Какая информация содержится в vin коде автомобиля
VIN-код (Vehicle Identification Number) – это идентификационный номер транспортного средства, состоящий из комбинации цифровых и буквенных условных обозначений. Код является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС (в течение 30 лет).
Началось все с 1977 года, когда в США и Канаде был принят стандарт ISO 3779, описывавший формат VIN-номеров.
В настоящее время действует международный стандарт ISO 3779:1983 (последняя редакция – от 1996 г), мировой индекс изготовителя (WMI – часть кода) определяется стандартом ISO 3780:1983.
Идентификационный номер располагается на несъемной части кузова в местах, наименее подверженных разрушению при ДТП и дублируется на табличке, расположенной в передней части автомобиля. VIN современных авто расположен на передней левой стойке кузова и левой верхней части торпедо.
В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями, допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.
VIN-номер состоит из 17 символов – латинских букв и цифр. При этом в комбинациях кода не используются символы I, O и Q ввиду схожести с цифрами 1 и 0.
Каждый символ VIN-номера несет информацию о той или иной характеристике автомобиля: о стране и заводе-изготовителе, дате выпуска, технических характеристиках и т.д.
VIN-номер автомобиля состоит из трех частей: WMI VDS VIS
- WMI (World Manufacturers Identification) – мировой индекс изготовителя (с 1-го по 3-й символы номера);
- VDS (Vehicle Description Section) – описательная часть (с 4-го по 9-й символы номера);
- VIS (Vehicle Identification Section) – отличительная часть (c 10-го по 17-й символы VIN-номера)
WMI
WMI – международный идентификационный код изготовителя. Состоит из трех символов (букв или цифр).
Первый символ означает географическую зону, второй – страну в этой зоне, третий – определенного изготовителя (иногда – тип транспортного средства).
Если производитель изготовляет меньше чем 500 ДТС за год, то третий символ кода – цифра 9.
За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.
Итак, первый символ WMI – буква или цифра, обозначающая код географической зоны. Каждой из зон присвоено несколько символов:
- от A до H – Африка;
- от J до R – Азия;
- от S до Z – Европа;
- от 1 до 5 – Северная Америка;
- от 6 до 7 – Океания;
- от 8 до 9 – Южная Америка;
Второй символ (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну. Для обеспечения гибкости и однозначности в идентификации, конкретная страна определяется по сочетанию первой и второй цифры кода:
Африка | ||
AA-AH ЮАР | AJ-AN Кот-д’Ивуар | BA-BE Ангола |
BF-BK Кения | BL-BR Танзания | CA-CE Бенин |
CF-CK Мадагаскар | CL-CR Тунис | DA-DE Египет |
DF-DK Марокко | DL-DR Замбия | EA-EE Эфиопия |
EF-EK Мозамбик | FA-FE Гана | FF-FK Нигерия |
Азия | ||
JA-JT Япония | KA-KE Шри Ланка | KF-KK Израиль |
KL-KR Южная Корея | LA-L0 Китай | MA-ME Индия |
MF-MK Индонезия | ML-MR Таиланд | NF-NK Пакистан |
NL-NR Турция | PA-PE Филиппины | PF-PK Сингапур |
PL-PR Малайзия | RA-RE ОАЭ | RF-RK Тайвань |
RL-RR Вьетнам | RS-R0 Саудовская Аравия |
Европа | ||||
SA-SM Великобритания | SN-ST Германия | SU-SZ Польша | S1-S4 Латвия | TA-TH Швейцария |
TJ-TP Чехия | TR-TV Венгрия | TW-T1 Португалия | UH-UM Дания | UN-UT Ирландия |
UU-UZ Румыния | U5-U7 Словакия | VA-VE Австрия | VF-VR Франция | VS-VW Испания |
VX-V2 Сербия | V3-V5 Хорватия | V6-V0 Эстония | WA-W0 Германия | XA-XE Болгария |
