К какой серии продуктов относится geforce gts 250
Появлению третьей карты на базе полноценного чипа со 128 потоковыми процессорами способствовало отсутствие каких-либо продуктов, относящихся к новой серии GeForce, в сегменте 100-200 долларов. С маркетинговой точки зрения заполнение линейки видеокарт лучшим образом скажется на продажах, особенно при сильной конкуренции со стороны AMD, которая уже набралась сил для противостояния с калифорнийской компанией.
Естественно, выпустить продукт, в основе которого был бы усеченный чип G200, окажется весьма дорогостоящим занятием, да и по производительности он недалеко бы ушел от GeForce 9800 GTX+ на базе 55-нм G92b. Но раз нишу надо как-то заполнять, то почему бы просто-напросто не переименовать уже имеющийся продукт? Тем более что опыт у компании в этом плане достаточно большой.
Сказано – сделано; на свет появился видеоакселератор нового поколения, имя которому дали очень серьезное – GeForce GTS 250. При этом по характеристикам он ничем не отличается от все того же GeForce 9800 GTX+, разве что официально добавили поддержку одного гигабайта видеопамяти. Еще немного упростили подсистему питания, печатную плату и систему охлаждения. Все. Чем не повод дать новое имя старому решению?
Так как карты GeForce GTS 250 и 9800 GTX+ ничем не отличаются между собой в плане рабочих частот, то тестировать практически придется одни и те же адаптеры, только в разных «обертках». Если, конечно, новинка не будет оснащена целым гигабайтом видеопамяти – в этом случае сравнение должно стать очень интересным. Именно для этих целей были взяты карты Zotac GeForce GTS250 AMP! и Palit GF9800GTX+ 512M DDR3. Основные характеристики рассматриваемых акселераторов занесены в таблицу, представленную ниже.
Видеоадаптер | Zotac GeForce GTS250 AMP! | Palit GF9800GTX+ 512M DDR3 |
Ядро | G92b | G92b |
Количество транзисторов, млн. шт | 754 | 754 |
Техпроцесс, нм | 55 | 55 |
Количество потоковых процессоров | 128 | 128 |
Количество текстурных блоков | 64 | 64 |
Количество блоков рендеринга | 16 | 16 |
Частота ядра (номинал), МГц | 750 (738) | 745 (738) |
Частота шейдерного домена (номинал), МГц | 1890 (1836) | 1848 (1836) |
Шина памяти, бит | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти, МБ | 1024 | 512 |
Частота памяти (номинал), МГц | 2300 (2200) | 2200 (2200) |
Поддерживаемая версия DirectX | 10 | 10 |
Интерфейс | PCI Express 2.0 | PCI Express 2.0 |
Осматриваем видеокарты
ZOTAC GeForce GTS250 AMP!
Видеокарта Zotac GeForce GTS250 AMP! поставляется в упаковке, выполненной в фирменных желто-оранжевых тонах с добавлением черного, и с изображением дракона, который обосновался на абревеатуре AMP!. На крышке коробки есть небольшое окошко, через которое можно увидеть графический адаптер. К слову, данное окошко на упаковках Zotac появилось лишь с выходом серии GeForce GTX 200.
Тут же, кроме характеристик, отмечено наличие в комплекте поставки игры XIII Century и тестового пакета 3DMark Vantage.
Упаковка видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Упаковка видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Комплект поставки:
- Переходник DVI/D-Sub
- Переходник DVI/HDMI
- Аудиокабель (S/PDIF)
- Переходник питания
- Диск с драйверами
- Диск с игрой XIII Century
- Диск с 3DMark Vantage
- Инструкции
Комплект поставки видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Комплект поставки видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Дизайн видеокарты от Zotac немного отличается от референсного для GeForce GTS 250, который в большей степени соответствует адаптерам GeForce 8800 GTS 512MB. В нашем случае карта больше была похожа на 9800 GTX(+), как по длине печатной платы, так и по дизайну системы охлаждения. На кожухе кулера возле периферийных разъемов имеются отверстия для выхода части нагретого воздуха внутрь системного блока.
Видеокарта ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью фото 1
Видеокарта ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью фото 2
На обратной стороне акселератора есть свободные места для распайки еще одного гигабайта видеопамяти, что для адаптера такого уровня явно будет лишним – объем в 2 ГБ скорее станет востребованным в hi-end решениях следующего поколения. Сейчас же для карт среднего класса гигабайта более чем достаточно.
