Какая неточность содержится в изображении князя на цветной литографии
Вопрос ко II пункту №1. Почему Владимир Всеволодович получил прозвище Мономах? Какая неточность содержится в изображении князя на цветной литографии?
Слово «мономах» в переводе с греческого означает «единоборец». Владимир Всеволодович получил его не за какое-то свой действие, а в наследство от своего деда по матери императора Византии из Македонской династии Константина IX Мономаха, который правил с 1042 по 1055 годы.
На литографии из «Царского титулярника» 1672 года (настоящее название «Большая государева книга или Корень российских государей») Владимир Мономах показан с каштанового цвета волосами и бородой, хотя на самом деле он стал великим князем, когда ему было уже 60 лет, то есть он почти наверняка был седым.
Вопрос ко II пункту №2. Согласны ли вы с мнением историка Н.И. Костомарова: «Этот человек (Владимир Мономах) может, по справедливости, называться представителем своего времени»? Поясните свою точку зрения.
Владимир Мономах большую часть своей жизни воевал. Он участвовал как в усобицах, так и в походах на половцев. Он отлично понимал, как пагубны усобицы для государства. Но при этом, став великим князем в Киеве, правителями важнейших городов он назначил своих сыновей, что потенциально могло привести к новой усобице – в каждой из предыдущих именно город под управлением того или иного Рюриковича давал ему ресурсы для борьбы со своим отцом или братьями. Потому с мнение историка полностью можно согласиться – Владимир Мономах был человеком своего времени, он применял политические и военные технологии именно своей среды, просто делал это более умело и удачно, чем другие Рюриковичи.
Вопрос к параграфу №1. Определите основные направления деятельности Ярослава Мудрого. Какие деяния являются главной заслугой киевского князя?
Основные направления:
– борьба за наследство отца со своими братьями Святополком и Мстиславом (победить Мстислава так и не смог, объединил под своей властью всё государство отца только потому, Мстислав умер намного раньше Ярослава, а Евстафий (единственный сын Мстислава) – раньше отца);
– присоединение новых земель к Древнерусскому государству;
– масштабное церковное строительство (включая Софийский собор в Киеве);
– отношения с Византией (включая не слишком удачный поход на Царьград);
– церковная политика (в рамках этой политики, например, был назначен первый русский по происхождению митрополит Илларион);
– начало создания единого законодательства (создание Русской правды – так называемой Краткой редакции);
– влияние на Норвегию (Ярослав Мудрый помогал Олафу Святому в попытке последнего вернуться на престол Норвегии, посадил на этот престол Магнуса I Доброго (сына Олафа), а позже Харальда Хардраду (единоутробного брата Олафа и зятя Ярослава));
– поднятие престижа Древнерусского государства в мире (для этого Ярослав, в частности, устраивал династические браки своих сыновей и дочерей с домами, правившими как в ближайших к Древнерусскому государству, так и в далёких от него странах, включая Францию).
Вопрос к параграфу №2. Какой у вас сложился образ Владимира Мономаха как личности и политического деятеля? (Используйте памятку 5 в конце учебника.)
Владимир Всеволодович Мономах родился в 1053 году. Начал самостоятельно править Черниговом в 20 лет, а на великокняжеском престоле оказался в 60; умер в 1125 году.
Время жизни этого князя пришлось на разгар усобиц между потомками Ярослава Мудрого. Одновременно на русские земли всё активнее нападал новый сосед из степи – племена половцев. Они были гораздо опаснее прежних печенегов. Однако русские князья неохотно объединяли свои силы против половцев, их больше интересовала борьба друг с другом, они даже порой приглашали половцев как союзников в усобицах.
Владимир Всеволодович был старшим сыном Всеволода Ярославича, внуком Ярослава Мудрого. Всеволод Ярославич умер великим князем в Киеве, потому у Владимира Мономаха был шанс побороться за власть над Древнерусским государством ещё в 1093 году, однако согласно лествичной системе наследования, прав было больше у двоюродного брата Владимира – Святополка Изяславича и Владимир уступил ему престол, а потом много раз помогал в войне против половцев.
