Какая из характеристик лучше всего определяет свойства гаптенов

ОТВЕТЫ Тема 2 Иммунитет: виды иммунитета, неспецифические факторы защиты.

1. а, б, в, г
2. а, б, в, г
3. а, в, г
4. а, б, г, д
5. а, б
6. б, в, г, д
7. а, в, г, д
8. а, б, в
9. а, б, в, г
10. а, б, в
11. а, б, в, г
12. а, б, в, г, е
13. а, б, в
 
14. б
15. а, в, г
16. а, б, в
17. а, б, г
18. б, в, г
19. а
20. а, б, г, д, е
21. а
22. а, в
23. б, в, г
24. б, в
25. а
26. б
 
27. а, г
28. в
29. г
30. б, в
31. б, в
32. а, б, в, д
33. б, в, д
34. а
35. а, б, г
36. а
37. а
38. а, б, в, г, д
39. а
 
 
40. а
41. б
42. а
43. б
44. а, б, в, г
45. а, б
46. а, б, в, г
47. а, б
48. а, в, г
49. а, б, в
50. а

1. Для антигенов главного комплекса системы гистосовместимости характерны следующие признаки:

а) антигены МНС уникальны для каждого организма и определяют его биологическую индивидуальность;

б) по химической структуре и функциональному назначению МНС подразделяют на два класса;

в) МНС одинаковы у всех теплокровных организмов;

г) антигены I класса МНС находятся на поверхности всех ядросодержащих клеток;

д) по химической структуре и функциональному назначению МНС подразделяют на четыре класса;

е) антигены II класса МНС находятся на мембране иммунокомпетентных клеток.

2. Для иммуноглобулина класса G справедливы следующие положения:

а) является мономером, имеет 2 антигенсвязывающих центра;

б) легко проходит через плацентарный барьер;

в) обеспечивает нейтрализацию, опсонизацию и маркирование антигена;

г) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;

д) существует в сывороточной и секреторной формах;

е) это самая крупная молекула из всех Ig.

3. Для иммуноглобулина класса М справедливы следующие положения:

а) это самая крупная молекула из всех Ig;

б) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;

в) на его долю приходится около 5–10 % всех сывороточных Ig;

г) филогенетически – наиболее древний иммуноглобулин;

д) не проходит через плаценту.

4. Для иммуноглобулина класса А характерны следующие признаки:

а) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;

б) существует в сывороточной и секреторной формах;

в) не проходит через плацентарный барьер;

г) существует в форме мономера, с 2 антигенсвязываюшими центрами и в полимерной форме в виде ди- или тримера;

д) препятствует адгезии микробов на эпителиальных клетках и генерализации инфекции в пределах слизистых;

е) филогенетически – наиболее древний иммуноглобулин.

5. Для иммуноглобулина класса Е справедливы следующие положения:

а) это мономер, который имеет 2 антигенсвязывающих центра;

б) содержание в сыворотке крови – примерно 0,00025 г/л;

в) это пентамер, который имеет 10 антигенсвязывающих центров;

г) обладает выраженной цитофильностью – тропностью к тучным клеткам и базофилам;

д) участвует в развитии гиперчувствительности немедленного типа – реакция I типа;

е) обнаружение требует применения высокочувствительных методов диагностики.

6. Для иммуноглобулин класса D характерны следующие признаки:

а) не проходит через плацентарный барьер;

б) имеет молекулярную массу 160 кДа;

в) является мономером;

г) называют также реагином;

д) является рецептором предшественников В-лимфоиитов;

е) обладает выраженной цитофильностью – тропностью к тучным клеткам и базофилам.

7. При первичном иммунном ответе первыми появляются:

а) Ig A;

б) Ig M;

в) Ig E;

г) Ig G;

д) Ig D.

8. При первичном иммунном ответе:

а) вырабатываютсятолько Ig М;

б) вырабатываются только Ig G;

в) вырабатываются сначала Ig М, а затем Ig G.

9. Согласно клонально-селек-ционной теории Ф. Бернета к ингибированию соответствующего клона лимфоцитов ведет:

а) контакт с экстремально высокой дозой соответствующего антигена;

б) контакт с аномально низким количеством соответствующего антигена;

в) генетическая предрасположенность.

10. В лаборатории искусственно получены полипептиды с молекулярными массами:А – 50, В – 500000, С – 5000000. Из указанных веществ:

а) все являются антигенами;

б) ни одно не является антигеном;

в) антигеном является только вещество С;

г) антигеном не является только вещество А.

11. Укажите, какие из следующих характеристик лучше всего определяют свойства гаптенов:

а) иммуногенны и реагируют с Ат;

б) иммуногенны и не реагируют с Aт;

в) реагируют с Ат, но неиммуногенны;

г) не реагируют с Aт и неиммуногенны;

д) химически сложные макромолекулярные структуры.

12. Гуморальную регуляцию иммунного ответа осуществляют:

а) гуморальные факторы вилочковой железы;

б) факторы, усиливающие и подавляющие функциональную активность клеток;

в) гуморальные факторы макрофагов;

г) гуморальные факторы костного мозга.

13. В трехклеточной системе кооперации иммунного ответа принимают участие:

а) Т-лимфоциты;

б) В-лимфоциты;

в) макрофаги;

г) недифференцированные клетки и нейтрофилы.

14. Основными признаками, характеризующими антигены, являются:

а) чужеродность;

б) антигенность;

в) иммуногенность;

г) специфичность.

15. Первичный иммунный ответ после введения антигена развивается:

а) через 1–2 дня;

б) через 3–4 дня;

в) через 5–6 дней;

г) через 7–10 дней;

д) через 10–12 дней.

16. Феноменами специфического взаимодействия сывороточных антител с антигенами являются:

а) агглютинация;

б) преципитация;

в) лизис;

г) цитотоксичность.

17. Антигенную специфичность бактериальной клетки определяют:

1) полные антитела;

2) гаптены;

3) полугаптены;

4) гетерогенные антитела;

5) видовые антигены;

6) типовые антигены.

