Какие есть полезные ископаемые и какие их свойства 3 класс
Теория
1. | Свойства и применение полезных ископаемых |
2. | Как добывают полезные ископаемые |
3. | Почему надо беречь полезные ископаемые |
Задания
1. | Понятия Сложность: | 1 |
2. | Выбери полезные ископаемые Сложность: | 1 |
3. | Как добывают полезные ископаемые? Сложность: | 1 |
4. | Полезные ископаемые Сложность: | 1 |
5. | Горючие ископаемые Сложность: | 2 |
6. | Свойства полезных ископаемых Сложность: | 2 |
7. | Верные утверждения Сложность: | 3 |
8. | Что получают из полезных ископаемых? Сложность: | 3 |
9. | Дополни текст «Образование полезных ископаемых» Сложность: | 4 |
Тесты
1. | Тренировка по теме Разнообразие полезных ископаемых Сложность: среднее | 12 |
Методические материалы
1. | Технологическая карта |
Источник
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 135.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Виды полезных ископаемых ” 3 класс
2 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве Картинки
3 слайд
Описание слайда:
Люди, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
5 слайд
Описание слайда:
Самостоятельная работа. Тест 1) Фамилия и имя: ________________________________________ 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? ______________ 4) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 5) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? ______________________________________________________________
6 слайд
Описание слайда:
Правильные ответы: 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых и подпишите что это обозначает этот знак: золото поваренная соль железная руда 4) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? Уголь 5) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 6) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? глина и известняк Нужны условные знаки
7 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 1 Горючие полезные ископаемые: Каменный уголь, нефть, природный газ.
8 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Природный газ
11 слайд
Описание слайда:
Месторождения горючих полезных ископаемых в Казахстане
12 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 2. Рудные полезные ископаемые Железо, алюминий, медь, магнитный железняк, свинец, серебряная руда, золото.
13 слайд
Описание слайда:
Бурый железняк
14 слайд
Описание слайда:
Боксит (Алюминиевая руда)
15 слайд
Описание слайда:
Медная руда (медный колчедан)
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Магнитный железняк
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Месторождения рудных полезных ископаемых в Казахстане дополнить
20 слайд
Описание слайда:
Виды полезных ископаемых: 3.Нерудные полезные ископаемые Соль, мрамор, гранит, известняк, песок, глина.
21 слайд
Описание слайда:
Каменная соль
22 слайд
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Известняк
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Описание слайда:
Месторождения нерудных полезных ископаемых в Казахстане
28 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых: известняк
29 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых: открытым и закрытым способом Добыча каменного угля
30 слайд
Описание слайда:
Техника ,применяемая при добыче полезных ископаемых:
31 слайд
Описание слайда:
Добыча глины
32 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
33 слайд
Описание слайда:
Добыча каменного угля открытым способом
34 слайд
Описание слайда:
Работа по учебнику: стр.93 рассмотри рисунки.
35 слайд
Описание слайда:
К какому виду полезных ископаемых относится? (работа в тетрадях) Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина. Горючие полезные ископаемые Рудные полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые
36 слайд
Описание слайда:
Итог урока: Итог урока: 1)Выставление оценок: 2) Ответь на вопросы: – Чем мы занимались на уроке? -Кто был лучшим? -Что полезного вы узнали?
37 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Читать с.94-97, составить по 2 вопроса по теме.
38 слайд
Описание слайда:
Урок окончен Спасибо!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-342988
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства
Планируемые результаты:
Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве
Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе
Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
Форма урока: урок-исследование
Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта
Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна
Ход урока:
1. Организационный момент
– Что у меня в руках? (Сундучок.)
– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)
– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?
1) Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
2) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)
3) Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит.)
4) Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк.)
– Да, это песок, глина, гранит, известняк.
– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)
– Как вы думаете, интересно работать геологами?
– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.
2. Постановка проблемы урока
– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?
– Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.
3. Знакомство с новым материалом
– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)
– А почему они называются полезными?
– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.
Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)
– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.
– Запишите определение в тетрадь на с. 24.
4. Работа в группах
– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого _________________________________
Твёрдое или жидкое ____________________________________________
Цвет _________________________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________
Прозрачное или непрозрачное ___________________________________
Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________
– За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.
5. Выступление каждой группы
Давайте проверим, как вы выполнили работу.
Песок
Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.
Гранит
Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.
Известняк
Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.
– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)
– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.
6. Физкультминутка
Путь его тяжёл и долог
Ищет залежи геолог.
С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»
Потрудились – отдохнём:
Встанем глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение изучения темы
Отдохнули?
Продолжим работу.
У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.
Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)
– Каким способом добываются полезные ископаемые?
– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.
Презентация
Закрепление изученного материала
А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)
Известняк
Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве – стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.
Песок
Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники – кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна – от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален – ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.
Глина
Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины – основные из них – кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье – это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел – изготовление посуды и роспись в определённом стиле.
Другие ископаемые
В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка – небольшие залежи фосфатов.
Кластер
А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».
Полезные ископаемые
Полезное ископаемое
Изображение
Условное обозначение
Песок
Глина
Гранит
Известняк
Тест
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
1. Месторождение – это …
А) карьеры
В) горные породы
С) места залегания полезных ископаемых
2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
А) врачи
В) геологи
С) строители
3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?