Какие действия используют для выявления свойств и признаков неживой природы

Какие действия используют для выявления свойств и признаков неживой природы thumbnail

Татьяна Бурлуцкая
Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой)

Вопросы:

1. Какие свойства песка ты знаешь?

2. Где и для чего человек использует песок?

3. Какие свойства камней ты знаешь?

4. Где и для чего человек использует камни?

5. Какие свойства воды ты знаешь?

6. Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

< Высокий уровень (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

= Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природыКакие действия используют для выявления свойств и признаков неживой природыКакие действия используют для выявления свойств и признаков неживой природы

Публикации по теме:

Диагностика уровня знаний детей о явлении неживой природы
Экспериментальная беседа «Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком)» Цель. Определить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Лаборатория неживой природы» в старшей группе
Программное содержание: -познакомить детей со свойствами воды: жидкая. Не имеет цвета, вкуса, запаха; -развивать исследовательские навыки,.

Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и неживой природы»
Консультация «Задачи формирования у детей дошкольного возраста знаний о живой природе и не живой природы.» Выполнила :Воспитатель Сунко.

НОД по познавательному развитию «Лаборатория неживой природы — вода»
Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много.

Определение уровня речевой симптоматики ребенка с ТНР
В статье представлена инновационная опытно-проектная деятельность в дошкольном учреждении для детей с ТНР, с использованием авторизованной.

Перспективный план работы по проекту «Лаборатория неживой природы»
Проект Информационно-творческий длительность (один год) Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Цель и задачи проекта: – создать.

Презентация «Проект «Лаборатория неживой природы»
Цель проекта: Расширение представлений у детей об объектах неживой природы; •развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;.

Проект «Лаборатория неживой природы» в первой младшей группе
Проект: «Лаборатория неживой природы». Первая младшая группа Игрушка Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я.

Проект «Лаборатория неживой природы» в первой младшей группе
Тип проекта: информационно-исследовательский Длительность проекта: 1,5 месяца Участники: воспитанники первой младшей группы,родители, воспитатели.

Занятие по закреплению знаний о живой и неживой природе «Лесное приключение»
Цель: Закрепить имеющиеся знания. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, умение сопоставлять цифру.

Источник

1 ВАРИАНТ

  1. Метод это:

а) способ деятельности ребенка

б) способ деятельности взрослого

в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка

г) форма организации детей

  1. Экологическое воспитание это:

а) осознанное отношение к природе, которое строится на ознакомлении с природой

б) ознакомление с природой

в) воспитание бережного отношения к природе

г) воспитание трудолюбия

  1. В ознакомлении с признаками живых организмов у растений наиболее действенен:

а) словесный метод

б) наглядный метод

в) обобщающий метод

г) практический метод

  1. Дежурство в уголке природы проводится:

а) во всех возрастных группах

б) со старшей группы

в) только в подготовительной к школе группе

г) со средней группы

  1. Для систематизации знаний о природе используется беседа:

а) обобщающая

б) этическая

в) эвристическая

г) установочная

  1. Основой формирования реалистических представлений о природе является:

а) труд в природе

б) чтение художественной литературы

в) игра

г) наблюдение

  1. Словесные игры природоведческого характера преимущественно используются:

а) в средней группе

б) в младшей группе

в) в старшем дошкольном возрасте

г) все ответы верны

  1. Труд в природе используется:

а) в младших группах

б) в старших группах

в) во всех возрастных группах

г) нет верного ответа

  1. В ознакомлении с природой используются картины серии:

а) “Домашние животные”

б) “Домашние птицы”

в) “Дикие животные”

г) «Деревья»

  1. Длительное наблюдение используется с:

а) с младшей группы

б) со средней группы

в) со старшей группы

г) только с подготовительной к школе группы

  1. Совместный и общий труд в природе организуется в ходе:

а) дежурств

б) индивидуальных поручений

в) коллективного труда

г) в ДОУ не используется

  1. Рассказ воспитателя используется для:

