Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи

Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи thumbnail

нескучная онлайн-школа для тех, кто готовится к экзаменам и хочет во всем разобраться

знаем, как сделать так, чтобы вы по-настоящему поняли предмет и сдали ЕГЭ на 80+ баллов и выше.

Основа

у нас как раз открыт набор на основу 2.0

в 2020

  • 100баллов

    получили 251 выпускников Вебиума

  • 90+баллов

    заработали 1825 наших учеников

  • 80+баллов

    результат, который получает на экзамене каждый третий студент Вебиума

учим любить предмет и не бояться ЕГЭ

    Фото учителя

    Борюсь с несовершенством образовании и рассказываю сложные вещи простым языком!

    • 8 лет преподаю биологию.
      Подготовил 35 стобалльников. Окончил биологический факультет ИГУ. Окончил школу с золотой медалью. Участник заключительного этапа Всероса по биологии.

    Фото учителя

    Окончила лицей с золотой медалью.

    • Поступила на бюджет в НИУ ВШЭ.
      Учусь на англоязычной программе.
      Сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов, а по русскому – на 100.

    Фото учителя

    Считаю географию наукой о жизни и легко объясняю сложные процессы на простых примерах.

    • Преподаю географию 5 лет.
      Средний балл моих студентов 82,7 баллов.
      Подготовил 19 стобалльников в 2020 году.
      Учусь на экономической географии в КФУ.

    Фото учителя

    Помогаю не просто сдать ЕГЭ по литературе, а действительно полюбить этот предмет.

    • Каждый 10-ый студент моего курса получил 100 баллов в 2020 году.
      Окончила филологический бакалавриат с отличием, сейчас учусь в филологической магистратуре СПбГУ на бюджете.
      Уже 5 лет помогаю юным литераторам продираться сквозь литературные дебри.

    Фото учителя

    Информатика – это будущее в твоих руках.

    • 7 лет развиваю мозг будущих IT-шников.
      Учу информатике в Майнкрафте и Ведьмаке.
      Сдал вступительные в магистратуру на 100/100.
      В 2020 выпустил 400+ учеников, трое из них сдали на 100.
      Учился в Испании в Политехническом Университете Мадрида.
      Читал курсы для Газпрома, РЖД, СберБанка и тд.

    Фото учителя

    Физика – это про жизнь, а не задачи!

    • Сдала ЕГЭ по физике на 94 балла, готовясь всего лишь год.
      Со мной ребята поступили в ИТМО, СПБПУ, ЛЭТИ, МГТУ им.Баумана.

    Фото учителя

    Окончила гимназию с золотой медалью.

    • 3 года преподаю историю в онлайн-школе.
      Учусь на истфаке СПбГУ.
      Сумма баллов за ЕГЭ – 288 (96 – история).

    Фото учителя

    Я — Эйджей, а математика — мой профиль.

    • Математика по любви, ЕГЭ по расчёту. 5 лет преподаю математику подготовлю тебя к экзамену с любого уровня. Окончил школу и музыкальную школу с золотой медалью. Окончил инженерное высшее с красным дипломом и экономическое высшее тоже с красным.

    Фото учителя

    Химия – это любовь, и я влюбляю в эту науку всех вокруг!

    • Почти 9 лет преподаю химию, за последние 3 года подготовила 59 стобалльников и написала три пособия для подготовки к ЕГЭ. Окончила химический факульет МГУ имени М.В. Ломоносова.

    Фото учителя

    Объясняю просто и понятно на классных примерах, которые ты точно запомнишь.

    • 5 лет преподаю русский язык.
      Подготовила 41 стобалльника в 2020 году.
      Средний балл моих студентов 89.
      Каждый пятый ученик набрал 90+.
      Окончила факультет филологии и журналистики ИГУ с красным дипломом.

    Фото учителя

    Каждый второй ученик у меня – высокобалльник.

    • Третий год преподаю общество.
      Сдала обществознание на 96 баллов. Поступила на бюджет НИУ ВШЭ.
      Со мной занимались более 2500 человек.

