Какие 4 свойства конституции названы в тексте
Контрольно-измерительные материалы к уроку
«Конституция РФ. Основы конституционного строя России».
Задание № 1
Прочтите текст и выполните задания С1-С6
Конституция в системе законодательных актов
Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер… Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления. Поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.
Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью. Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.
Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Закон о Конституционном суде РФ).
(, Чичерин государства и права. – М., 1997. – С. 63–65.)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какие четыре свойства Конституции названы в тексте?
С3. Назовите три характеристики, приведенные в тексте, которые придают Конституции основополагающий характер.
С4. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления. Приведите пример, иллюстрирующий данное свойство Конституции.
С5. В государстве В. существует Конституция, в которой отмечено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Парламент государства В. рассматривает проект закона, по которому он сможет регулировать жизнь страны вне конституционных рамок. Может ли быть принят подобный проект? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
С6. Существуют разные мнения по вопросу о том, как часто следует пересматривать Конституцию страны. Некоторые считают, что её следует периодически пересматривать. Другие считают, что пересматривать её можно только в исключительных случаях.
С какой из данных позиций вы согласны? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Источник: ГИА. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня В и С/ёва.-М.:Издательство «Экзамен», 2014. Стр. 108-111.
II.
Задача № 1.
Гражданин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом “О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, , избранную по Прокопьевскому избирательному округу №91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат.
Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.
Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (статья 3 Конституции РФ)? Какое решение должен принять Конституционный Суд?
Задача № 2.
Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин обратился в Куйбышевский федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. В возражениях на жалобу, представленных юридическим отделом Федеральной службы охраны было указано, что право по “недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты” предоставлено этому органу в соответствии в положениями п. 10 статьи 15 Федерального закона “О государственной охране” от 01.01.01 года . Ограничение прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ, может осуществляться Федеральным законом для обеспечения безопасности государства.
Семенов посчитал такой вывод необоснованным, поскольку статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы (в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства) высшей ценностью, а следовательно, соображения безопасности государства (социального института, созданного для защиты личности, охраны и обеспечения её прав, но не для отстаивания своих собственных интересов) не могут служить ограничением прав и свобод граждан.
Как следует решить дело?
Можно ли, и если можно, то в каком порядке, признать статью 55 (часть 3) Конституции РФ не соответствующей положениям главы “Основы конституционного строя” и в частности статье 2 той же Конституции РФ?
Задача № 3.
Типография “На страже Родины” обратилась к прокурору г. Москвы с требованием принять меры к устранению нарушений Конституции и Федеральных законов, выразившиеся в следующем. По мнению типографии, установленный законом порядок лицензирования деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, равно как и лицензирование любой другой деятельности, не соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Установленный порядок лицензирования фактически означает нарушение принципа поддержки конкуренции и поощряет монополию государственных предприятий, в частности, Госзнака, для которых получение лицензии упрощается, поскольку помощь им осуществляет вышестоящий государственный орган.
В чем состоит принцип свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции? Соответствует ли этому принципу установленный в настоящее время в законодательстве порядок лицензирования отдельных видов деятельности? Необходимо ли государственным предприятиям получать лицензию для осуществления лицензируемых видов деятельности? Вправе ли государство как властный субъект осуществлять экономическую (в том числе предпринимательскую) деятельность?
Задача № 4.
Несколько известных правозащитников, выступая перед представителями телевидения, газет и журналов, заявили, что необходимо в ближайшее время законодательно запретить деятельность любых общественных организаций, в том числе и религиозных, которые нетерпимо относятся к представителям других конфессий, которые не признают идей естественного происхождения прав и свобод человека, принципов правового и демократического государства и республиканской формы правления. На возражения оппонентов о том, что подобная позиция также представляет из себя выражение определенной идеологии, они возразили, что идеология – это система взглядов, которая навязывается человеку, тогда как в демократическом государстве существует полная свобода идей.
Оцените приведенные доводы. В чем состоит принцип идеологического многообразия? Каким образом можно регулировать правовыми средствами убеждения и взгляды граждан? Существуют ли в настоящее время правовые ограничения на идеологическую свободу?
Задача № 5.
В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества юных Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии, с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона.
Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.
Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано, по тем соображениям, что это будто бы “воинственная религия”.
Какое решение должен принять прокурор?
Задача № 6.