а) углубления и расширения знаний

б) систематизации и конкретизации знаний

в) формирования первоначальных представлений

г) при подготовке к праздникам

  1. Экология изучает:

а) все живые организмы

б) мир животных

в) мир растений

г) взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания

  1. Для выявления свойств и признаков неживой природы используют

а) рассматривание картин

б) чтение художественной литературы

в) несложные опыты

г) труд в природе

  1. Установочная беседа помогает:

а) углубить знания детей

б) обобщить знания детей

в) выявить имеющиеся у детей знания

г) систематизировать знания детей

  1. Дежурства в уголке природы проводятся:

а) ежедневно

б) 1 раз в неделю

в) 2 раза в неделю

г) 4 раза в неделю

  1. Экскурсии в природу проводятся:

а) во всех возрастных группах

б) начиная со средней

в) в старшей группе

г) подготовительной к школе группе

  1. Настольно-печатные игры относятся к:

а) дидактическим играм

б) подвижным играм

в) творческим играм

г) театрализованным

  1. Наблюдения сравнительного характера применяются:

а) в младших группах

б) во всех возрастных группах

в) в старшей и подготовительной к школе группах

г) со средней группы

  1. Несложные опыты проводятся:

а) с объектами живой и неживой природы

б) только с объектами живой природы

в) только с объектами неживой природы

г) с рукотворными предметами

  1. В экологическом воспитании пейзажная картина используется для:

а) для приобщения к миру прекрасного

б) для воспитания эстетических чувств

в) для ознакомления с животными

г) ознакомления с теми явлениями природы, которые невозможно наблюдать в данной местности и в данное время

  1. Уголок природы призван решать следующую задачу:

а) знакомить с миром животных

б) знакомить с миром растений

в) воспитания заботливого отношения к природе

г) все ответы верны

  1. Длительность труда в природе для детей подготовительной группы составляет:

а) 5-7 минут

б) до 15 минут

в) до 25 минут

г) до 60 минут

  1. В младших группах для ознакомления с природой лучше использовать:

а) объяснение

б) рассказ воспитателя

в) беседу

г) чтение художественной литературы

25. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и со средой обитания, называется:

а) экология

б) палеонтология

в) зоология

г) биология

26. Опыты с растениями проводят для:

а) создания микроклимата в группе

б) наблюдения за ростом и развитием растений

в) выявления необходимых условий для роста и развития

г) запоминания названия растений

    1. Занятия (НОД)- это:

а) форма организации детей

б) вид коллективной деятельности

в) способ деятельности взрослого и ребенка

г) условие для экологического образования детей

    1. Наблюдения с раздаточным материалом организуются:

Читайте также:  Свойства каких объектов в идентификационном исследовании

а) со 2 младшей группы

б) со средней группы

в) только в старшей и подготовительной группах

г) нет верного ответа

    1. В строительных играх с природным материалом дети:

а) познают свойства и качества материалов

б) обобщают знания о природе

в) учатся правильно вести себя в природе

г) упражняются в трудовых навыках

    1. Итоговая беседа используется для:

а) первоначального ознакомления

б) углубления знаний

в) систематизации знаний

г) расширения представлений о природе

31. Целевые прогулки проводятся:

а) только в младших группах

б) со средними дошкольниками

в) только со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

32. Сельскохозяйственные экскурсии проводятся для:

а) формирования трудовых навыков

б) ознакомления с животными

в) ознакомления с природными явлениями

г) ознакомления с трудом взрослых

33. В подвижных играх дети:

а) подражают повадкам животных

б) узнают свойства предметов

в) упражняются в уходе за животными

г) познают свойства предметов

34.Использование иллюстративного материала помогает:

а) нравственному воспитанию детей

б) в формировании первоначальных представлений о животных

в) уточнять и закреплять представления о природных явлениях

г) все ответы верны

35.Коллективный труд в природе используется:

а) в младшей группе

б) со средней группы

в) со старшими дошкольниками

г) во всех возрастных группах

36. Ведение календарей природы это:

а) условие экологического образования

б) способ фиксации знаний о природе

в) метод ознакомления с природой

г) форма организации детей

37. Назовите авторов пособия «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

а) Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В.

б) Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

в) Виноградова М.А., Гельман Е.П.

г) Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

38. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

а) должна обеспечивать общение и совместную деятельность взрослых и детей

б) должна обеспечивать реализацию образовательных программ

в) должна быть насыщенной, вариативной и безопасной

г) все ответы верны

39. Какая образовательная область содержит задачи по экологическому образованию дошкольников:

а) социально-коммуникативное развитие

б) познавательное развитие

в) речевое развитие

г) художественное развитие

40. Луна это:

а) звезда в Солнечной системе

б) спутник планеты Земля

в) планета Солнечной системы

г) спутник Юпитера

41. Солнечная система это:

а) звезда Солнце и 9 планет, вращающихся вкруг нее

б) планеты и их спутники

в) Солнце, все планеты вместе с планетами-спутниками, а также космические тела и межпланетная пыль

42. В какой возрастной группе при наблюдении за звездным небом следует использовать телескоп или бинокль?

а) младшей

б) средней

в) старшей

г) подготовительной к школе группе

43. Назовите программу, содержание которой включает последовательное, систематичное ознакомление детей 3-7 лет с Солнечной системой и небесными явлениями:

а) «Семицветик»

б) «Радуга»

в) «Юный эколог»

г) «Мы»

44. Определите возрастную группу, где решается следующая задача – дать первые общие представления о том, что такое небо, что в небе живет, что приходит с неба на землю и как влияет на жизнь человека и других царств природы:

а) младшая

б) средняя

в) старшая

г) подготовительная к школе группа

45. В каких видах деятельности дети выражают свои знания и впечатления о звездном небе:

а) изобразительная

б) театрализованная

в) игровая

г) все ответы верны

46. План воспитательно-образовательной работы составляет

а) заведующий ДОУ

б) старший воспитатель

в) воспитатель группы

г) все ответы верны

47.Автором «Лесной газеты» является

а) В.Бианки

б) Е.Чарушин

в) А.Барто

г) М. Пришвин

48. Дети какого возраста могут знаками (схемами) обозначать явления и объекты природы

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) любого возраста

49. Труд в природе должен быть:

а) постепенно усложняющимся

б) осознанным, систематическим, постепенно усложняющимся

в) осознанным,

г) систематическим

50. Как часто проводится диагностика экологической воспитанности:

а) 1 раз в начале учебного года

б) ежеквартально

в) каждое полугодие

г) дважды в учебном году – в начале и в конце

51. Если в программном содержании занятия задача сформулирована следующим образом «Сформировать представления и внешнем виде …..», какой тип занятия перед Вами:

а) обобщающий

б) углубленно-познавательный

в) первоначально-ознакомительный

г) распространенный

52. Дети какого возраста выращивают овощную рассаду для высадки на грядку:

а) младшего возраста

б) со средней группы

в) старшего дошкольного возраста

г) все ответы верны

53. Куда должен «смотреть» скворечник:

а) на юг

б) на север

в) на восток

г) на запад

54. Для уголка природы какой возрастной группы подбираются растения с ярко выраженными частями

(стебель, лист, цветок):

а) младшей группы

б) средней группы

в) старшей группы

г) подготовительной к школе группы

55. На лугу растут растения:

а) теневыносливые

б) тенелюбивые

в) влаголюбивые

г) светолюбивые

56. При подборе и размещении комнатных растений в уголке природы следует учесть:

а) их потребность в свете

б) их потребность во влаге

в) их биологические особенности

г) внешний вид

57. В ходе длительного наблюдения фиксировать знания можно следующими способами:

а) зарисовывать

б) фотографировать

в) вести календарь

г) все ответы верны

58. Структура прогулки включает в себя:

