Какие атрибутивные свойства материи

Какие атрибутивные свойства материи thumbnail

Базовые понятия философии – материя и дух. Идеалисты и материалисты по-разному определяют их значение, но сходятся во мнении насчет объективного существования материи. Она представляет собой физическое основание мира. При этом философы говорят, что атрибуты материи – это движение, пространство и время. Они составляют ее сущность и специфику.

атрибуты материи

Понятие

Философское определение материи гласит, что это некая объективная реальность, все, что существует вне зависимости от человеческого сознания. Материя, атрибуты, формы существования которой рассмотрены в статье, определяется как антипод духа. Она воплощает все неживое в отличие от живой жизни, души. В философии материя понимается как сущность, познаваемая органами чувств, но сохраняющая свои характеристики вне зависимости от осознания ее. Таким образом, материя объективна.

Онтология осмысляет сущность и роль материи в бытии. Ответ на вопрос о значении материи привел к появлению двух глобальных направлений в философии: идеализма и материализма. В первом случае считается, что сознание первично, а материя вторична. Во втором материя рассматривается как первоначало бытия. Материя существует в бесконечном разнообразии, обладает множеством свойств и особенностей, собственной структурой и функциями. Но в глобальном смысле существуют универсальные атрибуты материи. Однако, прежде чем произошла кристаллизация представлений о свойствах материи, философия прошла долгий путь размышлений о сущности этого феномена.

Эволюция представлений

Философия формировалась как сфера осмысления таких объектов, как бытие, материя. Атрибуты объективного мира становились предметом рефлексии мыслителей еще в древние времена. Основоположником первой системы взглядов на сущность и роль материи стал древнегреческий философ Фалес. Он заявлял, что первоосновой бытия является вода как материальная реальность. Она обладала в подвижном, изменяющимся мире свойством постоянства своих характеристик. Она могла менять форму, но суть ее оставалась прежней. Вода познаваема посредством органов чувств, и ее превращения постигаемы разумом. Так Фалес высказал первые наблюдения об объективном характере материи и ее универсальности.

Позже Гераклит и Парменид расширяют представления об объективных характеристиках бытия, ставят множество новых вопросов. Взгляды Демокрита, его атомистическая теория стали источником размышлений о движении как главном атрибуте бытия. Проблема противопоставления идеального и материального миров появилась благодаря Платону. Любые вещи в мире есть результат соединения идеи и материи. И тут появляется важный онтологический вопрос: что есть материя? Этому вопросу немало размышлений посвятил Аристотель. Он писал, что материя – это чувственно-воспринимаемое вещество, субстрат каждой вещи.

В последующие несколько веков дискуссии о материи шли только в контексте противоборства материалистических и идеалистических представлений. И только появление науки вновь сделало актуальным размышление об определении материи. Под ней начинают понимать объективную реальность, которая существует по собственным законам, независимым от человеческого восприятия. Философы, опираясь на научные открытия, начинают осмыслять свойства и формы объективного мира. Они обосновывают такие свойства материи, как протяженность, инерция, масса, неделимость, непроницаемость. Более поздние открытия в физике вводят в философский оборот такие понятия, как поле, электроны и т. п. Атрибуты материи в философии становятся важнейшей областью размышлений. Открытия физиков современности обогащают и расширяют эти представления, в онтологии появляются новые теории о свойствах и строении материи. Сегодня набирает актуальность проблема соотношения понятий “материя” и “энергия”.

атрибуты материи это

Свойства

Характеризуя материю, философы идут путем описания ее свойств. Это позволяет понять специфику феномена. Главное свойство материи – объективность ее существования. Она не изменяет своей формы и свойств при восприятии человека и без него, она подчиняется физическим законам существования. Вторым свойством, конкретизирующим содержание понятия «материя», является системность. Материя характеризуется упорядоченностью и структурной определенностью. Еще одно универсальное свойство материи – активность. Она подвержена изменениям и развитию, обладает динамикой. Кроме того, материи свойственна способность к самоорганизации и отражению. Важным свойством ее называют информативность. Она способна сохранять и передавать информацию о своем происхождении, развитии, структуре.

