Какие есть отличительные свойства политической власти

Какие есть отличительные свойства политической власти thumbnail

Установление и поддержание определенной формы политической власти

Politica potestas

Признаки политической власти

Понятие «власть» применяется в различных сферах человеческого бытия. Экономисты говорят о хозяйственной власти, социология исследует общественные отношения, учёные мечтают о господстве над природой, психологи подразумевают под этим словом умение человека управлять собой, родители думают о воспитании детей. Таким образом, власть выступает оригинальной разновидностью коммуникации среди людей, между человеком и окружающей средой, а также индивидуума с самим собой.

Зарождение politica potestas, что в переводе с латыни означает «политическая власть», началось в древнем мире и связано с возникновением социального неравенства между членами общества. Сосуществование и общение богатых землевладельцев и рабов в Древней Греции, патрициев и плебеев в древнем Риме дали толчок к образованию властных отношений в политике. Начиная со времён Аристотеля и до сегодняшнего дня, политология изучает происхождение, установление и поддержание определённой формы политической власти.

В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.

Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:

Что такое политическая власть

  • верховенство, которое обеспечивает обязательность исполнения принятых постановлений;
  • публичность — управление процессами происходит от имени всего общества;
  • моноцентричность, что предполагает принятие решений в едином центре;
  • возможность использования различных ресурсов;
  • наличие властных институтов, позволяющих легально применить силу в гражданском обществе.

Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум. Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям. В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.

Осуществление политической воли в обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие элементов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Составные части политической власти:

  • источник;
  • субъект;
  • объект;
  • ресурсы.

Составные части политической власти

Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества. Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты. Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.

Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.

Объектами политической воли считаются общество в целом, отдельные социальные группы или конкретный индивид. Воля объекта подчиняется главной идее политического движения.

Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.

Функции политической власти

Ошибочно мнение, что политическое могущество является только инструментом ущемления общественных интересов. Притеснение народа вызвано заботой об улучшении благосостояния людей. Когда устанавливаются ограничения в социуме, политическая элита реализует свои интересы, одновременно укрепляя стабильность в обществе, что помогает развитию нации.

Функции, которые выполняет политическая элита:

  • организационная миссия;
  • управление;
  • контроль;
  • воспитание.

Функции политической власти

Организационная роль выражается в формировании плодотворного взаимодействия между различными партиями, общественными ассоциациями и группами, простыми гражданами. Таким образом, создаётся структурная система, которая обеспечивает в социуме господство и руководство.

Управляя жизнью общества, политические силы реализуют на практике стратегический план субъекта власти. Господствующая элита призвана вовремя принимать управленческие решения, обязательные к исполнению повсюду, и давать своевременные корректирующие указания.

Контроль обеспечивает соблюдение законов, правил и норм общественной жизни. Контролирующие функции выполняют силовые структуры, правоохранительные органы и ревизионные комиссии.

Воспитание народных масс делает граждан законопослушными членами общества, укрепляет авторитет политического режима. Совершенствование образования, развитие культуры и науки способствуют формированию у субъекта власти умения и осуществления волевого руководства. При этом объект готовится к добровольному подчинению. В воспитательных целях используется народное образование, издание печатной продукции, публичные библиотеки и средства массовой информации.

Легальность и легитимность

Что такое легитимность

Современные политологи часто используют термины «легальность» и «легитимность». Чтобы достичь результатов, любые виды политической власти должны по определению быть легальными и легитимными. Свойство этих понятий в том, что они означают законность действий. Однако имеются характерные особенности.

Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.

Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.

Классификация факторов, которыми достигается легитимность:

  • традиции;
  • легальность;
  • харизма общественного вождя.

В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.

Знаменитости говорят о политике

Политики всех времен

Первые шаги в изучении политики и власти сделал Аристотель. Древнегреческий философ написал трактат, который так и называется — «Политика». В книге мыслитель отмечал, что господствующему созданию следует объединяться с подвластным существом, ибо такая связь способствует взаимному сохранению.

Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.

Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.

Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.

Власть притягивает словно магнит. Это универсальная возможность существенного обогащения и улучшения условий собственного бытия. Но не каждый человек способен достойно нести бремя управления чужими судьбами.

Источник

Политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, и, следовательно, масштаб властного взаимодействия ограничивается рамками семьи. Масштаб властного отношения между руководителем и подчиненными на предприятии ограничен рамками данного предприятия. Власть духовного религиозного лидера распространяется только на исповедующих данную религию.

В орбиту политических властных отношений вовлекаются все члены общества либо в качестве тех, кто повелевает, командует, либо в качестве тех, кто должен подчинятся, исполнять принятые решения, в то время, как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы. Это свойство политической власти часто определяется как публичность (от лат. publicus — общественный), т.е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей появлению общества, существовала внешне похожая на политическую — потестарная власть, когда старейшины, вожди осуществляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной власти, отличается от нее, во-первых, тем, кто осуществляет власть. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди других опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться среди других своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокую статусную позицию в политической иерархии, он автоматически обретает право повелевать и управлять массами. В обществе выделяются особые статусные группы, принадлежность к которым предоставляет человеку право на политическую власть. Например, в Киевской Руси необходимо было принадлежать к знатному княжескому роду. В современном обществе необходимо быть президентом, членом парламента, государственным чиновником.

Во-вторых, власть вождя в родоплеменной общине основы власть главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами свято хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе, в отличие от общины, люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому обладают разными интересами. Здесь уже недостаточно силы авторитета, здесь необходим особый аппарат принуждения. Вначале это была дружина князя, которая усмиряла непокорных. В современном обществе существует система органов, обеспечивающих контроль за исполнением решений и наделенных правом применять санкции в отношении нарушителей правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Итак, политическая власть — это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем. Общества, в отличие от родоплеменных общин, нуждались в особых механизмах поддержания своей целостности. Политическая власть оказалась способной при определенных условиях выполнять сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, но внутренне противоречивой социально-территориальной общности.

Отличительными чертами политической власти являются:

♦ легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

♦ верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

♦ публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит — об­ращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

♦ моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия ре­шений (в отличие, например, от власти экономической);

♦ многообразие ресурсов.

Источник

Универсальные черты
политической власти

Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальныхчерт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти – экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфическиечерты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.

Среди универсальных, базовых, первичных свойств политической власти следует отметить прежде всего свойство асимметричности,которое не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, идеями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности.

Такая изначальная несбалансированность отношений доминирования–подчинения превращает политическую власть во внутренне неравновесное явление. В этом смысле политическая власть обладает свойством инверсионности,которое свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные. Это значит, что при сопротивлении подвластных более интенсивно, нежели влияние властвующих, субъект и объект власти могут поменяться местами.

Эта постоянно существующая возможность обратимости власти показывает, что властное взаимодействие имеет комбинированныйхарактер, т.е. власть формируется на пересечении усилий, воль не только доминирующей, но и подчиненной стороны. Отношения властвующих и подвластных простираются в широком диапазоне: от ожесточенного сопротивления и готовности умереть, но не сдаться на милость победителя, до добровольного, с радостью воспринимаемого повиновения. Однако при всем том власть всегда представляет собой некое среднеарифметическое сочетание влияния субъекта и силы сопротивления объекта власти.

Принципиально важным свойством власти является и ее ресурсность. Всамом общем виде ресурс – это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. В качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности (деньги, земля, техника и др.), утилитарные средства (социальные блага, используемые для обеспечения текущих нужд человека), правовые нормы и законы (предполагающие судебные санкции, меры административного характера и т.п.), организационные, принудительные средства (военная и физическая силы или угроза их применения), территориальные (определенные территории, находящиеся в распоряжении субъекта власти), демографические (люди с их определенными качествами) средства и др.