а) 2 части

б) 3 части

в) 4 части

г) 5 частей

59. Сколько флажков необходимо взять на экскурсию

а) один

б) два

в) три

г) каждому ребенку

60. Инсектарий – это устройство для содержания6
а) насекомых

б) рыб

в) земноводных

г) млекопитающих

61. Из перечисленных живородящей является следующая рыба:

а) скалярия

б) вуалехвост

в) гуппи

г) камета

62. Какое из названных хвойных деревьев осень сбрасывает хвою:

а) лиственница

б) кедр

в) сосна

г) пихта

63. Неприхотливой для содержания в уголке природы ДОУ является:

а) степная черепаха

б) морская черепаха

в) красноухая черепаха

г) любая черепаха

64. Стремление к обобщению – основная тенденция детей какой возрастной группы:

а) младшей

б) средней

в) старшего дошкольного возраста

г) дошкольникам это не по силам

65. Диафильмы – это

а) подборка отдельных кадров

б) лента из нескольких (десятков) кадров

в) материальные заменители реальных предметов

г) учебный фильм по телевизору

Ключ № 65

    1. – в

    2. – а

    3. – г

    4. – г

    5. – а

    6. – г

    7. – в

    8. – в

    9. – а

    10. – б

    11. – в

    12. – а

    13. – г

    14. – в

    15. – в

    16. – а

    17. – б

    18. – а

    19. – г

    20. – а

    21. – г

    22. – г

    23. – в

    24. – б

    25. – а

    26. – в

    27. – а

    28. – б

    29. – а

    30. – в

    31. – г

    32. – г

    33. – а

    1. – г

    2. – г

    3. – б

    4. – а

    5. – г

    6. – б

    7. – б

    8. – а

    9. – в

    10. – а

    11. – а

    12. – г

    13. – в

    14. – а

    15. – в

    16. – б

    17. – г

    18. – в

    19. – в

    20. – а

    21. – а

    22. – г

    23. – в

    24. – г

    25. – г

    26. – б

    27. – а

    28. – в

    29. – а

    30. –а

    31. – в

    32. – б

    Читайте также:  Какой мед выбрать свойства

    2 ВАРИАНТ

    4. Знакомство с термометром происходит

    а) в подготовительной группе

    б) в старшей группе

    в) в средней группе

    5. В средней группе появляется новый вид наблюдения

    а) сравнительного характера

    б) завершающее

    в) кратковременное

    6.Этическая беседа используется для:

    а) формирования первичных представлений о природе

    б) формирования представлений о нормах поведения в природе

    в) систематизации знаний о природе

    7.В зимнем саду могут обитать:

    а) только растения

    б) только животные

    в) и животные, и растения

    8.К условиям экологического образования следует отнести:

    а) экологическую тропу

    б) спортивную площадку

    в) хозяйственный двор

    9.С трудом взрослых в природе эффективнее знакомить:

    а) на занятиях

    б) на экскурсиях

    в) читая художественную литературу

    10.Чтобы формировать первоначальные представления о животных лучше всего:

    а) рассказывать о животных

    б) наблюдать за животными

    в) рассматривать иллюстрации

    11.Экологическая тропа-это:

    а) условие экологического образования

    б) основная форма обучения детей

    в) метод экологического образования

    12.Экскурсии в природу не проводятся:

    а) в младших группах

    б) в средней группе

    в) в подготовительной группе

    13.В подвижных играх дети:

    а) подражают повадкам животных

    б) узнают свойства предметов

    в) упражняются в уходе за животными

    14.Метод это:

    а) способ деятельности ребенка

    б) способ деятельности взрослого

    в) способ совместной деятельности взрослого и ребенка

    15.Целевые прогулки проводятся:

    а) только в младших группах

    б) только со старшими дошкольниками

    в) во всех возрастных группах

    Анализ детского рисунка

    (старшая и подготовительная к школе группа карандашом или красками)

    Для анализа возьмите работу по замыслу (или сюжетное)

    Рассмотрите работу и ответьте на следующие вопросы:

    – как проведены прямые линии (отрывно, по несколько раз, не отрываясь, не останавливаясь, ровно, уверенно),

    – какие линии (вертикальные или горизонтальные) ребенку удаются лучше.