    Фото учителя

    Моя главная задача – сделать так, чтобы математика стала для тебя подругой, а экзамен ты сдал/а легко! Ты со мной?

    • 5 лет преподаю математику от алгебры до матанализа.
      За 2020 год подготовил 500 ребят к ОГЭ и ЕГЭ База.
      Окончил первую в России Физико-математическую школу при университете.
      Учусь на 4 курсе экономического факультета СПбГУ.

    Изображение лиц

    Наши преподаватели выпустили несколько потоков студентов и знают, как побороть страх и сомнения перед экзаменом. Вы окажетесь в компании друзей и профессионалов, которые помогут вам показать свой лучший результат.

    • просто общаться

      Объясняют мегадоступно и не вызывают к доске. В курсе, где вайб, где зашквар, никого не хейтят и без проблем отвечают в мессенджере.

    • легко учиться

      Опыт преподавателей и образовательно-игровая платформа делают учёбу интересной и веселой. Ведь когда тебе действительно не всё равно, то становится легко и весело

    • можно оценить

      У каждого наставника есть свои секреты и личное кунг-фу, которые можно затестить на бесплатных вебинарах.

    что такое основа 2.0?

    Это онлайн-курс для 11-классников по подготовке к ЕГЭ от Вебиума

    С ноября по май изучаем и повторяем всю теорию по выбранному предмету и отрабатываем ее на практике. Спокойно и размеренно, без паники и со временем на личную жизнь.

    а ещё…

    • Картинка

      12 онлайн-занятий в месяц

      – весь учебный год. Это три 1,5-часовых занятия в неделю во второй половине дня.

    • Картинка

      удобный режим

      Можно смотреть как в трансляции, чтобы задавать вопросы онлайн, так и в записи — в удобное время

    • Картинка

      личный кабинет

      Расписание, домашки, прогресс — весь процесс обучения как на ладони

    • Картинка

      наставники

      Наши наставники поддержат тебя в любое время дня (и даже ночи), проверка домашних заданий.

    • Картинка

      можно совмещать курсы

      Расписание разных предметов не пересекается, чтобы люди со сверхспособностями могли успеть везде

    • Картинка

      ооочень много практики

      Решаем все задания, до которых можем дотянуться

    присоединяйтесь к учебе

    основа 2.0

    готовимся без стресса за 7 месяцев

    почему выбирают основу 2.0

    • раз

      достаточно времени на подготовку — за 7 месяцев можно все выучить, повторить и снова выучить

    • два

      не нужно торопиться: расписание составлено так, что готовиться можно размеренно и качественно

    • три

      это удобно — нет привязки к месту, времени, готовиться можно где угодно и когда удобно.

    • четыре

      это доступно: занятие на «Основе 2.0» по стоимости сравнимо с обедом в «Маке»

    • пять

      это дешевле репетиторов, при этом подготовка индивидуальная, и в любое время можно задавать вопросы (и ездить никуда не нужно!)

    • шесть

      можно платить в рассрочку — каждый месяц. А можно сразу весь курс — как удобно.

    • семь

      отличные результаты — выпускники «Основы 2.0» получают 90+ на ЕГЭ

    как проходит обучение

    • всё в личном кабинете

      На нашей образовательной платформе у каждого есть личный кабинет — тут смотрят вебинары, проходят тесты, сдают домашку, следят за своим прогрессом (при желании, можно показать родителям) и получают обратную связь

    • онлайн-трансляции

      Занятия проходят на нашей платформе: преподаватели ведут онлайн‑трансляции. Урок длится около часа, а их количество зависит от курса. Во время вебинара слушатели работают со скриптом занятий — пособием, которое удобно заполнять (оно помогает структурировать и запоминать материал), задают вопросы онлайн. Позже вебинар доступен в записи — всегда можно освежить материал в памяти.

    • команда подготовки

      Основная форма подготовки к экзамену — команда подготовки: 25–30 учеников, которые под руководством преподавателя совместно проходят теорию и практику: слушают вебинары, участвуют в брейнштормах, викторинах, тестах.

