Какая элита такие и продукты

В повседневном общественном лексиконе прочно закрепились слова «элита», «бизнес-элита», «политическая элита». Попробуем разобраться, что означают эти понятия, а также какую смысловую и идеологическую нагрузку они несут.

СПРАВОЧНО:

ЭЛИТА (фр. elite — самое лучшее, отборное) — в буржуазной терминологии «элита» часто употребляется для обозначения классового неравенства («избранный» слой общества, «избранный» круг людей).  (Краткий политический словарь /Сост. и общ. ред. Л.А. Оникова и Н.В.Шишлина — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980 — 447 с.)

Сенатор Древнего Рима Менений Агриппа, высказываясь в полном соответствии с элитаристской концепцией заявлял, что большая часть человечества играет роль тяглового скота и не может обойтись без погонщиков из аристократии. 

Апологеты теории элит в каждом обществе видят «элиту» и «массы», игнорируя многообразие производственно-экономических отношений. В сущности, элитаристская политическая теория, выражает тенденцию правящих классов к отходу от принципов демократизма, оправдывая концепцию «твердой руки» так называемым естественным превосходством «квалифицированных» и «эффективных» элит.

Основными постулатами элитаристов является переоценка биологически-психических различий между людьми, абсолютизация политической деятельности, утверждение тезиса о неизбежной пассивности и некомпетентности масс, игнорирование влияния внешних условий на становление и изменение роли личности в обществе.

В буржуазной философии и социологии не существует и никогда не существовало единого взгляда, какая или какие социальные группы принадлежат к элите. Так, существуют биологическая, психологическая, техническая, организаторская, функциональная, распорядительная  и другие виды теорий элит. Это объясняется отсутствием научного взгляда на всю структуру общественных отношений, отсутствием научного понимания динамики общественного развития. Надуманные критерии «объема власти», «влияния», «престижа», «эффективности», «талантливости» вводятся искусственно и произвольно.

Чешский обществовед Мирослав Нарта в книге «Теория элит и политика», подвергая элитаристов жесткой критике,  задается вопросами: «А как нужно оценивать талант?», «О насколько высоком властном положении должна идти речь?», «Следует ли при этом говорить лишь о политике или же об элите (или элитах) в хозяйстве, культуре, науке, образовании, обслуживании и т.д.? Конкретно говоря, нужно ли  включать в элиту «талантливого директора» промышленного концерна наравне с талантливым конструктором, чьи открытия высоко оцениваются технической и другой общественностью?». 

Для марксистской социологии применение понятия элиты неприемлемо.

Г.К.Акшин в книге «Миф об элите и массовом обществе» отвергает понятие элиты как ненаучное, неглубокое и неточное. Заменять термином элита, понятие «правящий класс» по Акшину некорректно: «Дихотомическое деление элита-масса настолько неглубоко, поверхностно отражает сложные социальные закономерности современного общества, что в этом вынуждены признаться сами сторонники этих теорий». 

Передовые, наиболее сознательные и активные трудящиеся в советской социологии обозначались понятием «авангард». Термин элита  здесь был неуместен, так как его применение создает представление об обособленной группе, которая «стоит над» другими рабочими, крестьянами, интеллигенцией. 

Даже в позднем СССР, переродившаяся партийная номенклатура, которая вопреки ключевым принципам построения советского государства сознательно избавлялась от контроля со стороны «авангарда», – маскировала и не афишировала такие действия, а потому была далека от того, чтобы именовать себя «элитой».  

Единственным условно допустимым использованием понятия «элита» является обозначение наиболее видной, выдающейся части какой-либо группы в сфере занятий: элита летчиков, литературная элита и даже элита преступного мира – «воровская элита». Однако такое использование термина будет иметь не социологический, а субъективный, символический смысл.

К.Маркс и Ф.Энгельс подобным образом употребляли это слово, например, при изучении армий древних народов: «Этот отряд…считался  еlite армии…» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. т.14, с.23). 

В произведении «Пролетарская революция и ренегат Каутский» Ленин избегает слова «элита» при анализе событий во Франции в период Парижской Коммуны, заменяя его такими словами: «…цвет, штаб, верхи буржуазии бежали из Парижа в Версаль».

Элитаризм – идеология правящих кругов, стремящихся оправдать и увековечить свое привилегированное положение. Однако, сравнивая теорию элит с множеством иных либеральных представлений, необходимо отметить, что в ней откровенно указывается на различие между богатыми и бедными, трезво подчеркивается групповой характер политики, открыто признается незначительная роль трудящихся в принятии политических решений в условиях капиталистического общества.

Источник

Подготовлено редакцией ИноСМИ для проекта “Weekend РИА Новости”

В стране с бесконечными скандалами вокруг испорченной пищи продукты, выращенные и приготовленные без применения химических удобрений и консервантов, в основном поставляются к столу богатых и политической элиты. У китайских правительственных чиновников есть эксклюзивные поставщики, которых не рекламируют.

Пекин — С первого взгляда понятно, что это не заурядная ферма: 6-футовый забор с шипами ограждает аккуратно посаженные овощи, у консольных ворот охрана, пропускающая только избранные автомобили.

“Это только для начальства. Здесь выращивают органически чистые овощи, перец, лук, фасоль, цветную капусту, но не продают все это народу”,— говорит 68-летний Ли Цзыкин (Li Xiuqin), всю жизнь проживший в деревне Шуньи (Shunyi). Его дом находится через дорогу от фермы, но он никогда не был на ее территории. “Простые люди не могут попасть туда”.

До мая знак на воротах сообщал, что это собственность овощной базы пекинской таможенной администрации и Country Club. Вывеску сняли после того, как китайский репортер пробрался внутрь и опубликовал историю о ферме по производству органических продуктов питания, таких чистых, что огурцы можно есть прямо с грядки.

Во всем остальном мире этим могли бы гордиться. Но не в Китае. Органическое садоводство здесь засекреченное дело, самые чистые и безопасные продукты в основном поставляются к столу богатых и тех, кто имеет отношение к политике.

Многие лучшие продовольственные компании страны не рекламируют себя. Они не хотят делать достоянием общественности информацию о том, что их продукция направляется только чиновникам Коммунистической партии, в столовые для ведущих спортсменов, иностранных дипломатов и для других элитных групп. Широкие массы, тем временем, питаются продуктами, которые все более загрязнены и все менее здоровые – мясо с добавлением стероидов, рыба из прудов напичкана гормонами для ускорения роста, молоко содержит опасные добавки, такие как меламин, благодаря которому разбавленное молоко проходит тесты на содержание белка.

Читайте также:  Какие продукты нельзя есть чтоб похудеть

“Чиновников на самом деле не волнует, что едят простые люди, потому что они и их семьи обеспечиваются специальными поставками продуктов питания”, — говорит Гао Чжиюн (Gao Zhiyong), который работал в государственной продовольственной компании и написал книгу на эту тему.

В Китае специальные поставки являются наследием ранних лет коммунистического правления, когда подразделения государственных предприятий выращивали свои собственные продукты питания и распределяли их по признаку статуса.

“Лидеры хотели быть уверены, что у них достаточно продуктов питания и что никто не отравит их пищу”, — сказал Гао.

В 1950-х годах советники из СССР помогли китайцам создать отдел закупки продовольствия при аппарате безопасности для поставки и проверки продуктов для руководства, согласно биографии Мао Цзэ-дуна, написанной его личным врачом. Чиновники низшего уровня были разделены на 25 категорий по количеству и качеству пайка. В современном Китае ухудшение окружающей среды и снижение объема здоровой пищи порождают параллельную систему питания для элиты.

“Если заглянуть на 50 лет вперед, мы считаем, что надежные, безопасные и свободные от загрязнений продукты будут получать только те слои китайского общества, кто будет иметь доступ к специальному продовольственному обеспечению”, — говорит Фелим Кайн (Phelim Kine) из гонконгского офиса Human Rights Watch.

В столице фермы спецпоставок расположены рядом с аэропортом, где живут более богатые иностранные специалисты и находятся многие международные школы, и на северо-западе – вдали от отравляющих миазмов, исходящих из перенаселенного и переполненного транспортом центра города.

Эксклюзивная ферма Jushan в западных предгорьях, созданная для обеспечения личной кухни Мао, по-прежнему работает под эгидой государственной Capital Agribusiness Group, поставляющей продукты для национальных совещаний. Государственная компания Beijing 2nd Commercial Bureau сообщает на своем сайте, что “обслуживает национальные банкеты и встречи, которые стали колыбелью безопасных продуктов питания в Пекине”.

Государственный Совет, высший орган управления Китая, имеет своего собственного поставщика деликатесов, вплоть до соленых утиных яиц.

“Мы поставляем их в течение почти 20 лет, — сказал пресс-секретарь филиала Weishanhu Lotus Foods в провинции Шаньдун (Shandong). — Наш продукт нельзя купить в обычном супермаркете, так как объемы производства нашей продукции очень невелики”.
Органические фермеры говорят, что они сталкиваются с давлением, чтобы они продавали свои небольшие объемы продукции по официальным каналам.

“Местные власти хотели бы, чтобы мы производили больше продуктов для должностных лиц и их обслуги, но мы считаем важным, чтобы люди могли пользоваться нашими продуктами”, — сказал Ван Чжанли (Wang Zhanli), чья органическая молочная ферма в Янкине (Yanqing), прошедшая сертификацию в 2006 году, вторая по посещаемости туристами после Великой китайской стены. Его молочная ферма Green Yard работает по голландской технологии. Коровы пасутся на траве без пестицидов, их доят в стерильных ангарах женщины в белых шапочках, более напоминающих лаборанток, чем доярок. На органической диете коровы дают почти вдвое меньше молока, чем обычные молочные коровы, а это означает, что такого молока всегда не хватает, особенно после скандала 2008 года, когда от загрязненного молока умерли шесть китайских детей и заболели 300 тысяч человек. Менеджеры молочной фермы говорят, что две трети их продукции идет чиновникам, госпредприятиям, в посольства и международные школы. Ограниченное количество продается в дипломатические поселки и в несколько избранных магазинов, торгующих диетическими продуктами, по цене почти в три раза выше обычного молока.

“Мы не Швейцария. Наше население слишком велико, чтобы все могли питаться экологически чистыми продуктами”, — сказал Ху Цзычжин (Hou Xuejun), главный управляющий молочной фермой Green Yard.

Существование спецобеспечения окутано завесой секретности из-за общественного недовольства привилегиями элиты. После того, как Southern Weekly, неудобная газета из Гуанчжоу (Guangzhou), опубликовала рассказ о ферме таможни, Центральный отдел пропаганды запретил в дальнейшем освещать данную тему, и статья была удалена с сайта газеты.

Таможенный департамент заявил, что не является собственником фермы, но подписал 10-летнее соглашение на покупку овощей.

“Благодаря этой сделке мы были в состоянии иметь стабильные поставки овощей в течение последних лет и можем платить за них гораздо меньше, несмотря на то, что цены на продукты питания растут так сильно в наше время”, — сказал пресс-секретарь таможни Фэн Личжин (Feng Lijing).

В прошлом году были десятки скандалов из-за отравления некачественными продуктами. В прошлом месяце 11 человек на западе Китая погибли после употребления уксуса, загрязненного антифризом. Каждый новый скандал удваивает спрос на безопасные пищевые продукты.

Хотя в Шанхае и Пекине магазинов органических продуктов становится все больше, цены в них высоки. Отчаявшись приобрести чистые продукты питания по доступным ценам, некоторые китайские семьи образовали кооперативы, чтобы покупать их непосредственно у фермеров, создав собственную версию спецпоставок.

“Органических продуктов питания не хватает, так как немного фермеров, которые действительно знают, как выращивать органические продукты, и если вы нашли такую ферму, она слишком дорогая для простых людей”, — сказала Лю Ючжин (Liu Yujing), пекинская домохозяйка, которая в прошлом году основала кооператив из 100 семей. Мать 4-летней девочки, Лю пошла на это после разоблачений об отравленном меламином молоке.

“Я знаю, что можно купить некоторые экологически чистые продукты в магазинах, но я тоже не верю. Мы слышали, что многие из них являются поддельными”.

Читайте также:  Какие продукты полезны для потенции мужчин

Спортивные команды Китая ввели строгий запрет на употребление в пищу свинины спортсменами из-за опасений, что стероид кленбутерол, которым обычно, хотя и незаконно кормят свиней, может дать положительный анализ при тестировании на употребление запрещенных препаратов. Чемпионке по дзюдо Тон Вен (Tong Wen) было запрещено участвовать в международных соревнованиях в прошлом году после того, как тест показал следы препарата, но запрет Международной федерации дзюдо был отменен в феврале после того, как она сказала, что никогда сознательно не делала инъекций кленбутерола.

“Теперь у нас есть специальная команда, которая заботится о поставках продуктов. Мы более осторожны, чем когда-либо прежде. Мы покупаем свинину только в органических фермерских хозяйствах через канал, который одобрило правительство”, — сказал тренер по дзюдо Ву Вэйфен (Wu Weifeng).

Большинство свинины для элиты закупается через 2nd Commercial Bureau, которое имеет дочернюю компанию, забивающую 50 тысяч свиней в год на ферме в Санхе (Sanhe) в провинции Хэбэй (Hebei), в соответствии с информацией делового журнала Caixin.
Журнал пишет, что большинство свинины отправляется по спецпоставкам, и цитирует менеджера, который сказал: “Иногда выращивание свиней тоже имеет отношение к политике”.

Оригинал публикации: In China, what you eat tells who you are

Источник

Кто же прав? Ясно, что эклектическое соединение двух концепций оказывается нежизнеспособным паллиативом. Если бы пришлось выбирать одну из двух приведенных выше концепций, политолог, на наш взгляд, должен был бы предпочесть альтиметрическую модель. Попытаемся это обосновать. Будем иметь в виду, прежде всего, многозначность термина «элита», и, во-вторых, что существуют разные типы элит; причем критерии выделения этих элит могут быть различными. При выделении, например, культурной элиты «работает» ценностной критерий.

Иное дело, когда мы вычленяем политическую элиту. Тут мы вынуждены обращаться к альтиметрическому критерию, ибо если мы будем руководствоваться критерием ценностным, элитология может… лишиться своего предмета! Ибо, что греха таить, реальные власть имущие — это далеко не образцы морали, далеко не всегда «лучшие». Так что если в соответствии с этимологией термина элитой считать лучших, избранных, высокоморальных, то в их состав вряд ли вообще попадут политические деятели, во всяком случае, подавляющее большинство их. Тогда в каком же смысле можно употреблять термин в политологии? По-видимому, скорее все же в альтиметрическом, функциональном.

Наконец, мы считаем, что нужно четко различать в структуре политологии политическую философию и политическую социологию (наряду с другими политологическими дисциплинами, например, политической психологией, политической историей и т.д.) Так вот в рамках политической философии, поскольку она носит нормативный характер, следовало бы предпочесть ценностной, меритократический критерий, а в рамках политической социологии мы вынуждены, увы, ориентироваться главным образом на альтиметрический критерий.

Подход политического социолога отличается от подхода культуролога. Культурологи обычно применяют термин «элита» к выдающимся деятелям культуры, к творцам новых культурных норм, иногда он выступает как синоним «аристократии духа». Для политического социолога элита — та часть общества (меньшинство его), которая имеет доступ к инструментам власти, которая осознает общность своих интересов как привилегированной социальной группы и защищает их.

Поэтому суждения о том, что мы в России много десятилетий XX века жили без элиты, ибо лучшие люди были уничтожены или томились в концлагерях, находились в эмиграции или «внутренней эмиграции» — суждения, которые можно часто встретить в литературе последних лет — это суждения нравственные, аксиологические, но не политологические. Раз имел место властный процесс, он осуществлялся определенными институтами, определенными людьми, как бы мы их ни называли; именно в этом — функциональном смысле (а не морализаторском) политолог употребляет этот термин, безотносительно к моральным, интеллектуальным и иным качествам элиты.

Особо следует сказать о дискуссиях по проблемам элиты в нашей стране. В советской научной литературе термин «элита» впервые вводится во второй половине 50-х годов. Вводится, так сказать, через «черный ход», а именно — через разрешенный жанр «критики буржуазной социологии» (термин столь же нелепый, как «буржуазная физика» или «буржуазная биология»). Иначе говоря, речь могла идти лишь об элитах в капиталистических странах, причем в негативном контексте.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 февраля 2019; проверки требуют 6 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Элита (значения).

Эли́та (англ.  фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший»[1]) в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.

Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти и экономике[2]. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»)[3].

О термине[править | править код]

В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:

  • Политический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания реальной властью или влиянием на политические процессы, безотносительно оценок интеллектуальных и/или моральных качеств тех или иных индивидов. Этот подход восходит к основополагающим работам Моски[источник не указан 1229 дней].
  • Ценностный или меритократический подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы, обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Этой позиции придерживался Парето[источник не указан 1229 дней].
Читайте также:  Какие продукты добывают из нефти

В настоящее время политический подход к трактовке термина «элита» является преобладающим, поскольку надёжных и проверяемых критериев принадлежности к элите сторонниками ценностного подхода не выработано. Термин «элита» для обозначения групп, обладающих реальной властью, вне зависимости от природы последней или этических оценок поведения властных кругов, применяют современные экономисты и политологи[4]. Группы, обладающие реальной властью или влиянием на принятие политических решений, также зачастую называют себя «элитой»[источник не указан 1229 дней].

Ограничения и классификация[править | править код]

В отличие от правящего класса правящая элита определяется организационными структурами, через которые она достигает своего могущества.[5] Лидеры правящего класса объединяются в ней с высшими служащими[6]. Основное различие определяется тем, что социальный класс представляет собой союз по интересам (доминирование в них материальных основ подчеркивается марксистами — «бытие определяет сознание»), в то время, как существование элит обусловлено нуждами управления, то есть носит существенно информационный характер.

Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на её положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но тем не менее оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л. Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.

Следует также различать действующие элиты и так называемые контрэлиты, то есть потенциальные элиты, ставящие своей целью осуществление смены, ротации действующих элит и предлагающие себя в этом качестве. В целях подтверждения собственных претензий контрэлиты предлагают социуму либо новые схемы управления, либо новые модели (стереотипы) поведения. А также антиэлиты, то есть ставящие целью свержение действующих элит, но не способные выступать в качестве достойной замены таковых.

Кроме того элиты различаются по сфере деятельности (политическая элита, научная элита, финансовая элита, военная элита…). По характеру формирования можно различать номенклатурную и ситуативную элиту. Состав номенклатурной элиты формируется по принципу, похожему на принцип формирования династий, или путём демонстрации преемниками верности идеалам и принципам существующей элиты. Этот принцип противоречит закону необходимости разнообразия (закону Эшби). Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов. При этом возникает опасность того, что несостоятельность элиты не может быть выявлена иначе, кроме как утратой социумом своей жизнеспособности. Наиболее продуктивна ситуативная элита, формирующаяся в переломные для общества моменты, когда существовавшая ранее элита утрачивает свой авторитет[7]. Ситуативная элита утверждается на этом фоне, доказывая свою общественную пользу, обосновывая актуальность предлагаемых идей и решений. Исторически сложилось, что ситуативная элита со временем перерождается в номенклатурную.

Роль и функции[править | править код]

Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного воспроизводства качественной элиты. Качество элиты оценивается по соотношению имеющихся у элиты преференций со сложностью и степенью выполнения элитой своих функций, для чего, собственно, эти преференции ей и предоставляются. На практике элиты часто проявляют склонность к деградации, то есть к неоправданному увеличению собственных преференций, при одновременном уклонении от каких-либо обязанностей, ответственности перед социумом[источник не указан 1229 дней].

См. также[править | править код]

  • Контрэлита
  • Политическая элита
  • Партийная номенклатура
  • Национальные элиты
  • Почему одни страны богатые, а другие бедные
  • Элитарная культура
  • Элитология

Примечания[править | править код]

  1. Элита (лучшие представители) — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. ↑ Исаев Б. А. Введение в политическую теорию. Глава 5. [coollib.com/b/256482/read#t35 Теория политических элит]. Издательский дом «Питер», 2013.
  3. ↑ Ручкин Б. А. Комсомольская элита в советский и пост-советский периоды [1]. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», № 6, 2010.
  4. ↑ Аджемоглу, Робинсон, 2016, с. 66.
  5. ↑ Mills, Charles W., The Power Elite, p 147.
  6. ↑ Domhoff, William G, Who Rules America Now? (1997), p. 2.
  7. ↑ Путин и ротация российской элиты, Финам 11.07.2011 (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 мая 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.

Литература[править | править код]

  • Исаев Б. А. Введение в политическую теорию. Глава 5. [coollib.com/b/256482/read#t35 Теория политических элит]. Издательский дом «Питер», 2013.
  • Элита России в прошлом и настоящем: социально-психологические исторические аспекты. Вып. 2. — М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2012. — 266 с. — 260 экз. — ISBN 978-5-8309-0374-5.
  • Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. = Daron Acemoglu, James A. Robinson. Why Nations Fail.. — М.: АСТ, 2016. — 693 p. — ISBN 978-5-17-092736-4.

Ссылки[править | править код]

  • Буренко В. И. Инструментальное измерение политической элиты // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6 — История.
  • Гуревич П. С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 128-138.
  • Криворученко В. К. Элита молодёжных организаций: к вопросу о применимости термина // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6 — История.
  • Ручкин Б. А. Комсомольская элита в советский и постсоветский периоды развития страны // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 6 — История.
  • Элитарная культура по Г. А. Голицыну
  • Элита эгоистична и ставит эффективность выше равенства

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • coollib.com/b/256482/read#t35

Источник