Этическое учение иисуса христа содержится в какой проповеди

Этику Иисуса Христа кратко можно определить как этику любви. Христианская этика определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Источниками христианской этики выступают: Декалог Ветхого Завета (10 заповедей); жизнь Христа; заповеди Нагорной проповеди; жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов церкви, а также примеры нравственности, явленные в жизни современной церкви.

В представлении христианства 10 заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа, учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства.

Нагорная проповедь Иисуса Христа представляет собой собрание его изречений в Евангелии от Матфея, которые преимущественно отражают его моральное учение. В главах 5—7 Евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнес эту проповедь (ок. 30 г. н.э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на пять частей, Нагорная проповедь — из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жесткого осуждения книжников и фарисеев[1].

Самая известная часть Нагорной проповеди — Заповеди блаженства, помещенные в начале Нагорной проповеди. Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к 10 заповедям. Христос предстает истинным толкователем закона Моисеева. Считается также, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.

Краеугольной идей христианской этики выступает идея любви к ближнему. В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом:

  • 1) в Евангелии от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20);
  • 2) Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32—34);
  • 3) Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).

Это правило неоднократно повторяли также апостолы Иисуса Христа:

  • 1) в Послании к Римлянам: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай (чужого) и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8—10);
  • 2) Послании к Галатам: «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13—15);
  • 3) Послании Иакова: «Закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:7—9);
  • 4) Деяниях апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28, 29).

Христианская этика является самой масштабной по аккумуляции различных этнических и социальных традиций и исторических периодов. Именно в этике христианства закрепляется личностная форма социального существования человека, когда его свобода выражается не просто в произволе или случайности, а как свободный выбор и определение уникальности его свободы через опосредствование в Божественном абсолюте. Христианская этика базируется именно на закреплении ценности личности, в то время как моральные ценности определенной социальной структуры или государства уходят на второй план.

Дохристианская же этика во многом погружена во внешнее, т.е. в установление традиций, власти, старейшин, предков, матери-природы и т.д. В данном случае моральный абсолют носит абстрактный характер — почитание природы, недеяние и пр. В этой этике не видно личности.

Христианство же впервые говорит о любви к конкретному человеку и от лица конкретного человека. Бог выступает как абсолютный образец любви! Причем любви жертвенной, ведь Бог принес в жертву даже своего сына за людей, которые погрязли в грехах. Таким образом, сердцевина этики Иисуса Христа не просто абстрактная любовь, а жертвенная любовь, которая исходит от Бога. И именно любовь как жертва делает человека равным Богу.

Источник

А.Г. Долженко

На протяжении веков люди, живя на свете, пытались проанализировать окружающий мир, познать законы развития общества и природы, чтобы использовать эти знания для улучшения своей жизни, для достижения счастья. Много философских теорий и религиозных учений (и разных направлений в пределах какого-либо учения) возникли и рассказывают о том, что такое счастье и как нужно жить человеку для того, чтобы его достичь. Большинство религиозно-философских систем мира, рассказывающих о том, как нужно жить человеку, чтобы достичь счастья, сходны между собой в том, что они указывают на существование материального и сверхъестественного мира, рассказывают о Боге и противостоящих Ему силах, о зависимости человеческого счастья от добрых поступков самого человека.

Но самой прогрессивной и развитой системой взглядов о том, как нужно жить человеку на свете, чтобы быть счастливым, является учение Иисуса Христа. Потому что это учение вобрало в себя все самое лучшее и совершенное, выработанное на протяжении веков человечеством в области развития философско-религиозных и этико-нравственных взглядов и критериев, и обогатилось новыми чисто христианскими понятиями. Прогрессивность и преимущество Учения Иисуса Христа становится очевидным при сравнении этого Учения с другими религиозно-философскими системами мира, в которых нет целого ряда понятий, присутствующих в христианстве, а сходные понятия в христианстве трактуются более глубоко и рационально.

Истинность Учения Иисуса Христа доказывается самой жизнью и в первую очередь тем огромным влиянием, какое оно оказывает на мир и людей, подобно ласковому солнцу, даруя жизнь и озаряя сердце и просвещая разум каждого человека. В Учении Иисуса Христа описаны все ключевые случаи и события, которые могут произойти в жизни людей, охарактеризованы всевозможные жизненные ситуации, в которых может оказаться человек, и даны единственно правильные советы о том, как человеку лучше всего поступить в тех или других обстоятельствах. В этом сила и мудрость Учения Иисуса Христа. Поэтому это великое учение имеет всё новых и новых сторонников. Недаром говорится:

«Язык мудрых сообщает добрые знания» (Притч.15:2).

Для того, чтобы жить счастливо, каждый человек должен знать и воплощать в свою жизнь Учение Иисуса Христа. Толкование Учения Иисуса Христа представляет собой огромный религиозно-философский пласт в истории человеческой цивилизации и ее культуры. Пояснение Учения Иисуса Христа породило целый ряд сект, лжеучений и систем, которые умело фальсифицируя понятия из Библии, искажают суть настоящего учения. Критериями для определения истинности при пояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, сердце, открытое для Бога, логика, здравый смысл и ясный рассудок, которые Господь даровал человеку, чтобы он смог разобраться в любых понятиях жизни и философии. Толкование Учения Иисуса Христа в большинстве случаев начинается с пояснения понятий, изложенных в Нагорной проповеди. Затем поясняются притчи и высказывания Иисуса Христа. В Нагорной проповеди в сжатой форме излагаются основные критерии Учения Иисуса Христа. Нагорная Проповедь это голос, исходящий от Божьего Престола, это Светоч Небесный, озаряющий жизнь людей. Расположившись на горе Корн-Хатин в окружении народа, Иисус Христос произнес Нагорную проповедь (в которой излагаются основы Его учения), начав ее с изложения заповедей Блаженства.

Источник

Распечатать

А.Г. Долженко

О Своем учении Иисус Христос говорил:
«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:16), то есть Бога-Отца. В Нагорной проповеди ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства.

Читайте также:  Мало кальция в каких продуктах содержится

В Нагорной проповеди отражены основные понятия и истины учения Иисуса Христа. Люди были поражены Нагорной проповедью, так как в ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о счастье и о законах жизни. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном сточки зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. К народу они относились с презрением, как к невежественной массе. Считали бесполезным и ненужным просвещать невежественный народ. Они говорили что
«народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Причем, толкуя закон Божий, книжники и фарисеи не скрывали от народа то, что могут его пояснять на разные лады, так, как им это выгодно. Так, например, один из фарисеев похваляясь, говорил, что может дать каждому стиху Святого писания тысячу различных толкований. Поэтому очень часто евреи не верили своим духовным руководителям и не понимали их объяснений.

Иисус Христос говорил просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, применяя для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель не об обрядности, о которой любили рассуждать фарисеи, а о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. А достижение этой цели можно осуществить через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни добро. Этим самым человек содействует созданию на земле Царства Божьего и правды Его.

В Нагорной проповеди Иисус Христос рассказал о том, что человеку не надо заботиться о благах земных, то есть не надо собирать сокровища земные, но надо заботиться о том, что приводит к жизни вечной через собирание сокровищ небесных. Спаситель рассказал о том, что все люди перед Богом равны, так как являются сынами Отца Небесного и что не богатство и родовитость помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, выражающаяся в исполнении Его законов через добрые дела, и любовь к ближним. А ближними являются не только друзья из своей нации, но и все люди, даже враги, которых надо любить, благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас, молиться за обижающих и гонителей. Нужно побеждать зло добром, идти узким путем через тесные врата ко спасению. И всё это нужно делать для того, чтобы быть сынами Отца Небесного.

Своей Нагорной проповедью Спаситель научил людей, как надлежит жить праведно, указал на путь жизни, ведущий ко спасению и вечному блаженству. Изложил морально-нравственные и философско-религиозные основы Своего учения.

С тех давних дней до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком дорогу к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения людей, и политическое устройство общества. Она благотворно влияет на формирование духовного облика человека и на его религиозно-философское развитие, указывая людям путь к всестороннему совершенству, к улучшению не только отдельной личности, но и мировой цивилизации.

Учение Спасителя, Иисуса Христа, произвело сильное впечатление на людей. И когда Он окончил излагать Нагорную проповедь, множество народа пошло за ним.
«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Матф.8:1). Этот подлинный факт, связанный с завершением изложения Нагорной проповеди, символически говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты этих слов и о распространении Его учения среди народов всего мира.

Комментарии для сайта Cackle

Источник

На чтение 6 мин. Просмотров 140

Особенность,или сущность учения Иисуса Христа заключается в Нём Самом.

“Спустившись с ними вниз, Иисус остановился на равнине, где собралась большая толпа Его учеников и великое множество народу со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидо́на. Они пришли послушать Его и получить исцеление от болезней. Одержимые нечистыми духами тоже исцелялись, и все в толпе стремились прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила, которая всех исцеляла.“(Луки 6:17-19)

В то время, когда множество людей принимали исцеляющую Божью силу, Иисус начал преподавать Своё учение. Получалось, что истинность учения Христа была подтверждена Божьей силой незаслуженного исцеления. Последующие стихи с 20 по 49, передают нам сущность учения Иисуса Христа. При этом, если мы более внимательно изучим Нагорную проповедь, которая более подробно описана евангелистом Матфеем, то сможем выделить основные направления учения Христова.

Сущность учения Иисуса Христа в Нагорной проповеди

Сущность учения Иисуса ХристаНагорная проповедь

Первое. Говоря о заповедях блаженства, Господь говорит не о будущем благословении, которое нужно заслужить, а утверждает истину: «Блаженны такие-то».
Кто является благословенным в глазах Божьих — это люди, которые осознают свою духовную беспомощность и зависимость от Бога во всем, и потому не полагаются на себя. Они «нищи» или «бедны» внутренне, не имея в себе самих способности угодить Богу и понимают это. Их вера не фанатичная. Они сознательно выбирают переносить скорби и лишения, несправедливость и гонения за веру в Иисуса Христа. Их сердца открыты для Бога и Его мира. По сути это люди, которые прежде всего ищут Божьего Царства и праведности Христа.
Именно таких людей Иисус называет блаженными или счастливыми — греческое слово: «μακάριος — макариос».

НАСТОЯЩЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ПЕРЕЖИТЬ ТОЛЬКО С БОГОМ.

Второе. Люди, которые ищут прежде всего Бога, являются светом для этого мира. При этом нам важно понимать, что истинный свет — это не наши добрые дела, а свет Иисуса Христа в нас:

«Иисус снова заговорил с ними: «Я — свет миру. Тот, кто пойдет за Мной, не будет блуждать во тьме — с ним будет свет жизни».» (Иоанна 8:12)

Именно когда мы следуем за Иисусом Христом, тогда Его свет светит через нас. Религия и закон учат нас светить своими добрыми делами. Но люди незнающие Бога тоже творят добрые дела.

ПОЭТОМУ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК БОЖЬЕГО СВЕТА В НАС — ЭТО ИИСУС ХРИСТОС!

Проводя время в общении со Христом, мы станем творить дела, которые творил Иисус. И тогда люди будут видеть в нас свет Иисуса Христа. И станут хвалить и прославлять не нас, а Бога.

Сущность учения Иисуса Христа

 Иисус Христос и закон Моисея

Третье. Всё последующее учение Иисуса Христа в Нагорной проповеди, противопоставляет закону Моисея жизнь верой.

До сих пор в церкви принято смешивать благодать Христа и закон Моисея. Постоянно можно слышать: «Мы спасены по благодати через веру, но… есть условия»

Там где есть условия — там есть закон. А там где есть закон — там нет благодати. Потому что условия или требования закона всегда подразумевают проклятие, осуждение и наказание за невыполнение заповедей:

Читайте также:  Какая информация содержится только в книгах а

«Ведь тот, кто исполнил весь Закон, но в чем-то одном оступился, виновен в нарушении всего Закона.» (Иакова 2:10)

«И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие, потому что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того, что написано в книге Закона».» (Галатам 3:10)

Сущность учения Иисуса Христа в благодати

Никогда закон Моисея не имел цели сделать нас праведными. Закон лишь указывал на грех и осуждал. Именно поэтому Иисус Христос учит нас благодати, которая открывает нам оправдание через веру и жизнь верой. Закон же не имеет никакого отношения к вере:

«Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нем сказано: «Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить».» (Галатам 3:12)

Пастор

Задать вопрос

Но в церкви нет закона Моисея.

Пастор

По закону я должен полагаться только на себя и на то, что сделал я сам: «Если делаю правильно, то имею право получить награду. А если не делаю, то проклят и заслуживаю наказание». Закон не даёт нам право на ошибку и учит нас либо благословению, либо проклятию. А это уже никакая не благая весть, а весть о законе Моисея.

Благая Весть открылась в Иисусе Христе: «Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве».
Все это было для того, чтобы благословение, обещанное Аврааму, через Христа Иисуса было дано и язычникам, чтобы и мы получили обещанный дар Духа за веру.» (Галатам 3:13-14)

Законническое учение загоняет и самих проповедующих, и их слушателей под проклятие и осуждение закона.

Спасение по делам ограничивают веру

Из-за чего христиане пытаются всеми силами заслужить Божье благословение, вместо того, чтобы принять благословение верой. Именно законнические усилия и ограничивают нашу веру, которая действует исключительно по благодати! Такое понимание накладывает отпечаток и на наши отношения с другими людьми. Только незаслуженное нашими усилиями, а принятое верой оправдание, научит нас быть милостивыми к другим. И произведёт в нас плод Духа, чтобы мы искренне поступали с другими так, как мы хотим, чтобы поступали с нами:

«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами…
Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец».» (Луки 6:31,36)

Сущность учения Иисуса Христа акцентировано на вере, действующей благодатью. Где нет благодати, там нет веры.

