Какие арифметические действия обладают свойством коммутативности
Основными свойствами бинарных алгебраических операций являются:
Коммутативность (переместительность)
Свойство бинарной алгебраической операции $ circ ,$ при котором выполняется условие: $ forall x,y in mathbb{P}: $ $ (xcirc y)=(ycirc x) ,$ где $ mathbb{P} $ — некоторое рассматриваемое множество.
Ассоциативность (сочетательность)
Свойство бинарной алгебраической операции $ circ ,$ при котором выполняется условие: $ forall x,y,z in mathbb{P}: $ $ (xcirc y)circ z=ycirc (xcirc z) ,$ где $ mathbb{P} $ — некоторое рассматриваемое множество.
Дистрибутивность (распределительный закон)
Свойство согласованности некоторых двух рассматриваемых алгебраических операций $ oplus $ и $ otimes $ на одном и том же некотором рассматриваемом множестве $ mathbb{P} ,$ при котором выполняется условие левой: $ forall x,y,z in mathbb{P}: $ $ xotimes (yoplus z) $ $ =(xotimes y)oplus(xotimes z) $; и/или правой: $ (yoplus z) otimes x $ $ =(yotimes x)oplus(zotimes x) $ дистрибутивности.
Примеры
- Проверить коммутативность умножения матриц над полем вещественных чисел.
Спойлер
Пусть $ small A in mathbb{M} _{m times p} ,B in mathbb{M} _{p times n}: $ $ small C=Atimes B; C in mathbb{M} _{mtimes n} Rightarrow $ $ small c_{ij}= underset{k=1} {overset{p} {sum}}a_{ik}b_{kj} .$ Очевидно, что для выполнения операции умножения, количество столбцов первой матрицы должно совпадать с количеством строк второй, следовательно, мы доказали, что коммутативность не выполняется для всех матриц, однако всё ещё может выполнятся для квадратных матриц. Проверим это: выполнение коммутативности для матриц будет выглядеть, как $ smallforall A,B in mathbb{M}_{n} Atimes B overset{?}{=} Btimes A,$ если рассматривать результирующую матрицу поэлементно, то это можно интерпретировать, как $ small underset{k=1} {overset{m} {sum }}a_{ik}b_{kj}overset {?}{=} underset{k=1}{ overset{m}{sum}}b_{ik}a_{kj},$ то есть в первой сумме мы перемножаем строку первой матрицы на столбец второй, а во второй строку второй матрицы на столбец первой. Ясно, что результаты таких действий будут равны тогда и только тогда, когда обе матрицы будут симметрическими (то есть будут совпадать с собой транспонированными $ small A^{T}=A$). Следовательно, коммутативность не выполняется даже для квадратных матриц.[свернуть]
- Доказать, что если ассоциативность выполняется для трёх элементов множества, то способ расстановки скобок не влияет на результат при любом количестве операндов, то есть если:
$ forall x,y,z in mathbb{P}: $ $ (xcirc y)circ z=ycirc (xcirc z) ,$ то в выражении $ a _{1} circ a _{2} circ … circ a _{n-1} circ a _{n}, ,a_{i} in mathbb{P} i=overline{1,n} $ результат не зависит от того, как мы расставим скобки.Спойлер
Докажем это утверждение математической индукцией по количеству операндов.
База индукции:
Минимальное количество переменных равно трём, следовательно, из условия имеем: $ small forall ,a_{1}, a_{2}, a_{3} in mathbb{P}: $ $ small ( a_{1}circ a_{2})circ a_{3}= a_{2}circ (a_{1}circ a_{3}) .$ База индукции доказана.
Предположение индукции:
$ small forall ,n in mathbb{N}: $результат выражения $ small a _{1} circ a _{2} circ … circ a _{n-1} circ a _{n} ,$ не зависит от порядка расстановки скобок.
