Какая информация о слове содержится в словарях синонимов в словарях антонимов
1 ответ:
5
0
Эти словари очень удобны тем, что помогают нам найти и подобрать к нужному нам слову или синоним или антоним.
Например, нам задали найти синоним к слову “волшебство”.
Из школьного курса русского языка вспомним определение синонима.
Сейчас в интернете очень просто найти словарь синонимов, например, здесь.
Вводим в поиск нужное нам слово “волшебство” и получаем ответ.
Иногда, нам нужно подобрать к данному слову, например, к слову “легкий” слово, противоположное по значению.
Для быстрого поиска слов противоположных по значению и создали словарь антонимов.
Здесь хороший словарь с удобным поиском слов антонимов.
И к слову “легкий” подобрались следующие слова: тяжелый, увесистый, трудный.
Читайте также
Выясним какие синонимы можно подобрать к слову “гадалка”. Гадалка – вещунья, гадалка -цыганка, гадалка – вещательница, гадалка – колдунья, гадалка – предсказательница. Антонимы – врун, совок, тупица. Эпитеты -царственная гадалка, великолепная гадалка.
Мероприятие – определенные действия, направленные на выполнение какой-либо задачи, осуществление какой-нибудь цели.
Например : спортивное мероприятие, мероприятие по сбору мусора, мероприятие по сбору средств, культурное мероприятие.
Синонимы к слову мероприятие :
действие, акция, процедура, акт, тактика, план, кампания, событие, процесс.
Антонимы к слову мероприятие :
бездействие, тишь, невмешательство.
Эпитеты к слову мероприятие :
важное, ответственное, художественное, свадебное, культурно-массовое, зажигательное, всемирное, светское, рискованное, профилактическое, грандиозное, общественное, праздничное, развлекательное, оборонительное, запланированное, спонтанное, протестное, политическое.
Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по написанию и звучанию, но имеющие очень близкое или одинаковое лексическое значение. Например, метель – вьюга, грустный – печальный, волноваться – беспокоиться.
- Синонимы к слову “повар”: кулинар, кухарь.
Эпитет – образное определение предмета, придающее ему художественную выразительность и красоту. Например, янтарная осень, раздетый лес, сияющее утро.
- Эпитеты к слову “повар”: великий, великолепный, величайший, выдающийся, гениальный, достославный, замечательный, знаменитый, искусный, лучший, настоящий, непревзойдённый, отличный, отменный, первоклассный, потрясающий, превосходный, прекрасный, прирождённый, прославленный, талантливый, умелый, хороший, чудесный.
Антонимов слово “повар” не имеет.
Синонимы к слову “гора”: возвышение, возвышенность, пик, холм.
Антонимы к слову “гора”: низменность, равнина, плоскогорье.
Эпитеты к слову “гора”: крутая, старая, ледяная, неприступная, гордая, отталкивающая, заколдованная, сказочная.
К слову “пропажа”обязательно должны быть и синонимы и антонимы.Синонимы- пропажа -утрата, пропажа – потеря, пропажа – исчезание, пропажа – уничтожение (немного удаленный синоним), пропажа – выветривание. Антонимы: пропажа – находка, пропажа – появление.Эпитеты к слову: Ошеломляющая пропажа, необыкновенная пропажа.
Источник
Лексикография (от греч. lexikos — относящийся к слову и grapho — пишу) — раздел языкознания, посвящённый теории и практике составления словарей.
Лексические и фразеологические богатства языка фиксируются в словарях. По содержанию и предназначению выделяют два типа словарей: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедический словарь (энциклопедия) — это научное справочное издание, где в алфавитном порядке излагаются основные сведения по всем отраслям знания. Здесь помещены имена выдающихся людей, названия стран и городов, терминология науки и искусства и т. д. Лингвистический словарь — это научное справочное издание, где в алфавитном порядке помещены слова и сведения о них: их значение, ударение, сочетаемость и т. д. Лингвистические словари бывают одноязычные и двуязычные (реже многоязычные), которыми пользуются при изучении иностранных языков.
Толковые словари
Основным видом лингвистического словаря является толковый словарь, который служит для толкования значений слов. Толковые словари предоставляют информацию о том, многозначно слово или нет, есть ли у него омонимы, каковы его орфоэпические, морфологические, синтаксические, стилистические характеристики, приводят примеры словоупотребления.