XF-XK Греция | XL-XR Нидерланды | XS-XW СССР/СНГ | XX-X2 Люксембург | X3-X0 Россия |
YA-YE Бельгия | YF-YK Финляндия | YL-YR Мальта | YS-YW Швеция | YX-Y2 Норвегия |
Y3-Y5 Беларусь | Y6-Y0 Украина | ZA-ZR Италия | ZX-Z2 Словения | Z3-Z5 Литва |
Северная Америка | |
1A-10 США | 2A-20 Канада |
3A-3W Мексика | 3X-37 Коста Рика |
38-30 Каймановы острова | 4A-40 США |
5A-50 США |
Океания | |
6A-6W Австралия | 7A-7E Новая Зеландия |
Южная Америка | |||
8A-8E Аргентина | 8F-8K Чили | 8L-8R Эквадор | 8S-8W Перу |
8X-82 Венесуэла | 9A-9E Бразилия | 9F-9K Колумбия | 9L-9R Парагвай |
9S-9W Уругвай | 9X-92 Тринидад и Тобаго | 93-99 Бразилия |
Несмотря на параметры, четко прописанные в стандарте, обозначение, закрепленное за страной-производителем используется не всегда. К примеру, автомобили европейского отделения General Motors, главный офис которого находится в Германии, маркируются как W0 вне зависимости от страны-производителя (будь то Германия, Испания, Великобритания, Бельгия или Польша).
Третий символ – буква или цифра, которая присваивается производителю национальной организацией. Также может означать тип транспортного средства или производственный отдел.
Цифра 9 в качестве третьего знака используется в том случае, если производитель выпускает менее 500 автомобилей в год.
Так же как и идентификация страны, определение завода требует знания всех трех знаков WMI. К примеру, вот WMI-коды, которые соответствуют некоторым заводам, расположенным на территории СНГ:
WMI | Предприятие |
XTA | АВТОВАЗ |
XTВ | Москвич |
XTC | КАМАЗ |
XTD, Y6L | ЛуАЗ |
XTE | ЗАЗ |
XTH, X96 | ГАЗ |
XTJ | СеАЗ |
XTK | ИжАвто |
XTT | УАЗ |
XWF | Автотор |
XWK | ИжАвто |
X0C, X7M | ТагАЗ |
X1C | КрАЗ |
X7D | РосЛада |
X9L | GM-АВТОВАЗ |
Y8A | ЛАЗ |
В других географических зонах, производители имеют следующие индексы:
1 – Chevrolet | A – Mitsubishi (США) | G – General Motors | N – Infiniti |
2, 5 – Pontiac | B – BMW | H – Acura | N – Nissan |
3 – Oldsmobile | B – Dodge | H – Honda | O – Opel |
4 – Buick | B – VW (Бразилия) | J – Jeep | P – Plymouth |
6 – Cadillac | C – Chrysler | J – Mercedes Benz (USA) | S – Isuzu |
7 – GM Canada | D – Mercedes Benz | L – Lincoln | S – Suzuki |
8 – Saturn | F – Ferrari | M – Hyundai | T – Lexus |
A – Audi | F – Fiat | M – Mercury | T – Toyota |
A – Jaguar | F – Ford | M – Mitsubishi | U – BMW (США) |
A – Land Rover | F – Subaru | M – Skoda | V – Volkswagen V – Volvo |
VDS
Вторая часть VIN-кода – описание – дескриптор автомобиля.
4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й символы используются для определения типа транспортного средства и описывают характеристики автомобиля:
- модельная линия,
- тип кузова,
- тип двигателя,
- положение рулевого колеса,
- система питания и тип трансмиссии,
- привод,
- и т.д.
У каждого производителя – свой набор параметров, своя последовательность и свои уникальные обозначения.
8-й символ используется в большинстве случаев для определения типа двигателя. Неиспользованные позиции заполняются знаками на усмотрение производителя.
9-й символ – у производителей США и Китая (а также тех, кто экспортирует авто в США) – контрольная цифра, которая является одним из средств защиты от перебивки номеров. Европейские, японские и корейские компании не всегда следуют стандарту, и используют этот символ для дополнительной информация об автомобиле.
