Какие бывают свойства механизмов
Кинематические соединения.
Кинематические пары, приведенные в табл. 2.1, просты и компактны. Они реализуют практически все, необходимые при создании механизмов простейшие относительные перемещения звеньев. Однако при создании машин и механизмов они применяются редко. Это обусловлено тем, что в точках соприкосновения звеньев, образующих пару, обычно возникают большие силы Трения. Это приводит к значительному износу элементов пары, а значит, к ее разрушению. Поэтому простейшую двухзвенную кинематическую цепь кинематической пары часто заменяют более длинными кинематическими цепями, Которые в совокупности реализуют то же самое относительное движение звеньев, что и заменяемая кинематическая пара.
Кинематическая цепь, предназначенная для замены кинематической пары, называется кинематическим соединением.
Приведем примеры кинематических цепей, для наиболее распространенных на практике вращательной, поступательной, винтовой, сферической и плоскость-плоскость кинематических пар.
Из табл. 2.1 видно, что простейшим аналогом вращательной кинематической пары является подшипник с телами качения. Аналогично, роликовые направляющие заменяют поступательную пару и т.д.
Кинематические соединения удобнее и надежнее в эксплуатации, выдерживают значительно большие силы (моменты) и позволяют механизмам работать при высоких относительных скоростях звеньев.
Основные виды механизмов.
Механизм Можно рассматривать как частный случай кинематической цепи, у которой, как минимум, одно звено обращено в стойку, а движение остальных звеньев определено заданным движением входных звеньев.
Отличительными особенностями кинематической цепи, представляющей механизм, являются подвижность и определенность движения ее звеньев относительно стойки.
Механизм может иметь несколько входных и одно выходное звено, в этом случае он называется суммирующим механизмом, и, наоборот, одно входное и несколько выходных, тогда он называется дифференцирующим механизмом.
По назначению Механизмы разделяются на направляющие и передаточные.
Передаточным механизмомназывается устройство, предназначенное для воспроизведения заданной функциональной зависимости между перемещениями входного и выходного звеньев.
Направляющим механизмом называют механизм, у которого траектория определенной точки звена, образующего кинематические пары только с подвижными звеньями, совпадает с заданной кривой.
Рассмотрим основные виды механизмов, нашедших широкое применение в технике.
Механизмы, звенья которых образуют только низшие кинематические пары, называют шарнирно-рычажными. Эти механизмы нашли широкое применение благодаря тому, что они долговечны, надежны и просты в эксплуатации. Основным представителем таких Механизмов является шарнирный четырехзвенник (рис.2.1).
Названия механизмов обычно определяются по названиям их входного и выходного звеньев или характерного звена, входящего в их состав.
Рис. 2.1 Шарнирный четырехзвенник:
1 – кривошип; 2 – шатун; 1 – коромысло.
В зависимости от законов движения входного и выходного звеньев этот механизм может называться кривошипно-коромысловым, двойным кривошипным, двойным коромысловым, коромыслово-кривошипным.
Шарнирный четырехзвенник применяется в станкостроении, приборостроении, а также в сельскохозяйственных, пищевых, снегоуборочных и других машинах.
Если заменить в шарнирном четырехзвеннике вращательную пару, например D, на поступательную, то получим широко известный кривошипно-ползунный механизм (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Различные виды кривошипно-ползунных механизмов:
1 – кривошип 2 – шатун; 3 – ползун
Кривошипно-ползунный (ползунно-кривошипный) механизм нашел широкое применение в компрессорах, насосах, двигателях внутреннего сгорания и других машинах.
Заменив в шарнирном четырехзвеннике вращательную пару С на поступательную, получим кулисный механизм (рис. 2.3).
На pиc.2.3, в кулисный механизм получен из шарнирного четырехзвенника путем замены в нем вращательных пар С и О на поступательные.
Кулисные механизмы нашли широкое применение в строгальных станках благодаря присущему им свойству асимметрии рабочего и холостого хода. Обычно у них длительный рабочий ход и быстрый, обеспечивающий возврат резца в исходное положение холостой ход.