В 2003 год на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона, по которому с 2005 года должен был осуществиться переход от государственного бюджетного финансирования пенсий к страховой системе пенсионных взносов. При этом роль государства в пенсионном обеспечении ограничивалась только пенсионным обеспечением сирот. Все прочие социально незащищенные категории граждан должны получать пенсию в рамках пенсионного страхования соответственно внесенным страховым вкладам.
Соответствует ли этот проект конституционному принципу социального государства? Каковы в мировой практике подходы к социально-обеспечительной политике государства и какой правовой режим и правовое содержание заключает в себе принцип социального государства?
Источник: «Сборник задач по конституционному праву России» (https://www. law. *****/doc/document. asp? docID=1136946)
Источник
Юридические
свойства конституции– это те
качественные характеристики, которые
отличают конституцию от актов текущего
законодательства. К ним относятся:
1.
Конституция – Основной закон
государства.Любая конституция
является законом и обладает всеми
признаками закона. Но в отличие от других
законов, конституция – это такой закон,
который принимается или непосредственно
народом на референдуме, или высшим
представительным органом государственной
власти и закрепляет важнейшие начала
жизни общества и государства. Вот почему
по своему значению конституция является
основным законом государства, или, иначе
говоря, главным законом государства.
2.
Юридическое верховенство
конституции.Юридическое верховенство
конституции означает ее высшую юридическую
силу по отношению ко всем иным нормативным
актам, включая и федеральные законы, и
упомянутые выше федеральные конституционные
законы. Все они должны соответствовать
конституции и не могут ей противоречить.
Ни
один закон или иной нормативный акт,
противоречащий нормам конституции, не
имеет юридической силы. Этот принцип
нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15
Конституции РФ 1993 г., которая гласит:
“Конституция РФ имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории РФ. Законы и иные правовые
акты, принимаемые в РФ, не должны
противоречить Конституции РФ”.
3.
Конституция – база текущего законодательства.
Закрепляя главные, базовые общественные
отношения, Конституция РФ является
правовой основой для всего текущего
законодательства. Абсолютное большинство
норм конституции являются отправными,
исходными для текущего отраслевого
законодательства – гражданского,
административного, уголовного и т. д. И
в этом состоит одно из важнейших свойств
конституции. А в тексте конкретных
статей конституции содержатся предписания
законодателю, каким требованиям должно
отвечать отраслевое текущее
законодательство, развивающее положения
конституции.
4.
Прямое действие конституции. В
Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ:
нормы этой конституции имеют прямое
действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится:
“Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими”,
а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет
прямое действие всех норм конституции.
Конституция
РФ имеет прямое действие(ч.2
ст.15 Конституции РФ). Это означает, что
нормы Конституции РФ являются
непосредственно действующими, то есть
для их осуществления не требуется в
качестве обязательного условия принятия
дополнительных, конкретизирующих
отраслевых правовых норм. Вместе с тем
многие нормы Конституции РФ, в силу
высокого уровня обобщенности правового
регулирования, нуждаются в дополнительной
регламентации путем принятия актов
текущего законодательства.
Прямое
действием конституции означает, что
каждый гражданин, считающий нарушенными
свои права, может обратиться в суд за
их защитой, ссылаясь при этом на
соответствующую статью Конституции
РФ, и суд в этом случае не может отказать
в рассмотрении дела, ссылаясь на
отсутствие нормы
права, закрепленной в законе или
другом нормативном акте, конкретизирующем
конституционную норму.
Легитимность Конституции
состоит в том, что она принимается
народом (путем референдума) или от имени
народа (представительным органом
государства – парламентом или же органом,
специально созданным для принятия
конституции, – учредительным собранием),
которому принадлежит вся полнота
государственной власти.
Конституцию
РФ, принятую всенародным голосование
12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной
“с определенной долей условности”.
Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших
участие в голосовании, что составляет
31% всех зарегистрированных избирателей.
Стабильность Конституции– важнейшее условие режима законности,
устойчивости всей правовой системы и
организации государственной власти,
определенности отношений между личностью
и государством. Гарантией стабильности
Конституции РФ служит жесткий порядок
ее пересмотра и внесения конституционных
поправок.
