Какая клетка изображена на рисунке опишите свойства

Какая клетка изображена на рисунке опишите свойства thumbnail

39. Дайте определения понятий.
Цитология — наука об устройстве клетки.
Клетка — элементарная единица жизни на Земле.

40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов,
а неклеточное — вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

41.

42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635—1703) — впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632—1723) — изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804—1881) — выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810—1882) — окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 — 1902) — дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857—1930) — открыл двойное оплодотворение у растений.

43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

Все живые существа состоят из клеток.

Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.

44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину. 

45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.

47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.

Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства. 

48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели. 

49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты кле-точной мембраны.
1 – молекулы липидов.
2 – периферические белки.
3 – углеводные цепочки.
4 – полуинтегральный белок.

50. Закончите предложения.
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.

51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.

53. Заполните таблицу.

53-tablica

54. Дайте определения понятий.
Прокариоты — организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты — организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.

55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.55-risunok

56. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.

Таблица. Строение и функции клеточных структур.57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.

57
58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.

59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок, в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке. 
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.

60. Дайте определения понятий.
Хромосомы — нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин — нити ДНК в ядре.
Хроматиды — половина удвоенной хромосомы.
Кариотип — набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки — клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) — клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом — набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы — парные хромосомы.

61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
Наборы хромосом у различных организмов.

62. Продолжите заполнение таблицы.62

63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.

63

64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.

64

65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр образован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.

66

67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.

123 

68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
Прокариоты: 1, 2
Эукариоты: 3, 4.

69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.

666

 70. Дайте определения понятий.

Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.

71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.

72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.

790

73. Закончите предложения. 

Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ. 

Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

75. Закончите схему.
Классификация организмов по типу питания
Организмы (по типу питания):
1. Автотрофы :
1.а – фототрофы
1.б – хемотрофы.
2. Гетеротрофы:
2.а – сапротрофы
2.б – паразиты
2.в. – голозои.

76. Закончите предложения.
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды.
По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами).
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.

77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

78. Заполните таблицу.

1234

 79. Заполните таблицу.

Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.

12345

80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.

81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.

82. Закончите предложения.
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

83. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.

123456

84. Закончите схему, подписав названия веществ.
1. – вода
2. – кислород
3. – воды
4. – ионы водорода
5. – углекислый газ
6. – глюкоза.

85. Дайте определение понятия.
Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.

86. Закончите предложения.
Хемотрофами являются автотрофами.
Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.

87. Заполните таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.

1212

88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.

89. Дайте определения понятий.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.
Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов.
Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту.
Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.

90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.

91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.

92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы – вписать в пустые клетки).
Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка
иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА.
тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.

93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.

123124

94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.

95. Заполните таблицу.

12121

Источник

Тест по теме «Строение клетки»

1 вариант

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какую функцию выполняет изображенный на рисунке органоид:

а) фотосинтез

б) образование лизосом

в) синтез белка

г) синтез углеводов и липидов

2. Какая из перечисленных клеточных структур участвует в делении клетки:

а) клеточный центр

б) рибосомы

в) эндоплазматическая сеть

г) аппарат Гольджи

3. Какие из перечисленных клеточных структур имеют немембранное строение:

а) рибосомы

б) митохондрии

в) пластиды

г) лизосомы

4. И растительные и животные клетки имеют:

а) пластиды

б) клеточный центр

в) гликокаликс

г) плазматическую мембрану

5. Найдите соответствия между органоидами клетки и их функциями:

ОРГАНОИД                                                ФУНКЦИЯ

  1. Митохондрия                                а) синтез белка
  2. Пластиды                                        б) внутриклеточное пищеварение
  3. Аппарат Гольджи                                в) синтез АТФ
  4. Лизосомы                                        г) окраска плодов
  5. Эндоплазматическая сеть                        д) синтез углеводов и липидов
  6. Рибосомы                                        е) накопление веществ, синтезируемых в клетке

6.Как называется структура клетки, изображенная на рисунке? Каковы ее функции? Что обозначено цифрами 1, 2, 3

Тест по теме «Строение клетки»

2 вариант

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какую функцию выполняет изображенный на рисунке органоид:

а) синтез АТФ

б) образование лизосом

в) синтез белка

г) синтез углеводов и липидов

2. Какая из перечисленных клеточных структур участвует в формировании рибосом

а) клеточный центр

б) ядрышко

в) эндоплазматическая сеть

г) аппарат Гольджи

3. Какие из перечисленных клеточных структур являются двумембранными органоидами растительных клеток:

а) рибосомы

б) эндоплазматическая сеть

в) пластиды

г) лизосомы

4. Какая из перечисленных клеточных структур представлена в виде небольших пузырьков, содержащих ферменты:

а) эндоплазматическая сеть

б) клеточный центр

в) лизосомы

г) плазматическая мембрана

5. Найдите соответствия между структурными компонентами клетки и их функциями:

КОМПОНЕНТ КЛЕТКИ                                                ФУНКЦИЯ

  1. Плазматическая мембрана                        а) связывает части клетки в единое целое
  2. Ядро                                                б) внутриклеточное пищеварение
  3. Цитоплазма                                        в) хранение наследственной информации
  4. Лизосомы                                        г) транспорт веществ в клетку и из  клетки
  5. Эндоплазматическая сеть                        д) синтез белка
  6. Рибосомы                                        е) синтез углеводов и липидов

6.Как называется структура клетки, изображенная на рисунке? Каковы ее функции? Что обозначено цифрами 1, 2, 3

Правильные ответы:

1 вариант

1 – б , 2 – а , 3 – а , 4 – г

5. 1 – в , 2 – г , 3 – е, 4 – б, 5 – д, 6 – а

6. Это клеточное ядро.

Функции: хранение и передача наследственной информации, регуляция процессов жизнедеятельности клетки. 1 – ядрышко, 2 – ядерная пора, 3 – кариоплазма

2 вариант

1 – а, 2 – б, 3 – в, 4 – в

5. 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5 – е, 6 – д

6. Это цитоплазматическая мембрана.

Функции: защитная, барьерная, транспортная, соединение клеток в ткани

1 – гликокаликс, 2 – билипидный слой, 3 – белки

Источник

Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Вы уже знаете, как выглядят “задания в измененной ситуации”, которые обязательно будут представлены на ЕГЭ по биологии? Думаю, что не очень торопятся организаторы и составители ЕГЭ раскрывать секреты и без того сложного экзамена. Лично меня это не пугает. Я точно знаю алгоритм составления таких заданий! Мои ученики уже второй месяц занимаются сразу по двум линиям тестов – стандартным и “в измененной ситуации” (кстати, последних в моем активе – завались!)

Сегодня подарю вам немного “ситуационно измененных” новых заданий 9-й позиции ЕГЭ. Объект – плоские черви. Посмотрите, покрутите, порешайте. Если не догадаетесь, в чем фишка “измененной ситуации”, в следующей статье проведу “вскрытие” одного из таких заданий с подробным анализом стратегии и тактики алгоритма решения.

Согласно Спецификации, 9-е задание ЕГЭ по биологии включает элементы: “Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)”

ЕГЭ по биологии, задание 9 (1 вариант)

Изображенное на рисунке животное обладает высокой способностью к регенерации. Для восстановления целого организма ему достаточно всего 1/279 части тела. Выберите три процесса, происходящих в соматических клетках этого животного при регенерации

1) к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы

2) к полюсам расходятся сестринские хроматиды

3) в дочерних клетках оказываются удвоенные хромосомы

4) в результате образуются две диплоидные клетки

5) процесс проходит в одно деление

6) в результате образуются гаплоидные клетки

ЕГЭ по биологии, задание 9 (2 вариант)

Какие признаки характеризуют мейозы, протекающие в семенниках животного, представленного на рисунке?

1) наличие двух следующих одно за другим делений

2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией

3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки

4) образование диплоидных дочерних клеток

5) отсутствие интерфазы перед первым делением

6) конъюгация и кроссинговер хромосом

ЕГЭ по биологии, задание 9 (3 вариант)

Выберите структуры, не характерные для соматических клеток организма, изображенного на рисунке

1) митохондрии

2) хлоропласты

3) целлюлозная клеточная стенка

4) рибосомы

5) крупные вакуоли с клеточным соком

6) аппарат Гольджи

ЕГЭ по биологии, задание 9 (4 вариант)

У животного, представленного на рисунке, часть яичников преобразована в желточники, которые выделяют желточные клетки, служащие для питания зародыша. Какие функции выполняет комплекс Гольджи в желточных клетках?

1) синтезирует органические вещества из неорганических

2) расщепляет биополимеры до мономеров

3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке

4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки

5) окисляет органические вещества до неорганических

6) участвует в образовании лизосом

ЕГЭ по биологии, задание 9 (5 вариант)

Какие вещества входят в состав клеточной мембраны соматических клеток организма, изображенного на рисунке?

1) липиды

2) хлорофилл

3) РНК

4) углеводы

5) белки

6) ДНК

ЕГЭ по биологии, задание 9 (6 вариант)

Какие функции выполняют липиды в клетках паренхимы представленного на рисунке животного?

1) ферментативную

2) запасающую

3) энергетическую

4) структурную

5) сократительную

6) рецепторную

ЕГЭ по биологии, задание 9 (7 вариант)

Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри клеток кожно-мускульного мешка животного, изображенного на рисунке?

1) актин

2) гемоглобин

3) фибриноген

4) АТФаза

5) РНК-полимераза

6) трипсин

ЕГЭ по биологии, задание 9 (8 вариант)

Какую функцию выполняют моносахариды в клетках паренхимы изображенного на рисунке организма?

1) энергетическую

2) составных компонентов полимеров

3) информационную

4) составных компонентов нуклеиновых кислот

5) защитную

6) транспортную

Хотите подготовиться к ЕГЭ по биологии на 90+? Срочно пишите на WhatsApp +7(903)186-74-55

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!

Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт “Репетитор по химии и биологии”

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник