Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета thumbnail

Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово “неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Источник

Если вы ищите загадки с противопоставления для 2-3 класса с примерами и ответами, то вы попали туда, куда нужно. На нашем сайте greednews.su, прямо на этой странице вы можете найти более 30 загадок такого рода для школы и для детей.

В наше время дети не совсем понимают школьную программу и им приходится объяснять всё либо в шуточной форме, либо в форме загадок. Второй способ наиболее эффективен, т.к он развивает логику и память у детей и вырабатывает быстроту восприятия слов, которые вы говорите. Загадки могут подойти для любого урока в начальных классах. Загадка представляет собой некое выражение, в котором изображается один предмет посредством других, которые имеют между собой какое-то сходство, посредством этих данных человеку необходимо назвать ответ на загадку. Однако, загадки обычно бывают с подвохом и их не так просто отгадать! Тут нужно потрудиться и включить свой мозг, чтобы решить. Также и с загадками противопоставления. Они относятся к устной форме народного творчества, малого фольклорного жанра. В основном они описывают какие-то признаки предмета. Например, яйцо. Из мертвого-живое, из живого-мёртвое, тут есть некое противопоставление и необходимо узнать, что это за предмет. Таких загадок очень много и они могут вполне сойти за какую-либо тему урока в школе. Лучше всего начните с простых загадок, а под конец урока загадайте такую, чтобы дети ломали голову и пытались отгадать, так будет наиболее продуктивнее и развлекательные.

Читайте также:  Каким свойством обладает мед липовый

Противопоставление

Противопоставление — это специальное средство речи, которое заключается в противопоставлении предметов, явлений, образов, состояний.

Примеры противопоставлений:

  • В следующий раз она уже не сидела рядом на стуле, а то входила в комнату, то выходила (И. Пивоварова “Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса”).
  • Те шепчутся, а те смеются меж собой (И.А. Крылов “Ларчик”).
  • Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании, для скромной такой компании огромный такой секрет (Юнна Мориц “Большой секрет для маленькой компании”).

Загадки с противопоставлениями

  • Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной:
    Иголок очень много,
    А нитки – ни одной. (Отгадка: ёж)
  • Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится. (Отгадка: заяц)
  • Не усат, а бородат,
    И сердит на всех ребят,
    Но не дедушка он всё же.
    Угадайте, дети, кто же? (Отгадка: козёл)
  • Он идёт, а мы бежим,
    Он догонит всё равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно.
    И по крыше тут да тук!
    Нет, не впустим, милый друг! (Отгадка: дождь)
  • Живут сестра и брат:
    Одну всякий видит,
    Да не слышит,
    Другого всякий слышит,
    Да не видит(Отгадка: молния и гром)
  • Я хожу,
    А он остаётся. (Отгадка: след)
  • Он не лётчик, не пилот,
    Он ведёт не самолёт,
    А огромную ракету.
    Дети, кто, скажите это? (Отгадка: космонавт)
  • Он сумел поймать волчишку,
    Он поймал лису и мишку.
    Он поймал их не сачком,
    А поймал он их бочком. (Отгадка: бычок – смоляной бочок)
  • Перед волком не дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Всё ж попался. (Отгадка: колобок)

Устное народное творчество

Загадки

Загадки – описание свойств, признаков предмета

Красна, сочна, душиста

Растет низко, к земле близко

Ответ: Земляника

Ствол белеет

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одежки

Свесив сережки

Ответ: Береза

Загадки- противопоставления

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит

Ответ: Петух

Не бык, а с рогами

Не человек,а с бородой

Ответ: Коза

Загадки-вопросы

Что с земли легко поднимешь, 

Но далеко не закинешь?

Ответ: Пух

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Загадки-сравнения

Летит как стрела, жужжит как пчела.

Ответ: Самолет

Белый комочек

Прыг за пенечек

Скачет как мячик

Мордочку прячет

Ответ:  Заяц

Загадки- описания действий предмета

Если я пуста бываю

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду

Мимо рта я не пройду.

Ответ:Ложка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела-

Пейте чай! Вода вскипела!

Ответ: Чайник

Загадки про явления в природе для детей младшего школьного возраста

Басовитый и серьезный, у него характер крут:

Заворчит он очень грозно все тотчас же убегут!

(Гром)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

Без крыл, без ног белые мухи летают.

(Снег)

Вырос лес, белый весь: пешком не войти и конным не въехать.

(Узор на стекле)

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит не понять и мудрецам не узнать.

(Гром)

Без крыл, без ног на древо садится.

(Снег)

Белая кошка лезет в окошко.

(Рассвет)

Без крыльев, а летает, никто ее не бьет, а плачет.

(Туча)

Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет.

(Снег)

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.

(Гром)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

(Иней)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Ветер)

Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел значит, день пришел.

(Солнечный луч)

В белом бархате деревня и заборы, и деревья.

А как ветер нападет, этот бархат опадет.

(Туман)

Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

Растворилось молоко стало видно далеко.

(Туман)

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.

(Радуга)

Без рук, без ног, а окно выбивает.

(Град)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Зимой гуляет, дома запирает, а весной плачет, людей выпускает.

(Снег)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака)

Без головы, а с рогами. (Месяц)

Какой это мастер на стены нанес

Читайте также:  Какого влияние углерода на свойство стали

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

Горя не знает, а слезы проливает.

(Туча)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес.

(Узор на стекле)

Кто входит в окно и не раскрывает его?

(Свет)

Кто не плачет, а слезы текут?

(Дождь)

Ни огня, ни жару не имею, а все сжигаю.

(Молния)

Он вошел никто не видел,

Он сказал никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

(Мороз)

Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.

(Тень)

Конь бежит, земля дрожит.

(Гром)

Подходить к дому стала с неба солнце украла.

(Ночь)

Серое сукно тянется в окно.

(Вечер)

Без рук, без ног, а в избу лезет.

(Холод)

По небесам оравою бредут мешки дырявые,

И бывает иногда, из мешков течет вода.

(Туча)

С неба пришел, в землю ушел.

(Дождь)

Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется обнимает и дерется.

(Ветер)

Раскаленная стрела дуб свалила у села.

(Молния)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила.

(Гроза)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

И никуда я не пойду, покуда он идет.

(Дождь)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

(Туча)

Кто только зимой растет?

(Сугроб)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)

Есть три брата родные:

Один ест не наестся,

Другой пьет не напьется,

Третий гуляет не нагуляется.

(Огонь, земля, вода)

Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк слышит.

(Эхо)

Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.

(Дождь)

Белая скатерть все поле укрыла.

(Снег)

Сам вода, да по воде и плывет.

(Лед)

Вот какой обжора есть: все на свете может съесть.

А когда воды попьет обязательно уснет.

(Огонь)

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный луч)

Над рекой, над долиной повисла белая холстина.

Туман)

Крашеное коромысло через речку повисло.

(Радуга)

Без рук, без ног, рисовать умеет.

(Мороз)

Зимою греет, весною тлеет,

Летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?

(Облака)

Лежал, лежал, а весной в реку убежал.

(Снег)

Никого не родила, а все матушкой зовут.

(Земля)

Летит огненная стрела, никто ее не поймает.

(Молния)

Он и летом, и зимой между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди он все будет впереди.

(Горизонт)

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

(Солнце и небо)

На небе стукнет, а на земле слышно.

(Гром)

Не страдала, не болела, а саван надела.

(Земля и снег)

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

(Гора)

Прошла Маланья зажглося пламя;

Пришел Пахом затрясся дом.

(Гром и молния)

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

(Молния, гром)

Придет в дом не выгонишь колом;

Пора придет сам уйдет.

(Солнечный луч)

От меня зимой, как летом, расцвело все белым цветом.

(Снег)

Белая морковка зимой растет.

(Сосулька)

Летит молчит, лежит молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

(Снег)

Пушистая вата плывет куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)

Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.

(Мороз)

Видать глазами, да не взять руками.

(Тень)

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

А пришла молода весь мост размела.

(Мороз и весна)

Осенью рождаюсь, весной умираю.

Зимой своим телом землю согреваю.

(Снег)

Невидимка-озорник в нашу комнату проник.

Заплясали занавески, календарь пустился в пляс.

Хорошо, что сразу, с треском дверь захлопнулась у нас.

(Сквозняк)

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Оценить статью:

Загрузка…

Источник

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Читайте также:  Какие свойства и показатели бензина влияют на смесеобразование

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» – над морем я летаю,

С «Г» – в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила).

г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха).

«Загадки – складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки – шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) [3. С. 121-135].

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. [14. С. 101].

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет – поскачет, ударят – не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а – ума.

Загадки бывают авторские, когда автор загадки конкретное лицо и народные, когда автор народ

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки – иносказания;

загадки – описания;

загадки – вопросы;

загадки – задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один – убитый) [16. С. 4-6].

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения [22. С. 14]. Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов [17. С. 85].

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка [7. С. 55].

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Источник