Первые попытки давать толкование слов были предприняты очень давно. В рукописных словариках давалось толкование, как правило, греческих и церковнославянских слов. В древнейшем сохранившемся словаре 1272 г. содержалось объяснение 174 слов.
Первым собственно толковым словарем был шеститомный «Словарь Академии Российской». Президент Российской Академии наук Е. Р. Дашкова привлекла к работе над словарём выдающихся учёных того времени, в том числе 35 академиков, а также писателей, государственных и религиозных деятелей. Сама она взяла на себя слова на буквы Ц, Ш, Щ и собрала их более 700 (ШУИ, шуяя, шуее. прил. Сл. Левый. Шуяя нога. Шуйца, -цы. с. ж. Сл. Левая рука, левица. ШУЧУ 1) балагурю, глумлюсь; говорю или делаю что-нибудь для забавы, для смеха других. Шутить без разума есть свойство низкой души. 2) Издеваюсь, насмехаюсь, поднимаю на смех.). Всего же в словаре было описано 43 257 слов из современных светских и духовных книг и древнерусских текстов. Для выработки определённых правил правописания Е. Р. Дашкова предложила следовать «Российской грамматике» М. В. Ломоносова, а также новейшим научным достижениям в этой области. Ей же принадлежит идея использовать букву ё вместо io. Словарь был издан в шести частях с 1789 по 1794 гг. Это был первый толковый и нормативный словарь, выдающийся научный труд конца ХVIII века. Императрица Екатерина II учредила для создателей словаря специальные золотые медали, на которых было написано «Российскому слову отличную пользу принесшему».
В 1806−1822 годах Российская Академия переработала и дополнила словарь, иначе расположив материал и поместив 51 288 слов. Словарная статья содержала грамматические и стилистические характеристики слова, толкование. В качестве материала для иллюстраций были использованы церковные книги, летописные повести, произведения писателей ХVIII века. «Словарь Академии Российской 1789−1794» был переиздан в 2001−2003 гг. с серьёзным научным сопровождением.
Важнейшим событием в истории русской лексикографии явилось издание в 1863−1866 гг. четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка», который периодически переиздаётся до настоящего времени. В. И. Даль, автор словаря, учёный, писатель и лексикограф, положил в его основу народную речь, включив лексику общеупотребительную, диалектную и книжную. Словарь включает примерно 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и является настоящей сокровищницей меткого народного слова.
Среди толковых словарей, изданных в ХХ в., следует отметить четырёхтомный «Толковый словарь русского языка» (1935−1940 гг.) под редакцией Д. Н. Ушакова (85 289 слов), построенный на лексике художественных произведений, публицистики, научных работ. Словарь ставил перед собой прежде всего нормативные задачи: являться неким справочником по правильному словоупотреблению, образованию форм слов и произношению. Четырёхтомный академический «Словарь русского языка» (1957−1961 гг., 82 159 слов) также является нормативным и охватывает общеупотребительную лексику и фразеологию русского литературного языка от Пушкина до современности. Значительно богаче (около 120 000 слов) академический «Словарь современного русского литературного языка»
в 17 томах (1950−1965 гг.) с иллюстрациями из художественной, научной и общественно-политической литературы ХIХ−ХХ веков. Даётся грамматическая характеристика слов, отмечаются особенности их словообразования, произношения и написания, другая важная информация, что делает словарь весьма ценным справочным пособием.
Самым популярным остаётся с 1949 г. однотомный “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выдержавший более 20 изданий. С 1992 г. значительно расширенный словарь выходит под двумя фамилиями — С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Издание 1998 г. содержит 80000 слов и выражений с их точными значениями, в словаре соблюдён принцип нормативности.
Помимо толковых словарей, издаются так называемые аспектные словари, рассматривающие слова в определённом аспекте. Это фразеологические словари; словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов; словари сочетаемости, грамматические словари и словари трудностей; исторические и этимологические словари; словообразовательные; диалектные, частотные и обратные словари; орфографические о орфоэпические словари; ономастические словари (словари собственных имён); словари иностранных слов; словари языка писателей и словари эпитетов; словари сокращений и словари лингвистических терминов. Остановимся на некоторых из них.