а) верно 2, 5, 6;

б) верно 1, 3, 4;

в) верно 1, 2, 3.

18. Лимфокинами являются:

а) факторы, обусловливающие подвижность лимфоцитов;

б) медиаторы иммунного ответа, продуцируемые лимфоцитами;

в) вещества, продуцируемые бактериями и убивающие лимфоциты.

19. Антигенами являются:

а) вещества или тела, несущие признаки чужеродной генетической информации;

б) все вещества организма;

в) высокомолекулярные соединения.

20. К основным свойствам антигенов относятся:

а) способность индуцировать развитие иммунного ответа;

б) способность проникать в межтканевую жидкость;

в) способность вступать во взаимодействие с продуктами иммунного ответа, индуцированного аналогичным антигеном.

21. Гаптеном называется:

а) антиген, не обладающий способностью индуцировать развитие иммунного ответа, но способный взаимодействовать с продуктами иммунного ответа;

б) антигены, вызывающие полноценный иммунный ответ;

в) неорганические соединения.

22. Молекула антигена состоит из следующих функциональных частей:

а) детерминантная группа;

б) домен;

в) носитель.

23. По химической природе антиген может быть:

а) белками;

б) неорганическими веществами;

в) полисахаридами;

г) нуклеиновыми кислотами.

24. С точки зрения иммунолога микробная клетка является:

а) антителом;

б) комплексом антигенов;

в) макроорганизмом.

25. По особенностям локализации в клетке антигены бывают:

а) группоспецифические;

б) соматические;

в) поверхностные;

г) перекрестно-реагирующие;

д) жгутиковые.

26. По признаку специфичности антигены выделяют:

а) видоспецифические;

б) вариант-специфические;

в) фимбриальные;

г) группоспецифические.

27. Перекрестнореагирующими антигенами называют:

а) антигены, общие для бактерий, тканей и органов человека;

б) различные антигены внутри одного вида;

в) любые антигены.

28. Антителами называют:

а) сывороточные белки, образующиеся в ответ на введение антигена;

б) все сывороточные белки;

в) белки системы комплемента.

29. Основными свойствами антител являются:

а) специфичность;

б) гетерогенность;

в) чужеродность.

30. Перечислите основные классы иммуноглобулинов:

a) Ig A;

б) Ig G;

в) Ig C;

г) Ig M;

д) Ig В.

31. Роль иммуноглобулинов заключается в:

а) реализации клеточного типа иммунного ответа;

б) реализации гуморального типа иммунного ответа;

в) реализации неспецифических факторов резистентности.

32. Молекула иммуноглобулина состоит из:

а) легких цепей;

б) полисахаридов;

в) тяжелых цепей.

33. Тяжелые цепи иммуноглобулинов могут относиться к следующим классам:

а) гамма;

б) мю;

в) омега;

г) альфа;

д) эпсилон;

е) дельта.

34. Перечислите признаки, по которым отличаются иммуноглобулины разных классов, но одинаковой специфичности:

а) строением тяжелых цепей;

б) структурой активного центра;

в) вариабельными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина.

35. Перечислите признаки, по которым отличаются иммуноглобулины одного класса, но разной специфичности:

а) строением тяжелых цепей;

б) структурой активного центра;

в) константными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина.

36. Активный центр антител представлен:

а) константными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина;

б) вариабельными участками Н и L цепей молекулы иммуноглобулина;

в) Fab-фрагментами.

37. С детерминантной группой антигена способны взаимодействовать следующие фрагменты иммуноглобулина G:

а) тяжелые цепи;

б) легкие цепи;

в) Fc-фрагмент;

г) Fab-фрагмент.

38. По специфичности иммуноглобулины делятся на следующие группы:

а) группоспецифические;

б) видоспецифические;

в) перекрестно-реагирующие;

г) нормальные;

д) вариантоспецифические.

39. По происхождению иммуноглобулины делятся на следующие группы:

а) перекрестно-реагирующие;

б) нормальные;

в) постинфекционные;

г) поствакцинальные;

д) инфекционные.

40. Полными антителами считаются:

а) антитела, имеющие не менее двух активных центров;

б) антитела, имеющие один активным центр;

в) антитела, продуцируемые одним клоном плазматических клеток.

41. Моноклональными антителами называются:

а) антитела, имеющие не менее двух активных центров;

б) антитела, имеющие один активный центр;

в) антитела, продуцируемые одним клоном плазматических клеток.

42. Моноклональньные антитела применяют:

а) для идентификации клеток;

б) для осуществления современных методов выявления антител и антигенов;

в) для определения локализации антигенов в организме и доставки к ним лекарственных веществ;

г) для приготовления иммуносорбентов, позволяющих выделить или удалить из организма антигены или клетки данной специфичности.

43. Иммунный ответ может быть следующих типов:

а) антибактериальный;

б) антитоксический;

в) антиаллергический;

г) противовирусный;

д) противопротозойный;

е) противогрибковый.

44. Реакцией агглютинации называется:

а) реакция с использованием эритроцитарных диагностикумов;

б) специфическое склеивание и осаждение корпускулярных антигенов под действием антител в присутствии электролита;

в) растворение клеточного антигена под действием антител в присутствии комплемента.

45. К реакциям агглютинации относятся:

а) непрямая реакция Кумбса;

б) реакция флоккуляции;

в) иммуноферментный анализ;

г) реакция Видаля;

д) реакция по Асколи.

46. Реакцией непрямой (пассивной) гемагглютинации называется:

а) реакция с использованием эритроцитарных диагностикумов;

б) специфическое склеивание и осаждение корпускулярных антигенов под действием антител в присутствии электролита;

в) осаждение антигена из раствора под действием антител в присутствии электролита.

