Какие бывают свойства языка
Язык определяется обычно в двух аспектах: первый – это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык – социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй – разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).
Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей.
Язык – это не явление природы, а, следовательно, биологическим законам не подчиняется. Язык не наследуется, не передается от старших к младшим. Он возникает именно в социуме. Возникает стихийно, постепенно превращается в самоорганизующуюся систему, которая призвана выполнять в обществе определенные функции.
Первая основная функция языка – когнитивная (т.е. познавательная),означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может быть полноценной личности (например, Маугли).
Вторая основная функция языка – коммуникативная, которая означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. коммуникации, или передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.
Третья основная функция – эмоциональная и побудительная. Она призвана не только выражать отношение автора речи к ее содержанию, но и оказывать воздействие на слушателя, читателя, собеседника. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях.
Другие функции языка:
– мыслеформирующая, так как язык не только передает мысль, но и формирует ее;
– аккумулятивная – это функция хранения и передачи знаний о действительности. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителейязыка;
– фатическая (контактоустанавливающая)функ-
ция– функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом они стандартны и минимально информативны. Фатическое общение помогает преодолевать некоммуникабельность, разобщенность;
– конативная функция – функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты в современном);
– апеллятивнаяфункция – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.);
– эстетическая функция – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что читающий или слушающий начинает замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Речь может восприниматься как нечто прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;
– метаязыковая функция (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – на уроках и лекциях, в словарях, учебной и научной литературе о языке.
ЯЗЫК– соц. обработан, исторически изменчивая знаков система, служащая основным средством общения и представлен-я разных форм существования, каждой из которой имеет по крайней мере одну из форм реализации– устн или письменн.
РЕЧЬ– это один из видов коммуникативной деятельности человека т.е. использование языка для общения с другими людьми
Виды речевой деятельности:
Говорение
Слушанье
Письмо
Чтение
Основными функциями языка являются:
коммуникативная (функция общения);
мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
Коммуникативнаяфункция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.
С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.
Мыслеформирующаяфункция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. “Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя”, – писал основоположник языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. С. 318).
Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что “язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной” (Там же, с. 345). По Гумбольдту, “чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления” (Там же).
Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.
Экспрессивнаяфункция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.
Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.
Эстетическаяфункция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), но не только для нее – эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.
Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
язык – это система(от греч. systema – нечто целое, составленное из частей). А если это так, то все составные ее части должны представлять собой не случайный набор элементов, а некую упорядоченную их совокупность.
В чем же проявляется системность языка?Прежде всего в том, что язык имеет иерархическую организацию, иными словами, в нем выделяются различные уровни(от низшего к высшему), каждому из которых соответствует определенная языковая единица.
Обычно выделяются следующие уровни языковой системы: фонемный, морфемный, лексическийисинтаксический. Назовем и охарактеризуем соответствующие им языковые единицы.
Фонема– простейшая единица, неделимая и незначимая, служащая для различения минимальных значимых единиц (морфем и слов). Например: порт – борт, стол – стул.
Морфема – минимальная значимая единица, не употребляющаяся самостоятельно (приставка, корень, суффикс, окончание).
Слово (лексема)– единица, служащая для наименования предметов, процессов, явлений, признаков или указывающая на них. Это минимальная номинативная (назывная) единица языка, состоящая из морфем.
Синтаксическому уровню соответствуют две языковые единицы: словосочетание и предложение.
Словосочетание– это соединение двух или более слов, между которыми существует смысловая и/или грамматическая связь. Словосочетание, как и слово, – единица номинативная.
Предложение– основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Эта единица характеризуется смысловой оформленностью и законченностью. В отличие от слова – номинативной единицы – это коммуникативная единица, так как она служит для передачи информации в процессе общения.
Между единицами языковой системы устанавливаются определенные отношения. Поговорим о них более подробно. «Механизм» языка основан на том, что каждая языковая единица входит в два перекрещивающихся ряда. Один ряд, линейный, горизонтальный, мы непосредственно наблюдаем в тексте: это синтагматический ряд,где сочетаются единицы одного уровня (от греч. syntagma – нечто соединенное). При этом единицы более низкого уровня служат строительным материалом для единиц более высокого уровня.
