Какие бывают свойства ощущений
Ощущения — это простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств. Ощущения являются частью другого психического процесса — восприятия.
Содержание
- Физиологический механизм ощущений
- Виды ощущений по Шеррингтону
- Свойства ощущений
- Пороги чувствительности
- Нарушения ощущений
- Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Органы чувств — это такие органы, которые воспринимают и частично обрабатывают информацию, которая может поступать как снаружи, так и изнутри. Выделяют 5 основных органов чувств: глаза, нос , кожа, уши, язык.
Зрительные ощущения
С помощью глаз человек получает 80-90% информации об окружающем мире. Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на нервные клетки сетчатки глаза. Палочки (130 млн) находятся на периферии сетчатки, они отвечают за различение черного, белого, серого в любое время суток. Колбочки (7 млн) находятся в центре, отвечают за различение цвета.
Механизм создания зрительных ощущений: раздражитель воздействует на нервные клетки сетчатки глаза, возникает возбуждение, которое передается по проводящим путям в соответствующий отдел головного мозга.
Обонятельные ощущения
Обоняние одно из самых древних и важных чувств с точки зрения эволюции. Многие животные с помощью данных ощущений ориентируются в пространстве, защищаются от нападений, общаются, выбирают себе партнеров и др. Обонятельные ощущения вызываются частичками вещества, попадающего на слизистую носа.
Осязательные ощущения
Нервные волокна, расположенные на каждом участке кожи, посылают сигналы в головной мозг о колебаниях температуры, прикосновениях, а также болевых ощущениях. Кожа воспринимает вибрационные, температурные, электрические, химические, механические раздражения.
Слуховые ощущения
Слуховые ощущения вызываются слуховыми волнами, т.е. колебаниями воздуха от источника звука. Слуховой диапазон человека составляет 16-20000 колебаний в секунду (16 Гц-20 кГц), более высокие частоты — ультразвук, более низкие — инфразвук. 1000 колебаний в секунду — норма.
Вкусовые ощущения
При вкусовых ощущениях частицы предметов воздействуют на слизистую языка. Существует 4 основных вкуса: кислое, горькое, сладкое, соленое. Язык условно разделен на несколько зон, каждая из которых воспринимает свой вид вкуса.
Иногда к этому списку добавляют вестибулярный аппарат во внутреннем ухе (чувство равновесия и ощущение в пространстве), а также мышцы, сухожилия, связки (изменение положения отдельных частей и всего тела в пространстве, определение массы и объема предметов, анализ движений и их координация).
Физиологический механизм ощущений
Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.
Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
Виды ощущений по Шеррингтону
1. Интероцептивные ощущения.
Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.
2. Экстероцептивные ощущения.
Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы:
а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание);
б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).
3. Пропреоцитивные ощущения.
Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.
Свойства ощущений
1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.
2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.
3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.
4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.
Пороги чувствительности
Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.
Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).
Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.
Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу).
Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.
Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.
Нарушения ощущений
1. Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности таким образом, что и слабые, и сильные раздражители ощущаются слабо.
2. Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.
3. Парестезия — это ощущения без раздражителя (онемение, покалывание).
Адаптация, синестезия, сенсибилизация
Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.
Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.
Сенсибилизация — это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.
Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).
Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)
Источник
Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием “свойства ощущений”.
Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:
– качество,
– интенсивность,
– продолжительность,
– пространственная локализация,
– абсолютный порог,
– относительный порог.
Качество ощущения
Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор – качественные характеристики; вес книги или ее длина – количественные. Качество ощущения – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.
Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния – химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.
Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: “Расскажите о своих ощущениях во время…” И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.
Интенсивность ощущения
Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.
Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:
– сила действующего раздражителя (его физические характеристики),
– функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.
Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно “ослепнуть” от яркого света.
Длительность ощущения
Длительность ощущения – другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный – чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.
Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал – от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим – он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще “отойти”, то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.
После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений – 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.
Пространственная локализация ощущения
Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
Абсолютный порог ощущения
Абсолютный порог ощущения – это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни “субсенсорной областью”.
Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога – болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.
Относительный порог ощущения
Относительный порог ощущения – тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.
Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?
Относительный порог ощущения – то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.
Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение относительного порога к интенсивности раздражителя является константой. У зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000. У слухового — 1/10. У тактильного — 1/30.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Ощущения
- Абсолютный порог
- Болевые ощущения
- Взаимодействие ощущений
- Вибрационная чувствительность
- Виды ощущений
- Вкус
- Вкусовые ощущения
- Гаптика
- Гиперэстезия
- Дифференциальный порог
- … и другое
RSS
azps@azps.ru
Источник
Понятие ощущения. Познавать окружающую среду и самого себя человек начинает с ощущений, благодаря которым перед ним открывается мир, наполненный многообразными оттенками цветов, звуков, запахов. С помощью ощущений человек слышит звуки, различает запахи, цвета, оттенки вкуса, особенности поверхности предметов, состояния внутренних органов и т.п. Ощущение – познавательный процесс, осуществляющий прием и первичную обработку информации об отдельных свойствах явлений окружающего мира и самого себя, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
Виды ощущений.Классификацию ощущений принято осуществлять по следующим основаниям (т.е. по общим признакам):
1) Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение:
дистантные (зрение, слух);
контактные (вкусовые, болевые, тактильные);
обоняние – промежуточное место между дистантными и контакными.
