Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи
нескучная онлайн-школа для тех, кто готовится к экзаменам и хочет во всем разобраться
знаем, как сделать так, чтобы вы по-настоящему поняли предмет и сдали ЕГЭ на 80+ баллов и выше.
у нас как раз открыт набор на основу 2.0
в 2020
- 100баллов
получили 251 выпускников Вебиума
- 90+баллов
заработали 1825 наших учеников
- 80+баллов
результат, который получает на экзамене каждый третий студент Вебиума
учим любить предмет и не бояться ЕГЭ
Борюсь с несовершенством образовании и рассказываю сложные вещи простым языком!
- 8 лет преподаю биологию.
Подготовил 35 стобалльников. Окончил биологический факультет ИГУ. Окончил школу с золотой медалью. Участник заключительного этапа Всероса по биологии.
Окончила лицей с золотой медалью.
- Поступила на бюджет в НИУ ВШЭ.
Учусь на англоязычной программе.
Сдала ЕГЭ по английскому на 95 баллов, а по русскому – на 100.
Считаю географию наукой о жизни и легко объясняю сложные процессы на простых примерах.
- Преподаю географию 5 лет.
Средний балл моих студентов 82,7 баллов.
Подготовил 19 стобалльников в 2020 году.
Учусь на экономической географии в КФУ.
Помогаю не просто сдать ЕГЭ по литературе, а действительно полюбить этот предмет.
- Каждый 10-ый студент моего курса получил 100 баллов в 2020 году.
Окончила филологический бакалавриат с отличием, сейчас учусь в филологической магистратуре СПбГУ на бюджете.
Уже 5 лет помогаю юным литераторам продираться сквозь литературные дебри.
Информатика – это будущее в твоих руках.
- 7 лет развиваю мозг будущих IT-шников.
Учу информатике в Майнкрафте и Ведьмаке.
Сдал вступительные в магистратуру на 100/100.
В 2020 выпустил 400+ учеников, трое из них сдали на 100.
Учился в Испании в Политехническом Университете Мадрида.
Читал курсы для Газпрома, РЖД, СберБанка и тд.
Физика – это про жизнь, а не задачи!
- Сдала ЕГЭ по физике на 94 балла, готовясь всего лишь год.
Со мной ребята поступили в ИТМО, СПБПУ, ЛЭТИ, МГТУ им.Баумана.
Окончила гимназию с золотой медалью.
- 3 года преподаю историю в онлайн-школе.
Учусь на истфаке СПбГУ.
Сумма баллов за ЕГЭ – 288 (96 – история).
Я — Эйджей, а математика — мой профиль.
- Математика по любви, ЕГЭ по расчёту. 5 лет преподаю математику подготовлю тебя к экзамену с любого уровня. Окончил школу и музыкальную школу с золотой медалью. Окончил инженерное высшее с красным дипломом и экономическое высшее тоже с красным.
Химия – это любовь, и я влюбляю в эту науку всех вокруг!
- Почти 9 лет преподаю химию, за последние 3 года подготовила 59 стобалльников и написала три пособия для подготовки к ЕГЭ. Окончила химический факульет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Объясняю просто и понятно на классных примерах, которые ты точно запомнишь.
- 5 лет преподаю русский язык.
Подготовила 41 стобалльника в 2020 году.
Средний балл моих студентов 89.
Каждый пятый ученик набрал 90+.
Окончила факультет филологии и журналистики ИГУ с красным дипломом.
Каждый второй ученик у меня – высокобалльник.
- Третий год преподаю общество.
Сдала обществознание на 96 баллов. Поступила на бюджет НИУ ВШЭ.
Со мной занимались более 2500 человек.
Моя главная задача – сделать так, чтобы математика стала для тебя подругой, а экзамен ты сдал/а легко! Ты со мной?
- 5 лет преподаю математику от алгебры до матанализа.