    • поддержка и мотивация

      Кроме преподавателей, в учебный процесс включены наставники — кураторы команд подготовки и ассистенты преподавателей. Они проверяют домашнюю работу, помогают разобраться с ошибками, следят за сроками, мотивируют и поддерживают.

    • много много много практики

      Домашние задания после каждого вебинара, а в начале и конце месяца — пробные тесты ЕГЭ (это вообще не страшно). За время продолжительных курсов ученики в командах подготовки решают, пожалуй, все пробные тесты, до которых только могут дотянуться, но преподаватели не сдаются и разрабатывают свои задания. При этом, нагрузка рассчитана так, чтобы этот объем никого не сломал — есть время на жизнь.

    Читайте также:  Что такое мартенсит и какие его свойства

    нас выбирают, чтобы достигать большего

    наши ученики поступают в топовые вузы страны

    вот что говорят

    • Ирина Баранова

      выпуск 2020

    • Кристина Воробьева

      выпуск 2020

    • Марк Александров

      выпуск 2020

    • Наталья Кривочапова

      выпуск 2020

    с чего начать подготовку к ЕГЭ-2021

    чек лист для и

    • Выбор направления
    • Выбор предметов
    • Подготовка к экзаменам
    • Выбор формата подготовки
    • Проба пера
    • Грамотное планирование!
    • Выбираем направление в образовании
    • Выбираем предметы для ЕГЭ
    • Знакомимся с форматом и содержанием экзамена
    • Выбираем формат подготовки
    • Оцениваем уровень подготовки
    • Составляем план

    Источник

    Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи …

    Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответомЕдиный государственный экзамен, 2008 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 3 / 6)Вариант: 22Единый государственный экзамен, 2008 г.БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 4 / 6)C3Какие органы выполняют в организме человека выделительную функциюи какие вещества они выводят?Ответ:C4В чём проявляется приспособленность высших растений к жизни в воде?Приведите не менее четырёх примеров.Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) лёгкие – через них из организма человека выводятся углекислыйгаз, пары воды;2) потовые железы – через них удаляются вода, соли и небольшоеколичество мочевины;3) почки – через них происходит удаление конечных продуктовбелкового обмена (мочевины).Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) в наличии большого числа устьиц на верхней сторонеплавающих листьев;2) в наличии воздухоносных полостей в органах растений;3) в слабом развитии у некоторых растений корневой системы;4) в слабом развитии механической ткани.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается

    More magazines by this user

    Are you sure you want to delete your template?

    Источник

    Вкусовой и обонятельный анализаторыОбщая характеристика. И. П. Павлов, перечисляя анализаторы, назвал два анализатора химическими. Это вкусовой и обонятельный анализаторы. В отличие от других анализаторов, адекватными раздражителями для них являются химические свойства веществ. Вкусовые рецепторы у человека раздражаются химическими веществами, растворенными в воде, а рецепторы обоняния — газообразными.

    Иногда говорят, что вкус и обоняние, играя большую роль в жизни животных, в жизни современного человека незначительны. Это не совсем правильно. Контроль за качеством продукции пищевой промышленности производится и сейчас еще часто так называемым органолептическим методом, т. е. путем опробования продукции опытными людьми (дегустаторами).

    Рис. 118. Строение вкусового сосочка:

    1 — желобовидный вкусовой сосочек; 2 — вкусовые почки; 3 — вкусовые нервы (малое увеличение); 4 — вкусовая почка; 5 — отдельные вкусовые клетки (большое увеличение).

    Химики и фармакологи широко пользуются показаниями органов вкуса и обоняния. Характеризуя какое-нибудь химическое вещество, они обычно среди других свойств указывают на его запах и вкус.

    Вкусовой анализатор

    Органом вкуса являются вкусовые почки (рис. 118). Это микроскопические образования, расположенные на вкусовых сосочках языка, на мягком нёбе, на задней стенке глотки и на надгортаннике. В полости рта взрослого человека насчитывают около двух тысяч вкусовых почек.

    Вкусовые почки содержат рецепторные вкусовые клетки, которые раздражаются растворенными в воде веществами. К вкусовым клеткам прилегают охватывающие их нервные волокна. Нервные волокна соединяются в пучки и входят в мозг в составе тройничного, лицевого и языкоглоточного нервов. Через продолговатый мозг, зрительный бугор импульсы достигают гиппокампа и задней центральной извилины.

    Для возникновения вкусового ощущения важно раздражение не только вкусовых, но и обонятельных рецепторов, а также болевых и температурных рецепторов ротовой полости.

    С помощью вкусовых рецепторов производится опробование пищи, определяется ее пригодность или непригодность для организма. При раздражении вкусовых рецепторов включаются в работу сложные механизмы пищеварения. Происходит выделение слюны различного количества и качества в зависимости от состава пищи, выделяются желудочный и поджелудочный соки.

    Существуют четыре основных вкусовых ощущения; горькое, сладкое, кислое и соленое. Существуют и специальные рецепторы, возбуждаемые сладкими, солеными, горькими и кислыми веществами. При помощи маленьких кисточек наносили растворы тех или иных веществ на различные участки поверхности языка. Было обнаружено, что кончик языка легче всего возбуждается сладкими, края его — солеными и кислыми, а участки, расположенные близ корня, горькими веществами.

    Обонятельный анализаторАдаптация к различным вкусовым веществам идет с различной скоростью. Быстрее всего она происходит к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким.

    Вкусовой контраст заключается в обострении восприятия какого-либо одного вкуса под влиянием другого вкусового раздражения. Сухое вино обостряет вкус к сыру, и наоборот. Особую роль в вызывании вкусовых контрастов имеют горечи (перец, горчица и др.). Они восстанавливают вкусовые ощущения и вызывают аппетит.

    Обонятельный анализатор

    В носоглоточном пространстве, а также на носовой перегородке слизистая оболочка отличается своей толщиной и желтовато-коричневой окраской. Это обонятельная область, состоящая из многочисленных воспринимающих клеток (рис. 119). Обонятельная область у человека занимает от 2,5 до 5 см2. Отростки обонятельных клеток образуют обонятельные нервы, которые проходят в полость черепа через продырявленную пластинку решетчатой кости, где заканчиваются на клетках обонятельных луковиц. 

    Обонятельный анализатор человекаРис. 119. Рецепторы обонятельного анализатора (схемы):

    А — расположение рецепторов в полости носа; Б — рецепторные клетки возбуждение проводится к промежуточным и высшим обонятельным центрам.

    При спокойном дыхании воздух с пахучими веществами может не попасть в верхний >носовой проход, в котором расположены обонятельные клетки, так как обычно он проходит в носоглотку по среднему и нижнему носовым ходам. При нюхательных движениях в носовых ходах образуются вихри, которые несут частицы пахучих веществ в обонятельную область.

    Пахучие вещества могут проникнуть из ротовой полости в носовую через хоаны. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью. Например, обонятельный анализатор человека возбуждается при наличии в 50 см3 воздуха, попадающего через нос при вдохе, 3•10-10 г ванилина, 3•10-8 г камфоры.

    В природе существует огромное количество запахов, но до настоящего времени у нас нет их научной классификации. Предполагают, что существует 7 первичных запахов: камфароподобный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, острый, гнилостный.

    Скорость адаптации к разным запахам различна, она зависит также от концентрации пахучих веществ в воздухе. При больших концентрациях полной адаптации к некоторым запахам, по-видимому, не происходит. Обонятельный анализатор особенно быстро адаптируется к определенному запаху, другие запахи в это время продолжают восприниматься.

    Статья на тему Вкусовой и обонятельный анализаторы

    Источник

    Органолептический метод представляет собой физиологи­ческий процесс, в котором измерительным прибором являются органы чувств человека. Этим методом определяют вкус, за­пах, цвет (окраску), структуру, консистенцию, температуру и внешний вид пищевых продуктов.

    Органолептическую оценку проводят путем дегустации — опробования, отведывания.

    Для выполнения органолептиче­ского анализа человек должен иметь необходимый минимум сенсорной способности (это способность органов чувств к вос­приятию вкуса, запаха, цвета и др.).

    Органы чувств человека представляют собой сложные системы. Каждая из них чувст­вительна к определенному виду раздражений (импульсов), которые от рецепторов (рецепторы — это скопления нервных клеток в ротовой полости, носу, ушах и т. д.) передаются по нервам к определенным группам клеток коры головного мозга, производящих анализ ощущений.

    Вся эта система, при­нимающая, проводящая и анализирующая ощущения, акад. И. П. Павловым названа анализатором. К анализаторам, на­зываемым химическими, относятся анализаторы ротовой (вку­совые) и носовой полости (обонятельные), реагирующие на содержание в продуктах определенных химических веществ.

    Анализаторы слуховые, реагирующие на акустические свой­ства, зрительные — на оптические свойства и осязательные, или тактильные, с помощью которых определяют структуру, консистенцию и температуру товара, называют физическими.

    Органолептический метод широко применяется в практике работы товароведов. Этот метод прост, не требует специаль­ной аппаратуры и большой затраты времени, позволяет уло­вить незначительные отклонения в органолептических свойст­вах продуктов, которые лабораторным путем возможно рас­познать с помощью сложной аппаратуры.

    Такие показатели качества, как свежесть яиц, мяса и рыбы, букет вина, аромат чая и кофе и другие, можно быстро определить органолептически.  Некоторые органолептические показатели качества, продуктов, например цвет, структуру, температуру, можно установить с помощью соответствующих приборов, но для оценки вкуса и запаха продуктов органолептическая оценка пока незаменима.

    Вкус

    Это свойство продуктов определяют с помощью вку­сового аппарата, состоящего из вкусовых почек и окружаю­щих их нервных волокон, воспринимающих вкусовые раздра­жения и передающих их в мозг. Вкусовые почки (или луко­вички) представляют собой микроскопические образования клеток.

    Они расположены главным образом на верхней сто­роне языка (на вкусовых сосочках), а также на слизистой оболочке ротовой полости. Вкус продукта ощущается только тогда, когда вкусовые вещества находятся в растворенном со­стоянии (в воде, слюне).

    Вкусовые почки специфичны и реа­гируют на определенный вкус. Различают четыре основных вида вкуса: сладкий (дают все сахара, сахарин, некоторые аминокислоты), солёный (поваренная соль), кислый (кисло­ты—яблочная, уксусная, лимонная, винная, соляная и др.), горький (гликозиды, алкалоиды, соли).

    Скорость восприятия вкусовых ощущений неодинакова: быстрее ощу­щается соленый, затем сладкий и кислый и медленнее всех горький вкус. При содержании в продуктах различных вкусо­вых веществ ощущается сложный вкус: кисло-сладкий (виш­ни), кисло-соленый (квашеной капусты), сладко-горький (шоколада) и др. Если в продукте находятся вещества, вы­зывающие ощущение кислого и горького вкусов или сладкого и соленого, то эти вкусы воспринимаются раздельно.

    Минимальное количество вкусового вещества, вызывающее вкусовое ощущение, называется пороговым, или порогом ощущения. Этот показатель различен для веществ. Так, для ощущения сладости сахарозы концентрация ее в растворе при температуре 36—37° должна быть не менее 0,4%, для по­варенной соли — 0,05, соляной кислоты — 0,003%.

    Продукты, попадая в полость рта, вызывают смешанные ощущения вкуса, запаха, осязания температуры, дополненные зрительными, а иногда и слуховыми ощущениями. Такое ком­плексное органолептическое определение продукта в отличие от вкуса принято называть словом «вкусность».

    Продукты с высокой вкусностью обладают гармоничностью вкусовых свойств, вызывают приятные ощущения при опробовании и не дают неприятных ощущений вкуса и запаха.

    Для правильного определения вкуса продукта температура его должна быть близкая к температуре тела человека (более высокая и более низкая температура уменьшает вкусовые ощущения).

    Запах

    Запах (аромат) пищевых продуктов, так же как и вкус, является одним из важнейших показателей качества товаров. Под понятием «запах» понимают любые ощущения, воспринимаемые органом обоняния. Под словом аромат пони­мают вызывающий приятное ощущение запах продукта.

    При оценке качества вин, спиртных напитков определяют совокуп­ность ощущений вкуса и запаха, называемую букетом продукта.

    Орган обоняния состоит из обонятельных (нервных) кле­ток, расположенных в слизистой оболочке носовой полости. Эти клетки имеют вид отростков с булавовидными утолщениями, способными сокращаться (погружаться в слизистую оболочку или подниматься под ней).

    Обонятельные клетки возбуждаются и передают возбуждение в мозг только от га­зообразных (парообразных) веществ, которые попадают в но­совую полость при вдыхании. Летучие вещества, как и вкусо­вые, имеют свои пороговые концентрации, которые могут быть очень малы. Так, порог ощущений масляной кислоты ра­вен 1 мг в 1 куб. м воздуха, ванилина — в концентрации 0,0000002 мг/куб. м и т. д. Определено более 400 летучих компонентов пищевых продуктов.

    Но не все газообразные веще­ства вызывают возбуждение органов обоняния. Еще не уста­новлено, под действием каких свойств (химических, физиче­ских) летучего вещества происходит возбуждение обонятель­ного анализатора. Существует несколько различных теорий запаха, пока ни одна из них не может объяснить всех наблю­даемых свойств обоняния. Нет научного обоснования класси­фикации запахов.

    В настоящее время различают семь основ­ных групп запахов: камфарный (гексахлорэтана), мускусный (мускуса, ксилола), цветочный, мятный (ментола), эфирный (диэтилового эфира),острый (муравьи­ной кислоты), гнилостный (сероводорода). Все другие запахи считают сложными, состоящими из основных запахов.

    Степень восприятия запаха зависит от состояния организ­ма. Утомление дегустатора, курение, лечение пирамидоном снижают ощущение запаха, а потребление кофеина усиливает это ощущение. Для каждого продукта установлена оптималь­ная температура оценки запаха. Так, жиры оценивают при температуре 38° и 55°, мороженые мясные продукты сначала подогревают до 82°, затем охлаждают до 55° и определяют их запах. Ощущение запаха усиливается при вдыхании лету­чих веществ вместе с влажным воздухом.

    Цвет

    Цвет продукта зависит от его способности отражать (полностью или частично) или пропускать световые лучи различной длины. При отражений продуктом дневного света пол­ностью он кажется нам белым, например сахар, поваренная соль, хотя их кристаллы прозрачны.

    При поглощении продук­том всех лучей видимой части спектра он представляется нам черным, (маслины, чай). Если продукт поглощает часть лучей спектра, то его окраска определяется цветом тех лучей, кото­рые он отражает. Световые лучи, отраженные от продукта, попадают на сетчатку глаза, вызывают распад светочувстви­тельных веществ, находящихся в особых образованиях, назы­ваемых палочками и колбочками.

    В свою очередь, продукты распада палочек и колбочек вызывают раздражение оконча­ний глазного нерва, в результате чего получается зрительное ощущение. Колбочки чувствительны на цвет. В них основным цветам светового спектра — красному, желтому и голубому — соответствуют три вида клеток, содержащих специфические вещества, чувствительные к одному из этих цветов. Палочки же дают однотонное серо-зеленое световое ощущение.

    Цвет продукта следует определять при дневном рассеян­ном свете или при искусственном свете идентичного спект­рального состава. Освещенность продукта должна быть 100— 200 люксов. При более ярком свете глаза быстро утомляются. При слабом освещении восприятие отраженного света от продукта производится только палочками сетчатки, поэтому и зрительное восприятие будет неточным.

