Какая информация о слове содержится в словарях синонимов антонимов

Гуртовая Ольга Васильевна

МБОУ «Музыкально – эстетический лицей им. А. Г. Шнитке»

г. Энгельс Саратовская область

Обогащение словаря младших школьников синонимами и антонимами

          Среди многих и важных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста обучение родному языку, речевому общению, развитие речи одна из главных.

           В общей системе речевой работы в начальной школе обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому, словарная работа в начальных классах тесно связана с познавательным развитием.

          В младшем школьном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи.

          Немаловажное значение имеет также работа над словом как единицей языка. Этот подход имеет языковое, речевое развитие ребенка  и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры.

          Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, можно выделить следующие признаки:

1.Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);

2.Ясность речи (доступность для понимания);

3.Чистота речи (отсутствие «паразитических слов»);

4.Точность речи (умение передавать свои мысли, рассказать о каком – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью; умелый выбор слов для точной передачи этой действительности; выбор из ряда синонимов наиболее подходящих для данных целей);

5.Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи);

6.»Богатство» (относительное) языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения в небольшом отрезке текста одних и тех же слов, конструкций.

         Развивать речь – значит, систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложения, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы. Постоянно работать над грамотным оформление мыслей.

         Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа. Этапы словарной работы можно представить так:

  1. Семантизация слова;
  2. Актуализация слова;
  3. Использование слова в речи.

          Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед школьниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно в самостоятельной словесной деятельности. Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует : избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль в зависимости от контекста, замысла или речевой ситуации; воспитанию чуткости к смысловым оттенкам слова; пониманию выразительности речи; пониманию того, как говорящий относится к тому, о чем говорит.

           Среди многообразных видов работы над словом особое место занимает работа над антонимами. Обогащение словарного запаса антонимами расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова. Знакомство с антонимами помогает понимать слова не только в прямом, но и переносном значении. Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам. Кроме того, она способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь младших школьников. Антонимы используются  как особый стилистический прием оценки различных предметов и явлений, воспитывают чуткость к смысловым оттенкам слова.

           Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

Возможно использование заданий:

1.Работа с пословицами и поговорками;

2. Работа со словарями;

3. Употребление речевых оборотов;

4. Работа над прямым  и переносным значение слов;

5. Подбор к данному слову синонимов (антонимов) и нахождение их в тексте (предложении); выяснение сходства и различия в значении;

6. Выполнение различных видов творческих работ.

          Задания должны быть комплексными, чтобы заставит ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать. Целесообразно вводить лексику таким образом, чтобы не нарушать логики учебного процесса в целом, логики построения учебника.

           Если использовать специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУПА:

Г.В.Бобровская Активизация словаря младших школьников // Начальная школа – 2003 г. № 4. – с.47 – 51

Г.В.Бобровская Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа – 2002 г. № 6. – с.76 – 79

М.Р.Львов «Развитие речи младших школьников» – М.: Просвещение, 1987 г.

Р.Г.Измайлова  Обогащение речи младших школьников синонимами и антонимами// Начальная школа – 1995 г. № 10. – с.11 – 16

Источник

Основные типы лингвистических словарей

Лингвистические словариэто словари, в которых объектом исследования является слово. В них дается произношение слов, их написание, определяется значение, сочетаемость слов, словообразование, указываются грамматические формы. Помимо слов, лингвистические словари описывают устойчивые сочетания, морфемы.

К лингвистическим словарям относятся:

Толковые словари, основное назначение которых – объяснить слово, определить все его значения. Наиболее доступен и широко известен «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым. После его смерти в 1964 году, вышел новый «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, содержащий 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. В группу толковых словарей входят и словари иностранных слов. Наиболее известный из них – «Новый словарь иностранных слов: 25000 слов и словосочетаний», создателями которого являются Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В.

Этимологические словари, в которых объясняется происхождение слов. Чтение этимологических словарей позволяет понять, почему предмет так назван, с какими другими названиями это слово этимологически связано и почему. Самым распространенным считается «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской.

