Какая информация должна содержаться в портфолио
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Общие положения
В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио педагогического работника – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Оформление портфолио
Портфолио педагогического работника оформляется в скоросшивателе. Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна строго соответствовать экспертному заключению.
Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения или уполномоченным лицом.
Структура портфолио педагогического работника
Титульный лист.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
- повышение квалификации за последние 5 лет (копии документов).
Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации
экспертное заключение (для работы экспертов);
Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности
Документы разделов 3-6 портфолио должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении (Методика оценки уровня квалификации педагогических работников, стр.48-49, 118-135,150-165) . Все, о чем писал педагог в заявлении, должно найти свое подтверждение в портфолио. Например, педагог писал, что разработал программу элективного курса, необходимо ее представить. Уровень профессионализма должен быть подтвержден несколькими уроками( мероприятиями) по теме самообразования , описаны технологии, которые применяет педагог на уроках и во внеурочной деятельности. На высшую квалификационную категорию необходимо заострить внимание на новизне опыта педагога. В портфолио должны быть представлены результаты за 3- 5лет, в том числе грамоты ( и детей), сертификаты, дипломы и т.д. При собеседовании с экспертами необходимо отметить форму участия в различных конкурсах, конференциях, семинарах (эксперт, докладчик, автор статьи, член жюри и т.д.)
Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.
Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30, 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Структура портфолио педагогического работника
- Титульный лист содержит Ф.И.О. педагогического работника, число, месяц и год рождения;
- Раздел 1. “Общие сведения о педагоге”:
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
- копия документа о повышение квалификации в межаттестационный период.
- Раздел 2. “Документы для проведения процедуры аттестации”:
- Лист самооценки педагогического работника, заполненный им в период подготовки к экспертной оценки уровня практической деятельности педагогического работника.
- Раздел 3. “Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения”.
- разработки учебных занятий, подтверждающие владение аттестуемым предметом на повышенном и углубленном уровне на основе современных образовательных технологий, методик;
- разработки учебно – воспитательных занятий подтверждающие использование индивидуального подхода к личности учащихся и ее развитию;
- разработки образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся;
- программы кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности и результативность их деятельности в межаттестационный период;
- итоги организации внеклассной, воспитательной работы по предмету в межаттестационный период в рамках недель и предметных месячников (разработки, сценарии, таблицы по итогам участия, видео или фотоматериалы);
- Раздел 4. “Вклад аттестуемого в повышение качества образования, распространение собственного опыта”:
- итоги участия аттестуемого в экспериментальной или научно-методической деятельности образовательного учреждения, создание и реализация сетевых программ, авторские тексты разного типа (аналитическая справка, заверенная руководителем);
- итоги работы аттестуемого педагогического работника в методическом объединении по специальности, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями (аналитическая справка, заверенная руководителем);
- конспекты открытых уроков, мастер-классов и др. форм распространения накопленного в межаттестационный период педагогического опыта;
- итоги участия аттестуемого и его обучающихся в социально – значимых проектах;
- статьи, тезисы, являющиеся итогом участия в научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (муниципального, регионального. Всероссийского уровней);
- копий публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период); размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.;
- итоги личного участия аттестуемого в муниципальных, региональных и Всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период);
- итоги выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи “молодым педагогам”;
- итоги работы над собственным педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация).
- Раздел 5. “Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений”:
- В данном разделе могут быть представлены схемы, диаграммы, таблицы по итогам достижений аттестуемого педагогического работника в освоении обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
- Раздел 6. “Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности”.
- Раздел может содержать копи наградных документов за успехи в профессиональной деятельности муниципального, городского, регионального, всероссийского и международного уровней участия аттестуемого.
- Копии поощрений от руководства и иные награды.
- Раздел 7 “Дополнительные материалы “
- В данном разделе портфолио могут быть представлены материалы, иллюстрирующие обеспеченность учебного процесса необходимым комплектом пособий, материалов.
- В этом разделе помещаются документы:
– выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- справка о техническом оснащении учебного кабинета или деятельности аттестуемого (наличие персонального компьютера и компьютерных средств обучения, программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- справка о наличии аудио и видео учебных пособий;
- справка о наличии дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- другие документы по желанию учителя.
- Анализ содержания портфолио достижений экспертами экспертных групп аттестации.
- Портфолио достижений анализируется экспертами в соответствии с содержанием заявления педагогического работника, поданного в аттестационную комиссию на прохождение аттестации.
- Портфолио достижений оценивается по наличию материалов, указанных в требованиях к оформлению без использования бальной системы.
- Эксперты экспертных групп, анализируя результаты педагогической деятельности аттестуемого педагогического работника, могут задавать аттестуемому вопросы по содержанию представленных материалов.
- Итоги анализа портфолио вносятся в экспертный лист по позициям, указанным в нём.
Экспертное заключение на портфолио, предъявленное при аттестации с использованием “иной формы” аттестации.
По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертный лист и итоговое экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:
- наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
- уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),
По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого педагогического работника.
Критерии оценки портфолио
Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:
1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио. |
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности. |
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога. |
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. |
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций). |
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя. |
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции). |
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции). |
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации. |
11. Открытые уроки и мероприятия. |
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование. |
5 баллов – очень высокая степень выраженности показателей;
4 балла – высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».
3 балла – средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых – соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 балла – слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».
1 балл – показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «нет».
После оценки каждого показателя экспертам необходимо просуммировать полученное количество баллов и разделить данный результат на 6. Среднее значение будет соответствовать значению показателя уровня квалификации.
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям
первой или высшей квалификационным категориям
Уровень квалификации | Значение показателя уровня квалификации |
Первая квалификационная категория | 3 – 4 |
Высшая квалификационная категория | 4,1- 5 |
Полное наименование образовательного учреждения по Уставу
Портфолио
профессиональной деятельности
_______________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (в родительном падеже)
_______________________________________________________________________________
(должность с указанием преподаваемого предмета для учителя,
направления деятельности для иных педагогических работников)
Волгорад,2012
Источник
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Определение и основное назначение портфолио
Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Структура и содержательное наполнение портфолио
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:
- Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
- Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.
Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.
Структура и содержание портфолио аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы: 1 раздел
(ориентиры и основания)
- Оглавление
- Общие сведения о педагогическом работнике
- Копии документов
2 раздел
(Результативность и качество – динамика учащихся)
- Результативность педагогической деятельности
3 раздел
(средства и методы достижения качества и результатов)
- Научно-методическая деятельность
- Учебно-материальная и техническая база
Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
№ п.п. | Названия разделов | Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио |
Оглавление |
Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей). | |
Общие сведения о педагогическом работнике |
Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов». | |
Копии документов | Этот раздел должен содержать копии следующих документов:
Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов». | |
Результативность педагогической деятельности Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе | Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах). Учебная деятельность. В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
Внеурочная деятельность. Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа):
| |
Научно-методическая деятельность педагоги-ческого работника Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК); научно-исследовательская работа; диссеминация опыта работы в ходе профессионального взаимодействия | В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:
| |
Учебно-материальная и техническая база Наличие и владение современными ИКТ | В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:
|
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио
Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть 30 – 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный). Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.
Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию).
Экспертная оценка материалов портфолио
По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:
- наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
- уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),
По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого.
Критерии оценки портфолио
Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:
1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио. |
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности. |
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога. |
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. |
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций). |
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя. |
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции). |
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции). |
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации. |
11. Открытые уроки и мероприятия. |
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование. |
5 – очень высокая степень выраженности показателей;
4 – высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».
3 – средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых – соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».
2 – слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».
1 – показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «нет».
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям
первой или высшей квалификационным категориям
Уровень квалификации | Значение показателя уровня квалификации |
Первая квалификационная категория | 3-5 |
Высшая квалификационная категория | 4-5 |
Источник