Шаг индукции:
Пусть предположение индукции справедливо для $ small forall , n in mathbb{N} ,$ докажем, что тогда оно справедливо и для $ small n+1 .$
Пусть $ small 1leq pleq m< n+1 .$ То есть можно задать справедливое разбиение: $ small a _{1} circ a _{2} circ … circ a _{n-1} circ a _{n} = $ $ small (a _{1} circ a _{2} circ … circ a _{p-1} circ a _{p}) circ $ $ small (a _{p+1} circ … circ a _{m-1} circ a _{m})circ $ $ small (a _{m+1} circ … circ a _{n-1} circ a _{n} circ a _{n+1}) .$ Произведём замену:
$ small (a _{1} circ a _{2} circ … circ a _{p-1} circ a _{p}) = a $
$ small (a _{p+1} circ … circ a _{m-1} circ a _{m}) = b $
$ small (a _{m+1} circ … circ a _{n} circ a _{n+1}) = c $
По базе индукции имеем $ small (a circ b) circ c = a circ (b circ c ),$ то есть $ small [ (a _{1} circ a _{2} circ … $ $ circ a _{p-1} circ a _{p}) circ $ $ small (a _{p+1} circ … $ $ circ a _{m-1} circ a _{m}) ] circ $ $ small (a _{m+1} circ … $ $ circ a _{n-1} circ a _{n} circ a _{n+1})=$ $ small (a _{1} circ a _{2} circ … $ $ circ a _{p-1} circ a _{p}) circ $ $ small [ (a _{p+1} circ … $ $ circ a _{m-1} circ a _{m}) circ $ $ small (a _{m+1} circ … $ $ circ a _{n-1} circ a _{n} circ a _{n+1}) ].$
В силу свободы выбора $ small p, m,$ и свободы количества замен такого рода теорема доказана.[свернуть]
- Проверить дистрибутивность сложения матриц над полем вещественных чисел относительно умножения.
Спойлер
Пусть $ A in mathbb{M} _{mtimes n}; B,C in mathbb{M} _{ntimes m},$ докажем, что $ Acdot (B+C)=Acdot B+Acdot C.$ Заметим, что $ A=left | a_{ij} right |,$ $ B=left | b_{ji} right |,$ $ C=left | c_{ji} right |,$ $ i=overline{1,m},$ $ j =overline{1,n}$, тогда $ Acdot (B+C)=$ $ left | a_{ij} right |cdot (left | b_{ji} right | + left | c_{ji} right |)=$ $ left | a_{ij} right |cdot (left | b_{ji} + c_{ji} right |) = $ $ left | underset{i=1}{ overset{m}{sum}} a_{ij} cdot (b_{ji} + c_{ji})right | = $ $ left | underset{i=1}{ overset{m}{sum}} a_{ij} cdot b_{ji} + underset{i=1}{ overset{m}{sum}} a_{ij} cdot c_{ji}right |=$ $ left | underset{i=1}{ overset{m}{sum}} a_{ij} cdot b_{ji} right | + left | underset{i=1}{ overset{m}{sum}} a_{ij} cdot c_{ji}right | = $ $ Acdot B+Acdot C.$
Правая дистрибутивность доказывается аналогично.[свернуть]
Источники:
- В. В. Воеводин «Линейная алгебра» Издание 2, 1980 года, стр. 9-13
- А. И. Кострыкин «Введение в алгебру. Основы алгебры», 1994 года, стр. 155-160
- А. Г. Курош «Курс высшей алгебры» издание 9, 1968 года, стр. 147-161
- Белозеров Г.С. Конспект лекций
Таблица лучших: Основные свойства бинарных алгебраических операций.
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается |
Навигация по записям
Источник
Известно, что сложение и умножение чисел обладает свойствами коммутативности, ассоциативности, умножение дистрибутивно относительно сложения. Аналогичными свойствами обладают объединение и пересечение множеств.
Рассмотрим свойства алгебраических операций, определив их в общем виде. При этом условимся алгебраические операции обозначать символами: * (читается – «звездочка») и о (читается – «кружок»).
Важнейшим свойством алгебраических операций является свойство ассоциативности.
Определение. Алгебраическая операция *, заданная на множествеX, называется ассоциативной, если для любых элементов х, у и z из множества X выполняется равенство
(x*y)*z=x*(y*z).
Если операция * обладает свойством ассоциативности, то можно опускать скобки и писать x*у*z вместо (х*у)*z и х*(у*z).
Например, ассоциативно сложение натуральных чисел: для любых натуральных чисел х, у и z выполняется равенство (х + у) + z = x + (у + z). Ассоциативно сложение рациональных и действительных чисел. Поэтому сумму нескольких чисел можно записывать без скобок.