Для подключения мониторов на видеокарте предусмотрены два Dual-Link DVI, к которым также можно подключить через переходник монитор или телевизор с HDMI-интерфейсом. Для обычного телевизионного приемника имеется HDTV-выход.
Периферийные разъемы на видеокарте ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Периферийные разъемы на видеокарте ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Разъем для подключения цифрового звука расположен возле пары интерфейсов MIO, которые позволяют объединить три аналогичные карты в режиме 3 Way-SLI. Правда, такая система вряд ли составит конкуренцию паре GeForce GTX 260, которая будет стоить столько же.
Разъемы на верхней части видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью
Интересным образом организована система охлаждения карты, конструкция которой больше соответствует решениям low-end-класса. Большой кожух, который направляет поток воздуха к задней стенке системного блока от турбины, остался на месте, но в свете повального использования тепловых трубок даже в недорогих продуктах мы здесь вместо этого наблюдаем банальный кусок алюминия с небольшим количеством тонких ребер.
Система охлаждения ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью
Конструкция радиатора, который отвечает за охлаждения только чипа и памяти, цельная, что положительным образом может сказаться на охлаждении элементов видеокарты.
Радиатор системы охлаждения ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью
Турбину, естественно, тихой не назовешь, но в игровой системе она не особо будет заметна на фоне остальных работающих вентиляторов. Во время серьезных баталий на нее вряд ли кто обратит внимание, в отличие от шума такого же охлаждения в системе классом выше. Температура чипа даже при использовании обычного алюминиевого радиатора оставалась в переделах нормы и составляла лишь 81 °C под нагрузкой.
Оригинальный дизайн PCB по сравнению с картами GeForce 9800 GTX(+) имеет менее сложную пятифазную подсистему питания, построенную по формуле 4+1. Для подключения дополнительного питания на плате распаян 8-контактный разъем и, если в блоке питания отсутствует соответствующий разъем, то можно будет воспользоваться комплектным переходником.
Печатная плата видеокарты ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!, превью
Графический процессор G92 ревизии B1 имеет номер 421, что соответствует 55-нм ядру для карт GeForce GTS 250. Вокруг чипа есть защитная рамка, которая позволяет избежать сколов ядра при установке или смене системы охлаждения.
GPU G92-421-B1
В качестве памяти используется всего восемь микросхем общим объемом 1024 МБ производства Hynix, рассчитанные на эффективные 2400 МГц (5RS1H23MFR-N2C). Шина памяти осталась прежней и составляет 256 бит.
Память Hynix 5RS1H23MFR-N2C
Память Hynix 5RS1H23MFR-N2C
Так как карта относится к серии AMP!, то ее рабочие частоты несколько завышены относительно референса – 750/1890 МГц (ядро и шейдерный домен) и 2300 МГц (память) против 738/1836 МГц и 2200 МГц, чип и память соответственно.
Характеристики ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Характеристики ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Разгон Zotac GeForce GTS250 AMP! оказался не особо впечатляющим и составил всего лишь 792/1998 МГц по чипу и 2376 МГц по памяти. Температура чипа при повышении частот поднялась лишь на один градус.
Температурный режим и уровень разгона ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Температурный режим и уровень разгона ZOTAC GeForce GTS 250 AMP!
Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Следующая видеокарта от известной компании Palit поставляется в очень крупной коробке с изображением Frobot’а, некого симбиоза лягушки и робота. Ранее, лет пять назад, компанию можно было смело причислить к обычному noname, но с недавних пор Palit делает успехи и завоевывает популярность: чего только стоит ее серия Sonic с разогнанными решениями.
Упаковка видеокарты Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Упаковка видеокарты Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Комплект поставки:
- Переходник DVI/HDMI
- Аудиокабель (S/PDIF)
- Переходник питания
- Диск с драйверами
- Инструкция
Комплект поставки Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Комплект поставки Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Карта выполнена на текстолите красного цвета, дизайн платы и СО при этом полностью переработаны и имеют существенные отличия от референсных. Длина адаптера такая же, как и у GeForce GTS 250, что позволит без проблем установить карту в неглубоких корпусах, например, в Cooler Master Mystique 632.
Видеокарта Palit GF9800GTX+ 512M DDR3, превью фото 1
Видеокарта Palit GF9800GTX+ 512M DDR3, превью фото 2
В плане подключения периферии Palit GF9800GTX+ 512M DDR3 может похвастаться наличием разъемов HDMI, Dual-Link DVI и… аналоговым D-Sub, что выглядит несколько странным. ТВ-выход не предусмотрен. Как и все GeForce 9800 GTX(+), рассматриваемый акселератор поддерживает возможность установки трех одинаковых карт для постройки тройного SLI.
Периферийные разъемы Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Периферийные разъемы Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
В системе охлаждения используется две тепловые трубки, по которым тепло от чипа через медную вставку передается тонким алюминиевым ребрам. Конструкция продувается крупным вентилятором с умеренным уровнем шума, воздух от которого охлаждает также силовую обвязку, при этом практически полностью остается в системном блоке. На память также предусмотрена пластина-радиатор, чего нет у многих нереференсных продуктов других производителей.
Система охлаждения Palit GF9800GTX+ 512M DDR3, превью
Несмотря на небольшие размеры, карта требует подключения двух кабелей дополнительного питания с 6-контактными разъемами. Подсистема, как и у предыдущей карты, немного упрощена, но также имеет четыре фазы для чипа и одну для памяти.
Печатная плата видеокарты Palit GF9800GTX+ 512M DDR3, превью
В качестве графического процессора выступает G92-428 ревизии B1, который также используется в производстве GeForce GTS 250. Практически для выпуска новинок достаточно просто обновить BIOS карт GeForce 9800 GTX+, и тем самым получить карту последнего поколения среднего уровня.
GPU G92-428-B1
Память общим объемом 512 МБ набрана восьмью чипами Samsung, рассчитанными на 2400 МГц DDR (K4J52324QE-BJ08). Шина доступа к памяти – 256 бит.
Память Samsung K4J52324QE-BJ08
Память Samsung K4J52324QE-BJ08
Рабочие частоты видеоадаптера равны 745/1848 МГц для чипа, что немного выше эталонных, и 2200 МГц для памяти.
Характеристики Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Характеристики Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Разгон карты даже хуже продукта Zotac – 771/1890 МГц по чипу и 2332 МГц по памяти. Температура ядра под нагрузкой не превышала 77 градусов Цельсия, в 2D-режиме – 60 °C.
Температурный режим и уровень разгона Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Температурный режим и уровень разгона Palit GF9800GTX+ 512M DDR3
Тестирование
Тестовая конфигурация
Тестирование проводилось на следующем стенде:
Процессор:
o Intel Core 2 Duo E8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц)
Материнская плата:
o ASUS Rampage Formula (Intel X48)
Оперативная память:
o G.Skill F2-7200CL4D-2GBPI-B (2×2048 МБ, DDR2-900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
Жёсткий диск:
o Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2)
Блок питания:
o Silver Power SP- S850
Операционная система:
o Windows Vista x86 SP1
Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1. Для видеокарт использовался драйвер ForceWare 182.08 и PhysX 9.09.02. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты была активирована.
В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark’06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), относительно недавно вышедший Far Cry 2 (встроенный бенчмарк), и бенчмарк Cryostasis TechDemo на базе игры “Анабиоз: Сон разума” от украинских разработчиков из Action Forms.
Все измерения проводились при разрешении экрана 1280х1024, как самом оптимальном для большинства TFT-мониторов, и 1600×1200 (кроме 3DMark’06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем High, для Far Cry 2 и Cryostasis TechDemo использовались максимальные настройки. Кроме того, были задействованы сглаживание уровня 4х (AA4x) и анизотропная фильтрация 16х (AF16x) для Crysis и AA4x для Far Cry 2. В драйверах AA и AF не форсировались. На графиках с результатами отмечен как средний fps, так и минимальный.
Результаты тестирования
3DMark’s
В синтетических пакетах от Futuremark Corp. карта на базе GeForce GTS 250 с 1 ГБ видеопамяти демонстрирует 2-4% превосходство над Palit GF9800GTX+, которое может быть обусловлено либо оптимизацией со стороны драйверов, либо же дополнительными 512 МБ памяти.
Far Cry 2
Игра Far Cry 2 чутко отреагировала на дополнительный объем памяти: карта Zotac GeForce GTS250 AMP! проявила себя производительнее уже на 25 процентов, что с оптимизацией драйверов никак не сопоставить. Отметим поднявшийся уровень минимального fps, который позволит более комфортно играть при значительном использовании различных спецэффектов в сцене.
Cryostasis TechDemo
Cryostasis TechDemo 1280×1024
Cryostasis TechDemo 1600×1200
Технологичная демка, использующая потенциал движка PhysX, почти не отреагировала на новинку с 1 ГБ памяти – всего 1-2 кадра.
Crysis
Crysis 1280×1024 AA4x AF16x
Crysis 1600×1200 AA4x AF16
Аналогичная картина в Crysis, но с ростом разрешения и качества графики дополнительные 512 МБ начинают играть решающую роль в производительности, которая может достигать 15-процентного превосходства над старыми решениями. Осталось лишь сравнить с GeForce GTS 250 c различным объемом видеопамяти, что мы и сделаем в ближайшее время.
Выводы
Казалось бы, что эпопея с переименовыванием видеокарт на базе графического процессора G92 должна была закончиться еще в прошлом году. Ан нет, чип получился настолько удачным, что его можно использовать еще как минимум год-два. И нас вскоре смогут порадовать такие акселераторы, как GeForce GT 350, GT 420 или даже GT 510. А почему бы и нет?
Компания AMD, прямой конкурент на графическом рынке, пока сбивает цену, и в этом случае можно выпускать новые поколения видеокарт на базе старых разработок, снижая их стоимость и позиционируя продукты все в более низкие сегменты рынка. Канувшая в Лету 3dfx вела себя аналогичным образом из-за просчета в управлении компании, пока ее не приобрела NVIDIA. Ждет ли такая участь калифорнийцев? Сказать трудно.
Компания обладает огромным потенциалом инженеров и программистов и без проблем сможет дать отпор либо снижением цен на высокопроизводительные решения (читай, карты hi-end-класса), либо разработкой и выпуском в срочном порядке нового продукта. Но конкурент пока спит, причем, летаргическим сном, иначе как можно объяснить появление чипа G92 в третьем поколении видеокарты серии GeForce?
Что касается так называемой новинки, то видеокарты GeForce GTS 250 в референсном исполнении стали меньше по размерам и теперь больше соответствуют картам GeForce 8800 GTS 512MB; официально обзавелись 1 ГБ видеопамяти и даже могут комплектоваться удвоенным объемом. За счет использования 55-нм чипа G92b подсистема питания несколько упростилась по сравнению с GeForce 9800 GTX(+). Также производители смело могут выпускать карты на переработанном дизайне PCB с оригинальной системой охлаждения. Но самым главным преимуществом GeForce GTS 250 является рекомендованная цена на видеокарты – около 130 долларов за 512-мегабайтную версию, что составит серьезную конкуренцию как собственным решениям NVIDIA на базе G92, так и продуктам AMD.
Относительно карты Zotac GeForce GTS250 AMP! отметим повышенные рабочие частоты, один гигабайт видеопамяти, который позволит более комфортно играть при высоких разрешениях, и, конечно же, комплект поставки, в который входят все необходимые аксессуары и дополнительные бонусы в виде игры XIII Century и тестового пакета 3DMark Vantage.
Карта Palit GF9800GTX+ 512M DDR3 является крепким середнячком со спартанским комплектом поставки, который, все же, приспособлен для подключения к современному кинотеатру или монитору с HDMI-интерфейсом, причем, подключить можно целых два устройства. Для обладателей недорогих TFT-мониторов с аналоговым разъемом на акселераторе уже предусмотрен D-Sub, что избавит от использования лишних переходников. А вот отсутствие обычного ТВ-выхода несколько огорчает, учитывая распространенность в наших краях стандартных телевизоров.
>> Обсудить на форуме <<
Источник
Nvidia G92 живее всех живых! Очередное переименование в сфере графических ускорителей
СОДЕРЖАНИЕ
- Часть 1 Теория и архитектура
- Часть 2 Практическое знакомство
- Особенности видеокарт
- Конфигурация стенда, список тестовых инструментов
- Результаты игровых тестов (производительность)
Часть 1: Теория и архитектура
В самом начале весны компания Nvidia вдруг решила порадовать нас своим очередным анонсом. Естественно, наименование представленной модели было приведено в соответствие с новым принципом, и анонсированная видеокарта получила название Geforce GTS 250. GTS в этом случае означает менее высокий уровень производительности по сравнению с GTX, ну а 250 номер модели в линейке.
По характеристикам видеокарты становится понятно, что вся статья могла уместиться в одну эту картинку, или даже строчку: «Geforce GTS 250 = Geforce 9800 GTX+». Ну или «Geforce GTS 250 = Geforce 9800 GTX+ + 1GB», хотя это уточнение ничего особенно не меняет. Но, будучи примерными журналистами, которым нужно рассказать читателям о «новинке», мы сделали почти полноценную статью. «Почти» это потому что без обычных теоретических данных, которые не изменялись продолжительное время, и без синтетических тестов, в которых просто нет смысла в данном случае.
Итак, Geforce GTS 250 это «обновление» (как его называет Nvidia) популярной модели Geforce 9800 GTX+, конкурирующей с RADEON HD 4850. Проследим историю всех таких «обновлений». Первой моделью на основе полноценного чипа G92, со всеми включенными потоковыми процессорами, была Geforce 8800 GTS 512MB, выпущенная в конце 2007 года по рекомендуемой цене в $349-399. Мы ещё тогда удивлялись, почему ей не дали собственное название, и запутали покупателей многогранной серией 8800.
Затем появилась Geforce 9800 GTX немного ускоренная, но в целом почти та же самая карта, правда, с новым дизайном PCB. Настала очередь удивляться уже тому, для чего из-за весьма небольшого увеличения частот изменили вполне приличный дизайн? 9800 GTX была анонсирована в феврале 2008 года, с рекомендуемой ценой в $299-$349. Далее, летом того же прошлого года, она была снова «обновлена» небольшим разгоном, и стала называться Geforce 9800 GTX+. Это было уже в июне 2008, когда цена решения снизилась до $229.
Теперь, всё та же карта на основе чипа G92 (правда, уже произведённого по 55 нм технологии), но с упрощённым дизайном PCB, похожим больше на старый-добрый дизайн 8800 GTS 512, была «обновлена» в очередной раз, и получила название Geforce GTS 250. Хотя потенциальным покупателям не так важно, как она называется, в отличие от того, что за 512-мегабайтную модель теперь будут просить всего $129, а плата с гигабайтом локальной видеопамяти станет стоить $149. Впрочем, указаны цены рекомендованные для североамериканского рынка, наша розница привычно поснимает сливки пару-тройку месяцев.
В общем-то, несмотря на все наши колкости, выход модели Geforce GTS 250 можно назвать вполне своевременным по нескольким причинам. Первая уже изрядно набила оскомину во всех СМИ и в устах знакомых и близких мировое экономическое положение. В такое время люди стараются не покупать то, что не является необходимым, ну или просто умеряют свои аппетиты. Что им вполне позволит сделать GTS 250, предлагая очень хороший уровень производительности, достаточный для всех мультиплатформенных проектов и большинства ПК-эксклюзивных игр, и всего за $130-150.
Второй причиной является довольно скорый весенний выход как конкурирующих решений от компании AMD, предназначенных для нижнего ценового диапазона (менее $100), так и выпуск очередного «обновленного» продукта от Nvidia для того же сектора, и соответствующее снижение цен более дорогих моделей. Кстати, конкурент уже поддержал снижение цен, предложенное Nvidia выпуском GTS 250, также снизив цены на конкурирующие RADEON HD 4850 и HD 4870.
Чем же отличается решение Nvidia, что они могут предложить покупателям, кроме третьего по счету лёгкого обновления одного и того же продукта (8800 GTS 512 9800 GTX 9800 GTX+ GTS 250)? Представители компании выделяют следующее (по сравнению с конкурентом, а не со «старыми» картами на G92, естественно): поддержка технологий Nvidia CUDA и Nvidia PhysX, а также Nvidia 3D Vision, ну и некая «готовность» к выходу новой операционной системы Microsoft Windows 7. Далее мы чуть подробнее остановимся на этих особенностях, раз уж толком нечего писать про новую видеокарту.
Как вы поняли, теоретическая часть обзора Geforce GTS 250 будет короткой, мы уже рассматривали архитектуру G92, которая основана на архитектуре G80, и в G92b, произведённом по 55 нм технологическим нормам, ничего не изменилось. Единственными существенными для пользователя отличиями, по сравнению с Geforce 9800 GTX(+), можно считать лишь снижение требований к электропитанию и немного снизившееся тепловыделение. Ну и про цену не забываем.
Если же вы по какой-то странной причине ещё не знакомы с современными архитектурами Nvidia, то все подробности о G92 можно прочитать в базовом обзоре на нашем сайте. Это дальнейшее развитие архитектуры G8x, в которую были внесены некоторые улучшения. Также, перед прочтением данного материала, мы рекомендуем внимательно ознакомиться с базовыми теоретическими материалами DX Current, DX Next и Longhorn, описывающими различные аспекты современных аппаратных ускорителей графики и архитектурные особенности предыдущей продукции Nvidia и AMD.
- [06.06.05] Longhorn ускорители и шейдеры для DirectX 10
- [01.03.05] DirectX.Update Ускорители 3D-графики: полшага вперед
- [09.04.04] DX.Next: ближайшее и ближнее будущее аппаратного ускорения 3D-графики
Эти материалы довольно точно спрогнозировали текущую ситуацию с архитектурами видеочипов, оправдались многие предположения о будущих решениях. Дополнительную информацию об унифицированных архитектурах Nvidia G8x/G9x на примере предыдущих решений можно найти в следующих статьях:
- [18.03.08] Nvidia Geforce 9800 GX2 Новый двухчиповый претендент на трон 3D короля
- [11.12.07] Nvidia Geforce 8800 GTS 512MB (G92) Снова 128 более сильных калифорнийских стрелков, но с урезанными копьями
- [29.10.07] Nvidia Geforce 8800 GT (G92) Уже 112 быстрых калифорнийских стрелков…
- [08.11.06] Nvidia Geforce 8800 GTX (G80) новый монстр в 3D-графике и первый DX10-ускоритель
Будем считать, что с архитектурой G9x большинство читателей давно знакомо, и рассмотрим подробные характеристики первой модели видеоплаты серии Geforce GTS 200, основанной на GPU марки G92, выполненном с применением 55 нм техпроцесса.
Графический ускоритель Geforce GTS 250
- Кодовое имя чипа G92
- Технология производства 55 нм
- 754 миллиона транзисторов
- Унифицированная архитектура с массивом общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других видов данных
- Аппаратная поддержка DirectX 10, в том числе шейдерной модели Shader Model 4.0, генерации геометрии и записи промежуточных данных из шейдеров (stream output)
- 256-битная шина памяти, четыре независимых контроллера шириной по 64 бита
- Частота ядра 738 МГц
- Более чем удвоенная частота ALU 1836 МГц
- 128 скалярных ALU с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP32 точности в рамках стандарта IEEE 754, выполнение двух операций MAD+MUL за такт)
- 64 блока текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16 и FP32 компонент в текстурах
- Возможность динамических ветвлений в пиксельных и вершинных шейдерах
- 4 широких блока ROP (16 пикселей) с поддержкой режимов антиалиасинга до 16 сэмплов на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива гибко конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг. Пиковая производительность всей подсистемы до 64 MSAA отсчетов (+ 64 Z) за такт, в режиме без цвета (Z only) 128 отсчетов за такт
- Запись результатов до 8 буферов кадра одновременно (MRT)
- Все интерфейсы (два RAMDAC, два Dual Link DVI, HDMI, DisplayPort, HDTV) интегрированы на чип
Спецификации референсной видеокарты Geforce GTS 250
- Частота ядра 738 МГц
- Частота универсальных процессоров 1836 МГц
- Количество универсальных процессоров 128
- Количество текстурных блоков 64, блоков блендинга 16
- Эффективная частота памяти 2200 (2*1100) МГц
- Тип памяти GDDR3
- Объем памяти 512/1024/2048 мегабайт
- Пропускная способность памяти 70.4 ГБ/с
- Теоретическая максимальная скорость закраски 11.8 гигапикселей в сек.
- Теоретическая скорость выборки текстур до 47.2 гигатекселей в сек.
- Два DVI-I Dual Link разъема, поддерживается вывод в разрешениях до 2560х1600
- Двойной SLI разъем
- Шина PCI Express 2.0
- TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP, HDMI, DisplayPort
- Энергопотребление до 150 Вт (один 6-штырьковый разъём)
- Двухслотовое исполнение
- Рекомендуемая цена $129/$149/$169
В общем-то, не видно ничего интересного, «новая» видеокарта на основе 55 нм чипа G92 не отличается от Geforce 9800 GTX+ ничем. Впрочем, выход новой модели может быть частично оправдан установкой на неё не 512 мегабайт видеопамяти, как у 9800 GTX+, а гигабайта, что сильно влияет на производительность в тяжёлых режимах с максимальными настройками качества, высокими разрешениями с включенным полноэкранным сглаживанием. А есть ещё двухгигабайтные варианты, но это уже больше маркетинговое преимущество, чем реальное.
В таких условиях старшие версии Geforce GTS 250 действительно должна быть ощутимо быстрее Geforce 9800 GTX+ из-за увеличенного объёма памяти. А некоторые наиболее современные игры получат преимущество даже не в самых высоких разрешениях. Всё бы ничего, да только ведь некоторые производители карт выпустили Geforce 9800 GTX+ с гигабайтом памяти ещё раньше…
Производство видеочипов G92b по 55 нм технологическим нормам и заметное упрощёние дизайна PCB позволило компании Nvidia сделать решение, аналогичное Geforce 9800 GTX по характеристикам, но с меньшей ценой и сниженными потреблением энергии и тепловыделением. И теперь, чтобы обеспечить Geforce GTS 250 электропитанием, на плате установлен лишь один 6-штырьковый PCI-E разъём питания.
О названии анонсированной модели мы уже писали в самом начале. В данном случае Nvidia просто привела наименование своих карт на основе G92 к принятому современному порядку. После общего названия Geforce идёт индекс серии (GTX, GTS, GT, G), а заканчивается всё номером модели, где первая цифра обозначает поколение (мало что значащее, впрочем, ведь в серию 200 входят карты на основе и GT200 и G92), а две оставшиеся положение модели внутри линейки.
Архитектура и особенности решения
Мы не можем рассказать читателям ничего нового об архитектуре чипа, на котором основана Geforce GTS 250, ведь чип G92 это тот же известный нам с осени 2007 года GPU, просто меньшей площади и требующий меньше энергии при работе. Использование улучшенной архитектуры, основанной на 55 нм техпроцессе, сделало Nvidia Geforce GTS 250 дешевле, тише и энергоэффективнее, по сравнению с Geforce 9800 GTX+.
Вообще, очень интересно, чем занимаются в Nvidia отделы по проектированию чипов. По сути, уже почти три года мы не видели ничего по-настоящему нового, только небольшие улучшения (ну хорошо, в GT200 изменений было довольно много, но это всё равно лишь улучшенная архитектура G8x), а ещё чаще обновления в виде изменённых частот, дизайна и названия.
Напомним, что архитектура GT200, анонсированная прошлым летом, является модифицированной архитектурой G8x/G9x, начало которой положил чип G80, выпущенный ещё в 2006 году. Основными отличиями чипа G92 от G80 была технология производства 65 нм, блок аппаратного декодирования видео и некоторые улучшения в текстурных модулях, а нововведения GT200 в основном количественные. Поэтому мы продолжаем ждать действительно новой архитектуры (с поддержкой DirectX 11 API) от Nvidia, и очень надеемся, что никакие финансовые трудности не повлияют на эти планы.
Nvidia CUDA
Как и все остальные современные решения компании, модель Geforce GTS 250 поддерживает технологию вычислений на видеочипах CUDA. Этой технологии посвящены два наши материала, поэтому подробно мы останавливаться на её описании не будем, всё можно прочитать там.
Важно, что программы с использованием CUDA, предназначенные для обычных пользователей, начали мало-помалу появляться. Одним из первых подобных приложений, использующих CUDA, является программа для перекодирования видео от компании Elemental, со странным названием Badaboom. Но не бадабумом единым… Сейчас можно упомянуть уже и другие полезные (имеется в виду видимая польза здесь и сейчас, поэтому Folding@Home и SETI@Home пропускаем) приложения с поддержкой CUDA: Pegasys TMPGEnc 4 GPU-ускоренная постобработка видеоданных, ArcSoft TotalMedia Theatre GPU-ускоренное масштабирование видеопотока до HD разрешений.
Pegasys TMPGEnc 4 (ранее известна как Tsunami MPEG Encoder) это утилита для кодирования видео в разные форматы, также предлагающая и некоторые возможности по редактированию потока и применению к изображению специальных фильтров постобработки. С недавних пор TMPGEnc использует технологию CUDA для ускорения декодирования видеоданных (ускорение кодирования видео при помощи GPU пока что не поддерживается), а также для увеличения производительности таких фильтров, как цветокоррекция, удаление шума и увеличение резкости (smart sharpen).
Перечисленные задачи весьма требовательны к вычислительной мощности, и обработка видеопотока при их использовании занимает значительно больше времени. При использовании видеокарт Nvidia, поддерживающих технологию CUDA, фильтры могут быть ускорены до 4-5 раз, по сравнению с аналогичной обработкой на CPU. Может быть, пока что это не так уж сильно впечатляет, но работу для некоторых пользователей облегчить всё же в состоянии.
ArcSoft TotalMedia Theatre это приложение для просмотра видео различных форматов на компьютере, поддерживающее технологию Nvidia CUDA для очень качественного масштабирования видеопотока с DVD и других форматов низкого разрешения до HD разрешений (1280х720, 1920х1080). Технология повышения разрешения (upscaling) ArcSoft SimHD в своём алгоритме качественного повышения разрешения перекладывает часть расчётов на GPU при помощи CUDA, что обеспечивает возможность такой обработки в режиме реального времени, на скорости 30 кадров в секунду. Для сравнения, без CUDA-ускорения обычные центральные процессоры обеспечивают производительность в этой же задаче лишь в единицы FPS.
Не стоит забывать, что это всё лишь теория, а практическое исследование всех подобных возможностей как чипов производства Nvidia, так и AMD, есть у нас в планах. Вот только бы больше приложений появилось к тому времени, особенно тех, где можно сравнить конкурирующие решения лицом к лицу…
Nvidia PhysX
И всё же, для игровой видеокарты всё вышеперечисленное пока не так уж и важно, а вот улучшения в играх это совсем другое дело. Про технологию аппаратного ускорения физических эффектов при помощи GPU мы уже неоднократно писали. PhysX позволяет использовать такие вычислительно сложные эффекты как симуляция жидкостей и тканей, а также рассчитывать физику для многих тысяч объектов одновременно.
В этом деле очень важна поддержка игровой индустрии, без которой любое хорошее начинание закончится, едва начавшись. И такая поддержка у PhysX есть. В прошлом году три больших игровых издателя: Electronic Arts, Take-Two Interactive и THQ анонсировали использование технологии PhysX при разработке игр своими игровыми студиями. Учитывая появление игр с активным использованием физических PhysX эффектов, аппаратно ускоряемых на видеокартах Nvidia, уже в прошлом году, можно с уверенностью говорить о том, что в 2009-м количество таких игр только увеличится.
Хорошим примером могут служить игры Анабиоз и Mirror’s Edge. Технология PhysX хоть и не влияет на игровой процесс этих игр настолько сильно, чтобы от её поддержки нельзя было отказаться, но она приносит игрокам новый опыт, повышая интерактивность игрового мира, добавляя качественные эффекты симуляции ткани, стекла, дыма и жидкости. Игры с включенными PhysX эффектами выгодно отличаются большей интерактивностью и физически корректным поведением объектов.
Естественно, пока что все игровые приложения создаются с учётом систем, аппаратно не ускоряющих PhysX. Таких систем очень много, и в их случае вся тяжесть расчётов ложится на CPU, который не может обеспечить высокой производительности в этой задаче. К примеру, на некоторых уровнях игры Mirror’s Edge, системы без аппаратной поддержки технологии PhysX не могут дать даже 30 кадров в секунду, тогда как анонсированный сегодня Geforce GTS 250 предоставляет возможность комфортного геймплея в этой игре даже при максимальных настройках в разрешениях до 2560 × 1600 включительно.
Geforce 3D Vision
Одной из последних технологий компании, поддержкой которой обладает и Geforce GTS 250 в том числе, стала Geforce 3D Vision. Это готовое решение для просмотра стереоизображений, использующее беспроводные затворные стереочки (shutter glasses). Затворный принцип обеспечивает лучшее качество изображения, по сравнению с пассивными очками на основе поляризационных фильтров. Это касается как увеличенного разрешения, так и больших углов обзора.
Другим важным преимуществом технологии Geforce 3D Vision против конкурирующих, является отличная совместимость с 3D играми. Стереодрайвер Nvidia обеспечивает «родную» поддержку стереорендеринга в играх, список которых включает уже более 300 наименований. Кроме игр ?