Это показывает, что Мономах не стремился стать великим князем. Он не был против того, чтобы оставаться просто одним из удельных князей. Прежде всего, он хотел прекратить усобицы и дать отпор половцам. Для достижения первой цели он многое сделал для организации съездов всех потомков Ярослава Мудрого. Самый известный из этих съездов состоялся в Любече в 1097 году. Для достижения второй цели он предпринял много удачных походов, как самостоятельных так и совместных с другими князьями, иногда объединённые со всеми потомками Ярослава Мудрого. Владимир стал прославленным полководцем, половецкие матери пугали им детей, чтобы те не плакали. Однако усобицы продолжались, потому ещё одним важным направлением деятельности Мономаха стала борьба за собственный престол, прежде всего, с Олегом Святославичем.
Великим князем в Киеве Владимир Всеволодович Мономах стал в 60 лет по приглашению киевского вече. Заняв престол своего отца, он, как казалось тогда многим, наконец добился своих целей. Усобицы в основном прекратились, после смерти Владимира власть перешла его сыну Мстиславу без усобиц. Набеги половцев стали гораздо слабее. Но каждый Рюрикович продолжал владеть своим княжеством, которое давало ему ресурсы для борьбы, а половцы продолжали кочевать по степи. Потому относительно немного времени прошло после смерти Владимира Мономаха, когда Древнерусского государство снова стали раздирать войны между князьями, а половцы ринулись в новые опустошительные набеги, часто по приглашению одного из князей против другого.
Таким образом, Владимир Мономах был мудрым политиком и отличным полководцем. Но при этом он оставался человеком своего времени, потому своих по-настоящему благих целей добивался традиционными для своей среды способами. В результате достигнутый им эффект оказался временным.
Вопрос к параграфу №3. В чём сущность вотчинного принципа наследования? Выявите положительные и отрицательные тенденции процесса становления княжеств-отчин на Руси.
Изначально в Древнерусском государстве действовала так называемая лествичная система. Все сыновья Ярослава Мудрого получили уделы, тем ценнее, чем старше был сын. После смерти Ярослава его старший сын Изяслав стал великим князем киевским, а остальные сыновья получили новые уделы. После смерти старшего сына престол предполагалось передать его младшему брату, а остальных князей снова «передвинуть» – дать новые уделы на «ранг» выше предыдущих. Престол должен был переходить от брата к брату, а только после смерти самого младшего – старшему из внуков Ярослава Мудрого. При этом при каждой смене великого князя, остальные претенденты на этот титул «передвигались» по уделам, как бы восходили по лестнице к Киеву. Путаницы никакой не было, потому что все знали, кто из них старший, кто младший.
По вотчиному принципу сын наследовал княжество отца. У него уже не было надежды занять великий престол в Киеве, потому не было и стимула поддерживать единство государства, заботиться об общих его интересах. Лествичная система была причиной усобиц, но вотчинная привела к окончательному распаду Древнерусского государства, периода раздробленности. Потому положительные и отрицательные тенденции становления княжеств-отчин – преимущества и недостатки начала раздробленности Древнерусского государства. Они следующие:
положительные стороны:
– удельные центры перестали отсылать часть своих доходов Киеву, потому наблюдается расцвет городов, несмотря на войны между князьями,
– в разных землях стали складываться свои культуры стили – усилилось культурное разнообразие;
отрицательные стороны:
– между князьями постоянно шли войны, в которых разорялись то одни, то другие земли, при этом князьями порой помогали половцы, что усиливало разрушения,
– гибель воинов в таких войнах и невозможность объединить абсолютно всех князей ни в одном походе ослабляло Древнерусское государство в целом перед внешней угрозой.
Вопрос к параграфу №4. Расскажите о разгоравшихся на Руси княжеских усобицах. Каковы их причины и последствия? (Используйте памятку 4 в конце учебника.)
Усобицы начинались после смерти почти каждого великого князя начиная со Святослава Игоревича. Каждый раз сыновья умершего великого князя воевали между собой, пока все кроме одного не лишались жизни или свободы. Со временем князья стали оспаривать друг у друга не только главный престол в Киеве, но и удельные княжества, потому что они увеличивали ресурсы.