За 2020 год подготовил 500 ребят к ОГЭ и ЕГЭ База.
Окончил первую в России Физико-математическую школу при университете.
Учусь на 4 курсе экономического факультета СПбГУ.
Наши преподаватели выпустили несколько потоков студентов и знают, как побороть страх и сомнения перед экзаменом. Вы окажетесь в компании друзей и профессионалов, которые помогут вам показать свой лучший результат.
просто общаться
Объясняют мегадоступно и не вызывают к доске. В курсе, где вайб, где зашквар, никого не хейтят и без проблем отвечают в мессенджере.
легко учиться
Опыт преподавателей и образовательно-игровая платформа делают учёбу интересной и веселой. Ведь когда тебе действительно не всё равно, то становится легко и весело
можно оценить
У каждого наставника есть свои секреты и личное кунг-фу, которые можно затестить на бесплатных вебинарах.
что такое основа 2.0?
Это онлайн-курс для 11-классников по подготовке к ЕГЭ от Вебиума
С ноября по май изучаем и повторяем всю теорию по выбранному предмету и отрабатываем ее на практике. Спокойно и размеренно, без паники и со временем на личную жизнь.
а ещё…
12 онлайн-занятий в месяц
– весь учебный год. Это три 1,5-часовых занятия в неделю во второй половине дня.
удобный режим
Можно смотреть как в трансляции, чтобы задавать вопросы онлайн, так и в записи — в удобное время
личный кабинет
Расписание, домашки, прогресс — весь процесс обучения как на ладони
наставники
Наши наставники поддержат тебя в любое время дня (и даже ночи), проверка домашних заданий.
можно совмещать курсы
Расписание разных предметов не пересекается, чтобы люди со сверхспособностями могли успеть везде
ооочень много практики
Решаем все задания, до которых можем дотянуться
присоединяйтесь к учебе
основа 2.0
готовимся без стресса за 7 месяцев
почему выбирают основу 2.0
- раз
достаточно времени на подготовку — за 7 месяцев можно все выучить, повторить и снова выучить
- два
не нужно торопиться: расписание составлено так, что готовиться можно размеренно и качественно
- три
это удобно — нет привязки к месту, времени, готовиться можно где угодно и когда удобно.
- четыре
это доступно: занятие на «Основе 2.0» по стоимости сравнимо с обедом в «Маке»
- пять
это дешевле репетиторов, при этом подготовка индивидуальная, и в любое время можно задавать вопросы (и ездить никуда не нужно!)
- шесть
можно платить в рассрочку — каждый месяц. А можно сразу весь курс — как удобно.
- семь
отличные результаты — выпускники «Основы 2.0» получают 90+ на ЕГЭ
как проходит обучение
всё в личном кабинете
На нашей образовательной платформе у каждого есть личный кабинет — тут смотрят вебинары, проходят тесты, сдают домашку, следят за своим прогрессом (при желании, можно показать родителям) и получают обратную связь
онлайн-трансляции
Занятия проходят на нашей платформе: преподаватели ведут онлайн‑трансляции. Урок длится около часа, а их количество зависит от курса. Во время вебинара слушатели работают со скриптом занятий — пособием, которое удобно заполнять (оно помогает структурировать и запоминать материал), задают вопросы онлайн. Позже вебинар доступен в записи — всегда можно освежить материал в памяти.
команда подготовки
Основная форма подготовки к экзамену — команда подготовки: 25–30 учеников, которые под руководством преподавателя совместно проходят теорию и практику: слушают вебинары, участвуют в брейнштормах, викторинах, тестах.
поддержка и мотивация
Кроме преподавателей, в учебный процесс включены наставники — кураторы команд подготовки и ассистенты преподавателей. Они проверяют домашнюю работу, помогают разобраться с ошибками, следят за сроками, мотивируют и поддерживают.