47. К наиболее широко применяемым в бактериологии методам серологических исследований относятся:

1) реакция преципитации;

2) реакции диффузной преципитации в геле;

3) реакция агглютинации;

4) реакция пассивной гемагглютинации;

5) иммуноферментный метод;

6) реакция связывания комплемента.

а) верно 1, 2;

б) верно 4, 6;

в) верно 3, 5.

48. Укажите аналитический прием, наиболее широко используемый для выявления микробных антигенов в исследуемом материале:

а) иммуноэлектрофорез;

б) реакция непрямой гемагглютинации;

в) иммуноферментный анализ;

г) иммунофлюоресценция;

д) полимеразная цепная реакция (ПЦР);

е) реакция связывания комплемента;

ж) иммуноблоттинг.

49. Основой иммуносерологической диагностики инфекционных заболеваний является следующий принцип:

а) выявление бактериемии (вирусемии);

б) выявление антигенемии;

в) выявление циркулирующих фрагментов микробного генома;

г) выявление специфических (иммунных) сдвигов, связанных с инфекцией;

д) выявление неспецифических реакций, связанных с инфекцией.

50. Укажите индикаторы, используемые в иммуносеродиагностике инфекционных заболеваний:

а) фрагментыгеномных молекул;

б) антигены;

в) антитела;

г) цитокины;

д) культуральные свойства бактерий.

51. Перечислите положения, справедливые для иммуносерологической диагностики инфекционных заболеваний:

а) ретроспективность;

б) абсолютная чувствительность и специфичность;

в) анализ сыворотки крови;

г) необходимость выделения микробных культур;

д) обязательное использование методов иммунохимического анализа.

52. Укажите иммунологические параметры, используемые в иммуносеродиагностике инфекционных заболеваний:

а) определение титра антител;

б) выявление качественной сероконверсии;

в) выявление количественной сероконверсии;

г) выявление микробных антигенов;

д) констатация аллергии к микробным антигенам.

53. Изучение качественной иммуноконверсии базируется на следующих параметрах иммунного ответа к микробным антигенам:

а) однократное определение титра антител;

б) динамическое изучение титров антител;

в) изотопическая характеристика антител (в динамике заболевания);

г) идиотипическая характеристика антител (в динамике заболевания);

д) динамическое изучение спектра антител.

54. Серодиагностикой называется:

а) метод распознавания заболеваний человека, животных и растений, основанный на способности антител сыворотки крови специфически реагировать с соответствующими антигенами;

б) метод распознавания заболеваний человека, основанный на принципе комплементарности ДНК;

в) метод распознавания заболеваний человека, основанный на способности организма к реакциям ГЗТ;

г) метод распознавания заболеваний человека, основанный на способности антител и антигенов диффундировать в агар.

55. К реакциям агглютинации относятся:

а) реакции коагглютинации;

б) РТГА;

в) иммуноэлектрофорез;

г) реакции Кумбса.

56. Фазами образования иммуноглобулинов являются:

а) продуктивная;

б) рецессивная;

в) индуктивная.

.

Источник

Ñòðóêòóðà ãàïòåíîâ – íèçêîìîëåêóëÿðíûõ âåùåñòâ, íå îáëàäàþùèõ èììóíîãåííîñòüþ. Èõ èñïîëüçîâàíèå äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Ñïîñîá ïîëó÷åíèÿ è èññëåäîâàíèÿ àíòèãàïòåíîâûõ àíòèòåë. Ðàáîòû Êàðëà Ëàíäøòàéíåðà â äàííîé îáëàñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ââåäåíèå

Àíòèãåí – ìàêðîìîëåêóëÿðíûå êîìïîíåíòû âñåõ æèâûõ îðãàíèçìîâ, íåñóùåå ïðèçíàêè ãåíåòè÷åñêè ÷óæåðîäíîé èíôîðìàöèè, êîòîðûå ïðè ââåäåíèè â îðãàíèçì æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà âûçûâàþò îáðàçîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ ðåàãèðóþùèõ ñ íèìè àíòèòåë.

 èììóíîëîãèè òåðìèí “àíòèãåí” íåñåò äâîéíóþ ñìûñëîâóþ íàãðóçêó: êàê èíäóêòîð èììóííîãî îòâåòà è êàê áèîëîãè÷åñêèé ìàðêåð.

 îïðåäåëåíèè àíòèãåíà êàê èíäóêòîðà èììóííîãî îòâåòà ñêðûòû äâå åãî îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè: àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü (àíòèãåííîñòü), îïðåäåëÿåìàÿ åãî ñòðóêòóðíûìè îñîáåííîñòÿìè, è èììóíîãåííîñòü – ñïîñîáíîñòü èíèöèèðîâàòü èììóííóþ ñèñòåìó ê ôîðìèðîâàíèþ ýôôåêòîðîâ, íåéòðàëèçóþùèõ àíòèãåííóþ ÷óæåðîäíîñòü.

Íåêîòîðûå âåùåñòâà (ïðîñòûå õèìè÷åñêèå ãðóïïèðîâêè) – ãàïòåíû – íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü ðàçâèòèå èììóííîãî îòâåòà, äåìîíñòðèðóÿ òåì ñàìûì îòñóòñòâèå ñâîéñòâà èììóíîãåííîñòè. Îäíàêî îíè îáëàäàþò âïîëíå êîíêðåòíîé ñïåöèôè÷íîñòüþ – ñïîñîáíîñòüþ âñòóïàòü â ðåàêöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäñóùåñòâóþùèìè ê íèì àíòèòåëàìè.

 òî æå âðåìÿ âûñîêîìîëåêóëÿðíûå ñîåäèíåíèÿ (áåëêè, ïîëèñàõàðèäû) îáëàäàþò êàê àíòèãåííîé ñïåöèôè÷íîñòüþ, òàê è èììóíîãåííîñòüþ.

 êà÷åñòâå áèîëîãè÷åñêèõ ìàðêåðîâ àíòèãåíû øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ â ñðàâíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ ïðè ðåøåíèè âîïðîñîâ ôèëîãåíèè, ñèñòåìàòèêè, ïîïóëÿöèîííîé ãåíåòèêè, ìîðôî- è òêàíåãåíåçà, êëåòî÷íîé äèôôåðåíöèðîâêè.