Причина таких усобиц в самом принципе раздачи уделов. Лествичная система наследования престола была достаточно чёткая, потому что в роду в рамках одного поколения хорошо известно: кто старше, кто младше. Но город под управлением каждого из князей давал ресурсы для борьбы за власть в обход системы наследования. Кроме того, у каждого князя была верная лишь ему дружина для такой борьбы. То есть княжеские усобицы начинались из-за того, что у князей были свои уделы. Но при системах коммуникации того времени управлять таким огромным государством как Древнерусское из единого центра было невозможно, просто необходимо было назначать наместников на места. Для великих князей было логичным делать такими наместниками своих сыновей.
Вопрос к параграфу №5. В исторической литературе до сих пор «расследуется» дело об убийстве Бориса и Глеба. Соберите и обобщите данные современной исторической науки по этой проблеме. Используйте интернет-ресурсы.
По основной версии Владимир Святой хотел завещать престол своего сыну Борису. Когда Владимир умер, Борис возвращался из похода во главе войска. Другие сыновья Владимира признали власть Глеба, но этого не сделал Святополк. Он был только приёмным сыном Владимира, настоящим его отцом был старший сын Владимира Ярополк – Владимир захватил жену Ярополка и овладел ею, когда она уже была беременна. Возможно, в силу этих обстоятельств Святополк не признал завещание Владимира. Он подослал в лагерь Бориса убийц, которые убили его брата спящим. После этого Святополк подослал убийц и к Глебу, который был наиболее дружен с Борисом. Глеба убили, когда он молился.
Эту версию мы знаем из «Сказания о Борисе и Глебе», которое было написано в конце правления Ярослава Мудрого, то есть когда ещё были живы очевидцы тех событий. Другие русские источники опираются на это сказание. Однако об этих же событиях рассказывает также один из скандинавских источников – «Сага об Эймунде» – части «Книги с Плоского острова». Она была записана предположительно в 1387-1394 годах, то есть более чем через 350 лет после описанных событий и далеко от Киева. Но именно поэтому у автора не было необходимости искажать события в угоду правителей, которая могла быть у автора «Сказания о Борисе и Глебе». В саге Эймунд Хрингссон нанимается на службу к Ярицлеву (Jarizleifr) – Ярославу и участвует с борьбе этого Ярицлейва с братьями.
Именно исследователь «Саги об Эймунде» и её переводчик на русский язык высказал в 1834 году альтернативную версию событий. По версии Осипа Сенковского Бориса убивают скандинавские наёмники по приказу не Святополка, а Ярослава. Придя к власти Ярослав, чтобы скрыть своё преступление, обвинил во всём Святополка, да ещё и удвоил его вину за счёт Глеба. То есть «Сказание о Борисе и Глебе» было частью этой идеологической конструкции.
Данный спор продолжается до сих пор. Среди современных его участников наиболее видные – Игорь Николаевич Данилевский (сторонник виновности Ярослава) и Михаил Александрович Михеев (сторонник виновности Святополка). Но в отсутствии новых источников решить сложно надеется надеется на то, что эта дискуссия приведёт к единому общепризнанному выводу.
Источник
Вспомните! Княжеские усобицы. «Русская Правда».
Из поколения в поколение род Рюриковичей умножался, и раздоры внутри него охватывали всю Русь. Последнее десятилетие княжения Владимира I стало временем тревог и огорчений. Приходилось защищать страну от печенегов и поляков, угрозой единству страны стал конфликт с Новгородом, отказавшимся платить дань Киеву. Новгородцев возглавил сын Владимира Ярослав. Поход на непокорного сына не состоялся — Владимир Святославич умер. Усобица между его потомками показала непрочность молодого государства, принцип престолонаследия еще не устоялся.
Святые Борис и Глеб на конях. Икона
Предполагают, что Владимир I завещал престол любимому сыну — ростовскому князю Борису. По летописным сведениям, добиваясь великокняжеского титула по праву старшинства, приемный сын умершего князя, Святополк, убил сводных братьев Бориса и Глеба. Братья (христианские имена Давид и Роман) стали символом непротивления злу и уже в XI в. были объявлены церковью первыми русскими святыми, а Святополк получил прозвище «Окаянный». Хотя существует версия, по которой в смерти братьев повинен Ярослав Мудрый.
