Какие должны быть свойства информации представленной в форме сообщений
Информация. Свойства информации
Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Рис.
1 Свойства информации
Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.
Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.
Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.
Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.
Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Рис. 2 Виды знаний
Декларативные
знания, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».
Процедурные
знания,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.
Два подхода к
понятию “информация”.
Информация для
человека – это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.
Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.
Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.
ТЕСТ
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
Презентация
Источник
В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.
Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.
Пример:
Информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня.
В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.
Пример:
Для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован.
Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.
Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.
Рассмотрим эти свойства более подробно.
Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.
Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а также от того, насколько быстро изменяется ситуация.
Таким образом, своевременность информации предполагает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день.
В соответствии с этим же правилом учёные стараются найти более надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.
Доступность информации обеспечивается за счёт её преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.
Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.
Пример:
Учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового.
В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребёнка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста.
Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить читателю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.
Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.
Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.
Понятие полноты информации связано с её смысловым содержанием.
Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на её основе.
Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.
Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.
– Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
– Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.
– Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.
Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределённости. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.
Пример:
Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.
Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.
Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и её оценки.
Пример:
Перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.
В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация.
Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.
Пример:
Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.
Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности.
Сейчас создаются геоинформационные системы – живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
– прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
– анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
– строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
– строить модели рельефов поверхности Земли.
Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной информации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.
В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность – и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.
Источник
Аннотация: Одно из (специфических) свойств информации заключается в том, что она существует в виде различных материальных форм. Форма представления информации может меняться в процессе ее обработки или использования.
Представления информации
Сообщение как материальная форма представления информации
Одно из (специфических) свойств информации заключается в том, что она существует в виде различных материальных форм. Форма представления информации может меняться в процессе ее обработки или использования. Например, информация, передаваемая по телеграфу, сначала может быть представлена в виде текста на бумаге, затем телеграфист переносит ее на магнитный носитель, где она существует в виде различным образом намагниченных участков, далее она может быть преобразована в электрические импульсы в проводнике и т.д. Информация является общим абстрактным содержанием в различных формах представления.
Различные материальные формы представления информации называются сообщениями, содержащими данную информацию. Различные сообщения могут содержать одну и ту же информацию. В качестве примера на рис.6.1 показаны различные представления числа 4: в виде разноформатных начертаний арабской цифры 4, римской цифры, слова “четыре”, записи числа 4 в двоичной системе счисления.
Рис.
6.1.
Различные формы представления числа 4
Еще одним подобным примером является возможность записи чисел в различных системах счисления. Следует заметить, что информация может быть облечена не только в графическую форму. Произнесенное человеком слово “четыре” также является сообщением, представляющим число 4. Нетрудно привести множество других примеров такой “многоликости” информации.
Следует заметить, что практический интерес представляют только такие материальные формы представления информации, которые могут быть восприняты человеком и другими живыми существами. Предполагается, что человек воспринимает сообщения непосредственно своими органами чувств или с использованием специальных приборов или средств. Органы чувств человека можно рассматривать как естественные (созданные природой) регистрирующие и измерительные средства (датчики).
Формы сообщений (сигналы, изображения, знаки, языковые сообщения)
Можно выделить несколько основных форм сообщений (в порядке возрастания их сложности).
Сигналы представляют собой некоторые физические величины или свойства физической среды, изменяющиеся во времени. Чаще всего такими величинами являются: напряженность электрического поля, величина электрического тока, интенсивность светового потока, давление газа и т.п.
Сигналы воспринимаются органами чувств человека или других животных, а также специально предназначенными для регистрации сигналов техническими устройствами – датчиками. Принятые сигналы, как правило, преобразуются в другую форму. Например, микрофон преобразует звуковые колебания (периодические изменения давления атмосферы) в переменный электрический ток, а световые или звуковые сигналы преобразуются органами чувств высших животных в импульсы (т. е. тоже сигналы) электрохимической природы. На рис.6.2 показан график звуковых колебаний, возникающих при произнесении слова “четыре”.
Рис.
6.2.
