Какая информация содержится в словаре ожегова

Какая информация содержится в словаре ожегова thumbnail

Общая характеристика толкового словаря Ожегова

Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова является первым таким словарём из выходивших после Октябрьской революции 1917 г.

Его появление стало знаменательным событием, поскольку впервые в российской теории и практике составления словарей был создан нормативный толковый словарь, представляющий собой широкодоступное пособие, цель которого – помощь в повышении речевой культуры читателей из всех слоёв общества.

Иначе говоря, это – уникальное руководство к грамотному словоупотреблению, формообразованию слов, написанию их, постановке ударений.

Авторский состав толкового словаря С.И. Ожегова

Авторы проделали огромную работу по отбору словарного состава современного русского языка, который следовало включить в словарь, описанию в сжатой понятной форме правил актуальной речи.

Составление словаря начали за некоторое время до Великой Отечественной войны, а выпущен он был в 1949 г. Среди его разработчиков следует отметить:

  •  Григория Осиповича Винокура;
  •  Вартана Аветовича Петросяна;
  •  Сергея Петровича Обнорского (выступившего главным редактором).

Описание словаря Ожегова Сергея Ивановича

Благодаря описываемому словарю, люди из разных сфер деятельности имеют возможность обретать знания об актуальном русском языке:

  •  истолкования значений слов;
  •  изменения по падежам, числам и пр.;
  •  пояснения, в какой области они используются; 
  •  указания, к какому из функциональных стилей принадлежат;
  •  и тому подобное…

В состоящем из одного тома словаре мы видим раскрытие значения слова в сжатой формулировке, которой вполне хватает для его понимания, использования.

Тем не менее, важно осознавать: словарь не предоставляет обширного материала для детального познания предмета. 

Система обозначений в словаре

Значения многозначного слова отделяют друг от друга при помощи арабских цифр. Оттенки в пояснениях (когда таковые есть) разграничиваются знаком препинания точкой с запятой.

Большая доля лексики является стилистически нейтральной. Это означает, что она может быть использована во всех типах как устной, так и письменной речи.

При этом, множество слов по сферам использования, стилю, которому принадлежат, неэквивалентны. Ввиду этого, для единиц речи, требующих некоей вспомогательной характеристики, дополнительно предоставляются специальные пометы.

Их заключают в круглые скобки и помещают до толкования, когда:

  • у слова 1 значение;
  • помета касается всех его значений.

Когда помета имеет отношение к одному/нескольким значениям многозначного слова, её располагают следом за толкованием:

ЖИВОТ… 3. То же, что жизнь (стар.).

Также после истолкования, когда есть подобная потребность, предлагаются примеры использования слова. Они выделяются курсивом и позволяют узнать более полное значение описываемой единицы речи.

Примеры представляют собой:

  •  недлинные фразы;
  •  распространённые словосочетания;
  •  пословицы;
  •  поговорки;
  •  разговорные, образные выражения, демонстрирующие применение слова.

Структура словаря

Словарь Ожегова Сергея Ивановича состоит из пятидесяти семи тысяч слов (в т. ч. производных в гнёздах). Здесь имеются лаконичное толкование значений слова, примеры использования, фразеологические выражения.

Для каждой единицы речи:

  • представлены грамматические формы;
  • есть стилистические пометы, которые указывают на то, где она используется;
  • проставлено ударение;
  • указано верное произношение (где необходимо);
  • даются производные слова.

Источник

В русской филологии достаточно много известных имён. Среди них и С.И. Ожегов, исследователь языка, лексиколог, составитель словарей. Самое знаменитое его творение — «Словарь русского языка». Этот однотомник есть почти в каждом доме, с ним знаком практически любой человек. А вот автора его мало кто знает…

Благообразный облик Ожегова, мягкость, образованность дают представление в целом об интеллигенции начала двадцатого века. А биография его семьи насыщена различными событиями, достойными стать отдельным произведением.

Род Ожеговых ведёт своё начало от крепостных, принадлежавших заводчикам Демидовым и работавших на их уральских заводах. Свидетельство тому — собственно фамилия. «Ожег» — специальная палка, кочерга, которую использовали при производстве металлов. Дед будущего составителя словаря уже был лаборантом на предприятии, что позволило ему дать всем своим детям — а их было четырнадцать! — высшее образование.

