникают ощущения, характерные для другого. Так, слыша один звук, мы представляем определенный образ. Художники создают картины, переводя музыку в цвета. Но не все люди обладают такими способностями. Синестезия нам показывает, что все анализаторские системы человеческого организма связаны между собой.
Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и значимость анализаторских систем от их функционирования под действием раздражителей.
Взаимодействие ощущений и сенсибилизация
Чувствительность имеет свойство меняться. Так, изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений.
Слабые звуковые раздражители повышают чувствительность зрительных рецепторов. А при сильном воздействии на рецепторы слухового анализатора снижается чувствительность глаз. Слабые вкусовые раздражители повышают зрительную восприимчивость. Последняя усиливается под воздействием некоторых ароматов, то есть нюхательных раздражителей. Также известно, что при болевых раздражителях повышается чувствительность слуховых, тактильных, обонятельных и зрительных рецепторов.
Процесс сенсибилизации – это повышение чувствительности с помощью регулярных упражнений, а также в результате взаимодействия анализаторов.
Известно, что при потере слуха или зрения происходит компенсация чувствительности обострением других видов чувствительности.
Сенсибилизация возможна при определенных профессиях. Можно тренировать чувствительность.
Итак, можно выделить два способа сенсибилизации:
- Компенсация сенсорных дефектов.
- Требования в результате специфического вида деятельности.
Также сюда можно отнести и самостоятельную работу над совершенствованием ощущений.
Закономерность ощущений создает необходимые условия для полноценного восприятия мира.
Источник
Эта статья — об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология).
Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Ощущение и восприятие[править | править код]
В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2][неавторитетный источник?].
От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).[источник не указан 128 дней]
Поэтому неудивительно, когда в данном случае зрение рассматривается как орган восприятия, задача которого — посредством соответствующей деятельности мозга — распознавать по тому, что видимо, то, что невидимо.[3][страница не указана 128 дней]
Свойства ощущений[4][править | править код]
- Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
- Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.
- Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
- Длительность — временная характеристика ощущения.
Классификация ощущений[править | править код]
Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус[4]. В XIX веке увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации.
Классификация Вундта[править | править код]
В.Вундт предлагал группировать ощущения в зависимости от свойств вызывающих их раздражителей, среди которых он выделял механические, физические и химические свойства (например, зрительные и слуховые ощущения относятся к разряду «физических», поскольку вызываются физическими явлениями — электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами; обоняние и вкус — «химические» ощущения и т. д.). Этот вариант классификации не получил широкого распространения[5].
Классификация Шеррингтона[править | править код]
Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов:
- Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
- Интероцептивные ощущения. Рецепторы находятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).
- Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.
Шеррингтон разделил экстероцептивные ощущения на контактные и дистантные[4]. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение).
Классификация Хэда[править | править код]
Г. Хэд делил ощущения по их происхождению:
- Протопатическая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать[4].
- Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположными характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмоциональных состояний, большая дифференцированность, категориальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация[4].
В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.
Нарушение ощущений[править | править код]
Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности, которое выражается в резком изменении порогов ощущений, при этом как сильные, так и слабые раздражители вызывают одинаково слабые ощущения.
Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.
Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.
Общие психофизиологические закономерности ощущений[править | править код]
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определённую величину интенсивности.
Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[6].
Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм² поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить ещё 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).
Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.
Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).
Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Ещё медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к её понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.
Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном — светлой.
Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые — вкусовые (желтый цвет — ощущение кислого[источник не указан 2787 дней]). Это явление называется синестезией.
См. также[править | править код]
- Рецептор
- Чувствительность (физиология)
- Восприятие
- Репрезентативная система
- Закон Вебера — Фехнера
- Эмоциональный процесс
- Органы чувств
- Квалиа
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- [1]
- [2]
- Виды ощущений 2. Обоняние, осязание, вибрационные и проприоцептивные ощущения
Источник