Какие цвета обладают только одним свойством светлотой
Как известно многим, цвет обладает тремя основными свойствами — это цветовой тон, насыщенность и светлота. И если с определением первых двух особых проблем не возникает, то с третьим многие испытывают некоторые затруднения либо вовсе имеют ошибочное представление. По этому поводу и появилась сегодняшняя заметка.
На всякий случай напомню о первых двух. Тон — это главная характеристика цвета. По сути — это его место в цветовом спектре. Тон является характеристикой хроматических цветов, у ахроматических он отсутствует.
Насыщенность цвета — показатель интенсивности определенного тона, степень его отличия от серого одинаковой с ним светлоты. Т.е. цвет может изменяться от яркого и чистого к блеклому, близкому к серому. Проще всего это понять на примере с пылью: поставили мы, например, на шкаф месяцев шесть назад коробку чистого синего цвета, а теперь решили достать из нее содержимое. Представим, что пыль мы все это время протирать ленились, и что же мы видим? Синий цвет под слоем пыли выглядит блеклым (если его вообще видно). Полное отсутствие насыщенности — это оттенок серого цвета (года три не убирались).
Чтобы посмотреть как изменяется насыщенность того или иного тона, можно воспользоваться Photoshop: открываем диалоговое окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с помощью клавиатурного сокращения Ctrl+U, обязательно ставим галочку Colorize (Тонирование) и наблюдаем за выбранным тоном, изменяя параметр Saturation (Насыщенность). Максимально насыщенный цвет мы видим, если Saturation=100, минимально насыщенный (оттенок серого) Saturation=0.
С помощью этого окна также можно переводить изображения в оттенки серого — достаточно всего лишь убрать насыщенность цветов, т.е. Saturation=0 (галочку Colorize при этом ставить не нужно).
Светлота является достаточно относительной характеристикой, так как выражает степень отличия цвета от белого и черного. Точкой отсчета светлых и темных цветов можно считать средне-серый. От белого до него располагаются светлые, а от него до черного — темные цвета. Для лучшего понимания попробуйте перевести некоторый набор цветов в оттенки серого и сравните полученные значения со средне-серым:
Светлотой обладают как хроматические, так и ахроматические цвета. Причем для ахроматических цветов светлота является единственной характеристикой. Как нетрудно догадаться, черный цвет обладает минимальным значением светлоты, а белый — максимальным.
В Photoshop это значение можно изменять опять же в диалоговом окне Hue/Saturation (клавиатурное сокращение Ctrl+U):
Вильгельм Оствальд полагал, что для создания гармонии нужно использовать как минимум три тона. При этом их контрастность по светлоте будет определять, какое воздействие окажет сочетание на зрителя. Равноконтрастная гармония вызовет ощущение спокойствия, тона с неодинаковым контрастом создадут динамичное и более выразительное сочетание.
Иоханнес Иттен предложил следующую таблицу для сопоставления светлоты:
Таким образом мы видим, что самым светлым из чистых цветов является желтый, а самым темным — фиолетовый. Из этой таблицы очень легко выделить цветовые гармонии, над чем настоятельно рекомендую потренироваться. Умение работать с цветом и чувствовать его многими людьми оценивается даже как шаманство, но, на самом деле, упражняясь и воспитывая его, можно достичь очень хороших результатов.
Я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!
Источник
Неделю назад мы начали разбирать основные параметры цвета и рассмотрели 12 цветовых тонов, которые используются в колористике при работе с волосами. Сегодня мы поговорим о других, не менее важных характеристиках.
2. Насыщенность цвета.
Под насыщенностью принято понимать степень выраженности цветового тона. В колориметрии её стоит определять следующим образом: чем больше в цветовом тоне серого, тем он менее насыщенный.
В парикмахерском деле есть одно небольшое отличие от традиционной колориметрии. Здесь степень насыщенности определяется не содержанием серого цвета, а количеством натурального оттенка волос – его можно условно описать как серовато-коричневый.
Самыми насыщенными являются чистые спектральные цвета – то есть те видимые цвета, которые получаются при преломлении света с помощью призмы. Это всем известные 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В колористике используется 9 ступеней насыщенности. Такой шкалой пользуется абсолютное большинство производителей красителей, хотя некоторые из них пользуются еще более упрощенной схемой с 5-6 ступенями.
Максимально чистые цвета с 7 по 9 уровень насыщенности используются только в креативном окрашивании при создании ярких образов. Для получения естественных цветов, как правило, используется насыщенность с 1 по 5 уровень.
3. Температура цвета.
Принято считать, что все цвета можно разделить на две группы: холодные и тёплые. К теплым относят красный, оранжевый и желтый, к холодным – зеленый, синий и фиолетовый. Но на самом деле это не совсем так.
Температура цвета – это относительная характеристика, а не постоянная. Иными словами, цвет может быть холодным или теплым только по отношению к другому цвету, а не сам по себе.
Для примера сравните два «холодных» цвета: синий и фиолетовый. В этой паре фиолетовый покажется вам более теплым, чем синий. Аналогично в паре из двух «тёплых» цветов – жёлтого и оранжевого – жёлтый покажется вам более холодным.
На то, как мы оцениваем температуру одного цвета в сравнении с другим, влияет его состав:
- если в одном цвете больше красного, чем в другом, он воспринимается как более тёплый;
- если в одном цвете больше синего, белого, черного или серого, чем в другом, он воспринимается как более холодный.
Следовательно, чтобы сделать цветовой тон более теплым, к нему нужно добавить красного. При добавлении в цветовой тон серого, черного или белого цвета, он будет становиться более холодным.
4. Светлота.
Светлота цвета – это параметр, определяющий, как данный цвет меняется под влиянием цветов ахроматической гаммы. Как мы уже упоминали, добавление белого сделает цвет более ярким, а добавление черного – более густым и плотным.
В колористике принято использовать 14 степеней светлоты, которые получили название уровней глубины тона или УГТ. Они определяются следующим образом:
- 14 – белый
- 13 – экстра супер светлый блондин
- 12 – супер светлый блондин
- 11 – экстра светлый блондин
- 10 – очень сильно светлый блондин
- 9 – очень светлый блондин
- 8 – светло-русый
- 7 – средне-русый
- 6 – темно-русый
- 5 – светло-коричневый
- 4 – средне-коричневый
- 3 – темно-коричневый
- 2 – натуральный черный (темно-коричневый насыщенный)
- 1 – черный
Понравилась статья? Ставь “палец вверх”!
Не забудьте подписаться на Блог Хорошего Мастера, чтобы получать ещё больше полезных материалов!
Источник
Если листок белой бумаги разорвать на части, одну часть положить на свету, другую — в тени, третью — в глубокой тени и на все три посмотреть одновременно, то можно будет заметить, что белая бумажка, находясь в тени, по сравнению с освещенной кажется сероватой, а находясь в глубокой тени, — серой. Если же проделать такой опыт не с белой, а с цветной бумажкой (красной, зеленой, синей), то окажется, что красная, зеленая, синяя бумажки и в тени останутся красной, зеленой, синей
Ахроматические, хроматическе цвета
Объясняется это тем, что белые, серые, а также черные цвета отличаются друг от друга только по светлоте: одни из них светлее, другие темнее. Белые светлее серых, серые светлее темных серых, темные серые светлее черных. Белых, серых и черных цветов много. Мелованная бумага светлее обычной писчей бумаги, писчая бумага белее и светлее мундштучной, черное сукно темнее многих черных материй, а черный бархат темнее черного сукна. Все цвета, отличающиеся друг от друга только по светлоте, т. е. все чисто белые, серые и черные цвета, называют ахроматическими (в переводе значит «бесцветными»). Цвет с каким-либо малейшим цветным оттенком уже не будет ахроматическим.
Все цвета, кроме чисто белых, серых и черных, называют хроматическими (цветными). Они также отличаются друг от друга по светлоте. Цвет краплака темнее цвета красной киновари, а киноварь темнее лимонного кадмия. Однако цвет киновари отличается от цвета лимонного кадмия не только тем, что он темнее, но еще тем, что он красный, а цвет кадмия желтый. Тот признак цвета, который имеется в виду, когда его называют красным, оранжевым, желтым, зеленым и т. д., называется цветовым топом.
Смешивая какую-нибудь краску (любую, кроме белил и черной) с серой смесью, составленной из белил и черной так, чтобы эта смесь (была той же светлоты, что и взятая краска, можно получить много новых цветов. Все они будут одной светлоты. Чтобы сделать краску светлее, к ней надо подмешать другую, еще более светлую, а чтобы она стала темнее, к ней следует добавить краску или красочную смесь более темную; когда же примешивается серая смесь равной светлоты, то ни посветления, ни потемнения цвета произойти не может. Не изменится и цветовой тон исходного цвета, так как примешиваемая смесь чисто серая, не имеющая никакого цветного оттенка, примесь которого могла бы повлечь изменение тона. Чем же в таком случае будут отличаться друг от друга цвета полученных смесей?
Допустим, что исходной краской была красная киноварь. Цвет чистой киновари совсем не похож на серый, цвет же ее смесей будет сероватым и тем в большей степени, чем больше примешано серого. Степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического называется насыщенностью. Следовательно, от примеси серого к киновари (или к иной краске) изменяется насыщенность ее цвета. Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Приведенное определение насыщенности можно неправильно понять, будто всякий ненасыщенный цвет должен быть сероватым. Цвет лимонного кадмия отнюдь не сероват, но он менее насыщен, чем, скажем, цвет краплака. Насыщенность — это степень выраженности цветового тона, степень цветности. В цвете краплака, а еще больше в цвете ультрамарина цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в цвете лимонного кадмия.
Светлоту, цветовой тон и насыщенность называют основными свойствами цветов
Они совершенно точно определяют цвет. Малейшее изменение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой отклонение в цвете.
Дизайнеры обычно не пользуются терминологией, принятой в науке о цвете. Термин «светлота» они часто заменяют термином «светосила». То, что подразумевается под цветовым тоном, художники называют просто цветом (тогда ахроматические цвета, не обладающие цветовым тоном, нельзя относить к цветам).
Источник
Цвет – важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску – спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если полоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго определенное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой тон – это оттенок, характеризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т.д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщенность – это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными – осветленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилучшим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.
Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические – черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством – светлотой. Серый цвет содержит три основных оттенка: темно-серый, средне – серый и светло-серый. Эти оттенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской, или ослаблением нажима на простой и черный карандаш. Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок.
Три краски – красную, синюю и желтую – называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при смешении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиолетовые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.
При смешении некоторых красок хроматических цветов образуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничтожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в противоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хроматический цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в разных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.
Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло художника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изображениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобразительные и выразительные возможности живописи, но и способствовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.
Источник
Итак, коротко для справки: изначально свет, как электромагнитное излучение с определённой длиной волны – белый. Но при пропускании его через призму он раскладывается на следующие составляющие его видимые цвета (видимый спектр): красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан).
Почему я выделил “видимые“? Особенности строения человеческого глаза позволяют нам различать только эти цвета, оставляя вне поля нашего зрения ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Способность человеческого глаза воспринимать цвет напрямую зависит от способности материи окружающего нас мира поглощать одни световые волны и отражать другие. Почему красное яблоко красное? Потому что поверхность яблока, имея определённый био-химический состав, поглощает все волны видимого спектра, за исключением красного, который от поверхности отражается и, попадая в наш глаз в виде электромагнитного излучения определённой частоты, воспринимается рецепторами и распознаётся мозгом как красный цвет. С зелёным яблоком или оранжевым апельсином ситуация аналогичная, как и со всей материей, которая нас окружает.
Рецепторы человеческого глаза наиболее чувствительны к синему, зелёному и красному цвету видимого спектра. На сегодня существует около 150000 цветовых тонов и оттенков. При этом человек может различать порядка 100 оттенков по цветовому тону, около 500 оттенков серого. Естественно, художники, дизайнеры и т.д. обладают более широким диапазоном цветовосприятия. Все цвета, расположенные в видимом спектре, называются хроматическими.
Видимый цвет хроматических цветов
Наряду с этим очевидным является и тот факт, что помимо “цветных” цветов мы также распознаём и “не цветные”, “чёрно-белые” цвета. Так вот, оттенки серого цвета в диапазоне “белый – чёрный” называются ахроматическими (бесцветными) из-за отсутствия в них конкретного цветового тона (оттенка видимого спектра). Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным – чёрный.
Ахроматические цвета
Далее, для правильного понимания терминологии и грамотного использования теоретических знаний на практике необходимо найти различия в понятиях “тон” и “оттенок”. Так вот, цветовой тон – характеристика цвета, определяющая его положение в спектре. Синий цвет – это тон, красный цвет – это тоже тон. А оттенок – это разновидность одного цвета, отличающаяся от него как яркостью, светлотой и насыщенностью, так и наличием добавочного цвета, проявляющегося на фоне основного. Светло-голубой и тёмно-голубой – оттенки голубого по насыщенности, а голубовато-зелёный (бирюзовый) – по наличию в голубом добавочного зелёного цвета.
то такое яркость цвета? Это характеристика цвета, напрямую зависящая от степени освещённости объекта и характеризующая плотность светового потока, направленного в сторону наблюдателя.
Говоря проще, если при всех остальных равных условиях, один и тот же объект последовательно осветить источниками света разной мощности, пропорционально поступающему свету отражённый от объекта свет будет также разной мощности. В итоге одно и то же красное яблоко при ярком свете будет выглядеть ярко красным, а при отсутствии света мы его не увидим вообще. Особенность яркости цвета заключается в том, что при её снижении любой цвет стремится к чёрному.
И ещё: при одинаковых условиях освещённости один и тот же цвет может отличаться яркостью благодаря способности отражать (или поглощать) поступающий свет. Глянцевый чёрный будет ярче, чем матовый чёрный именно потому, что глянец больше отражает поступающий свет, а матовый – больше поглощает.
Светлота, светлота… Как характеристика цвета – существует. Как точное определение – скорее нет. Следуя одним источникам, светлота – степень близости цвета к белому. Согласно другим источникам – субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая. Третьи источники относят понятия яркость и светлость цвета к синонимам, что не лишено логики: если при уменьшении яркости цвет стремится к чёрному (становится темнее), то при увеличении яркости цвет будет стремиться к белому (становится светлее).
На практике так и происходит. Во время фото или видео съёмки недоэкспонированные(недостаточно света) объекты в кадре становятся чёрным пятном, а переэкспонированные(переизбыток света) – белым.
Аналогичная ситуация касается и терминов “насыщенность” и “интенсивность” цвета, когда в некоторых источниках говорится, что “насыщенность цвета – это интенсивность …. и т.д. и т.п”. На самом деле это абсолютно разные характеристики. Насыщенность – “глубина” цвета, выраженная в степени отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте серого цвета. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.
Интенсивность – преобладание какого-либо тона по сравнению с другими (в пейзаже осеннего леса оранжевый тон будет преобладающим).
Такая “подмена” понятий происходит, скорее всего, по одной причине: грань между яркостью и светлостью, насыщенностью и интенсивностью цвета настолько тонкая, насколько субъективно само понятие цвет.
Из определений основных характеристик цвета можно выделить следующую закономерность: на цветопередачу (и соответственно на цветовосприятие) хроматических цветов большое влияние оказывают ахроматические цвета. Они не только помогают формировать оттенки, но и делают цвет светлым или темным, насыщенным или блеклым.
Как эти знания могут помочь фотографу или видеографу? Ну во-первых, никакой фотоаппарат или видеокамера не способны передать цвет так, как его воспринимает человек. И чтобы в дальнейшем при пост-обработке фото или видео материала достичь гармонии в изображении или приблизить изображение к реальности, необходимо умело манипулировать яркостью, светлостью и насыщенностью цвета, чтобы результат удовлетворил или Вас, как художника, или окружающих, как зрителей. Не зря в кинопроизводстве существует профессия колорист (в фотографии эту функцию обычно выполняет сам фотограф). Человек, обладающий знаниями о цвете, путём цветокоррекции доводит снятый и смонтированный материал до такого состояния, когда цветовое решение фильма просто заставляет зрителя изумляться и восхищаться одновременно. Во-вторых, в колористике все эти особенности цвета переплетаются довольно тонко и в различной последовательности, позволяя не только расширить возможности цветопередачи, но и добиться каких-то индивидуальных результатов. Если же этими инструментами пользоваться безграмотно, сложно будет найти поклонников своего творчества.
И на этой позитивной ноте мы наконец-то подошли к колористике.
Колористика, как наука о цвете, в своих законах опирается именно на спектр видимого излучения, который трудами исследователей 17-20 вв. из линейного представления (иллюстрация выше) был трансформирован в форму хроматического круга.
Что нам позволяет понять хроматический круг?
1. Основных (базовых, первичных, чистых) цветов всего 3:
Красный
Жёлтый
Синий
2. Составных цветов второго порядка (вторичных) тоже 3:
Зелёный
Оранжевый
Фиолетовый
Мало того, что в хроматическом круге они расположены напротив основных цветов, но и получаются они путём смешивания основных цветов друг с другом (зелёный = синий + жёлтый, оранжевый = жёлтый + красный, фиолетовый = красный + синий).
3. Составных цветов третьего порядка (третичных) 6:
Жёлто-оранжевый
Красно-оранжевый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Сине-зелёный
Жёлто-зелёный
Составные цвета третьего порядка получаются путём смешивания основных с составными цветами второго порядка.
Именно месторасположение цвета в двенадцатичастном цветовом круге позволяет понять, какие цвета и как могут сочетаться друг с другом.
Источник