В зависимости от характера политической системы или сложившейся ситуации те или иные ресурсы становятся либо эффективными, либо дисфункциональными. Например, сегодня в демократических государствах одной только силой невозможно заставить население подчиняться власти или, скажем, государству, располагающему большими территориями, решить в свою пользу конфликт с соседней страной, обладающей значительным экономическим превосходством. Американский футуролог О. Тоффлер предсказывает, что в начале XXI в. важнейшим ресурсом станет информация. Она приведет к «смещению власти», которое предопределит формирование «мозаичной демократии», где главным субъектом будет «свободный и автономный индивид».

Власть обладает также свойством кумулятивности,означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля. Это доказывает не только остроту и конфликтность властных отношений, но и то, что изнутри, т.е. со стороны действующего субъекта (и при условии неизменности его устремлений), власть по существу не имеет никаких ограничений. Поэтому она стремится к постоянному расширению зоны своего распространения, к тому, чтобы вовлечь в отношения господства/подчинения все имеющиеся в политике субъекты и связи.

С сугубо практической точки зрения признание такого рода свойства показывает, что властные претензии и амбиции тех или иных лиц (групп) можно предотвратить только извне. Иначе говоря, власти может быть поставлен предел только с внешней стороны – со стороны объекта. Вот почему, например, гражданам, голосующим за очаровавшего их претендента на какой-либо государственный пост, следует больше рассчитывать не на достоинства лидера, а на создание системы сдержек и противовесов, способных контролировать, а в известных случаях и предотвращать его действия, направленные на превышение данных ему полномочий.

Власть обладает и конструирующимиспособностями. Иными словами, она является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, средством преобразования социального (политического) пространства.

Специфические черты
политической власти

Специфическиесвойства политической власти раскрывают ее особое измерение. В этом смысле прежде всего следует принять во внимание, что политическая власть формируется в условиях конкуренции групповыхсубъектов. Правда, сторонники постструктуралистских подходов полагают, что нет принципиальных различий между тем, как взаимодействуют индивиды, и тем, как взаимодействуют группы (М. Фуко). Однако вряд ли это положение можно признать правомерным, учитывая, что группы не могут, как отдельные личности, непосредственно осуществлять свое политическое господство или, так же как они, конкурировать друг с другом.

Группа не может стать участником конкуренции за власть, если не сумеет организовать систему представительства интересов принадлежащих к ней граждан. Ее доминирование неразрывно связано с созданием определенных структур и институтов, с формированием известной системы законов, норм и правил действий, предъявляемых обществу. При этом в структуре группового субъекта выделяются лица, которые интерпретируют социально значимые категории (например, «интересы народа»), публично озвучивают их, формулируют оценки явлений и отношений, обеспечивают выбор необходимых средств политической борьбы, одним словом, выступают от имени группы.

В целом же доминирование группы выражается в создании системы отношений, закрепленных соответствующими структурами и институтами. Эти последние в совокупности являются для отдельного человека той объективно сложившейся системой власти, которая господствует над ним. Таким образом, политическое властвование группы неизбежно приобретает форму надперсонального давления, за которой с трудом удается различить интересы реально доминирующего субъекта. Поэтому данное свойство политической власти характеризует определенное отстранение системы установленного господства от конкретного группового субъекта, внешний «отрыв» нормативной системы от ее творцов, что создает трудности для установления конкретных властвующих сил.

Политическая власть есть система отношений, которые формируются на основе претензий групповых сообществ на полномочия самого мощного социального института – государства.В этом смысле у различных групп (представляющих их интересы партий, движений, групп давления, политических объединений) может хватить собственных возможностей на контроль за высшими органами государственного управления (например, в форме политического господства) или за его отдельными (центральными, региональными или же местными) структурами, распоряжающимися частичными (материальными, информационными, организационными и др.) ресурсами. В результате в обществе выстраиваются многомерные иерархии властных политических отношений, которые особенно усложняются в рамках переходных процессов, способствующих появлению различных центров влияния и власти.