VIS
Третья часть VIN-кода – указательная часть идентификационного номера (VIS) – состоит из восьми знаков, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. При чем информация о модельном годе и заводе-изготовителе закреплена стандартом не жестко, а носит лишь рекомендательный характер.
10-й символ VIN-кода обычно обозначает модельный год автомобиля.
При этом нужно помнить, что модельный год может существенно опережать календарный и отсчитываться не с 1 января, а, к примеру, с августа (Audi) или с июля (ВАЗ) предыдущего календарного года
Некоторые производители, такие как Renault, Mercedes-Benz, Toyota модельный год в VIN-коде вообще не указывают. Год выпуска указан на табличке на кузове.
Тем не менее, автомобили, выпущенные для американского рынка, все маркируются строго по стандарту.
Год выпуска | Обозначение | Год выпуска | Обозначение | Год выпуска | Обозначение |
1971 | 1 | 1986 | G | 2001 | 1 |
1972 | 2 | 1987 | H | 2002 | 2 |
1973 | 3 | 1988 | J | 2003 | 3 |
1974 | 4 | 1989 | K | 2004 | 4 |
1975 | 5 | 1990 | L | 2005 | 5 |
1976 | 6 | 1991 | M | 2006 | 6 |
1977 | 7 | 1992 | N | 2007 | 7 |
1978 | 8 | 1993 | P | 2008 | 8 |
1979 | 9 | 1994 | R | 2009 | 9 |
1980 | A | 1995 | S | 2010 | A |
1981 | B | 1996 | T | 2011 | B |
1982 | C | 1997 | V | 2012 | C |
1983 | D | 1998 | W | 2013 | D |
1984 | E | 1999 | X | 2014 | E |
1985 | F | 2000 | Y |
Кроме запрещенных к использованию в VIN трех букв (I, O and Q), для кодировки модельного года также не используются буквы U, Z и цифра 0.
Европейское отделение Ford в VIN-коде максимально полно указывает дату выпуска: на 11-й позиции расположен символ года выпуска, а на 12-й – месяц.
Таблица определения даты производства Ford:
11-й символ чаще всего указывает на завод сборки транспортного средства (для каждого производителя – своя система обозначений – свои буквы).
12-й, 13-й, 14-й, 15-й, 16-й, 17-й символы отводятся под серийный номер авто. Они обозначают последовательность производства транспортного средства.
Пример VIN-кода автомобилей марки Audi
(с сайта carinfo.kiev.ua)
№ п/п | Описание | |
WMI | 1 | LFV – изготовлено в Китае |
2 | ||
3 | ||
VDS | 4 | «Z» – заполнение пустых мест. В VIN-кодах для американского рынка на 4-й позиции зашифрована модельная линия, на 5-й тип двигателя, а на 6-й – системы безопасности. |
5 | ||
6 | ||
7 | Модельный ряд: 43 – 100/200 (..-1982) 43 – 5000/5000S, Turbo (1983) 44 – 100/200 (1982-1991) 44 – 5000S, 5000S Turbo, 5000CS Turbo Quattro (1983-1988) 44 – V8 Quattro (1989-1991) 4A – 100/S4 (1990-1994)/A6 (1994-1997) 4B – A6 (1997-2004) S6 (1995) 4C – V8 Quattro (1992-1994) 4D – A8 (1994-2002) 4E – A8 (2002…2010) 4F – A6 (2004-) 4H – A8 (2010…) 4L – Q7 (2005-) 81 – 4000 82 – 80 (1972-1978) 85 – 80/90/Coupe/Quattro 86 – 50 (1974-1978) 89 – 80/90 (1990-1992) 8A – 80 8B – Coupe Quattro 8C – 80 (B4) (1991-1996)/90 (1993-1994) 8D – A4 (1995-2000/11) 8E – A4 (2000/12…2008) 8G – 90 Cabriolet (1994) 8J – TT (2006…) 8K – A4 (2008…) 8L – A3 (1996-2002) 8N – TT (1999-2006) 8P – A3 (2003…) 8R – Q5 (2008…) 8T – A5 (2007…) 8Z – A2 (2000-2003) 9L – A3 (2003…) | |
8 | ||
9 | Свободный знак “Z”. В VIN-кодах для американского рынка – контрольная сумма. | |
10 | Модельный год | |
