Какие четыре отличительных свойства языка называет автор

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1. Непрерывность исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толч­ков характерны для

1)индустриального общества

2)восточного общества

3)переходного общества

4)западного общества

А2 Индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешное выполнение определенной дея­тельности, называются

1)потребностями 3) способностями

2)темпераментом 4) возможностями

А3. Какое суждение является верным?

А. Социальный прогресс осуществляется в результате революци­онных сдвигов и постепенных реформ.

Б. Закон ускорения истории гласит, что на каждую последующую стадию уходит больше времени, чем на предыдущую.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Возникновение мировых религий связано с

1)образованием многонациональных империй

2)выделением и формированием наций

3)возникновением глобальных проблем

4)отсутствием знаний людей об окружающем мире

А5 Опрос общественного мнения о качестве работы служб адми­нистрации города для разработки плана мероприятий по по­вышению эффективности их работы является фактом, иллю­стрирующим

1)социально-преобразовательную деятельность

2)познавательную деятельность

3)систематизаторскую деятельность

4)ценностно-ориентационную деятельность

А6. Какое суждение является верным?

А. Целью морали является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной и счастли­вой жизни.

Б. Патриотизм, гражданственность и гуманизм — это понятия- синонимы.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А7 ВВП является обобщающим показателем, который опреде­ляется как произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг в денежном выражении, созданных внутри страны. Какой из указанных методов не применяется при определении ВВП?

1)по расходам 3) по добавленной стоимости

2)по доходам 4) по альтернативным товарам и услугам

А8. Рыночная ситуация, при которой несколько крупных фирм владеют рынком, при этом делят его на сферы влияния, назы­вается

1)совершенной конкуренцией

2)чистой монополией

3)естественной монополией

4)олигополией

А9. Что из перечисленного относится к доходной части государ­ственного бюджета?

1)обслуживание государственного долга

2)выпуск государственных ценных бумаг и эмиссия денег

3)содержание вооруженных сил

4)реализация национальных проектов

А10. Какую информацию можно получить на основе данных гра­фика, где 8 — кривая предложения образовательных услуг, Р — цена услуг, О — количество услуг)?

зависимость роста объемов платных услуг от прибыли образо­вательных учреждений

изменение количества платных услуг при снижении прибыли образовательных учреждений

количество платных услуг, которые желают оказать образова­тельные учреждения в определенный период, за определенную цену

каким именно платным образовательным услугам отдают пред­почтение потребители

А11. Какое суждение является верным?

А. Валовые инвестиции — это ежегодное увеличение основного капитала.

Б. Инвестировать имеет смысл, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А12.Социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанно­стями, а также многочисленными привилегиями, называется

1) класс 2) страта 3) сословие 4) каста

А13. Одним из видов конфликтов является «конфликт принадлеж­ности», когда человек одновременно является членом групп, конкурирующих друг с другом или враждующих между собой. Какой пример иллюстрирует данный вид конфликта?

1)супруги поссорились из-за отсутствия денег

2)подруги не смогли договориться о месте встречи

3)журналист в репортаже критиковал деятельность органов ЖКХ в своем родном городе

4)хоккеист играет против команды своего института

А14. В странах Н. и П. проводился социологический опрос граж­дан. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Что яв­ляется главной причиной социальных беспорядков?» Резуль­таты опросов представлены в таблице:

Назва­ние страны Социально- экономические причины Низкий уровень правовой культуры Ущемле­ние прав и свобод Безнака­занность за наруше­ние законов Затруд­нились с ответом
Н. 44% 12% 17% 23% 4%
П. 42% 14% 14% 27% 3%

Какой вывод можно сделать на основании данной информа­ции?

1)Социально-экономические причины не являются основными причинами социальных беспорядков в ответах респондентов обеих стран.

2)Более половины опрошенных граждан из стран Н. и П. так или иначе связывают социальные беспорядки с состоянием закон­ности и правопорядка и уровня правовой культуры.

