Какая наука изучает человека как продукт биологической эволюции
Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Норматив по теме
- Теории происхождения человека
- Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
- Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
- Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)
Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда.
Теории происхождения человека
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Теория происхождения человека получила свое название —антропогенез.
Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.
Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке.
Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи.
Начиная с Homo habilis, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.
(Источник информации: https://ru.wikipedia.)
Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее
— членораздельной речью,
— сознанием,
— высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),
— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды.
Личность обладает:
— самостоятельностью;
— способностью изменяться во времени;
— ответственностью и умением решать проблемы;
— контролем своего поведения, силой воли.
Личность — это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.
Феральный человек — индивид, изолированный от социума («Маугли»)
Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.
З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа
Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.
Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология — это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Бессознательное — это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.
Теория З. Фрейда
1. Сверх-Я — НАД-сознательное («Нельзя»), представлено общественными запретами («табу»), парвилами поведения, их знает каждый, но не каждый исполняет.
2. Я — со-знательное (обладает рефлексией — оценкой, то есть, выбирает между НАД-сознательным (правилом поведения в обществе) и ПОД-сознательным (личными желаниями) — определяет поведение человека.
3. ОНО — ПОДсознательное (бЕСсознательное) («Хочу»)
Фрейд вводит понятия: либидо (сексуальное влечение) и танатос (жажда смерти)
Из всех бессознательных желаний Фрейд на первое место ставит именно либидо, как самое не реализуемое в жизни человека. Объясняя причины стресса и агрессии неудовлетворенностью бессознательного.
Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.
Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.
Задания:
1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
а) действие механизмов наследственности;
б) работа органов чувств;
в) обменные процессы;
г) творческая активность
2. Человек от животного отличается тем,что он
а) имеет природные инстинкты;
б) обладает наиболее совершенным слухом
в) не зависит от природных условий;
г) обладает членораздельной речью
3. И человеку и животному свойственна
а) трудовая активность;
б) забота о потомстве
в) познавательная деятельность
г) самореализация
4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:
а) способность к совместной преобразовательной деятельности
б) стремление к самореализации
в) умение приспосабливаться к природным условиям
г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
д) потребность в воде, пище, отдыхе
д) способность к самосохранению
Источник
Морфология
Морфология человека — наука о внешнем строении организма человека, связи строения с функциями и о закономерностях изменчивости отдельных его частей.
Морфология человека тесно связана с происхождением человека и с местом человека в системе животного мира. Включает 2 раздела:
Соматология («сома» — тело) изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половые различия (половой диморфизм), возрастные изменения и влияние условий жизни на строение организма и отдельных органов.
Данный раздел имеет прикладное значение, т. к. тесно связан с медициной и геронтологией (наукой о старении).
Мерология изучает изменчивость отдельных частей организма человека.
Для изучения используются сравнительно-анатомические методы с целью выявления черт сходства и различия с организмами других приматов.
Возрастная морфология изучает закономерности роста и развития организма.
Анатомия
Анатомия человека — (греч. «рассечение») наука о внутреннем строении человека и отдельных органов.
Нормальная анатомия — анатомия здорового тела человека.
Сравнительная анатомия — раздел анатомии, изучающий общие закономерности строения органов при помощи их сравнения у разных таксонов животных.
Топографическая анатомия — прикладной раздел анатомии, изучающий расположение органов в пространстве. Используется в хирургической практике. Основана Н. И. Пироговым.
Функциональная анатомия — раздел анатомии, рассматривающий связь строения организма с его функциями.
Пластическая анатомия — раздел анатомии, изучающий внешнюю форму тела человека и его пропорции. Основателем данной науки считается Леонардо да Винчи.
Патологическая анатомия — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические болезненные процессы в организме.
Макроскопическая анатомия — (греч. «макро» — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа).
Микроскопическая анатомия (греч. «микро» — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа.
С появлением микроскопов из анатомии выделилась:
гистология — наука о животных тканях;
цитология — наука о клетках.
Методы изученияя анатомии:
наблюдение;
осмотр тела (соматоскопия);
препарирование (вскрытие) — метод основан на рассечении мертвых тканей;
метод Н. И. Пирогова — метод распила замороженного тела (ледяная анатомия);
метод инъекции — введение окрашивающих веществ;
метод коррозии — метод исследования полых органов путем введения застывающего вещества и последующим растворением тканей в кислотах или щелочах с целью получения слепка внутреннего строения органа;
макро-микроскопический метод — метод тонкого препарирования и исследования тканей с помощью лупы (разработал метод В. П. Воробьев);
микроскопические методы — исследования с помощью микроскопа;
эндоскопический метод — способ осмотра полых внутренних органов при помощи эндоскопа (рис. 1);
Рис. 1
рентгенография (рентген) — метод изучения внутренних органов с помощью рентгеновских лучей (рис. 2, 3);
Рис. 2 Рис. 3
ультразвуковое исследование (УЗИ) — исследование организма человека с помощью ультразвуковых волн (рис. 4, 5);
Рис. 4 Рис. 5
компьютерная томография — метод получения послойного изображения объекта с помощью рентгеновских лучей с последующей компьютерной обработкой снимков (рис. 6);
магнитно-резонансная томография (МРТ) — метод получения послойного изображения объекта без использования рентгеновских лучей (рис. 7).
Рис. 6 Рис. 7
Физиология
Физиология человека — наука о функциях человеческого организма и его отдельных органов.
Нейрофизиология — раздел физиологии человека и животных, изучающий функции нервной системы.
Возрастная физиология — раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности развития функций организма на протяжении онтогенеза (индивидуального развития организма) — от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.
Сравнительная физиология — раздел физиологии, изучающий методом сравнения различия физиологических функций у разных животных.
Эволюционная физиология изучает изменение физиологических функций организмов в процессе эволюционного развития.
Экологическая физиология изучает изменчивость физиологических реакций организма под влиянием экологических факторов.
Методы физиологических исследований:
исследования выделенных органов в питательной среде;
хронические эксперименты на живых животных (выведение фистулы для наблюдения желудочной секреции (метод И. П. Павлова), вживление электродов для изучения мозговой активности) (рис. 8, 9);
Рис. 8 Рис. 9
эндоскопический метод;
метод электрокардиографии (ЭКГ) — метод исследования электрической активности сердца (рис. 10, 11);
Рис. 10 Рис. 11
ультразвуковое исследование;
лабораторные анализы — биохимический состав крови и других жидкостей;
компьютерное моделирование работы органов.
Анатомия и физиология дополняют друг друга и служат основой для медицины и гигиены.
Гигиена
Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека, разрабатывающий меры по профилактике заболеваний и созданию условий для сохранения и укрепления здоровья.
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется:
Гигиена окружающей среды — раздел гигиены, изучающий влияние окружающей среды на здоровье человека.
Гигиена питания и здоровья — раздел гигиены, изучающий влияние образа жизни на здоровье человека.
Гигиена труда — раздел гигиены, изучающий влияние условий труда на здоровье человека.
Социальная гигиена — раздел гигиены, изучающий влияние общества на здоровье человека.
На организм человека воздействуют факторы внешней среды:
химические — химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище;
физические — температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т. п.;
биологические — микроорганизмы, гельминты, грибы;
социальные факторы — характер и условия трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.
Задача гигиены — снизить вредное влияние факторов среды на здоровье человека.
МЕТОДЫ ГИГИЕНЫ:
метод санитарного описания и обследования (определение санитарного состояния объекта);
метод клинических исследований (выяснение причин массовых заболеваний);
физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и социальной среды);
метод лабораторных исследований (физические, химические, биологические методы исследования);
санитарно-статистический метод (привлечение статистических данных);
демографический метод (исследования динамики численности, рождаемости, смертности, заболеваемости населения);
экспериментальные методы (для изучения влияние среды на организм).
Санитария — практическое применение гигиенических нормативов, правил и мероприятий.
Достижения гигиены внедряются путем общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, чтобы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.
Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением обязательных требований российского законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В настоящее время СЭС носит другое название — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, или просто Роспотребнадзор.
Карантин — запрещение или ограничение на въезд или выезд на территорию предполагаемого заражения.
Источник
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.
Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез— становление человека и социогенез— становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно- практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.
С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.
Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.
В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции.В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык?
4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека?
6. В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?
7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными… это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют… Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».
В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните.
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
Оценка
Источник