Какая особенность фольклора определяет его специфические свойства

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойства thumbnail

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – “народная мудрость”, “народное знание” и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием “устное творчество народа” подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название “народно-поэтическое творчество” указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания3.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет “знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ”.4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает “из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания”5. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. “На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам”.6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: “фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни”.7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. “Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность”.8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Читайте также статьи:

  • Жанры фольклора
  • Вопросы и задания по теме “Формирование начальных представлений о фольклоре и его жанрах”

 Перейти к оглавлению книги “Неиссякаемый источник. Устное народное творчество”

Источник

2.1. Особенности фольклора

Фольклор имеет некоторые особенности, каких нет в других направлениях. Следующая часть главы посвящена рассмотрению особенностей фольклора.

Фольклор, имея свои специфические качества, устанавливает свои законы, которыми отличается от других дисциплин.

1.Традиционность.

Как уже ранее говорилось, фольклор – это массовое народное творчество. Одна из главных особенностей фольклора – это его анонимность. Многочисленные частушки, сказки, былины не имели автора. Их автором были люди, народ. Произведения создавались по уже известным и заезженным образцам. Например, в народных сказках, можно отметить одно и то же начало или окончание произведения: «Жили-были…», или «пир на весь мир». Следует отметить многочисленное употребление метафор, символов имеющих в любом сюжете произведения. А также образы персонажей, характерные качества как добро и зло, уважение и хамство, повторялись из истории в историю. Задача заключалась в том, чтобы это «наследие» учило добру, правилам поведения, уважению.

Одной из главных ролей в фольклоре играет единство. К сожалению, всё созданное не всегда сохранялось в устном бытование. Многократные повторения былин, песен, пословиц переходили из уст в уста. Рассказчик, будучи сказочником (человек рассказывающий сказки) или песельником (исполнитель песен), стремились передать в таком виде, следующему поколению свои традиции. Развитие фольклора это поколение должно не просто копировать труды в различных его видах, но и добавлять что-то новое, чтобы обогатить культуру народа.

Примечательным еще был тот факт, что народное творчество было особенным. Фольклор центральной России явно отличался от народного искусства Сибири, но их не возможно было разлучить. Здесь, в устном народном творчестве воплощена ментальность людей, их склад души. Между народами возникала особая фольклорная связь, которое пополняло национальное достояние страны. Русский фольклор взаимодействует с Кавказским , с Прибалтийским или Поволжским и другими фольклорами.

2.Синкретизм.

Следующей особенностью фольклора является «синкретизм». Синкретизм ( от греч. соединение) т.е. это особая связь между народным творчеством и элементами других художественных компонентов. Фольклор тесно связан с актерским мастерством (телодвижения, мимика, выражение эмоций) в исполнение всех видов фольклора (например, рассказывание былин, осуществление свадебных обрядов, хороводных или других играх и т.д.).

Из чего следует, что и фольклористика соприкасается и взаимодействует с такими видами искусств как хореография, театральным мастерством или музыкой.

3. Вариативность.

Некоторые ученные пытаются обосновать теорию о фольклоре тем, что фольклорные произведения не имеют устойчивого текста, так как устная форма передачи делала их более гибкими для изменений, а также они имели вариативную форму сказания. Следовательно, при многократном воспроизведение фольклорного творчества, любой последующий вариант сказаний отличался от других, рассказанных или спетых. Большая часть народов, все равно стремилась сохранить свое истинное «слово».

Народное фольклорное творчество имело общенациональный характер, но каждый народ, ввиду своего склада души и ментальности, имел свою «изюминку», которая бы выделялась среди других.

4. Импровизация.

Вариативность естественно, играет большую роль, но не стоит упускать из виду, что в любом исполнение песни или былины всегда присутствует импровизация. Какой бы памятью не обладал рассказчик, при повторном исполнение произведения, он привносил бы что-то новое. Расширит или наоборот сократит текст, что-то добавит, что-то уберет. Многое зависит от самого рассказчика и его настроение, а также предпочтения слушателей и их состав. Устное творчество имело свои жанровые правила. Жанр контролировал то или иное изменение текста, и устанавливал особые ограничения. Импровизация в разных жанрах проявлялась по-своему.

Основная единица изучения фольклора является жанр. Жанры в фольклоре по-своему уникальны, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Социальная жизнь и быт народа менялся, вместе с ним менялись многие жанры. Они трансформировались, перерабатывались или вовсе исчезали из общего употребления.

Основными видами фольклора является ряд элементов.

1.Похоронные обряды и причеты.

Традиции связанные с похоронным обрядом в основном сопровождаются рядом действий, а также плачем и песнями восходящие к усопшему. В Древности отношение к похоронному обряду и самому мертвецу имело злой, нечистый характер, от которой необходимо было оберечься. Но также в обряде похорон важную роль играют традиции и взгляды родового строя, его вероисповедания. Исследуя быт и традиции прошлых веков, отношения к покойнику было двойственным. С одной стороны, его не переставали бояться, опасаясь, что он заберет еще одного человека с собой.

С другой стороны, всячески пытались его задобрить, чтобы дух усопшего не забывал и защищал свою семью от магического воздействия (сглаз, порча и т.д.). Отсюда следует противоречия похоронной процессии. Чтобы «мертвец» не вернулся в дом, его тело клали на лавку или стол, обязательно ногами к выходу. Затем тело выносили, любыми возможными способами. Очень часто в стене или крыши делали отверстие, выносили тело и после, чтобы покойник не нашел дорогу обратно, закрывали отверстие.

По мимо обрядов защищавших от нежелательного возвращения покойника, также не менее популярными были масса других обрядов, которые наоборот предполагали присутствие усопшего. Так например, во время поминального обряда, традиционно было оставлять один столовый прибор для покойника, как бы таким образом он принимает участие в трапезе. После похорон, в натопленную баню приносили комплект белья для покойника. Еще одной неотъемлемой частью похорон являются причитания или причеты, которые сопровождались воплями, плачами «причитальщицы». Профессиональная «плакуша» умела четко руководствоваться традиционными правилами и выполняли причеты от имени различных лиц, участвовавшие в обряде.

В современном мире, в связи быстрыми темпами развития общества и его быта, ряд похоронных традиций более не используются. Например, выносят тело покойника теперь только через дверь, вряд ли это получится сделать через окна, отверстие потолка или стены.

2. Военные плачи;

По своей конструкции, Завоенные или рекрутские причитания взаимосвязаны с похоронными причетами. Ведь ранее, в старину, если молодого человека провожали на войну как на верную смерть.

Рекрутские плачи имели свой особенный обряд. Как и на похоронных причитаниях, приходили профессиональные «вопленицы». Обряд заключался в прощании с семьей (матерью, отцом, братьями или сестрами), с родственниками рекрута, с соседями.

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 45049
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… Образ внешнего человека в функционально-семиотическом аспекте (на материале русского языка) // Вест. Омск. ун-та. 2001. Вып. 1. С.68-70 Коротун, 2002 Коротун О.В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языковой картине мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2002. Котрюрова, 1997 Котюрова М.П. Стилистический и прагматический подходы к тексту: некоторые основания их дифференциации // …

… , понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова. 3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1. Билет № 5 1. Охарактеризуйте фонетическую систему русского языка: систему гласных и согласных звуков речи. На примерах покажите смыслоразличительную функцию звуков (фонем). 2» Докажите на примерах, что прямая …

… переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора – наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он …

… влиятельным метарассказам, транслируемым и одновременно воспринимаемым, как к причине и цели структурирования индивидуального сознания.2. Неомифологизм и концепция пустоты в романе «Чапаев и Пустота» 2.1 Неомифологизм как элемент структуры романа «Чапаев и Пустота» В романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» используется более традиционный подход к романному конфликту, то есть система образов не …

Источник

Народное творчество представляет собой целый спектр самых разных художественных произведений народа. Среди всего разнообразия народного творчества особое значение для современной культуры имеет фольклор как часть культурного наследия этноса. Фольклор несет в себе следы ушедших эпох и хранит менталитет, он является своеобразной культурной памятью народа. Несмотря на его многослойный и неординарный характер, все же фольклор обладает определенными особенностями.

фольклор_18

Для того чтобы разобраться с понятием «фольклор», легко отделять фольклорные тексты от нефольклорных, знать характерные признаки фольклора и свободно назвать примеры фольклора,  рассмотрим:

  • что такое фольклор?
  • в чем состоят особенности фольклора?
  • на какие виды делится фольклор?
  • что характерно для словесного (литературного) фольклора?
  • каковы особенности музыкального фольклора?
  • что представляет собой зрелищный фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество. Происхождение слова «фольклор» (от английского «folk» — народ) уходит своими корнями к слову «народ». Именно поэтому иногда фольклором называют совокупность всех произведений художественной деятельности того или иного народа. Несмотря на это, все же большинство исследователей народной культуры полагают, что к фольклору относится тот пласт народной культуры, который передается из уст в уста, то есть может существовать лишь в устной форме.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваФольклор как устное народное творчество представляет собой совокупность произведений песенного, танцевального, литературного (словесного), инструментального, театрального искусства народа.

Примеры фольклора – народные потешки, сказки, былины, загадки, предания, легенды, частушки, танцы, театральные постановки и многое другое. Фольклор, то есть устные тексты народной культуры, формировался на протяжении длительного времени и постепенно передавались от одного поколения к другому. Иными словами, фольклор имеет традиционный характер.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваФольклор тесно связан с традиционной культурой, он хранит и передает традиционные ценности народа, его нормы поведения, идеалы, обычаи.

Богатство жанров фольклора во многом объясняется тем, что фольклорные тексты варьируются по манере, способам, вариантам исполнения. Для фольклора существенное значение имеет интонация голоса, наличие определенных слов, особенность напева, ритм и громкость инструментальной игры, вариации коллективного исполнения фольклорного произведения. Художественное произведение фольклора приобретает особую ценность при сохранении условий его воспроизведения. Например, исполнение народной песни нередко сопровождается определенными движениями, игрой на конкретных музыкальных инструментах (балалайка, гармонь и пр.), наличием атрибутов (платок, сарафан, кокошник, пояс и пр.), а также требует нужной интонации.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваФольклор как устное народное творчество народа отражает мировоззрение народа, его верования, понимание и осмысление мира.

В фольклоре сегодня мы можем увидеть часть традиционной культуры народа. Фольклор показывает — что народ в далеком прошлом почитал и ценил, а что считал неправильным. И это благодаря тому, что фольклор все же дошел до нас в виде сказок, песен, танцев, поговорок. Прикасаясь сегодня ко всему этому, мы имеем возможность услышать голос поколений, лучше понять самих себя, воспринимать народную эстетику через музыку и движения, а народную мудрость — через слово.

Между тем, большое количество самобытных тестов устной культуры народа бесследно исчезли. Именно поэтому современники бережно относятся к сохранившимся фольклорным традициям и нередко предпринимают попытки восстановить утерянные тексты народной культуры.  Фольклор богат формами, проявлениями, образами и сюжетами, он как бы рассказывает нам о жизни наших предков, об их нравах и обычаях.

Следует отметить, что фольклор сегодня представляет собой не только художественную ценность и уникальный формат народной эстетики, но и педагогическую ценность. Особенно важным в современных условиях является тот факт, что фольклор обладает нравственно-воспитательным потенциалом, в том числе и для детей. Именно поэтому в воспитании детей педагоги и родители все чаще обращаются к народным сказкам, танцам, потешкам, загадкам и многим другим фольклорным текстам как к источнику освоения мира.

Все многообразие фольклора можно упорядочить, если разделить фольклорные тексты на три основных вида:

  • словесный (литературный) фольклор;
  • музыкальный фольклор;
  • зрелищный фольклор (танцы, театр, представления).

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваПервое. Синкретичный характер фольклора.

Фольклор имеет синкретичный (слитный) характер, поэтому одни фольклорные тексты имеют тесную связь с другими. Например, фольклорная поэзия тесно связана с фольклорной музыкой или танцами, а для исполнения фольклорного танца иногда важно наличие характерного инструментального сопровождения.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваВторое. Региональный (территориальный) характер фольклора.

Фольклор имеет региональный характер, поскольку происхождение фольклорных текстов (былин, сказаний, народного театра и пр.) обусловлено особенностями культуры народа, который проживал на данной территории. Благодаря традициям, фольклор сохранялся, он поддерживался и передавался в регионах от одного поколения к другому. Однако с другой стороны, очень часто случалось так, что появляясь в разных регионах, фольклорные тексты обладали некоторым сходством. Например, в сказках разных народов, проживающих на далеких друг от друга территориях, учеными были обнаружены сходные сюжеты, образы и мотивы.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваТретье. Культурная ценность фольклора.

Фольклор как устное народное творчество представляет собой часть культурного наследия народа. Фольклор — предмет исторической ценности, поскольку он, как духовный посредник, рассказывает о культуре этноса или нации. Прикасаясь к фольклору, мы понимаем и осваиваем характер народной культуры, погружаемся в самобытный мир культуры конкретного народа (русского, чеченского, татарского, эвенкского, узбекского, белорусского и т.д.). Фольклор хранит фрагменты повседневной культуры народа. Фольклорные тексты демонстрируют нам как в разные периоды времени люди относились к природе, к близким, к воспитанию детей, к Богу, к старшим и так далее. Если не предпринимать усилий по сохранению и актуализации фольклора, то мы можем потерять ценные фрагменты культурного наследия народа.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваЧетвертое. Коллективный характер авторов фольклорного творчества.

Произведения фольклора являются результатом коллективного творчества. Фольклор не имеет авторов, поскольку единственным его автором является народ как коллективное целое.  Безусловно, к созданию текстов фольклора были причастны те или иные авторы. Но вековой возраст фольклорных текстов, устный характер их передачи, а также постоянное их совершенствование не позволили сохранить авторство.

Какая особенность фольклора определяет его специфические свойстваПятое. Особенности текстов фольклора.

Фольклорные тексты обладают сходством, которое во многом определяет и их особенности. Во-первых, для фольклора характерна повторяемость, стереотипность в различных жанрах, особенно в былинах и сказках (например, в словах – «мед, пиво пил», «жили-были»), а также в песенных интонациях (например, при исполнении частушек или колыбельных песен). Во-вторых, вербальные тесты фольклора часто содержат противостояние двух сторон или начал (например, света и тьмы,  своих и чужих, добра и зла). В-третьих, фольклорные тексты просты и доступны для понимания обычными людьми. В-четвертых, тексты фольклора характеризуются традиционностью, они мало меняются со временем, и именно в этом состоит их главная ценность для современников.

Словесный (литературный) фольклор 

Словесное (литературное) творчество или поэтическое творчество является тем видом фольклора, который максимально разнообразен в жанрах устной культуры разных народов. Это связано с тем, что литературный фольклор испокон веков передавался из уст в уста, поэтому он максимально сохранился вплоть до наших дней. Несмотря на это, все же многие фольклорные произведения народного творчества были утеряны со временем.

фольклор_народное творчество_6

Словесное творчество народов, передающее своеобразие и дух народной культуры, может отличаться по самым разным аспектам, в том числе по литературным формам.

Чаще всего специалисты отмечают, что словесный фольклор можно рассматривать как совокупность следующих литературных форм:

  • мифы и легенды народов мира (например, славянские мифы о домовом);
  • сказки и сказания (самые разные, включая и бытовые сказки);
  • героический эпос (средневековый жанр эпоса в виде песен, поэм, преданий, легенд народа, которые могли быть основаны на реальных событиях);
  • былины (например, былины о русских богатырях);
  • заговоры (обрядно-магические тексты народа, обладающие поэтическим характером);
  • поговорки и пословицы (как пример мудрых мыслей народа в метком и лаконичном выражении);
  • потешки (например, «Сорока-ворона кашу варила»);
  • загадки (например, народные загадки о природе или элементах убранства дома);
  • предания (устное художественное произведение прозы, в котором народ своеобразно интерпретирует исторические события);
  • другие тексты фольклора.

Кроме того, литературный фольклор делится на большие формы (былины, сказки и пр.) и малые формы (загадки, пословицы и пр.). При этом содержание литературного фольклора имеет большое значение для современной культуры.

Во-первых, в фольклорных произведениях нередко хранятся мудрые высказывания народа и удивительно точно передаваемые закономерности окружающего мира. Так, народные пословицы неслучайно очень популярны и сегодня. Обучая детей, мы всегда обращаемся к ним. В пословицах кратко выражаются емкие мысли народной культуры (например, «В гостях хорошо, а дома лучше» или «Встречают по одежке, а провожают по уму»).

Во-вторых, в преданиях, сказаниях и былинах отражаются реальные исторические события, которые пережил народ в своей истории. Например, былины о русских богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче) или в повести о Евпатии Коловрате повествуются события, во время которых русский народ защищал свою землю от нашествий захватчиков.

В-третьих, помимо этого, духовная глубина словесного фольклора обусловлена тем, что литературные произведения (будь то волшебная сказка, загадка или легенда) несут в себе нравоучительный смысл. Иными словами, литературный фольклор обладает высокой моральной ценностью, а фольклорное искусство духовно воспитывает, наставляет, заставляет верить в добро и справедливость, любить свою землю и свой народ. Например, в русских былинах воспеваются мужество и любовь к своей земле, а в русских сказках —  скромность, честность и доблесть. Тогда как высмеиваются в фольклоре жадность, лень, праздность, глупость. Именно поэтому так важно не просто сохранять фольклор, но и знакомить с ним подрастающее поколение.

Наконец, слог литературного фольклора весьма самобытен и выразителен. Фольклорные тексты часто завораживают особой эстетикой – они певучие, складные, поэтичные, а также богаты метафорами и олицетворениями, метонимиями, позволяющими глубоко проникнуть и лучше понять суть текста. Например, поэтически насыщенными следует назвать русские народные загадки («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

Музыкальное творчество народа также возникло в далеком прошлом и вышло из обрядовой музыки, которая сопровождала древние традиции народов. Музыкальный фольклор неслучайно стал той художественной сокровищницей, которая в нотах и звуках раскрывает все грани народной культуры. Ведь музыка всегда была рядом с человеком. И вплоть до сегодняшних дней, народ в самые важные, знаменательные и, напротив, во время горестных событий, обращается к музыке. С музыкой проходили все важные процессы в жизни народа (свадебные песни, поминальные песнопения), работы в поле и сбор урожая (песни на покос), народные праздники и гуляния (купальные запевы, колядки, веснянки и пр.).

Музыка позволяла облегчить боль и найти взаимопонимание, вызвать сочувствие и придать силы или, напротив, подчеркнуть яркость и знаменательность события в жизни народа. Культурное значение музыкального фольклора заключается в том, что он позволяет сплотить народ, придать значимость тем или иным фактам, процессам. Кроме того, музыкальный фольклор нередко оказывал и оказывает сейчас нравственное воздействие на людей, прежде всего, через песенные тексты. А художественная выразительность фольклорной музыки передает все грани народного духа, душевности и чуткости народа, лирические переживания и героический настрой.

Как и словесное творчество, музыкальный фольклор характеризуется многообразием различных форм. К формам музыкального творчества народа относятся:

  • колыбельные песни;
  • народные песни (лирические, обрядовые, плясовые и пр.);
  • мелодии народного танца;
  • частушки;
  • наигрыши;
  • инструментальные мелодии (гармонь, балалайка и пр.);
  • напевы.

В то же время, весь музыкальный фольклор можно поделить на две части – песенное творчество и инструментальное творчество (но одновременно обе части могут быть в составе одного художественного произведения). Так, фольклорные инструменты музыки передают всю оригинальность и неповторимость музыкальной  культуры народа (например, украинская бандура, грузинская чонгури, русская балалайка, шотландская волынка).

Разнообразие музыкального фольклора объясняется как многогранной направленностью музыкального творчества, так и большим количеством вариаций для исполнения музыкальных произведений народом. Например, народные песни могут быть самых разных жанров (лирическая песня, колыбельная, баллада и пр.), а также исполняться по-разному: сольно или хором, дуэтом, акапельно или в сопровождении ансамбля народных инструментов.

Музыкальный фольклор обладает особыми качествами. Музыка народа певучая, напевная, протяжная, для нее присущ особый фольклорный ритм и народный аккомпанемент. Кроме того, незамысловатость мелодии и душевность слов фольклорных песен породили большое количество поклонников музыкального фольклора по всему миру.

Зрелищный (синтетический) фольклор  

Если для словесного фольклора доминирующим признаком является вербальный текст, а для музыкального – наличие музыки, то для зрелищного фольклора характерно и то, и другое. Именно поэтому зрелищный фольклор называют еще синтетическим, поскольку любое представление (зрелище) предполагает совокупность нескольких видов искусства – вербального и визуального, а также часто в сопровождении музыки. Примеры зрелищного фольклора – это такие художественные произведения народной культуры, как фольклорный танец и фольклорный театр.

фольклор_народное творчество_22

Зрелищный фольклор возник из этнических обрядов наших далеких предков: хороводы, танцы у костра, ряжение, ритуальные обряды и пр.  Главным признаком зрелищного фольклора выступает видимый эффект художественных форм народной культуры. Если сказку и песню мы, преимущественно, слушаем, то танец или театр мы воспринимаем, прежде всего, визуально. Зрелищный фольклор отличается тем, что предполагает пространственное размещение: он всегд?