Универсальными свойствами материи философы считают также ее неуничтожимость и несотворимость. Ее нельзя убавить или прибавить известными человеку способами, мир самодостаточен. У материи нет начала и конца, она никем не создавалась, никогда не начиналась и никогда не закончится. Важным свойством материи является ее детерминированность, все предметы и вещи в мире зависят от структурных связей внутри нее. Все в материальном мире подчинено объективным законам, все имеет свою причину и следствие. Неповторимость материи – еще одно ее значимое свойство. В мире не может быть двух одинаковых вещей, каждый предмет имеет уникальный состав. Кроме данных свойств у материи выделяются особые атрибуты, которые присущи ей вне зависимости от формы существования. Свойства атрибутов материи и их изучение – важная сфера современного философского знания.

Атрибуты

Предметом онтологии и гносеологии является материя. Атрибуты и свойства ее постоянны, универсальны вне зависимости от формы существования. Еще древние греки обратили внимание, что материи свойственно движение. При этом имеется в виду не только физическое движение, но изменчивость, перетекание ее из одной формы в другую.

Материя вечна во времени, так как у нее нет исходного начала и точки завершения. Кроме того, она бесконечна в пространственном аспекте. Размышления философов об универсальных характеристиках материи привели их к выявлению ее базовых атрибутов. Особняком стоит ее структура, которая также является глобальным базовым свойством. Основные атрибуты материи – это движение, время и пространство, они являются предметом глубокого философского анализа и рефлексии.

пространство как атрибут материи

Структура

Философы древности ставили важнейшие вопросы: что есть материя, бесконечна ли она, откуда она берет свое начало? Из поисков ответов родилась онтология, которая обосновала существование особых характеристик материи. Она также сформулировала теоретические предпосылки, на основе которых в Новое время были названы атрибуты материи. А вот первый ответ на вопрос о ее структуре был дан еще в рамках древнегреческой философии. Атомистическая теория Демокрита утверждала, что материя состоит из мельчайших частиц – атомов, которые невозможно увидеть глазом человека и которые существуют в свободном пространстве. При этом атомы неизменны, а вот вещи, в которые они группируются, изменчивы и подвижны.

С появлением науки представления о структуре материи претерпели изменения, появились понятия живой и неживой материи, каждая из которых имеет собственную структуру. Мир неживой природы состоит из таких уровней, как частицы, атомы, химические элементы, молекулы, планеты, системы планет, звезды, галактики, системы галактик. Живая природа состоит из клеток, кислот и белков, многоклеточных существ, популяций, биоценозов и биосферы. Также философы вводят понятие социальной материи, в структуру которой включают род, семью, этнос, человечество.

Развитие науки привело к появлению еще одной точки зрения на структуру материи, в ней были выделены микромир, макромир и мегамир. Масштабы этих уровней определяются через главные атрибуты материи: время и пространство.

бытие материя атрибуты

Движение: сущность и свойства

Движение, время – атрибуты материи, которые были выявлены еще в древности. Уже тогда люди заметили, что в окружающем мире нет ничего постоянного – все изменяется, перетекает из одной формы в другую. Осмысление этого феномена привело к появлению двух исходных представлений о его сути. В узком смысле слова движение есть пространственное перемещение объектов из одной точки в другую, при этом не происходит никакого изменения объекта. В этом смысле движение – это антипод покоя. В широком понимании движение – это любое изменение объекта, динамика его форм и свойств. И это есть естественное состояние материи. Как и все атрибуты материи, движение присуще ей изначально, генетически. Оно характерно для любой материальной формы. И оно невозможно без материи, не бывает чистого движения. В этом и заключается его атрибутивный характер. Материи присуще развитие, которое и есть движение, она постоянно стремится к усложнению, движется от низшего к высшему. Также следует отметить, что движение объективно, изменения в нее способна внести лишь практика.

Движение как атрибут материи обладает рядом свойств, они чаще всего амбивалентны. В первую очередь для него характерна абсолютность и относительность. Абсолют связан с тем, что движение присуще любой форме материи, ничто в мире не находится в покое. При этом любое конкретное движение всегда стремится к покою, оно конечно, в этом и заключается его относительность. Прекращаясь, отдельно взятое движение переходит в новую форму, и это есть абсолютный закон. Также движение является одновременно прерывистым и непрерывным. Эго прерывистость связана со способностью материи члениться на отдельные формы, например планеты, галактики и т. д. А непрерывность заключается в способности самоорганизовываться в целостные системы.