Отец Сергея Ивановича, выбравший специальность инженера, работал в бумажной промышленности. Он женился на Александре Фёдоровне, которая родила ему троих сыновей. Все они также были хорошо образованны, но самым знаменитым из всех стал старший — Сергей.

Затем семья переезжает в Петербург, а когда начинается Гражданская война, Сергей добровольно вступает в Красную армию. За бои под Нарвой его награждают знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд». После его перебрасывают на Украину, где он сражается с Врангелем и служит на руководящих должностях в штабе округа.

У него есть прекрасный шанс продолжить военную карьеру и получить соответствующее образование, однако он демобилизуется и занимается филологией. Ещё будучи студентом Ожегов начинает преподавать русский язык. И вскоре Д.Н. Ушаков привлекает его к работе над своим толковым словарём.

Незадолго до войны Сергей Иванович с семьёй перебирается в Москву, где, бродя по улицам и привыкая к столичной жизни, наблюдает живое общение между людьми разного культурного уровня. Наблюдательность и имеющийся опыт наталкивают его на мысль о создании краткого словаря современного языка.

С началом войны Сергей Иванович записывается в народное ополчение. Но он — видный учёный и не подлежит отправке на фронт. Тогда он остаётся в Москве и продолжает работу. В это время в Ленинграде погибают практически все его родные, в живых остаётся лишь пятилетняя племянница. Позже Ожегов найдёт её в приюте и удочерит.

После Победы работа над словарём продолжается. Сергей Иванович совершенствует его с каждым новым изданием — при его жизни их было четыре. Такие успехи в науке позволили ему без защиты получить сначала степень кандидата, а потом и доктора филологии.

Смерть учёного была достаточно внезапной. «Словарь к пьесам А.Н. Островского», который он уже довёл до стадии корректуры, так и не увидел свет. Сергей Иванович задумывал его как справочник к пьесам драматурга: поясняя в словарных статьях всё то, что с точки зрения современности «нуждается в специальных разъяснениях».

Читайте также:  В каких продуктах содержится пектины

Согласно информации портала Грамота.ру, «Словарь к пьесам А.Н. Островского» вышел в свет лишь в 1993 году. Предисловие к нему написал сын лингвиста Сергей Сергеевич Ожегов.

Уважаемые читатели! Спасибо, что вы с нами. Подписывайтесь на блог✔, ставьте лайки, делитесь с друзьями↪. Нам очень важна ваша поддержка! ✌

Источник

    

    ИНФОРМАЦИЯ

    ИНФОРМАЦИЯ

    ИНФОРМА́ЦИЯ, -и, жен.

    1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (спец.). Передача информации. Теория информации (раздел кибернетики, изучающий способы измерения и передачи информации).

    2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-н. Научно-техническая и. Газетная и. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино).

    Генетическая информация (спец.) совокупность наследственных признаков, передаваемых от клетки к клетке, от организма к организму.

    | прил. информационный, -ая, -ое. Информационное бюро. И. бюллетень.

    Толковый словарь Ожегова.
    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
    1949-1992.

    .

    Синонимы:

    Антонимы:

    Смотреть что такое “ИНФОРМАЦИЯ” в других словарях:

    • ИНФОРМАЦИЯ —         (informatio ознакомление, представление лат.)         1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений в этом качестве И.… …   Энциклопедия культурологии

    • Информация — [information] основное понятие кибернетики, точно так же экономическая И. основное понятие экономической кибернетики. Определений этого термина много, они сложны и противоречивы. Причина этого, очевидно, в том, что И. как явлением занимается… …   Экономико-математический словарь

    • информация — Значимые данные. [ГОСТ Р ИСО 9000 2008] информация Любой вид знаний о предметах, фактах, понятиях и т. д. проблемной области, которыми обмениваются пользователи информационной системы [ГОСТ 34.320 96] информация Сведения (сообщения, данные)… …   Справочник технического переводчика

