Какая глава не содержится в конституции рф

Конституция состоит из преамбулы (вводной части) и двух разделов. Первый раздел включает в себя девять глав и состоит из 137 статей. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, включающие девять пунктов.

Главы Конституции РФ, их краткое содержание

Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Принимают, изменяют и отменяют конституцию особым порядком. Она закрепляет основы организации государства и его отношения с обществом и индивидами.

Конституция обычно принимается после существенных изменений в политическом и социально-экономическом положении страны. Она юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Российская Конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она подвела итог изменениям в политической, социальной, экономической сферах нашей страны, стала Основным законом нового государства — Российской Федерации.

Сколько глав в Конституции РФ?

Конституция России состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;
  • 2-я глава — права и свободы человека и гражданина;
  • 3-я глава — федеративное устройство;
  • 4-я глава — президент Российской Федерации;
  • 5-я глава — федеральное собрание;
  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;
  • 7-я глава — судебная власть;
  • 8-я глава — местное самоуправление;
  • 9-я глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Структура, т.е. порядок расположения глав (разделов), играет немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции. Конституции разных стран различны по структуре. Это объясняется формой правления в стране, существующим политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции и иными факторами. Но в структуре конституций много общего. Так, структуру большинства конституций можно свести к следующим элементам: преамбула (введение), основные положения, заключительные, переходные и дополнительные положения, могут быть приложения.

Преамбула — это важная часть конституции, в которой указываются цели принятия конституции, описываются исторические условия принятия конституции, кратко излагается исторический путь, пройденный народом, могут провозглашаться основные права и свободы. Например, преамбула Конституции РФ является органической частью текста Конституции РФ, она поясняет смысл Конституции РФ.

Основная часть конституции состоит из глав, закрепляющих основы конституционного строя, глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о территориальном устройстве, о системе органов государственной власти и их взаимодействии, об органах местного самоуправления, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Например, в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляются принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включены статьи, касающиеся всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Права и свободы признаются Конституцией РФ непосредственно действующими, т.е. поведение человека, реализующего их, является правомерным. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет Россию как федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Федеративное устройство государства основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти и строится на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» закрепляет правовое положение и полномочия Президента РФ.

Соответственно глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть» посвящены системе органов государственной власти РФ.

В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» определяется, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» закреплена процедура изменения конституции.

Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяются порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ. Со временем заключительные и переходные положения утрачивают силу ввиду преодоления переходного периода.

Таким образом, структурно Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых 9 глав, второй раздел не поделен на главы. В Конституции РФ 137 статей.

Содержание, структура и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции, которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьян, Э. Э. Баринов, С. А. Денисов, А. А. Кондрашов, В. А. Лебедев, Н. В. Щербакова и др.). При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть ее содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Вес это даст прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.

Конституция РФ — это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и исчерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма Конституции

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.

Структура Конституции

Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верховенства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, гак и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.

Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Глава 3 «Федеративное устройство» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративных отношениях. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Главы 4-7 («Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организации и функционирования местного самоуправления, организационно-правовые формы и гарантии его осуществления.

Раздел первый завершается главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В п. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п. 3-6 говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.

В п. 7-9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Источник

Структурой Конституции РФ называют особый порядок, согласно которому построен данный документ, который был принят в 1993 году. Его создатели старались во всём придерживаться принципов однородности. Размещаются главы в зависимости от их значимости. Первая глава – самая важная и основная, остальные посвящены раскрытию других тем.

Структура и форма Конституции РФ

Под формой понимают способ внешнего выражения текста, структуру его содержания. То есть, бывают внутренние и внешние формы. Стандартная форма – единый законодательный акт. Внутренняя форма – это и есть структура конституционно-правовых норм.

В большинстве Конституций можно выделить такие элементы:

  1. Преамбула или введение.
  2. Перечисление основных положений.
  3. Заключительные положения.
  4. Переходные.
  5. Дополнительные.

Органы власти часто используют различные приложения, если их содержание не связано с какими-либо частями основного документа, но должно быть упомянуто.

Сколько разделов и каких в Конституции

Конституция состоит из двух разделов, содержащие по 9 глав. При этом большинство глав входит в первый раздел. Второй не использует так называемое постатейное деление.

Содержание разделов

Основной – именно первый раздел. В нём описывают все разновидности прав и обязанностей, которыми наделены жители государства.

Принято считать, что именно этот раздел решает следующие задачи:

  • Обеспечение благополучия Родины любым гражданином, вне зависимости от национальности и происхождения.
  • Обеспечение суверенности страны.
  • Конституционный строй в нашей стране сравнительно новый. Несмотря на это, граждане не должны отрываться от государства, сложившегося на конкретной территории.
  • Сохранение мира. На территории РФ важно обеспечить согласие между всеми членами государства.
  • Принятие и утверждение прав людей, обеспечение свободы для каждого.

В первых 16 статьях больше всего внимания уделяют основам строя конституции. Даётся определение России и Российской Федерации, дополнительно говорится о равнозначности этих понятий. Говорится, что государство поддерживает многопартийность, существование разных религий и идеологий.

Справка! Документ обладает высшей юридической силой, поэтому ни у кого нет прав отменять его, отказываться от выполнения обозначенных выше положений.

Во второй главе – 48 статей. Здесь основные пункты такие:

  1. Запрет на применение любого насилия по отношению к человеческой жизни.
  2. Запрет на использование смертной казни.
  3. Национальность, религия и происхождение граждан не должны влиять на их равенство перед судом.
  4. Права вместе со свободой гарантированы каждому человеку от рождения, нарушать их не может никто.

Федеративному устройству посвящается третья глава. Здесь перечисляют каждый субъект, входящий в государство.

Говорится о русском языке в качестве государства. При этом каждому субъекту даётся право устанавливать свои правила в этом направлении.

В 4 главе 14 статей. Посвящена основам становления на должность президента. Далее идёт описание Федерального собрания. Дополнительно некоторые разделы посвящаются Совету Федерации и Государственной Думе. Рассказывается, сколько человек и на каких основаниях могут входить в эти объединения.

Правительству страны посвящена и следующая глава. Судебная власть подробно описывается в 12 статьях 7 главы.

Глава 8 тесно связана с местным самоуправлением на территории РФ. Там сказано, что любой гражданин в возрасте от 25 лет может становиться судьёй. Они подчиняются федеральным законам и Конституции, пользуются правом неприкосновенности.

Глава 9 посвящена пересмотру пунктов Конституции. Там сказано, что подобные предложения могут вносить такие лица:

  • Представители местной власти.
  • Члены правительства.
  • Президент.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства – это особые признаки, которыми обладает Конституция. Этим она отличается от других правовых документов, принятых на территории страны. Каждый из указанных признаков заслуживает отдельного рассмотрения.

Верховенство

Это значит, что по отношению к любым другим подобным актам Конституция обладает наивысшей юридической силой. Благодаря своему содержанию Конституция способна влиять на содержание всей деятельности, связанной с правоприменением и правотворчеством. У верховенства этого документа есть свои гарантии, обеспечивающие сохранение этого свойства:

  • Конституционный контроль.
  • Президент РФ как гарант прав и свобод человека.
  • Право отмены норм Конституции, если они противоречат основным положениям и правам людей.
  • Деятельность государственного Совета.

Роль юридической базы для текущего законодательства

Значит, для законодательной деятельности положения и информация из Конституции становятся основополагающими. Текущее законодательство способно уточнять различные права и гарантии, работать по другим направлениям.

Легитимность

Одно из самых важных свойств в юридическом плане.

Стабильность

Выступает одним из основополагающих условий для успешного бесконфликтного развития общества, обеспечения единого конституционного пространства внутри страны. Обеспечивается за счёт особого порядка по принятию документа и внесения в него правок.