Существуют алгебраические операции, не обладающие свойством ассоциативности. Так, не является ассоциативным вычитание целых чисел: существуют целые числа х, у и z, для которых (х – у) – z ≠ х – (у – z). Например, (12 – 7) – 3 ≠ 12 – (7 – 3).
Ассоциативность алгебраической операции * позволяет записывать без скобок все выражения, содержащие лишь эту операцию, но переставлять входящие в это выражение элементы, вообще говоря, нельзя. Перестановка элементов возможна лишь в случае, когда операция * коммутативна.
Определение. Алгебраическая операция * на множестве X называется коммутативной, если для любых двух элементов х и у из множества X выполняется равенство
х*у = у*х.
Примерами коммутативных операций могут служить сложение и умножение натуральных чисел, поскольку для любых натуральных чисел х и у выполняются равенства х + у = у + х, х · у = у · х. Эти равенства справедливы не только для натуральных чисел, но и для любых действительных чисел, следовательно, на множестве действительных чисел сложение и умножение тоже коммутативны.
Существуют алгебраические операции, не обладающие свойством коммутативности. Так, не является коммутативным вычитание целых чисел: существуют целые числа х и у, для которых х – у ≠ у – х. Например, 12-7≠7-12.
Если на множестве X заданы две алгебраические операции * и о, то они могут быть связаны друг с другом свойством дистрибутивности.
Определение. Алгебраическая операция оназывается дистрибутивной относительно алгебраической операции *, если для любых элементов х, у и z из множества X выполняются равенства:
1) (х*y)оz = (x o z)*(y o z) и 2) z o(х*у) = (z o х)*(z о у).
Если выполняется только равенство 1), то операцию о называют дистрибутивной справа относительно операции *; если же выполняется только равенство 2), то операцию о называют дистрибутивной слева относительно операции *.
Выясним, в каких случаях различают дистрибутивность справа и слева.
Рассмотрим на множестве натуральных чисел две операции: возведение в степень (она соответствует операции о в равенствах 1 и 2) и умножение (она соответствует операции * в равенствах 1 и 2). Тогда, согласно равенству 1, имеем: (х·у)z – = хz-уz. Как известно из алгебры, полученное равенство справедливо для любых натуральных чисел х, у и z, т.е. возведение в степень дистрибутивно справа относительно умножения. В соответствии с равенством 2, получаем х уz = ху-хz. Но это равенство выполняется не всегда, т.е. операция возведения в степень не является дистрибутивной слева относительно умножения. Такая ситуация является следствием того, что возведение в степень – операция, не обладающая свойством коммутативности.
Если взять сложение и умножение натуральных чисел, то, как известно, умножение дистрибутивно относительно сложения: для любых натуральных чисел х, у и z выполняются равенства
(x+y)·z + x·z + y·z и z·(x+y) = z·x + z·y
А так как умножение коммутативно, то не имеет значения, где писать множитель z – справа от суммы х + у или слева от нее. Поэтому в школьном курсе математики не различают дистрибутивность слева и справа, а говорят просто о дистрибутивности умножения относительно сложения.
Выясним роль свойства дистрибутивности в преобразованиях выражений. Если операция о дистрибутивна относительно операции * и обе операции ассоциативны, то в любом выражении, содержащем лишь эти две операции, можно раскрыть все скобки, перед которыми (или за которыми) стоит знак °. Проиллюстрируем сказанное на примере преобразования выражения (x + у)·(z + р). Так как умножение дистрибутивно относительно сложения, то
(x + у)·(z + р)= x·(z + р) + у·(z + р)= (x·z + x·р) + (у·z + y·р).
А поскольку сложение ассоциативно, то последнюю запись можно записать без скобок. Следовательно, (x + у)·(z + р)= )=x·z + x·р +у·z + y·р.
Часто в множестве, на котором рассматривается алгебраическая операция, выделяются особые элементы, называемые в алгебре нейтральными и поглощающими.
Определение. Элемент е из множества X называется нейтральным относительно алгебраической операции *, если для любого элемента х из множества X выполняются равенства х*е=е*х =х.
Доказано, что если нейтральный элемент относительно алгебраической операции существует, то он единственный.
Определение. Элемент р из множества X называется поглощающим относительно алгебраической операции *, если для любого элемента х из множества X выполняются равенства х*р=р*х=р.
Если поглощающий элемент относительно алгебраической операции существует, то он единственный.
