Какая информация содержится в уставе образовательной организации

Какая информация содержится в уставе образовательной организации thumbnail

Обзор типичных нарушений в уставах образовательных организаций, а также требования законодательства об образовании, предъявляемые к содержанию устава

В ходе проведения проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования одним из вопросов предмета проверки является изучение уставов образовательных организаций на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

В целях реализации требований статьи 8.2  Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также в рамках реализации  мероприятий, предусмотренных Программой предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Чувашской Республики обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации  в сфере образования на 2018 год, управление по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии дает разъяснения по вопросам, возникающим при разработке устава.

  1. Какие типичные нарушения выявляются в ходе проверки устава образовательной организации?

При проведении мероприятий по контролю в 2018 году проанализированы уставы  дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования и организаций дополнительного профессионального образования. Выявлены следующие факты несоответствия уставов установленным требованиям:

наличие положений, не соответствующих действующему законодательству (отчисление обучающихся за грубое нарушение устава);

информация о видах реализуемых образовательных программ указана без учета положений статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон об образовании). Так, вместо дополнительных общеразвивающих программ закреплено преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов. Указанные положения были предусмотрены статьёй 45 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», утратившего силу статьёй 110 Федерального закона об образовании;

не установлен порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30 Федерального закона об образовании);

не установлены структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 статьи 26 Федерального закона об образовании);

не закреплен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 17 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании);

не определена форма принятия участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией (пункт 7 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании);

не установлены права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 3 статьи 52 Федерального закона об образовании).

  1. Какие положения Федерального закона об образовании должны быть учтены при разработке устава?

При разработке уставов необходимо руководствоваться следующими положениями Федерального закона об образовании:

часть 5 статьи 23

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации

часть 2 статьи 25

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

часть 4 статьи 26

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации

часть 5 статьи 26

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

часть 4 статьи 27

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

часть 4 статьи 28

Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

часть 1 статьи 30

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

часть 2 статьи 33

Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

пункт 17 части 1 статьи 34

Обучающимся предоставляются академические права на:

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

пункт 7 части 3 статьи 44

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

пункт 9 части 3 статьи 47

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

пункт 1 части 2 статьи 50

Научные работники образовательных организаций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

часть 1 статьи 51

Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

часть 6 статьи 51

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

часть 3 статьи 52

Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 статьи 52, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

часть 3 статьи 102

При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.

  1.  Следует ли учитывать положения других нормативных правовых актов при разработке устава?

В ходе составления проекта устава и (или) внесения в него изменений также следует учитывать требования порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования. Например, положения, установленные приказами:

Читайте также:  Какие содержаться витамины в гранате и чем он полезен

 Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468) и другими приказами Минобрнауки России, устанавливающими  порядок организации и осуществления образовательной деятельности.

Источник

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

– тип образовательной организации;

– учредитель или учредители образовательной организации;

– виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

– структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица – образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений – существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Читайте также:  В чем содержится цинк и селен в каких витаминах

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства – ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”, ст. 7 Федерального закона “Об автономных учреждениях” и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

– положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

– положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

– положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

– положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

– положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

– положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

– перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова” <331>, содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

——————————–

<331> СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ “Высшей школой экономики” задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <332>) был включен отдельный раздел V. “Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации”.

——————————–

<332> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации” <333>, является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

——————————–

<333> СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” <334> утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время – в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

Читайте также:  В каких продуктах содержатся жиры 3 класс

——————————–

<334> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 “Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений” <335>).

——————————–

<335> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

– правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 “О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан” <336>, Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 “О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия” <337>;

——————————–

<336> Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

<337> Бурятия. 18.06.2005. N 107.

– региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 “О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы” <338>, Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 “Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области” <339>).

——————————–

<338> Документ опубликован не был. СПС “КонсультантПлюс”.

<339> Документ опубликован не был. СПС “КонсультантПлюс”.

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

– представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 “О “Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов” <340>);

——————————–

<340> Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 – 73.

– администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 “Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений” <341>).

——————————–

<341> Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 “Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения” <342>, Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 “Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска” <343>).

——————————–

<342> Документ опубликован не был. СПС “КонсультантПлюс”.

<343> Документ опубликован не был. СПС “КонсультантПлюс”.

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.


Автор – Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года

Источник