много много много практики
Домашние задания после каждого вебинара, а в начале и конце месяца — пробные тесты ЕГЭ (это вообще не страшно). За время продолжительных курсов ученики в командах подготовки решают, пожалуй, все пробные тесты, до которых только могут дотянуться, но преподаватели не сдаются и разрабатывают свои задания. При этом, нагрузка рассчитана так, чтобы этот объем никого не сломал — есть время на жизнь.
нас выбирают, чтобы достигать большего
наши ученики поступают в топовые вузы страны
вот что говорят
Ирина Баранова
выпуск 2020
Кристина Воробьева
выпуск 2020
Марк Александров
выпуск 2020
Наталья Кривочапова
выпуск 2020
с чего начать подготовку к ЕГЭ-2021
чек лист для и
- Выбор направления
- Выбор предметов
- Подготовка к экзаменам
- Выбор формата подготовки
- Проба пера
- Грамотное планирование!
- Выбираем направление в образовании
- Выбираем предметы для ЕГЭ
- Знакомимся с форматом и содержанием экзамена
- Выбираем формат подготовки
- Оцениваем уровень подготовки
- Составляем план
Источник
Какие анализаторы позволяют оценивать свойства пищи …
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответомЕдиный государственный экзамен, 2008 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 3 / 6)Вариант: 22Единый государственный экзамен, 2008 г.БИОЛОГИЯ, 11 класс.(стр. 4 / 6)C3Какие органы выполняют в организме человека выделительную функциюи какие вещества они выводят?Ответ:C4В чём проявляется приспособленность высших растений к жизни в воде?Приведите не менее четырёх примеров.Ответ:Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) лёгкие – через них из организма человека выводятся углекислыйгаз, пары воды;2) потовые железы – через них удаляются вода, соли и небольшоеколичество мочевины;3) почки – через них происходит удаление конечных продуктовбелкового обмена (мочевины).Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Элементы ответа:1) в наличии большого числа устьиц на верхней сторонеплавающих листьев;2) в наличии воздухоносных полостей в органах растений;3) в слабом развитии у некоторых растений корневой системы;4) в слабом развитии механической ткани.Ответ включает все названные выше элементы, не содержит 3биологических ошибокОтвет включает 2-3 из названных выше элементов и не содержит 2биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных вышеэлемента, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет включает 1 из названных выше элементов и не содержит 1биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названныхвыше элементов, но содержит негрубые биологические ошибкиОтвет неправильный 0Максимальный балл 3© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается© 2008 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКопирование не допускается
More magazines by this user
Are you sure you want to delete your template?
Источник
Общая характеристика. И. П. Павлов, перечисляя анализаторы, назвал два анализатора химическими. Это вкусовой и обонятельный анализаторы. В отличие от других анализаторов, адекватными раздражителями для них являются химические свойства веществ. Вкусовые рецепторы у человека раздражаются химическими веществами, растворенными в воде, а рецепторы обоняния — газообразными.
Иногда говорят, что вкус и обоняние, играя большую роль в жизни животных, в жизни современного человека незначительны. Это не совсем правильно. Контроль за качеством продукции пищевой промышленности производится и сейчас еще часто так называемым органолептическим методом, т. е. путем опробования продукции опытными людьми (дегустаторами).
Рис. 118. Строение вкусового сосочка:
1 — желобовидный вкусовой сосочек; 2 — вкусовые почки; 3 — вкусовые нервы (малое увеличение); 4 — вкусовая почка; 5 — отдельные вкусовые клетки (большое увеличение).
Химики и фармакологи широко пользуются показаниями органов вкуса и обоняния. Характеризуя какое-нибудь химическое вещество, они обычно среди других свойств указывают на его запах и вкус.
Вкусовой анализатор
Органом вкуса являются вкусовые почки (рис. 118). Это микроскопические образования, расположенные на вкусовых сосочках языка, на мягком нёбе, на задней стенке глотки и на надгортаннике. В полости рта взрослого человека насчитывают около двух тысяч вкусовых почек.