11 | Место сборки: A – Ингольштадт/Германия B – Брюссель/Бельгия C – CCM-Tajpeh D – Барселона/Испания E – Эмден/Германия G – Грац/Австрия H – Ганновер/Германия K – Оснабрюк/Германия M – Пуэбло/Мексика N – Неккар-Зюльм/Германия P – Мозель/Германия R – Марторель/Испания S – Зальцгиттер/Германия T – Сараево/Босния V – Вест-Мореленд/США и Палмела/Португалия W – Вольфсбург/Германия X – Познань/Польша Y – Барселона, Памплона/Испания по 1991г. включительно, Памплона / | |
12 | Серийный номер | |
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 |
Таблица расшифровки Audi выглядит следующим образом:
Пример VIN-кода автомобилей марки Skoda
(с сайта carinfo.kiev.ua)
№ п/п | Описание | |
WMI | 1 | 1A9 – изготовлено в США, |
2 | ||
3 | ||
VDS | 4 | Тип кузова и уровень оснащения: Octavia: A – Octavia L&K B – Octavia SLX (Elegance) C – Octavia GLX (Ambiente) D – Octavia Combi L&K (Classic) E – Octavia RS F – Octavia Combi SLX G – Octavia Combi GLX (Elegance) H – Octavia Combi LX (Ambiente) J – Octavia Combi 4×4 (Classic) K – Octavia Combi R- Octavia бронированная (по классу B4) U – Octavia Combi RS Fabia: B – Fabia Elegance(sedan) C – Fabia Comfort/Ambiente (sedan) D – Fabia Classic(sedan) G – Fabia Elegance (combi) H – Fabia Comfort/Ambiente (combi) J – Fabia Classic (combi) M – Fabia Elegance (hatchback) N – Fabia Comfort (hatchback) P – Fabia Classic (hatchback) T – Fabia Praktik (van) (фургон с глухими боковинами) Roomster: M – Roomster Style T – Roomster Praktik (van) (фургон с глухими боковинами) SuperB: A – SuperB II combi B – SuperB Elegance C – SuperB Comfort D – SuperB Classic Yeti: L – Yeti |
5 | ||
Двигатель: A – 1.6 (75 кВт), бензиновый; A – 1.4 TSI (92 кВт), бензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом B – 1.4 (50 кВт), бензиновый; B – 1.8 TSI (118 кВт), бензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом С – 1.4 (55 кВт), бензиновый; D – 1.4 (74 кВт), бензиновый; D – 2.0 (1.9) TDI (125 кВт), дизельный с турбонаддувом и интеркулером; E – 2.0 (85 кВт), бензиновый; F – 1.9 SDI (47 кВт), дизельный; G – 1.9 TDI (66 кВт), дизельный; H – 1.4 (44 кВт), бензиновый; J – 1.6 (55 кВт), бензиновый; I – 1.8 (92 кВт), бензиновый; K – 1.6 (74 кВт), бензиновый; L – 1.8 (110 кВт), бензиновый с турбонаддувом; N – 1.9 SDI (50 кВт), дизельный; P – 1.9 TDI (74 кВт), дизельный с турбонаддувом; R- 1.8 (132 кВт), бензиновый с турбонаддувом; S – 1.9 TDI (81 кВт), дизельный с турбонаддувом; U – 1.9 TDI (96 кВт), дизельный с турбонаддувом и интеркулером; Y – 1.2 (47 кВт), бензиновый, 3 цил. | ||
6 | Системы пассивной безопасности: 0 – нет подушек безопасности 1 – подушка безопасности водителя 2 – две передние и две боковые подушки безопасности 4 – две передние подушки безопасности 6 – две передние, две боковые подушки безопасности, надувные занавески | |
7 | Код модели: 1U – Octavia I (A4) (Tour); 1Z – Octavia II (A5); 3T – SuperB II 3U – SuperB I 5J – Roomster 5L – Yeti 6Y – Fabia I 6H – Fabia II | |
8 | ||
9 | ||
10 | Модельный год | |
11 | Место сборки: 0…4 – линия сборки в г. Млада-Болеслав 5 – г. Квасины 6 – ??? (Yeti) 7…8 – г. Врхлаби B – Соломоново, Украина (???) K – сборка из SKD комплектов (Россия, г. Калуга) N – г. Млада-Болеслав X – Познань (Польша) | |
12 | Серийный номер | |
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 |
Как «перебивают» VIN-номера
Для того чтобы не стать жертвами мошенников, следует знать основные методы и признаки «перебитых» VIN-кодов.
Таких методов достаточно:
- удаляют и заменяют часть или всю маркировочную панель (существуют различные способы и варианты);
- добавляют элементы на знаках, имеющих сходное начертание (например, 1 превращается в 4, 6 или 3 в 8);
- обратное преобразование – заплавляют «лишние» элементы, превращая, например, 4 в 1, 8 в 3 или 6.
Признаки «перебитых» VIN-кодов
- следы обработки поверхности и остатки шпаклевки на участке маркировки;
- увеличенная толщина покрытия или панели;
- сварные швы на маркировочной панели;
- несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели;
- нечеткое начертание знаков, смещение знаков по вертикали и горизонтали;
- различная глубина знаков;
- посторонние штрихи и различия в исполнении одинаковых знаков;
- различие лакокрасочного покрытия маркировочной панели и прилегающих участков;
- и т.д.
Итог
Производители автомобилей имеют достаточную степень свободы для использования в структуре VIN-кода своих собственных обозначений, и в рамках одной статьи перечислить все особенности и обозначения не представляется возможным.
Поэтому для полной информации и идентификации авто следует обратиться к производителю (импортеру, дилеру) который может предоставить информацию о всех VIN-кодах «своих» брендов.
А общие, универсальные, принципы расшифровки VIN-кодов – см. выше.
Источник
А вы знаете про свой VIN код?
Любой автомобиль, сошедший с конвейера имеет свои регистрационные данные — номера, выбитые на агрегатах. Все Вы знаете, что в принципе, любые документы можно легко подделать. Конечно, можно уничтожить и номера. Автомобильные регистрационные номера можно спилить, стереть, выбить новые, но, тем не менее, именно на их подделке чаще всего попадаются торговцы крадеными машинами. Благому делу идентификации автомобиля могут служить лишь номера, нанесенные на те узлы, которые законодательно имеют статус идентификационных. До недавнего времени таковыми считались двигатель, кузов и шасси. Сейчас, как правило, только кузов, в номере которого закодирована вся информация об автомобиле и его отдельных агрегатах.
Основные положения Стандарта ISO 3779-1983
До 80 годов почти все автомобили идентифицировались по 7-значному номеру шасси, состоявшему только из цифр. С начала 80-х годов автопроизводители, сочтя такую идентификацию не слишком информативной, перешли на 17-значный буквенно-цифровой индекс.
Что ж за зверь такой, этот VIN ?
В 24 странах, которые входят в Международную организацию стандартов ISO, кузов каждого выпущенного в них автомобиля имеет индивидуальный номер. Vehicle Identification Number (VIN), в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983 — это идентификационный номер каждого в отдельности автомобиля, в котором зашифрованы важные технические данные индивидуально для каждого автомобиля. Это своего рода «Свидетельство о рождении» каждого автомобиля. Идентификационный номер автомобиля почти как хромосомный набор. Расшифровав его, мы можем получить полную информацию о машине, особенно полезной при ее покупке. Ещё раз повторюсь, VIN состоит из 17 буквенных и цифровых символов и содержит в себе точную информацию об изготовителе, модели, годе выпуска и номере кузова. Символы располагаются в определенной последовательности.
В состав VIN входят три самостоятельные части:
1. World Manufacturers Identification (WMI) — мировой индекс изготовителя,
2. Vehicle Description Section (VDS) — описательная часть,
3. Vehicle Identification Section (VIS) — отличительная часть
WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Он присваивается компетентным учреждением той страны, где зарегистрировано предприятие-изготовитель, в соответствии с правилами международного агентства, действующего в интересах Международной организации по стандартизации.