Рис. 2.3. Различные виды кулисных механизмов:
1 – кривошип; 2 – камень; 3 – кулиса.
Большое применение шарнирно-рычажные механизмы нашли в робототехнике (рис. 2.4).
Особенностью этих механизмов является то, что они обладают большим числом степеней свободы, а значит, имеют много приводов. Согласованная работа приводов входных звеньев обеспечивает перемещение схвата по рациональной траектории и в заданное место окружающего пространства.
Рис. 2.4. Механизм манипулятора:
1,2…4 – звенья; А,В…D – кинематические пары.
Широкое применение в технике получили кулачковые механизмы. При помощи кулачковых механизмов конструктивно Наиболее просто можно Получить практически любое движение ведомого звена по заданному закону,
В настоящее время существует большое число разновидностей кулачковых механизмов, некоторые из которых представлены на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Кулачковые механизмы:
1 – кулачок; 2 – плоский толкатель; 2’ – коромысло; 2’’ – острый толкатель; 3 – ролик.
Необходимый закон движения выходного звена кулачкового механизма достигается за счет придания входному звену (кулачку) соответствующей формы. Кулачок может совершать вращательное (рис. 2.5, а, б), поступательное (рис. 2.5, в, г) или сложное движение. Выходное звено, если оно совершает поступательное движение (рис.2.5, а, в), называют толкателем, а если качательное (рис. 2.5, г) – коромыслом. Для снижения потерь на трение в высшей кинематической паре В применяют дополнительное звено-ролик (рис. 2.5, г).
Кулачковые механизмы применяются как в рабочих машинах, так и в разного рода командоаппаратах.
Очень часто в металлорежущих станках, прессах, различных приборах и измерительных устройствах применяются винтовые механизмы, простейший из которых представлен на рис. 2.6:
Рис. 2.6 Винтовой механизм:
1 – винт ; 2 – гайка; А, В, С – кинематические пары
Винтовые механизмы обычно применяются там, где необходимо преобразовать вращательное движение в взаимозависимое поступательное или наоборот. Взаимозависимость движений устанавливается правильным подбором геометрических параметров винтовой пары В.
Клиновыемеханизмы (рис.2.7) применяются в различного вида зажимных устройствах и приспособлениях, в которых требуется создать большое усилие на выходе при ограниченных силах, действующих на входе. Отличительной особенностью этих механизмов являются простота и надежность конструкции.
Механизмы, в которых передача движения между соприкасающимися телами осуществляется за счет сил трения, называются фрикционными. Простейшие трехзвенные фрикционные механизмы представлены на рис. 2.8
Рис. 2.7 Клиновый механизм:
1, 2 – звенья; Л, В, С – кинематические пиры.
Рис. 2.8 Фрикционные механизмы:
а – фрикционный механизм с параллельными осями; б – фрикционный механизм с пересекающимися» осями; в – реечный фрикционный механизм; 1 – входной ролик (колесо);
2 – выходной ролик (колесо); 2′- рейка
Вследствие того что звенья 1 и 2 прижиты друг к другу, по линии касания между ними возникает сила трения, которая увлекает за собой ведомое звено 2.
Широкое применение фрикционные передачи получили в приборах, лентопротяжных механизмах, вариаторах (механизмах с плавной регулировкой числа оборотов).
Для передачи вращательного движения по заданному закону между валами с параллельными, пересекающимися и перекрещивающимися осями применяются различного вида зубчатые механизмы. При помощи зубчатых колес можно осуществлять передачу движения как между валами с неподвижными осями, так и с перемещающимися в пространстве.
Зубчатые механизмы применяют для изменения частоты и направления вращения выходного звена, суммирования или разделения движений.
На рис. 2.9 показаны основные представители зубчатых передач с неподвижными осями.
Рис 2.9. Зубчатые передачи с неподвижными осями:
а – цилиндрическая; б – коническая; в – торцовая; г – реечная;
1 – шестерня; 2 – зубчатое колесо; 2 * рейка
Меньшее из двух зацепляющихся зубчатых колес называют шестерней, а большее – зубчатым колесом.
Рейка является частным случаем зубчатого колеса у которого радиус кривизны равен бесконечности.
Рис. 2.10. Планетарная зубчатая передача:
О – стойка, представляющая зубчатое колесо 3 с внутренним зацеплением; 1 – солнечное зубчатое колесо; 3 – сателлит; Н – водило; А, D, Е – низшие кинематические пары; В, С –высшие кинематические пары
Если в зубчатой передаче имеются зубчатые колесе с подвижными осями, то их называют планетарными (рис. 2.10):
Планетарные зубчатые передачи но сравнению с передачами с неподвижными осями позволяют передавать большие мощности и передаточные числа при меньшем числе зубчатых колес. Они также широко применяются при создании суммирующих и дифференциальных механизмов.
Передача движений между перекрещивающимися осями осуществляется с помощью червячной передачи (рис. 2.11).
Червячная передача получается из передачи винт-гайка путем продольной разрезки гайки и ее двукратного сворачивания во взаимно перпендикулярных плоскостях. Червячная передача обладает свойством самоторможения и позволяет в одной ступени реализовывать большие передаточные отношения.
Рис. 2.11. Червячная передача:
1 – червяк, 2 – червячное колесо.
К зубчатым механизмам прерывистого движения относятся также механизм мальтийского креста. На рис. З-Л’2. показан механизм четырех лопастного “мальтийского креста”.
Механизм “мальтийского креста” преобразует непрерывное вращения ведущего эвена – кривошипа 1 с цевкой 3 в прерывистое вращение “креста” 2, Цевка 3 без удара входит в радиальный паз “креста” 2 и поворачивает его на угол , где z -число пазов.
Рис. 2.12. Мальтийский механизм.:
1 – кривошип; 2 – крест;
3 – стойка;
Для осуществления движения только в одном направлении применяют храповые механизмы. На рис.2,13 показан храповый механизм, состоящий из коромысла 1, храпового колеса 3 н собачек 3 и 4.
При качаниях коромысла 1 качающаяся собачка 3 сообщает вращение храповому колесу 2 только при движении коромысла против часовой стрелки. Для удержания колеса 2 от самопроизвольного поворота па часовой стрелке при движении коромысла против хода часов служит стопорная собачка 4.
Мальтийские и храповые механизмы широко применяются в станках и приборах,
Рис. 2.13. Храповой механизм:
Если необходимо передать на относительно большое расстояние механическую энергию из одной точки пространства а другую, то применяют механизмы с гибкими звеньями.
В качестве гибких звеньев, передающих движение от одного эвена механизма к другому, используются ремни, канаты, цепи, нити, ленты, шарики и т.п.,
На рис. 2.14 приведена структурная схема простейшего механизма с гибким звеном.
Передачи с гибкими звеньями широко применяются в машиностроении, приборостроении и в других отраслях промышленности.
Рис.2.14. Механизм с гибким звеном:
1 – малый шкиф; 2 – гибкий элемент;
3 – большой шкиф
Выше были рассмотрены наиболее типичные простейшие механизмы. механизмов приводятся и специальной Литературе, па-свидетельствах и справочниках, например таких, как [7, 9, 14].
Источник
Виды механизмов (по функциональному признаку)
1. Механизмы двигателей и преобразователей
2. Передаточные
3. Исполнительные
4. Механизмы управления, контроля
5. Механизмы транспортировки, подачи питания, сортировки.
6. Механизмы автоматического счета, взвешивания и упаковки
готовой продукции.
Несмотря на разницу в функциональных назначениях механизмов отдельных видов, в их строении, кинематике и динамике много общего.
Строение механизмов
Всякий механизм состоит из отдельных деталей (тел). Одни детали являются неподвижными, другие – движутся относительно их.
Каждая подвижная деталь или группа деталей, образующих одну жесткую подвижную систему, носит название подвижного звена механизма.
______ q Деталь – это изделие,
Деталь- это изделие изготовленное из одноименного по марке и названию материала.
Рис.1.8
Все неподвижные детали образуют одну жесткую неподвижную систему тел, называемую стойкой.
Рис1.9
Подвижное соединение двух звеньев называется кинематической парой.
Поверхности, линии, точки звена, по которым это звено может соприкасаться с другим звеном, образуя кинематическую пару, называются элементами звена.
В структурном отношении машина представляет собой единый комплекс механизмов, обеспечивающий выполнение присущих ей функций.
Механизмом называется совокупность звеньев, соединенных кинематическими парами, предназначенными для преобразования одного вида движения в другой..
Звеном механизма называется одна или. несколько жестко соединенных деталей, входящих в состав механизма.
Звено, принимаемое за неподвнжное, называется стойкой. В зависимости от характера движения относительно стойки звенья имеют следующие названия;
кривошип — звено рычажного механизма,совершающее полный оборот вокруг неподвижной оси;
коромысло — вращающееся звено рычажного механизма,которое совершает неполныйоборот вокруг неподвижной оси;
шатун— звено рычажного механизма, образующее кинематические пары толькосподвижными звеньями;
ползун — звено рычажногомеханизма, образующее поступательнуюпару со стойкой;
кулиса — звено рычажного механизма, вращающеесявокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару;
кулачок— звено, профиль которого, имея переменнуюкривизну, определяет движение ведомого звена.
Входным звеном называютзвено, которому сообщается движение, преобразуемоемеханизмом в движения другихзвеньев.
Выходным звеном называют звено, совершающее движение, для выполнениякоторогопредназначен механизм.
Между входными выходнымзвеньями могут, бытьрасположены промежуточные звенья.
В каждой паре совместно работающих звеньеввнаправлении силового потока различают ведущее и ведомое.
В современном машиностроении широкое применениеполучили механизмы, в состав которых входят упругие (пружины, мембраны и др.) игибкие (ремни, цепи,канатыи др.) звенья.
Кинематической парой называют соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительноедвижение. Поверхности, линии, точки звена, по которымоно может соприкасаться с другимзвеном, образуя кинематическую пару, называются элементами кинематической пары. Связанная система звеньев, образующих между собой кинематические пары, называется кинематической цепью.
Связанная система звеньев, образующих между собой кинематические пары, называется кинематической цепью.
Цепи могут быть:
а) простые и сложные;
б) открытые и замкнутые;
в) плоские и пространственные.
Механизмы образуются только замкнутыми кинематическими цепями.
Источник
Под механизмом, в широком смысле, понимается преобразователь механической энергии, подаваемой на его входы, в механическую энергию с требуемыми параметрами, получаемую на выходах. С этой точки зрения механизм, по принципу действия, аналогичен электрической схеме (которая преобразует электрическую энергию на входах в электрическую энергию, но с другими параметрами, на выходах схемы). В теории механизмов используется более конкретное определение:
механизм – система подвижно связанных между собой твердых тел, предназначенная для воспроизведения заданных движений одного или нескольких тел. По существу, это определение задает математическую модель, которая позволяет теоретически (с применением математики и теоретической механики) исследовать важнейшие свойства любого реального механизма.
Твердое тело, входящее в состав механизма, называется звеном.
Входным звеном называется то звено, посредством которого к механизму подводится механическая энергия от двигателя.
Выходным звеном механизма называется звено, совершающее требуемое технологическое движение.
Стойкой называется условно неподвижное (базовое) звено, относительно которого рассматривается движение остальных звеньев механизма.
У механизма может быть несколько входных и несколько выходных звеньев. Простейший случай – механизм с одним входным и одним выходным звеном.
Механизм может иметь множество различных характеристик (габаритные размеры, инерционные характеристики, упругая податливость кинематической цепи, максимальная передаваемая мощность, точность воспроизведения движений и т.п.), но к основным характеристикам любого механизма относят функцию положения и коэффициент полезного действия. Функция положения – это зависимость, связывающая положения выходных звеньев механизма с положениями его входных звеньев. Для механизма с одним входным и одним выходным звеном (рис. 1,а) функция положения записывается в виде:
,
где φ – положение входного звена, ψ – положение выходного звена.