Семонимические словари – такие, где собраны и толкуются не отдельные слова, а два и более, при объединении которых учитываются отношения между их звучанием и (или) значением. Эти объединения могут состоять из слов, сходных или близких по значению, но разных по звучанию (синонимы); слов, имеющих противоположные значения (антонимы); слов, сходных по звучанию, но разных по значению (омонимы) или не полностью сходных в звучании, имеющих разные значения и ошибочно употребляющихся одно вместо другого (паронимы). Наиболее известны «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой под ред. Л.А. Чешко, «Словарь антонимов русского языка» Л.А. Введенской, «Словарь омонимов» Н.П. Колесникова.

Фразеологические словари, в которых описываются и объясняются устойчивые сочетания слов, приводятся их возможные варианты. Употребление фразеологизмов в речи иллюстрируется примерам из художественной и публицистической литературы. Наиболее известны «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова и словарь «Фразеологизмы русской речи» А.М. Мелеровича, В.М. Мокиенко.

Словари трудностей русского языка, которые не только помогают уяснить, в чем сложность русского языка, что вызывает трудности при словесном оформлении мысли, но и позволяют не допустить ошибку, не нарушить ту или иную норму литературного языка. К ним относятся орфографические и орфоэпические словари. В качестве примера можно привести «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» под редакцией В.В. Бурцева, а также «Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы» Т.Ф. Ивановой.

Читайте также:  Витамин в 17 в каких продуктах содержится отзывы

Источник статьи: https://studopedia.ru/7_28019_osnovnie-tipi-lingvisticheskih-slovarey.html

Расскажите о словарях антонимов синонимов и других лингвистических словарях

Вопрос по русскому языку:

расскажите о словарях антонимов, синонимов и других лингвистических словарях (кратко, чем помогают например)

Ответы и объяснения 1

Словари антонимов – лингвистические словари – справочники, в которых дается описание антонимов
сл. синонимов – словарь близких по значению слов

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи – смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник статьи: https://online-otvet.ru/russkij-azyk/5b74989df0470559923be653

Вопрос 94. СЛОВАРИ СИНОНИМОВ, АНТОНИМОВ, ОМОНИМОВ

Отличительной особенностью этих словарей является то, что в них отражены семантические отношения между словами современ­ного русского языка.

Словари синонимов предназначены для того, чтобы дать систематическое описание синонимических групп и рядов, характер­ных для словарного состава данного языка. В этих словарях ука­зываются смысловые и стилистические различия между синонима­ми, условия их взаимозамены в различных контекстах. Одна словар­ная статья синонимического словаря содержит характеристику ряда близких по значению слов; обычно сначала дается их общее толкование, а затем каждое слово синонимического ряда описывает­ся с точки зрения тех смысловых и стилистических особенностей, которые ему присущи. Например, в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой в статье воин (т. 1.-М.; Л., 1970) читаем:

Воин, боец, вояка(разг.)

Участник боев, сражений, военный человек. Воинупотр. преимущ. в приподнятой речи; слово боецподчеркивает непосредственное участие вбитвах, в боях; вояка– опытный. лихой воин, слово употр. шутливо-иронически.

В словарной статье приведен синонимический ряд, сформулиро­вано общее значение всех синонимов, а затем – отличие друг от друга по значению и употреблению.

Первый русский словарь синонимов был составлен Д.И.Фон­визиным («Опыт российского сословника», 1783 г., в котором рас­сматриваются 32 синонимические группы слов). В XIX в. и в начале XX в. выходят словари синонимов П. Калайдовича, Н.А.Абрамо­ва и др.

Современная лексикография располагает несколькими синоними­ческими словарями. Наиболее полный из них – «Словарь синонимов русского языка» в 2-х томах, гл. редактор А.П.Евгеньева (Л., 1970-1971). Словарь объясняет смысловые и стилистические различия 4148 синонимических рядов. На его базе создан однотомный «Сло­варь синонимов» (Л., 1975).

Для учителей был издан «Краткий словарь синонимов русского языка» Клюевой В.Н. (М., 1956, 2-е изд. -1961). Объем его около 3000 слов.

«Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой (М., 1969) является словарем-указателем: в нем даются лишь перечни лексических единиц, входящих в тот или иной синонимический ряд (всего в словаре 9 тысяч синонимических рядов), без детальной характеристики их различий по значению, стилистической окраске и употреблению. Вот пример синонимического ряда из словаря 3.Е.Александровой:

ЗАМОЛКНУТЬ, умолкнуть, смолкнуть, затихнуть, утихнуть, стихнуть, притихнуть; примолкнуть, приумолкнуть (разг.) / о человеке: замолчать, заткнуться (груб., прост.) / о звуке, шуме: замереть, заглохнуть ♦ [за этим знаком помещаются фразеологические обороты с тем же или близким значением.— Авт.] придержать (или прикусить) язык; застегнуть роток на все пуговки (прост.).

Словари синонимов – важное пособие при изучении словарных богатств языка, при практическом овладении лексическими средства­ми и использовании их в речи.

Словарь антонимов объясняет соотношение слов с про­тивоположными значениями. Современная лексикография имеет не­сколько словарей антонимов: Введенская Л.А. Словарь анто­нимов русского языка.- Ростов-на-Дону, 1971; Колесни­ков Н.П. Словарь антонимов русского языка.- Тбилиси, 1972; Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.— М., 1978; Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М., 1980.

Предназначение словарей антонимов заключается в том, чтобы показать связи противопоставления, существующие между значения­ми слов. Эти связи могут указывать на различия нескольких типов: признак / отсутствие признака (влажныйсухой), большая / меньшая интенсивность признака (горячийхолодный), противоположная направленность действия (выйтивойти) и др.

В словарной статье антонимического словаря значения противо­поставляемых по какому-либо признаку слов получают толкования, наглядно показывающие, в чем состоит смысловое различие данных антонимов. Например:

Источник статьи: https://studopedia.ru/4_158108_vopros–slovari-sinonimov-antonimov-omonimov.html

Источник

Синонимы и антонимы. Их роль

Синомнимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Как поэтический прием, синонимы имеют существенное значение. Поскольку вообще творчество всякого поэта представляет раскрытие свойственного лишь данному поэту образа мира, постольку синонимичность лежит в основе поэтического творчества. Поскольку глубоко индивидуален целостный образ подлинного поэта, постольку, конечно, индивидуальны и синонимы, коими

он пользуется для наименования оттенков этого образа. Здесь-то и вскрывается с особою яркостью роль синонимов, как поэтического приема. Так, напр., синонимами слова «день» для Тютчева являются порой слова: «покров» (см. стих. «День и ночь») или «ковер» (см. стих. «Святая ночь на небосклон взошла»). Если вспомнить про то, что «ночное» Тютчев считал более сущностным, чем «дневное», то значение названных синонимов, как поэтических приемов, становится очевидным: «день» есть нечто внешнее по отношению к «ночи», т.-е. ее «покров», ее «ковер».

Пользование теми или иными синонимами наравне с указанным основным моментом — общим характером творчества поэта — определяется порой некоторым частным поэтическим замыслом. Так общеизвестным примером пользования синонимами для достижения торжественности — необходимой по самой теме произведения, — является Пушкинский «Пророк», где «рот» заменен «устами», «рука» — «десницей» и т. п. С другой стороны, синонимы могут создавать комический эффект. Так, напр., в «Повести о том, как поссорились Ив. Ив. с Ив. Ник.» Гоголь назвал собрание гостей у городничего — ассамблеей.

Антомнимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения,

Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д.

Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).

Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся все витамины

Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары

(А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов).

Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д.

Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи – внутри, направо – налево, сперва – потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте.

Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.: враг – друг, бедный – богатый, тонкий – толстый, глупый – умный и т.п.).

Источник статьи: https://studwood.ru/1219418/literatura/sinonimy_antonimy_rol

Конспект урока русского языка: “Р/р Текстообразующая роль синонимов и антонимов”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Тема: Текстообразующая роль синонимов и антонимов

Цель урока: расширят представление о роли синонимов и антонимов в тексте.

1. Актуализация знаний и целеполагание

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)

Далёкий-…, горький-…, горячий-…, шершавый-…, хороший-…, злой-…, скупой-…, высокий-…, худой-…, маленький-…, жёсткий-…, тяжёлый-…, красивый-…, сильный-…, младший-…, тихий-…, чистый-… .

Запиши прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

Капризный-…, стремительный-…, навязчивый-…, ветхий-…, парадный-…, болтливый-…, бережливый-…, коварный-…, шикарный-…, прекрасный-…, безлюдный-…, грязный-…, густой-… .