Именно государство придает политической власти легальность использования силы на определенной территории, придает ей публичный и всеобщий характер, давая возможность победившим группам выступать от лица всего общества. Государство олицетворяет моноцентричность политической власти, т.е. наличие того центра принятия решений, который формирует цели для всего населения.

Однако политическая власть ни в коем случае не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но тем не менее лишь одну из ее форм. Дело в том, что не все действия государства и не все принимаемые на государственном уровне решения могут иметь политический характер. Существуют и другие формы политической власти, например, партийная власть, фиксирующая доминирование партийного аппарата и лидеров над членами партии, и т.д.

Политическая власть обладает также свойством полиресурсности,которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества. Так, государство может использовать не только экономическое стимулирование, например, с целью создания нетипичных для традиционного общества рыночных отношении, но и силу принуждения, информационного давления и иные способы поддержки собственных решений.

Политическая власть обладает также дополнительным источником социальной энергетики,заложенным в амбициозных устремлениях элитарных кругов. Как показывает практика, именно им органически присуще врожденное, иссушающее человека стремление к власти, тот «властический инстинкт» (М. Бакунин), который присутствует у этой группы лиц. То, чего нельзя было утверждать относительно всех людей и социальной власти в целом, а именно съедающее людей желание властвовать, в полной мере применимо к ее политической сфере. Если, например, в каком-нибудь коллективе властью может обладать вполне случайный человек, волею случая поставленный на место лидера, то в политике функции политической элиты (может быть, за исключением известной доли чиновников, по долгу службы исполняющих ряд высших функций государственного управления), как правило, исполняют люди, желающие и добивающиеся власти. Политическая история изобилует примерами того, как эгоизм, амбиции, неуемное честолюбие лидеров становились причинами крупных политических событий, оказавших влияние на историю целых государств и народов.

Принципиальное значение для атрибутивной характеристики политической власти имеет и идеология.Она по сути символизирует роль всех информационно-духовных компонентов политической власти, превращая все используемые в ней идейные соображения, эмоциональные реакции, героизацию или циничную конъюнктуру в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения. Таким образом, символизируя свободный выбор человека, идеология превращает власть и политику во внутренне непредопределенные явления, в тот способ действий субъектов, который не запрограммирован их статусами, оставляя место и полету фантазии, и сугубо человеческой алогичности действий.

В целом значение идеологического компонента власти двояко: с одной стороны, ее наличие придает позициям и целям участвующих в борьбе за власть групп целенаправленный и идейно концептуализированный характер. Разрозненные потребности собираются в единую качественно определенную систему требований, а отдельные цели освящаются наиболее общими перспективами политического движения. Таким образом, идеология идейно обосновывает цели и характер принуждения, которое применяется для достижения тех или иных групповых целей.

С другой стороны, сама политическая власть используется для того, чтобы обеспечить тем или иным идеологическим воззрениям, созданной той или иной группой системе политического мировосприятия наибольшее распространение в обществе. Тем самым идеология выступает и как средство расширения властных прерогатив группы, и как самоцель применения власти в политике.

Явные и теневые формы политической власти

В реальном политическом пространстве власть выражается в различных формахобеспечения группового доминирования. В связи с этим итальянский ученый Н. Боббио выделил три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам.

Так, власть в виде видимого,явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласования решений; политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д. Таким образом, политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Публичная форма властвования характеризует политику как взаимодействие властвующих (управляющих) и подвластных (управляемых), наличие у них определенных взаимных обязательств, действие взаимно выработанных норм и правил соучастия элит и неэлит в управлении государством и обществом.

Наряду с этим в политическом пространстве складываются и формы полускрытого(теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных элитарных; группировок. Наличие такого рода властных процессов показывает не только то, что толкование государственных задач или выработка правительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или видится со стороны. Теневой характер данного профессионального процесса демонстрирует и то, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатный проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.

Третья форма политической власти обозначается итальянскимученым Боббио как скрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства.

Источник