Какие еще расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете
Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы рассмотрим куда и на что тратятся бюджетные деньги и какие самые крупные статьи расходов на что тратятся в нашей стране.
ТОП-5 самых крупных статей расходов Федерального Бюджета РФ
Задавались вы когда-нибудь вопросу: “А куда тратятся бюджетные деньги?“. Ведь, каждый из нас имеет непосредственное участие в формировании Бюджетов России за счёт выплаты налогов, акцизов, НДС и прочих отчислений.
В 2019 году, расходы Федерального Бюджета РФ составили – 18 214,517 миллиардов рублей.
Ну что же, давайте посмотрим как был исполнен бюджет 2019 года и куда больше всего было потрачено денег государством.
ТОП-5 – “Субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям” код вида расходов бюджета “600”
Открывает наш рейтинг затраты на предоставление субсидий бюджетным, автономным и некоммерческим организациям.
“Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям”
Как можно увидеть из таблицы, всего было выделено из Федерального Бюджета РФ – 1 454,076 млрд. рублей.
Большая часть (1 125,060 млрд. рублей) составили субсидии бюджетным организациям.
ТОП-4 – “Иные бюджетные ассигнования”, код вида расходов бюджета “800”
На данную смету затрат пришлось – 1 608,422 млрд. рублей. По названию, сложно понять что это вообще такое. Ну давайте немного в этом разберемся.
Иные бюджетные ассигнования включают в себя все категории, с к классификатором 800.
Большая часть данных субсидий были предоставлены:
- Юридическим лицам – код 810 – 760,892 млрд. рублей
- Государственным корпорациям – код 820 – 470,788 млрд. рублей
Видимо, гос. предприятия и бизнес в нашей стране это дело всё-таки убыточное, раз уж на них выделяются средства из бюджета.
ТОП-3 – Зарплаты бюджетникам, код вида расходов бюджета “100”
Следующая статья расходов подразумевает выплаты бюджетникам, которые выполняют свои функции.
“Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами”
Всего на бюджетников, за 2019 год из Федерального Бюджета было потрачено – 2 981,812 миллиардов рублей.
Большая часть от этой суммы (1,8 трлн. рублей) была потрачена на персонал в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны.
А это 16,5% от суммы всего Федерального Бюджета. Колоссальная сумма…
Думаю, итак понятно что речь идет о силовых структурах и полиции.
ТОП-2 – “Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд”, код вида расходов бюджета “200”
Еще одна смета расходов Федерального Бюджета, связанная с поддержкой функционирования государственного казенного аппарата.
“Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд”
На данную смету из бюджета было выделено аж – 3 667,154 млрд. рублей. А эта сумма уже, сама по себе составляет около 20% от всех затрат Федерального Бюджета России.
Еще одна весомая статья расходов, затрачиваемая на поддержание работы бюрократического аппарата.
ТОП-1 – “Межбюджетные трансферы” код вида расходов бюджета “500”
Самой крупной и значимой частью расходов Федерального Бюджета оказались некие “Межбюджетные трансферы”.
“Межбюджетные трансферты”
Сумма всех трансферов составляет – 5 817,691 млрд. рублей.
Это смета затрат связана с такими явлениями, как:
- Дотации
- Субсидии
- Трансферы (ФСС, ФОМС, Пенсионный фонд и иные)
Как можно увидеть из таблицы, более 3,3 трлн. рублей были переведены в 2019 году в Пенсионный Фонд в виде трансферов.
Вывод
Как можно понять из данного ТОПа, просто баснословные деньги ежегодно тратятся из бюджета РФ на поддержание работы бюрократического аппарата.
Только зарплата бюджетникам и закупка товаров уже составляет около 6,6 трлн. рублей. А это треть от всего Федерального бюджета. А если прибавить сюда еще и субсидии бюджетным организациям…
Когда например как на “Стипендии” и “Премии и гранты” выделяется всего по 7,1 и 8,2 млрд. рублей из Консолидированного Бюджета РФ.
А это почти в тысячу раз меньше, чем тратится на работоспособность всего бюджетного аппарата…
Можно легко высвободить до нескольких триллионов бюджетных денег и перенаправить их на куда более социально-полезные вещи, если оптимизировать затраты на весь бюджетный сегмент…
Интересные статьи:
- Первые плоды Пенсионной Реформы в России – пенсионеры начали вымирать
- Сколько денег у миллиардеров России на каждого гражданина РФ?
- Реальные зарплаты в России – смотрим вакансии в газетах и смеемся (часть 2)
Источник
Особенности государственного бюджета России
Определение 1
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов, запланированная и обязательная к исполнению на очередной календарный год.
Бюджетный процесс включает в себя этапы анализа бюджета прошедшего года, прогнозирования, разработки нового бюджетного плана, его утверждения, исполнения и завершающего контроля. Процесс обслуживается уполномоченными органами государственной власти. В России разработкой бюджета занимается Правительство РФ утверждение проводится силами Федерального собрания в нескольких чтениях. В случае возникновения разногласий относительно отдельных пунктов бюджета, формируется специальная комиссия, чьей основной задачей является достижение компромисса.
За исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейства страны. Оно может выполнять кассовые операции, открывать и закрывать счета, присваивать им определённые режимы. Федеральное казначейства выполняет контрольную функцию относительно органов власти, распоряжающихся бюджетными средствами, а также лиц, уполномоченных управлять ими.
Бюджет России состоит из трех уровней:
- федерального;
- местного;
- регионального.
Межбюджетные отношения регламентируются Бюджетным Кодексом РФ. Существует так же понятие консолидированного бюджета. Это все финансовые средства страны, находящиеся в государственном ведении и управлении. Госбюджет является основой финансовой системы страны. С его помощью государство обеспечивает свою деятельность, а также обороноспособность государственных границ. Часть средств идет на экономическое и социальное развитие общества. Стоит отметить, что госбюджет является инструментом государственного воздействия на экономику. Через него органы власти могут влиять на хозяйственные процессы, стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства.
Статьи доходов бюджета государства
Доход государственного бюджета представляет собой всю совокупность денежных средств, поступающих государству в виде налоговых и неналоговых отчислений, а также денег с предназначенных для внебюджетных организаций.
Около 84% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Налоги являются обязательными платежами, проводимыми субъектами хозяйствования в пользу государства, путём отчуждения части их имущества на безвозвратной основе. Это могут быть налоги на прибыль организаций, косвенные налоги, связанные с реализацией продукции и услуг. Некоторые налоги и платежи поступают только в федеральный бюджет, другие частично направляются в местные и региональные бюджеты.
Местные бюджеты, как правило, пополняются за счет земельного налога, а также налогов на рекламу, на действия дарения или вступления в наследство и лицензионных сборов. На региональном уровне аккумулируются налоги на дорожную часть домашних хозяйств, акцизы за добычу алмазов, подоходный налог, уплачиваемый иностранными гражданами в пользу бюджета.
Неналоговые поступления включают в себя деньги от эксплуатации имущества государства и муниципалитетов. На счета бюджета могут поступать прибыль санитарных и государственных предприятий, доходы от услуг, оказываемых бюджетными организациями, проценты по кредитам, выданным иностранным государствам и международным организациям. Так же неналоговые доходы могут складываться из иностранных займов, прибыли от размещения государственных ценных бумаг и других коммерческих доходов.
Особняком стоят доходы внебюджетных фондов, так как юридически они считаются независимыми от государственного бюджета. Однако, их связь с бюджетом очевидна. Средства внебюджетных фондов используются строго для определённых целей. Расходование средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.
Статьи расходов бюджета государства
Под расходами государственного бюджета понимается распределение средств, находящихся в нем, согласно бюджетном проекту страны. Все расходы бюджета делят на текущие и капитальные расходы. Текущие направлены на оказание поддержки субъектами государственной власти, а также для формирования субсидий и субвенций в рамках меж бюджетных отношений. Капитальные расходы идут на инвестиционную деятельность, инновации.