В случае механизма с двумя входными и одним выходным звеном (рис. 1,б) функция положения будет функцией двух аргументов:
,
где φ1– положение входного звена 1, φ2– положение входного звена 2. В общем случае у механизма может быть несколько функций положения:
, ,
где n – число выходных, m – число входных звеньев. Функция положения зависит от структурного строения механизма и от геометрических параметров его звеньев, но она явным образом не зависит от времени.
В некоторых задачах кинематики механизмов функция положения является заранее заданной, но в большинстве случаев она неизвестна и ее требуется определить.
Зная функцию положения, можно решать задачи кинематического, динамического, точностного анализа и синтеза механизма. Если требуется вычислить скорость и ускорение выходного звена механизма (рис. 1,а), то это можно осуществить, воспользовавшись соотношениями:
, ,
где – скорость, – ускорение входного звена. Множитель называется первой передаточной функцией или аналогом скорости; множитель – второй передаточной функцией или аналогом ускорения.
Задача
Передаточная функция кулачкового механизма с вращательным выходным звеном – коромыслом имеет вид , где φ, рад – угол поворота кулачка, ψ, рад – угол поворота коромысла, A – константа, определяемая геометрией механизма. Кулачок вращается по закону , где ω, рад/c – постоянная угловая скорость кулачка. Найти угловую скорость и ускорение коромысла.
Решение
Так как кулачок вращается равномерно, то и . Вычислим аналог скорости и аналог ускорения:
, .
Вычислим теперь скорость и ускорение коромысла, учитывая, что :
, рад/c;
, рад/с2.
Коэффициент полезного действия представляет собой отношение полезной работы, совершаемой на выходных звеньях механизма, к работе, совершаемой двигателями на входных звеньях. КПД показывает, насколько эффективно данный механизм преобразует энергию. Уравнение баланса мощности, передаваемой механизмом, имеет вид:
,
где Pвх – мощность на входных звеньях механизма, Pвых – мощность на выходных звеньях механизма, Pтп – мощность тепловых потерь на трение. Поделив правую и левую части этого уравнения на Pвх, получим:
,
где – КПД, – коэффициент потерь. Так как в любом реальном механизме есть потери мощности из-за наличия трения ( ), то его КПД находится в пределах . С точки зрения преобразования энергии механизм тем лучше, чем выше его КПД. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации механизмов стремятся обеспечить значение КПД как можно более высоким. КПД механизма зависит от его конструктивного устройства, технического состояния, условий эксплуатации, наличия смазки, а также от полезной нагрузки на выходных звеньях. Зависимость КПД от мощности P, потребляемой на выходе механизма представлена графиком (рис. 2).
График показывает, что если механизм не нагружен (работает вхолостую), то его КПД равен нулю. Наибольшее значение КПД достигается при оптимальной нагрузке. Если механизм перегрузить, то его КПД, как показывает практический опыт, будет несколько меньше максимально возможного значения. Зависимость КПД механизмов от нагрузки следует учитывать при эксплуатации машин.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «машина»
2. На какие категории подразделяются машины по функциональному назначению?
3. Из каких функциональных частей состоит машина?
4. В чем состоит прикладное значение теории механизмов и машин?
5. Дайте определение понятию «механизм»
6. Какие характеристики механизма являются основными?
7. Что такое функция положения механизма?
8. Почему функция положения механизма явно не зависит от времени?
9. Что называют аналогом скорости и аналогом ускорения?
10. Какие инженерные задачи могут быть решены с помощью функции положения механизма?
11. Что такое коэффициент полезного действия механизма?
12. Что характеризует КПД?
13. Почему КПД реальных механизмов всегда меньше единицы?
14. Почему КПД работающего вхолостую механизма равен нулю?
Источник