– Какую роль, по вашему мнению, играют синонимы и антонимы в тексте?

2. Работа по теме урока

Запишите текст, прокомментируйте встретившиеся орфограммы. Укажите синонимы. Аргументируйте свое мнение.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане.

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде! (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Запишите пословицы и найдите в них антонимы.

1. Дело веди, а безделье гони. 2. Больше знай, да меньше болтай. 3. Кто много начинает, мало оканчивает. 4. Умел начать – умей и окончить. 5. Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый. 6. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. 7. Легко взять, да трудно отдать.

Приведите возможно большее количество синонимов к данным словам, составьте с ними предложения .

Говорить – _________, смеяться – __________, жить – _______, умереть – ________.

Подберите антонимы к данным словам. Учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте предложения (или словосочетания) с полученными антонимическими парами.

Замените в предложениях и текстах выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко . Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно . Пришли мы к станции, а поезд отходит . Как плохо , что мы опоздали .

Найдите слова, близкие по смыслу.

Кто хоть раз был в пионерск. лагере Артек, тот долго будет помнить и крут. склоны высоких гор, покрытых кудряв. лесами, и отвесн. скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывист. берега тепл. лазурн. моря.

4. Домашнее задание. Принести учебник «Русская речь», тетради по развитию речи. Запишите пословицу, в которой есть антонимы, письменно объясните, как вы понимаете её смысл. Антонимы подчеркните.

Источник статьи: https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-rr-tekstoobrazuyuschaya-rol-sinonimov-i-antonimov-2977042.html

Стилистические функции синонимов, антонимов и омонимов

Синонимы – слова, разные по написанию, но близкие или тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значений или стилистической окраской. Синонимы делятся на три группы:

1)семантические, которые различаются оттенками значения (красный, алый, багровый);

2)стилистические, которые различаются стилистической окраской

– различаются с точки зрения принадлежности к различным стилям (молодые – разговорный стиль, новобрачные – официально-деловой стиль);

– различаются сферой употребления, отношением к литературному языку (беседовать – литературное, гутарить – диалектное);

– разные с точки зрения отношения к активному и пассивному словарю; обычно один из синонимов устаревший (актер – лицедей, глаза – очи);

– отличаются эмоционально-экспрессивной окраской (перехитрить – нейтр., кинуть – эмоц.);

– эвфемизмы служат для обозначения тех слов, которые представляются автору нежелательными (высморкаться – очистить нос посредством платка);

3)семантико-стилистические, которые различаются и оттенками значений, и стилистической окраской (работать – литер., трудиться – книж., вкалывать – разг.).

Помимо разнокорневых существуют однокоренные (однокорневые) синонимы, отличающиеся друг от друга или стилистической окраской, или сочетаемостью ( борьба – борение, рыбак – рыбарь). Не относятся к синонимам варианты слов, отличающиеся произношением, написанием или морфологическими особенностями ( орфоэпические варианты: творог – творог; орфографические варианты: кинетические – кинесические; морфологические: рельс – рельса). Особняком стоят тождественные синонимы, одинаковые по смыслу и по стилистической окраске. Это, как правило, слова разные по происхождению, но обозначающие одно и то же понятие (лингвистика – языкознание). Существуют не только лексические синонимы, но и синтаксические (шел берегом – шел по берегу; льняное полотенце – полотенце из льна; когда она проходила по улице – проходя по улице, она…).

В речи синонимы выполняют разнообразные функции, основными из которых являются следующие:

1)функция наиболее точного выражения мысли (Сияло солнце, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река);

2)функция уточнения – в одном контексте употребляются синонимы, дополняющие друг друга (Он словно потерялся, словно сробел );

3)функция разъяснения – синонимы разъясняют слова, которые могут быть непонятны читателю: заимствования, диалектизмы, профессионализмы (Началась анархия, или беспредел );

4)функция сопоставления – синонимы указывают на различия в семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать; Начальство не опаздывает, оно задерживается);

5)функция противопоставления (Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли);

6)функция замещения – синонимы помогают избежать повторения слов (Строительство закончено, завершены и строительные работы);

7)функция усиления – нанизывание синонимов служит усилению признака, действия (То потухнет, то погаснет, то совсем не загорит). Если каждый следующий синоним усиливает предыдущий, создается градация (Сгорели в танках мои товарищи: до пепла, до золы, до тла).