В зависимости от выполняемых целей все расходы бюджета делят на:
- Военные расходы. Они идут на обеспечение национальной обороны, безопасности населения.
- Содержание государственного аппарата управления. Государство не может осуществлять коммерческую деятельность и получать доход. Обеспечение функционирования государства осуществляется за счет бюджетных средств. С помощью денег бюджета работает Президент, Правительство РФ, органы судебной и исполнительной власти, правоохранительным система, организации бюджетной сферы.
- Социальные расходы в виде компенсаций государственным организациям, обеспечивающим выплаты страхового характера. Средства, направленные на содержание учреждений государственной и муниципальной сферы деятельности и другое.
- Экономические расходы. Могут быть представлены в виде субсидий отдельным отраслям народного хозяйства. Средства бюджета используются для поддержания отраслей, не способных приносить существенные коммерческие доходы. Экономическое применение бюджетных средств предполагает погашение государственного долга, пополнение госбюджета драгметаллами, резервной валютой.
- Внешнеполитические расходы. Сюда относят расходы на организацию политической деятельности государства за его пределами, расходы в области международного сотрудничества и другое.
Расходы бюджета планируются так же, как и доходы. Их объёмы должны быть сбалансированными. На практике часто возникает профицит или дефицит бюджета. В случае превышения доходов над расходами, часть свободных средств направляется на укрепление золотовалютного фонда, инвестиции в экономику, науку. Если расходы превышают объем доходов, то государство стремится к уменьшению текущих и будущих расходов.
Источник
Российский бюджет 2021 года будет планово дефицитным – сумма его расходов превышает доходы, несмотря на экономию по многим статьям. Пока бюджет существует в виде проекта, который рассматривается Госдумой, но никаких базовых изменений в этом документе уже не будет. Посмотрим на основные цифры федерального бюджета России на 2021 год – каким будет баланс доходных и расходных статей, каковы реальные приоритеты государства.
Изображение: epp.genproc.gov.ru
Бюджет России 2021 года – планово дефицитный
Сумма доходов федеральной казны в будущем году – 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше – 21,52 триллиона рублей.
Дефицит казны – 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.
Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.
Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов.
Изображение: duma.gov.ru
Из чего будут складываться доходы
Нефтегазовые доходы принесут примерно каждый третий рубль в казну – они составят 31,9% доходной части, или 6 триллионов рублей.
Что касается прочих видов доходов, то для граждан страны прежде всего будет интересно то, как государство собирается извлекать дополнительную “копеечку” везде, где можно.
Вот какие новации затронут обычных россиян:
- прогрессивная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год – с суммы, которая превышает эту планку, будут взимать 15% налога, на первые 5 миллионов годового дохода начислят стандартные 13% НДФЛ;
- подоходный налог на проценты по крупным банковским вкладам;
- “ускоренная индексация” акцизов на табачную продукцию – акциз на сигареты и другие никотинсодержащие изделия в 2021 году планируют повысить сразу на 20%;
- прочие акцизы вырастут согласно прогнозу инфляции – на 3,7%.
Всего в 2021 году планируют собрать 60 миллиардов рублей в виде подоходного налога с россиян. Акцизы составят 950 миллиардов доходов, налог на прибыль организаций – 1,2 триллиона рублей. Все существующие госпошлины принесут казне 94 миллиарда рублей.
Почти 4,5 триллиона рублей доходов – это НДС, который мы ежедневно оплачиваем при покупке почти всех товаров и услуг. Эта статья доходов по размеру вполне сравнима со всеми нефтегазовыми доходами страны. К разговору о том, насколько государство зависит от недр, а насколько его содержат сами граждане.
Изображение: duma.gov.ru
Структура расходов бюджета России в 2021 году
Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.
В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.
Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.
Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.
Раздел “Социальная политика” – это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.
Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” – это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим – именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма – 3,6 трлн руб.
Огромный раздел расходов – “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.
Всем прочим расходным статьям достаются крохи:
- ЖКХ – 322 млрд руб. (1,5%).
- Охрана окружающей среды – 335 млрд руб. (1,6%).