Так, в множестве Zо целых неотрицательных чисел нуль является нейтральным элементом относительно сложения, поскольку для любого х из множества Zо выполняются равенства х + 0 = 0 + х = х. Это же число нуль является поглощающим элементом относительно умножения: для любого x из множества Zо верны равенства: х·0 = 0·х = 0.
Как известно, вычитание чисел является операцией, обратной сложению. Но чтобы дать определение обратной операции в общем виде, надоопределить понятие сократимой операции.
Определение. Алгебраическая операция *, заданная на множестве X, называется сократимой, если из условий а*х =а*у и х*а =у*а следует, что х =у.
Например, сократимо сложение натуральных чисел: из равенств а+х=а+у и х+а=у+а следует, что х= у.
Определение. Пусть * – сократимая и коммутативная алгебраическая операция, заданная на множестве X. Тогда операция оназывается обратной для операции *, если х о у = z тогда и только тогда, когда у * z = х.
Тот факт, что вычитание на множестве целых чисел есть операция, обратная сложению, означает: z = х – у тогда и только тогда, когда у + z = х.
Множество X с заданными на нем алгебраическими операциями принято называть алгеброй. В начальном курсе математики в основном изучают множество Zо целых неотрицательных чисел, которое является объединением множества натуральных чисел и нуля: Zо = N U{0}. На этом множестве рассматриваются алгебраические операции сложения и умножения. Используя язык современной математики, можно сказать, что в начальной школе изучают алгебру (Zо, +, •). Ее основные характеристики:
1) Сложение и умножение на множестве Zоассоциативно и коммутативно, а умножение дистрибутивно относительно сложения, т. е.:
(V х,у € Zо) х + у = у + х;
(V х,у € Zо) х·у = у·х;
(V х,у,z € Zо) (х + у) + z = х + (у + z);
(V х,у,z € Zо) (х·у)·z = х·(у·z);
(V х,у,z € Zо) (х +у)·z = х·z +у· z.
2) Сложение и умножение сократимы (исключая сокращение произведения на нуль), т.е. для любых целых неотрицательных чисел х,у и а справедливы утверждения:
х + а= у + а => х = у
х·а = у·а => х = у.
3) Нуль является нейтральным элементом относительно сложения и поглощающим относительно умножения:
(V х € Zо) х + 0 = 0 + х = x:;
(V х € Zо) х· 0 = 0· x = 0.
Единица является нейтральным элементом относительно умножения:
(V х,у € Zо) х •1 = 1•x = x.
4) Сократимость сложения и умножения целых неотрицательных чисел позволяет определить в Zо частичные алгебраические операции вычитания и деления как обратные соответственно сложению и умножению (исключая деление на нуль):
x-у = z ó у + z = x
х:у~2 ó у-z = х.
5) Вычитание и деление обладают свойствами:
(a-c)+b, если а≥с
(а+b) – c= a+(b-c), если b≥c
а – (b + с) = (а – b) – с = (a – с) – b, если a ≥ b + с;
(a+b):c = a:c+b:c, если a:c и b:c;
(a:c)·b, если а:с
(а·b) : c= a·(b:c), если b:c
а:(b-с) = (а:b):с= (а:с):b, если a:b и a:c
Названные характеристики алгебры (Zо, +, •) присутствует (явно или неявно) в любом начальном курсе математики.
Упражнения
1. Запишите, используя символы, что сложение и умножение коммутативно и ассоциативно на множестве Q рациональных чисел, а умножение дистрибутивно относительно сложения и вычитания.
2.Коммутативны ли следующие алгебраические операции:
а) возведение в степень на множестве N;
6) деление на множестве Q;
в) нахождение наибольшего общего делителя натуральных чисел?
3. Сократимо ли вычитание и деление на множестве Qрациональных чисел?
4.Какое множество является поглощающим элементом относительно пересечения множеств? Ответ обоснуйте.
5.Сформулируйте определение деления как операции, обратной умножению.
6.Выясните, как формулируются свойства сложения и умножения в различных учебниках по математике для начальной школы.
7.Запишите все свойства действий, характеризующих алгебру (Zо, +, •).
53. Основные выводы § 11
Изучив материал данного параграфа, мы познакомились со следующими понятиями:
– алгебраическая операция на множестве;
– множество, замкнутое относительно алгебраической операции;
– частичная алгебраическая операция;
– нейтральный элемент относительно алгебраической операции;
– поглощающий элемент относительно алгебраической операции;
– обратная операция.
