Какая ткань изображена на рисунке какими свойствами она обладает
Тема: Ткани человека
Задание 1. «Типы эпителиальных тканей»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
|
1. Какие виды эпителия изображены на рисунке цифрами 1 — 8?
2. Что характерно для эпителиальной ткани?
3. Какие функции выполняет эпителиальная ткань?
|
Задание 2. «Типы соединительных тканей»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие виды соединительных тканей изображены на рисунке?
2. Какие функции выполняют данные виды тканей?
3. Какие особенности характерны для соединительных тканей*
Задание 3. «Соединительная ткань»
Зарисуйте и заполните таблицу:
Типы соединительной ткани | Где находится | Чем представлена, функции |
1. Рыхлая соединительная ткань | ||
2. Плотная соединительная ткань | ||
3. Жировая | ||
4. Скелетные ткани: а) хрящ б) кость | ||
5. Кровь и лимфа |
Задание 4. «Типы мышечных тканей»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие разновидности мышечной ткани изображены на рисунке цифрами 1 — 3?
2. Где в организме находится гладкая мышечная ткань? Поперечно-полосатая скелетная? Поперечно-полосатая сердечная?
3. Какова длина мышечных клеток? Мышечных волокон?
4. Каковы свойства мышечной ткани?
Задание 5. «Мышечные ткани»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7? Есть ли миофибриллы в гладкой мышечной ткани?
Задание 6. «Строение нейрона»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 11?
Как называются нервные окончания, воспринимающие раздражения? Как называются отростки нейрона, проводящие импульсы к телу клетки? По какому отростку импульсы проводятся от тела нейрона?
Задание 7. «Строение синапса»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Какие части синапса обозначены на рисунке цифрами 1 – 8?
2. Какой заряд имеет наружная поверхность мембраны клетки?
3. Что происходит с зарядом мембраны, когда открываются натриевые каналы?
Задание 8. «Миелиновые и безмиелиновые волокна»
|
1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 4?
2. Какое волокно миелинизированное (А или Б)? Поясните.
3. Какова скорость проведения нервных импульсов по миелинизированным волокнам? По немиелинизированным?
|
Задание 9. «Строение нерва»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?
2. Какие нервы называются чувствительными? Двигательными? Смешанными?
3. Приведите примеры чувствительных и двигательных нервов.
4. Какой нерв изображен на рисунке? Объясните.
Задание 10. «Рефлекторная дуга»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 — 5?
2. Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке А?
3. Какие виды нейронов образуют рефлекторную дугу на рисунке Б?
4. Напишите пять элементов рефлекторной дуги.
5. Что такое рефлекс (определение)?
Задание 11. «Ткани»
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –
1. Эпителий желудка и кишечника относится к эпителиальным тканям.
2. Для эпителиальной ткани характерно слабое развитие межклеточного вещества.
3. Для эпителиальной ткани характерны свойства возбудимости и проводимости.
4. В эпителии отсутствуют кровеносные сосуды.
5. Эндотелий кровеносных сосудов относится к эпителиальной ткани.
6. Подкожная жировая клетчатка относится к эпителиальной ткани.
7. Для соединительных тканей характерно наличие хорошо развитого межклеточного вещества.
8. У соединительных тканей межклеточное вещество может быть твердым, жидким, эластичным.
9. К клеткам соединительной ткани относятся клетки крови, жировые клетки, клетки хряща.
10. Для мышечной ткани характерны свойства: возбудимость, проводимость и сократимость.
11. Гладкая мышечная ткань входит в состав внутренних органов.
12. Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань образована мышечными клетками.
13. Сердечная мышца образована гладкой мышечной тканью.
14. Скелетные мышцы образованы мышечными волокнами, имеющими длину около 4 сантиметров, в каждом волокне сотни ядер находятся на периферии.
15. Возбуждение по аксону может идти только от тела нейрона.
16. Возбуждение по дендритам может идти только к телу нейрона.
17. По чувствительному нейрону возбуждение к телу нейрона передается по аксону.
18. По двигательному нейрону возбуждение от тела нейрона передается по аксону.
19. Нейрон всегда имеет только один аксон.
20. С одним нейроном могут контактировать более тысячи нервных клеток.