свойства атрибутов материи

Формы движения

Главным атрибутом материи является движение, которое способно принимать самые разнообразные формы. Их классификацию предложил Ф. Энгельс, который обнаружил 5 основных видов:

– механическая; самая простая форма – перемещение предметов;

– физическая, основанная на законах физики, к ней относят свет, тепло, магнетизм и т. д.;

– химическая, взаимодействие молекул и атомов;

– биологическая – саморегуляция, воспроизводство и развитие в экологических системах и биоценозах;

– социальная – это все виды сознательной и преобразующей деятельности людей.

Все формы движения складываются в сложную иерархическую систему: от простых к сложным. Эти системы подчиняются единым законам:

– между формами движения существуют генетические связи, каждая простая форма служит базой для развития более сложной и входит в нее всеми своими компонентами;

– каждая высшая форма имеет свои уникальные отличия, это приводит к качественному развитию материи.

При этом нельзя объяснить суть высшей формы движения только действием физико-химических законов. Движение охватывает все единство материального мира, в том числе сознание людей.

материя атрибуты формы

История понятий “пространство” и “время”

Пространство и время как атрибуты материи начали осмысляться людьми задолго до появления философии. Еще первобытные люди, осваивая окружающий мир, осознают существование этих явлений. Причем они их воспринимают как неразрывное целое, измеряя пространство в часах и время как некие пространственные отрезки.

Мифологические представления о пространстве и времени значительно отличались от современных. Время представлялось как некая циклическая субстанция, которая не направлена из прошлого в будущее, как привыкли мы, а одновременно сосуществует в виде отдельных миров: есть мир предков, мир богов и мир сегодняшнего бытия. Понятие «завтра» появляется только на более высоких стадиях развития общества. Причем путешествовать между временными пластами можно, как в пространстве. Во многих мифологических системах таким пространственным связующим звеном было древо. Так, в «Слове о полку Игореве» рассказывается от том, как старец «растекается мыслью по древу», т. е. путешествует по дереву, связывающему времена.

Представления о пространстве тоже значительно отличались. Оно представлялось центрированным и конечным. Так, было мнение, что есть некий центр земли, обычно это некое святое место, и есть край земли, за которым наступает неизвестность, безматериальный хаос. К тому же пространство имело оценочную маркировку, т. е. оно не было однородным: были плохие и хорошие места. Человек обожествлял весь материальный мир, в том числе пространство и время.

С появлением научных открытий представления об этих явлениях меняются. Приходит осознание, что атрибуты материи объективны, измеряемы и подчиняются законам физики.

Пространство: сущность и свойства

Пространство как атрибут материи имеет аналог в материальном мире и является абстракцией первого уровня. Оно обладает такими свойствами:

– протяженность, т. е. существование и связь каких-либо элементов; оно определяется как единство прерывистости и непрерывности и состоит из отдельных отрезков, которые в сумме складываются в бесконечность;

– трехмерность – согласно физическим параметрам у пространства есть длина, ширина и высота; согласно теории А. Эйнштейна, существует четвертая ось координат – время, но она применима только в рамках физики, в трехмерности проявляются бесконечность и неисчерпаемость пространства;

– делимость – пространство можно разделить на самые разные отрезки: метры, километры, парсеки;

– однородность означает, что в пространстве не существует каких-либо выделенных точек;

– изотопность, т. е. равноправность любого из выбранных направлений;

– бесконечность – пространство не имеет конца и начала.

движение время атрибуты материи

Время: понятие и свойства

Время как атрибут материи определяется как особая форма протекания процессов в объективном мире и обладает особыми характеристиками. Оно не имеет аналога в материальном мире и является абстракцией второго уровня. Время необратимо, оно всегда направлено из прошлого в будущее через точку настоящего, и иное движение невозможно. Оно характеризуется длительностью и последовательностью. Процессы протекают в определенной последовательности, этапы не могут менять своей очередности. Время непрерывно и дискретно одновременно. Оно представляет собой поток, не имеющий начала и конца, однако его можно разделить на отрезки: часы, годы, века. Важным свойством времени также является его бесконечность, или неисчерпаемость.