8)функция средства связи предложений в тексте.

Антонимы– слова, противоположные по значению. Они бывают однокорневые (вошел – вышел) и разнокорневые (добрый – злой). Особой разновидностью антонимов является энантиосемия. Это антонимия внутри многозначного слова, когда разные значения данного слова вступают в антонимичные связи (бесценный – нет цены (очень дорогой) и ничего не стоит (дешевый)).

Функции антонимов

1)лексическое средство выражения антитезы (У сильного всегда бессильный виноват);

2)могут использоваться в предложении с отрицанием (В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок). Этот прием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие в нем ярких черт, признаков.

3)употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием (Мир не постарел – помолодел). Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение того антонима, который дается без отрицания.

Читайте также:  В каком объеме co2 содержится столько же электронов

4) на основе антонимов строятся каламбуры (Было так поздно, что стало уже рано; Молодая была немолода);

5)антонимы лежат в основе оксюморона (живой труп, горячий снег);

6) антонимы лежат в основе антифразиса. Антифразис – это употребление слова в противоположном значении, т.е. автор с целью создания комического эффекта использует один из членов антонимической пары, хотя по смыслу надо использовать другой (Тогда процесс пошел с необыкновенной быстротой, которою так славятся наши судилища).

7)помогают писателям показать полноту охвата явления (Все минуло, и счастье, и горе);

8)могут отражать чередование действий (Помиримся и поссоримся);

9)могут указывать на быструю смену действия (Вот вдали блеснула зарница, вспыхнула и погасла)

10)выступают в качестве средства связи предложений (У каждого времени своя жестокость. Доброта одна на все времена).

Омонимы – слова, которые совпадают в звучании, написании или в какой-то грамматической форме, но имеют совершенно разное значение. Выделяют лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Лексические омонимы– слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в семантике (коса, банка). Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг – лук). Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (замок – замок). Омоформы– слова, которые совпадают только в определенной грамматической форме (в банке – стеклянная банка и сберегательный банк).

Функции омонимов:

1. Употребление омонимов в одной фразе подчеркивает значение созвучных слов и тем самым придает речи экспрессию (Миру нужен мир).

2. На омонимах строятся каламбуры (Трамвай представлял собой поле брани).

Весьма существенными выразительными возможностями обладают архаизмы. Архаизмы наряду с историзмами относятся к устаревшим словам и делятся на несколько видов (см. табл.):

Вид архаизмаПричина архаизацииПример
ЛексическийУстаревает все слово, его заменяет современный синоним Ветрило (парус), очи (глаза), выя (шея)
семантическийУстаревает одно из значений слова Полк (поход), живот (жизнь), позор (зрелище)
фонетическийУстаревает произношение слова Гистория (история), пиит (поэт), глад (голод)
акцентологическийУстаревает ударение Музыка (музыка)
графическийУстаревает написание Реторика (риторика), зерцало (зеркало)
словообразовательныйУстаревает аффикс Рыбарь (рыбак), пастырь (пастух), ладья (лодка)

В тексте архаизмы выполняют следующие стилистические функции: воссоздают колорит эпохи; придают речи торжественное, возвышенное звучание; создают комический эффект; способствуют достоверности речевой характеристике персонажей.

Градация. Антитеза.

Градация – размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация – (от лат. gradatio — “ступень, степень”) — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или убыванием какого-либо значения.

Он волновался, тревожился, сходил с ума. Ручьи, реки, озера, океаны слез. (Ф. М. Достоевский. )

То, что называется образностью (красочность описаний, живость изображения, его наглядность) по большому счету представляет собой неотъемлемый признак любого искусства. А поскольку литература является одним из его видов, то активное применение выразительных средств проявляется в ней наиболее полно. Этой цели служит и использование различных крылатых выражений, а также целого арсенала стилистических приемов. Стилистические приемы В русском языке существует целый ряд подобных выразительных средств, помогающих автору повысить образность повествования. Прежде чем рассказать, что такое антитеза, рассмотрим самые распространенные из них. Аллегория. Этот прием позволяет с помощью иносказания раскрыть какой-то сложный образ. Наиболее часто употребляется в баснях, где благодаря ему через конкретных персонажей рисуется определенная черта характера (заяц = трусость, лиса = хитрость). Гипербола – чрезмерное преувеличение. Употребляется не только в литературной, но и очень активно в разговорной речи (сто лет тебя не видел; наготовила тонну еды). Метафора предполагает переносное значение слова на базе сходства (васильковые глаза – глаза синие, как васильки). Олицетворение – прием, при помощи которого свойства живого существа переносятся на неживые предметы (вспомним горьковское «море смеялось»). Существуют также анафора и эпифора, метонимия и синекдоха, сравнение и эпитет. Антитеза как стилистический прием. Ее определение В языке художественной литературы или ораторской речи нередко используется резкое противопоставление, построенное на контрасте. Оно используется и в отношении понятий и образов, положений и состояний, которые связаны друг с другом общим построением или внутренним смыслом. Надежда Бабкина рассказала о разрыве своих отношений Знаменитости, умершие молодыми Как стоит завтракать, чтобы сбросить вес? 13 советов Определим, что такое антитеза. Это стилистическая фигура, соединяющая контрастные понятия. Само слово восходит к греческому antithesis – противопоставление. Это понятие настолько распространено, что нередко даже не замечается. Антитезу широко используют поэты и прозаики. Множество литературных произведений содержат этот прием даже в своих названиях: «Война и мир», «Принц и нищий», «Красавица и чудовище», «Преступление и наказание». На антитезе построено много пословиц. Например, «мал золотник, да дорог». Антитеза в литературе Данный стилистический прием нередко служит для построения не только фраз, но и отдельных частей и даже целого художественного произведения – стихов или пьесы. К примеру, у Петрарки есть сонет, который представляет собой замечательный образец того, что такое антитеза, т.е. построен сугубо на этом приеме. Вот только одна строфа из этого произведения: Что произошло с Татьяной Догилевой Актер Олег Табаков вышел из комы, но потерял память? Почему бывшего солиста “Иванушек” до сих пор не похоронили? «Я зряч – без глаз, нем – вопли испускаю; И жажду гибели – спасти молю; Себе постыл – и всех других люблю; Страданьем – жив; со смехом я – рыдаю…» Очень часто этот прием применял А.С. Пушкин. Всем известная характеристика дружбы Онегина и Ленского: «волна и камень», «стихи и проза», «лед и пламень», – не что иное, как антитеза. Это в литературе один из ярких примеров рассматриваемого стилистического приема. Антитеза в СМИ Обращаясь к языку газет и журналов, нельзя не увидеть, насколько и в них популярна данная стилистическая фигура. Журналисты особенно часто применяют ее в заголовках, может быть, даже не подозревая, что такое антитеза как риторический прием. Так, например, весьма красноречиво и ярко звучат такие титулы статей: «Хвост всему голова», «Блеск и нищета нашего футбола», «Богатый дворник и нищий педагог». Что Лолита сказала о стройной фигуре Аллы Пугачевой Ради кого решила похудеть 68-летняя Ирина Муравьева? 10 лучших продуктов для долголетия В языке прессы антитеза тоже довольно часто используется не только в границах фразы, а в рамках всей смысловой части текста. Здесь она выступает как композиционный прием его построения. Антитеза – это в литературе и СМИ настолько освоенный прием, что нередко даже не вспоминается его, так сказать, ораторское происхождение. А ведь в древние времена он применялся именно для усиления выразительности речи. Заключение Благодаря своей резкости, броскости антитеза в произведениях обладает способностью создавать заметный контраст. Из-за этого к данному приему по-разному относятся разные литераторы. Одни выказывают категорически отрицательную точку зрения, другие, наоборот, нещадно его эксплуатируют. Именно из-за предельной ясности прием антитезы весьма популярен не только в художественном и художественно-публицистическом литературном стиле, но и в декларативно-политическом с агитационной тенденцией. Широко используется эта стилистическая форма в жанрах с социальным уклоном, когда надо особенно четко разграничить или сопоставить, скажем, жизнь разных слоев общества, различных классов.

Источник статьи: https://studopedia.ru/20_22275_stilisticheskie-funktsii-sinonimov-antonimov-i-omonimov.html

Источник