Ãëàâà 1. Ãàïòåíû

Ãàïòåíû – íèçêîìîëåêóëÿðíûå âåùåñòâà, íå îáëàäàþùèå èììóíîãåííîñòüþ è ïðèîáðåòàþùèå èõ ïðè óâåëè÷åíèè ìîëåêóëÿðíîãî âåñà (íàïðèìåð çà ñ÷åò ïðèêðåïëåíèÿ ê ñïåöèàëüíîìó áåëêó-íîñèòåëþ – «øëåïïåðó»).  èììóíîëîãèþ ïîíÿòèå «ãàïòåíû» ââåë Ëàíäøòàéíåð â 1923 ã. Îíè îòëè÷àþòñÿ î÷åíü âûñîêèì óðîâíåì ñïåöèôè÷íîñòè (î÷åíü ÷àñòî â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè ó÷àñòâóåò âñåãî îäèí ðàäèêàë).

Ñîåäèíåíèÿ ñ ìîëåêóëÿðíîé ìàññîé ìåíåå 10000, íàïðèìåð ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, ñàìè ïî ñåáå íå èììóíîãåííû. Òàêèå ñîåäèíåíèÿ ïðèíÿòî íàçûâàòü ãàïòåíàìè. Îíè ïðèîáðåòàþò èììóíîãåííîñòü ëèøü ïîñëå ñîåäèíåíèÿ ñ âûñîêîìîëåêóëÿðíûì áåëêîì-íîñèòåëåì. Ãàïòåíû íå ìîãóò ñòèìóëèðîâàòü âûðàáîòêó àíòèòåë, íî ìîãóò ñâÿçûâàòüñÿ ñ íèìè. Ýòî ïðîñòûå õèìè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, â îñíîâíîì àðîìàòè÷åñêîãî ðÿäà, íå â ñîñòîÿíèè çàïóñêàòü èììóííûé ïðîöåññ, äåìîíñòðèðóÿ òåì ñàìûì îòñóòñòâèå èììóíîãåííûõ ñâîéñòâ.  òî æå âðåìÿ îíè îáëàäàþò âïîëíå êîíêðåòíîé ñïåöèôè÷íîñòüþ, òî åñòü ñïîñîáíîñòüþ âñòóïàòü â ðåàêöèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ïðåäñóùåñòâóþùèìè ê íèì àíòèòåëàìè.

Îáû÷íî ãàïòåíû – íåáîëüøàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé îäíó äåòåðìèíàíòó. Ýòî ìîãóò áûòü îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, ôåíèëàðñîíàò, ìîíî- è îëèãîñàõàðèäû, à òàêæå îëèãîïåïòèäû. Íàèáîëåå ÷àñòî èñïîëüçóåìûé ãàïòåí – äèíèòðîôåíèë (ÄÍÔ).

Îíè ìîãóò ñâÿçûâàòüñÿ ñ óæå èìåþùèìñÿ àíòèòåëîì èëè ïîâåðõíîñòíûì ðåöåïòîðîì íà ñïåöèôè÷åñêîé B-êëåòêå, íî íå ñïîñîáíû âûçâàòü îáðàçîâàíèå àíòèòåë, ïîñêîëüêó ãàïòåíû íå èììóíîãåííû. Îäíàêî ïðèîáðåòàþò èììóíîãåííîñòü ïðè ñîåäèíåíèè ñ ïîäõîäÿùèì áåëêîì-íîñèòåëåì.  íàñòîÿùåå âðåìÿ óñòàíîâëåíî, ÷òî ôóíêöèÿ íîñèòåëÿ çàêëþ÷àåòñÿ â ñòèìóëÿöèè T-õåëïåðîâ, ïîìîãàþùèõ B-êëåòêàì ðåàãèðîâàòü íà ãàïòåí.

Ñóùåñòâóåò ðÿä ìåòîäîâ ïîëó÷åíèÿ àíòèòåë in vitro ê íåáîëüøèì ãàïòåíàì.

1.1 Ñòðóêòóðà è ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ

Ãàïòåíû – ýòî âåùåñòâà, êîòîðûå ñàìè íå âûçûâàþò èììóííîãî îòâåòà, íî, áóäó÷è êîíúþãèðîâàíû ñ íîñèòåëÿìè, îáëàäàþò ñïîñîáíîñòüþ ñòèìóëèðîâàòü ñèíòåç ïðîòèâ íèõ àíòèòåëà. Îáû÷íî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ãàïòåíû – ýòî íèçêîìîëåêóëÿðíûå ñîåäèíåíèÿ, îäíàêî ýòî íå ñîâñåì âåðíî. Íàïðèìåð, íóêëåèíîâûå êèñëîòû, ïîëèïåïòèäû D-àìèíîêèñëîò èìåþò âûñîêóþ ìîëåêóëÿðíóþ ìàññó, íî àíòèòåëà ïðîòèâ íèõ âîçíèêàþò òîëüêî ïîñëå êîíúþãèðîâàíèÿ èõ ñ áåëêàìè.  ýòîì ñëó÷àå ãàïòåíû â êîíúþãàòàõ ñ áåëêîì âûñòóïàþò â ðîëè èììóíîäîìèíàíòíîé ãðóïïû è ïîýòîìó â äàëüíåéøåì ìîãóò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ àíòèòåëàìè íåçàâèñèìî îò áåëêà íîñèòåëÿ.

Ñòðóêòóðà è àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì ôàêòîðîâ.  êà÷åñòâå ãàïòåíîâ ìîãóò âûñòóïàòü ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà ñ Ìã>100. Ñ ïðàêòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ âàæíûìè ÿâëÿþòñÿ ñòåðîèäíûå è ïåïòèäíûå ãîðìîíû, øèðîêèé êðóã ëåêàðñòâåííûõ ñîåäèíåíèé, ïåñòèöèäû, ðàçëè÷íûå ïðîäóêòû ïðîìûøëåííîãî îðãàíè÷åñêîãî ñèíòåçà, îáëàäàþùèå àëëåðãåííûì äåéñòâèåì.

Àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ ñèëüíî çàâèñèò îò èõ õèìè÷åñêîé ñòðóêòóðû. Òàê, ââåäåíèå äîïîëíèòåëüíûõ ãðóïï ìîæåò ñèëüíî èñêàçèòü «àíòèãåííûé ïîðòðåò» òîãî èëè èíîãî ñîåäèíåíèÿ. Íàïðèìåð, òèðîêñèí è òðèéîäòèðîíèí îòëè÷àþòñÿ òîëüêî îäíèì îñòàòêîì I, ÷åãî âïîëíå äîñòàòî÷íî, ÷òîáû àíòèòåëà ïðîòèâ ýòèõ ãîðìîíîâ ñèëüíî ðàçëè÷àëèñü ïåðåêðåñòíîé ðåàêòèâíîñòüþ. Êëàññè÷åñêèìè ïðèìåðàìè ñòàëè èññëåäîâàíèÿ ñ ïàðà-, îðòî- è ìåòà-àìèíîáåíçîéíîé êèñëîòàìè, êîòîðûå ïðàêòè÷åñêè íå äàþò ïåðåêðåñòíûõ ðåàêöèé ïðè ñîïîñòàâèìûõ êîíöåíòðàöèÿõ.

Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ ñòåðåîñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ; àíòèòåëà ïðîòèâ îëèãîïåïòèäîâ èç D-àìèíîêèñëîò íå ðåàãèðóþò ñ îëèãîïåïòèäàìè èç L-àìèíîêèñëîò.

Íà àíòèãåííóþ ñïåöèôè÷íîñòü ñèëüíîå âëèÿíèå îêàçûâàþò àìèíîêèñëîòíûé îñòàòîê áåëêà íîñèòåëÿ, ê êîòîðîìó ïðèøèò ãàïòåí, à òàêæå ìîëåêóëÿðíûå ðàçìåðû ãàïòåíà. Òàê, â äëèííûõ îëèãîïåïòèäíûõ ãàïòåíàõ çàìåíà àìèíîêèñëîòíûõ îñòàòêîâ, êîòîðûå ðàñïîëîæåíû áëèçêî ê áåëêó-íîñèòåëþ, îêàçûâàåò ìåíüøåå âëèÿíèå, ÷åì â êîðîòêèõ. Íàïðîòèâ, çàìåíû â óäàëåííûõ îò íîñèòåëÿ àìèíîêèñëîòíûõ îñòàòêàõ îêàçûâàþòñÿ äðàìàòè÷åñêèìè äëÿ àíòèãåííîé ñòðóêòóðû íåçàâèñèìî îò ðàçìåðîâ ãàïòåíà. Àíàëîãè÷íû çàêîíîìåðíîñòè äëÿ îëèãîñàõàðèäîâ.

Àíòèãåííàÿ ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ çàâèñèò íå òîëüêî îò èõ õèìè÷åñêîé ñòðóêòóðû, íî è îò ñïîñîáà ïðèøèâêè ê áåëêó-íîñèòåëþ, â ÷àñòíîñòè îò òîãî, êàêàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà ãàïòåíà áûëà èñïîëüçîâàíà äëÿ êîíúþãèðîâàíèÿ. ×àñòî, ïðè ïîëó÷åíèè êîíúþãàòîâ äëÿ èììóíèçàöèè ãàïòåíû ïðèøèâàþò íå íåïîñðåäñòâåííî ê ìîëåêóëå áåëêà-íîñèòåëÿ, à ÷åðåç ïðîñòðàíñòâåííóþ «íîæêó», ñîäåðæàùóþ îáû÷íî 4 – 6 óãëåðîäíûõ àòîìîâ.  ýòîì ñëó÷àå ñàìà «íîæêà» â êîìïëåêñå ñ ãàïòåíîì âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ñîñòàâíîé àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû è îáðàçóþùèåñÿ àíòèòåëà ìîãóò îáëàäàòü ìåíüøåé ýôôåêòèâíîñòüþ ñâÿçûâàíèÿ ñ íàòèâíûì ãàïòåíîì, ÷åì ñ òàêèì ñâÿçàííûì ÷åðåç «íîæêó» ãàïòåíîì.

 íåêîòîðûõ âèäàõ èììóíîôåðìåíòíîãî àíàëèçà â êà÷åñòâå îäíîãî èç ðåàãåíòîâ èñïîëüçóþò ãàïòåí, ìå÷åííûé ôåðìåíòîì. Åñëè ñâÿçûâàíèå â òàêîì êîíúþãàòå àíàëîãè÷íî ñïîñîáó ïðèøèâêè â êîíúþãàòå ãàïòåíà ñ áåëêîì-íîñèòåëåì äëÿ ïîëó÷åíèÿ àíòèòåë, òî ãîâîðÿò, ÷òî â àíàëèçå èñïîëüçóþò ãîìîëîãè÷íûå àíòèòåëà. Åñëè æå ñòðóêòóðà «íîæêè» è ñïîñîá ïðèøèâêè ãàïòåíà â îáîèõ ñëó÷àÿõ ðàçëè÷íû, òî ãîâîðÿò î ãåòåðîëîãè÷íûõ àíòèòåëàõ. Ïðèìåíåíèå òîãî èëè èíîãî âèäà àíòèòåë èëè êîíúþãàòîâ â èììóíîôåðìåíòíîì àíàëèçå ìîæåò âåñüìà ñèëüíî ñêàçûâàòüñÿ íà åãî ÷óâñòâèòåëüíîñòè è íåêîòîðûõ äðóãèõ õàðàêòåðèñòèêàõ.