    • информация — и, ж. information f., пол. informacyia < , лат. informatio разъяснение, изложение. Сообщение, осведомление о чем л. БАС 1. Везде и во всем интерес монаршей охранять со всякою верностью, .. на все я ему < Швымерсу> прямую информацию… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    • информация — данные, исходны данные, сведения; оповещение, сообщение, извещение, уведомление; рэнкинг, катамнез, новость, справка, материал, репортаж, пресс релиз Словарь русских синонимов. информация см. сведения Словарь синонимов русского языка.… …   Словарь синонимов

    • ИНФОРМАЦИЯ — (information) Данные, доступные индивидам, фирмам или правительствам во время принятия экономических решений. В принципе существует бесконечно большой объем информации; на практике даже такие крупнейшие и искушенные организации, как центральные… …   Экономический словарь

    • Информация — (data) Информация, которая обрабатывается, накапливается или выдается компьютером. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Информация …   Словарь бизнес-терминов

    • ИНФОРМАЦИЯ — ИНФОРМАЦИЯ, информации, жен. (книжн., офиц.). 1. только ед. Действие по гл. информировать. Информация поставлена на должную высоту. 2. Сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей нибудь деятельности, сведения о чем нибудь. Давать… …   Толковый словарь Ушакова

    • ИНФОРМАЦИЯ — (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий… …   Философская энциклопедия

    • ИНФОРМАЦИЯ — (от лат. informatio разъяснение, осведомление) любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных (биол., физ. и др.), социальных и техн. системах и передаваемые звуковым, графическим (в т. ч. письменным) или иным способом без… …   Физическая энциклопедия

    • Информация — по законодательству РФ сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д. По английски:… …   Финансовый словарь

    Источник

    Цель:

    • представить учащимся имя С.И. Ожегова,
      значимость основного труда его жизни – “Словаря
      русского языка”;
    • расширить знания о типах словарей;
    • закрепить навыки пользования различными
      словарями и знания некоторых понятий и терминов,
      полученные на уроках русского языка;
    • способствовать проявлению учащимися
      внимательности и активности.

    Оборудование.

    1. Различные словари, в том числе:

    1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
      языка: практический справочник.-М.: Русский язык,
      1989.
    2. Большой толковый словарь иностранных слов в 3 т.
      Т.1, 2 /сост. М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский.
      – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
    3. Большой энциклопедический словарь в 2 т. Т.1/гл.
      ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
    4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка:
      современная версия.- М.: ЭКСМО, 2004.
    5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
      русского языка.- 4-е изд., доп.- М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ,
      2003.
    6. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический
      словарь: для учащихся средней школы.- 38-е изд.,
      испр.- М.: Просвещение, 1984.
    7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный
      этимологический словарь русского языка:
      происхождение слов. – 5-е изд., стереотип.- М.:
      Дрофа, 2002.
    8. Энциклопедический словарь юного физика/сост.
      В.А.Чуянов. – 3-е изд., испр. и доп.- М.:
      Педагогика-Пресс, 1995.

    2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    3. Электронная презентация.

    Ход урока

    1. Организационная часть урока.

    На столах у учащихся – языковые словари,
    указанные в оборудовании.

    Презентация не включена.

    Обращаюсь к детям:

    – на уроке вас ждёт кроссворд, будьте
    внимательными, материал урока поможет в разгадке
    кроссворда.

    Читайте также:  В какой пище содержится тестостерон

    2. Основная часть урока.

    Прошу учащихся назвать словари, с которыми они
    уже успели поработать при подготовке к урокам в
    школе (в основном они перечисляют
    лингвистические словари и, конечно же, называют
    имя С.И. Ожегова).

    Включить показ слайдов.

    1 слайд.

    Обозначить тему и цель урока.

    2 слайд.

    Остановиться на высказывании Анатоля Франса о
    словаре: “Словарь – это вся вселенная в
    алфавитном порядке! Если хорошенько подумать,
    словарь – это книга книг. Он включает в себя все
    другие книги, нужно лишь извлечь их из неё” [7, c.3].

    Предложить учащимся самим сформулировать, что
    такое словарь.

    3 слайд.