2) Место расположения рецепторов:
· экстерорецептивные ощущения, рецепторы которых расположены на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.
· интерорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), несут информацию о состоянии внутренних органов. Так, болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, выступая как защита организма от разрушения. Болевые ощущения, интенсивность которых не осознается в состоянии бодрствования, могут обнаруживать себя в сновидениях.
· проприорецептивные ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях и несут информацию о положении тела в пространстве, о движении тела и его частей.
3) Модальность (вид раздражителя):
· зрительные возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух видов: а) палочки, с помощью которых человек различает черный, белый и серый цвет, и б) колбочки, дающих ощущение всех оттенков красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового; палочки и колбочки различаются по цветовой чувствительности: желтовато-зеленый является ярчайшим цветом для колбочек, зелено-голубой или голубой для палочек, поэтому огни на рулежных дорожках в аэропортах голубого цвета);
· слуховые ощущения вызываются звуковыми волнами, воздействующих на слуховой нерв, расположенный во внутреннем ухе («улитку»). Все слуховые ощущения делятся на 3 вида: а) речевые (слух к различению звуков речи называется фонематическим); б) музыкальные (музыкальный слух); в) шумы (шум дождя, грохот идущего трамвая);
· вибрационные ощущения несут информацию о колебаниях упругой среды, специальных рецепторов вибрации не обнаружено, ощущать вибрацию могут все ткани организма;
· обонятельные ощущения возникают в результате воздействия летучих веществ, обладающих запахами, на верхнюю часть носовой области;
· вкусовые ощущения (сладкого, кислого, соленого, горького) вызываются воздействием веществ, растворенных в воде или слюне, на вкусовые почки, расположенных на поверхности языка, глотки и неба;
· кожные ощущения, которые делятся на три вида: а)тактильные (ощущения давления и прикосновения), больше всего тактильных клеток на ладонях, кончиках пальцев и губах;
· болевые: сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя, имеют ярко окрашенный эмоциональный фон, так как вызывают положительные и отрицательные эмоции);
· температурные осуществляют теплообмен между организмом и окружающей средой (наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь);
· осязание: сочетание температурных, болевых, тактильных и кинестезических, мы получаем информацию о гладкости, шероховатости, плотности предметов, а также о прикосновении предмета к телу.
Свойства ощущений:
а) модальность (качество);
б) длительность;
в) пространственная локализация;
г) интенсивность;
д) сенсорная адаптация;
е) взаимодействие (сенсибилизация, синестезия);
ж) контраст.
· Модальность (качество) – это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (например, слуховые ощущения отличаются от зрительных).
· Длительность ощущения– это его временная характеристика, так как ощущения имеют свою длительность: они не возникают одновременно с началом действия раздражителя и не исчезают с прекращением последнего.
· Пространственная локализация раздражителя в предметном мире, это определяет характер ощущения: дистантные ощущения дают информацию о расположении раздражителя в пространстве, а контактные – о части тела, на которую воздействует раздражитель.
· Интенсивность ощущений(количественная характеристика) определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.
Для измерения интенсивности ощущений введены пороги чувствительности. Существуют три вида порогов:
· нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение: чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность и наоборот;
· верхний абсолютный порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при котором еще сохраняется данное ощущение;
· дифференциальный порог (закон Вебера-Фехнера) показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменения раздражителя.
При этом важно учитывать:
· чем большей интенсивностью обладает исходный раздражитель, тем больше и порог. Так, если мы попали в достаточно освещенное помещение, то незначительное прибавление света нами будет не замечено. А вот в плохо освещенном помещении достаточно слегка его увеличить, чтобы все ощутили разницу;
· согласно закону Вебера-Фехнера, повторяющиеся раздражения равной интенсивности ведут к снижению интенсивности ощущений.
Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Выделяют три вида этого феномена:
· адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к ощущению давления, вызываемого наручными часами поясным ремнем, кольцом или очкам);
· негативная адаптация как снижение чувствительности под влиянием действия сильного раздражителя (так, в первые мгновения погружения в ледяную воду ощущаем действие сильного раздражителя, затем интенсивность ощущений снижается);
· позитивная адаптация – повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (неяркий свет заставляет нас приглядываться, негромкий звук – прислушиваться и т.п.).
Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.
Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности. При этом слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и, наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений. Так, чтение книги при громкой музыке понижает чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора.
· Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называетсясенсибилизацией, которая может возникать:
а) стихийно как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты), (так, глухие люди обладают повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль);
б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).
· При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, т.н. «цветной слух»).
· Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:
1) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;
2) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.
Источник