Примером синтагматических отношений могут служить сочетаемость звуков: [гóрът мΛсквá]; грамматическая сочетаемость слов и морфем: играть в футбол, играть на скрипке; синий шар, синяя тетрадь, под+окон+ник; лексическая сочетаемость: письменный стол, работать за столом, стол красного дерева – «предмет мебели», обильный стол, диетический стол – «еда», «питание», паспортный стол, стол справок – «отделение в учреждении» и другие виды отношений языковых единиц.
Второй ряд – нелинейный, вертикальный, не данный в непосредственном наблюдении. Это парадигматический ряд, т.е. данная единица и другие единицы того же уровня, связанные с ней той или иной ассоциацией – формальным, содержательным сходством, противоположностью и другими отношениями (от греч. paradeigma – пример, образец).
Простейший пример парадигматических отношений – это парадигма (образец) склонения или спряжения слова: дом, ~а, ~у …; иду, ~ешь, ~ет … Парадигмыобразуют взаимосвязанные значения одного и того же многозначного слова (стол – 1.предмет мебели; 2. еда, питание; 3. отделение в учреждении); синонимические ряды (хладнокровный, сдержанный, невозмутимый, уравновешенный, спокойный); антонимические пары (широкий – узкий, открыть – закрыть); единицы одного и того же класса (глаголы движения, обозначения родства, названия деревьев и т.п.) и др.
Из сказанного следует, что языковые единицы хранятся в нашем языковом сознании не изолированно, а как взаимосвязанные элементы своеобразных «блоков» – парадигм. Употребление же этих единиц в речи определяется их внутренними свойствами, тем, какое место занимает та или иная единица среди других единиц данного класса. Такое хранение «языкового материала» является удобным и экономичным. В повседневной жизни мы обычно не замечаем никаких парадигм. Тем не менее они – одна из основ знания языка. Ведь не случайно, когда студент делает ошибку, преподаватель просит его просклонять или проспрягать то или иное слово, образовать нужную форму, уточнить значение, выбрать наиболее подходящее слово из синонимического ряда, иными словами, обратиться к парадигме.
Итак, системность языка проявляется в его уровневой организации, существовании различных языковых единиц, находящихся между собой в определенных отношениях.
Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 41283 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Свойства языка и речи
Самое краткое определение речи звучит так: «Речь – это язык в действии». Это означает, что речь и язык – явления взаимосвязанные, но отнюдь не тождественные. Хотя следует заметить, что в обиходно-бытовом (и не только) общении эти слова нередко употребляются как синонимичные. Так, например, мы, характеризуя человека с неразвитой, невыразительной, неграмотной речью, можем сказать: «У него плохой язык». Но с научной точки зрения между языком и речью существуют принципиальные различия. Сопоставление их качественных характеристик (свойств), представлено в табл. 8.
Таблица 8
Основные характеристики языка | Содержание характеристик | Основные характеристики речи | Содержание характеристик |
Потенциальный | Скрытое, без внешних проявлений существование и при этом способность материализовываться в речипри определённых условиях | Актуальная | Важность, необходимость в данной коммуникативной ситуации |
Инвариантный | Независимость от внешних условий и преобразований,а также от выражаемого им содержания | Вариативная | Множественность речевых возможностей для выражения одного и того же содержания, что обусловлено потенциалом языковой системы и индивидуальными особенностями субъекта речи |
Объективный | Существование независимо от сознания людей | Субъективная | 1) Наличие автора – субъекта речи. 2)Предвзятость, пристрастность в отношении к содержанию и адресату речи |
Статичный | Относительная неизменность; внешняя неподвижность;равновесность | Динамичная | Способность к развитию, видоизменению |
Многомерный: горизонтальный, вертикальный, виртуальный | (см. пункт 1.1. Язык – естественная знаковая система) Изначальное несуществование в реальности и возможность материального проявления в речи при определённых условиях | Линейная | Последовательное «горизонтальное» сцепление единиц языка во времени и пространстве |
Абстрактный | 1)Умозрительность, материальная непроявленность. 2) Содержательно-ситуати-вная отвлеченность | Материальная | Акустическая или визуальная проявленность |
Конкретная | Предметность, вещественность, реальное существование | ||
Не зависим от ситуации | Постоянство, неизменность языка (его «одинаковость») в любой коммуникативной ситуации | Ситуативно обусловлена | Её содержание и форма определяется структурой коммуникативной ситуации: взаимодействующими субъектами,нормами взаимодействия и др. |
Внимательное, рефлексивное изучение свойств языка и речи, их функций позволит аргументированно ответить на поставленные в начале лекции вопросы: как возник язык? для чего даны язык и речь? как мы должны относиться к родному языку? что в нем необходимо в первую очередь познавать?