    – как ребенок умеет рисовать круглые, квадратные и прямоугольные формы.

    – обратите внимание на то, как закрашены изображенные предметы (все ли части в одном направлении, выходит ли штриховка за контур предмета, уверенна ли рука ребенка)

    – как (по размеру) изображены предметы, стремился ли ребенок занять рисунком весь лист бумаги

    – переданы ли в работе пропорции предметов.

    – как ребенок пользуется цветом (предметы изображены в естественном цвете или нет)

    – овладел ли ребенок силой нажима на карандаш для получения более интенсивного цвета)

    – при рисовании красками умеет ли смешивать их для получения нового цвета

    – правильно ли передана композиция рисунка (линия горизонта, на передней линии)

    – как ребенок передал главное и второстепенное в работе.

    Что можете сказать о работе в целом и сформированных графических навыках детей ?

    Источник

    Прежде чем приступить к описанию методов и форм, применяемых при ознакомлении дошкольников с неживой природой, я бы хотела дать вначале определение понятия метод. Под методом понимается совместная деятельность взрослого и ребёнка, направленная на достижение определённого воспитательно – образовательного результата усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

    В процессе ознакомления детей с неживой природой в детском саду используются разнообразные методы:

    I. Наглядные:

    1) Наблюдение;

    2) Рассматривание картин;

    3) Демонстрация диа- и кинофильмов.

    II. Практические:

    1) Игровой метод;

    2) Труд;

    3) Элементарные опыты.

    III. Словесные:

    1) Рассказ воспитателя;

    2) Чтение художественного произведения;

    3) Беседы.

    I. Наглядные:

    1) Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

    В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, характер поверхности. Для накопления знаний о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других – наблюдение проводится с небольшой группой или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения тех задач, которые ставят пред собой воспитатель.

    Установлено, что вначале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приёмы ( с учётом возраста детей): вопросы, загадки, сравнения, игровые и трудовые действия. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, он в работе использует стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественного произведения. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину, наблюдаемую с детьми. Этому поможет дневник наблюдения, он может быть разным: в виде рисунков , схематических отражений изменений.

    2) Рассматривание картин – даёт возможность подробно рассмотреть явления неживой природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности изменчивости природы. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Предметные картины используются для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Например, для формирования понятия «осень» следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательность изменения погоды: «Расскажите, как меняется погода от начала к концу осени». Рассматривание худ. картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

    3) Демонстрация кинофильмов и диафильмов – с их помощью воспитатель формирует у детей представление о динамике явлений неживой природы, которые протекают длительное время.

    Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствует более успешному усвоению знаний (Например, « Разные времена года»).

    Диапозитивы и диафильмы дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений (Например, «Свет и его свойства»).

    К просмотру фильма детей необходимо готовить заранее. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов. После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

    II. Практические методы:

    1) Игры

    Дидактические игры – уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе. При ознакомлении детей с неживой природой используются дидактические игры с предметами («Чудесный магнит»), настольно-печатные («Четыре времени года»), словесные игры («Вода, воздух, земля»).

    Читайте также:  Камень агат черный фото свойства и значение какому знаку зодиака

    Творческие игры – дети отражают впечатления, полученные в процессе знаний, экскурсий, повседневной жизни. Например, одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной и т.д. В них дети, созидая познают свойства и качества материалов.

    2) Труд – имеет большое воспитательное и образовательное значение к своим обязанностям, создает условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Труд способствует развитию наблюдательности. Труд детей может быть индивидуальным и коллективным. Индивидуальный труд помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

    Коллективный труд формирует трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Формируется умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия. Ведущий приём обучения старших дошкольников (я характеризую данный период так как данный возраст я рассматриваю в своей контрольной работе) новому виду труда – объяснения. Оценка труда должна носить положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества, к оценке должны привлекаться и сами дети.