Âåñüìà ñóùåñòâåííûì ôàêòîðîì äëÿ ñïåöèôè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ õèìè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà «íîæêè», â ÷àñòíîñòè åå äëèíà è áëèæàéøåå îêðóæåíèå ãàïòåíà. Âñå ýòè ìîìåíòû êðàéíå âàæíî ó÷èòûâàòü ïðè ðàçðàáîòêå ìåòîäîâ èììóíîõèìè÷åñêîãî àíàëèçà ãàïòåíîâ.

Ñèëüíîå âëèÿíèå ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ íà àíòèãåííóþ ñòðóêòóðó è ñïåöèôè÷íîñòü ãàïòåíîâ, ïî-âèäèìîìó, îáúÿñíÿåòñÿ èõ îãðàíè÷åííûìè ðàçìåðàìè è îñîáåííîñòÿìè ñòðóêòóðû àêòèâíûõ öåíòðîâ àíòèòåë.

Çíàíèå àíòèãåííîé ñòðóêòóðû è ñïåöèôè÷íîñòè ãàïòåíîâ èìååò âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ ìåòîäîâ èììóíîõèìè÷åñêîãî îïðåäåëåíèÿ ðàçëè÷íûõ ôèçèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ ñîåäèíåíèé, òàê êàê ìíîãèå èç íèõ ïðåòåðïåâàþò ðàçëè÷íûå áèîõèìè÷åñêèå ïðåâðàùåíèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóåòñÿ ãðóïïà áëèçêîðîäñòâåííûõ ìåòàáîëèòîâ.

1.2 Ãàïòåííàÿ äåòåðìèíàíòà

Ãàïòåííàÿ äåòåðìèíàíòà – ó÷àñòîê íà ïîâåðõíîñòè ìàêðîìîëåêóëû, ñ êîòîðûì ñïåöèôè÷íî ñâÿçûâàþòñÿ ìîëåêóëû ìàëîãî ðàçìåðà (ãàïòåíû). Îáðàçîâàâøèéñÿ êîìïëåêñ ñïîñîáåí âûçâàòü ñèíòåç ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë (èììóíîãëîáóëèíîâ).  îòñóòñòâèå àêöåïòèðóþùåé ìàêðîìîëåêóëû ãàïòåí íå ñïîñîáåí ñàì àêòèâèçèðîâàòü èììóííûå ðåàêöèè.

Îíè îáëàäàþò àíòèãåííîñòüþ, ÷òî îáóñëîâëèâàåò èõ ñïåöèôè÷íîñòü, ñïîñîáíîñòü èçáèðàòåëüíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ àíòèòåëàìè èëè ðåöåïòîðàìè ëèìôîöèòîâ, îïðåäåëÿòüñÿ èììóíîëîãè÷åñêèìè ðåàêöèÿìè. Ãàïòåíû ìîãóò ñòàòü èììóíîãåííûìè ïðè ñâÿçûâàíèè ñ èììóíîãåííûì íîñèòåëåì (íàïðèìåð, áåëêîì), òî åñòü ñòàíîâÿòñÿ ïîëíûìè.

Çà ñïåöèôè÷íîñòü àíòèãåíà îòâå÷àåò ãàïòåííàÿ ÷àñòü, çà èììóíîãåííîñòü — íîñèòåëü (÷àùå áåëîê).

×åì ìåíüøå ìîëåêóëà ãàïòåíà, òåì áîëüøóþ ðîëü â ïîñòðîåíèè àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû èãðàåò áåëîê-íîñèòåëü.  ñâÿçè ñ ýòèì â äàííîé ñèòóàöèè ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ïåðåêðåñòíûå àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè ñî ñõîäíûìè ãàïòåíàìè — àíòèãåííûìè äåòåðìèíàíòàìè.

Ãëàâà 2. Èñïîëüçîâàíèå ãàïòåí äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò

Ïðè ðåàêöèè ñ àíòèãåíîì íå âñåãäà ñâÿçûâàþùèå öåíòðû àíòèòåëà îõâàòûâàþò âåñü àíòèãåí. ×àñòü ïîñëåäíåãî, íåïîñðåäñòâåííî âçàèìîäåéñòâóþùàÿ ñ àíòèòåëîì, íàçûâàåòñÿ àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòîé. Îäíà ìîëåêóëà ìîæåò ñîäåðæàòü îäíó è áîëåå àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Äëÿ èçó÷åíèÿ ñïåöèôè÷íîñòè àíòèòåë íåîáõîäèìî èìåòü àíòèòåëà, íàïðàâëåííûå ïðîòèâ èíäèâèäóàëüíûõ àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò. Íåáîëüøàÿ ôóíêöèîíàëüíàÿ ãðóïïà, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé îäíó àíòèãåííóþ äåòåðìèíàíòó, íàçûâàåòñÿ ãàïòåíîì. Ãàïòåíàìè ìîãóò áûòü ðàçëè÷íûå îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ, íàïðèìåð ÒÍÔ (òðèíèòðîôåíèëüíàÿ ãðóïïà), ôåíèëàðñîíàò, ìîíî- è îëèãîñàõàðèäû, òàêèå êàê ãëþêîçà è ëàêòîçà, à òàêæå îëèãîïåïòèäû, íàïðèìåð ïåíòàëèçèí. Õîòÿ ýòè ãàïòåíû ñïîñîáíû ñâÿçûâàòüñÿ ñ àíòèòåëàìè, òåì íå ìåíåå îíè îáû÷íî íå ÿâëÿþòñÿ èììóíîãåíàìè, ò. å. èììóíèçàöèÿ èìè íå ïðèâîäèò ê îáðàçîâàíèþ àíòèòåë.

 òî æå âðåìÿ èììóííûé îòâåò ÷àñòî ìîæíî âûçâàòü ñ ïîìîùüþ ãàïòåíà, êîâàëåíòíî ïðèñîåäèíåííîãî ê áîëüøîé ìîëåêóëå, íàçûâàåìîé íîñèòåëåì. Ýòîò íîñèòåëü èììóíîãåíåí ñàì ïî ñåáå, è èììóíèçàöèÿ êîíúþãàòàìè ãàïòåí-íîñèòåëü âûçûâàåò ïîÿâëåíèå àíòèòåë êàê ïðîòèâ íîñèòåëÿ, òàê è ïðîòèâ ãàïòåíà. Ïîëó÷åííûå òàêèì îáðàçîì ñïåöèôè÷íûå ê ãàïòåíó àíòèòåëà ìîæíî èçó÷àòü ìåòîäîì ðàâíîâåñíîãî äèàëèçà â ïðèñóòñòâèè ñâîáîäíîãî (íå ñâÿçàííîãî ñ íîñèòåëåì) ãàïòåíà ñ ïîìîùüþ èììóíîïðåöèïèòàöèè, èñïîëüçóÿ äëÿ ýòîãî ãàïòåí, ïðèøèòûé ê äðóãîìó íîñèòåëþ, èëè æå ïðèìåíÿÿ ìåòîä òîðìîæåíèÿ ïðåöèïèòàöèè ñâîáîäíûì ãàïòåíîì.

Îïèñàííûé ñïîñîá ïîëó÷åíèÿ è èññëåäîâàíèÿ àíòèãàïòåíîâûõ àíòèòåë, âïåðâûå ïðèìåíåííûé Ëàíäøòåéíåðîì, ïîìîã âûÿñíèòü, êàêèå ýëåìåíòû òîíêîé ñòðóêòóðû àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû îïðåäåëÿþò åå ñïåöèôè÷íîñòü.

Ñðàâíèòåëüíîå èçó÷åíèå ñâÿçûâàíèÿ àíòèòåë ñ ðàçëè÷íûìè ãàïòåíàìè ïîêàçàëî, ÷òî óçíàâàíèå àíòèòåëàìè «ñâîåãî» ãàïòåíà îêàçûâàåòñÿ ñïåöèôè÷íûì, äàæå íåñìîòðÿ íà ãåòåðîãåííîñòü ïîëó÷åííîé ïîïóëÿöèè àíòèòåë.  îòëè÷èå îò àíòèòåë, íàïðàâëåííûõ ïðîòèâ ïîëèäåòåðìèíàíòíûõ àíòèãåíîâ, ïîïóëÿöèÿ àíòèòåë, ñïåöèôè÷íûõ ê îäíîé äåòåðìèíàíòå (ãàïòåíó), îòíîñèòåëüíî îãðàíè÷åíà. Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî ñâÿçûâàíèå ãàïòåíà ñ àíòèãåíñâÿçûâàþùèì öåíòðîì àíòèòåëà òðåáóåò îïðåäåëåííûõ ñòðóêòóðíûõ îãðàíè÷åíèé äëÿ òî÷íîãî ñîîòâåòñòâèÿ èõ äðóã äðóãó.  òî æå âðåìÿ ñïåöèôè÷íîñòü àíòèñûâîðîòêè çàâèñèò îò ñïåöèôè÷íîñòåé âñåõ âõîäÿùèõ â íåå àíòèòåë, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü îïðåäåëÿåòñÿ ñòðóêòóðàìè èõ àíòèãåíñâÿçûâàþùèõ öåíòðîâ.

Ïðè èçó÷åíèè ïåðåêðåñòíûõ ðåàêöèé ñ àíàëîãàìè ãàïòåíà îêàçàëîñü, ÷òî íåêîòîðûå àíàëîãè îáðàçóþò êîìïëåêñû ñî âñåìè èìåþùèìèñÿ â ñûâîðîòêå àíòèòåëàìè, òîãäà êàê ñâÿçûâàíèå äðóãèõ àíàëîãîâ áûñòðî äîñòèãàåò íàñûùåíèÿ, ïîñêîëüêó èõ ñòðóêòóðà õîðîøî ñîîòâåòñòâóåò ñòðóêòóðå àíòèãåíñâÿçûâàþùåãî öåíòðà ëèøü íåêîòîðûõ àíòèòåë. Àíòèòåëà, ïîëó÷åííûå îò ðàçíûõ æèâîòíûõ, ìîãóò ïðîÿâëÿòü ðàçíóþ ñïîñîáíîñòü ê èììóíîëîãè÷åñêîìó ïåðåêðåñòó ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òåì æå ñàìûì íàáîðîì ðîäñòâåííûõ ãàïòåíîâ. Äàæå ó îäíîãî è òîãî æå æèâîòíîãî, êàê èçâåñòíî, â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ àôôèííîñòü è ñïåöèôè÷íîñòü àíòèòåë ñ óâåëè÷åíèåì âðåìåíè, ïðîøåäøåãî ñ íà÷àëà èììóíèçàöèè, ìîãóò âîçðàñòàòü.

Òàêèì îáðàçîì, íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå èììóíîëîãè÷åñêîãî ïåðåêðåñòà ëþáûõ äâóõ ãàïòåíîâ îòðàæàåò êàê ñòðóêòóðíûå ðàçëè÷èÿ ìåæäó íèìè, îïðåäåëÿþùèå âîçìîæíîñòü èëè íåâîçìîæíîñòü àíòèãåíà è àíòèòåëà ñâÿçàòüñÿ äðóã ñ äðóãîì, òàê è ðàçíîîáðàçèå àíòèãåíñâÿçûâàþùèõ öåíòðîâ, èìåþùèõñÿ â äàííîé àíòèñûâîðîòêå.

Ãëàâà 3. Ðàáîòû Êàðëà Ëàíäøòàéíåðà

Àíòèãåí êàê ïåðâîïðè÷èíà ðàçâèòèÿ èììóííîãî ïðîöåññà èíòåðåñîâàë èììóíîëîãîâ ñ òåõ äàâíèõ ïîð, êîãäà çàðîäèëàñü èììóíîëîãèÿ. Îäíàêî òîëüêî áëàãîäàðÿ èññëåäîâàíèÿì Ê.Ëàíäøòåéíåðà â 20 – 30-õ ãîäàõ XX â. ñëîæèëèñü óñëîâèÿ äëÿ èçó÷åíèÿ òîíêîé ïðèðîäû ñïåöèôè÷íîñòè àíòèãåíà.  êà÷åñòâå îáúåêòà èññëåäîâàíèÿ ó÷åíûé âçÿë ïðîñòûå îðãàíè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ – ãàïòåíû. Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ñàìè ïî ñåáå ýòè ñîåäèíåíèÿ íå ñïîñîáíû âûçâàòü èììóíîëîãè÷åñêîé ðåàêöèè. Íàëè÷èå ÷óæåðîäíîñòè ïðè íèçêîé ìîëåêóëÿðíîé ìàññå ëèøàåò èõ èììóíîãåííîñòè. Ïðè ýòîì êîìïëåêñ ãàïòåíà ñ áåëêîì-íîñèòåëåì èììóíîãåíåí. Èññëåäîâàíèÿ Ëàíäøòåéíåðà âûÿâèëè ïî êðàéíåé ìåðå äâà ñóùåñòâåííûõ ìîìåíòà: êðàéíå âûñîêèé óðîâåíü ñïåöèôè÷íîñòè (ïîä÷àñ â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè ïðèíèìàåò ó÷àñòèå âñåãî îäèí ðàäèêàë – êàðáîêñèëüíàÿ èëè àìèíîãðóïïà); ñïåöèôè÷íîñòü âûñîêîìîëåêóëÿðíîãî àíòèãåíà ïðåäñòàâëåíà îòäåëüíûìè ó÷àñòêàìè (ýïèòîïàìè) – ìåñòàìè ñâÿçûâàíèÿ àíòèòåë èëè àíòèãåíðàñïîçíàþùèõ ðåöåïòîðîâ, ïðè ýòîì ÷åì áîëüøå ìîëåêóëÿðíàÿ ìàññà àíòèãåíà, òåì áîëüøå ìåñò ñâÿçûâàíèÿ.

Ñõåìà ïîñòàíîâêè îïûòîâ, ðàçðàáîòàííàÿ Ëàíäøòåéíåðîì, âêëþ÷àëà èììóíèçàöèþ êðîëèêîâ ãàïòåí-áåëêîâûì êîìïëåêñîì è ïîñëåäóþùèé àíàëèç àíòèñûâîðîòîê îò èììóíèçèðîâàííûõ æèâîòíûõ ñ òåì æå ñàìûì èëè èíûì ãàïòåíîì, íî êîíúþãèðîâàííûì ñ äðóãèì íåðîäñòâåííûì áåëêîì. Ïîäîáíûé ïðèåì ïîçâîëÿë ðàáîòàòü òîëüêî ñ àíòèòåëàìè ê ãàïòåíó, âçÿòîìó äëÿ èììóíèçàöèè, è èñêëþ÷àë òå àíòèòåëà, êîòîðûå îáðàçîâûâàëèñü êýïèòîïàì áåëêà.  ðåçóëüòàòå óäàëîñü ïîêàçàòü ðåøàþùóþ ðîëü òîíêîé êîíôèãóðàöèè ãàïòåíà â îïðåäåëåíèè ñïåöèôè÷íîñòè.

Çàêëþ÷åíèå

Èçó÷åíèå ãàïòåíîâ èìååò íå òîëüêî òåîðåòè÷åñêîå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ ÿâëåíèÿ àíòèãåííîé ñïåöèôè÷íîñòè, íî è ïðàêòè÷åñêîå ïðèëîæåíèå. Ìíîãèå áèîëîãè÷åñêè âàæíûå ñîåäèíåíèÿ, âêëþ÷àÿ ïåïòèäíûå è ñòåðîèäíûå ãîðìîíû, öèêëè÷åñêèå ÀÌÔ è ÃÌÔ, ëåêàðñòâà è ò.ä., ÿâëÿþòñÿ íèçêîìîëåêóëÿðíûìè, íåèììóíîãåííûìè ñîåäèíåíèÿìè. Èõ êîíúþãàöèÿ ñ èììóíîãåííûì áåëêîì ïîçâîëÿåò ïîëó÷àòü àíòèãàïòåíîâûå àíòèòåëà. Òàêèå àíòèòåëà çàòåì èñïîëüçóþòñÿ â òåñò-ñèñòåìàõ äëÿ îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ àíàëèçèðóåìûõ ñîåäèíåíèé â áèîëîãè÷åñêèõ æèäêîñòÿõ îðãàíèçìà. Îäèí èç ïðèìåðîâ â ýòîì îòíîøåíèè – îïðåäåëåíèå áåðåìåííîñòè ó æåíùèí ïî âûÿâëåíèþ ñ ïîìîùüþ ñîîòâåòñòâóþùèõ àíòèòåë õîðèîíè÷åñêîãî ãîíàäîòðîïèíà â ìî÷å.

ãàïòåíû èììóíîãåííîñòü àíòèãåííûé

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

1. Òåîðèÿ è ïðàêòèêà èììóíîôåðìåíòíîãî àíàëèçà: ó÷åá. ïîñîáèå / Åãîðîâ À.Ì. [è äð.]; ïîä îáù. ðåä. Åãîðîâà À.Ì. – Ìîñêâà: Âûñøàÿ øêîëà, 1991. – 288 ñ.

2. Ìèêðîáèîëîãèÿ: ó÷åá. ïîñîáèå / Âîðîáüåâ À.Â. [è äð.]; ïîä îáù. ðåä. Âîðáü¸âà À.Â. – 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ìîñêâà: Ìåäèöèíà, 2003. – 336 ñ.

3. Ëåíõîôô Ã. Èììóíîôåðìåíòíûé àíàëèç / Ã. Ëåíõîôô. – Ìîñêâà: Ìèð, 1998. – 446 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник