Какая ошибка содержится в утверждении все вещи состоят из материи
Философия Аристотеля
I. Жизненный и творческий путь Аристотеля (384-324 гг. до н.э.).
Юные годы. Афины: Академия. Годы странствий. Воспитатель А.Македонского. Второй афинский период: перипатетическая школа. Уход из Афин. Смерть. Сочинения Аристотеля.
II. Онтология Аристотеля.
Возражения Аристотеля против платоновской теории идей. Вывод Аристотеля: причина платоновского удвоения мира на «мир идей» и «мир вещей» ‑ абсолютизация обособления общего от единичного, противопоставление их друг другу.
III. Аристотель о предмете философии.
Согласно Аристотелю, существует «первая философия» (собственно философия) или метафизика и«вторая философия» (физика).
Предмет собственно философии (метафизики) – не природа, а то, что существует сверх нее. Есть природа, и есть сущее, которое шире природы.
Физика изучает материю, подвижные, изменчивые сущности.
Философия же имеет право существования лишь в том случае, если есть нематериальные причины и сверхчувственные неподвижные, вечные сущности.
Аристотель задает вопрос: «Является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет?»; «Существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная сущность, и если существует, то в чем она?». Ответ: «Да, существует! Именно эту сущность и изучает философия».
Эти сущности (сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности) были названы метафизическими (через 150 лет после смерти Аристотеля). Наука о них названа метафизикой. Ей сопутствовал метафизический метод (рассмотрение предметов как неизменных, обособленных, вечных).
IV. Учение о 4-х причинах.
Первоаксиома:нельзя существовать и не существовать одновременно.
Бытие – то, что существует. Уровни бытия: 1)чувственный мир и 2)сверхчувственный мир – уровень сущности («в самом деле, как будет существовать порядок, если нет чего-нибудь вечного?»). Критерий сущности – познаваемость в понятии.
Аристотель вводит понятие «субстанция».
Субстанция – это бытие самобытное, существующее в самомсебе.Субстанцией в аристотелевском смысле может быть только единичное бытие.
1.Что такое единичное бытие? – Это сочетание формы и материи.
Форма– сущность предмета, выражается в понятии о предмете.
Материя – «лишенность» формы.
Материя заключает в себе два определения:
а) отсутствие формы, которая в ней будет впоследствии;
б) возможность этой формы.
Форма в отличие от материи заключает в себе «действительность», осуществление возможного.
Например, медь, медная глыба это материя для шара. Медь – возможность для чего-то (шар, скульптура) и в тоже время – отсутствие формы шара или формы статуи.
А можно поставить вопрос: что есть медь сама по себе?– «Это медь» (материя как реальность). А медь – это вещество.
Материя – это сочетание 4-х физических элементов.
[«Материя» ‑ латинское слово. Аристотель употребляет греческое слово «хюлэ», означающее «лес», «кустарник», «дрова», «строевой лес», «неопределенный материал», «осадок», «гуща», «муть», и т.д.]
У Аристотеля материя – не то, что мы понимаем под этим словом сегодня. Это понятие употребляется у него в двух смыслах:
Материя – бесформеннное и неопределенное вещество – «первоматерия»;
Материя – то, из чего вещь состоит и то, из чего вещь возникает. Сюда входит и «первоматерия» (все вещи состоят из материи, если их лишить формы). Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «первоматерии». Например, камни – материя для каменного дома и для всего, что из них строят. Но сами по себе камни – не просто материя, а неоднократно оформленная материя.
Итак, аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе ничего породить. Это ‑ что-то подобное апейрону Анаксимандра (правда, у Анаксимандра апейрон сам из себя все порождает).
Материя – вечна, в этом она сродни форме.
Материя и форма – два вечных начала.
Форма – «суть бытия» вещи – то, что почти сливается с вещью. [По-гречески форма – «морфе», отсюда – морфология, т.е. учение о форме.]
Отношение материи и формы Аристотель трактует динамически через категории возможности и действительности. Носитель возможности – материя. Оформляясь, материя переходит из возможности в действительность. Действительность – это не действительность материи, не действительность вещи, а действительность формы. Аристотель отдает приоритет форме перед материей.
Материя и форма – два первоначала всего сущего.
2.Итак, если рассматривать не отдельные предметы, а всю природу в целом или весь мир в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование – во-первых, материи мира и, во-вторых, формы мира. Форма мира – форма форм – это Бог.
Но возникает вопрос ‑ возник ли мир во времени и может ли он погибнуть во времени?