При разработке нового проекта Конституции всегда создают специальную комиссию. Главное – чтобы участники этого объединения обладали высокой квалификацией в различных областях знаний. Дополнительная возможность – вынесение проекта Конституций на всенародное голосование.

Стабильность так же означает, что Конституция остаётся неизменной на протяжении долгого времени. Но это не значит, что документ вообще нельзя трогать. Радикальные реформы и другие изменения в общества становятся предпосылками для внесения правок.

Внимание! Невозможно буквально «замораживать» текст Конституции. Главное – чтобы сами изменения оставались не очень частыми.

Главные положения, которые входят в состав основы конституционного строя РФ

Конституционный строй связан с особыми принципами или базовыми началами. Они лежат в основе всех взаимодействий между государством и человеком, обществом. Сейчас в РФ государство можно назвать политической организацией общества.

У него демократический правовой строй, а высшей ценностью признают такие явления:

  • Права человека.
  • Его свободы.
  • Честь.
  • Достоинство.

Их соблюдение и защита – основная роль для самого государства.

В основы конституционного строя можно включить следующие принципы устройства государства и общества:

  1. Особый порядок изменения положений Конституции.
  2. Приоритет в отношении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России перед национальным правом.
  3. Приоритет законов.
  4. Плюрализм в политическом смысле.
  5. Многообразие идеологий.
  6. Гарантии для самоуправления на местном уровне.
  7. Разделение властей.
  8. Экономическая свобода, без которой не может развиваться экономическая система.
  9. Равное, единое гражданство для всех вне зависимости от того, по каким основаниям оно появилось.
  10. Равноправие между всеми субъектами РФ.
  11. Полнота суверенитета.
  12. Народовластие.
  13. Человек вместе со свободами и гарантиями как высшими ценностями.

Можно ли изменять структуру Конституции

Сама Конституция говорит о том, что нельзя вносить корректировки только в содержание глав 1, 2 и 9. Даже Федеральное Собрание не имеет право пересматривать указанные положения.

Изменение возможно, только если за них проголосуют 3/5 от Совета Федерации и Государственной Думы. Для остальных глав и статей изменение допустимо, при этом действует упрощённый порядок любых корректировок при необходимости. Но и тут потребуется получить согласие минимум от представителей субъектов РФ. Нужно, чтобы проект одобрили не менее 2/3 от всех представленных субъектов.

После одобрения новый законопроект направляют Президенту России для итогового рассмотрения. Дату референдума назначают, если санкция от него будет положительной. Дальше решение зависит от того, как проголосует население государства.

Всенародного волеизъявления не требуется, когда речь идёт о главах с 3 по 8. Достаточно соответствующих федеральных законов, чтобы утвердить поправки в этом случае. В принятии участвуют Совет Федерации и Государственная Дума. Президент России подписывает конечный вариант в стандартном установленном порядке.

Постановление Совета Федерации могут обжаловать региональные власти от субъектов РФ, если у них есть какие-либо возражения. Если же все согласны – то, как обычно, документ направляют главе государства.

Важно! Документ считается действительным с того момента, как его официально опубликовали. Исключение делают только для случаев, когда в самом тексте устанавливают другие даты. Внесение принятой поправки происходит не позднее, чем через месяц. Затем основной закон официально публикуют, в новой редакции.

Полезное видео

Дополнительная информация об основах Конституционного строя в видео:

Заключение

Конституцию относят к важнейшим документам, за счёт которых определяют форму не только общественного устройства, но и гарантий, свобод для граждан, населяющих государство. Внесение изменений в этот документ относится к серьёзным процессам, требующим долгого времени.

Поэтому каждый должен разбираться хотя бы в минимальных понятиях, связанных с этим направлением. Это не так сложно, достаточно ознакомиться с основными источниками законодательства и положениями. Не требуется дополнительной подготовки и высшего образования для изучения главных положений Конституции, её структуры.

Источник