21. Нервы могут быть чувствительные, двигательные и смешанные.
22. Нейроны могут быть чувствительные, двигательные и смешанные.
23. Клеток нейроглии в 10 раз больше, чем нейронов.
Задание 12. «Нервная ткань»
Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):
1. Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона (_).
2. Отростки, проводящие импульсы от тел нейронов к другим клеткам или органам (_).
3. Основными свойствами нервной ткани являются (_).
4. Тела нейронов образуют (_) вещество головного и спинного мозга.
5. Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми окончаниями дендритов (дендронов) (_) нейронов.
6. Нейроны, по которым возбуждение передается к центральной нервной системе (_).
7. Нейроны, по которым возбуждение передается от центральной нервной системы к органам, называются (_).
8. Нейроны, по которым возбуждение передается от одного нейрона на другой (_).
9. Скопления нервных клеток, находящиеся за пределами центральной нервной системы, называются (_).
10. Нервный импульс, дойдя до следующего нейрона, может вызвать его (_) или (_).
Задание 13. «Ткани человека»
Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:
1. Виды тканей, образующих организм человека?
2. Разновидности эпителиальной ткани?
3. Разновидности соединительной ткани?
4. Разновидности мышечной ткани?
5. Особенности эпителиальной ткани?
6. Особенности соединительной ткани?
7. Свойства мышечной ткани?
8. Свойства нервной ткани?
9. Морфологическая классификация нейронов?
10. Функциональная классификация нейронов?
11. Биохимическая классификация нейронов?
12. Как называются клетки нервной ткани?
13. Виды отростков нейронов?
14. Виды нервных окончаний?
15. Из каких тканей состоит отдельный орган?
Задание 14. «Важнейшие термины и понятия темы»
Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):
1. Ткань. 2. Афферентные нейроны. 3. Эфферентные нейроны. 4. Ассоциативные нейроны. 5. Аксон. 6. Дендриты. 7. Синапс. 8. Рецепторные нервные окончания. 9. Миофибрилла. 10. Саркомер. 11. Рефлекс. 12. Рефлекторная дуга.
Ответы:
Задание 1. 1. 1 – однослойный плоский (эндотелий сосудов); 2 – однослойный кубический (эпителий почечных канальцев); 3 – однослойный цилиндрический (поверхность желудка); 4 – мерцательный (воздухоносные пути); 5 – многослойный ороговевающий (кожа); 6 – многослойный неороговевающий (слизистая рта); 7, 8 – железистый эпителий. 2. Слабое развитие межклеточного вещества, регенерация клеток. 3. Защитная, секреторная, обеспечивает газообмен в легких, всасывание веществ в кишечнике и почках, различные функции реснитчатого эпителия и другие.
Задание 2. 1. 1 – рыхлая соединительная ткань; 2 – хрящевая ткань; 3 – костная ткань; 4 – жировая ткань; 5 – кровь. 2. 1 – прослойки между органами, оболочки внутренних органов; 2 – участвует в соединении костей; 3 – образует кости скелета; 4 – запасает питательные вещества и образует жировые прослойки; 5 – транспорт веществ. 3. Хорошо развито межклеточное вещество.
Задание 3.
Типы соединительной ткани | Где находится | Чем представлена, функции |
Рыхлая соединительная ткань | Прослойки между органами. | Рыхло лежащие волокна и клетки. Механические функции. |
Плотная соединительная ткань (волокнистая) | Образует сухожилия в мышцах. | Плотно лежащие волокна и клетки. Механические функции. Прикрепление мышц к костям. |
Жировая | Подкожная жировая клетчатка. | Клетки, внутри которых находятся микроскопические капельки жира. Запасающая функция. |
Скелетные ткани: а) хрящевая б) костная | а) в суставах, между телами позвонков. б) кости скелета. | Клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Соединение костей. Клетки расположены в полостях, межклеточное вещество твердое. Защита, опора, движение. |
Кровь и лимфа | В кровеносных и лимфатических сосудах. | Обеспечивают связь между органами, транспортируют различные вещества и газы. |
Задание 4. 1. 1 – поперечно-полосатая скелетная; 2 – поперечно-полосатая сердечная; 3 – гладкая мышечная ткань. 2. Гладкая – в стенках внутренних органов; поперечно-полосатая скелетная – скелетная мускулатура; поперечно-полосатая сердечная – сердечная мышца. 3. Мышечные клетки до 1 мм, мышечные волокна до 4 и более см. 4. Возбудимость, проводимость и сократимость.
Задание 5. 1. 1 – мышечный пучок; 2 – мышечное волокно; 3 – миофибрилла; 4 – актиновый филамент; 5 – миозиновый филамент; 6 – Z-пластинка; 7 – сократившийся саркомер. 2. Отсутствуют.
Задание 6. 1. 1 – униполярный нейрон; 2 – биполярный нейрон; 3 – псевдоуниполярный нейрон; 4 – мультиполярный нейрон; 5 – тело нейрона; 6 – дендриты; 7 – дендрон (длинный отросток, проводящий возбуждение к телу клетки); 8 – аксон; 9 – перехват Ранвье; 10 – ядро шванновской клетки; 11 – нервные окончания – эффекторы (синапсы, нервно-мышечные соединения); 12 – нервные окончания – рецепторы. 2. Рецепторные. 3. Дендриты (короткие), дендрон (длинный). 4. По аксону.
Задание 7. 1. 1 – пресинаптическая мембрана; 2 – синаптическая щель; 3 – ионный канал; 4 – рецептор; 5 – постсинаптическая мембрана; 6 – медиатор; 7 – пузырьки с медиатором; 8 – митохондрии. 2. Положительный. 3. Происходит деполяризация – внутренняя поверхность становится положительно заряженной, наружная – отрицательно, клетка возбуждается.
Задание 8. 1. 1 – нервное волокно; 2 – ядро шванновской клетки; 3 – миелиновая оболочка; 4 – перехват Ранвье. 2. А – миелинизированное, имеет миелиновую оболочку, образованную шванновской клеткой, которая закрутилась вокруг волокна наподобие рулета. 3. В миелинизированных волокнах скорость проведения достигает 120 – 140 м/сек, в немиелинизированных – от 0,5 – 3 м/сек.
Задание 9. 1. 1 – эпиневрий; 2 – периневрий; 3 – эндоневрий; 4 – отросток чувствительного нейрона (дендрон); 5 – отросток двигательного нейрона (аксон). 2. Чувствительные (афферентные, сенсорные) проводят возбуждение к ЦНС, двигательные (эфферентные, моторные) – от ЦНС, смешанные и к ЦНС и от нее. 3. Сенсорные: обонятельный, зрительный, слуховой; моторные: глазодвигательный, блоковый, подъязычный. 4. Смешанный, проводит возбуждение в двух направлениях.
Задание 10. 1. 1 – рецепторы; 2 – тело чувствительного нейрона; 3 – тело двигательного нейрона; 4 – нервно-мышечное соединение; 5 – тело вставочного нейрона. 2. Простая рефлекторная дуга (моносинаптическая), чувствительный и двигательный нейроны. 3. Чувствительный, вставочный и двигательные нейроны. 4. Рецепторы, чувствительный нейрон, нервный центр обрабатывающий информацию, двигательный нейрон и эффектор – исполнительный орган. 5. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой
Задание 11. 1. Да. 2. Да. 3. Нет. 4. Да. 5. Да. 6. Нет. 7. Да. 8. Да. 9. Да. 10. Да. 11. Да. 12. Нет. 13. Нет. 14. Да. 15. Да. 16. Да. 17. Нет. 18. Да. 19. Да. 20. Да. 21. Да. 22. Нет. 23. Да.
Задание 12. 1. Дендриты или дендрон. 2. Аксон. 3. Возбудимость и проводимость. 4. Серое. 5. Чувствительных. 6. Чувствительными, сенсорными, афферентными. 7. Двигательными, моторными, эфферентными. 8. Вставочными, ассоциативными. 9. Нервными узлами, ганглиями. 10. Возбуждение; торможение.