► Сопоставив качества языка и речи, определите, на чем базируются их принципиальные отличия.
► В связи с этим подберите глаголы, называющие действия человека, направленные на язык, а затем его действия, направленные на язык
Рекомендуемая литература
1. Введенская Л.А., 2002 | Гл.1 | Из истории русского языка |
Гл. 2. § 2.1. | Язык – знаковая система | |
2. Введенская Л.А., 1997 | Гл. | Язык: функции, элементы, уровни |
Язык – речь – речевая деятельность | ||
3. Ипполитова Н.А., 2005 | Введение | Стилистическая окраска текста. |
| § 1 § 2 | Язык Речь |
4. Учебное пособие-словарь | Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: свойства и функции языка; свойства и функции речи» |
[1] Маршак С.Я. (1887 – 1964 гг.) – русский советский поэт, драматург, переводчик, критик.
[2] Гаряев П.П. – современный российский ученый, академик Российской академии медико-технических наук, член Нью-Йоркской Академии наук
[3] Разновидности морфем: корень, приставка (префикс), суффикс, постфикс, окончание
[4] Грамматический уровень включает в себя два подуровня: синтаксический и морфологичексий
2 Морозов В.П. – современный русский ученый, доктор биол. наук, автор более 300 научных трудов; специалист в области вокальной науки; создатель резонансной теории искусства пения.
Источник
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ольха (существительное):
Ассоциации к слову «свойство»
Ассоциации к слову «язык»
Синонимы к слову «свойство»
Синонимы к слову «язык»
Предложения со словосочетанием «свойства языка»
- Это одно из основополагающих свойств языка человека, которое, как мы увидим дальше, совершенно отсутствует у естественных языков животных.
- Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви.
- Это чрезвычайно важное свойство языка, обеспечивающее говорящему возможность не только свободно выражать свои мысли на данном языке, но и делать это разными способами.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «свойства языка»
- Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их.
- — Это уж свойство языка, он — беден и требует жестов…
- Вероятно, будут между ними и корректурные, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте.
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «свойство»
СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.
СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова СВОЙСТВО
Значение слова «язык»
ЯЗЫ́К, -а́, м. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЯЗЫК
Смотрите также
СВО́ЙСТВО, -а, ср. 1. Качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-л. Свойства характера. Свойства глинистых почв. Химические свойства воды.
СВОЙСТВО́, -а́, ср. Родство не по крови, а по браку (отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов).
Все значения слова «свойство»
ЯЗЫ́К, -а́, м. 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства.
Все значения слова «язык»
Это одно из основополагающих свойств языка человека, которое, как мы увидим дальше, совершенно отсутствует у естественных языков животных.
Универсальные свойства языка народной игрушки помогают ей преодолевать барьеры, разобщающие современное общество, несут идеи добра, согласия, любви.
Это чрезвычайно важное свойство языка, обеспечивающее говорящему возможность не только свободно выражать свои мысли на данном языке, но и делать это разными способами.
- (все предложения)
- природа
- организм
- характеристика
- качество
- сродство
- (ещё синонимы…)
- диалект
- наречие
- говор
- смесь
- слог
- (ещё синонимы…)
- гибкость
- качество
- уникальность
- предмет
- характер
- (ещё ассоциации…)
- рот
- переводчица
- дольче вита
- шепелявость
- прилагательное
- (ещё ассоциации…)
- Разбор по составу слова «свойство»
- Разбор по составу слова «язык»
Источник