А где нет веры, там начинает действовать закон, который не имеет милости и прощения. Это природа закона — наказывать за любую провинность. Где уж там под законом любить врагов. Под законом и ближнего то любить тяжело. Находясь под законом, мы хотим чтобы нас миловали, а наши обидчики получали по заслугам.

ТОЛЬКО ПОД БЛАГОДАТЬЮ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ВЕРА, ОТКРЫВАЮЩАЯ НАМ ДОСТУП К ИСТОЧНИКУ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ И МИЛОСТИ.

Именно поэтому, когда иудеи привыкшие полагаться на себя и соблюдение закона спросили у Иисуса, что им делать чтобы угодить Богу, Он ответил так:

«Иисус ответил: — Дело, угодное Богу, — это верить в Того, Кого Он послал.» (Иоанна 6:29)

Таким образом, сущность учения Иисуса Христа — это учение о вере, действующей любовью по благодати.

Источник

Нагорная проповедь – это революционное, по своей сути, учение. В ней Иисус Христос сформулировал новые принципы отношений между человеком и Богом, свойственные только христианству. Проповедь замечательна тем, что в ней собрано все главное, что необходимо знать и делать христианину. Святой Евангелист Матфей полностью записал слова Спасителя, которым посвящены три главы Евангелия — с 5-й по 7-ю главы. Евангелист Лука приводит только некоторые части проповеди в 6-й главе своей книги.

Что такое Нагорная проповедь

Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.

Определение понятия

Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.

Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней”. Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек. Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога.

Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.

Значение в истории

В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.

В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.

Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.

Текст проповеди

Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.

Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.

История появления

Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка

Место события

Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».

Читайте также:  В каких продуктах содержится электролиты

Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.

Проповедник и слушатели

Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.

Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.

Структура проповеди

Проповедь делится на восемь частей:

  1. Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
  2. Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
  3. Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
  4. Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
  5. Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
  6. Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
  7. Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
  8. Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.

Заповеди блаженства

Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.

Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.

Согласно заповедям Господним, блаженны:

  • нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
  • плачущие, ибо они утешатся;
  • кроткие, ибо они наследуют землю;
  • алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
  • милостивые, ибо они помилованы будут;
  • чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
  • миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
  • изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
  • вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Притчи о соли и свете

Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.

Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.

Толкование Закона

Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.

Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.

Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряды , проводимые напоказ , ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.

По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.

Молитва Господня

«Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.

«Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.

Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.

Не судите, да не судимы будете

Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.

— Не нужно осуждать других, тогда и сами не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить, — продолжает Господь.

Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.

— И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? — говорит Спаситель.

Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.

Благость Небесного Отца и святость

Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.

Толкования текста

Нагорное учение, при всей своей лаконичности, наполнено великим смыслом. Поэтому всегда вызывало у исследователей желание развернутого толкования. Один из самых сложных вопросов христианского богословия заключается в том, насколько учение вписывается в повседневную жизнь христианина.

Различные толкования:

  1. Буквальное понимание Нагорной проповеди Иисуса Христа отвергает любые компромиссы. Если христианин, придерживаясь Писания, лишается земных благ, это не должно препятствовать выполнению учения Евангелия.
  2. Древние переписчики изменяли текст так, чтобы сделать проповедь максимально доступной для понимания.
  3. Гиперболическое толкование гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в его учении — только гиперболы, и в обычной жизни они не должны выполняться столь буквально.
  4. Согласно методу основных принципов, Иисус не предлагает слушателям инструкции к выполнению, а лишь определяет основные положения, которых следует придерживаться в повседневной жизни.
  5. Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования, считая, что учение относится как к общим положениям, так и частным случаям. Исполнение первых — обязательное условие спасения, а вторые предназначены для совершенствующихся в Боге клириков и монахов.
  6. Мартин Лютер разделяет существование человека в духовное и материальное. Он считал, что безоговорочно наставление имеет отношение только к духовности. Во временном, материальном мире обязанности человека перед семьей, обществом и властью толкают на поиски компромисса.
  7. Пристальное чтение Писания указывает, что понимание ряда самых радикальных указаний Нагорного учения объясняется другими местами Нового Завета.
  8. Толкование, суть которого можно описать фразой «не для чего поступаешь, а как поступаешь», появилось в XIX веке. Суть его заключается в важности не того, что делает человек, а того, каким духом пропитаны его поступки.
  9. Альберт Швейцер — автор толкования вре́менной этики. С его точки зрения, Иисус был убежден, что Армагеддон наступит в ближайшее время, и поэтому материальная жизнь его не интересовала.

Видео

Отрывок из фильма, где Иисус излагает важнейшие постулаты своего учения. 

Источник