Задание 13. 1. Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные. 2. Однослойный плоский, кубический, цилиндрический, ресничный; многослойный ороговевающий и неороговевающий. 3. Рыхлая, плотная соединительные ткани, жировая, хрящ, костная, кровь и лимфа. 4. Гладкая, поперечно-полосатая скелетная и поперечно-полосатая сердечная. 5. Клетки расположены плотно, межклеточное вещество развито слабо. 6. Межклеточное вещество развито хорошо, клетки расположены рыхло. 7. Возбудимость, проводимость и сократимость. 8. Возбудимость и проводимость. 9. Униполярные, биполярные, псевдоуниполярные и мультиполярные нейроны. 10. Чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. 11. Холинэргические, адренэргические и другие. 12. Нейроны. 13. Дендриты, дендроны и аксоны. 14. Рецепторные и эффекторные. 15. Из всех, но преобладает одна или две ткани.
Задание 14. 1. Группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее происхождение, сходное строение и выполняющие сходные функции. 2. Нейроны, проводящие возбуждение к ЦНС. 3. Нейроны, проводящие возбуждение от ЦНС. 4. Вставочные, проводящие возбуждение от чувствительного к двигательному нейрону. 5. Отросток нейрона проводящий возбуждение от тела нейрона. 6. Отростки, проводящие возбуждение к телу нейрона. 7. Нервное окончание, передающее возбуждение на следующую клетку. 8. Специализированные нервные окончания, воспринимающие раздражения из внутренней среды (интерорецепторы) или внешней среды (экстерорецепторы). 9. Мышечная нить, состоящая из саркомеров, способная к сокращению за счет актино-миозинового взаимодействия. 10. Основная структурная единица миофибрилл, способная к сокращению. 11. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. 12. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе.
Источник
Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии
Вы уже знаете, как выглядят “задания в измененной ситуации”, которые обязательно будут представлены на ЕГЭ по биологии? Думаю, что не очень торопятся организаторы и составители ЕГЭ раскрывать секреты и без того сложного экзамена. Лично меня это не пугает. Я точно знаю алгоритм составления таких заданий! Мои ученики уже второй месяц занимаются сразу по двум линиям тестов – стандартным и “в измененной ситуации” (кстати, последних в моем активе – завались!)
Сегодня подарю вам немного “ситуационно измененных” новых заданий 9-й позиции ЕГЭ. Объект – плоские черви. Посмотрите, покрутите, порешайте. Если не догадаетесь, в чем фишка “измененной ситуации”, в следующей статье проведу “вскрытие” одного из таких заданий с подробным анализом стратегии и тактики алгоритма решения.
Согласно Спецификации, 9-е задание ЕГЭ по биологии включает элементы: “Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)”
ЕГЭ по биологии, задание 9 (1 вариант)
Изображенное на рисунке животное обладает высокой способностью к регенерации. Для восстановления целого организма ему достаточно всего 1/279 части тела. Выберите три процесса, происходящих в соматических клетках этого животного при регенерации
1) к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы
2) к полюсам расходятся сестринские хроматиды
3) в дочерних клетках оказываются удвоенные хромосомы
4) в результате образуются две диплоидные клетки
5) процесс проходит в одно деление
6) в результате образуются гаплоидные клетки
ЕГЭ по биологии, задание 9 (2 вариант)
Какие признаки характеризуют мейозы, протекающие в семенниках животного, представленного на рисунке?
1) наличие двух следующих одно за другим делений
2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
4) образование диплоидных дочерних клеток
5) отсутствие интерфазы перед первым делением
6) конъюгация и кроссинговер хромосом
ЕГЭ по биологии, задание 9 (3 вариант)
Выберите структуры, не характерные для соматических клеток организма, изображенного на рисунке
1) митохондрии
2) хлоропласты
3) целлюлозная клеточная стенка
4) рибосомы
5) крупные вакуоли с клеточным соком
6) аппарат Гольджи
ЕГЭ по биологии, задание 9 (4 вариант)
У животного, представленного на рисунке, часть яичников преобразована в желточники, которые выделяют желточные клетки, служащие для питания зародыша. Какие функции выполняет комплекс Гольджи в желточных клетках?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
ЕГЭ по биологии, задание 9 (5 вариант)
Какие вещества входят в состав клеточной мембраны соматических клеток организма, изображенного на рисунке?
1) липиды
2) хлорофилл
3) РНК
4) углеводы
5) белки
6) ДНК
ЕГЭ по биологии, задание 9 (6 вариант)
Какие функции выполняют липиды в клетках паренхимы представленного на рисунке животного?
1) ферментативную
2) запасающую
3) энергетическую
4) структурную
5) сократительную
6) рецепторную
ЕГЭ по биологии, задание 9 (7 вариант)
Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри клеток кожно-мускульного мешка животного, изображенного на рисунке?
1) актин
2) гемоглобин
3) фибриноген
4) АТФаза
5) РНК-полимераза
6) трипсин
ЕГЭ по биологии, задание 9 (8 вариант)
Какую функцию выполняют моносахариды в клетках паренхимы изображенного на рисунке организма?
1) энергетическую
2) составных компонентов полимеров
3) информационную
4) составных компонентов нуклеиновых кислот
5) защитную
6) транспортную
Хотите подготовиться к ЕГЭ по биологии на 90+? Срочно пишите на WhatsApp +7(903)186-74-55
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!
Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт “Репетитор по химии и биологии”
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Источник
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6.
1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок.
2) 5 – спермии направляются к завязи цветка.
3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках.
42. Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Исправьте допущенные ошибки.
1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности. 2. В завязи цветка образуются гаплоидные пыльцевые зерна. 3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра – генеративное и вегетативное. 4. Генеративное ядро делится на два спермия.
5. Спермии направляются к пыльнику. 6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. 7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6.
1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок.
2) 5 – спермии направляются к завязи цветка.
3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках.
43. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?
Пояснение.
1) средний зародышевый листок — мезодерма;
2) формируются ткани: соединительная, мышечная;
3) формируются системы органов: опорно-двигательная, кровеносная, выделительная, половая, кровь.
44. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
Пояснение.
1) на рисунке изображены плавательная конечность птицы и роющая лапа крота;
2) сходство заключается в том, что это гомологичные органы, имеющие общее морфологическое происхождение;
3) различие заключается в том, что эти конечности выполняют функции (плавание и рытье почвы);
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.
45. Какие органы изображены на рисунке? В чём заключаются их сходство и отличие? К каким доказательствам эволюции относится данный пример? Укажите четыре критерия.
Пояснение.
1) на рисунке изображены корень и корневище;
2) это аналогичные органы, выполняющие сходные функции (накопление питательных веществ и удержание растения в почве);
3) различие заключается в том, что эти органы имеют разное логическое строение и происхождение;
4) этот пример относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции.
46. К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
Пояснение.
1) Поперечно-полосатая мышечная ткань.
2) Этой тканью образованы: скелетная мускулатура, язык, начальный отдел пищевода, двигательные мышцы глазного яблока, сфинктеры.
3) Клетки (миоциты) с большим количеством крупных митохондрий, многоядерные, большой длины. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления, а также произвольность (то есть её деятельность управляется по воле человека).
47. Рассмотрите и определите биологические объекты, обозначенные цифрами 1 и 2. Назовите два общих признака в их строении и два признака, по которым они различаются.
Пояснение.
1) 1 — плод семянка; 2 — плод зерновка.
2) Это сухие односемянные плоды. Они содержат семена с зародышем и запасом питательных веществ.
3) У семянки семенная кожура легко отделяется от околоплодника, а у зерновки она плотно с ним срастается. Запас питательных у семянки — в семядолях, а в зерновке они – в эндосперме.
48. Какой вид травмы показан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры первой помощи следует принять в первую очередь?
Пояснение.
1. Открытый перелом большой берцовой кости и закрытый перелом малой берцовой кости.
2. В первую очередь необходимо остановить кровотечение наложением жгута и давящей повязки и зафиксировать голень шинами в голеностопном и коленном суставах.
3. Наложить асептическую повязку и госпитализировать пострадавшего
49. Схема строения какого вещества изображена на рисунке? Какие разновидности этого вещества существуют? В чём состоит его участие в обмене веществ
Пояснение.
1) На рисунке изображён нуклеотид РНК.
2) РНК бывает рибосомной, информационной и транспортной.
3) РНК участвует в биосинтезе белков – в процессах транскрипции и трансляции.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Источник