    С помощью органов зрения определяют не только цвет (окраску) продуктов, но и их прозрачность (мутность), блеск, а также внешний вид товара, его форму, консистенцию, ха­рактер упаковки и т. д. При оценке качества многих пищевых продуктов зрительные ощущения являются главными, напри­мер оценку качества свежих плодов начинают с их внешнего вида (окраски, формы), при определении свежести рыбы сна­чала производят наружный осмотр и т. д.

    Температура, структура, степень измельчения, консистен­ция

    Эти показатели продуктов определяются с помощью органов осязания. Рецепторы осязательных («тактильных»— от лат. «tactilus»—осязательный) ощущений находятся в сли­зистой оболочке ротовой и носовой полости, а также в коже (особенно их много на ладонях).

    Слуховые ощущения усиливают ощущение осязания и даже вкуса и обоняния, например при определении хруста квашеной капусты, соленых огурцов, свежих яблок и др.

    Под словом консистенция (texture) воспринимают сумму свойств пищевого продукта, определяемую глазами, кожей рук, мускулами рта, включающую жесткость, мягкость, зер­нистость, липкость и т. д. На практике многие специалисты понимают под словом консистенция смешанное ощущение, остающееся во рту после разжевывания продукта.

    Консистенция является важным показателем качества пи­щевых продуктов. Например, предпочтительна консистенция говяжьего мяса нежная и сочная; нежелательна жесткость и сухость мяса. Консистенция квашеной капусты, соленых огур­цов должна быть хрустящей (при потере хруста эти продукты становятся недоброкачественными), а поверхность караме­ли — нелипкой и т. д.

    Плотность, температура и некоторые другие свойства продукта оказывают косвенное влияние на органолептическую оценку консистенции. Консистенция пищевых продуктов тесно связана с их фи­зическими свойствами: вязкостью, упругостью, плотностью, размером частиц, шероховатостью, липкостью. Поэтому объ­ективно консистенцию пищевых продуктов можно оценить с помощью лабораторных реологических методов.

    Органолептический метод является в известной мере субъективным, так как органы чувств, у людей развиты не­одинаково. Поэтому результаты оценки зависят от способно­стей и тренировки органов чувств, наблюдательности и со­стояния здоровья дегустатора, а также от соблюдения усло­вий и техники дегустации.

    Дегустацию нужно проводить в светлом чистом помещении с рассеянным дневным светом, после опробования продукта споласкивать рот, не курить, определять вкус продукта лучше после легкого завтрака или натощак; дегустацию жидких продуктов проводить в опреде­ленной посуде и т. д.

    Органолептическую оценку обычно начинают с осмотра товара: его упаковки, маркировки, формы и цвета. Затем определяют вкус, запах и консистенцию продукта. Этот порядок может быть изменен в том случае если может произойти из­менение качества продукта — улетучивание ароматических веществ, газа, тогда сначала определяют вкус и запах продукта.

    Для устранения субъективности при оценке качества ряда продуктов (сливочного масла, сыров, пива, вина и др.) введена бальная оценка.  В нашей стране приняты 10-, 30- и 100-балльные системы. Сущность такой оценки заключается в том, что каждому показателю качества продукта в зависи­мости от его значимости отводится определенное максималь­ное количество баллов.

    Сумма баллов всех показателей дает 100 баллов при 100-балльной, 30 — при 30-балльной и 10 бал­лов при 10-бальной оценке. При этом основное количе­ство баллов устанавливается на показатель «вкус и запах продуктов».

    Для всех показателей качества указываются по­роки и недостатки, которые могут быть в товаре, и должны оцениваться каждый определенным количеством баллов. При наличии в товаре того или иного порока делается соответст­вующая скидка баллов.

    Подсчет общей суммы баллов по всем показателям дает представление о качестве и товарном сорте продукта. Например, для органолептической оценки твердых сычужных сыров принята 100-балльная система.

    Каждому показателю качества отводится следующее макси­мальное количество баллов: вкусу и запаху — 45, консистен­ции— 25, цвету — 5, рисунку—10, внешнему виду—10, упа­ковке— 5. На основании суммы баллов, которые по