Реальность Конституцииозначает соответствие конституционных
предписаний (юридической конституции)
складывающимся в действительности
общественным отношениям (конституции
фактической). Другими словами, конституция
должна отражать достигнутую ступень
развития общественных отношений в
политической, экономической, социальной
сферах, в противном случае она будет
фиктивной.
5.
Правовая охрана конституции.В
последнее время в юридической литературе
сделана попытка обосновать появление
относительно новых понятий для российского
конституционного права – охрана и защита
Конституции РФ. Оба эти понятия – охрана
и защита Конституции РФ – объединены
общим объектом и целью, которая состоит
в обеспечении реальности и выполнимости
Основного закона.Методыдостижения
поставленных задач и, соответственно,
содержание охраны Конституции РФ и
защиты Конституции РФ различны.
Охрана
Конституции РФ понимается как комплекс
мер по устранению препятствий в реализации
Конституции РФ и предотвращению
конституционных правонарушений.
Защита
Конституции РФ – это устранение конкретных
нарушений конституционных норм. Если
охрана Конституции РФ направлена в
будущее, на предупреждение конституционных
правонарушений, то защита Конституции
РФ начинается лишь при совершении
конституционного правонарушения.
6.
Особый порядок изменения конституции.
Самое стабильное общество не может
развиваться без борьбы идей, которая
при определенных условияхприводитк
качественно новой конституционной
доктрине. Борьба за власть закономерна,
но она не может происходить как в рамках
конституционного поля, так и вне его. В
последнем случае правомерно ставить
вопрос о захвате власти, государственном
перевороте, в результате чего на свет
может появиться незаконная конституция.
Что
касается действующей российской
Конституции, то она может быть отнесена
к числу безусловно “жестких”, в
результате чего неоднократные попытки
некоторых депутатов Государственной
Думы внести в Конституцию поправки
оказались безуспешными.
Учредительный характерКонституции проявляется в том, что ее
нормы закрепляют основы государственного
и общественного устройства, учреждают
важнейшие государственные институты,
через которые реализуется государственная
власть, принципы их создания и деятельности.
Кроме того, конституционные нормы
устанавливают порядок создания всех
действующих в государстве правовых
норм их иерархию в правовой системе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.
Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.
Отличия конституции от других правовых актов
— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.
— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.
Виды конституций | |
писаная | неписаная |
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) | существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии) |
реальная | фиктивная |
адекватно отражает реальное конституционное строение | не соответствует фактическим условиям, является декларативной |
народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) | октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.) |
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
Функции конституции
Наименование | Ее сущность |
Политическая | Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие |
Правовая | Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства |
Гуманистическая | Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права |
Учредительная | Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти |
Мировоззренческая | Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права |
Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:
Смена политического режима в государстве | Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства | Образование |
=> Принятие новой конституции
Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Этапы конституционного развития России
Этапы | Год принятия | Основной закон российского государства |
I | 1906 | Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция) |
II | 1918 | Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) |
1925 | Конституция РСФСР | |
1937 | Конституция РСФСР | |
1978 | Конституция РСФСР | |
1989—1993 | Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г. | |
III | 1993 | Конституция Российской Федерации (РФ) |
Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.
Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.
Особенности Конституции РФ
Особенности, | Их подтверждение |
Принимается народом (или от его имени) | 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ |
Имеет учредительный характер | В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства |
Обладает высшей юридической властью | Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону |
Имеет всеохватывающий характер | Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений |
Является основой для всех иных источников права | Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней |
Отличает особый порядок охраны | Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции |
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок | Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования |
Структура Конституции РФ
По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Первый раздел
№ | Название главы | Конституционные статьи | Предмет регулирования |
1 | Основы конституционного строя | 1—16 | Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии |
2 | Права и свободы человека и гражданина | 17—64 | Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина |
3 | Федеративное устройство | 65—79 | Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации |
4 | Президент Российской Федерации | 80—93 | Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности |
5 | Федеральное Собрание | 94—109 | Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса |
6 | Правительство Российской Федерации | 110—117 | Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству |
7 | Судебная власть | 118—129 | Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ |
8 | Местное самоуправление | 130—133 | Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления |
9 | Конституционные поправки и пересмотр Конституции | 134—137 | Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр |
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Основные задачи Конституции РФ | |
Преобразование России в демократическое правовое государство | Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами |
Основы конституционного строя России.
Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.
Признаками конституционного строя являются:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:
- демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
- нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
- российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
- патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
- государственный суверенитет Р