WMI-Код состоит из трех знаков:
первый — означает страну-изготовителя,
второй — производитель автомобиля,
третий — подразделение изготовителя.
Пример
VDS — это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода — на вторую.
Отмечу, что стандарт ISO 3779-1983 является рекомендательным, а не обязательным и поэтому не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему. Заводы-изготовители также не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, поэтому при определении года могут возникнуть затруднения.(Например МВ).
Определение года выпуска осложняется и тем, что фирмы подразумевают под ним не календарный, а модельный год и начинают пробивать букву или цифру, соответствующую данному году выпуска, уже во второй половине предыдущего года, а иногда и ранее.
Способ нанесения идентификационного номера.
1.Если идентификационный номер автомобиля указывается в каких-либо документах, то он должен быть написан в одну строку и в сплошную линию, т.е. без пробелов.
2.Если идентификационный номер указывается на автомобиле или на заводской табличке, то он должен приводиться либо в одну строку, либо в две строки и также без пробелов; при этом сами элементы идентификационного номера (например WMI, VDS или VIS) не должны разделяться.
За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
ЗАПРЕЩЕНО использовать буквы: I, O, Q
для примера:
Идентификационный номер —
Количество символов(знаков) – 17 (можно пересчитать)
Первые три знака «WVW» — это WMI ( что это, см.выше)
Следующие шесть знаков «ZZZ16Z» — это WDS (что это, см.выше)
Следующие восемь знаков «EW563899» — это VIS (что это, см.выше)
Рекомендуемые знаки годов выпуска приведены в таблице
Рекомендуемые знаки годов выпуска приведены в таблице
Знаки, обозначающие год выпуска, повторяются. Например, в 2001 году на кузовах пробивалась цифра 1, а с 2010 года начался заново буквенный отчёт – стали пробивать букву А, в 2011 — буква В и т.д. (Смотрите таблицу).
Отмечу, что стандарт не обязывает изготовителей указывать место сборки автомобиля, каждая фирма может делать это по-своему. Заводы-изготовители также не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них, поэтому при определении года могут возникнуть затруднения.
Международный стандарт ISO 3779 отводит году выпуска 10 (десятую) по счету позицию в идентификационном номере кузова. Этого положения придерживаются следующие фирмы: Audi, Volkswagen, Mitsubishi, Opel, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Volvo, Honda, Jaguar, Suzuki, Daihatsu, Isuzu, Hyndai, KIA, Subaru.
Однако есть исключения из правил: например, европейское подразделение компании Ford указывает год на 11-й позиции, а месяц – на 12-й. (подробнее об этом в подразделе Ford).
Источник
VIN или Vehicle Identification Number, идентификационный номер автомобиля – это комбинация цифр и латинских букв, которая содержит важнейшую зашифрованную информацию каждого автомобиле. Как расшифровать VIN и для чего он нужен?
Для начала немного истории. Заокеанские автопроизводители начали вводить VIN-коды на машинах и запасных частях еще в середине пятидесятых годов. Интересно, что в те времена комбинация цифр и букв не имела единого стандарта и отличалась в зависимости от производителя. В начале восьмидесятых годов Национальная ассоциация безопасности движения ввела общие требования и упорядочила идентификационные номера транспортных средств, которые обозначают ряд обязательных сведений.
Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo
Что такое VIN
VIN-номер – это важнейшая комбинация символов, соответствующая рекомендациям ISO (International Standard Organization, Международная организация по стандартизации) о производителе транспортного средства, дате выпуска, техническом оснащении, комплектации и других нюансах.
Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo
Фактически этот код является своего рода ДНК автомобиля. VIN должен был быть стандартизирован и состоять из 17 символов, но только из арабских цифр и заглавных букв латинского алфавита: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 и A, B, C, D, E, F, G, H, J, K, L, M, N, P, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z, за исключением I,O,Q.
Где находится VIN
Прежде чем мы перейдем к расшифровке, следует сказать о том, где автопроизводители размещают таблички с идентификационным транспортного средства.
Фото 1: VIN под лобовым стеклом в специальном окошке
Фото 2: VIN на передней левой стойке кузова
Фото 3: VIN под обшивкой пола
Фото 4: VIN на раме
Они могут находиться под капотом, под лобовым стеклом в специальном окошке, а также на передней левой стойке кузова, под обшивкой пола и на раме.
Для чего нужен VIN
С помощью цифр и букв, которые непосвященному покажутся хаотичным набором, можно узнать: страну изготовителя, дату производства, тип двигателя и кузова, комплектацию и характеристики транспортного средства. Учитывая, что Vehicle Identification Number является важнейшим и уникальным для каждой машины, а различные ведомства вносят его базы данных, с его помощью можно узнать о продажах экземпляра, был ли он в авариях и другие очень важные для дальнейшей эксплуатации сведения.
Как расшифровать VIN
Идентификационный номер транспортного средства состоит из трех частей. Первая содержит информацию о географическом регионе происхождения машины и состоит из трех символов. Это так называемый «Всемирный код изготовителя» (World Manufacturer Identifier, WMI), который “присуждается” американским Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).
Первая цифра – прямой намек на регион производства. Если вы видите цифры от 1 до 5, то автомобиль выпущен в Северной Америке, символы от 6 до 7 указывают на страны Океании, 8,9 и 0 – на Южную Америку. Для транспортных средств, выпущенных на территории используются буквы от S до Z, техника родом из Азии идентифицируется литерами от J до R, а машины из Африки имеют буквы от A до H. Что касается российских нормативов, то у нас в ходу индексы X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X0, а также Z7, Z8, Z9, Z0. При этом для марок, начавших свою деятельность еще в советские годы, действует старая маркировка. Например, в случае с АВТОВАЗом это XTA, у УАЗа — XTT.
Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo
Вторая часть Vehicle Identification Number называется Vehicle Descriptor Section (VDS), то есть это описательная часть. Она состоит из шести символов, которые указывают на модель транспортного средства, тип кузова, тип двигателя, расположение рулевого колеса, тип коробки передач и привода, а также другие характеристики. Иногда производители следуют правилам кодирования условно – предоставляют не все шесть символов, а четыре или пять, заполняя “пробелы” нулями в самом конце VDS.
Наконец, третья часть Vehicle Identification Number – Vehicle Indicator Section (VIS) или индикаторная. В ней содержатся восемь символов (последние четыре обязательно должны быть цифрами) и нужна она для того, чтобы дифференцировать один автомобиль от другого, если совпадает марка и модель. Благодаря этой части можно узнать год выпуска транспортного средства, модельный год и информацию о сборочном предприятии. Кстати, о модельном годе. Символ, обозначающий его – это десятый знак в VIN-коде или первый знак в части VIS. С 1971 по 1979 год модельный год был привязан к цифрам от 1 до 9. С 1980 по 2000 год в ходу были литеры от A до Y. С 2001 года в строй вновь вернулись цифры, а в 2010-м эстафету у них перехватили буквы.
Как проверить VIN
В настоящее время существуют различные сервисы, предоставляющие как юридическую, так и техническую информацию об автомобиле по идентификационному номеру. Кроме того, некоторые онлайн-площадки, на которых размещаются объявления о продаже машин, предоставляют информацию на основе Vehicle Identification Number – например, сколько владельцев было у транспортного средства, соответствуют ли характеристики заявленным и имеются ли ограничения регистрационных действий.
Кроме того, очень важно, чтобы табличка с VIN была целой и не перебитой. Такие признаки как сварные швы на маркировочной табличке, не четко написанные символы, различия лакокрасочного покрытия таблички и прилегающих поверхностей, следы обработки поверхности (например, шлифовки) – повод крепко задуматься о целесообразности покупки автомобиля.
Перебитый VIN номер
Кроме того, VIN не должен быть поврежден или уничтожен коррозией.
Наказание за незаконные действия с VIN
В заключение напомним статью 326 Уголовного кодекса РФ “Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства”.
Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Фото: Shutterstock / VOSTOCK Photo
Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Источник