3)Каждый десятый из опрошенных затруднился с выбором ответа.

4)Большинство опрошенных назвали главную причину социаль­ных беспорядков — безнаказанность за совершение правона­рушений.

А15. Какое суждение является верным?

А. Для подростка наиболее важными являются внешние события,

поступки, друзья, одежда.

Б. В юношеском возрасте большее значение имеет внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А16. В Иордании, Кувейте и Марокко монарх наделен преимуще­ственно исполнительной властью и лишь частично — законо­дательной. Форма правления в этих странах называется

1)парламентская монархия

2)абсолютная монархия

3)теократическая монархия

4)дуалистическая монархия

А17. Выборы депутатов Государственной думы РФ в 2007 году осу­ществлялись по

1)мажоритарной системе абсолютного большинства

2)мажоритарной системе относительного большинства

3)пропорциональной системе с 5 %-ным заградительным барьером

4)пропорциональной системе с 7 %-ным заградительным барьером

А18. Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории Российской Федерации осуществляется

Читайте также:  Какими свойствами обладает метан

1)Государственной думой РФ

2)Президентом РФ

3)Правительством РФ

4)Советом Федерации РФ

А 19. Какое суждение является верным?

А. Либерализм — это идеология, опирающаяся на идею традиции

и преемственности в социальной и культурной жизни.

Б. Либерализм — это идеология, главной ценностью которой яв­ляются права и свободы личности.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А20 Конституция РФ — Основной закон общества и государства, так как

все законы и иные нормативно-правовые акты не могут проти­воречить Конституции

Конституция является единственным правовым актом государ­ства

изменения и поправки в нее могут быть внесены только главой государства — Президентом РФ

она закрепляет достигнутый в обществе уровень правовой куль­туры

А21 В условиях чрезвычайной ситуации может быть ограничено право граждан на

1)жилище

2)свободу передвижения

3)судебную защиту нарушенных прав

4)свободу и личную неприкосновенность

А22. Что из перечисленного ниже является преступлением?

1)потребление наркотических средств без назначения врача

2)проведение агитации за кандидата в день выборов

3)уклонение от уплаты долга

4)клевета

А23. Гражданин Р. передал свою квартиру по наследству племянни­це, составив на ее имя завещание за два года до смерти. После смерти Р. выяснилось, что его 35-летний трудоспособный сын также претендует на наследство. Каким образом будет решен спор по поводу наследства?

1)квартира будет разделена между сыном и племянницей

2)сын является наследником первой очереди по закону, следова­тельно, квартира достанется ему

3)право наследования принадлежит племяннице на основании завещания

4)если завещание было составлено более чем за год до смерти Р., то оно является недействительным, поэтому квартиру получит сын

А24.Какое суждение является верным?

А. Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут распоряжаться своим заработком или стипендией с согласия родителей или других законных представителей.

Б. Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет могут самостоятель­но открывать вклады в кредитных учреждениях и распоряжать­ся средствами, находящимися на счете в банке.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответ:…………………………………………………………..

В2 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к историческим типам стратификационных систем. Найдите термин, выпадающий из общего ряда.

Рабство, кастовая система, первобытность, сословная система, классовая система.

Ответ:…………………………………………………………………………………………………

ВЗ Установите соответствие между отраслями права и предметом их регулирования. К каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ А) отношения предпринимателя с органами исполнительной власти

Б) отношения работников с админи­страцией предприятия В) отношения должника и кредитора

Г) предпринимательский договор

ОТРАСЛИ ПРАВА

1)гражданское право 2) административное право 3) трудовое право

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В4 Найдите в предложенном списке виды искусства. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1)филология 4) архитектура

2)литература 5) религия

3)мораль 6) живопись

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:…………………………………………………………….

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1) Деятельность оказывает огромное влияние на личность, яв­ляясь той основой, на которой происходит развитие последней. (2) В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутвер­ждается как личность. (3) Деятельность лежит в основе социали­зации индивида. (4) Ученые едины в мнении о том, что, оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но пере­страивает и совершенствует ее. (5) Вся история человеческого об­щества связана с историей деятельности людей.

Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его ха­рактер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является………………(1)субъекта и объекта познания. Оно оказывает огромное влия­ние на сам процесс познания и на его результаты. Социальное познание начинается с установления …………………….(2). Их отбор и интерпретация во многом зависят от ………………..(3) исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он при­надлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Главным источником получения знаний об обществе является социальная…………… (4). Поскольку общественная жизнь из­меняется достаточно быстро, то в процессе социального по­знания можно говорить об установлении только……………..(5).Понять и правильно описать происходящие в обществе про­цессы, открыть законы общественного развития можно толь­ко при использовании………………….(6) к социальным явлениям.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняйте каждый пробел.

А) разделение Б) совпадение В)социальный факт Г) формально-логический подход Д) конкретно-исторический подход Е) относительная истина Ж) мировоззрение 3) абсолютная истина И)действительность

Читайте также:  Какие свойства имеет торт

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым но­мером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Мышление — это оперирование идеальными образами, моделями мира, т.е. абстрактными знаниями, которые не зависят от психики. Мышление создает идеальный мир, в котором живут законы, числа, правила действия и поведения, модели атомов и электронов, этиче­ские нормы и эстетические каноны. Мышление как высшая состав­ная часть сознания связано не с психикой, а с языком. Любая мысль не может не выражаться в языке, но мышление и язык — это не одно и то же.

Мышление одно, а языков много. Нет глупых народов, у каждого народа есть гении и дураки. Но есть неразвитые языки. Есть языки, в которых богатство выражений обеспечивается не за счет развитой грамматики, а за счет интонаций. Это языки бедные. Одно и то же слово там может произноситься с разными интонациями, и каждый раз это слово будет иметь другое значение. Чем сложнее грамматика, тем богаче язык. С помощью глагольных форм, падежей, предлогов можно передавать тончайшие оттенки мысли. Мышление любого народа развивается быстро: каждый день случаются в науке откры­тия, каждый день происходят новые явления. А язык изменяется очень медленно, язык ведь никто не придумывает, его столетиями создает народ. Поэтому язык всегда отстает от развития мышления, новых слов для новых явлений не хватает. Появляются искусствен­ные языки науки, появляются профессиональные языки, так назы­ваемый сленг, жаргон. Но нормальный литературный язык всегда составлял основу культуры, делал возможным и развитие диалектов, и жаргон, и искусственные языки науки. Поэтому портить язык, произвольно изменять его нельзя. Должна охраняться и защищаться чистота языка. Но язык упрощается, а с ним упрощается и культу­ра. Если бы Л. Толстой прочитал современную газету или журнал, он сказал бы, что это написано не по-русски. За последние сто лет русский язык сильно обеднел, упростился. Стала широко развивать­ся и применяться ненормативная лексика. Некоторые современные молодые люди, общаясь между собой, вообще обходятся тремя-четырьмя нецензурными словами, выражая ими все оттенки своих мыслей и чувств. Язык постоянно упрощают пропаганда и агитация, реклама, не очень грамотные политики, чьи речи часто транслируют по телевидению. Таким образом, между языком и мышлением суще­ствуют сложные противоречивые отношения. Одно дело — подумать, а совсем другое — сказать. Нужно уметь говорить, уметь написать, уметь выразить свои мысли, чувства, настроения.

А. Б. Безбородов

С1. В чем, по мнению автора, состоит сущность мышления? Что включает в себя создаваемый им идеальный мир?

С2. Какие четыре отличительных свойства языка называет автор?

С3. О каких опасностях, угрожающих русскому языку, говорит автор? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три способа сохранения рус­ского литературного языка.

С4. К чему призывает нас автор? С опорой на знания общество­ведческого курса, факты общественной жизни и личный со­циальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения автора о важности языка в жизни человека.

С5. Что обществоведы понимают под биологической основой че­ловека? Назовите три признака, характеризующих как челове­ка, так и других живых существ.

С6. Назовите три любые особенности индивидуального предпри­нимательства как организационно-правовой формы предпри­нимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

С7. Законодательное собрание одного из субъектов РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики, по которому в общеобразовательных школах на ее террито­рии в качестве обязательного предмета вводилось изучение национального языка. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Аргументируйте свой ответ.

С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изло­жите свои мысли (свою точку зрения, свое отношение) по по­воду поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при из­учении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизнен­ный опыт.

С9.1 Философия «Философия — это эпоха, схваченная в мыс­ли».
С9.2 Социальная психология «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего» (М. Горький).
 
С9.3 Экономика «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — ис­кусство» (Б. Ауэрбах).
 
С9.4 Социология «Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком в будущее» (Д. С. Лихачёв).
 
С9.5 Политология «Демократия есть механизм, гарантирую­щий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу).
С9.6 Правоведение «Право — это разумное положение, соот­ветствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга» (Цицерон).
Читайте также:  Какими свойствами обладают жидкости 3 класс

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 702 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Выбрать главу

Леонтьев А. А.

Что такое язык

Об авторе

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ – доктор филологических наук. Родился в 1936 г. После окончания филологического факультета Московского государственного университета в 1958 г. – сотрудник Института языкознания АН СССР.

А. А. Леонтьев – инициатор разработки в советской науке проблем психолингвистики – раздела языкознания, исследующего общие закономерности речевой деятельности. Автор монографий «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания», «Психология общения» и др.; научно-популярных книг и брошюр «Возникновение и первоначальное развитие языка», «Язык и разум человека», «Языкознание и психология» и др.

С 1969 г. руководил в Институте языкознания АН СССР группой психолингвистики и теории коммуникации. С 1975 г. – заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А. С. Пушкина.

Язык и наука о нем

Что такое язык?

В романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть глава, где описывается, как путешественники, плывшие на корабле по океану, нашли на палубе… замерзшие слова. Похожие на красные, желтые, зеленые градины, эти слова в руках оттаивали и начинали звучать.

В этих словах Рабле скрыт глубокий смысл. Действительно, слова как будто существуют вне человека. Если они напечатаны в книге, их можно увидеть, как можно увидеть любой предмет внешнего мира. Если они сказаны, их можно услышать, как можно услышать любой звук, а записав на граммофонную пластинку, их можно сохранять «впрок». Если же слова написаны специальным шрифтом из выпуклых точек, то их можно далее пощупать. А если так, почему не допустить, хотя бы в шутку, что на слова распространяются законы, действующие в мире физических тел?

Такой взгляд на слова и вообще на язык высказывался в прошлом веке вполне серьезно. Язык называли организмом и думали, что языки ведут между собой «борьбу за существование» и подчиняются закону естественного отбора, совсем как животные или растения.

Но очень скоро поняли, что такой взгляд на язык неправилен. Тогда же решили: язык – это явление примерно того же типа, что мышечная деятельность, и поэтому язык, или речь, целиком обусловливается строением и работой организма каждого отдельного человека. А так как совершенно независимых от человеческого общества людей не бывает, то люди, общаясь, якобы сглаживают индивидуальные особенности своих языков и начинают говорить на «среднем» языке.

Так ли это? Действительно ли каждому отдельному человеку свойственно говорить, как ему свойственно дышать или ходить, и действительно ли язык народа – это простое «среднее арифметическое» индивидуальных языков?

Если так, значит, человек, изолированный от общества, все равно стал бы говорить, разве что его речь была бы несколько иной, чем речь других людей. Науке же известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных, как Маугли из повести Киплинга. И ни один из этих детей не умел говорить.

Значит, умение говорить не врожденная способность человека. Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Потому и возникло представление о языке как о чем-то, имеющем самостоятельное существование. Для каждого человека язык как будто действительно что-то внешнее, но, если бы не было человеческого общества, не было бы и языка. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е. он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал,– сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Источник