График звуковых колебаний
Чаше всего информация в виде сигналов используется в системах управления техническими объектами для описания изменения состояния объектов с течением времени. Отклонение этих сигналов от требуемых по условиям эксплуатации значений приводит к выработке системой управления сигналов, представляющих управляющую информацию. Получение, обработка и анализ сигналов о состоянии управляемого объекта и внешней среды, а также генерация управляющих сигналов рассматриваются в теории управления.
Изображения можно рассматривать как многомерные и пространственные сигналы (фотографии, карты, графики и т.п.), в которых регистрируемые параметры физической среды зависят не от времени, а от пространственного положения. Для черно-белой фотографии таким параметром является степень почернения фотоматериала (фотопленки или фотобумаги).
Физические величины, изменения которых рассматриваются как сигналы или изображения, называются параметрами сигналов. Если параметры сигналов принимают конечное число значений, то такой сигнал называется дискретным.
Некоторые повторяющиеся образцы (фрагменты) сигналов (изменяющихся во времени или в пространстве) в процессе общественной практики человека обособляются, выделяются и трактуются как некоторые новые сущности, а не просто как произвольные фрагменты сигнала. Таким образом возникают фонемы (акустические сигналы) и графемы. Эти новые сущности являются элементами, на основе которых формируется речь и письмо. Число этих элементов конечно. Графемы и фонемы являются частными случаями более общего понятия – знака. Знаком можно считать любую сущность, отличную от других сущностей. Примерами знаков являются буквы различных естественных языков, всевозможные условные обозначения на картах, схемах и других документах, дорожные знаки и многое другое. Разнообразные примеры наборов знаков приведены в 27.
Последовательность знаков, сменяющих друг друга во времени, можно рассматривать как дискретный сигнал. Например, последовательность фонем представляет собой речевое сообщение. Аналогичным образом расположение графем может восприниматься как письменное сообщение. Таким образом, представление информации в виде знаков является основой речи, письменности, а также способов хранения, передачи и обработки информации.
Условно можно выделить научные дисциплины, которые преимущественно занимаются изучением рассмотренных трех форм представления информации. Это анализ и обработка сигналов, распознавание образов и информатика. Еще раз следует подчеркнуть, что это разделение достаточно условно. Некоторые вопросы рассматриваются в нескольких дисциплинах одновременно.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что информатика занимается изучением сбора (получения), хранения, поиска, обработки и выдачи информации, представленной в знаковой форме. Знаки – это всего лишь одна из материальных форм информации. Но помимо формы представления информация может характеризоваться содержанием или смыслом, который приписывается человеком.
Следует отметить, что наряду с термином “информация” используется термин “данные” (иногда как синонимы). В [28]предлагается различать эти два термина и считать, что данные суть факты, идеи, сведения, которые представлены в знаковой (символьной) форме, позволяющей производить их передачу, обработку и интерпретацию (т.е. толкование, объяснение, раскрытие смысла), а информация – это смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.
Полезно сделать еще одно замечание относительно терминов “знак” и “символ”. Некоторые знаки приобретают определенное значение. К примеру, буквы свидетельствуют об алфавите, в который они входят, и о языке, который использует эти буквы. Но некоторые буквы (знаки) имеет для людей более глубокий смысл. Например, знак , помимо того, что он является буквой греческого алфавита, означает для людей, знакомых с математикой, отношение длины окружности к длине ее диаметра. Поэтому символом целесообразно называть знак, который имеет специальный смысл (значение), связанный с определенной областью человеческой деятельности. Примерами символов являются следующие знаки: ©, @, $, §, ∞.
Число исходных для представления информации знаков, как правило, невелико (несколько десятков), а потребность в знаках, представляющих информацию о реальном мире, существенно превышает это количество и постоянно возрастает с развитием человечества, усложнением производственных отношений. Неограниченный запас новых языковых сообщений может быть получен из конечного множества знаков путем их комбинирования или составления из них последовательностей первичных знаков. Именно такой принцип лежит в основе большинства естественных языков. Несмотря на особенности каждого естественного языка, они имеют много общего. Для изучения общих принципов постро-ения языков разработаны формальные (математические) модели, которые так и называются – формальные языки.
Источник