Какие бывают загадки 3 класс описание свойств
Если вы ищите загадки с противопоставления для 2-3 класса с примерами и ответами, то вы попали туда, куда нужно. На нашем сайте greednews.su, прямо на этой странице вы можете найти более 30 загадок такого рода для школы и для детей.
В наше время дети не совсем понимают школьную программу и им приходится объяснять всё либо в шуточной форме, либо в форме загадок. Второй способ наиболее эффективен, т.к он развивает логику и память у детей и вырабатывает быстроту восприятия слов, которые вы говорите. Загадки могут подойти для любого урока в начальных классах. Загадка представляет собой некое выражение, в котором изображается один предмет посредством других, которые имеют между собой какое-то сходство, посредством этих данных человеку необходимо назвать ответ на загадку. Однако, загадки обычно бывают с подвохом и их не так просто отгадать! Тут нужно потрудиться и включить свой мозг, чтобы решить. Также и с загадками противопоставления. Они относятся к устной форме народного творчества, малого фольклорного жанра. В основном они описывают какие-то признаки предмета. Например, яйцо. Из мертвого-живое, из живого-мёртвое, тут есть некое противопоставление и необходимо узнать, что это за предмет. Таких загадок очень много и они могут вполне сойти за какую-либо тему урока в школе. Лучше всего начните с простых загадок, а под конец урока загадайте такую, чтобы дети ломали голову и пытались отгадать, так будет наиболее продуктивнее и развлекательные.
Противопоставление
Противопоставление — это специальное средство речи, которое заключается в противопоставлении предметов, явлений, образов, состояний.
Примеры противопоставлений:
- В следующий раз она уже не сидела рядом на стуле, а то входила в комнату, то выходила (И. Пивоварова “Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса”).
- Те шепчутся, а те смеются меж собой (И.А. Крылов “Ларчик”).
- Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании, для скромной такой компании огромный такой секрет (Юнна Мориц “Большой секрет для маленькой компании”).
Загадки с противопоставлениями
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Отгадка: ёж) - Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Отгадка: заяц) - Не усат, а бородат,
И сердит на всех ребят,
Но не дедушка он всё же.
Угадайте, дети, кто же? (Отгадка: козёл) - Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Отгадка: дождь) - Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит. (Отгадка: молния и гром) - Я хожу,
А он остаётся. (Отгадка: след) - Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Отгадка: космонавт) - Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Отгадка: бычок – смоляной бочок) - Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался. (Отгадка: колобок)
Устное народное творчество
Загадки
Загадки – описание свойств, признаков предмета
Красна, сочна, душиста
Растет низко, к земле близко
Ответ: Земляника
Ствол белеет
Шапочка зеленеет
Стоит в белой одежки
Свесив сережки
Ответ: Береза
Загадки- противопоставления
Не воин, а со шпорами,
Не караульщик, а кричит
Ответ: Петух
Не бык, а с рогами
Не человек,а с бородой
Ответ: Коза
Загадки-вопросы
Что с земли легко поднимешь,
Но далеко не закинешь?
Ответ: Пух
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Загадки-сравнения
Летит как стрела, жужжит как пчела.
Ответ: Самолет
Белый комочек
Прыг за пенечек
Скачет как мячик
Мордочку прячет
Ответ: Заяц
Загадки- описания действий предмета
Если я пуста бываю
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду.
Ответ:Ложка
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-
Больше греться не хочу,
Крышка громко зазвенела-
Пейте чай! Вода вскипела!
Ответ: Чайник
Загадки про явления в природе для детей младшего школьного возраста
Басовитый и серьезный, у него характер крут:
Заворчит он очень грозно все тотчас же убегут!
(Гром)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.
Без крыл, без ног белые мухи летают.
(Снег)
Вырос лес, белый весь: пешком не войти и конным не въехать.
(Узор на стекле)
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит не понять и мудрецам не узнать.
(Гром)
Без крыл, без ног на древо садится.
(Снег)
Белая кошка лезет в окошко.
(Рассвет)
Без крыльев, а летает, никто ее не бьет, а плачет.
(Туча)
Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет.
(Снег)
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.
(Гром)
И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.
(Иней)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Ветер)
Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел значит, день пришел.
(Солнечный луч)
В белом бархате деревня и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет.
(Туман)
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко стало видно далеко.
(Туман)
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.
(Радуга)
Без рук, без ног, а окно выбивает.
(Град)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Зимой гуляет, дома запирает, а весной плачет, людей выпускает.
(Снег)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.
(Облака)
Без головы, а с рогами. (Месяц)
Какой это мастер на стены нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Горя не знает, а слезы проливает.
(Туча)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес.
(Узор на стекле)
Кто входит в окно и не раскрывает его?
(Свет)
Кто не плачет, а слезы текут?
(Дождь)
Ни огня, ни жару не имею, а все сжигаю.
(Молния)
Он вошел никто не видел,
Он сказал никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
(Мороз)
Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.
(Тень)
Конь бежит, земля дрожит.
(Гром)
Подходить к дому стала с неба солнце украла.
(Ночь)
Серое сукно тянется в окно.
(Вечер)
Без рук, без ног, а в избу лезет.
(Холод)
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда, из мешков течет вода.
(Туча)
С неба пришел, в землю ушел.
(Дождь)
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется обнимает и дерется.
(Ветер)
Раскаленная стрела дуб свалила у села.
(Молния)
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила.
(Гроза)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не пойду, покуда он идет.
(Дождь)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
(Туча)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
(Туча)
Кто только зимой растет?
(Сугроб)
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
(Ветер)
Есть три брата родные:
Один ест не наестся,
Другой пьет не напьется,
Третий гуляет не нагуляется.
(Огонь, земля, вода)
Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк слышит.
(Эхо)
Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.
(Дождь)
Белая скатерть все поле укрыла.
(Снег)
Сам вода, да по воде и плывет.
(Лед)
Вот какой обжора есть: все на свете может съесть.
А когда воды попьет обязательно уснет.
(Огонь)
Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.
(Солнечный луч)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина.
Туман)
Крашеное коромысло через речку повисло.
(Радуга)
Без рук, без ног, рисовать умеет.
(Мороз)
Зимою греет, весною тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?
(Облака)
Лежал, лежал, а весной в реку убежал.
(Снег)
Никого не родила, а все матушкой зовут.
(Земля)
Летит огненная стрела, никто ее не поймает.
(Молния)
Он и летом, и зимой между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди он все будет впереди.
(Горизонт)
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
(Солнце и небо)
На небе стукнет, а на земле слышно.
(Гром)
Не страдала, не болела, а саван надела.
(Земля и снег)
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(Гора)
Прошла Маланья зажглося пламя;
Пришел Пахом затрясся дом.
(Гром и молния)
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.
(Молния, гром)
Придет в дом не выгонишь колом;
Пора придет сам уйдет.
(Солнечный луч)
От меня зимой, как летом, расцвело все белым цветом.
(Снег)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
Летит молчит, лежит молчит,
Когда умрет, тогда ревет.
(Снег)
Пушистая вата плывет куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облака)
Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.
(Мороз)
Видать глазами, да не взять руками.
(Тень)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз)
Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,
А пришла молода весь мост размела.
(Мороз и весна)
Осенью рождаюсь, весной умираю.
Зимой своим телом землю согреваю.
(Снег)
Невидимка-озорник в нашу комнату проник.
Заплясали занавески, календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу, с треском дверь захлопнулась у нас.
(Сквозняк)
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Оценить статью:
Загрузка…
Источник
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это.
Мишка Белка *
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово “неверно”).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
Источник
Тема урока: «Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки.
В. Даль «Старик – годовик».
Цели урока.
А.Обучающие:
1.Обобщений и расширение знаний о русском фольклоре.
Б.Развивающие:
1.Развитие логического мышления и познавательной активности.
В. Воспитательные:
1.Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной
мудрости.
Задачи урока:
1.Научить различать и применять в практической деятельности загадки и пословицы.
2.Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.
3.Прививать интерес к народным загадкам, пословицам.
Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
Тип урока: урок изучающего чтения.
Оснащение урока: реквизит для инсценировки- костюмы Бабы Яги, Емели, Хозяйки, самовар, метла, балалайка, ключ, клубок с пряжей; аудиокассета с музыкой «Вместе весело шагать»; компакт диск с иллюстрациями отгадок, с видами загадок, с темами пословиц.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постараюсь всё понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
– Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес?
-А зачем? (Ответы детей.)
-Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками не ходили? Да за мудростью народной?
-Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок»
II. Актуализация знаний.
– Какие книги вы прочитали за лето?
– Произведения каких писателей больше всего понравились?
– Расскажите, о чём вы прочитали, что интересного узнали?
III. Подготовка к основному этапу занятия. Постановка учебной задачи.
– Расскажите, что вы видите на обложке.
– Что вы ждёте от встречи с учебником?
– Можно ли по обложке определить, о чём будем читать?
– Прочитайте тему урок.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Обсудите с соседом по парте и выскажите общее решение.
– Что хотели бы узнать?
IV. Повторение жанров произведений фольклора. Работа с рубрикой «Обрати внимание», схемой «Фольклор».
– Познакомьтесь с условными обозначениями. Какие новые обозначения появились?
– Познакомьтесь с содержанием учебника.
– Какие разделы выделены?
– Какие произведения включены в учебник?
– Кто из авторов вам знаком?
– Есть ли знакомые произведения?
– Можете ли определить жанр произведений?
– Какие произведения вас заинтересовали?
– Что вам сейчас захотелось уже прочитать?
-Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». Давайте , ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка. (По мере повторения лепесточки переворачиваются.)
– Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.)
– Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию.
Чтение о произведениях устного народного творчества на с. 4-5.
Отрываем лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь.
III.Работа над понятием «Загадка».
1.Остановка «Царство Бабы-Яги».
Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Неожиданно появляется Баба-Яга.
Яга. Кто нарушил мой покой? Что вы тут делаете? Ходите, шумите, мне, Яге, спать мешаете!
– Это ребята в сказочный лес за народной мудростью отправились. Не подскажите ли, куда нам следует идти?
Яга. Не только не подскажу, но и отсюда никуда не отпущу! Здесь при мне и останетесь!
– Нет уж ,Баба-Яга, ты нам не мешай, отпирай ворота, мы и сами дорогу найдём!
Яга. Хорошо! Будь по-вашему! Только вот замок на воротах не простой, а с секретом. Кто мои загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!
Загадки:
1)Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес.)
2)Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна.)
3)Платье скинула, а пуговки остались.(Рябина.)
4)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.)
6) Гость гостил,
Золотой мост мостил-
Без ножа, без топора,
Без железного долота. (Мороз.)
7)Лежит брус во всю Русь.
Если бы руки да ноги, то бы встал
Да до неба достал. (Дорога.)
По мере отгадывания загадок просматриваются иллюстрации с диска.
– Ну что, Баба-Яга, отгадали мы твои загадки. Можем теперь идти?
Яга. Э-э-э, нет! Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.
Учитель. Что ж, ребята, разберёмся, что такое «Загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.
2)Работа с учебником.
-Чтение сильным учеником понятия «загадка» на с. 21.
-Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание.
Вывод. Загадка – короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия.
IV.Наблюдение над разнообразием загадок.
-Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.
-Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все – и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.
1)Виды загадок.
Баба-Яга. Ну ладно, так и быть. Расскажу вам, какие загадки бывают.
-Просмотр по порядку слайдов с видами загадок и чтение их в учебнике.
Загадки- описание свойств, признаков предмета
Загадки- противопоставления
Загадки- вопросы
Загадки- сравнения
Загадки- описания действий предмета
Чтение загадок в учебнике (с.22-23) и их отгадывание.
Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.
Яга. Ну, ничего не поделаешь. Хоть и весело мне с вами, да деваться некуда. Хорошо вы, детки, работали. Придётся мне вас отпустить. Вот вам ключ. Счастливого пути!
V.Физкультминутка.
Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь». Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».
VI.Работа в тетради.
Остановка « Емелина печка».
Звучит русская народная музыка, появляется Емеля.
– Ребята! Узнаёте этого героя?
-Кто это?
-Из какой сказки?
-Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь ,правильно ли мы за народной мудростью идём?
Емеля. Здравствуйте, друзья! Как не помочь хорошим людям! Укажу дорогу! Да вот напасть – печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.
Работа в тетради
1) Соответствие.
– Отгадайте загадки на с. 5, №4, укажите стрелкой тему.
2) Соберите загадку на с.4 №3. Напишите отгадку.
3)Точное слово
– Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.
Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.
VII. Выразительное чтение загадок.
VIII. Работа с сказкой-загадкой Владимира Даля «Старик – годовик».
Чтение сказки.
Беседа по вопросам к сказке-загадке в учебнике.
Работа в тетради. (с.6-7)
IX. Домашнее задание.
С.8 рубрика «Подсказка».
– Возьмите в библиотеке книгу –сборник загадок и подберите загадки о людях, о животных, о вещах.
Выучить наизусть 5 понравившихся загадок
X.Рефлексия. Итог урока.
Хозяйка. Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой. Вот вам волшебный клубочек. Он вам укажет дорогу.
– Что нового открыли для себя?
– Почему именно эти произведения открывают наш учебник?
– Как вы считаете, достигли ли мы той цели, которую поставили в начале урока?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Музыка.
– Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каком виде фольклора мы сегодня узнали подробнее?
Источник