Источник

В переводе с латыни «материя» означает вещество, В древнегреческой философии активно использовалось этимологическое понимание материи. С материей связывали представления о первовеществе, из которого состояли все прочие вещи. У Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь.

Среди плеяды древних философов выделяется Анаксимандр, для которого материя – это не конкретное, чувственно данное тело, а некоторая неопределенная изменяющаяся сущность – апейрон. В атомистической теории материи выступает как субстрат всех вещей, предстающих в виде совокупности атомов. Для Аристотеля – материя – хюле – это только всеобщая возможность предметного многообразия. Средневековые теологи наследуют аристотелевское понимание материи. Философы эпохи Возрождения понимают материю как нечто реальное, а не как потенциальное существование. В механическом материализме Нового времени в основу определения материи кладется не понятие материала, а понятие главных и неизменных свойств, общих для всех материальных объектов.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Однако, ориентируясь на единичное или особенное конкретное вещество или свойство невозможно составить целостное представление о материи.

Открытие электромагнитного поля, явления радиоактивности привело к несостоятельности отождествления материи как философской категории с учением о ее физическом строении.

Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его методологическое значение.

Категория материи одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции: 1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира; 2) логика вещей (объективного) мира и определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира); 3) материальная деятельности человека – источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку является отражением, образом объективной реальности. Понятие «материя» мировоззренческие и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы – человеческого общества, которое представляет собой единство материального и духовного факторов: общественное сознание – отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяя его в процессе человеческой деятельности.

Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяет наши представления о структуре и свойствах материи.

Понятие материи нельзя рассматривать отдельно от категории «субстанция». В процессе исторического развития эти понятия формировались параллельно, дополняя друг друга.

Субстанция (лат. Substantia -сущность, нечто такое, что лежит в основе) – философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).

В истории философии можно выделить несколько подходов в решении вопроса о субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. Monos – один, единственный) – философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосновы мира признает материю, сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.

Дуализм (от лат. Dualis – двойственный) – философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.

Плюрализм (от лат. Pluralis – множественный) – философская концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу.

Философия о разнообразии и единстве. Научная картина мира.

Материальное единство мира чаще всего рассматривается в трех аспектах: субстанциональном, атрибутивном и генетическом.

Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.

С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойства), как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связанно со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие. Признание всеобщности саморазвития делает излишними представления о каких-то внешних силах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея и т.д.) для генезиса материи как объективной реальности. В процессе развития материальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается одним и тем же.

Материя как объективная реальность обладает атрибутивными свойствами. Атрибутом называется неотъемлемое свойство предмета, явления, процесса, без которого они не могут ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивными свойствами материи являются структурная упорядоченность, движение, пространство и время.

В современной философии понятие движения истолковывается как представление о любом изменении вообще. Движение абсолютно.

Признание абсолютности движения полностью исключает состояние абсолютного покоя как вечной неизменности объектов и процессов, но обязательно предполагает состояние относительности покоя, который является не внешней противоположностью движения, а выражением его внутренней противоречивой сущности.

Движение представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествлении его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.

Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что движение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую. Противоположной точки зрения придерживались сторонники так называемой «тепловой смерти Вселенной».

Движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, не уничтожимость и не сотворимость, противоречивость. Вместе с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения. Второй – с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрицание отрицания.

Основные формы движения материи. Качественное разнообразие веществ и процессов материального мира, наличие разнообразных уровней материальных и социальных систем, неотъемлемость движения от материи находит свое проявление в формах движения материи. Под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явление.

Такие открытия в естествознании XIX века, как закон сохранения и превращения энергии , клеточная теория строения живых организмов, а также политические процессы в странах Западной Европы выявили философско-методологическую необоснованность существовавших взглядов на природу и социальный мир, в том числе и на проблему движения и развития. Учитывая это, Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).

Все формы движения материи связаны между собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.

Известно, что научные представления о мире развиваются, поэтому энгельсовская классификация форм движения материи уточняется и дополняется (сегодня выделяются геологическая и кибернетическая формы движения материи),однако как методологическая основа она сохраняется.

Источник