Миру свойственно движение.Аристотель допускает, что движение – вечно. Отсюда – предположение о вечной причине мира и вечного движения мира. Это – первый двигатель (перводвигатель).
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
2. Эквивалентны
ли суждения? Обоснуйте свой ответ.
Все объекты материальны.
Все объекты состоят
из материи.
Все объекты Вселенной
состоят из материи. Опираясь на такую
теорию, в академической литературе
утверждается, что солнце не гаснет
потому, что оно ,одни химические элементы
превращает в другие. То есть, ученые тем
самым утверждают, что химические элементы,
это кирпичики мироздания Вселенной.
Следовательно,1) Материя
Вещества, есть частица, не имеющая
структурной формы, то есть, ядра, протонов,
нейтронов и электронов. 2) Все
элементарные частицы и химические
элементы образуются из частиц Материи
Вещества, путем сжатия их магнитной
энергией. Которая в свою очередь состоит:
из частиц Материи Вещества с энергией
расширения и частиц Материи Вещества
с энергией сжатия. 3)Взаимодействие этих
энергий образует все тела, вещества, элементарные
частицы, химические элементы, растения
и живой мир. 4)Все в Природе движется, вращается,
перемещается, растет, живет и отмирает
и осуществляет энергообмен, в результате
разности потенциалов электромагнитного
напряжения в каждом из отдельных участков
энергообмена: обмен на клеточном уровне,
ветры и ураганы в атмосфере, перебои в
сердце человека, землетрясения в земле
и цунами. в океанах.
3. Философ утверждает,
что мир состоит из элементов,
причем элементы понимаются как:
Тела. Атомы. Элементарные частицы.
Ощущения.
При каком понимании
элементов можно определить, является
философ идеалистом или материалистом?
Обоснуйте ответ.
Пожалуй, никакое другое
понятие материалистической философии
не вызывало так много нападок
со стороны идеалистов, как понятие
материи. Это и не удивительно. Оно
является краеугольным камнем материалистического
мировоззрения и потому подвергается
постоянным атакам противников материализма.
Бесчисленное количество раз идеалисты
объявляли понятие материи, обозначающее
объективную реальность, опровергнутым
или устаревшим, но развитие науки
и данные практики неоспоримо свидетельствуют
о том, что его нельзя опровергнуть.
Уступая прогрессу естествознания,
идеалисты вынуждены признать существование
атомов, электронов, фотонов и т.п.
“Единственное”, что они отрицают,
– это то, что все эти частицы являются
объективной реальностью, что они материальны.
Но это-то “единственное” и разделяет
коренным образом материалистов и идеалистов.
Поэтому идеалисты всеми силами борются
против понятия материи.
4. Определите, против
каких философских течений направлены
различные части определения
материи: Материя есть философская
категория. Для обозначения объективной
реальности. Которая дана человеку в ощущениях
его. Которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них.
В домарксистской философии
сложились различные концепции
материи: атомистическая (Демокрит), эфирная
(Декарт), вещественная (Гольбах). «…Материя
вообще есть все то, что воздействует каким-то
образом на наши чувства» (Гольбах. Система
природы). Общим для всех концепций было
отождествление материи с ее конкретными
видами и свойствами или с атомом, как
с одной из простейших частиц лежащих
в основе строения материи.
Разрабатывая научное
определение материи, К.Маркс и Ф.Энгельс
имели в виду объективный мир в целом,
всю совокупность составляющих его тел.
Опираясь на диалектический и исторический
материализм Маркса и Энгельса, В.И. Ленин
дальше развил это учение, сформулировав
в работе «Материализм и эмпириокритицизм»
понятие материи. «Материя есть философская
категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них».
От философского понятия
материи нужно отличать естественнонаучные
и социальные представления о
ее видах, структуре и свойствах.
Философское понимание материи
отражает объективную реальность мира,
а естественнонаучные и социальные
представления выражают его физические,
химические, биологические, социальные
свойства. Материя – это объективный
мир в целом, а не то, из чего он
состоит. Отдельные предметы, явления
не состоят из материи, выступают конкретными
видами ее существования, как, например,
неживая, живая и социально организованная
материя, элементарные части, клетки, живые
организмы, производственные отношения
и т.д. Все эти виды существования материи
изучаются различными естественными,
общественными и техническими науками.
5. Известный физик
С. Саката отмечает, что в современной
физике имеются три точки зрения на природу
элементарных частиц:
это атомы Демокрита,
первичные элементы материи; Мыслители Древней Греции
оставили весьма заметный след в развитии
учения о материи. Они впервые высказали
мысль о том, что все предметы состоят
из мельчайших неделимых частиц – атомов.
Первичная субстанция – атомы движутся
в пустоте, и их различные сочетания суть
те или иные материальные образования.
Уничтожение вещей, по Демокриту, означает
лишь их разложение на атомы. В самом понятии
атома содержится нечто общее, присущее
различным телам.
это лишь понятия,
созданные для удобства описания физических
явлений; Частицы, претендующие на роль
первичных элементов материи, иногда называют
“истинно элементарные частицы”.
Первой открытой элементарной
частицей был электрон. Его открыл
английский физик Томсон в 1897 году.
Первой открытой антицастицей
был позитрон – частица с массой электрона,
но положительным электрическим зарядом.
Это античастица была обнаружена в составе
космических лучей американским физиком
Андерсоном в 1932 году.
это структурные
единицы, относящиеся к одному из бесконечных
уровней материи. Существование и взаимодействие
частиц, в сущности, есть непрерывный процесс
обмена материи-пространства и движения-покоя
или, короче, обмена материи-пространства-времени.
Использование более широкого понятия
обмена (вместо взаимодействия) для этой
модели является более правильным, поскольку
более точно отражает поведение частиц
в их динамическом равновесии с окружающим
полем в состоянии покоя и движения, а
также взаимодействие с другими объектами,
включая взаимодействие частиц с частицами.
Другими словами, понятие обмена здесь
больше подходит с точки зрения сложного
поведения элементарных частиц как динамических
форм, принадлежащих одному из взаимосвязанных
уровней многоуровневой Вселенной. Это
понятие было впервые введено в работе
Альтернативная картина мира (1995).
Охарактеризуйте
философские позиции, которые лежат
в основе этих трех точек зрения.
6. В статье “Электроны
и вакуум” известный физик П. Дирак,
рассматривая вопрос о том, что такое электрон,
замечает, что совершенно неважно знать,
что такое электрон, важно знать, как он
движется, взаимодействует, аналогично
тому, как в шахматах совершенно неважно,
из чего сделаны фигуры, каков их внешний
вид и структура, а важно лишь знать законы
их движения.
Можно ли считать
П. Дирака сторонником энергетизма?
Аргументируйте ответ.
П. Дирака можно считать
сторонником энергетизма. В 1931 г. английский
физик – теоретик Поль Дирак обнаружил,
что в квантовой физике определенно есть
место магнитным монополям, хотя в природе
такая возможность не используется. Связав
существование магнитных монополей с
фазами квантовых волн, Дирак обнаружил
весьма любопытную связь между электрическим
и магнитным зарядами. Если магнитный
монополь действительно существует, утверждал
Дирак, то магнитный заряд должен быть
кратен некоторой заданной величине, которая
в свою очередь определяется фундаментальной
величиной электрического заряда. Следовательно,
если монополь вдруг заявит о себе, мы
по крайней мере знаем, какой величины
должен быть магнитный заряд.
Хотя проведенный Дираком
анализ выявил место магнитного монополя
в физике, из теории Дирака отнюдь не
следовало, что магнитные монополи
непременно существуют. Почти за полвека
на эту тему было написано не так
уж много. И вдруг в 1975 г. физики были
потрясены сообщением о том, что
магнитный монополь обнаружен в
космических лучах. Сообщение оказалось
ложной тревогой, но послужило стимулом
к возрождению интереса к проблеме.
Этому немало способствовали новые
теоретические идеи, благодаря которым
новая концепция монополя оставила далеко
позади работу Дирака.
7. Движенья нет,
сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал
и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог
он возразить;
Хвалили все ответ
замысловатый.
Но, господа, забавный
случай сей
Другой пример
на память мне приводит:
Ведь каждый день
пред нами солнце ходит,
Однако ж прав
упрямый Галилей. /А.С. Пушкин/
Какую философскую
идею выразил поэт в этом стихотворении?
Апории Зенона о движении.
Первая апория. Кажется, что
есть движение. Почему есть? “Мы его видим”,
– говорят. Парменид: “Бытие не движется”.
“Как же, – возражают, – вон тараканы –
бегают, следовательно, движение есть”.
Но вдумайтесь! В том месте, где они есть
– они не движутся, а где их нет – тоже не
движутся. Так движется ли многое? Нет,
получается, что движущееся – не движется.
Вторая апория. Мнение, что
существует многое без одного, тем самым
утверждает бесконечную делимость пространства
и времени. Но в этом случае быстроногий
Ахилес не догонит черепаху (не Зенон так
утверждал, как ему приписывают, а так
получается по мнению, не состоятельность
которого он показывал). Ибо за то время,
пока он прибежит в точку, где она только
что была, черепаха успеет хоть немного
проползти вперед. Следовательно, если
он ее все-таки догоняет, то правда ли,
что пространство и время делимо до бесконечности?
Правда ли, что нет неделимого, т.е. одного
как такового?
Все мы видим движение, но
значит ли это, что движение есть для
мысли? Нет. И толпа всегда будет
радоваться его опровержению хождением,
как будто философ дурак и не знает,
что можно ходить, двигаться. “Что тут
думать-то: тут и так все ясно! Чему он меня
учит?” Философия учит только одному –
мышлению.
Мысль впервые появляется,
когда человек задумывается: “А
что, собственно, ЕСТЬ то, что я вижу?”
К этому и побуждают апории
Зенона Элейского.
8. Если каждая
наука изучает какую-то форму
движения материи, то куда можно
отнести такие научные направления,
как кибернетика, теория систем?
Кибернетика и общая теория
систем может быть отнесена к общим наукам,
таким, как математика и философия. Поэтому
возникает задача достижения единства
знаний. Обычно человек строит модели
для того, чтобы изучить и установить связь
между сущностью реальной действительности
и явлениями. Модели могут иметь различный
вид, но все они предназначены для того,
чтобы лучше понять сложные явления окружающего
нас мира. При изучении сложных систем
необходимо рассматривать следующие две
стороны вопроса: микроуровень, на котором
выявляют основные причинно-следственные
связи, объясняющие работу составных частей
системы, и макроуровень, когда исследуют
взаимосвязь между элементарными подсистемами.
Традиционный научный метод и современные
математические модели применимы для
исследования на микроуровне, но становятся
непригодными, когда мы имеем дело с макроуровнем.
Такое положение дел способствовало развитию
философской мысли в направлении интеграции
отдельных областей знания об окружающем
мире с помощью единого подхода. В связи
с проблемой единства знаний возникают
несколько вопросов: для чего нужно единство
знаний? Как его достичь? Какие при этом
возникают методологические проблемы?
Наличие отдельных элементов,
пусть даже явно связанных между
собой, не означает самостоятельного существования
целого, частями которого они являются.
Так, не существует эмпирической основы
для создания всеобъемлющей теории
о знаниях. Идеальная объединенная
наука отрицает пользу специальных
наук, которые в состоянии изучать
лишь отдельные стороны окружающего
мира, а все остальные аспекты
упускают из виду.
9. “Как бы
мы не усложняли компьютер,
он остается системой, функционирующей
в рамках физико-химического движения,
а психика, мышление – это продукты
социально-биологические. Поэтому
рассуждения об эре искусственного
интеллекта, машинного разума – это
мифы современного механизма,
механизма кибернетического”. Согласны
ли вы с этим утверждением.
Обоснуйте ответ.
Да, соглашусь – это
миф. Современные системы искусственного
интеллекта способны осуществлять перевод
с одномерных языков на многомерные.
В частности, они могут строить диаграммы,
схемы, чертежи, графы, высвечивать на
экранах кривые и т. д. ЭВМ производят и
обратный перевод (описывают графики и
тому подобное с помощью символов). Такого
рода перевод является существенным элементом
интеллектуальной деятельности. Но современные
системы искусственного интеллекта пока
не способны к непосредственному (без
перевода на символический язык) использованию
изображений или воспринимаемых сцен
для «интеллектуальных» действий. Поиск
путей глобального (а не локального) оперирования
информацией составляет одну из важнейших
перспективных задач теории искусственного
интеллекта.
12. Один из героев
фантастической повести И. Ефремова
рассуждает так. Поскольку мир
един, то и законы его развития
должны действовать одинаково,
а отсюда следует, что все
мыслящие существа во Вселенной
должны быть похожими друг
на друга. Согласны ли вы
с таким выводом? Аргументируйте
ответ.
Не соглашусь, т.к. в мире
всех мыслящих существ возникает моральное
единство и системное устройство по одним
только законам духа. Называя это ощущаемое
в нас принуждение нашей воли к согласию
с общей волей нравственным чувством,
мы говорим о нем, как о чем-то совершающемся
в нас, не зная его причины. Разве нельзя
представлять себе проявление нравственных
побуждений мыслящих существ в их взаимных
отношениях как следствие по-настоящему
деятельной силы, благодаря которой они
воздействуют друг на друга? Нравственное
чувство было бы при этом ощущаемой зависимостью
частной воли от общей, результатом естественного
и всеобщего взаимодействия, которым нематериальный
мир достигает своего нравственного единства,
образуя по законам этой свойственной
ему связи систему духовного совершенства.
Источник