- Образование – 1,1 трлн руб. (5%).
- Культура – 135 млрд руб. (0,6%).
- Здравоохранение – 1,1 трлн руб. (5,2%).
- Физическая культура и спорт – 65 млрд руб. (0,3%).
Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай – пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.
Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов.
Силовики – снова один из основных приоритетов государства. Изображение: duma.gov.ru
Расходы на национальные проекты
На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.
Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:
- Демография – 742,5 трлн руб.
- Здравоохранение – 243,2 трлн руб.
- Образование – 171,6 трлн руб.
- Жилье и городская среда – 102,6 трлн руб.
- Экология – 108 трлн руб.
- Безопасные и качественные автомобильные дороги – 117,4 трлн руб.
- Производительность труда и поддержка занятости – 6,4 трлн руб.
- Наука – 54,9 трлн руб.
- Цифровая экономика РФ – 150,2 трлн руб.
- Культура – 21,7 трлн руб.
- Малое и среднее предпринимательство – 56,3 трлн руб.
- Международная кооперация и экспорт – 97,5 трлн руб.
- Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры – 373,4 трлн руб.
Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен здесь. Основная информация по планируемым доходам и расходам казны есть в пояснительной записке (скачать).
Оригинал статьи на нашем сайте
Источник
В новой серии заметок мы поговорим о государственном бюджете и его дефиците. В жертву бюджетному дефициту приносятся пенсии, больницы и школы, им пугают взрослых и детей. Притом мало кто понимает, как этот бюджет устроен, и мало кто знает, что большая часть рассказов о дефиците бюджета – обман.
Что такое государственный бюджет? Из чего он состоит?
Вообще говоря, бюджет – это всего лишь запись доходов и расходов. Государственный бюджет – доходов и расходов государства. На первый взгляд, это не сложно. Однако любой бухгалтер быстро объяснит, насколько сложно вести бюджет, например, фирмы, и насколько много в нем можно «спрятать». Государство много больше фирмы, и спрятать в его бюджете можно все, что угодно.
Поскольку Россия юридически считается федерацией, то ее бюджет построен в несколько уровней. Обычно называют два уровня, но на самом деле их шесть. Эти бюджеты сильно по-разному устроены (некоторые даже измеряются не в рублях), некоторые нужно не складывать, а вычитать… но все они тесно взаимосвязаны. И именно деление бюджета на много разных частей позволяет государству постоянно обманывать людей, рассказывая им, что «у государства нет денег» (а на самом деле есть, просто спрятаны).
1. Бюджет федерации (федерального правительства)
Из этого бюджета содержатся федеральные министерства и ведомства, в том числе армия, спецслужбы, наука, бюджетные места в ВУЗах, мега-проекты вроде Олимпиады…
2. Бюджет субъектов федерации (регионов)
Этот бюджет «кормит» большинство социальных программ государства: больницы, школы, дороги и т.д. Раньше многие из них были «записаны» в федеральный бюджет, но постепенно все больше расходов передали регионам.
3. Бюджет местного самоуправления
Местное самоуправление юридически не относится к государству, но в России это настолько далеко от истины, что бюджеты муниципалитетов все давно уже считают частью «консолидированного бюджета субъекта федерации (региона)». То есть, грубо говоря, в России сегодня бюджеты местного самоуправления – это часть регионального бюджета, выделяемая на решение местных проблем (благоустройство дворов, например).
4. Бюджет социальных внебюджетных фондов
Бюджет социальных внебюджетных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного страхования) формально отделен от государственного бюджета, но на самом деле неразрывно с ним связан. Медицина финансируется как из средств ФОМС, так и из бюджета министерства здравоохранения. Пенсии выплачиваются из пенсионного фонда, но ежегодно триллионы рублей на это идут из федерального бюджета – в том числе на пенсии военным и чиновникам. Внебюджетные фонды давно уже превратились в фикцию, но Вы не найдете официальных государственных публикаций, где они включались бы в бюджет.
5. Бюджет (несоциальных) фондов Правительства
Несоциальные фонды правительства – главный секрет бюджетной системы России, и именно им будет посвящена сегодняшняя заметка. Эти фонды – своего рода «клад» государства, в который прячутся собираемые с экономики налоги.
6. Бюджет и резервы Центрального банка
Центральный банк, его резервы и запасы – отдельная тема, поскольку они измеряются в двух валютах и устроены не так, как все остальные бюджеты России. Рассказ о них потребует отдельной заметки.
Куда государство прячет наши налоги и доходы от нефти?
Любой разговор о бюджетной системе России должен начинаться с Бюджетного правила. Которое в России ввел Кудрин в далеком 2004г. Попробуем объяснить его, не слишком углубляясь в теорию и детали.
Одним из важнейших товаров, производимых Россией, является нефть (+газ и иное сырье того же происхождения). Производители нефти платят с нее много налогов (причем не только с экспорта нефти, но и с продажи на внутреннем рынке: отсюда у нас такой дорогой бензин). Это и «Налог на добычу полезных ископаемых», и таможенные пошлины на нефть и т.п. Все они платятся рублями и поступают государству. Вот только в бюджет поступают далеко не все эти деньги.
Государство устанавливает некоторую пороговую цену (например, 90$ за баррель, т.е. бочку нефти). Все доходы с нефти (и других аналогичных ресурсов) ниже пороговой цены идут в бюджет, как и полагается. Но если цена продажи выше, то в бюджет зачисляется столько же денег, сколько и при пороговой цене. А все дополнительные деньги перечисляются в специальный фонд.
В разные годы он назывался по-разному: Стабилизационный фонд, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд… В дальнейшем мы будем называть их все Федеральными резервами, чтобы не тратить время на разборки с названиями. Когда-то давно считалось, что эти деньги будут использоваться государством для выплаты пенсий и других социальных расходов в периоды низких цен на нефть. «Но что-то пошло не так»…
На самом деле если Вы учили макроэкономику, то знаете, что идея «сберечь деньги» работает для человека или фирмы, но не для государства. В отдельной заметке мы обязательно поговорим о том, что значит «профицит бюджета» и что происходит с деньгами, изымаемыми государством из экономики (спойлер: они сгорают). А сейчас ограничимся тем, что констатируем: резервные фонды государство решило использовать для совсем других целей. А именно:
· для проведения олимпиад, чемпионатов и других «мега-строек»
· для поддержки близких Кремлю олигархов (через кредиты, выкуп у них активов, инвестиций в их бизнес-проекты и т.д.)
· для финансирования военных расходов в 2014-2016гг., когда налогов поступало мало, а на вооружения были потрачены огромные деньги
Цены на нефть были низкими в 2014-2016гг., и все это время Федеральные резервы тратились на мега-стройки, олигархов и танки. Но в 2017г. и особенно 2018г. цены на нефть и другое сырье опять сильно выросли. Государство снова направило огромные суммы денег в Федеральные резервы. В результате мы имеем следующую картину. Федеральный бюджет России на 2018г. был ДЕФИЦИТНЫМ примерно на 1,25 трлн. рублей. За этот же год Федеральные резервы увеличились примерно на 1,75трлн. рублей! Для покрытия бюджетного дефицита государство берет кредиты (!!!), этим дефицитом оправдывается повышение пенсионного возраста, а на самом деле ЕГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Можно было бы спорить о том, стоит ли отправлять триллионы рублей в резервные фонды, если бы в период кризиса они тратились на жизненно важные для государства расходы: больницы, школы, пенсии. Так номинально и полагается, если читать официальные документы по Федеральным резервам. Но фактически их используют только для того, чтобы закупать оружие и поддерживать сверхбогатых олигархов. Ради их увеличения «оптимизируют» здравоохранение, образование, повышают пенсионный возраст. Продолжая рассказывать людям сказки про «денег нет» и «время затянуть пояса».
К сожалению, одними лишь бюджетными фондами государственные махинации с бюджетом не ограничиваются. В следующей заметке – том, какой на самом деле государственный долг России и где хранится «черная касса Кремля».
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist
Источник