    Приступить к выполнению заданий, указанных на
    слайде:

    • в “Словаре синонимов русского языка” найти
      синонимы слова “словарь”;
    • в “Толковом словаре русского языка” В.И. Даля
      найти толкование слова “лексикон”;
    • в “Большом толковом словаре иностранных слов”
      найти слово “вокабулярий”;
    • в “Школьном этимологическом словаре русского
      языка” найти слово “лексика”;
    • в “Толковом словаре русского языка” С.И.
      Ожегова найти толкование слова “словарь”.

    Выяснить, что такое словарная статья(главка
    словаря, посвящённая отдельному слову или
    фразеологизму, вынесенному в её заглавие).

    Зачитать поочерёдно словарные статьи разных
    словарей.

    Подчеркнуть, что каждый из использованных
    словарей выполняет свою определённую функцию,
    даёт информацию о слове соответственно своему
    назначению.

    Что же нам рассказали словари о слове
    “словарь”?

    Слово “словарь” имеет два значения,
    заимствовано нами из французского языка в

    XIX веке, а во французский язык слово пришло из
    греческого языка. Когда-то в русском языке вместо
    слова “словарь” говорили: словник, речник,
    словотолковник, лексикон, вокабулярий.

    4 слайд.

    Учащиеся должны назвать два основных типа
    словарей: языковые и энциклопедические, а затем
    определить их особенности.

    Информацию на слайде открыть щелчком уже после
    того, как дети неточно отвечают на поставленный
    вопрос или в подтверждение их ответов.

    Языковые словари учащиеся уже называли. Для
    сравнения показать им, например, “Большой
    энциклопедический словарь”,
    “Энциклопедический словарь юного физика”.
    Сравнить словарные статьи с заглавным словом
    “звук” в словаре Ожегова и в указанных
    энциклопедических словарях.

    Для экономии времени словарные статьи зачитать
    библиотекарю, а детям сделать выводы:

    • у Ожегова мы находим форму слова “звук” в
      родительном падеже, указание на то, что данное
      существительное мужского рода и толкование
      слова в двух значениях;
    • в “Большом энциклопедическом словаре” кратко
      толкуется не слово, а понятие звука как
      физического явления;
    • в “Энциклопедическом словаре юного физика”
      это понятие в области физики описано очень
      подробно.

    5 слайд.

    Определить основные правила пользования
    словарями.

    Чтобы получить помощь от словарей,
    недостаточно знать о том, какие словари
    существуют, нужно уметь ими правильно
    пользоваться. Кратко остановимся на основных
    правилах пользования словарями.

    1. Прежде чем обращаться к словарю, сформулируйте
      свой запрос: в зависимости от вашего запроса
      следует выбирать тип словаря.
    2. Чтобы впустую не тратить время на поиски нужной
      справки, следует внимательно прочитать предисловие.
      Оно является очень важной частью словаря: из
      предисловия можно узнать, как построена
      словарная статья.
    3. Не поленитесь ознакомиться с условными
      обозначениями и сокращениями словаря, иначе
      некоторые сокращения статьи могут быть
      непонятными.
    4. Для экономии времени при работе с
      энциклопедическим словарём используйте
      оглавление словаря и указатели: именной и
      предметный.
    5. В некоторых словарях есть различного рода
      приложения. В приложениях размещают правила,
      формулы, таблицы единиц измерения и др.

    6 слайд.

    Напомнить учащимся имя Владимира Ивановича
    Даля, автора “Толкового словаря живого
    великорусского языка”.

    Подчеркнуть, что ничего подобного нет ни у
    какого другого народа, кроме нашего. В словаре
    Даля большое количество народных (просторечных)
    слов, диалектизмов, терминов разных ремёсел и
    профессий. “Толковый словарь живого
    великорусского языка” В.И. Даля позволяет
    проследить историю не только русского языка, но и
    историю всего нашего Отечества. Сейчас множество
    слов, вошедших в этот словарь, не употребляется в
    современном русском языке, поэтому словарь Даля
    называют ещё своеобразным музеем русского слова.
    Характер и назначение своего словаря Даль
    объяснил в особом примечании-эпиграфе к нему:
    “Словарь назван толковым, потому что он не
    только переводит одно слово другим, но толкует,
    объясняет подробности значения слов и понятий,
    им подчинённых”.

    7 слайд.