Аспектные словари отражают какой-то аспект языка, например, сведения о правильном написании слов можно получить в орфографическом словаре; о том, как надо произносить слово — в орфоэпическом (т.е. словаре правильного литературного произношения). Происхождение слова, все изменения, произошедшие со словом за время его существования в языке, описывают словари этимологические и исторические. Грамматические словари содержат информацию о морфологических и синтаксических свойствах слова. Для некоторых лингвистических исследований бывают необходимы обратные словари, в которых слова расположены по алфавиту их конечных букв.
Фразеологические словари
Наиболее полным является вышедший в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова “Фразеологический словарь русского языка“, позднее неоднократно переиздававшийся. Свыше 4000 фразеологизмов приведены с возможными вариантами компонентов (как (будто, словно, точно) вкопанный; переливать (пересыпать) из пустого в порожнее), дано толкование значения, которое иллюстрируется цитатами из художественной литературы и публицистики, указаны формы употребления в речи, а в некоторых случаях имеется этимологическая справка.
Хорошим справочником может служить сборник “Крылатые слова” Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной, в который включено большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке.
“Школьный фразеологический словарь русского языка” В.П. Жукова содержит около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов, которые встречаются как в литературе, так и в устной речи. Большое внимание при этом уделено историко-этимологическим справкам, объясняющим происхождение того или иного выражения. (Проглотить язык. Разг., шутл.-ирон., употр. при подлежащем со значением лица. Перестать говорить, замолкнуть. Ср.: прикусить язык. Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы. К Паустовский. Колхида.)
Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов; такими являются словари, о которых идёт речь ниже.
Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов
Первым русским словарем синонимов можно считать “Опыт российского словника” Д.И. Фонвизина (автора комедии “Недоросль”), изданный в 1783 г. и содержавший 32 синонимических ряда.
Одним из наиболее авторитетных современных справочников является двухтомный “Словарь синонимов русского языка” под главной редакцией А.П. Евгеньевой (везде — всюду, повсюду, повсеместно).
В 1971 г. появился первый в стране “Словарь антонимов русского языка” Л.А. Введенской, содержащий более тысячи пар слов. В изданном позднее “Словаре антонимов русского языка” М.Р. Львова около 2 тысяч антонимических пар (гуманный — жестокий, бесчеловечный, деспотический, зверский, угнетающий, человеконенавистный).
В “Словаре омонимов русского языка” О.С. Ахмановой приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трёх или четырёх слов), при необходимости даются грамматические сведения и стилистические пометы, справки о происхождении. В “Словаре омонимов русского языка” Н.П. Колесникова более 3500 гнёзд (ворот — воротник, воротничок; ворот — грузоподъёмная машина).
“Словари паронимов русского языка” Н.П. Колесникова. О.В. Вишняковой отражают трудные случаи употребления однокоренных и сходно звучащих разнокоренных слов (экономическая зависимость, экономичное средство, экономный хозяин).
“Словари новых слов” включают в себя новые слова, выражения и значения слов, не вошедшие в ранее изданные словари.
Словари сочетаемости (лексической) и словари правильностей (трудностей)
“Учебный словарь сочетаемости слов русского языка” под редакцией П.Н. Денисова и В.В. Морковкина содержит около 2500 словарных статей. В них описываются свойства наиболее употребительных слов русского языка сочетаться с другими словами.
Ценным справочным пособием является “Словарь трудностей русского языка” Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой. В нём собрано около 20 000 слов, представляющих трудности различного характера и даются справки о написании, произношении и формообразовании слова, приводятся грамматические и стилистические характеристики слова, информация о сочетаемости, управлении и правильности употребления слова.
Словообразовательный словарь решает следующую задачу — выявить словообразовательную структуру слов, показать членение слов на морфемы. “Школьный словообразовательный словарь” З.А. Потихи содержит около 25 000 слов и полезные приложения: алфавитный список приставок и суффиксов имён существительных, прилагательных и глаголов; перечень наиболее употребительных греко-латинских словообразовательных элементов; краткие исторические справки о фонетических процессах, изменивших структуру слова.
Есть словари иностранных слов, терминологические, диалектные, частотные, словари языка писателей, словари сокращений и др. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.
Министерство образования утвердило следующий список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации:
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2008. — 782 с.
Источник
Проектирование урока по русскому языку
по теме «Работа со словарями синонимов и антонимов»
студентки группы Н-415/2 Чернигова Александра Олеговна
Класс: 2 «д»
УМК: «Школа России», МБОУ СОШ №77.
Раздел: «Слова, слова, слова» 18 часов.
Тема: «Синонимы и антонимы» 4 часа. Данный урок является первым.
Учебник: русский язык, 2 класс, с. 52 – 53
Основная цель темы – познакомить учащихся с синонимами и антонимами.
Учиться рассуждать, анализировать лексическое значение слов, делать выводы.
Воспитательные
Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи уч-ся.
Способствовать обогащению словарного запаса как основы культуры речи.
Опорные знания
Опорные умения
Знают номинативную функцию слова; знают, что слово это общее название однородных предметов; знают, что такое лексическое значение слова; знают однозначные и многозначные слова.
Умеют определять значение слова по толковому словарю; умеют объяснять лексическое значение слова, умеют классифицировать по тематическим группам; умеют отличать однозначные и многозначные слова.
Тип урока: комбинированный урок
Предмет усвоения:
Средства усвоения:
Ресурсы урока (средства обучения): учебник, презентация
Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы урока:
Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.
Цель: Создать благоприятные эмоциональные условия для проведения урока.
– Давайте проверим готовность вашего рабочего места.
– Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
– Встаньте ровно, улыбнитесь, я рада приветствовать вас, садитесь.
Меня зовут Александра Олеговна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.
1. Подготовка к восприятию
Актуализация опорных знаний, умений.
Цель: Повторение учащимися части речи, вопросы и роли в предложении.
1. Учебное задание №1. Каллиграфическая минутка
2. Учебная задача для учителя: Совершенствовать навыки каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».
3. Учебная задача для учащихся: Совершенствовать навык каллиграфического письма заглавной и прописной буквы «Я», «я».
4. Содержание:
– Запишите число и классная работа
– С новой строки, с красной строки, с большой буквы запишите букву заглавную и маленькую букву «Я». Чередуйте написания до конца строки.
– Возьмите карандаш и подчеркните самые красивые и правильно написанные буквы «Я, я»
5. Форма организации: фронтальная работа, индивидуальная работа
6. Форма контроля: запись слова в тетрадь
7. Подведение итога:
– Подчеркнули? Поднимите руку те, у кого подчёркнуты 1, 2, 3 .. буквы
– Молодцы, идем дальше.
1. Учебное задание №2. Объяснение нового материала.
2. Учебная задача для учителя: подвести уч-ся к теме урока
3. Учебная задача для учащихся: узнать какая тема урока
4. Содержание:
Слайд 1
– Посмотрите на слайд. Что вы видите? (изображены предметы: дом, бегемот)
– Что изображено? (Дом, бегемот)
– Как по др. можно назвать? Гиппопотам, жилище, хижина.
– Ребята, такие слова называются синонимами.
-Давайте, выполним упражнения №66 на с. 52
-Выполняем устно, запишите слова
1. Учебное задание №3. Работа с правилом
2. Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с синонимами .
3. Учебная задача для учащихся: познакомиться с синонимами
4. Содержание:
Прочитаем определение в учебнике на с. 52 (сначала читает учитель, а затем 2-3 ученика читают вслух)
5. Форма организации: беседа
6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга
7. Подведение итога:
-Ребята, что такое синонимы?
-Приведите примеры.
1. Учебное задание №3. Работа со словарем синонимов
2. Учебная задача для учителя: показать, как работать со словарем синонимов.
3. Учебная задача для учащихся: познакомиться со словарем синонимов
4. Содержание:
В русском языке очень много словарей.
С каким вы уже знакомы? Что мы узнаем из этого словаря? Примеры.
-Еще один интересный словарь – словарь синонимов. А вы знаете, что у некоторых слов больше ста синонимов, у глаголов «движение» – бежать, идти…..
– А теперь давайте поиграем, я вам говорю лексическое значение слово
Лексическое значение слова: картинка – к ней подобрать синонимы( для каждого ряда)
-Ребята, для вас есть еще одно задание. Я вам говорю слово, а вы должны назвать к нему синоним.
Странник— пилигрим, путешественник, путник, паломник;
Весёлый— радостный, праздничный, ликующий, радужный;
Бежать— мчаться, нестись, торопиться;
Быстро— шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
Рисуя — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
Ах— ахти, ох, ух.,
Очи-глаза;
Кидать-бросать.
5.Форма организации: беседа
6. Форма контроля: учитель контролирует ответы детей, учащиеся контролируют ответы друг друга
7. Подведение итога:
– Ребята, повторим хором: синонимы это слова, близкие по значению .
-Как работать со словарем синонимов?
– Какой становится наша речь благодаря синонимам? ( выразительной)
ФИЗМИНУТКА
2. Восприятие
3. Осмысление
Открытие нового знания.
Цель: расширить понятийную базу за счет введения нового материала. Знакомство с антонимами.
1. Учебное задание №4. Материал для наблюдения
2. Учебная задача для учителя: с помощью материала для наблюдения познакомить учащихся с антонимами.
3. Учебная задача для учащихся: познакомиться с помощью материала для наблюдения с антонимами.
4. Содержание:
-Есть синонимы, а есть слова, которые противополножные по значению. Пример: какок время года изображено? (весна/осень);
-Весна какая? (Яркая/, трава зеленая)
-Осень какая?: (листья опадают …)
-Можно сказать, что это противоположные времена года? (да)
-Это антонимы – слова с против. Значением. Давайте попробуем привезти примеры слов с противоположны значением. Я вам говорю красивый, а вы мне противоположное – страшный.
–Белый-черный
Минус-плюс
Огонь-вода
Зло-добро
Большой-маленький
День-ночь
Богатый-бедный
Правда-ложь
Длинный-короткий
Легкий-тяжелый.
5. Форма организации: фронтальная, индивидуальная работа
6. Форма контроля: запись предложения в тетрадь.
7. Подведение итога:
1. Учебное задание №3. Работа со словарем синонимов
2. Учебная задача для учителя: заинтересовать уч-ся словарем синонимов.
3. Учебная задача для учащихся: познакомиться со словарем синонимов
4. Содержание:
-Сколько пар антонимов в русском языке?
– Для чего нужно знать слова с противоположным значением? (Для точного выражения своих мыслей.)
– Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
1. Учебное задание№ 4. Закрепление.
2. Учебная задача для учителя: формировать умения находить антонимы в словаре
3. Учебная задача для учащихся: подобрать антонимы к предложенным словам из словаря
4. Содержание:
– Карточки:
Выпишите антонимы к данным словам
конец — начало;
днем — ночью;
ранний — поздний;
злость — доброта;
веселый — грустный;
молодой — старый;
много — мало;
избыток — недостаток;
дорого — дешево.
С помощью словаря антонимов найдите 2-3 примера
слов, отвечающий на вопрос: что делать? Что сделать?
5. Форма организации: Фронтальная беседа
6. Форма контроля: Ответы на вопросы
7. Подведение итога:
–Что такое антонимы? Как пользоваться словарем антонимов?
Итог урока
Итог урока
Цель: Сделать выводы по уроку, оценить работу учащихся.
1. Учебное задание №6. Подведение итого урока.
2. Учебная задача для учителя: подвести итог урока
3. Учебная задача для учащихся: ответить на обобщающие вопросы учителя
4. Содержание:
– Что мы сегодня изучали? (синонимы и антонимы)
-Как нам отличить синонимы от антонимов (синонимы близкие по значению, антонимы противоположные)
-Какие виды словарей узнали? (синонимов и антонимов)
-Для чего в речи нужны синонимы и антонимы? (чтобы речь была выразительной)
-Что для себя интересное вынесли на уроке?
5. Форма организации: опрос, беседа
6. Форма контроля: Учитель контролирует ответы учащихся, учащиеся контролируют ответы друг друга
7. Подведение итога: Похвала.
Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: оценить учащимися собственную деятельность на уроке.
1. Учебное задание №7. Рефлексия.
2. Учебная задача для учителя: Сформировать умение у учащихся правильно оценивать свою деятельность
3. Учебная задача для учащихся: Научиться оценивать свою деятельность на уроке
4. Содержание:
– Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свои знания.
Если вам ясна тема урока, и вы отлично, разобрались в ней – поднимите левую руку
Если вы не совсем поняли тему – то поднимите правую руку
Если вы совсем не поняли тему, то поднимите обе руки
5. Форма организации: Индивидуальная работа
Организация домашнего задания
Домашние задание.
Цель: объяснить учащимся процесс выполнения домашнего задания
Учебная задача для учителя: Разъяснить выполнение домашнего задания
Учебная задача для учащихся: Понять, как нужно выполнить домашнее задание
Содержание:
–
Форма организации и контроля: Фронтальная беседа
Оценка: _________________
Методист: /Альбрехт Т.В./ __________________
Учитель Шарова Н.А.: / ____________________
Источник