Какая должна быть музыка в магазине продуктов
Мы предпочитаем шопинг там, где располагающая и комфортная атмосфера. Никто не любит давящую тишину или ватный вакуум, чужие разговоры и скрип тележек. Музыка – вот один из незаменимых инструментов торговли.
Однако в непростые для торговли времена экономить нередко начинают с музыки.
Иногда этому есть объяснение – либо это магазин-дискаунтер (хотя именно дискаунтеры выигрывают в кризис, увеличивая количество приверженцев экономии на питании или повседневной одежде), либо торговая точка не хочет, чтобы скапливалось много покупателей в зале (так мы быстрее сделаем покупки и уйдем, освободив место другим покупателям). Но порой магазин действительно банально экономит на музыке, не учитывая реальный экономический ущерб от подобной тишины, который по понятным причинам сложно просчитать.
Одни пытаются сохранить музыкальное оформление, используя так называемую музыку с правами, которая чаще всего является лишь частично защищенной, и во многих случаях ее качество оставляет желать лучшего. Так, отечественные авторы препарируют некачественные семплы для создания «своих» произведений, практически без вокала и без живых инструментов, а многие звукорежиссеры не стесняются делать реаранжировки известных мировых хитов, просто поменяв местами такты в основной мелодии. При этом придирчивый покупатель сразу ощущает подвох, заслышав практически зацикленный один и тот фрагмент, который звучит по кругу порой минут десять подряд.
Другие, например, заправочные станции, включают FM-радиостанции, причем абсолютно разные в одной в той же сети, которая разбросана по просторам России, помогая продвигать чужие товары и услуги, поскольку рекламу на радиостанциях никто не отменял. А насколько выше поднимается оценка бренда, когда вы слышите хорошую музыку, спокойную, приятную для отдыха, которую можно определить, как Sophisticated (Timeless charts) – вечнозеленую музыку, состоящую из популярных композиций и инструментальных мелодий последних десятилетий.
Правильное музыкальное оформление увеличивает продажи до 18-20 %. Когда музыку убирают из зала, продажи первое время еще держатся на том же уровне, потому что действует привычка и люди по инерции продолжают приходить в тот же магазин, а затем падают, так как часть покупателей начинает ходить в другие магазины, а часть просто быстро совершает необходимые покупки и уходит, испытывая странное чувство, что с магазином уже что-то не то.
Согласитесь, если в магазине fast fashion звучит приятная современная качественная музыка в стиле европоп с актуальными хитами, то и товар там будет восприниматься, как модный и востребованный покупателями. Этот эффект еще более очевиден, когда магазин находится не в большом городе, а в провинции – покупатель сразу почувствует себя частью модельного мира и захочет оказаться в тренде сегодняшнего дня. Некоторые музыкальные направления, например, в стиле deep house, future house, lounge или future jazz подчеркнут исключительность стиля вашего fashion бренда.
В качестве примера реального воздействия музыки: автор книги «Coersion: Why We Listen to What They Say» Дуглас Рашкофф утверждает, что в американских универмагах благодаря медленной музыке покупатели проводят на 18% дольше времени и тратят на 17% больше, а в продовольственных – на 38% больше покупают под медленную музыку, чем под быструю, хотя в России медленная музыка звучит чаще в супермаркетах с более дорогим товаром.
То, что мы слышим сегодня в наших крупных супермаркетах, часто совсем не подходит для создания подходящей атмосферы, потому что вместо хорошей музыки средне-медленного темпа в стиле Adult Pop (contemporary pop) с современными хитами и популярными песнями нескольких последних десятилетий, из колонок доносятся едва слышные звуки в стиле караоке. Нельзя считать своих посетителей равнодушными к музыке, думая, что они и так все будут слушать и за продуктами придут в любом случае. Хорошая музыка добавит ощущение качества и свежести вашим товарам – поверьте.
А вот в магазинах бытовой техники следует использовать несколько иной формат. Поскольку с покупателями работают продавцы-консультанты, музыка должна быть в стиле easy pop, в которой electro pop будет хорошо сочетаться со стилем brit pop. Это будет способствовать продаже аудио и видео техники, и не будет перегружать покупателя излишними эмоциями, в изобилии представленными на различных телевизионных экранах и мониторах.
Возможно, это и правильно, поскольку создает общее хорошее настроение, но хочется порекомендовать, напротив, забыть о том, что музыка должна быть особенной, как это делают многие спортивные бренды, чтобы не сливаться с миром, теряя свое лицо. Есть и другие интересные варианты, например, один современный торговый центр решил встретить Новый год вместе с героями Star Wars, запустив треки из ожидаемого в декабре фильма в свой эфир. Стоит комбинировать новогоднюю музыку с обычной, чтобы придать определенный окрас музыкальному оформлению в декабре и январе.
Следует также учитывать влияние музыки на физическое состояние человека – количество ударов в секунду важно для сердечного ритма, пульса, нормального дыхания, гормонального фона организма и даже для уровня сахара в крови; улучшать психологическое состояние покупателя, формируя индивидуальное настроение за счет комбинирования сложной и простой музыки, ее темпа (быстрого или медленного), минорного или мажорного тона, а также за счет громкости и качества звука. А там, где люди чувствуют себя лучше, они всегда стремятся оставаться дольше и возвращаются в это место чаще, чтобы вновь испытать приятные ощущения.
Очень важно правильно создать архитектуру звука внутри торгового помещения и использовать хорошее акустическое оборудование, если вы хотите подчеркнуть, что ваш бизнес находится на достойном уровне и полностью здоров.
Обладая этими знаниями, кажется излишним говорить о том, что не следует использовать для воспроизведения музыки системы пожарного оповещения, которые предназначены для голосового оповещения и выдают плоский некачественный звук, ведь ничего кроме раздражения эти дребезжащие мелодии ни у покупателей, ни у продавцов не вызывают.
Для иллюстрации приведем всего лишь один пример о влиянии музыки.
Клиенты одного крупного зарубежного банка постоянно ощущали, что о них мало заботятся, невнимательно относятся, что в очереди они проводят слишком много времени, что им не очень уютно и комфортно в тихом офисе столь похожем на аквариум – стеклянном и холодном. В поисках решения вопроса банк решился обратиться за помощью к музыкальным экспертам, чтобы спасти положение. В результате, проанализировав состав клиентов, их жалобы, время их пребывания, специалисты пришли к выводу, что в офисе необходима музыка не слишком быстрая, умеренно сложная и достаточно узнаваемая, за счет чего атмосфера станет более дружелюбной и теплой.
И если в супермаркете, например, узнаваемость не всегда нужна, поскольку знакомые слова отвлекают от покупок (особенно, если звучат на родном языке), то в банке, это оказалось весьма кстати, потому что позволило людям воспринимать время ожидания в очереди гораздо короче, несмотря на то, что в целом оно не поменялось. Результат? Согласно восприятию клиентов, качество обслуживания улучшилось в два раза – и, кстати, прибыль банка увеличилась на 10 процентов, исключительно благодаря темпу играющей в зале музыки. Каково? Обслуживание и без того было качественным, просто потребовалась музыка, чтобы помочь клиентам в полной мере это ощутить.
Безусловно, каждый бизнес решает вопрос с музыкой самостоятельно, но все-таки хочется подчеркнуть, что специалисты важны в любом деле, и музыка не исключение. А решений сегодня очень много, от создания собственного web radio с любым количеством зон до традиционных дисков со специально подобранными для каждого конкретно клиента композициями для тех, кто еще не готов использовать потоковое вещание.
Ведь, как всегда, «нам песня и строить, и жить помогает»!
Источник
Музыка
Влияние музыкального фона в торговой точке на уровень продаж – общеизвестный факт. Зачастую покупки совершаются спонтанно, а музыкальное сопровождение способно оказывать воздействие на настроение потребителя и подталкивать к импульсивным поступкам.
Фоновая музыка для торгового зала создает в нем нужную атмосферу, которая заставляет покупателей провести в магазине больше времени, покупать больше товаров. Согласно результатам исследований 80 % покупателей замечают музыкальное сопровождение в магазине, а 47 % признают, что оно вызывает желание еще раз прийти в этот магазин. При этом в торговой точке с музыкальным фоном время нахождения покупателей на 34 % больше, чем в точке без такого фона. Безусловно, это прямо влияет на уровень продаж.
Музыка позволяет отразить идентичность бренда, сделать посетителей более лояльными. Международное исследование показывает, что бизнес, в котором играет музыка, соответствующая индивидуальности бренда, на 96 % более успешен среди потребителей, чем тот, который сопровождается неподходящей музыкой или осуществляется без музыкального оформления. Установлено, что качественная музыка заставляет 4 из 10 потребителей дольше оставаться приверженцем бренда.
Критерии выбора музыкального сопровождения
При выборе фоновой музыки, повышающей уровень продаж, нужно учитывать следующие критерии:
- темпоритм и громкость. Повысив громкость музыки в час пик, можно заставить покупателей быстрее совершать покупки и покидать магазин, но при этом важно помнить, что чересчур громкая музыка только вызывает раздражение. Музыкальный фон не должен мешать спокойному общению. Что касается темпоритма, то установлено: покупатели неосознанно подстраиваются под музыкальный ритм, т.е. быстрая музыка заставляет их ускориться, а спокойная способствует вдумчивому изучению витрин и повышению числа покупок;
- тематическое соответствие. Например, песни на французском языке помогут увеличить продажи продукции французских брендов. В магазинах цветов и подарков будут уместны создающие настроение романтические композиции, а накануне праздников – соответствующие тематике праздника;
- специфика магазина и ассортимента товаров. Фоновая музыка, повышающая уровень продаж, подбирается с учетом специфики торгового объекта. Например, в магазине одежды для молодежи стоит включить в плейлист современные энергичные треки, а в магазине товаров для детей – саундтреки из известных мультфильмов;
- соответствие предпочтениям целевой аудитории. Результаты исследований подтверждают: если при выборе музыкального сопровождения были учтены пол и возраст посетителей, они проведут в магазине на 20 % больше времени, соответственно, и оставят в нем больше денег. Так, если в первой половине дня гипермаркет посещают в основном домохозяйки и пенсионеры, а во второй – офисные служащие и молодежь, целесообразно составить разные плейлисты для этих периодов времени.
Фоновая музыка для торгового зала
Стоит отметить, что фоновая музыка для торгового зала должна быть комфортной для восприятия, нейтральной и ненавязчивой. Не стоит выбирать стили, ориентированные на любителей (рок, металл и др.), если это не специализированный магазин, например, для байкеров. К универсальным музыкальным стилям относятся лаунж, классическая музыка в современной обработке, легкая электронная и ненавязчивая танцевальная музыка.
Важную роль играет качественный звук, поэтому следует тщательно подбирать оборудование. Необходимо разместить аппаратуру так, чтобы она не бросалась в глаза посетителям и в то же время обеспечивала равномерное распространение звука по всей торговой площади.
Правильно подобранное и качественное музыкальное сопровождение в торговом зале создает атмосферу, которая влияет на покупательскую активность. Установлено, что около 70 % покупателей только в торговом зале принимают окончательное решение о приобретении конкретного товара. Этим объясняется растущий интерес ретейлеров к маркетинговым инструментам, оказывающим влияние на посетителей в точках продаж, в частности, к фоновой музыке, которая воздействует на настроение и поведение потребителей и стимулирует их к совершению дополнительных покупок.
Таким образом, в целом фоновая музыка для повышения количества продаж должна быть нейтральной, ненавязчивой, легкой и позитивной. Однако для выбора правильного музыкального оформления с учетом всех факторов необходимы специальные знания и опыт, поэтому рекомендуется обращаться к специалистам. Компания Market Music имеет большой опыт работы в сфере аудиомаркетинга и аудиобрендинга, который позволяет реализовывать самые разнообразные проекты. Наши специалисты сформируют различные плейлисты индивидуально под цели и задачи заказчика, а также помогут выбрать готовые подборки для любых торговых объектов.
Источник
Часто, заходя в магазин, мы слышим играющую из колонок музыку или радио, какие либо телеперадачи и шоу, фильмы или сериалы, однако согласно законодательству, использование известных песен или фонограмм в публичном месте без заключения договора с правообладателем или организацией, представляющей его интересы, влечет за собой серьезные штрафы (до 5 000 000 рублей). Этот факт не слишком уж «на слуху» и поэтому может принести немало проблем.
Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако это не означает, что все авторы пользуются только их защитой.
Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляют права правообладателей на получение вознаграждения в разных сферах коллективного управления правами.
Российское авторское общество РАО является аккредитованной государством организацией по управлению авторскими правами (правами авторов слов и музыки), ВОИС – по управлению смежными правами.
Правомерное использование объектов авторского права и смежных прав, возможно, только на условиях лицензионного договора с РАО в части прав авторов и договора о выплате вознаграждения с ВОИС в части смежных прав. Причем договоры с указанными организациями должны быть заключены независимо от того, получает пользователь доход от использования произведений или нет.
Важно понимать, что включенный в торговом зале радиоприемник, телевизор или иное техническое средство (в том числе в качестве демонстрационного товара), с помощью которого используются произведения, iTunes на iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки, законодательство расценивает как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских и смежных прав.
Когда вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае вы по существу приобретаете лицензию, однако, вы можете воспроизводить его только в некоммерческой обстановке. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но их запрещено воспроизводить публично.
РАО и ВОИС – эти организации активно реализуют свои полномочия в области охраны прав правообладателей. Поэтому судебных решений по данному вопросу становится с каждым годом все больше и больше.
Что такое авторское право?
Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.
В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.
ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?
- Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
- Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.
Сколько платить за авторские права?
Ставки РАО для торговых предприятий
Ставки РАО для баров и ресторанов
Информация о всех ставках авторского вознаграждения в РАО можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям».
Важное уточнение – вознаграждение, которое указано в приложениях выплачивается за весь репертуар, а не за отдельное произведение.
Проверить наличие трека в реестре РАО можно на официальном сайте в разделе «Об обществе».
Что такое смежное право?
Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:
- Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
- Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).
В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)
Предмет деятельности ВОИС:
- осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
- осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях
Функции ВОИС:
- сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
- распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
- представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.
Кто является плательщиком вознаграждения в пользу обладателей смежных прав?
За публичное исполнение фонограмм:
- предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.);
- предприятия общественного транспорта (авиакомпании, таксопарки, автобусные парки и т.д.);
- культурно-досуговые учреждения (боулинг-клубы, ночные клубы, дискотеки и т.д.);
- гостиницы, санатории;
- спортивные объекты (фитнес-клубы, салоны красоты, спортивные центры и т.д.);
- иные организации, которые используют фонограммы, опубликованные в коммерческих целях.
Сколько платить за смежные права?
Ставки ВОИС для торговых предприятий
Ставки ВОИС для баров и ресторанов
Информация о всех ставках авторского вознаграждения в ВОИС можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям», см.пункт «Ставки для расчета вознаграждения».
Какие еще обязанности возложены на пользователей, помимо выплаты вознаграждения?
Пользователи фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Чем может обернуться не соблюдения авторских и смежных прав? Ответственность
Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.
Предусмотрены следующие её виды:
- Административная ответственность – статья 7.12 КоАП РФ. Предусмотрены следующие штрафы: для граждан 1500 – 2000 рублей
для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей
для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей
Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются
- Гражданская ответственность – статья 1301 ГК РФ. Автор вправе требовать возмещение убытков следующим образом:
компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения
в виде двойной стоимости прав на использование произведения
Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ
Важно корректно подавать отчет в ОКУ.
Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.
В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.
В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?
Да. Такая возможность, разумеется, существует.
Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.
Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограмм или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.
Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?
Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.
Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.
Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?
Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.
Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы по кабелю» понимается сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).
Должен ли пользователь заключать договор и выплачивать вознаграждение, если он не получает от использования фонограмм доход (т.е. пользователем не взимается плата за звучание музыки)? Может ли применяться в данном случае ст. 7.12 КоАП РФ?
В ст. 1324 ГК РФ указано, что публичным исполнением фонограммы считается ее использование вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.
Отсутствие получения реального дохода на момент фиксации правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ..
Вправе ли пользователь обратиться напрямую к правообладателям за разрешением на публичное исполнение их фонограмм, минуя ВОИС?
ВОИС как организация по управлению правами на коллективной основе в соответствии с пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ получила государственную аккредитацию в сферах осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
П. 2 ст. 1326 ГК РФ устанавливает, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного п. 1 ст. 1326 ГК РФ, и распределение этого вознаграждения осуществляются исключительно организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на соответствующие виды деятельности. Других механизмов выплаты такого вознаграждения не предусмотрено.
Какие меры вправе предпринимать ВОИС для защиты смежных прав?
На основании положений ГК РФ ВОИС как аккредитованная государством организация, осуществляющая управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, вправе от имени правообладателей или от своего имени, а также от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия (обращения в органы прокуратуры и МВД), необходимые для защиты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, управление которыми осуществляет ВОИС.
На основании каких полномочий ВОИС вправе представлять интересы правообладателей в суде?
ВОИС вправе представлять интересы исполнителей и изготовителей фонограмм в суде на основании государственной аккредитации и в соответствии со п. 5 ст. 1242 ГК РФ.
Вправе ли ВОИС для выявления правонарушений в сфере смежных прав фиксировать публичное исполнение фонограмм в помещении пользователя (в кафе, магазине и пр.) с помощью аудио- и видеоаппаратуры?
Согласно ст. 1242 ГК РФ ВОИС вправе совершать определенные юридические действия с целью защиты прав, переданных ей в управление правообладателями, в том числе осуществлять сбор доказательств нарушения смежных прав – фиксировать факты бездоговорного публичного исполнения фонограмм с помощью аудио- и видеоаппаратуры в помещениях, принадлежащих пользователю.
В ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Осуществляя фиксацию публичного исполнения фонограмм в помещении пользователя, ВОИС реализует конституционное право на сбор информации, не нарушая при этом прав собственника, так как цель осуществления фиксации – это выявление неправомерного использования фонограмм, а не использование полученной информации в коммерческих целях.
Следует также заметить, что, основываясь на нормах ст. 1278 ГК РФ, ВОИС имеет право осуществлять фото- и видеосъемку в целях судопроизводства
Источник