    Познакомить учащихся с именем Д.Н. Ушакова,
    составителя 4-томного “Толкового словаря
    русского языка”, среди авторов которого был и
    С.И. Ожегов. Кроме того, Ушаков является автором
    самого популярного орфографического словаря
    русского языка.

    8 слайд.

    Привести биографические сведения о С.И.
    Ожегове.

    Ожеговы – фамилия уральская. Она происходит от
    слова “ожег” (с ударением на О) – так в
    старину называлась палка, которую окунали в
    расплавленный металл, чтобы определить степень
    его готовности к разливке.

    Сергей Иванович говорил своим детям, что они
    все происходят от одного из демидовских
    крепостных. Достоверно известно, что дед Сергея
    Ивановича более полувека работал на
    Екатеринбургском заводе, имел четырнадцать
    сыновей и дочерей, и все они получили высшее
    образование. Выходит, тяга к знанию, к науке у
    Ожеговых – фамильная черта.

    В 1918 году после окончания гимназии С.И. Ожегов
    поступил в Петроградский университет на
    филологический факультет. Но учиться не
    пришлось: началась Гражданская война, и он уходит
    в Красную армию. После войны Ожегов возвращается
    в университет, хотя ему предлагают учиться в
    военной академии. Сергей Иванович окончил
    университет в 1926 году, но еще до этого стал
    “своим” в небольшом кругу ленинградских
    лингвистов, познакомился с московскими
    коллегами: В. Виноградовым и Д. Ушаковым. Особенно
    важным было знакомство с Дмитрием Ушаковым,
    который привлёк Ожегова к своей работе над
    “Толковым словарём русского языка”. Ожегов
    переезжает в Москву. Именно здесь складывается
    его научная карьера. В коллективе авторов
    четырёхтомного словаря Ушакова он занял ведущее
    место: в словаре ему принадлежит 33,55% текста.
    Немало сил отдал Ожегов работе над “Словарём к
    пьесам А.Н. Островского”.

    Читайте также:  В каких витаминах содержится кератин

    В процессе работы над словарём Ушакова у
    Ожегова возникла идея создания однотомного
    словаря для самого широкого использования,
    работу над которым он начал накануне Великой
    Отечественной войны. В эвакуацию из Москвы он не
    уезжал: не верил, что немцы могут взять её. Во
    время войны он работал в Институте языка и
    письменности. Грандиозную работу над словарём
    ученый практически проделал в одиночку.
    Начиналась она, правда, как коллективная, но
    постепенно соавторы Г. Винокур и В. Петросян от
    нее отходили. Несмотря на то, что их вклад в
    работу (так же, как и вклад главного редактора
    академика С. Обнорского) был чисто номинальным,
    Ожегов посчитал этически необходимым упомянуть
    их как участников подготовки первого издания
    словаря, вышедшего в 1949 году.

    Ожегов почти до конца жизни работал над
    словарем: вносил доработки и совершенствовал его
    структуру. Ожегов понимал, что язык – явление
    живое, меняющееся, и большое удовольствие
    доставляли ему наблюдения за этими переменами.
    Под его редакцией выходили интереснейшие
    сборники “Вопросы культуры речи”. Он также
    организовал в Институте русского языка
    своеобразную “Скорую помощь” по телефону
    (тысячи людей звонили и получали немедленные
    консультации по самым сложным языковым
    вопросам).

    9 слайд.

    Определить место Н.Ю. Шведовой в работе над
    “Словарём русского языка” С.И. Ожегова.

    После смерти Ожегова над пополнением и
    редактированием “Словаря русского языка” (c 9-го
    по 23-е издание) постоянно работала Наталия
    Юльевна Шведова.

    Благодаря труду Н.Ю. Шведовой с 1972 по 1991 гг.
    вышло 15 изданий словаря. С 1991 года однотомный
    “Толковый словарь русского языка” выходит как
    произведение двух авторов – С.И. Ожегова и Н.Ю.
    Шведовой.

    В настоящее время словарь Ожегова – это
    единственный однотомный словарь, охватывающий
    современную лексику русского языка. Последнее
    издание значительно дополнено: словарь включает
    80 тысяч словарных единиц, снабжен подробными
    сведениями о правилах русского словоизменения и
    соответствующими таблицами.

    10 слайд.

    Закрепить материал урока и материал, изученный
    ранее на уроках русского языка по теме
    “Лексика” – решить кроссворд. Но прежде
    поработать над поиском слова

    “кроссворд” по заданию на 11 слайде.

    11 слайд.

    Найти слово “кроссворд” в словаре Ожегова С.И.,
    в словаре иностранных слов, в этимологическом
    словаре русского языка.

    Внимательно прочитать и осмыслить словарную
    статью, поочерёдно чётко зачитать словарную
    статью каждого словаря.

    Работа учащихся.

    В чём различия словарных статей использованных
    словарей? Какова задача словаря Ожегова?
    Сделайте вывод.

    • Словарь Ожегова растолковывает слово
      “кроссворд”, даёт форму родительного падежа,
      указывает род данного слова, приводит
      образованное от существительного “кроссворд”
      прилагательное мужского рода, окончания
      прилагательного женского и среднего родов.
    • Словарь иностранных слов указывает, что
      пришло слово “кроссворд” из английского языка,
      образовано оно от сложения двух основ крест + слово,
      далее разъясняет значение.
    • Этимологический словарь говорит нам, что
      заимствовано слово “кроссворд” из английского
      языка в первой трети ХХ века и складывается из
      двух основ перекрёстный + слово.

    Вывод: словарь Ожегова является толковым, его
    задача как можно полнее сказать о значении слова.
    Поэтому для уточнения значения слова, вполне
    достаточно словаря Ожегова. Другие два словаря
    тоже чётко выполняют свои функции, и, если есть
    необходимость получить более полное
    представление об искомом слове, лучше
    воспользоваться несколькими словарями, которые
    хорошо дополнят друг друга.

    12-32 слайды.

    Решить кроссворд. Похвалить наиболее активных
    учащихся.

    3. Заключительная часть урока.

    33 слайд.

    Подчеркнуть значимость “Толкового словаря
    русского языка” С.И. Ожегова через высказывание
    К.И. Чуковского: “: я верю, что созданный им
    чудесный словарь сослужит великую службу многим
    поколениям” [9, с.74].

    Пожалуй, нет ни одного школьника в России,
    который бы не обращался за помощью к словарю
    Ожегова. Поэтому слова К.И. Чуковского о значении
    словаря, созданного С.И. Ожеговым, являются как
    нельзя кстати.

    Сделать общие выводы по теме урока. В каких
    случаях следует обращаться к словарям?

    Возможные ответы учащихся:

    • словари нужны, чтобы выполнить задания к
      различным урокам;
    • словари нужны, чтобы понять значения слов,
      узнать их происхождение, уточнить их написание,
      произношение;
    • словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а
      словарный запас богаче
      , чтобы не
      уподобиться персонажу И.Ильфа и Е.Петрова
      Эллочке Щукиной из “Двенадцати стульев”:
      “Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту
      исследователей, составляет 12000 слов. Словарь
      негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо”
      составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и
      свободно обходилась тридцатью” [4, c.216] .

    Оценить работу учащихся на уроке.

    Список использованных документов.

    1. Василенко В. Рыцарь и хранитель родной речи
    [Электронный ресурс].- Режим доступа: https:// www.speakrus.ru/articles/ojegov.htm.

    2. Википедия – свободная энциклопедия
    [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.
    wikipedia.org.

    3. Знаменитости: Сергей Иванович Ожегов
    (22.09.1900-15.12.1964). Биография [Электронный ресурс].-
    Режим доступа: https:// today.shadrinsk.info/star-birthday/229/.

    4. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев.-
    Красноярск: Красноярское книжное издательство,
    1993.

    5. Наталия Шведова: великая женщина в большой
    науке [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://
    taday.ru/text/219001.html.

    6. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические
    словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение,
    1987.

    7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники.
    – М.: Просвещение, 1984.

    8. Сокровищница русского языка: методические
    материалы к 100-летию С.И.Ожегова /сост. О.Л.
    Капанина.- Омск: Областная юношеская библиотека,
    2000.

    9. Федосеенко Н.В. Призвание: к 100-летию С.И.
    Ожегова//Читаем, учимся, играем.- 2000. – Вып. 4. –
    С.74-78.

    Источник