Вкусовые почки содержат рецепторные вкусовые клетки, которые раздражаются растворенными в воде веществами. К вкусовым клеткам прилегают охватывающие их нервные волокна. Нервные волокна соединяются в пучки и входят в мозг в составе тройничного, лицевого и языкоглоточного нервов. Через продолговатый мозг, зрительный бугор импульсы достигают гиппокампа и задней центральной извилины.
Для возникновения вкусового ощущения важно раздражение не только вкусовых, но и обонятельных рецепторов, а также болевых и температурных рецепторов ротовой полости.
С помощью вкусовых рецепторов производится опробование пищи, определяется ее пригодность или непригодность для организма. При раздражении вкусовых рецепторов включаются в работу сложные механизмы пищеварения. Происходит выделение слюны различного количества и качества в зависимости от состава пищи, выделяются желудочный и поджелудочный соки.
Существуют четыре основных вкусовых ощущения; горькое, сладкое, кислое и соленое. Существуют и специальные рецепторы, возбуждаемые сладкими, солеными, горькими и кислыми веществами. При помощи маленьких кисточек наносили растворы тех или иных веществ на различные участки поверхности языка. Было обнаружено, что кончик языка легче всего возбуждается сладкими, края его — солеными и кислыми, а участки, расположенные близ корня, горькими веществами.
Адаптация к различным вкусовым веществам идет с различной скоростью. Быстрее всего она происходит к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким.
Вкусовой контраст заключается в обострении восприятия какого-либо одного вкуса под влиянием другого вкусового раздражения. Сухое вино обостряет вкус к сыру, и наоборот. Особую роль в вызывании вкусовых контрастов имеют горечи (перец, горчица и др.). Они восстанавливают вкусовые ощущения и вызывают аппетит.
Обонятельный анализатор
В носоглоточном пространстве, а также на носовой перегородке слизистая оболочка отличается своей толщиной и желтовато-коричневой окраской. Это обонятельная область, состоящая из многочисленных воспринимающих клеток (рис. 119). Обонятельная область у человека занимает от 2,5 до 5 см2. Отростки обонятельных клеток образуют обонятельные нервы, которые проходят в полость черепа через продырявленную пластинку решетчатой кости, где заканчиваются на клетках обонятельных луковиц.
Рис. 119. Рецепторы обонятельного анализатора (схемы):
А — расположение рецепторов в полости носа; Б — рецепторные клетки возбуждение проводится к промежуточным и высшим обонятельным центрам.
При спокойном дыхании воздух с пахучими веществами может не попасть в верхний >носовой проход, в котором расположены обонятельные клетки, так как обычно он проходит в носоглотку по среднему и нижнему носовым ходам. При нюхательных движениях в носовых ходах образуются вихри, которые несут частицы пахучих веществ в обонятельную область.
Пахучие вещества могут проникнуть из ротовой полости в носовую через хоаны. Рецепторы обонятельного анализатора обладают большой чувствительностью. Например, обонятельный анализатор человека возбуждается при наличии в 50 см3 воздуха, попадающего через нос при вдохе, 3•10-10 г ванилина, 3•10-8 г камфоры.
В природе существует огромное количество запахов, но до настоящего времени у нас нет их научной классификации. Предполагают, что существует 7 первичных запахов: камфароподобный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, острый, гнилостный.
Скорость адаптации к разным запахам различна, она зависит также от концентрации пахучих веществ в воздухе. При больших концентрациях полной адаптации к некоторым запахам, по-видимому, не происходит. Обонятельный анализатор особенно быстро адаптируется к определенному запаху, другие запахи в это время продолжают восприниматься.
Статья на тему Вкусовой и обонятельный анализаторы
Источник
Органолептический метод представляет собой физиологический процесс, в котором измерительным прибором являются органы чувств человека. Этим методом определяют вкус, запах, цвет (окраску), структуру, консистенцию, температуру и внешний вид пищевых продуктов.
Органолептическую оценку проводят путем дегустации — опробования, отведывания.
Для выполнения органолептического анализа человек должен иметь необходимый минимум сенсорной способности (это способность органов чувств к восприятию вкуса, запаха, цвета и др.).
Органы чувств человека представляют собой сложные системы. Каждая из них чувствительна к определенному виду раздражений (импульсов), которые от рецепторов (рецепторы — это скопления нервных клеток в ротовой полости, носу, ушах и т. д.) передаются по нервам к определенным группам клеток коры головного мозга, производящих анализ ощущений.
Вся эта система, принимающая, проводящая и анализирующая ощущения, акад. И. П. Павловым названа анализатором. К анализаторам, называемым химическими, относятся анализаторы ротовой (вкусовые) и носовой полости (обонятельные), реагирующие на содержание в продуктах определенных химических веществ.
Анализаторы слуховые, реагирующие на акустические свойства, зрительные — на оптические свойства и осязательные, или тактильные, с помощью которых определяют структуру, консистенцию и температуру товара, называют физическими.
Органолептический метод широко применяется в практике работы товароведов. Этот метод прост, не требует специальной аппаратуры и большой затраты времени, позволяет уловить незначительные отклонения в органолептических свойствах продуктов, которые лабораторным путем возможно распознать с помощью сложной аппаратуры.
Такие показатели качества, как свежесть яиц, мяса и рыбы, букет вина, аромат чая и кофе и другие, можно быстро определить органолептически. Некоторые органолептические показатели качества, продуктов, например цвет, структуру, температуру, можно установить с помощью соответствующих приборов, но для оценки вкуса и запаха продуктов органолептическая оценка пока незаменима.
Вкус
Это свойство продуктов определяют с помощью вкусового аппарата, состоящего из вкусовых почек и окружающих их нервных волокон, воспринимающих вкусовые раздражения и передающих их в мозг. Вкусовые почки (или луковички) представляют собой микроскопические образования клеток.
Они расположены главным образом на верхней стороне языка (на вкусовых сосочках), а также на слизистой оболочке ротовой полости. Вкус продукта ощущается только тогда, когда вкусовые вещества находятся в растворенном состоянии (в воде, слюне).
Вкусовые почки специфичны и реагируют на определенный вкус. Различают четыре основных вида вкуса: сладкий (дают все сахара, сахарин, некоторые аминокислоты), солёный (поваренная соль), кислый (кислоты—яблочная, уксусная, лимонная, винная, соляная и др.), горький (гликозиды, алкалоиды, соли).
Скорость восприятия вкусовых ощущений неодинакова: быстрее ощущается соленый, затем сладкий и кислый и медленнее всех горький вкус. При содержании в продуктах различных вкусовых веществ ощущается сложный вкус: кисло-сладкий (вишни), кисло-соленый (квашеной капусты), сладко-горький (шоколада) и др. Если в продукте находятся вещества, вызывающие ощущение кислого и горького вкусов или сладкого и соленого, то эти вкусы воспринимаются раздельно.
Минимальное количество вкусового вещества, вызывающее вкусовое ощущение, называется пороговым, или порогом ощущения. Этот показатель различен для веществ. Так, для ощущения сладости сахарозы концентрация ее в растворе при температуре 36—37° должна быть не менее 0,4%, для поваренной соли — 0,05, соляной кислоты — 0,003%.
Продукты, попадая в полость рта, вызывают смешанные ощущения вкуса, запаха, осязания температуры, дополненные зрительными, а иногда и слуховыми ощущениями. Такое комплексное органолептическое определение продукта в отличие от вкуса принято называть словом «вкусность».
Продукты с высокой вкусностью обладают гармоничностью вкусовых свойств, вызывают приятные ощущения при опробовании и не дают неприятных ощущений вкуса и запаха.