Мы выяснили, что алгебраические операции могут обладать свойствами:
– коммутативности;
– ассоциативности;
– дистрибутивности (слева и справа);
– сократимости.
Установили, что в начальном курсе математики изучают алгебру (Zо, +, •).
Источник
?
- Еда
- Образование
- Дети
- Отменить
Попробую обьяснить ситуацию максимально доходчиво.
Именно, описать ситуацию,когда действие учителя – тройка за формально правильную запись – имхо совершенно правильно.
Пусть детям только что рассказали о сложении. Усвоили. Порешали задачки, поделали примеры. Идём дальше. Говорим, что есть такой специальный случай – когда складываем несколько раз и прибавляем каждый раз одно и то же число. Называется это умножением. Например, есть у нас 5 мальчиков и каждому дали по 2 конфеты. Сколько всего конфет? Дети трудолюбиво считают:
2 + 2 = 4.
4 + 2 = 6
…
8 + 2 = 10.
Прекрасно. Обьясняем, что записывается это так: 2*5 = 10.
Теперь даём задачу:
9 крестьян продали в больницу по 2 л молока. Сколько всего молока купила больница.
Естественно ожидается ответ 2*9 = 18. Товарищи вопящие – откуда в этой схеме может появиться 9*2?! Откуда, мать Вашу?! Ясно, что это будет неправильно – хоть да, ответ 18 что так что этак. Но откуда это может знать ребёнок(когда рассказано так, как я описал?! Мне предлагают поверить, что все вопящие были такими умными, что как услышали про умножение, так сразу и поняли про коммутативность. Или, того пущее, как научились пользоваться горшком, так сразу всё просекли и об умножении – а то и раньше.
“Не верю!” (с)
Возможны несколько ситуаций, как могло появиться 9*2
1. Ребёнок умный, развитой, знал. Бывает. Ей Богу, бывает, не спорю.
2. Ребёнку было не до задач, да и нахрена их решать, когда есть готовый помочь дедушка, который всё даже написал, осталось только переписать. А дед то твёрдо знает, что произведение не зависит от порядка сомножителей, вот и написал произвольно, получилось 9*2.
3. Имхо самый вероятный. Ребёнок просто не думал. Отложилось у него, что
надо поставить 2 числа и звёздочку между ними, а что порядок важен он не понял или позабыл.
А почему порядок важен, товарищи расположенные вопить, но не желающие думать? Да потому, что при 2*9 мы имеем запись реальных действий, а при 9*2 – какую-то непонятную абракадбру, ни к чему на свете(пока 🙂 ) отношения не имеющую. Так что учительница с большой(по моей оценке порядка .9) вероятностью была права(если она действительно существовала 🙂 ).
Рассмотрим возражения. Основное было высказано не бездумными любителями поорать, но очень умными людьми. Именно. Коммутативность умножения хотя да, интуиции недоступна, но моментально ясна, если показать картинку – прямоугольник, разбитый на квадратики. И это надо делать сразу. Возражение выглядит очень правильно и убедительно, лично я с ним согласен, но есть но. Очень большое НО.
Учительница ОБЯЗАНА (кроме исключительных случаев – спецшкола, очень одарённый учитель и т п) действовать по методике. И это не бюрократия, а единственно верный путь. Данная методика действует уже 2 века,проверена, даёт прекрасные результаты – что доказывается хотя бы наличием огромного числа вопящих, твёрдо уверенных в справедливости и очевидности коммутативности умножения – хотя большинство из них о картинке с прямоугольником слыхом не слыхало. Нету для них никакой очевидности. Им вдолбили – и с огромным успехом. А новая методика в таком важнейшем предмете как обучение арифметике должна быть испытана и принята. А пока учитель должен действовать по старой. Должен. Это не бюрократия, а существо дела. Массовая школа не поле для экспериментов. Поинтересуйтесь, что получилось из экспериментов умников во Франции. Ужас. Трагедия. Или у нас с Колмогоровскими учебниками.
Дисклеймер.
Моей целью было только сказать, что грубые нападки на учительницу(при том неизвестно, существовавшую ли вообще :-)) – несправедливы. Равно ни при чём тут зловредный путинский режим – при всей его действительной видимо(я не живу в России много лет) нехорошести.
Источник