Четырехлетняя междоусобица закончилась сокрушительным поражением Святополка на реке Альте в 1019 г.
1. Ярослав Мудрый. Ярославичи
Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова
Правление Ярослава Владимировича (1019- 1054) — время политического могущества и процветания Руси. Острое соперничество за лидерство братьев — Ярослава и тмутараканского князя Мстислава — завершилось разделом Руси между ними по реке Днепр. Только с 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал править всей страной. Впоследствии его именовали восточным титулом «каган» и даже называли, как византийских императоров, — царем. Прозвище Мудрый закрепилось за Ярославом в российской историографии лишь в XIX в.
Анна Ярославна — королева Франции
Впервые общественные отношения стал регулировать свод законов под названием «Правда Ярослава», статьи которой были подготовлены Ярославом еще до вокняжения в Киеве. Согласно преданию, записанному новгородским летописцем, князь дал «Правду» (в данном случае в значении «закон») новгородцам с напутствием: «По сей грамоте ходите…» В течение ΧΙ-ΧΙΙ вв. юридический кодекс Руси «Русская Правда» уточнялся и дополнялся.
Удачно завершились военные походы в соседние земли ятвягов, литовцев, эстов. Западные рубежи Руси были укреплены: заложены на берегу Чудского озера г. Юрьев (ныне Тарту), на притоке р. Вислы — г. Ярослав. На юге велась напряженная борьба с печенегами. В 1036 г. их отряды осадили Киев, но были наголову разгромлены и уже больше не предпринимали набегов на Русь.
Поражает размах дипломатических связей Руси, устанавливаемых прежде всего через семейные узы Рюриковичей. Жена Ярослава Ингигерда (Ирина) была дочерью шведского короля Олафа, а его сестра Добронега (Мария) вышла замуж за польского короля Казимира I. Невестки представляли династии английских, польских, византийских, немецких правителей. Дочь Анастасия стала королевой Венгрии, Анна — Франции, Елизавета — Норвегии. Традицию династических браков продолжили и внуки.
Соперничество Руси и Византии проявлялось в стремлении Ярослава придать столичному Киеву облик нового Константинополя. Киевлян теперь защищали крепостные стены. Город украшал Софийский собор (в нем располагался двор митрополита), были построены храмы и основаны первые монастыри св. Георгия и св. Ирины в честь небесных покровителей княжеской четы, Киево-Печерский монастырь.
Софийский собор. Киев
Золотые ворота в Киеве. Реконструкция
Церковную политику Ярослав вел решительно: в 1051 г. впервые без согласия Константинополя митрополитом он поставил своего единомышленника и соратника Илариона.
Ярослав получил хорошее образование: мать Рогнеда привлекала к воспитанию княжича греческих, болгарских, варяжских учителей, занимались с ним и латинские наставники. Князь всячески способствовал распространению книжности на Руси: при Софийском соборе переводились книги с греческого языка, велись летописные записи, открывались первые школы.
Умер Ярослав в 76 лет. Чтобы ни у одного из сыновей не было преимущества, он поделил земли чересполосно и завещал Изяславу, Святославу и Всеволоду жить в мире и согласии, слушаться старшего Изяслава, которому достались Киев, Новгород и Туров. По принципу «лестничного права» каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым. В случае смерти киевского князя столица переходила в руки следующего по старшинству брата, хотя это правило соблюдалось не всегда. Сын умершего киевского князя мог претендовать на Киев только в случае, если в живых не оставалось ни одного из его старших дядей.
В годы правления триумвирата Ярославичей успешно велась борьба с кочевниками-торками, была отменена кровная месть и заменена денежным штрафом (вирой), но мирный период закончился спустя десять лет. Возмутителем спокойствия стал полоцкий князь Всеслав, ненавидевший потомков Ярослава Мудрого и мечтавший отделиться от Киева. В борьбе враждующие стороны использовали самые неприглядные методы. Стремясь расширить пределы своего княжества, Всеслав нападал на Псков, разграбил и сжег Новгород. Ярославичи, вызвав Всеслава в Оршу для переговоров, целовали крест и обещали обеспечить его безопасность. Однако едва Всеслав вошел в шатер, его схватили и вместе с сыновьями отправили в темницу.
В это время на Русь пришел новый враг — половцы. Перед тюркскими племенами трепетали Византия, Венгрия, Болгария. Половецкие стойбища стали постоянной приметой южных окраин. Русь не сразу оценила мощь нового противника. Поражение от огромного половецкого войска в 1068 г., бегство князей с дружинами за крепкие стены Киева ухудшили положение Ярославичей. Возмущенные киевляне на вече потребовали раздать оружие для организации защиты от «поганых». Княжеский двор впервые за всю историю города был разграблен, а князь изгнан. Через семь месяцев Изяслав с помощью польского войска своего тестя вернул себе киевский престол, но нарастали распри между самими Ярославичами. Затем престол переходил из рук в руки вплоть до смерти Всеволода Ярославича — отца знаменитого Владимира Мономаха.
2. Владимир Мономах
Владимир Всеволодович, черниговский князь, в 1093 г. добровольно уступил престол старшему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Двадцать лет правления Святополка отмечены нарастанием разобщенности Рюриковичей. Для борьбы с родичами князья нередко прибегали к помощи половецких отрядов, чьи опустошительные набеги (за вторую половину XI в. насчитывают до 46 крупных вторжений на юг Руси!) привели к тому, что города и села опустели, множество пленников были угнаны в рабство, а часть населения переселялась в более северные районы.
Главными противниками Владимира Всеволодовича в междоусобной борьбе были князья черниговские, среди них самым активным был Олег Святославич (известен как «Гориславич» благодаря автору «Слова о полку Игореве»). Ему удалось с помощью половцев изгнать Мономаха из Чернигова, не остановился он и перед убийством сына своего соперника. Черниговские князья, поглощенные борьбой с киевскими князьями, не смогли удержать земли на Черном море (в начале XII в. Тмутаракань была завоевана византийцами).
Созванный в 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха съезд князей в его родовом замке Любече не помог унять раздоры, хотя предписывал князьям для «устроения мира» каждому «держать отчину свою» («отчина» в значении «земля отца», наследуемая поочередно). Не успели князья разъехаться, как вспыхнула новая волна кровавых усобиц. Не раз еще собирались князья на «съезды», не раз перераспределялись земли между враждующими сторонами.
У современников и потомков вызывал заслуженное восхищение полководческий талант князя Владимира. Воин, не знавший поражений, сравнивался летописцами с «солнцем, испускающим лучи».
Князь успешно руководил походами на степняков. В 1103 г. он смог объединить силы русских князей и в решающей битве умело противопоставил атакующей половецкой коннице сомкнутый строй пеших воинов, вооруженных большими щитами и длинными копьями. Раньше в боях со степняками принимали участие лишь русские конные отряды, которые половцы (прирожденные наездники) научились рассеивать. На сей раз строй пехотинцев смог отразить атаку половецкой кавалерии, после чего с флангов ударила русская конница, обратившая половцев в бегство. В битве погибло двадцать половецких ханов. Из плена были вызволены русские, которых половцы собирались продать в рабство. Другой крупный поход на половцев начался зимой 1111 г. Он получил название «крестового», так как русских воинов на битву вдохновляли находившиеся в войске священники.
В 1113 г., после смерти Святополка, в Киеве начались беспорядки, погромы ростовщиков, которым, вероятно, князь покровительствовал. Вопреки традиции Святополк был скромно похоронен в основанном им монастыре, а не в Десятинной церкви и не в Софийском соборе, где обычно хоронили киевских князей. Киевляне предложили занять престол шестидесятилетнему Владимиру Мономаху, вновь нарушив завет править по старшинству. Митрополит встретил князя в Киеве «с честью великой».
Почему Владимир Всеволодович получил прозвище Мономах? Какая неточность содержится в изображении князя на цветной литографии?
Владимир Мономах. «Титулярник». 1672 г.
Двенадцать лет Владимир был великим князем киевским (1113-1125). Опираясь на военное превосходство, он гасил усобицы, смирял непокорных братьев и племянников, распоряжался отчинами подручных князей. Его сыновья держали крупнейшие города Руси — Новгород, Переяславль, Смоленск, Суздаль. Почти три четверти русских земель было объединено, укрепилась великокняжеская власть.
Известен Владимир Мономах и как мудрый законодатель. Уставом от 1113 г. князь ограничил взимаемые с должников проценты.
В этот период на Руси была составлена первоначальная летопись игумена Сильвестра. Строились церкви, был введен как укрепляющий общерусские основы культ Бориса и Глеба. В Киеве с именем Владимира связано строительство моста через Днепр, в Любече — сооружение замка.
Обладая незаурядным литературным талантом, князь Владимир в назидание потомкам оставил уникальное автобиографическое произведение — «Поучение» (ок. 1117 г.). Это ценный источник по политической истории Руси рубежа XI—XII вв. В нем князь предстает перед нами как деятельный, мудрый правитель, начавший свои «труды» с 13 лет. Однако в жизни Владимир следовал собственным представлениям об идеальном правителе, во многом характерным для того времени: нарушал клятвы, был беспощаден к врагам. Автор признается в том, что не раз использовал в качестве союзников в борьбе с мятежными князьями «своих половцев». После смерти Святополка Владимир Мономах, понимая значение летописания, передал «Повесть временных лет» в Михайловский Выдубецкий монастырь, семейную обитель Всеволодовичей. Иноки переделали текст, сообразуясь с волей нового князя.
Согласны ли вы с мнением историка Н.И. Костомарова: «Этот человек (Владимир Мономах) может, по справедливости, называться представителем своего времени»? Поясните свою точку зрения.
Великий князь Мстислав Владимирович. «Титулярник». 1672 г.
На похоронах Владимира «плакахуся… весь народъ и вси людье». Владимира Мономаха по праву считают одним из самых выдающихся деятелей домонгольской Руси. Периоды правлений Владимира и его сына Мстислава (1125-1132) были временем относительного единения страны. Избежать усобиц не удавалось: противостояние Владимира и минского князя Глеба закончилось пленением и смертью последнего. Мстислав выяснял отношения с полоцкими князьями, при нем началось противостояние Новгорода и Киева. С именем Мстислава связана большая работа по созданию новых летописей, «Пространной правды». Он был прозван Великим и канонизирован церковью.
Предметом яростных споров со временем становился не только престижный Киев, но и другие крупные стольные города: Чернигов, Переяславль, Полоцк, Галич, Муром, Ростов, Суздаль и др. Решения княжеских съездов показывают важные перемены, происходящие на рубеже XI и XII вв. в сознании Рюриковичей: они уже не желают постоянно менять свои «столы» ради достижения заветного киевского, а претендуют на наследственное владение землями отцов по так называемому вотчинному принципу. В отдельных русских землях шел процесс становления самостоятельных княжеских династий.
Вопросы и задания
1. Определите основные направления деятельности Ярослава Мудрого. Какие деяния являются главной заслугой киевского князя? 2. Какой у вас сложился образ Владимира Мономаха как личности и политического деятеля? (Используйте памятку 5.) 3. В чем сущность вотчинного принципа наследования? Выявите положительные и отрицательные тенденции процесса становления княжеств-отчин на Руси. 4. Расскажите о разгоравшихся на Руси княжеских усобицах. Каковы их причины и последствия? (Используйте памятку 4.) 5. В исторической литературе до сих пор «расследуется» дело об убийстве Бориса и Глеба. Соберите и обобщите данные современной исторической науки по этой проблеме. Используйте интернет-ресурсы.
Изучаем источник
Насколько, на ваш взгляд, приемлемы нравственные нормы, проповедуемые в «Поучении», в поведении современного человека? Как согласуются реальные поступки князя и основы христианской морали? Из «Поучения» Владимира Мономаха:
«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. …Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего…
А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. …А самих князей Бог живыми в руки давал. …Приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
…Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет».
Источник