Для правильного определения вкуса продукта температура его должна быть близкая к температуре тела человека (более высокая и более низкая температура уменьшает вкусовые ощущения).
Запах
Запах (аромат) пищевых продуктов, так же как и вкус, является одним из важнейших показателей качества товаров. Под понятием «запах» понимают любые ощущения, воспринимаемые органом обоняния. Под словом аромат понимают вызывающий приятное ощущение запах продукта.
При оценке качества вин, спиртных напитков определяют совокупность ощущений вкуса и запаха, называемую букетом продукта.
Орган обоняния состоит из обонятельных (нервных) клеток, расположенных в слизистой оболочке носовой полости. Эти клетки имеют вид отростков с булавовидными утолщениями, способными сокращаться (погружаться в слизистую оболочку или подниматься под ней).
Обонятельные клетки возбуждаются и передают возбуждение в мозг только от газообразных (парообразных) веществ, которые попадают в носовую полость при вдыхании. Летучие вещества, как и вкусовые, имеют свои пороговые концентрации, которые могут быть очень малы. Так, порог ощущений масляной кислоты равен 1 мг в 1 куб. м воздуха, ванилина — в концентрации 0,0000002 мг/куб. м и т. д. Определено более 400 летучих компонентов пищевых продуктов.
Но не все газообразные вещества вызывают возбуждение органов обоняния. Еще не установлено, под действием каких свойств (химических, физических) летучего вещества происходит возбуждение обонятельного анализатора. Существует несколько различных теорий запаха, пока ни одна из них не может объяснить всех наблюдаемых свойств обоняния. Нет научного обоснования классификации запахов.
В настоящее время различают семь основных групп запахов: камфарный (гексахлорэтана), мускусный (мускуса, ксилола), цветочный, мятный (ментола), эфирный (диэтилового эфира),острый (муравьиной кислоты), гнилостный (сероводорода). Все другие запахи считают сложными, состоящими из основных запахов.
Степень восприятия запаха зависит от состояния организма. Утомление дегустатора, курение, лечение пирамидоном снижают ощущение запаха, а потребление кофеина усиливает это ощущение. Для каждого продукта установлена оптимальная температура оценки запаха. Так, жиры оценивают при температуре 38° и 55°, мороженые мясные продукты сначала подогревают до 82°, затем охлаждают до 55° и определяют их запах. Ощущение запаха усиливается при вдыхании летучих веществ вместе с влажным воздухом.
Цвет
Цвет продукта зависит от его способности отражать (полностью или частично) или пропускать световые лучи различной длины. При отражений продуктом дневного света полностью он кажется нам белым, например сахар, поваренная соль, хотя их кристаллы прозрачны.
При поглощении продуктом всех лучей видимой части спектра он представляется нам черным, (маслины, чай). Если продукт поглощает часть лучей спектра, то его окраска определяется цветом тех лучей, которые он отражает. Световые лучи, отраженные от продукта, попадают на сетчатку глаза, вызывают распад светочувствительных веществ, находящихся в особых образованиях, называемых палочками и колбочками.
В свою очередь, продукты распада палочек и колбочек вызывают раздражение окончаний глазного нерва, в результате чего получается зрительное ощущение. Колбочки чувствительны на цвет. В них основным цветам светового спектра — красному, желтому и голубому — соответствуют три вида клеток, содержащих специфические вещества, чувствительные к одному из этих цветов. Палочки же дают однотонное серо-зеленое световое ощущение.
Цвет продукта следует определять при дневном рассеянном свете или при искусственном свете идентичного спектрального состава. Освещенность продукта должна быть 100— 200 люксов. При более ярком свете глаза быстро утомляются. При слабом освещении восприятие отраженного света от продукта производится только палочками сетчатки, поэтому и зрительное восприятие будет неточным.
С помощью органов зрения определяют не только цвет (окраску) продуктов, но и их прозрачность (мутность), блеск, а также внешний вид товара, его форму, консистенцию, характер упаковки и т. д. При оценке качества многих пищевых продуктов зрительные ощущения являются главными, например оценку качества свежих плодов начинают с их внешнего вида (окраски, формы), при определении свежести рыбы сначала производят наружный осмотр и т. д.
Температура, структура, степень измельчения, консистенция
Эти показатели продуктов определяются с помощью органов осязания. Рецепторы осязательных («тактильных»— от лат. «tactilus»—осязательный) ощущений находятся в слизистой оболочке ротовой и носовой полости, а также в коже (особенно их много на ладонях).
Слуховые ощущения усиливают ощущение осязания и даже вкуса и обоняния, например при определении хруста квашеной капусты, соленых огурцов, свежих яблок и др.
Под словом консистенция (texture) воспринимают сумму свойств пищевого продукта, определяемую глазами, кожей рук, мускулами рта, включающую жесткость, мягкость, зернистость, липкость и т. д. На практике многие специалисты понимают под словом консистенция смешанное ощущение, остающееся во рту после разжевывания продукта.
Консистенция является важным показателем качества пищевых продуктов. Например, предпочтительна консистенция говяжьего мяса нежная и сочная; нежелательна жесткость и сухость мяса. Консистенция квашеной капусты, соленых огурцов должна быть хрустящей (при потере хруста эти продукты становятся недоброкачественными), а поверхность карамели — нелипкой и т. д.
Плотность, температура и некоторые другие свойства продукта оказывают косвенное влияние на органолептическую оценку консистенции. Консистенция пищевых продуктов тесно связана с их физическими свойствами: вязкостью, упругостью, плотностью, размером частиц, шероховатостью, липкостью. Поэтому объективно консистенцию пищевых продуктов можно оценить с помощью лабораторных реологических методов.
Органолептический метод является в известной мере субъективным, так как органы чувств, у людей развиты неодинаково. Поэтому результаты оценки зависят от способностей и тренировки органов чувств, наблюдательности и состояния здоровья дегустатора, а также от соблюдения условий и техники дегустации.
Дегустацию нужно проводить в светлом чистом помещении с рассеянным дневным светом, после опробования продукта споласкивать рот, не курить, определять вкус продукта лучше после легкого завтрака или натощак; дегустацию жидких продуктов проводить в определенной посуде и т. д.
Органолептическую оценку обычно начинают с осмотра товара: его упаковки, маркировки, формы и цвета. Затем определяют вкус, запах и консистенцию продукта. Этот порядок может быть изменен в том случае если может произойти изменение качества продукта — улетучивание ароматических веществ, газа, тогда сначала определяют вкус и запах продукта.
Для устранения субъективности при оценке качества ряда продуктов (сливочного масла, сыров, пива, вина и др.) введена бальная оценка. В нашей стране приняты 10-, 30- и 100-балльные системы. Сущность такой оценки заключается в том, что каждому показателю качества продукта в зависимости от его значимости отводится определенное максимальное количество баллов.
Сумма баллов всех показателей дает 100 баллов при 100-балльной, 30 — при 30-балльной и 10 баллов при 10-бальной оценке. При этом основное количество баллов устанавливается на показатель «вкус и запах продуктов».
Для всех показателей качества указываются пороки и недостатки, которые могут быть в товаре, и должны оцениваться каждый определенным количеством баллов. При наличии в товаре того или иного порока делается соответствующая скидка баллов.
Подсчет общей суммы баллов по всем показателям дает представление о качестве и товарном сорте продукта. Например, для органолептической оценки твердых сычужных сыров принята 100-балльная система.
Каждому показателю качества отводится следующее максимальное количество баллов: вкусу и запаху — 45, консистенции— 25, цвету — 5, рисунку—10, внешнему виду—10, упаковке— 5. На основании суммы баллов, которые по