    3) Элементарные опыты – для установления детьми тех иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Решение задачи требует специального поиска анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждения условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Заключительным моментом опыта является формирование выводов на основе полученных результатов. Например, при проведении занятия на тему « Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами», используется фронтальный опыт – образование цепочки т.е. притягивание некоторых предметов к магниту, на основании этого воспитатель поясняет детям некоторые свойства магнита.

    III. Словесные

    Словесные методы необходимо совмещать с наглядными, использовать картины и диафильмы. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о неживой природе.

    1) рассказ воспитателя.

    Воспитатель должен строить рассказ с учётом опыта дошкольника, так как восприятие рассказа является сложной умственной деятельностью. Знания, сообщаемые в рассказе должны быть точными и достоверными. Яркость, образованность и корректность языка – обязательное требование к рассказу воспитателя. Рассказ обязательно сопровождается иллюстрированным материалом – фотографиями, картинами… Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна составлять не более 10-15 минут.

    2) беседа

    – предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

    – итоговая беседа направлена систематизацию и обобщение полученных фактов их закрепление и уточнение.

    Беседа – это итог, проведённой с детьми работы. Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выявления их особенностей, признаков… В первой части беседы с целью подготовки детей к обогащению включаются такие вопросы к детям «Какие месяца в году вы знаете, причислите их в логической последовательности». Во второй части беседы можно поставить вопрос, требующий обобщения: «А почему именно в такой последовательности один месяц сменяет другой, а не наоборот». Нельзя ставить вопросы, требующих односложных ответов : «Да», «Нет».

    3) чтение художественной литературы.

    С помощью книги можно узнать о явлениях природы. Основоположниками русской детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные научные факты. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы. Из произведений В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе. пословицы, поговорки, загадки предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явлений, определённые качества предмета. Например, во время наблюдения зимой за льдом воспитатель может загадать загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно?». Итак, обязательное требование к беседе – сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

    ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ.

    1. Занятия дают возможность формировать знания последовательно. обучение детей на занятиях осуществляется разными методами, выбор зависит от основной задачи. Занятия в старших группах проводится 1 раз в неделю. В определении содержания программных задач, воспитатель исходить из требований «Программы воспитания в детском саду». В программное содержание включается 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные включают в себя развитие познавательных процессов, отдельных мыслительных операций, развитие речи, формирование навыков учебной деятельности. Воспитательные задачи, направленные на формирование положительного, бережного отношения к неживой природе. При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод занятия. Выбор метода зависит от характера образовательных задач. Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картинки, рисунки, календари погоды. Только потом воспитатель продумывает ход занятия. В ходе занятия важно привлечь всех детей. В конце занятия воспитатель пользуется педагогической оценки навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса.

    2. Экскурсии во время экскурсии ребёнок может наблюдать явления природы, сезонные изменения. На экскурсиях у детей развивается любознательность. Воспитатель заранее определяет цель и содержание экскурсии. Важно выбрать дорогу, которая не будет утомительной, учитывать физические возможности детей, сезон, состояние погоды. Знания, полученные на экскурсии расширяют и закрепляют на занятиях. Через 2-3 для после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием дидактических игр, худ. литературы…

    3. Работа в повседневной жизни

    – прогулки детей знакомят с таянием снега, организуют игры с природным материалом – песком, водой, глиной…. Повседневные наблюдения не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. Дети старшей группы наблюдения на прогулках в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе.

    Литература:

    1. Фрейдкин И.С. Ознакомление с неживой природой// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н, Поддъякова, М., 1984;

    2. Корзакова Е. Формирование обобщённых представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание 1982;

    3. Е.И. Красило Я и Мир вокруг меня// Мозырь 2001;

    4. Пралеска,

    5.Корастелева Т.М. Воспитание и обучение в детском саду

    Источник