Какие цены на продукты первой необходимости
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
“Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
Председатель Правительства | В. Путин |
Москва
15 июля 2010 г.
N 530
Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – предельные розничные цены).
2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.
3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.
Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Молоко питьевое
Яйца куриные
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Мука пшеничная
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Рис шлифованный
Пшено
Крупа гречневая – ядрица
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
Молоко питьевое пастеризованное 2,5 – 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней
Абзац четвертый утратил силу
В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина – в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.
Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103
Источник
Социально значимые продукты – те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.
Как формируется перечень?
Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.
Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.
Социально значимые продукты: список
На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.
№ | Наименование | Характеристика |
1 | Говядина | Кроме бескостного мяса |
2 | Свинина | |
3 | Баранина | |
4 | Курятина | За исключением обработанного мяса и окороков |
5 | Замороженная рыба | Неразделанная |
6 | Молоко | Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5% |
7 | Масло сливочное | Жирностью до 72,5% |
8 | Масло подсолнечное | – |
9 | Чай | Черный байховый |
10 | Мука | Только пшеничная |
11 | Хлеб ржаной | Без пищевых добавок и прочих примесей |
12 | Хлеб пшеничный | |
13 | Яйца | Первой категории |
14 | Сахар | Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде |
15 | Соль | Каменная поваренная |
16 | Рис | Шлифованный круглый |
17 | Пшено | – |
18 | Крупа гречневая | |
19 | Вермишель | Без пищевых добавок и прочих примесей |
20 | Картофель | – |
21 | Капуста | Белокочанная |
22 | Морковь | – |
23 | Лук | Репчатый |
24 | Яблоки | Отечественных сортов |
Грядущие изменения
Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.
Цены на социально значимые продукты
Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, – цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.
№ | Наименование | Количество | Цена (в российских рублях) | ||
Минимум | Средняя | Максимум | |||
1 | Говядина | 1 кг | 250 | 285 | 320 |
2 | Свинина | 190 | 245 | 300 | |
3 | Курятина | 112 | 122,74 | 141 | |
4 | Замороженная рыба | 42,6 | 68,43 | 82,8 | |
5 | Молоко | 1 л | 27 | 32,87 | 39,5 |
6 | Масло сливочное | 1 кг | 266,6 | 337,63 | 444,8 |
7 | Масло подсолнечное | 1 л | 63 | 77,29 | 86 |
8 | Чай | 200 г | 51,4 | 64,7 | 72 |
9 | Мука | 1 кг | 18,1 | 23,73 | 26,6 |
10 | Хлеб ржаной | 1 шт. | 20,1 | 22,77 | 25,5 |
11 | Хлеб пшеничный | 15 | 16,21 | 19,8 | |
12 | Яйца | 10 шт. | 41 | 49,78 | 53,9 |
13 | Сахар | 1 кг | 43 | 49,6 | 54 |
14 | Соль | 7,6 | 9 | 8,47 | |
15 | Рис | 0,8 кг | 36 | 40,67 | 48 |
16 | Крупа гречневая | 49,9 | 52,83 | 56,1 | |
17 | Вермишель | 1 кг | 28 | 35,63 | 42,5 |
18 | Картофель | 10,6 | 13,3 | 17 | |
19 | Капуста | 9,5 | 12,82 | 16 | |
20 | Морковь | 13,2 | 14,98 | 17,4 | |
21 | Лук | 14,9 | 17,36 | 19,9 | |
22 | Яблоки | 59,9 | 70,56 | 96 |
Немного о ценообразовании
Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.
Перспективные решения
Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.
Исходя из законопроекта “Об основах государственного регулирования торговой деятельности”, можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.
Другие возможные ограничения
Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”. В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.
Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.
Мнение предпринимателей
Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.
Общественное мнение
Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах – 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте “Российская общественная инициатива” было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.
Продавец | Базовая цена | Максимальная наценка |
Производитель первичного сырья | Себестоимость производства | 40% |
Переработчик | Отпускная цена производителя сырья | 15% |
Организация оптовой торговли | Отпускная цена производителя товара | 10% |
Организация розничной торговли | Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика | 15% |
Организация общественного питания |
Основная проблема
Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.
Непродовольственные товары
Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:
- туалетное мыло;
- хозяйственное мыло;
- синтетические моющие средства;
- зубную пасту;
- зубные щетки;
- бритвенные принадлежности;
- канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
- швейные принадлежности (нити и игла);
- осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
- постельное белье;
- нижнее белье.
Негативные тенденции
Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:
- покупка некачественных и контрафактных товаров;
- замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
- стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.
Заключение
На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.
Источник
В рамках борьбы с пандемией Правительство РФ обновило перечень товаров первой необходимости в 2020 году. В соответствии с указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239, режим нерабочих дней во всех регионах России был продлен до 30 апреля. Но нормы данного Указа не распространяются на ряд субъектов хозяйствования, в том числе и на тех, которые обеспечивают граждан товарами первой необходимости. Для таких организаций сохранится обычный трудовой режим и у них будет возможность работать в нерабочие дни.
Что такое товары первой необходимости
Непродовольственные товары первой необходимости (перечень, утвержденный на 2020 год, можно найти ниже) – это товары, без которых не может обходиться население. Потребление таких товаров при изменении доходов существенно не меняется, на них могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Цепочка поставки товаров первой необходимости до конечного потребителя включает производителей, дистрибьюторов, торговые заведения, службы доставки и т.д.
Организации, которые реализуют такие товары, должны внимательно следить за следующими моментами:
- какие действия принимает Правительство РФ и местная администрация с целью регулирования цен на данную продукцию;
- какие риски несет деятельность по распространению таких товаров;
- в каких случаях реализация продукции может вызвать пристальное внимание налоговиков и антимонопольной службы.
Читайте также: Коды ОКВЭД пострадавших отраслей
Перечень товаров: нормативная база
С началом пандемии Правительство утвердило перечень товаров первой необходимости Распоряжением от 27.03.2020 № 762-р. Органам государственной власти отдельных регионов РФ было предоставлено право вносить изменения в данный перечень с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Также в этом документе приведен список субъектов хозяйствования, которые относятся к организациям, обеспечивающим население социально значимыми товарами. Здесь же рассмотрены некоторые нюансы реализации товаров и предоставления услуг общественного питания.
Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2020 № 961-р было утверждено в целях стабильного топливообеспечения автомобилей и иных транспортных средств. В соответствии с этим распоряжением, в ранее утвержденный перечень социально значимых товаров было включено газомоторное топливо.
Последняя редакция актуального на сегодняшний день перечня непродовольственных товаров первой необходимости утверждена правительственным Распоряжением от 18.04.2020 № 1062-р.
Читайте также: Все льготы в связи с коронавирусом для ИП и ООО
Как менялся перечень товаров первой необходимости
В первоначальный перечень товаров первой необходимости, утвержденный Правительством РФ Распоряжением № 762-р, входили 23 позиции, в т.ч. санитарно-гигиенические маски, влажные и сухие салфетки, антисептики для рук, спички, зоотовары, бензин автомобильный, туалетная бумага, товары для детей (подгузники, шампуни, соски-пустышки, бутылочки для кормления, пеленки, детские кремы от опрелостей) и др. товары.
Распоряжение Правительства РФ № 961-р внесло незначительные корректировки в этот список: вместо пункта «Сжиженный природный газ» была введена позиция «Газомоторное топливо».
Распоряжение Правительства РФ № 1062-р также изменило утвержденный перечень товаров первой необходимости, изложив его в новой редакции. Некоторые позиции списка были изменены – к примеру, вместо пункта «Антисептик для рук» теперь указано более широкое понятие «Антисептические средства» и были добавлены «Дезинфицирующие средства».
Актуальный перечень товаров
В соответствии с последним постановлением Правительства РФ перечень товаров первой необходимости включает следующие позиции (в ред. Распоряжения 1062-р от 18.04.2020):
№ п/п | Товары первой необходимости | Каким нормативным актом внесены в Перечень |
1 | Средства индивидуальной защиты | Распоряжение Правительства РФ от 18 апреля 2020 г. № 1062-р |
2 | Средства дезинфицирующие | |
3 | Антисептические средства | |
4 | Салфетки влажные | Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р |
5 | Салфетки сухие | |
6 | Мыло туалетное | |
7 | Мыло хозяйственное | |
8 | Паста зубная | |
9 | Щетка зубная | |
10 | Бумага туалетная | |
11 | Гигиенические прокладки | |
12 | Стиральный порошок | |
13 | Подгузники детские | |
14 | Спички | |
15 | Свечи | |
16 | Пеленка для новорожденного | |
17 | Шампунь детский | |
18 | Крем от опрелостей детский | |
19 | Бутылочка для кормления | |
20 | Соска-пустышка | |
21 | Бензин автомобильный | |
22 | Дизельное топливо | |
23 | Газомоторное топливо (компримированный природный газ, сжиженный природный газ, сжиженный углеводородный газ) | Распоряжение Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 961-р |
24 | Зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты) | Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р |
Включенные в список товары можно реализовывать в торговых заведениях, также допускается продажа дистанционным способом. Реализуя товары, относящиеся хотя бы к одной из групп, приведенных в перечне, продавец может торговать и иными товарами, не внесенными в этот список. Необходимо учитывать, что в действующий на сегодняшний день перечень в дальнейшем еще могут быть внесены корректировки.
Субъектам РФ дано право дополнять федеральный перечень исходя из сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки. В частности, мэр Москвы утвердил перечень товаров первой необходимости, который приведен в Приложении № 1 к Указу от 05.03.2020 № 12-УМ. Он, в основном совпадает с перечнем товаров, действующим на федеральном уровне. В Постановлении губернатора Московской области от 26.03.2020 № 144-ПГ также можно найти список такой продукции.
Читайте также: Льготы гражданам в связи с коронавирусом
Особенности установления цен на товары первой необходимости
Следует отметить, что на утвержденный Правительством РФ перечень товаров первой необходимости, а также на социально значимые продовольственные товары продавцам нельзя завышать цены. Если антимонопольный комитет обнаружит, что некоторые компании устраняют конкуренцию на рынке, используя при этом незаконные методы, нарушители будут привлечены к административной ответственности. Чтобы оспорить постановление ФАС, организациям придется доказать, что для роста цен были объективные причины и между ними отсутствовал сговор.
Цены на социально значимые товары первой необходимости формируются на основании предложений Минэкономразвития после сбора и анализа статистической информации. Если в течение 30 дней в конкретном субъекте РФ цены на такую продукцию вырастут более чем на 30 %, ведомство имеет право установить предельно допустимые цены на срок до 90 дней (Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010 с изм. от 21.03.2016).
Источник